Базаров и его мнимые единомышленники
Базаров и его мнимые единомышленники.
Нас не так мало, как вы полагаете.
Базаров Е.В
Показав в своем романе «Отцы и дети» тип нового героя — разночинца, демократа, материалиста и нигилиста Базарова, И.С. Тургенев должен был отразить в произведении и то, насколько это явление в жизни единично, случайно или же закономерно. Для этого необходимо было показать, есть ли у Базарова единомышленники.
Один из них — его друг Аркадий Кирсанов
, полностью разделяет убеждения героя, но, как выясняется, не надолго. Его увлечение нигилизмом поверхностно. А.К. привлекают в этом учении ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Герой не задумывается над сутью «нигилизма». Вначале, во многом под влиянием Базарова, А.К. скрывает свои истинные качества, стремиться подражать своему кумиру – Базарову. Из-за этого у него даже возникает конфликт с отцом. Но позже различия между отцом и сыном сглаживаются. А.К. становится все более похожим на своего отца. Он готов вступать в компромиссы с жизнью. Дворянское происхождение и воспитание, неумение отказаться от родственных чувств, а затем и влияние Кати вынуждают героя вернуться к традиционным ценностям своего круга.
Ситников
– псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова. Он пытается, так же, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. Нигилизм позволяет герою почувствовать свою значительность, причастность к «великому» делу. Ситников — сын винного откупщика, человека, разбогатевшего на содержании трактиров. Это не уважается в обществе, и, Ситников стыдится своего отца. В его портрете автором подчеркнута неестественность поведения героя: тревожное и беспокойное выражение лица, «и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом». Ситникову свойственно «тревожное и тупое напряжение» и собачья преданность вождю-Базарову, несмотря на то, что тот его откровенно презирает: «Ситниковы нам необходимы… мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать» Несмотря на это он говорит, что обязан Базарову своим «перерождением», не замечая ни напыщенности своих слов, ни логических противоречий. Услышав от Базарова, что «не должно признавать авторитетов», он почувствовал «восторг» по отношению к самому Базарову: «Наконец нашел я человека!» Прогрессивные взгляды для Ситникова — путь к самоутверждению за чужой счет, как и для госпожи Кукшиной.
Кукшина Авдотья Никитишна
– эмансипированная помещица и псевдонигилистка. В нигилизме она находит отдохновение, ощущение занятости «важным делом». У нее не сложилась личная жизнь, она разъехалась с мужем, внешне не красива, у нее нет детей. В ее поведении тоже все было, как говорит автор, «не просто, не естественно». Чтобы привлечь к себе внимание, она примкнула к прогрессивному течению, но для нее это только повод показать себя, продемонстрировать другим широту ее интересов. Всемирно известную писательницу Жорж Санд она называет «отсталой женщиной» за якобы незнание ею эмбриологии, зато никому не ведомый Елисеевич — «гениальный» господин, написавший какую-то статью. Кукшина интересуется всем и сразу: химией, женским вопросом, школами, — но больше всего ее беспокоят не сами проблемы, а желание продемонстрировать их знание собеседникам. Она «роняет» свои вопросы один за другим, не дожидаясь на них ответов, да им и нет места в самодовольном монологе Кукшиной. Она критикует всех женщин за то, что они «дурно воспитаны», а Одинцову за то, что нет у нее «никакой свободы воззрения», но, скорее всего, она просто завидует ее красоте, независимости и богатству. Это особенно заметно на бале, куда Кукшина явилась «в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах»: она была «глубоко уязвлена», что на нее не обращают внимания.
Базаров к Ситникову и Кукшиной относиться чисто потребительски:. Почувствовав к себе пренебрежение, Ситников обсуждает Базарова и Кирсанова с Кукшиной, считая их «Противными гордецами и невежами». Однако после смерти Базарова Ситников в Петербурге продолжает, по его уверениям, «дело» Базарова. Автор с иронией описывает, как вместе с «великим» Елисеевичем Ситников тоже готовится «быть великим». С такой же иронией Тургенев говорит о том, что Кукшина, наконец попавшая в Гейдельберг, изучает теперь архитектуру, «в которой, по ее словам, она открыла новые законы».
