«Евгений Онегин» – роман в стихах великого русского поэта Александра Пушкина, написанный в период 1823-1830 гг. Одно из наиболее выдающихся произведений русской словесности. Повествование ведется от имени неизвестного автора, который представился добрым приятелем Онегина.
В романе, на фоне картин русской жизни, продемонстрирована драматическая судьба представителей русского дворянства начала 19 века.
В биографии Евгения Онегина есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Онегина.
История создания
А.С. Пушкин создавал это произведение около 8 лет (1823-1831). История создания «Евгения Онегина» началась в Кишиневе в 1823 году. В нем отразился опыт «Руслана и Людмилы», но предметом изображения послужили не исторические и фольклорные персонажи, а современные герои и сам автор. Также поэт начинает работать в русле реализма, постепенно отказываясь от романтизма. В период Михайловской ссылки он продолжал работу над книгой, а завершил ее уже во время вынужденного заточения в селе Болдино (Пушкина задержала холера). Таким образом, творческая история произведения вобрала в себя самые «плодородные» годы творца, когда его мастерство эволюционировало с бешеной скоростью. Так что в его романе отразилось все то, чему он научился за это время, все, что он познал и почувствовал. Возможно, этому обстоятельству произведение обязано своей глубиной.
Сам автор называет свой роман «собраньем пестрых глав», каждая из 8 глав обладает относительной самостоятельностью, ведь написание «Евгения Онегина» длилось долго, и каждый эпизод открывал определенный этап в жизни Пушкина. По частям книга и выходила, выпуск каждой становился событием в мире литературы. Полное издание увидело свет только в 1837 году.
Цитаты
«Но в чем он истинный был гений, что знал он тверже всех наук, что было для него измлада и труд, и мука, и отрада, что занимало целый день его тоскующую лень, — была наука страсти нежной…» — Онегин характеризуется, как «забав и роскоши дитя»
«Пришла пора, она влюбилась… Давно ее воображенье, Сгорая негой и тоской, Алкало пищи роковой; Давно сердечное томленье Теснила ей младую грудь: Душа ждала … кого-нибудь». — Татьяна накануне встречи с Онегиным.
Они сошлись. Вода и камень Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой…» — Контраст и противоречия молодых персонажей.
Подробнее: А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: цитаты автора от лица рассказчика в романе
Жанр и композиция
А.С. Пушкин определял свое произведение как роман в стихах, подчеркивая, что оно лиро-эпическое: сюжетная линия, выраженная любовной историей героев (эпическое начало), соседствует с отступлениями и авторскими размышлениями (лирическое начало). Вот, почему жанр «Евгения Онегина» называют «романом».
«Евгений Онегин» состоит из 8 глав. В первых главах читатели знакомятся с центральным персонажем Евгением, переезжают вместе с ним в деревню и встречают будущего приятеля – Владимира Ленского. Далее драматизм повествования увеличивается за счет появления семейства Лариных, особенно Татьяны. Шестая глава – кульминация отношений Ленского и Онегина и бегство главного героя. А в финале произведения происходит развязка сюжетной линии Евгения и Татьяны.
Лирические отступления связаны с повествованием, но это также диалог с читателем, ими подчеркивается «свободная» форма, близость к задушевной беседе. Этим же фактором можно объяснить незавершенность, открытость финала каждой главы и романа в целом.
Анализ романа
Основной сюжет произведения
В основе сюжета лежит любовная линия: молодая Татьяна Ларина влюбляется в яркую неординарную личность Евгения Онегина. Еще совсем юный, он уже устал от шумной суеты и мишуры окружающей его, и называет свою душу охладевшей. Молодая влюбленная девушка решается на отчаянный шаг и пишет письмо-признание, где со свойственной ее юношеской натуре пылкостью изливает Евгению свою душа и высказывает надежду на возможность романтических отношений между ними. Герой не отвечает Татьяне взаимностью, чем очень сильно ранит ее. Между молодыми людьми происходит решительное объяснение, и Онегин мягко говорит Татьяне о том, что его черствая душа уже не способна полюбить, пусть и такую юную и прекрасную девушка как Татьяна. Позже, когда Ларина становится замужней женщиной и, казалось бы, обретает тихое семейное счастье, пути героев пересекаются вновь. Онегин понимает, какую ужасную ошибку он совершил, но, к сожалению, исправить что-либо уже не возможно. Татьяна произносит свое знаменитое «…но я другому отдана, и буду век ему верна…», чем ставит точку в несостоявшейся истории любви.
Множество ошибок, которые свойственно делать людям, особенно в юношестве, помешали молодым героям быть вместе, несмотря на их взаимную любовь. Только пройдя через череду душевных потрясений, Онегин понимает, что Татьяна – та самая девушка, с которой он мог бы быть очень счастлив, но, как водится, понимает это он слишком поздно. Все это, безусловно, заставляет читателя задуматься над тем, а не совершает ли он подобную ошибку. А, быть может, погружает в воспоминания о прошлых печальных опытах или заставляет вновь пережить пылкие и нежные первые чувства.
Подробнее: А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: сюжет и краткое содержание по главам романа
О чем?
Молодой, но уже разочаровавшийся в жизни дворянин получает в наследство имение в деревне, отправляется туда, надеясь развеять свою хандру. История Евгения Онегина начинается с того, что он вынужден был сидеть с больным дядей, который и оставил племяннику свое родовое гнездо. Однако деревенский быт скоро наскучивает герою, его существование стало бы невыносимым, если бы не знакомство с поэтом Владимиром Ленским. Приятели – «лёд и пламень», но различия не мешали дружеским отношениям. Сравнительная характеристика Ленского и Онегина поможет в этом разобраться.
Ленский знакомит друга с семейством Лариных: старушкой-матерью, сестрами Ольгой и Татьяной. Поэт давно влюблен в Ольгу, ветреную кокетку. Гораздо серьезнее и цельнее характер Татьяны, которая сама влюбляется в Евгения. Ее воображение давно рисовало героя, осталось только появиться кому-нибудь. Девушка страдает, терзается, пишет романтическое письмо. Онегин же польщен, но понимает, что не может ответить на столь страстное чувство, поэтому дает жесткую отповедь героине. Это обстоятельство повергает ее в депрессию, она предчувствует беду. И беда действительно пришла. Онегин решает отомстить Ленскому из-за случайной размолвки, но выбирает ужасное средство: заигрывает с Ольгой. Поэт оскорблен, вызывает вчерашнего друга на дуэль. Но виновник убивает «невольника чести» и уезжает навсегда. Суть романа «Евгений Онегин» заключается даже не в том, чтобы показать все это. Главное, на что стоит обратить внимание, это описание русской жизни и психологизма персонажей, который развивается под влиянием изображенной атмосферы.
Однако отношения Татьяны и Евгения не окончены. Они встречаются на светском вечере, где герой видит не наивную девочку, а зрелую женщину в полном блеске. И влюбляется сам. Также терзается и пишет послание. И встречает такую же отповедь. Да, красавица ничего не забыла, но поздно, она «другому отдана»: Татьяна отвергает Онегина. Несостоявшийся любовник остается ни с чем.
Действующие лица
- Евгений Онегин — молодой человек 24 лет, дворянин.
- Татьяна Ларина — романтическая девушка, впоследствии — светская львица и верная жена.
- Ольга Ларина, её сестра — хорошенькая, но пустая девушка. На год младше Татьяны.
- Владимир Ленский — юный романтик и поэт, влюблённый в Ольгу Ларину.
- Няня Татьяны — верная подруга девушки.
- Зарецкий — секундант на дуэли Онегина и Ленского.
- Муж Татьяны Лариной — «важный генерал».
- Автор — лирический герой (сам Пушкин), комментирующий всё происходящее либо отвлекающийся от него.
- Дмитрий и Прасковья Ларины — родители Татьяны и Ольги.
- Княжна Алина — двоюродная сестра Прасковьи Лариной, живущая в Москве.
- Провинциальные помещики.
Главные герои и их характеристика
Образы героев «Евгении Онегине» — не случайная подборка действующих лиц. Это миниатюра российского общества того времени, где скрупулёзно перечислены все известные типажи знатных людей: небогатый помещик Ларин, его светская, но опустившаяся в деревне супруга, возвышенный и несостоятельный поэт Ленский, его ветреная и легкомысленная пассия и т.д. Все они представляют императорскую Россию времен своего расцвета. Не менее интересен и самобытен образ автора. Ниже представлена характеристика главных героев:
- Евгений Онегин – главный герой романа. Он несет в себе неудовлетворенность жизнью, усталость от нее. Пушкин подробно рассказывает о среде, в которой вырос юноша, о том, как среда формировала его характер. Воспитание Онегина типично для дворян тех лет: поверхностное образование, направленное на то, чтобы быть успешным в приличном обществе. Он подготавливался не для настоящего дела, а исключительно для светских развлечений. Поэтому смолоду устал от пустого блеска балов. Он обладает «души прямым благородством» (чувствует дружескую привязанность к Ленскому, не обольщает Татьяну, пользуясь ее любовью). Герой способен на глубокое чувство, но боится потерять свободу. Но, несмотря на благородство, он — эгоист, и самолюбование лежит в основе всех его чувств. В сочинении Образ Евгения Онегина написана наиболее подробная характеристика персонажа.
- Очень сильно отличается от Татьяна Ларина, этот образ предстает идеальным: цельная, мудрая, преданная натура, готовая на все ради любви. Она выросла в здоровой среде, на природе, а не в свете, поэтому в ней сильны настоящие чувства: доброта, вера, достоинство. Девушка любит читать, в книгах она и почерпнула образ особенный, романтический, овеянный тайной. Именно этот образ воплотился в Евгении. И Татьяна со всей страстностью, правдивостью и чистотой отдалась этому чувству. Она не обольщала, не кокетничала, а взяла на себя смелость признаться. Этот отважный и честный поступок не нашел отклика в сердце Онегина. Он полюбил ее на семь лет позже, когда она блистала в свете. Слава и богатство не принесли счастья женщине, она вышла за нелюбимого, но ухаживания Евгения невозможны, семейные клятвы для нее святы. Подробнее об этом в сочинении образ Татьяны Лариной.
- Сестра Татьяны Ольга не представляет большого интереса, в ней нет ни одного острого угла, все округло, не зря Онегин сравнивает ее с луной. Девушка принимает ухаживания Ленского. И любого другого человека, потому что, почему бы и не принять, она кокетлива и пуста. Между сестрами Лариными сразу наблюдается громадное различие. Младшая дочь пошла в мать, ветреную светскую особу, которую насильно заточили в деревне.
- Однако именно в кокетливую Ольгу влюбился поэт Владимир Ленский. Наверное, потому что пустоту легко наполнить собственным содержанием в мечтах. Герой еще горел скрытым огнем, тонко чувствовал и мало анализировал. В нем высоки моральные понятия, поэтому он чужд свету и не отравлен им. Если Онегин беседовал и танцевал с Ольгой лишь от скуки, то Ленский увидел в этом предательство, бывший друг стал коварным искусителем безгрешной девушки. В максималистском восприятии Владимира это сразу разрыв отношений и дуэль. В ней поэт проиграл. Автор ставит вопрос, что же могло ждать персонажа при благоприятном исходе? Вывод неутешителен: Ленский женился бы на Ольге, стал бы обыкновенным помещиком и опошлился в рутинном прозябании. Также вам может понадобиться сочинение образ Ленского.
Краткое содержание
Глава 1
Молодой дворянин Евгений Онегин едет из Петербурга в деревню к заболевшему дяде.
В первой главе автор иронично описывает главного героя. Евгений умел рассуждать обо всём, ни во что не погружаясь слишком глубоко, умел к месту промолчать и пошутить, модно одевался и пользовался успехом у женщин. Обычный день Евгения таков: позднее пробуждение, прогулка, ресторан, театр, бал — и возвращение домой под утро. При этом от светского общества Евгений порядком устал. Молодой человек хотел посвятить себя литературе, но «труд упорный ему был тошен».
Автор-повествователь сообщает, что познакомился с Евгением именно в это время и планировал отправиться с ним в путешествие, но тут скончался отец Евгения, оставив после себя только долги. Тот самый дядя, который «не в шутку занемог», планировал оставить Евгению наследство. И, приехав в деревню, молодой человек узнаёт, что дядя скончался, а он получил в своё распоряжение всё дядино состояние.
