Отражение черт характера в письмах Татьяны (по роману Пушкина «Евгений Онегин»)

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» важное место занимает письмо Татьяны к Онегину, анализ которого важен для понимания всего образа героини. Главным мотивом письма является желание Татьяны выразить чувства к Евгению, а также понять, что он испытывает к ней. В письме объединены романтичность героини, основанная на прочитанных ею сентиментальных романах, и решительность. Девушка использует местоимение «ты», обращаясь к возлюбленному, а также первая выражает свои чувства, что было не принято в современном ей обществе.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Средства выражения мысли

Анализ письма Татьяны к Онегину следует начинать со средств выражения мысли. Несмотря на то, что Татьяна боится начинать своё письмо к Евгению Онегину, она постепенно раскрывается перед ним, уже обращаясь к возлюбленному на «ты». Татьяна открыта перед героем, она рассказывает ему все свои мысли и опасения. Она говорит Онегину, что никто её не понимает, для всех она чужая.

В письме соединились и романтичность героини, почерпнутая из сентиментальных романов, и решительность, которая связана с желанием постоянно видеть Онегина и разговаривать с ним.

Татьяна противоречива в своем письме, её слова отражают её мысли, которые приходят в голову одна за другой, сменяя друг друга. Героиня называет Онегина то своим ангелом-спасителем, который был ей послан богом, то змеем-искусителем, понимая, что чувства могут быть невзаимными. Татьяна то просит помощи и защиты у героя, то вопрошает, зачем он появился в её жизни.

Девушка пишет своё письмо на французском языке, потому что плохо знала русский язык. Здесь автор указывает на взаимосвязь с французскими романами, которые так любила читать героиня.

Романтичность, которая так свойственна Татьяне, в письме проявилась в том, как героиня рассказывала о своих чувствах. Она использовала различные эпитеты, которые наиболее красочно передавали мысли Татьяны. Пушкин использует здесь и метафоры, и лексику устного народного творчества, которая говорит о близости героини к простому народу. Не зря Татьяна близка в произведении только со своей няней. В письме отразилась и вера героини в божественные силы, она употребляет религиозную лексику. Евгений для нее то ангел, то змей-искуситель.

Письмо Татьяны. Эссе.

Письмо Татьяны. Эссе.

Письмо Татьяны, как свершившийся факт, не только следствие её вспыхнувшего чувства, но и следствие её образованности, знания французской литературы. В её любимых французских романах героини слали любовные письма предмету страсти, когда не было возможности объясниться устно.

«Воображаясь героиней Своих возлюбленных творцов, Кларисой, Юлией, Дельфиной, Татьяна в тишине лесов Одна с опасной книгой бродит, Она в ней ищет и находит Свой тайный жар, свои мечты, Плоды сердечной полноты, Вздыхает и, себе присвоя Чужой восторг, чужую грусть, В забвенье шепчет наизусть Письмо для милого героя… Но наш герой, кто б ни был он, Уж верно был не Грандисон.»

И вот начало её письма:

«Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать.»

Итак писать первой — уже огромный поступок (или пРоступок?), вызванный очень важными причинами. Их Татьяна все и перечислит. Однако задержимся на строке» Меня презреньем наказать»… За что возможно наказание презрением в данной ситуации? За то, что девушка не должна писать первой, ожидая в неведении своей участи? За то, что не имеешь права выбора — выбирать должны тебя?.. Нарушение неписаного этикета? Герои читаемых ею романов наказывали, видимо, девушек и презрением… Так что же получается? Татьяна считает возможным такой поступок по отношению к ней Онегина и настолько выше себя ставит его, что готова от него принять и презрение, раз уж пишет.

А вдруг он всё же поймёт мотивы её письма. Ей нужен прежде всего друг, человек, которому можно было бы доверить свою душу.

«Сначала я молчать хотела; Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда, Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Все думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи. Но, говорят, вы нелюдим; В глуши, в деревне всё вам скучно, А мы… ничем мы не блестим, Хоть вам и рады простодушно.»

«Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда, Когда б надежду я имела…»

А в чём собственно стыд?.. В том, что пишу?.. Потому что образованна и могу писать и выражать себя в письменном слове?..В том, что Вам признаюсь в сложности своих чувств?.. Почему же женщине, уже страдающей и от обрушившегося на неё чувства, и от неясности ситуации, ещё и стыдиться надо?.. Но таково давление общественной морали…

«Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Все думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи.»

Уточним, что никаких речей Онегина в гостях у Лариных при первом его приезде к ним, мы не услышали. Но, наверное, они были и пленили Татьяну своей, для неё, непохожестью на вседневные речи приезжающих соседей.

Вопрос Татьяны» » Зачем вы посетили нас?» — скорее, обращён к самой себе. Ей ведь хочется понять, зачем это случилось, и было ли в явлении Онегина какое-то предопределение. Все соседи в глуши степных селений наезжали друг к другу, и уже слыша об его странностях ( нелюдимости, например) не желала ли она уже встречи со столь необычным человеком? Конечно же, желала.

И вот уже переход с «Вы» на»ты» как надежда на взаимопонимание: «Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я!» Всё последующее развёрнутое признание о «воле неба» есть, я думаю, как раз-таки цитата из любимых ею книг.

Но вот опять и трезвое суждение, и раздумье:

«Кто ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель: Мои сомненья разреши. Быть может, это все пустое, Обман неопытной души! И суждено совсем иное…»

«Коварный искуситель» — не так уж наивна эта девушка, если знает о коварстве любви и смеет предполагать это качество и в Онегине.

«Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна. Я жду тебя: единым взором Надежды сердца оживи Иль сон тяжелый перерви, Увы, заслуженным укором!

Кончаю! Страшно перечесть… Стыдом и страхом замираю… Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю…»

Предчувствуя словно, что всё пойдёт не так, как ей бы хотелось, Татьяна называет своё смятённое чувство «тяжёлым сном», заслуживающим укора. И опять во второй раз употребляется слово «стыд» и даже «страх» ( а чего всё же она ещё боится, кроме укора и отказа ?..). Она боится быть ославленной, значит, и о таких вариантах она либо читала, либо слышала уже на своей русской почве. «Но мне порукой ваша честь», — эти слова как раз надежда на то, что их объяснение, как и её письмо, не станет предметом жарких сплетен, коими так обильно был наполняем досуг поместных дворян.

Так что же, практически весь поворот событий она в своём письме и предсказала: он разрешил её сомнения, подтвердив , что «это всё пустое, тоска неопытной души и суждено совсем иное», он даже поблагодарил её » Мне ваша искренность мила», но и был назидателен: «Учитесь властвовать собою». Он сохранил в тайне и письмо, и встречу в саду, где объяснился с ней. По крайней мере мы не видим, чтобы герой пересказал эту историю хотя бы Ленскому, как своему другу. Он её не обесчестил..

.Но каков всё же смысл этого Письма, помимо признания в любви? Татьяна сообщает Онегину, что ей не просто одиноко в пространстве своего окружения, а что она словно во вражеском стане, который не даёт ей возможности дальнейшего развития: «Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна.»

Наивная мечта, что Онегин вырвет её из этого круга, даст необходимую пищу её уму, будет способствовать развитию всех её способностей, могла быть связана для неё только не иначе, как с замужеством… А какие способности она прозревала и ощущала в себе? Наверное, всё же нечто связанное с литературой. Недаром же во время последующих московских встреч на «ярмарке невест» в одном из дворянских собраний «У скучной тетки Таню встретя, К ней как-то Вяземский подсел И душу ей занять успел.» Ему, известному поэту того времени, другу А.С. Пушкина, было интересно беседовать с провинциальной барышней, а ей с ним. Следы незаурядного писательского таланта, конечно же, несёт на себе и письмо Тани. Так что помимо полученного невольного чувства самодовольства и даже приятных ощущений («И в сладостный, безгрешный сон Душою погрузился он» ) Онегин должен был быть и уязвлён столь необычной в его любовных опытах новизной. Ведь, как мы помним, писательский труд ему был тошен:

«Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся, Зевая, за перо взялся, Хотел писать — но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его».