В тургеневском романе Базаров концентрирует в себе как лучшие, так и худшие черты русской революционной молодежи конца 50-х — начала 60-х годов XIX века — самого кануна эпохи Великих реформ.Базаров умер, а воинствующее, самодовольное невежество процветает, опошляя прогрессивные идеи, за которые подлинные борцы были готовы отдать жизнь.
Ситников и Кукшина в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)
Ситников и Кукшина в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» являются второстепенными персонажами, они представляют собой мнимых последователей Базарова. Мнимые, потому что в отличие от главного героя им неизвестно, что такое самопожертвование ради своей идеи. Нигилистические идеи им не близки по духу, а просто маскируют скудность внутреннего мира и ограниченность знаний. Ситников пытается прикрыть модной философией позор своего происхождения, а Кукшина – свою нереализованность в качестве женщины, жены и матери.
Ситников говорит о том, что Евгений Базаров его давний товарищ и учитель, открывший перед ним дверь в новую жизнь. Он мечтает стать таким же бесцеремонным и свободным от рамок приличия, как и его наставник, но его подражательство выглядит очень смешно. Нигилизм для него всего лишь способ преодолеть собственные комплексы, это просто возможность стать более уверенным в себе и своих правах. Его отец зарабатывал себе на жизнь тем, что спаивал крестьян, а Ситников этого очень стыдился. Он осознавал никчёмность своего происхождения и знал, что общество не примет его таким, какой он есть. Нигилизм позволял этому персонажу почувствовать себя причастным к общему великому дело, ощутить свою значимость и превосходство над «незнающими».
Ничтожность натуры Ситникова проявляется в слепом обожании Базарова, который откровенно презирал своего ученика. Базаров считал, что такие личности нужны только для выполнения грязной работы и общался с ним только из корыстных побуждений.
Тургенев изображает этого персонажа, как суетливого человека с наигранным смехом и тупым выражением лица с бегающими глазами. Несмотря на приятную внешность, весь его внешний вид выражал некую тревогу и волнение, выступая полной противоположностью образу уверенного в себе истинного нигилиста Базарова. Во время первой встречи с давним приятелем, Ситников был одет в славянофильскую венгерку и несоответствующие по стилю перчатки, у него были визитки, на которых имя было написано с одной стороны французским языком, а с другой – русским.
Сущность Ситникова заключалась в том, что он не имел собственного мнения, не мог отстоять свою точку зрения, поэтому всегда соглашался с другими. Во всех его поступках прослеживается стремление услужить, быть полезным. Взаимоотношения Ситникова и Базарова напоминали собой безоговорочное подчинение крепостного своему барину, полное послушание и отсутствие противоречий.
Ситников не мог отвечать за свои слова, говоря о своём презрении к женскому полу, он даже не подозревает, что через несколько месяцев будет пресмыкаться перед своей новоиспечённой женой, только из-за её благородного происхождения.
Другим мнимым приверженцем нигилизма была хорошая приятельница Ситникова Кукшина. Она описывается как светловолосая дама, одетая в неопрятное, смятое платье. Её фамильярность и нахальное поведение, в дополнении с неряшливым внешним видом, производит негативное впечатление на большинство окружающих, в том числе и Аркадия. Выражение лица Кукшиной оказывало неприятное воздействие на тех, кто его видел. Даже Базаров, обычно не обращающий внимание на внешний вид других людей, поморщился при первой встрече с этой дамой. Всё в её образе было искусственным, наигранным и ненатуральным.
Она считает своим предназначением защищать права всех женщин и отстаивать их независимость. Главным увлечением в жизни Кукшиной были естественные науки, которыми она уже довольно давно интересуется и неплохо осведомлена в этой сфере. Но, несмотря на определённые познания, умной женщиной «последовательницу» Базарова называть нельзя. Даже выписанные журналы просто лежат на столике с неразрезанными страницами, они нужны для подтверждения статуса, а не для чтения.
Под маской приверженца нигилистской философии Кукшина скрывает свою грусть и тоску, вызванную уходом мужа и последующим долгим одиночеством. Она не отличается особой красотой и поэтому не имеет популярности у мужского пола. Не пользуется спросом также среди простых собеседников, потому как очень резко выражается и постоянно пытается вступить с кем-нибудь в спор, не ища для этого особого повода. Хотя на самом деле она ограничена в своих суждениях и доказать свою точку зрения не способна. Неуверенность Кукшиной в себе проявляется на губернаторском балу, когда Базаров и Ситников неожиданно уезжают, задев её самолюбие. Для независимой нигилистки было обидно, что на неё не обратили должного внимания.
Ситников и Кукшина сами себя называют нигилистами, но на самом деле ними вовсе не являются. Так они просто прикрывают чувство собственной неполноценности, для первого это способ скрыть своё происхождение, а для второй – несчастливую женскую судьбу. Они не чувствуют себя действительно нужными, просто пытаются доказать свою важность окружающим, в первую очередь им не хватает уверенности: в себе, своем мнении, своих поступках. Эти два образа можно назвать сатирическими, автор в их изображении использует комические приёмы. На их примере он показывает насколько большая разница между словами «быть» и «казаться». Таких, как Ситников и Кувшина очень много, они перенимают чужие мысли, говорят заученными фразами и называют себя новаторами, способствующими всемирному прогрессу. Намного меньше в обществе порядочных умных женщин и образованных, достойных мужчин.
Эти второстепенные персонажи нужны в романе, для того чтобы увеличить трагедию Базарова, подчеркнув его одиночество в этом мире. У него совершенно не было сторонников, единомышленников и последователей. Все друзья появлялись в его жизни ненадолго, оставив в ней лишь незначительный след. Он один представляет новую зреющую силу, которая способна изменить общество.
Роман «Отцы и дети» — это вершина творчества Ивана Сергеевича Тургенева. Ни одно его произведение не вызвало вокруг себя такое большое количество дискуссий. Литературные и политические критики увидели в образах Базарова, Ситникова и Кукшиной карикатуру на молодое поколение. В своём романе И.С. Тургенев показал общественно-политическую картину дореформенной России второй половины 19 века. Автор изобразил образ «нового человека» так, как сам его видел, понимая, что изменения в обществе неизбежны.
Характеристика главного героя
Лучше разобраться в отношении людей к герою поможет его цитатная характеристика. Это способно рассказать о персонаже словами самого автора, не искажая заложенного смысла. Цитаты из текста могут лучше всего передать основную его мысль:
- «…Длиннoe и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…»
- «…Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал…»
- «…чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает…»
- «…я не смею при нём выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний…» (отец Базарова о сыне)
- «…Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит…»
Эти слова подтверждают, что Евгений Базаров, хотя и является нетривиальной и запутанной личностью, — порядочный, честный и хороший человек.
Он не признаёт аристократии, чинопочитательства и прочих пережитков прошлого, готов идти на контакт с интересными людьми и мягко отказывать ему ненужным. Его гордость, пусть и может вызвать некоторые вопросы, не мешает людям замечать в нём хорошее.
В целом отношение людей в романе к главному герою сводится к положительному. Никто не считает Базарова плохим, никто не относится к нему негативно или презрительно. Да, его не понимают, возможно, не принимают, но на этом всё и заканчивается. Базаров уважительно относится к людям, и они, в общем, отвечают ему примерно тем же.
Урок «Второй круг Базарова»
Второй круг Базарова
Цель:
раскрыть силу духа главного героя романа «Отцы и дети», его внутренний мир, проанализировав эпизод «Базаров перед лицом смерти».
Задачи:
Образовательные: показать мужество, благородство Базарова на примере смерти героя; помочь учащимся осознать нравственную силу Базарова, нравственную высоту.
Развивающие: формировать у учащихся навыки анализа текста.
Воспитательные: воспитывать у учащихся умение переносить испытания достойно и ценить жизнь.
I. Реализация домашнего задания.
Учащиеся представляют составленные дома синквейны «Любовь Базарова».
— А это мой синквейн. Что-то у нас повторяется? (слайд 2
)
II. Слово учителя.
Начиная с 21 главы в романе «Отцы и дети» полностью повторяется цикл странствий Базарова: Марьино, Никольское, деревенька Базаровых. (слайд 3
) Дома я просила вас ещё раз проследить этот путь.
— Зачем Тургенев показывает этот второй круг, случайно ли? Тот же это Базаров во втором круге или другой, изменившийся? (сначала показано превосходство над всеми, значимость его характера. Теперь – другой, изменившийся, сама жизнь заставила его признать «романтику»)
III. Беседа.
— Внутреннее изменение Базарова влияет как-то на его отношение к окружающим? Рассмотрите, например, отношения с Кирсановыми. (гл.22,23) (Павел Петрович так же ненавидит Базарова и прибегает к «рыцарскому» способу разрешения конфликта – к дуэли. А Базаров, признавая глупость такого «феодального» способа, всё же не отказывается от него. И хотя он выходит победителем, после дуэли он видит в Павле Петровиче не противника, а старика, в которого он только что стрелял).
— Как изменились отношения Аркадия и Базарова? (Аркадию с Базаровым «Точно было скучно». Базаров занят своими проблемами. Да и раньше-то нигилистические взгляды были не его, не Аркадия, а как бы «с чужого плеча». Вёл себя несвойственным ему образом в угоду нигилизму.)
— Почему именно этих представителей дворянства противопоставил Базарову автор? Какие они, Кирсановы, скорее положительные, или скорее отрицательные? Как вы их расцениваете? (Это лучшие представители дворянства. «…если сливки плохи, то что же молоко?» )
— Выдерживает ли Базаров испытание любовью? (как нигилист – нет, как человек – да. Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем) (слайд 4
)
IV. Анализ 27 главы.
— Итак, перед лицом смерти Базаров остался один (подлинных единомышленников у нигилиста Базарова нет, т.к. позитивной программы у него нет, а значит, нет и будущего).
— И все-таки настолько ли одинок Базаров? (Нет, рядом родители). (слайд 5)
— Прочитайте разговор отца с сыном о близкой смерти.
— Прочтите слова Чехова (слайд 6
)»Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано!”
— Согласны вы с Чеховым? (Да. Не трусит, не пытается обмануть себя, что вообще свойственно людям. Видны сила и мужество героя).
— Остается ли Базаров верен своим принципам? (и да, и нет. Возможна дискуссия)
—
Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения. Особенно трогательна поэтическая любовь к Одинцовой.
— Давайте перечитаем сцену прощания. (слайд 7
)
— Какое художественное средство использует Тургенев в сцене смерти Базарова? (умирающая лампада ; Лампада — свеча – символ жизни; метафора). (слайд 7
)
— Прочитайте слова Д.И.Писарева (слайд 7)
«Умереть так, что умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг». Как вы поняли эти слова? (благородно)
— Обратите внимание на имя героя. Евгений – благородный (от греч.)
— Что значит благородный? (1 уч-ся по словарю Ожегова работает: Благородный – 1. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый. 2. Исключительный по своему качеству).
— Случайно ли Тургенев дал такое имя своему герою?
V. Итог урока.
Чтение
отрывка из романа «Есть небольшое сельское кладбище…” (
слайд 8
)
—
О чем говорят цветы на могиле Базарова? («Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии равнодушной природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной»)
—
Примирил ли нас Базаров? (Смерть дала ему право быть таким, каким он, может быть, был всегда: сомневающимся, слабым, возвышенным, умеющим любить).
— Тургенев писал:
«Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостливой сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, — я виновен и не достиг своей цели”.
— А вы можете сказать, стал ли вам близок, дорог Базаров?
Домашнее задание:
1) Подумать, какие вечные проблемы можно выделить в романе «Отцы и дети»;
Сочинение-рассуждение «Что помогает Базарову мужественно принять смерть?»
Презентация PPTX / 43.93 Мб
Использованные ресурсы:
https://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/314668/
https://russkay-literatura.ru/pesni-literatury/103-avtor-i-ego-geroj.html
В самом названии романа выделены две силы: «отцы» и «дети». Это главная проблема романа, которая раскрывается в социальном и общечеловеческом плане. Задачи урока — рассмотреть оба аспекта проблемы «отцов» и «детей» и определить, какой из двух для Тургенева важнее.