Глава 2
Евгений решает пожить в деревне. Он упрощает жизнь крестьянам, заменяя барщину лёгким оброком, и не общается с соседями вовсе. Но тут в деревню прибывает молодой Владимир Ленский — романтик и поэт. Евгений и Владимир подружились, несмотря на то что были полными противоположностями («Волна и камень, / Стихи и проза, лёд и пламень / Не столь различны меж собой»).
Ленский — жених Ольги Лариной. Повествователь описывает Ольгу (мила, но банальна) и её старшую сестру Татьяну (не такая красивая, застенчивая, «в семье своей родной / Казалась девочкой чужой»).
Глава 3
Владимир Ленский часто бывает у Лариных, и у Евгения также появляется интерес к этому семейству. Татьяна привлекает внимание Евгения. Семейство Лариных всерьёз надеется, что и для старшей дочери нашёлся жених.
Татьяна влюбляется в Евгения. Она берёт пример с героинь её любимых романов: пишет письмо, в котором объясняется в любви, и передаёт Евгению с няней.
Два дня Татьяна ожидает ответа, но Евгений не появляется. Увидев подъезжающего Онегина, Татьяна пугается и скрывается в саду.
Глава 4
Онегин растроган письмом Татьяны. Он понимает, что девушка в своём признании была искренней и смелой. Обманывать её он не может.
Онегин объясняется с Татьяной: говорит, что любит её, как брат; что девушка ещё встретит другую любовь; делает замечание: «Учитесь властвовать собою; / Не всякий вас, как я, поймёт; / К беде неопытность ведёт».
Приближается осень. Ленский передаёт Онегину приглашение на именины Татьяны. Владимир счастлив: через две недели после этих именин он женится на Ольге.
Глава 5
В деревне зима. В святочный вечер Татьяна, по обычаю, гадает: прячет под подушку зеркало и ложится спать, чтобы увидеть вещий сон. Ей снится, что она переходит ручей по шатким мосткам.
Девушке страшно. Внезапно из сугроба вылезает медведь, подаёт ей лапу, и Татьяна опирается на медведя. Зверь поднимает девушку и вносит в шалаш. Шалаш полон чудовищ. Среди них — Онегин. Чудовища нападают на Татьяну, Евгений защищает её. Входят Ленский и Ольга, и Евгений убивает Ленского. Татьяна просыпается в ужасе.
Именины Татьяны. Онегин и Ленский — гости. Татьяна крайне смущена, что раздражает Евгения. В отместку он всё время приглашает танцевать Ольгу. Ленский в бешенстве уезжает.
Глава 6
Онегин возвращается домой, а наутро Зарецкий, его сосед, приносит Евгению записку от Ленского, в которой Владимир вызывает Онегина на дуэль. Евгений сожалеет о своём поведении, но от дуэли отказываться не принято.
Ленский перед дуэлью едет навестить Ольгу. Девушка ведёт себя как ни в чём не бывало. Дома Ленский проверяет дуэльные пистолеты, собирается почитать Шиллера, но бросает и всю ночь пишет стихи о любви.
Дуэль. Первым приезжает Ленский, Онегин опаздывает. Договариваются стрелять одновременно, но Евгений нажимает на курок первым. Ленский убит.
Автор-повествователь рассуждает, как бы сложилась жизнь Ленского, если бы не преждевременная гибель: возможно, он стал бы знаменитым человеком — или просто счастливым мужем.
Глава 7
Ольга быстро оправилась от потрясения и вышла замуж за улана. Евгений уехал за границу, чтобы не тревожить общественность после дуэли. Татьяна, случайно посетив дом Онегина, читает его книги и начинает понимать, каким человеком является её любимый.
Мать хочет устроить судьбу Татьяны, поэтому везёт её в Москву на «ярмарку невест».
Автор-повествователь описывает скверные дороги и восхитительные пейзажи.
В Москве бесконечные балы, и Татьяне скучно. Она хочет вернуться в деревню, но тут девушка привлекает внимание генерала.
Глава 8
Евгений возвращается в Петербург. На одном из светских раутов он встречает прекрасную даму в сопровождении генерала. Это Татьяна. Она замужем за князем, давним знакомым Онегина. Евгений начинает ездить к князю в гости. Нет сомнений: он влюблён!
Теперь Евгений пишет письмо Татьяне, объясняясь в своих чувствах. Но ответа нет. Не выдержав, Онегин приезжает в дом генерала без приглашения. Он видит, что Татьяна плачет над его письмами. Евгений падает к её ногам, но Татьяна упрекает Онегина, что его любовь возможна стала лишь благодаря её успеху в свете. Простую девушку Евгений не полюбил.
Татьяна признаётся, что любит Евгения, но предавать мужа она не будет: «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». Евгений потрясён. И тут входит муж Татьяны.
Пушкин очень неожиданно оканчивает свой роман: «И здесь героя моего, / В минуту злую для него, / Читатель, мы теперь оставим, / Надолго… навсегда».
Темы
- Основная тема романа «Евгений Онегин» обширна – это русская жизнь. В книге показан быт и воспитание в свете, в столице, деревенский быт, нравы и занятия, нарисованы типичные и при этом уникальные портреты персонажей. Спустя почти два века в героях находятся черты, присущие и современным людям, эти образы глубоко национальны.
- Тема дружбы также отражена в «Евгении Онегине». Главный герой и Владимир Ленский находились в тесной дружбе. Но можно ли считать ее настоящей? Они сошлись по случаю, от скуки. Евгений искренне привязался к Владимиру, который своим душевным огнем согревал холодное сердце героя. Однако столь же быстро он готов оскорбить друга, заигрывая с его любимой, которая и рада этому. Евгений думает только о себе, ему абсолютно неважны чувства других людей, поэтому он не смог сохранить товарища.
- Любовь – тоже важная тема произведения. О ней говорят почти все писатели. Пушкин не стал исключением. В образе Татьяны выражена истинная любовь. Она может развиться вопреки всему и остаться на всю жизнь. Онегина никто не любил и не полюбит так, как главная героиня. Упустив такое, остаешься несчастным на всю жизнь. В отличие от жертвенного, всепрощающего чувства девушки, эмоции Онегина – это самолюбие. Он испугался робкой девочки, влюбившейся впервые, ради которой надо было бы бросить опротивевший, но привычный свет. Но Евгений был покорен холодной светской красавицей, у которой бывать – уже честь, не то, что любить ее.
- Тема лишнего человека. Веяние реализма, появляется в творчестве Пушкина. Именно окружение воспитало Онегина таким разочарованным. Именно оно предпочитало видеть в дворянах поверхностность, направленность всех их усилий на создание светского блеска. И больше ничего не надо. Напротив, воспитание в народных традициях, общество простых людей делало душу здоровой, а натуру цельной, как у Татьяны.
- Тема преданности. Верна своей первой и самой сильной любви Татьяна, а легкомысленна, изменчива и заурядна Ольга. Сестры Ларины полностью противоположны. В Ольге отражается типичная светская девушка, для которой главное – она сама, отношение к ней, потому можно и изменять, если есть вариант получше. Стоило Онегину сказать пару приятных слов, она и забыла про Ленского, привязанность которого гораздо сильнее. Сердце же Татьяны верно Евгению всю жизнь. Даже когда он растоптал ее чувства, она долго ждала и не могла найти другого (опять в отличие от Ольги, которая быстро утешилась после смерти Ленского). Героине пришлось выйти замуж, но в душе она продолжала быть верной Онегину, хоть и любовь перестала быть возможной.
Главные герои
Евгений Онегин
Одним из главных героев является Евгений Онегин. Замкнутый юноша со сложным характером. Автор намеренно не идеализирует его образ, наделяя его всеми теми недостатками, которые обычно присущи реальному человеку. С детства он не знал нужды ни в чем, будучи сыном Петербургского дворянина. Его душа не тяготела к труду, была изнежена романами, балами и научными трудами любимых авторов. Жизнь его была так же пуста, как и у миллиона таких же барских отпрысков того времени, наполнена кутежами и развратом, бессмысленным прожиганием жизни. Как это водится, в результате подобного образа жизни Евгений стал настоящим черствым эгоистом, задумывающимся лишь о собственных удовольствиях. Он не в грош не ставит чужие чувства и с легкостью оскорбляет человека, если тот пришелся ему не по душе или произнес неуместную на его взгляд фразу.
Между тем, не лишен наш герой и положительных черт: например, на протяжении всего романа, автор показывает нам, насколько Онегин тяготеет к науке и знаниям. Он постоянно в поиске того, чем можно пополнить и расширить свое сознание, изучает труды философов, ведет интеллектуальные беседы и споры. Помимо этого, в отличие от сверстников, ему очень быстро надоедает суета балов и бессмысленное времяпровождение. Очень скоро, читатель может наблюдать его личностный рост, в то время, как его друзья один за другим неминуемо деградируют, превращаясь в обрюзгших помещиков.
Не смотря на его разочарование и неудовлетворения тем образом жизни, который он вынужден вести, у него не хватает душевных сил и мотивации порвать этот замкнутый круг. Он не ухватился за ту спасительную соломинку, которую протягивает ему чистая и светлая девушка Татьяна, признаваясь в любви.
Поворотным моментом его жизни служит убийство Ленского. В этот момент у Онегина открываются глаза, он понимает насколько ничтожно все прежнее его существование. От чувства стыда и угрызений совести он вынужден бежать, и отправляет покорять просторы страны в надежде укрыться от «кровавой тени» убитого друга.
Из трехлетнего вояжа он возвращается совсем другим человеком, зрелым и осознанным. Вновь встретив Татьяну, которая на тот момент уже замужем, он понимает, что испытывает к ней чувства. Он видит в ней взрослую умную женщину, прекрасную собеседницу и целостную зрелую натуру. Он поражается ее величию и светской холодности, не узнавая в ней той робкой и нежной деревенской девушки, какой он знал ее раньше. Теперь она любящая жена, тактична и доброжелательна, сдержана и спокойна. В эту женщину он влюбляется без памяти, и ею он безжалостно отвергнут.
Это и послужило финалом романа, дальнейшая жизнь Онегина и Татьяны остаются для читателя неизвестными. Пушкин не дает никакого ответа на вопросы о том, смог ли Евгений смириться и забыть свою любовь и как он провел свои последующие дни? Была ли в дальнейшем счастлива Татьяна замужем за нелюбимым мужчиной? Все это осталось тайной.
Подробнее: Евгений Онегин: характеристика и образ героя
Татьяна Ларина
Не меньший по значимости образ, описанный в романе – образ Татьяны Лариной. Ее Пушкин описывает как простую дворянку из провинции. Скромная барышня, не наделенная особенной красотой и внешней привлекательностью, однако, обладающая удивительно глубоким многогранным внутренним миром. Ее романтическая поэтичная натура завораживает читателя и заставляет симпатизировать и сопереживать ее страданиям с первой до последней строчки. Пушкин и сам не раз признается в любви к своей вымышленной героине:
«Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою!».
Таня растет довольно замкнутой, погруженной в собственные чувства, закрытой девочкой. Ее лучшими друзьями очень рано стали книги, в них она искала ответы на все вопросы, через страницы романов она познавала жизнь. Тем более странным выглядит для читателя неожиданный порыв Татьяны и ее откровенное письмо Онегину. Такое поведение совсем не свойственно ее характеру и свидетельствует о том, что чувства, вспыхнувшие к Евгению, были столь сильны, что затмили разум молодой девушки.
Автор дает нам понять, что и после отказа, и после длительного отъезда Онегина, и даже после замужества Таня не перестает любить его. Однако огромное благородство и чувство собственного достоинства не дает ей возможности броситься в его объятия. Она уважает своего мужа и оберегает свою семью. Отказавшись от чувств Онегина, она проявляет себя как исключительно рассудительная, сильная и мудрая женщина. Долг оказывается для нее превыше всего, и это ее решение заставляет читателя проникнуться к героине глубоким уважением. Страдание же и позднее раскаяние Онегина является закономерным финалом его образа жизни и поступков.
Подробнее: Татьяна Ларина: характеристика и образ героини
(Иллюстрация К. И. Рудакова «Евгений Онегин. Встреча в саду» ,1949)
Помимо главных героев, в романе описано множество второстепенных персонажей, однако такой яркой характеристики, как Татьяна и Онегин не получает больше никто. Разве что Ленскому автор уделяет некоторое внимание. С горечью он описывает его трагическую судьбу с несправедливым финалом. Пушкин характеризует его как исключительно чистого юношу, с незапятнанной репутацией и высокими моральными качествами. Он талантлив и порывист, но при этом весьма благороден.
Остальные действующие лица описаны автором мельком, для кого-то он приводит краткую характеристику и биографию, кто-то лишь мельком появляется в повествовании, разбавляя своим присутствием основной ход сюжета.
Проблемы
Весьма показательна проблематика в романе «Евгений Онегин». Она открывает не только психологические и социальные, но и политические недостатки и даже целые трагедии системы. Например, потрясает устаревшая, но от этого не менее жуткая, драма матери Татьяны. Женщину выдали замуж подневольно, и она сломалась под натиском обстоятельств, став злой и деспотичной хозяйкой ненавистного имения. А вот, какие актуальные проблемы поднял автор:
- Главная проблема, которая поднимается во всем реализме в целом, и Пушкиным в «Евгении Онегине» в частности, – разрушающее влияние светского общества на душу человека. Лицемерное и алчное окружение отравляет личность. Оно предъявляет внешние требования приличия: молодой человек должен знать немного по-французски, немного читать модную литературу, быть прилично и дорого одет, то есть производить впечатление, казаться, а не быть. И все чувства здесь также фальшивы, они только кажутся. Вот почему светское общество отнимает лучшее у людей, оно охлаждает самый яркий пламень своим холодным обманом.
- Хандра Евгения – еще один проблемный вопрос. Почему главный герой впадает в депрессию? Не только из-за того, что его испортило общество. Главная причина – он не находит ответ на вопрос: зачем все это? Зачем он живет? Чтобы ездить в театры, на балы и приемы? Отсутствие вектора, направления движения, осознание бессмысленности существования – вот чувства, которые охватывают Онегина. Здесь перед нами встает извечная проблема смысла жизни, который так сложно найти.
- Проблема эгоизма отражается в образе главного героя. Поняв, что никто его не полюбит в холодном и равнодушном мире, Евгений стал сам себя любить больше всех на свете. Поэтому ему плевать на Ленского (он только развевает скуку), на Татьяну (она может отнять свободу), он думает только о себе, но за это наказан: остается совершенно один и отвергнут Татьяной.
ХРОНОЛОГИЯ РОМАНА А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
ХРОНОЛОГИЯ РОМАНА А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
1
Загадка хронологии романа «Евгений Онегин» является одной из самых занимательных и интересных. Споры пушкинистов по этому вопросу не утихают более столетия. По словам Ю.Лотмана, хронология романа «Евгений Онегин» имеет «исключительно большое значение», поскольку позволяет видеть события романа и динамику характеров героев во взаимосвязи со временем. Крупнейшие пушкиноведы ХХ века: Николай Бродский, Юрий Лотман, Владимир Набоков в своих известных комментариях к роману «Евгений Онегин», естественно, уделили большое внимание этому вопросу. Они единогласно пришли к выводу, что Онегин после трехлетнего путешествия прибыл в Петербург «с корабля на бал» осенью 1824 года, где встретился с княгиней Татьяной, а последняя встреча главных героев произошла накануне восстания декабристов весной 1825 года. Учитывая известное указание Пушкина на то, что события первой главы относятся к зиме 1819-20 годов, вышеназванные пушкиноведы высказались однозначно и о хронологии сельской жизни Онегина. Они настаивают, что все эти события должны уложиться примерно в полгода: приезд в деревню летом 1820 года и отъезд после дуэли в январе 1821 года. Только в этом случае после трехлетнего путешествия Онегин мог приехать в столицу ранней осенью 1824 года. Однако, нам показалось сомнительным мнение этих пушкиноведов о возможности вместить описанные в пяти главах романа события сельской жизни Онегина в прокрустово ложе полугодового периода, поскольку это явно противоречит характеру скучающего Евгения, «отшельника праздного и унылого», привыкшего к спокойной, размеренной жизни. Ведь только Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубровы, Журчанье тихого ручья; На третий роща, холм и поле Его не занимали боле; Потом уж наводили сон; Потом увидел ясно он, Что и в деревне скука та же ……………………………… Хандра ждала его на страже, И бегала за ним она, Как тень иль верная жена.
Помня слова Пушкина о том, что « в нашем романе время расчислено по календарю», мы подробно рассмотрели хронологию деревенской жизни Онегина с помощью ярких, выразительных пушкинских описаний времен года, которые знают наизусть все школьники, поскольку очевидно, что времена года у Пушкина – не только «лирические отступления», но и ключ к хронологии романа. Разделим время пребывания Онегина в деревне на два периода: от приезда его в деревню до встречи с Татьяной в саду и от этой встречи до именин Татьяны и дуэли с Ленским. Рассмотрим первый период. До встречи героев в саду Пушкин трижды четко указывает на летнее время года в деревне. Евгений «в пыли на почтовых» приехал в дядино имение летом 1820 года (глава 1, строфа LII). С этой датой все согласны. В следующих строфах (LIII- LIV) Пушкин сообщает:
Вот наш Онегин — сельский житель, Заводов, вод, лесов, земель Хозяин полный ………… ……………………………. Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубровы, Журчанье тихого ручья……
Это означает, что Онегин вступил в права наследства, очевидно, летом следующего, 1821 года, поскольку процедура принятия наследства была тщательно прописана в законах Российской империи и определенно учитывалась Пушкиным:
. ……… Про одно именье Наследников сердитый хор Заводит непристойный спор. ……………………………… ………………… собрался Заимодавцев жадный полк. У каждого свой ум и толк.
Требовалось время для подачи объявления в газету, например, «Ведомости», которая неспешно доставлялась в другие города почтой на лошадях; от полугода до полутора лет занимал срок подачи претензий от кредиторов и наследников; их документы затем неторопливо рассматривались в положенных инстанциях. Следующая дата, указанная Пушкиным, – лето, очевидно, 1822 года, когда Онегин объясняется с Татьяной в саду. События от лета 1821 года до лета 1822 года деревенской жизни Онегина подробно описаны во второй — четвертой главах романа. За это время Онегин познакомился и даже подружился с соседями, сошелся близко с Зарецким.
Зарецкий…………………., ………… добрый и простой Отец семейства холостой, Надежный друг, помещик мирный И даже честный человек… …………………………….. Он был не глуп; и мой Евгений, Не уважая сердца в нем, Любил и дух его суждений, И здравый толк о том о сем. Он с удовольствием, бывало, Видался с ним……………….
Далее Онегин, страдающий от скуки вечных разговоров «про дождь, про лен, про скотный двор», начал избегать встреч с соседями.
Сначала все к нему езжали; Но так как с заднего крыльца Обыкновенно подавали Ему донского жеребца, Лишь только вдоль большой дороги Заслышат их домашни дроги, – Поступком оскорбясь таким, Все дружбу прекратили с ним.
Затем наступило время экономических преобразований в деревне.
Один среди своих владений, Чтоб только время проводить, Сперва задумал наш Евгений Порядок новый учредить. В своей глуши мудрец пустынный, Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил.
Далее Онегин познакомился и подружился с Ленским, который
С Онегиным желал сердечно Знакомство покороче свесть. Они сошлись. …………….. ……………………………… Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом И скоро стали неразлучны. ……………………………… Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду. Поэт в жару своих суждений Читал, забывшись, между тем Отрывки северных поэм, И снисходительный Евгений, Хоть их не много понимал, Прилежно юноше внимал. …………………………… Но чаще занимали страсти Умы пустынников моих….
Весной 1822 года Онегин посетил семейство Лариных для знакомства с невестой Ленского Ольгой.
…… Поскакали други, Явились; им расточены Порой тяжелые услуги Гостеприимной старины.
Там он впервые мельком увидел Татьяну, которая «вошла и села у окна». Этот визит породил немало слухов и сплетен у соседей.
.………Онегина явленье У Лариных произвело На всех большое впечатленье И всех соседей развлекло. Пошла догадка за догадкой.
Татьяна слушала с досадой Такие сплетни; но тайком С неизъяснимою отрадой Невольно думала о том; И в сердце дума заронилась; Пора пришла, она влюбилась.
Через несколько месяцев, летом 1822 года («Он что-то нас совсем забыл», – говорит Ленскому об Онегине Прасковья Ларина) Онегин получает письмо от Татьяны с признанием в любви и на второй день приезжает к ней на свидание во время сбора ягод. Таким образом, первый период сельской жизни Онегина занял два года: лето 1820 – лето 1822 г. Рассмотрим второй период: от встречи Онегина с Татьяной в саду (четвертая глава романа) и до ее именин 12 января и дуэли Онегина с Ленским 14 января (шестая глава). Объяснение героев проходит летом 1822 года, когда
В саду служанки, на грядах, Сбирали ягоду в кустах И хором по наказу пели. ………………………….. Что было следствием свиданья? Увы, не трудно угадать! …………………………………. Здоровье, жизни цвет и сладость, Улыбка, девственный покой, Пропало все, что звук пустой, И меркнет милой Тани младость. …………………………….. Увы, Татьяна увядает, Бледнеет, гаснет и молчит!
А Онегин, как обычно, праздно и беспечно проводит летнее время.
Прогулки, чтенье, сон глубокой, Лесная тень, журчанье струй, Порой белянки черноокой Младой и свежий поцелуй, Узде послушный конь ретивый,
Обед довольно прихотливый, Бутылка светлого вина, Уединенье, тишина: Вот жизнь Онегина святая; И нечувствительно он ей Предался, красных летних дней В беспечной неге не считая.
Далее наступила осень 1822 года.
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась …………………………… ………………. приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
Потом пришла настоящая зима 1822-23 годов с сильными морозами.
И вот уже трещат морозы. ……………………………. Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед. ……………………………… Мелькает, вьется первый снег, Звездами падая на брег.
В глуши что делать Онегину в эту пору?
Сиди под кровлею пустынной, Читай: вот Прадт, вот W. Scott. Не хочешь? — поверяй расход, Сердись иль пей, и вечер длинный Кой-как пройдет, а завтра тож, И славно зиму проведешь.
Далее, минуя весну и лето 1823 года, Пушкин сразу переходит к осени 1823 года и к новой зиме 1823-24 годов.
В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь. ……….. …………………………….. Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь. ………………………………… Настали святки. То-то радость! Гадает ветреная младость…. ……………………………… Но вот багряною рукою Заря от утренних долин Выводит с солнцем за собою Веселый праздник именин.
Таким образом, время шести перечисленных времен года от лета 1822 года до зимы 1823-24 годов составляет примерно 18 месяцев! Полный период сельской жизни Онегина составляет 3,5 года, а не полгода, как считают Н. Бродский, Ю. Лотман, В. Набоков и другие пушкинисты. Поэтому именины Татьяны и дуэль Онегина с Ленским могли состояться только в январе 1824 года, а не в 1821 году. Но тогда Онегин мог приехать в Петербург только осенью 1827 года после трехлетнего путешествия, а последняя встреча Татьяны и Онегина должна быть перенесена на весну 1828 года. Два с половиной года после восстания декабристов! Летом — осенью 1824 года Ольга выходит замуж за улана, а Татьяна читает книги в библиотеке Онегина. И только в 1825 году, видимо, в феврале — марте, когда наступил «последний срок» езды на санях, Татьяна с матерью «на осьмнадцати клячах» отправились в Москву на ярмарку невест. А по общепринятому в пушкинистике мнению именно в это время Онегин «несется вдоль Невы в санях» к «своей Татьяне».
2
Предлагаемая нами хронология в основном близка к выводам, изложенным ранее в статьях В.Кожевникова (1984 год) и А.Аникина (2002 год), опубликованных в журнале «Литература в школе». Эти авторы независимо друг от друга обратили внимание на то, что Ленский пригласил Онегина на именины Татьяны «в субботу». Достаточно было заглянуть в календарь пушкинских времен, чтобы установить: единственный подходящий год именин Татьяны и дуэли – 1824, а не 1821. В своей статье Аникин выразил сожаление по поводу того, что в течение 18-ти лет указанная точка зрения Кожевникова «не повлияла на общее мнение», которое упорно «подводило героя романа к декабристскому восстанию». Но это не трудно объяснить тем, что субъективное мнение Ленского не может рассматриваться как четкое, достоверное доказательство, не требующее дополнительного подтверждения, поскольку Пушкин не несет ответственности за слова и поступки своих героев. Достаточно вспомнить зловещую роль в судьбе Ленского распорядителя дуэли «доброго и простого, надежного друга и даже честного человека» Зарецкого, способного проводить дуэли «в строгих правилах искусства». Отметим еще одно важное обстоятельство: во время дружеской вечеринки с «милым» Онегиным обычно целомудренный Ленский был«весел», пил «стаканами» «благословенное вино», развязно расхваливал перед известным столичным ловеласом интимные прелести своей невесты, жаловался на свою память и называл себя «болваном».