Несколько лет назад в Санкт-Петербурге я была на опере » Евгений Онегин» в Мариинском театре. В сцене объяснения Онегин возвращает письмо Татьяне, и она его тут же разрывает на мелкие кусочки, бросая себе под ноги.

Ничего подобного нет и быть не может в романе Пушкина.

Надо сказать, что отповедь Онегина, говоря современным языком, так же ошарашила Татьяну, как и её письмо столичного гостя. Отказ она, предполагала, однако в какой форме он был преподнесён: герой искренне и честно выставляет себя в самом неблагопрятном виде в роли супруга, так как очень хорошо себя знает. Он «любит её любовью брата и, может быть, еще нежней» и не допускает, чтобы Татьяна была несчастна в браке с ним. Вот почему, обнаружив в нём такое большое благородство, и после объяснения «пуще страстью безотрадной Татьяна бедная горит; Ее постели сон бежит…» — что ещё раз подчёркивает мысль, что Письмо ею не могло быть не написано, так сильно и необоримо было её чувство…

Письмо это было всё же прочитано ещё одним человеком, автором и другом Онегина, как персонажем романа, которому, всецело доверяя, он отдал на хранение «посланье Тани», отправляясь в путешествие:

«Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу, Читаю с тайною тоскою И начитаться не могу.»

Однако Онегин вернулся в Петербург два года спустя и снова перечитывает Письмо, значит, оно опять у него:

«Ужель та самая Татьяна, Которой он наедине, В начале нашего романа, В глухой, далекой стороне, В благом пылу нравоученья Читал когда-то наставленья, Та, от которой он хранит Письмо, где сердце говорит, Где всё наруже, всё на воле, Та девочка… иль это сон?.. Та девочка, которой он Пренебрегал в смиренной доле, Ужели с ним сейчас была Так равнодушна, так смела?»

Выходит, большим событием был и остался для Онегина ( и для нас, читателей ) этот удивительный образец эпистолярного жанра, если он его хранит, перечитывает и черпает в нём чистоту, силу и искренность чувств. Выходит, что не зря это Послание было всё же написано и отослано…

29.12.2020 Иллюстрация из Интернета

Анализ писем Татьяны и Онегина

Что помогает нам понять главных героев, если не строки, которые идут у них из глубины души? Даже сам Александр Сергеевич подчеркивает это, выделяя «иным стихом» письма Татьяны и Евгения. О чем же они могут нам поведать?
Вступительные строки письма девушки не кажутся сложными для понимания, несмотря на временной промежуток между её современницами и нами.

Татьяна мучается оттого, что сила чувств вынуждает её переступать через определенные нормы приличия. Если даже сейчас девушки редко решаются сделать первый шаг, то представьте, как барышне тех лет страшно признаваться в любви мужчине!

Однако с каждым словом в ней крепнет решимость, и она открывается полностью, неосознанно переходя с Онегиным на «ты». Татьяна говорит о том, что никто из окружающих не способен её понять и это губит её рассудок.

Именно понимание Татьяна ищет в таком необыкновенном и загадочном для неё человеке, как Евгений. Однако тут же, испугавшись своей откровенности, она пишет, снова перейдя на «вы». Героиня признается, что ей страшно даже перечитать написанное, потому она не меняет ни одной буквы в своем послании. Вот какой предстает перед нами Татьяна: решительной, но скромной, барышней во власти чувств.

Что касается письма Онегина, то пишет он его уже в конце своих метаморфоз, обретший способность любить и смотреть на мир иначе. В его послании мы тоже видим попрание моральных устоев, ведь на тот момент Татьяна уже замужем.

Но в отличие от неё, в его словах не юный порыв души, а глубокое состоявшееся чувство. В своих строках он ничего не просит в ответ, а лишь признает свое поражение. Онегин больше не может бороться сам с собой и своей судьбой.

Тут следует обратить внимание, что слова «все решено: я в вашей вoле» созвучны со строкой из откровения Татьяны: «Теперь, я знаю, в вашей воле…». В этом кроется и трагедия и счастье. Однако герои обязаны пройти эти испытания тернистого жизненного пути.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: