Сочинение на тему: Путешествие Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Сочинение. Путешествие Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
По замыслу А. Пушкина, после издания основного текста романа в стихах “Евгений Онегин” отдельно была издана глава о путешествии Онегина по России. После дуэли с Ленским Евгений уезжает в Нижний Новгород, потом в Астрахань, оттуда на Кавказ; посещает Тавриду и Одессу. Нижний Новгород произвел на Онегина впечатление города, где: Всяк суетится, лжет за двух, И всюду меркантильный дух. Критический ум Евгения прекрасно осознает эти пороки жителей Нижнего Новгорода, и город не вызывает в нем никаких эмоций, кроме тоски. Евгений Онегин едет в Астрахань и оттуда на Кавказ, где его преследуют “горьки размышленья” о смысле жизни. Он сожалеет о том, что он “в грудь не ранен”, что он “не хилый… старик”, что он не скован параличом, и с горечью восклицает: Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать? Снова в душе героя только “тоска, тоска!”. Онегин посещает Тавриду. Но здесь автор оставляет своего героя и погружается в воспоминания о своих первых впечатлениях об этих местах, когда он, на три года раньше Онегина, странствовал “в той же стороне”. Воспоминания навевают мысли о бренности всего сущего, о постоянных изменениях во всем мире и в душе каждого человека: Какие б чувства ни таились Тогда во мне — теперь их нет: Они прошли иль изменились… Изменились также и взгляды Пушкина.на поэзию. Раньше “бесконечный шум” бахчисарайского фонтана навевал иные, по сравнению с нынешними, мысли автору: героиня его поэмы “Бахчисарайский фонтан” Зарема — романтический образ. Теперь же Пушкин восклицает: “Иные нужны мне картины…” Его “идеал теперь — хозяйка”, его “желания — покой, / Да щей горшок, да сам — большой”. Изображать в литературном произведении “прозаические бредни” может только писатель-реалист, каким теперь стал Пушкин. Споря с “очаровательным пером” Туманского, автор описывает Одессу, где ему довелось жить, именно реалистически: он дает конкретное неидеализированное описание города. Пушкина интересует многонациональность города, так как в творениях ему свойственно перевоплощаться в представителей других народов, других эпох и культур. Далее поэт описывает свой день, начиная с “пушки зоревой” и заканчивая “немой ночью”, и сравнивает его с днем Онегина. Скучающий, больной “русскою хандрою” Онегин противопоставляется пирующим Пушкину и его друзьям — “ребятам без печали”. В их душах преобладают радость, наслаждение жизнью — священным даром, данным людям Богом, которым надо дорожить. Когда “темнеет вечер синий”, Пушкин едет в театр. Там он наслаждается “упоительным”, “вечно новым” Россини, великолепными звуками, которые не позволено “с вином равнять”, и другими очарованиями театра: “закулисными свиданьями”, балетом, созерцанием “негоциантки молодой” и prima donna. Но “финал гремит; пустеет зала”, и на землю спускается ночь, всходит луна, и “прозрачно-легкая завеса объемлет небо”, как бы опуская занавес жизни, на сцене которой проходила чья-то очередная судьба. Последнюю фразу этой главы, реплику автора: “Итак, я жил тогда в Одессе…” можно считать последней фразой произведения. Эти слова подчеркивают, что финал романа открытый, что с концом одного сюжета обязательно начинается новый. Это закономерность жизни: одно поколение сменяется другим, одна история жизни уже завершилась, а другая только начинается! “Тебе я место уступаю, Мне время тлеть, тебе цвести”, — подводит своеобразный итог Пушкин в стихотворении “Дорожные жалобы”. Глава романа о путешествии Евгения Онегина занимает важное место в сюжете и композиции всего произведения, многие мотивы этой главы перекликаются с мотивами лирики Пушкина.
Сочинения
Роман «Пушкина «Евгений Онегин» — это произведение, которое рассказывает нам о жизни светского юноши и о том, как изменяется Евгений Онегин на протяжении своего жизненного пути.
Как изменяется Евгений Онегин
На вопрос: «Изменился ли Онегин?», будет положительный ответ. Почему изменился Онегин? Все очень просто. В своем романе автор охватил длительный промежуток времени, который касался жизни главного героя. Сначала мы видим восемнадцатилетнего парня, а по завершении романа – это двадцатишестилетний молодой человек. За этот период времени невозможно не изменится, вот и Евгений Онегин прошел свою эволюцию и эти изменения хорошо прослеживаются.
Как именно изменяется Онегин на протяжении романа? Сразу мы видим избалованного парня, типичного повесу, который все свое время посвящает развлечениям и беседам ни о чем. Он учится, не вникая в детали, как пишет Пушкин «чему-нибудь» и «как-нибудь». Онегин одевается по последней моде и постоянно находится среди высшего общества. Вот только такая однообразная, бесцельная жизнь ему надоела, и здесь мы видим, как изменяется главный герой Онегин. Жизнь франта он меняет на жизнь в поместье и даже, находит интересное для себя занятие, правда, ненадолго.
Сельская жизнь быстро надоела и «от нечего делать» он заводит себе друга в лице Ленского, который и познакомил Онегина с Лариными. Когда он повстречал Татьяну, то не сумел пройти испытания любовью, так как он не был способен на искренние чувства. Да и дружба с Ленским была не длительной. На дуэли Ленский погибает и тут Онегин понимает, насколько страшный и ужасный поступок он совершил. Это убийство перевернуло его жизнь. Не в силах пережить данный поступок, он путешествует, а вернувшись, он стал немного другим человеком. Теперь Онегин серьезный, внимательный, ему не чужды сильные чувства, о которых ранее он и не подозревал. Так, когда он вновь встретил Татьяну на балу, которая к этому моменту была уже замужем, он по-настоящему влюбился. Теперь и ему стали известны чувства ревности, страдания.
Изменилось ли отношение Татьяны к Онегину? И да, и нет. Если говорить о чувствах, то любовь не прошла. А вот мнение об Онегине поменялось и, если сначала он ей казался героем из ее любимых романов, то, побывав в его доме, она поняла, что он обычный молодой человек. Для нее был утерян первичный его облик, он стал всего лишь подражанием ее мечтаний.
Сохрани себе на стену чтобы не потерять!
Как изменяется Онегин в романе Пушкина
Как изменяется Онегин
Евгений Онегин был молодым петербуржцем, на время начала романа ему двадцать шесть лет. Автор описывает коротко его жизнь: он учился «чему-нибудь и как-нибудь», то есть был совершенно не приучен к серьёзной последовательной работе. Но так как способностями от природы он был одарён в достаточной степени, то они всё равно каким-либо образом должны были проявить себя.
Светскую жизнь он начал вести лет в шестнадцать, и очень скоро она ему наскучила, потому что была предсказуема и однообразна. Вместе с тем она в значительной мере развратила Евгения, и без того не привыкшего к напряжению («Но был ли счастлив мой Евгений?»). Лицемерие и холодный флирт убили в нём юношескую мечтательность и романтику, сделали его скучающим циником. Евгений мастерски изображал чувства, чтобы преуспеть в светском обществе («Чем меньше женщину мы любим, / Тем легче нравимся мы ей»). Но став в этой игре виртуозом, достигнув предела, невольно он вышел за него и разочаровался («В большом рассеянье взглянул, / Отворотился — и зевнул»).
Произошло это потому, что человек может, конечно, приспособиться практически к любой системе отношений, вот только при этом такое приспособление будут сопровождать определённые реакции («Короче: русская хандра I Им овладела понемногу»). У человека есть вполне определённая нравственная природа, человек при призванию — творец, искренне любящий других людей. Но для выявления истинного предназначения того или иного человека желательно его существование в соответствующей социальной среде, которая стимулирует именно высшее, творческое начало. Если общество построено на искажённых основаниях, то и человек искажается под его воздействием. Он может сопротивляться искривлённой среде, но тогда на его положение будет наложена печать драматизма.
Евгений Онегин не был выдающимся человеком для того, чтобы суметь справиться с разлагающим влиянием неправильно устроенного общества, но он ясно понимал его фальшь и устранился из такой жизни. При этом он не нашёл равноценной замены, потому что его затворничество было бы благом при упорном систематическом труде, но «труд упорный ему был тошен». При этом он был рачительным хозяином. Автор совершенно без иронии сообщает, что Онегин «читал Адама Смита» и «Ярем он барщины старинной / Оброком лёгким заменил».
В деревне он продолжал скучать. Познакомившись с Владимиром Ленским, он полюбил общаться с ним, потому что тот напоминал его молодые годы, когда он сам был полон энергии, кипуч и горяч, не успев ещё разочароваться в том мире, куда так страстно стремился. Онегина подкупала непосредственность и незаурядность молодого друга («Он слушал Ленского с улыбкой», «Он охладительное слово / В устах старался удержать»).
Случайное знакомство с семейством Лариных Онегина ничуть не воодушевило, однако он уже тогда выделил Татьяну:
«Неужто ты влюблён в меньшую?»
«А что?» — «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт…»
Поразительный факт — девушек новому гостю даже не представили.
Внезапная любовь Татьяны у Онегина не вызвала ответного чувства — он был ещё слишком пресыщен, «Но обмануть он не хотел / Доверчивость души невинной» и смог достойно объясниться с Татьяной, отдав ей должное:
Когда б семейственной картиной Пленился я хоть миг единый, —
То верно б, кроме вас одной,
Невесты не искал иной.
Евгений Онегин недаром устранился от света. Он продолжал оставаться благородным человеком, хоть его благородство и было пассивно. Ссора с Ленским была им самим целиком выдумана. Он сам это прекрасно сознавал («На тайный суд себя призвав, / Он обвинял себя во многом…»), но оказался неспособен уйти от формальных привычек и правил света даже фактически уйдя из него. Великосветские игры и маски в его душе оказались сильнее твёрдого осознания эпизода («Но дико светская вражда / Боится ложного стыда»). Он испугался «шёпота, хохотни глупцов» и убил своего друга, этим самым убив что-то и в себе.
Анализ 8 главы «Евгения Онегина»
8 глава, анализ которой будет приведен ниже — заключительная глава стихотворного романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». В ней накал чувств и страстей поднят на новый уровень, нервы у главных героев натянуты до предела, а читатель находится в напряжении, ведь развязка совсем близко. Чем же закончится непростая история отношений Евгения и Татьяны?
Эту главу, как и предыдущую, Александр Сергеевич начинает с авторского лирического отступления, вспоминает о своей учебе в лицее и путешествии по Кавказу, даже затрагивает молдавскую службу. После этого читатель вместе с Пушкиным вновь переносится в Петербург, где в самом разгаре очередной светский раут. Именно здесь, спустя три года, вновь встречаются Евгений Онегин и Татьяна Ларина.
Евгений в огромной зале один, без друзей, без возлюбленной, без привычной стайки влюбленных в него юных девушек. Герой совсем недавно вернулся из своего долгого путешествия, которое так и осталось за границами романа в не вошедшей в него главе. Он по-прежнему привлекает всеобщее внимание, но за несколько лет отсутствия Онегин успел стать незнакомцем, ушел в прошлое светского Петербурга. Татьяна же, наоборот, успела обрести немалую популярность и сильно изменилась, настолько, что Евгений не сразу узнает ее.
Татьяна теперь — княжна, статная, величественная, сдержанная. Она располагает к себе своим обаянием и мудростью, Татьяну уважают так же, как и ее супруга. Ее самообладание восхищает. Ранее при встрече с Онегиным девушка бледнела, краснела, была готова заплакать и поспешно уйти. Сейчас же она ничем не выдает того, что узнала Евгения, сохраняет спокойствие и ведет себя с ним так же, как и с остальными. Она выросла, приспособилась, создала на основе образов светских дам Москвы свой собственный и неповторимый. Теперь она — настоящая светская красавица, вызывающая всеобщее восхищение.
Такая перемена в Лариной не скрылась от Онегина, молодой человек моментально почувствовал нечто волнующее по отношению к этой прекрасной повзрослевшей девушке. Новые чувства гонят его прочь с праздника, он практически не спит, не может отделаться от потрясения. Кто бы мог подумать, что застенчивая несуразная девочка превратится в такую прекрасную даму? Да и равнодушие Татьяны, скрывающее истинные чувства к Евгению, лишь сильнее раззадоривает героя, он загорается идеей разузнать как можно больше о том, что же на самом деле испытывает его несостоявшаяся возлюбленная. Для главного героя все складывается наилучшим образом, ведь сам муж Татьяны приглашает его посетить их дом. Онегин раньше назначенного мчится по приглашению, но все его мысли занимает отнюдь не увлекательная светская беседа с князем, а милая сердцу Татьяна. Сама княжна обезоруживающе приветлива, но холодна, что еще больше смущает Онегина и сбивает с толку. К его облегчению на званый вечер стекаются гости, сам князь оказывается его дальним родственником, что дает Евгению право бывать у семейной четы довольно часто.
Несомненно, все попытки Евгения соблазнить Татьяну были замечены ею, но горький опыт и пребывание в высшем свете в течение несколько лет научили ее сдержанности и осторожности. Онегин не выходил за рамки приличия, а значит, Татьяне оставалось лишь поддерживать с ним светские отношения и любезно отвечать на все ухаживания, не подавая поводов для пересудов и беспокойства супруга.
Евгений же по-настоящему страдает от холодности любимой женщины. Он, несмотря на свою гордыню и эгоизм, пишет героине письмо, где предельно честно признается в своих чувствах. Послание он заканчивает фразой, отсылающей к письму самой Татьяны, подчеркивая, что все еще помнит ее признание и сожалеет. Только теперь он готов к отношениям с ней. Но письмо не находит ответа, как и два последующих. Зиму герой проводит в беспамятстве, занимая свое измученное сознание чтением, но и оно не приносит желанного успокоения. Весна толкает Евгения на отчаянный шаг: он без приглашения едет в дом своей возлюбленной, где застает ее с бумагами в руках, с одним из его писем. Перед ним не та светская барышня, а настоящая Татьяна, какой она может быть только наедине с собой. Но Онегин слишком занят своими чувствами, чтобы заметить такую тонкость. Он бросается перед Татьяной на колени, но героиня остается непреклонна. Она хорошо запомнила тот урок, который когда-то в саду преподал ей Евгений, и теперь припоминает ему. Но не с целью отомстить, а лишь для того, чтобы привести мужчину в чувство. Прошло слишком много времени, как бы она не хотела, путь в прежнюю жизнь закрыт, родная деревня осталась позади. А здесь у нее муж, которому она обязана быть верна, и совершенно иная жизнь. Это не то, о чем она мечтала, но этого более чем достаточно для спокойного размеренного существования. Да, Татьяна по-прежнему любит Евгения, но прекрасно понимает, что их совместному союзу никогда не осуществиться.
Если перед убийством Ленского Онегин опасался призрачного общественного осуждения и из-за своего малодушия сдался собственным страхам, то Татьяна боится вполне возможного позора, который будет преследовать и ее, и супруга в случае измены. Она печальна, но решительна, стоит на своем, несмотря на бурю в душе. Татьяна оставляет Онегина одного, возвращается князь, и вновь приходит время героям надевать свои маски. На этом и заканчивается глава, а вместе с ней и весь роман. Неизвестной остается дальнейшая судьба Онегина, Александр Сергеевич выбирает так называемый открытый финал, где каждый читатель волен сам выбирать то развитие событий, которое ему по душе. Но ясно одно — Евгений никогда не добьется открытой взаимности, Татьяна останется верна мужу и своему выбору несмотря ни на что. Скорее всего она прекрасно понимает, что именно светский образ привлек Онегина, он влюбился вовсе не в ту мечтательную девушку из провинции, а в роковую красавицу. Как и она в свое время испытывала сжигающие чувства к образу, сошедшему со страниц романа и объединённому с образом малознакомого светского юноши.
Евгений Онегин — пример «лишнего человека» который теперь вряд ли найдет свое место в жизни. Он не начал карьеру, не подался в военные, не нашел избранницу, не ушел в искусство. Его участь печальна и трагична, но он сам является виновником своих бед.
🗹