Настанет вечер деревенский ……………………………… Перед камином стол накрыт, Евгений ждет: вот едет Ленский …………………………….. Вдовы Клико или Моэта Благословенное вино В бутылке мерзлой для поэта На стол тотчас принесено.
Огонь потух; ………… ………………………. и теплотой Камин чуть дышит. Дым из трубок В трубу уходит. Светлый кубок Еще шипит среди стола. Вечерняя находит мгла…
Теперь беседуют друзья:
«Ну, что соседки? Что Татьяна? Что Ольга резвая твоя?» – Налей еще мне полстакана… Довольно, милый… Вся семья Здорова; кланяться велели. Ах, милый, как похорошели У Ольги плечи, что за грудь! Что за душа!… Когда-нибудь Заедем к ним; ты их обяжешь; ……………………………… Да вот… какой же я болван! Ты к ним на той неделе зван.
«Я?» – Да, Татьяны именины В субботу. Оленька и мать Велели звать, и нет причины Тебе на зов не приезжать. –
Поедем, сделай одолженье! Ну, что ж? – «Согласен». – Как ты мил! – При сих словах он осушил Стакан …………………… Потом разговорился вновь Про Ольгу: такова любовь! Он весел был. Чрез две недели Назначен был счастливый срок
3
Пушкинисты по-разному оценивают возраст главных героев романа. Вышеизложенная хронология позволяет обоснованно считать, что год рождения Татьяны – 1805 (по словам Пушкина, Онегин получил письмо от «семнадцатилетней женщины»), Онегин родился в 1798 году (ему было 26 лет, когда «оставил он свое селенье» в 1824 году), на «простом памятнике» Ленского должны стоять даты его жизни 1805-1824 (во время дуэли ему было «осьмнадцать лет», но нет оснований полагать, что он отмечал день рождения в первой половине января), Ольга родилась, видимо, в 1806 году. По мнению Лотмана, Татьяна родилась в 1803 году, Онегин – в 1795 г, Ленский – в 1803 г, Ольга – в 1804 г. Аникин уверен, что «Татьяна, очевидно, родилась в 1806 году» и «именины значили 18-летие Татьяны», но мы в настоящее время считаем, что Татьяна родилась в 1805 году. А это означает, что свое 18-летие в январе 1823 года Татьяна отмечала без Онегина в узком кругу «своей семьи», поскольку Онегин полтора года (с лета 1822 года по январь 1824 года) вообще не навещал семейство Лариных, что подтверждается словами Ленского:
Заедем к ним; ты их обяжешь; А то, мой друг, суди ты сам: Два раза заглянул, а там Уж к ним и носу не покажешь.
4
Дополнительным аргументом правоты нашей точки зрения на то, что последняя встреча Онегина с Татьяной не могла состояться весной 1825 года, служит отсутствие в этом романе яркой картины описанного Пушкиным в поэме «Медный всадник» тяжелейшего наводнения – огромного бедствия, постигшего столицу в ноябре 1824 года. Если бы Онегин приехал в столицу ранней осенью 1824 года и провел в ней около полугода, до весны 1825 года, он, очевидно, столкнулся бы с самым разрушительным наводнением, которое началось 7 ноября 1824 года. Вода поднялась на 4 метра, разрушила и повредила половину домов и строений, унесла жизни многих сотен людей и нескольких тысяч голов скота, испортила 900 тысяч пудов муки. Под натиском яростных волн и ураганного ветра рушились стены домов, слетали крыши, падали вырванные с корнем деревья. По улицам носились баржи и плоты. «Невский проспект превращен был в бурный пролив», — писал А.С. Грибоедов, очевидец наводнения. В «Медном всаднике» Пушкин реалистично описал это наводнение.
Ужасный день! ……….………………… Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг, как зверь остервенясь, На город кинулась. ………
Вода затопила две трети территории города, включая район набережной Невы, где находился Зимний дворец и располагались дворцы и особняки высшей аристократии. Площади превратились в озера.
Стояли стогны озерами, И в них широкими реками Вливались улицы. Дворец Казался островом печальным.
Зимний дворец был затоплен до потолка первого этажа. Такая же участь, естественно, постигла и дом князя N, находившийся в этом районе. Для Онегина это был бы самый удобный повод броситься спасать «свою Татьяну». Именно так, не раздумывая, поступил Евгений, главный герой поэмы «Медный всадник». После наводнения ударили ранние морозы. Люди в полуразрушенных домах с развороченными печами страдали от жестокого холода. Дрова отсырели, начались эпидемии простудных заболеваний. Резко поднялись цены на продукты и сухие дрова. А Онегин, по мнению пушкинистов, в это осенне-зимнее время «влюбляется», «как дитя», в княгиню Татьяну, преследует ее, «как тень», потом «сохнет – и едва ль уж не чахоткою страдает», посылает ей несколько безответных страстных посланий и, наконец, до конца зимы закрывается в «молчаливом кабинете», читает книги «без разбора», беззаботно «мурлычет» итальянские песенки у камина.
Стал вновь читать он без разбора. Прочел он Гиббона, Руссо, Манзони, Гердера, Шамфора, Madame de Stael, Биша, Тиссо…
Как походил он на поэта, Когда в углу сидел один, И перед ним пылал камин, И он мурлыкал:Веnеdеttа
Иль
Idol mio
и ронял В огонь то туфлю, то журнал.
Весна живит его: впервые Свои покои запертые, Где зимовал он, как сурок, …………………………. Он ясным утром оставляет Несется вдоль Невы в санях. …………………………. Примчался к ней, к своей Татьяне.
Однако, читатель не находит никаких намеков на это катастрофическое наводнение в пушкинском романе – «энциклопедии русской жизни» первой четверти ХIХ века. Используя известный в математике метод «доказательства от противного», можно обоснованно утверждать, что главных героев романа в это время в столице не было. И это – факт, как бы ни было «противно» консервативным пушкинистам отказаться от мысли о возможном участии Онегина в декабрьском восстании 1825 года.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рожинский Ю.И. Загадки романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». – Харьков. Издательство «Финарт», 2014. ISBN 978-966-8766-80-0
Идея
Основная мысль романа «Евгений Онегин» заключается в критике существующего жизненного порядка, который обрекает более-менее незаурядные натуры на одиночество и гибель. Ведь сколько потенциала в Евгении, а дела нет, только светские интриги. Сколько душевного огня во Владимире, а кроме гибели его может ждать только опошление в крепостнической, удушающей среде. Сколько душевной красоты и ума в Татьяне, а она может только быть хозяйкой светских вечеров, наряжаться и вести пустые разговоры.