Вопросы и задания для обсуждения 1. Проанализируйте II и IV главы и определите, какую роль играет мотив рук в раскрытии темы «отцов» и «детей». (У Базарова «обнаженная красная рука», которую он не сразу подал Николаю Петровичу; у Павла Петровича «красивая рука с длинными розовыми ногтями», которую он не только не подал Базарову, но спрятал обратно в карман. Петр «в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича». Прокофьич «подошел к ручке к Аркадию». Таким образом, рука — показатель противостояния Павла Петровича и Базарова, а конфликт «отцов» и «детей» существует даже в среде слуг.) 2. Докажите, что этот конфликт достигает своей вершины в X главе. Проследите, как развивается спор героев. В чем они правы и в чем не правы? (Они спорят о значении дворянства, о нигилизме, о русском народе, об искусстве, о власти.) Итоги спора о «принсипах»:
Базаров прав: Надо делать дело. Надо проверять любую истину | Павел Петрович прав: Нужна связь во времени, т. е. преемственность |
Базаров не прав: В отношении к прошлому: в принципах объяснения жизни через отрицание любви, природы, красоты, мечты (любовь — физиология, природа — мастерская, красота — польза, мечта — гниль) | Павел Петрович не прав: В отрицании необходимости проверки жизни; в абсолютизации ряда истин; в постановке принципов во главу угла |
3. Нашли ли герои истину? Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения? Старались ли они понять друг друга? (Позиции Базарова и Кирсанова — крайности. Им не хватило: одному — чувства почтения «сына», другому — любви и понимания «отца». Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Они не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети. Начиная с ХIII главы автор снимает внешнее противостояние, антитеза переходит внутрь. Но все чаще герои оказываются в похожих ситуациях: невоплощенная любовь, история с Фенечкой.) 4. Проследите по тексту II, III, VI, VII, IX, X, XXV, XXVI, XXVIII глав, как меняется отношение Аркадия к нигилизму. Найдите авторское отношение к нигилизму Базарова (гл. XI). О чем говорят слова Писарева: «Аркадий… хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он — сам по себе, а идеи — сами по себе, болтаются как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка»? (Увлечение Аркадия нигилизмом — это дань моде, времени. Он подражает Базарову, что вызывает иронию автора.) 5. Анализируя лексику XII и XIII глав, покажите авторское отношение к героям, которые считают себя учениками Базарова. Почему они изображены карикатурно? Какова их композиционная роль в романе? (Кукшина и Ситников нужны как фон, на котором раскрывается образ Базарова. Карикатурность, неестественность мнимых нигилистов оттеняют силу и мощь Базарова.) 6. Охарактеризуйте взаимоотношения Базарова с родителями. Какова идейно-композиционная роль образов стариков Базаровых для понимания характера главного героя? (У Базарова нет близости с родителями, хотя он их любит и жалеет. Герой сознательно отказывается от семейных традиций, преемственности поколений, отрицает авторитеты, считает, что сам себя воспитал. Это герой времени, без прошлого и, как ни печально, без будущего.) 7. Охарактеризуйте взаимоотношения в семье Кирсановых. Какова композиционная роль образов Кирсановых для понимания личности Базарова? (Павел Петрович уважает традиции, но отказывается от изменений в жизни. Это герой без будущего, у него все в прошлом. Он, как и Базаров, самолюбив, не поддается влиянию, одинок. Оба героя нежизненны. Тургенев не случайно связал в заглавии «отцов» и «детей» соединительным союзом. Должно быть так: и отцы, и дети. Жизненными остаются Аркадий и Николай Петрович, потому что один стремится забрать все лучшее от «отцов», а другой постоянно держит в памяти прошлое и пытается понять будущее. Эти герои создают семьи, т. е. продолжают род, имеют будущее.)
Итог урока.
В раскрытии социального аспекта конфликта романа Базаров остается один, один и Павел Петрович, так как Николай Петрович в спор почти не вступает. Если говорить об общечеловеческом, семейном значении заглавия, то в системе образов обнаруживается противостояние семьи Кирсановых и семьи Базаровых. Первая продолжает жить, а вторая постепенно уходит. Дети — это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого. Для Тургенева важнее семейные отношения, построенные по законам понимания, уважения. Только в семье передаются традиции из поколения в поколение. Человек, лишенный этого, не способен понять других. Базаров и Павел Петрович одиноки, а Аркадий и Николай Петрович близки друг другу, у них семьи, их жизнь продолжается.
Новое поколение — новые взгляды
Основной конфликт демонстрируется путём серьёзной перепалки Евгения Базарова и Павла Кирсанова. Этот спор в целом обнажает всё бывшее раньше сокрытым: здесь и раскрытие плюсов и минусов нигилизма, и разгром аристократии, и раскрытые чувства и мнения. Павел Петрович, конечно же, представляет так называемое старое поколение, которое воспитано принципами и правилами прошлого, а Базаров эти самые основы прежнего мировоззрения собирается разрушить. Нетрудно догадаться, что между героями происходит настоящее сражение, полное неприязни и, что удивительно, уважения.
Идейная полемика
Спор Базарова и Павла Кирсанова сопровождается непримиримостью их взглядов, презрением со стороны Евгения и ненавистью со стороны Павла Петровича. Динамичный образ Евгения Васильевича порождает конфликт внутри Кирсанова, он заявляет, что «время Отцов» уже давно прошло, и настало время «новых людей», это сильно задевает Павла, его отношение к Базарову, которое сразу было настороженным, становится отвращённым, в какой-то степени даже презрительным.
Если с негативом от Павла Петровича в сторону главного героя всё понятно, ведь он просто боится, что его время действительно прошло, то что ещё за уважение? Зачем Кирсанову уважать Базарова? И почему автор решил сделать исход их конфликта именно таким?
Павел Петрович отличается серьёзным умом, который, возможно, только где-то подсознательно, но всё-таки даёт ему понять, что за людьми, вроде Базарова, и правда стоит будущее, и ничего с этим сделать нельзя; он может уважительно относиться к Евгению за его преданность к делу (чего не скажешь о «двойниках» Базарова). В общении этих двух персонажей доминируют личные отношения, а не идейная борьба, особенно это заметно после их дуэли — развязки внешнего конфликта.
Более коротко можно сказать о брате оппонента Базарова, Николае Петровиче, который не был ярым участником конфликта. Он также был не совсем доволен существованием нигилизма, Евгения и нового поколения, но в большой степени он относился к этой ситуации холодно и равнодушно. В отличие от своего брата, Николай Кирсанов в принципе легко принял свою «отставку» и то, что их время уже прошло; он был готов отдать пост главенствующего поколения новым людям, подобным Базарову.
Двойники и модный нигилизм
В романе также присутствуют персонажи, которых можно назвать «двойниками» Базарова. Почему «двойники»? По той причине, что они тоже якобы нигилисты, но проблема в том, что они в этом абсолютно ничего не смыслят и увязались за новым мировоззрением только из-за того, что это модно, что это противоречит старым рамкам и законам. Для всех них нигилизм — способ выделиться, ничего более; особенно яркую роль это приобретает на контрасте с Базаровым, который осознанно выбрал свою позицию и готов за неё отдать жизнь.
Кто вообще представлен как двойник Базарова?
- Ситников. Человек, называющий себя «старинным знакомым» Базарова и его учеником. Для него приверженность новым взглядам имеет показной характер, чтобы быть «не как все». Повторяет слова главного героя, вульгаризируя и искажая их истинный смысл. Вызывает неприятные чувства из-за своей лицемерности и лживости.
- Кукшина. Называет себя эмансипированной женщиной; её, с одной стороны, якобы волнуют вопросы физиологии, химии, воспитания, политики, но, с другой, она чрезмерно развязна, вульгарна и глупа. Так же как и Ситников не представляет ценности для нигилизма, а относит себя к этой философии только из-за корыстных целей, из-за того что это модно и необычно.
- Аркадий Кирсанов. Поначалу вообще может показаться, что это и есть главный герой романа, но это не так. Интересный в начале Аркадий меняется прямо на глазах у читателя. В итоге становится понятно, что нигилизм заинтересовал парня не своей философией, а ничем; Аркадию неинтересен нигилизм, он увлёкся им из-за Базарова, который произвёл на него сильнейшее впечатление, и желания найти что-то новое и необычное.
Из всех двойников Базарова нет чувства отвращения только, возможно, к Аркадию, даже сам Базаров считает его хорошим парнем, который просто ещё не нашёл себя. Все остальные по-настоящему неприятные и даже мерзкие люди, которые, как ни парадоксально, выполняют благую цель в романе.
Они дорабатывают образ Базарова, показывая своими лицами слабые стороны его максималистского мировоззрения. Сами они вроде бы относятся к герою хорошо, считают его интересным и тому подобное, но на деле они вряд ли даже знают его полное имя, им не нужен Базаров или нигилизм, — только личная выгода. Что касается Аркадия, для него Базаров был настоящим кумиром, которому хотелось подражать.
🗹