Люди, которые не думают, не размышляют, не страдают – вот те, кому подходит существующая реальность. Это общество потребления, которое живет за счет других, которое блистает в то время, пока те, «другие», прозябают в бедности и грязи. Мысли, над которыми задумался Пушкин, заслуживают внимания и поныне, остаются важными и насущными.
Еще один смысл «Евгения Онегина», который закладывал Пушкин в своем произведении, — это показать, как важно сохранить индивидуальность и добродетель, когда вокруг свирепствуют соблазны и моды, которые подчиняют себе не одно поколение людей. Пока Евгений гнался за новыми тенденциями, разыгрывал из себя холодного и разочарованного героя Байрона, Татьяна слушала голос сердца и оставалась верна себе. Поэтому она находит счастье в любви, хоть и безответной, а он – одну лишь скуку во всем и всех.
Особенности романа
Роман «Евгений Онегин» — принципиально новое явление в литературе начала XIX века. У него особая композиция – это «роман в стихах», лиро-эпическое произведение большого объема. В лирических отступлениях вырисовывается образ автора, его мысли, чувства и идеи, которые он хочет донести до читателей.
Пушкин поражает легкостью, певучестью своего языка. Его литературный стиль лишен тяжеловесности, дидактичности, автор умеет говорить о сложных и важных вещах просто и понятно. Конечно, многое нужно читать между строк, так как суровая цензура была безжалостна и к гениям, однако поэт тоже не лыком сшит, поэтому сумел в изящности стиха поведать о социально-политических проблемах своего государства, которые успешно замалчивались в печати. Важно понимать, что до Александра Сергеевича русская поэзия была иной, он совершил своеобразный «переворот игры».
Особенность также заключена в системе образов. Евгений Онегин – первый в галерее «лишних людей», в которых заключен громадный потенциал, не способный найти воплощения. Татьяна Ларина «подняла» женские образы с места «нужно главному герою кого-то любить» до самостоятельного и цельного портрета русской женщины. Татьяна – одна из первых героинь, которая выглядит сильнее и значительнее главного героя, а не прячется в его тени. Так проявляется направления романа «Евгений Онегин» — реализм, который еще не раз откроет тему лишнего человека и затронет тяжелую женскую судьбу. Кстати, эту особенность мы тоже описали в сочинении «Онегин – лишний человек».
Реализм в романе «Евгений Онегин»
«Евгений Онегин» ознаменовывает переход Пушкина к реализму. В этом романе автор впервые поднимает тему человека и общества. Личность не воспринимается отдельно, она – часть социума, который воспитывает, накладывает определенный отпечаток или же полностью формирует людей.
Главные герои типичны, но при этом уникальны. Евгений – аутентичный светский дворянин: разочарованный, поверхностно образованный, но при этом не похож на окружающих – благородный, умный, наблюдательный. Татьяна – обычная провинциальная барышня: воспитана на французских романах, наполнена сладкими мечтами этих произведений, но при этом она «русская душою», мудрая, добродетельная, любящая, гармоничная натура.
Именно в том, что читатели в течение двух веков видят в героях себя, своих знакомых, именно в неизбывной актуальности романа и выражается его реалистическая направленность.
Краткая характеристика героев
В рассказе представлены 4 основных персонажа и несколько второстепенных.
Главные герои
- Евгений Онегин – дворянин, наследник богатого рода. Он всегда следит за своим внешним видом и умело держится в обществе. Устав от петербургской суеты, юноша переезжает в обычную деревушку;
- Татьяна – красивая девушка, влюбившаяся в главного героя. Молчалива и задумчива, любит бывать в тишине и проводить время за чтением;
- Ольга – сестра Татьяны и ее противоположность по характеру и поведению. Резвая, кокетливая девушка, любящая бывать обществе;
- Ленский – 18-летний помещик. Открытый и приятный человек, с ранних лет влюбленный в Ольгу.
Второстепенные персонажи
Кратко о второстепенных персонажах «Евгения Онегина»:
- Рассказчик – человек, который был знаком с Онегиным;
- Полина Ларина – помещица, мать Татьяны и Ольги;
- Зарецкий – секундант Владимира;
- Филипьевна – няня Татьяны;
- Княжна Алина – сестра Полины Лариной;
- Князь N. – друг Евгения в юности.
Критика
Роман «Евгений Онегин» вызвал большой отклик у читателей и у критиков. По словам Е.А. Баратынского: «Каждый о них толкует по своему: одни хвалят, другие бранят и все читают». Современники ругали Пушкина за «лабиринт отступлений», за недостаточно прописанный характер главного героя, небрежность языка. Особенно отличился рецензент Фаддей Булгарин, который поддерживал правительство и консервативную литературу.
Однако лучше всего роман понял В.Г. Белинский, называвший его «энциклопедией русской жизни», произведением историческим, несмотря на отсутствие исторических персонажей. Действительно, современный любитель изящной словесности может изучать «Евгения Онегина» и с этой точки зрения, чтобы узнать больше о дворянском обществе начала XIX века.
И спустя век продолжалось осмысление романа в стихах. Ю.М.Лотман видел в произведении сложность, парадоксальность. Это не просто сборник цитат, знакомых с детства, это «органический мир». Все это доказывает актуальность произведения и его значимость для русской национальной культуры.
Чему учит?
Пушкин показал жизнь молодежи, как может сложиться ее судьба. Конечно, судьба зависит не только от среды, но и от самих героев, но влияние социума бесспорно. Поэт показал главного врага, который поражает молодых дворян: праздность, бесцельность существования. Вывод Александра Сергеевича прост: творец призывает не ограничивать себя светскими условностями, глупыми правилами, а жить полной жизнью, руководствуясь нравственными и духовными составляющими.
Эти идеи остаются актуальными и поныне, перед современными людьми часто встает выбор: жить в гармонии с собой или ломать себя ради каких-то выгод или общественного признания. Выбирая второй путь, гоняясь за иллюзорными мечтами, можно потерять себя и с ужасом обнаружить, что жизнь закончена, а так и ничего не сделано. Именно этого нужно бояться больше всего.
Автор: Мария Блинова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!