Женские образы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»


Новаторство Пушкина

Белинский высоко оценил все произведение, назвав его «Энциклопедией русской жизни». Описание женских образов критик отметил как отдельное достояние творчества Пушкина. Он называет работу Пушкина настоящим подвигом, ведь Александр Сергеевич не только показал «главную» сторону общества в лице Онегина и Ленского, но также очень поэтично воспроизвел образ русской женщины.

Женские персонажи Пушкина типичны, и в то же время особенны. Он очень ярко описывает характеры, тонко подмечает детали. Белинский говорит об исключительности Татьяны, но называет ее олицетворением русской женщины. Новаторство Пушкина состоит в том, что именно он первый осмелился описать образ женщины именно с такой точки зрения.

Ольга

Автор противопоставляет Татьяне Ольгу – весёлую и очень активную девушку. Она всегда находит себе занятие, часто смеётся и почти никогда не грустит. Когда Ленский, в которого она была влюблена умирает, девушка не долго переживает, она быстро находит себе отвлечение. Это показывает её как ветреную и легко увлекающуюся девушку. Конечно, она тоже обладает и скромностью, и красотой, как Татьяна, но в отличие от неё, сестра смотрит на мир поверхностно. Пушкин относится к Ольге не так хорошо, как к Татьяне, он пишет, что читатель сможет найти её образ на страницах любой другой книги.

Произведение «Евгений Онегин» действительно великое. В наше время его продолжают любить и читать многие люди. Все образы в романе очень интересные и полные, что захватывает читателя почти с первых страниц.

Образ Татьяны

Татьяна Ларина – центральная героиня романа. Она обладает беспечностью, юностью, наивными и романтичными чертами характера. Именно это делает ее особенной и прекрасной. Пушкин описал образ простой русской девушки, из семьи провинциального дворянства. Изображая Татьяну, он не идеализирует ее. Она росла одинокой и погруженной в себя, не спешит открывать свое сердце каждому встречному. Попав в светское общество она разочаровывается – ей становится скучно от пустых разговорах столичных дворян. Ее интересует красота души, а не модные тенденции. О жизни она судит не по реальности, а по прочитанным книгам.

Татьяна нарисовала себе образ идеального возлюбленного. Но в реальности любовь приносит ей лишь страдания. Даже став светской дамой, Татьяна не теряет своей непосредственности. Но даже за одним столом с первой городской красавицей, ничуть не уступает этой светской даме.

Любовь к Онегину раскрывает в Татьяне самые лучшие качества: решительность, честность, прямоту. Глубина и сила ее чувств делают ее смелой и готовой на все ради любви.

В сцене последнего разговора с Онегиным образ Татьяны раскрывается во всей красе, показывая ее самые лучшие качества. Несмотря на свою любовь, она пренебрегает ей ради долга и выполнения своих женских обязанностей перед будущим мужем. «Но я другому отдана и буду век ему верна» – прямо заявляет она Онегину, которого давно любит до глубины души.

Сам Пушкин не скрывает своего теплого отношения к героине. На протяжении всего произведения, автор награждает ее словами «идеал», «милая», отражая свое личное отношение к качествам героини.

Женские образы в романе «Евгений Онегин»

В романе Пушкина Евгений Онегин присутствуют две центральные женские фигуры. Это сестры Татьяна и Ольга. Сестры совсем не похожи между собой. Живая, энергичная, очаровательная Ольга и мечтательная, задумчивая Татьяна.

И хотя сам Пушкин не лестно отзывается об Ольге, говорит, что ее образ надоел ему чрезмерно, именно из таких девушек, как Ольга получаются настоящие хозяйки, хорошие матери и жены. Не надо забывать, что Ольга еще не совсем сформировавшийся ребенок. Она младше Татьяны, которой было всего 13. Ольга помогает матери и дворовым девушкам, умеет играть в шахматы, способна поддержать беседу. Она интересна и привлекательна. Пушкин считает, что избранник Ольги должен быть непременно рогатым, но в этом, надо полагать, он глубоко заблуждается. Ольга чем-то похожа на свою мать. Она из тех, кто растворяется в заботах о детях, о муже, доме, поддержании порядка.

Пушкин сам не заметил, как сместил акценты. Роль положительной героини он отводит Татьяне, но образ Татьяны неоднозначен и не настолько положителен, как хотелось бы Пушкину. Татьяна только тем и занимается, что читает романы да гуляет по полям и в голове строит воздушные романтические замки. Она не вышивает, не играет в куклы, не помогает дома.

И наконец, Татьяна влюбляется в первого заезжего молодца. Уездные дворянские сынки не могли стать героями ее романа, потому что она росла вместе с ними, знала их с раннего детства, и они не отвечали ее романтическим запросам. И как только появилось в их доме новое лицо, она влюбилась. Более того, вопреки правилам и морали того времени, она первой написала своему избраннику письмо. Правильно она поступила, или нет, на эту тему можно спорить долго. Современные юные барышни, готовые драться за парней друг с другом будут, наверное, на ее стороне.

Выйдя замуж за князя, Татьяна стала светской дамой, принятой в обществе. Но это – заслуга не самой Татьяны, а ее мужа. Хотя сама героиня отлично научилась играть эту роль.

Говоря о женщинах в романе Пушкина «Евгений Онегин», нельзя не вспомнить о матушке Татьяны и Ольги, милой старушке, которая

меж делом и досугом Открыла тайну, как супругом Самодержавно управлять.

А после смерти мужа по сути одна управляется со всем имением. Таня взрослела, и наконец, встал вопрос о том, что девушку пора выдавать замуж. Но Татьяна ни за кого не хотела выходить, давая пищу досужим разговорам. Матушка помнила, как она страдала, когда ее выдали замуж малознакомого, нелюбимого Ларина, даже не спрашивая ее желания. И своих дочерей она неволить не хотела.

Ольга быстро нашла свою половину, и сердце матери за младшую дочь было спокойно. Но судьба старшей ее волновала. Ларина собрала родственников и соседей-помещиков для совета по поводу Татьяны. Предложение везти Таню в Москву старушке-матери пришелся по душе, и она начала готовиться к отъезду.

Не последнюю роль в романе играет няня девочек, прообразом которой наверняка послужила собственная няня поэта Арина Родионовна. Это была малограмотная, но умудренная жизненным опытом крестьянка, воспитывавшая девочек с малолетства. Именно няне Татьяна поверяет первые тайны своего девичьего сердца.

Популярные сегодня темы

Самым важным для легенды русской поэзии Пушкина была свобода, как в жизни, так и в творчестве. В разные годы жизни поэта, понятие свобода выступала по-своему, это отображалось в его работах

В детстве мальчик Володя пережил трудное послереволюционное время, годы массовых репрессий. Он вместе с друзьями не раз встречал в сквере своего поселка голодных умирающих людей

Дворяне жили и в деревне, и в Москве и Санкт-Петербурге. Деревенское дворянство Пушкин знал не понаслышке. Ему приходилось общаться с его представителями, когда он был в ссылке в своём родовом имении Михайловское и в Болдино.

Вариант 2

Роман Евгений Онегин одно из лучших произведений для анализа женских образов. Александр Сергеевич Пушкин уделял особое внимание созданию каждого образа, поэтому они получились такими глубокими.

Две сестры Ольга и Татьяна являются противопоставленными героями. Несмотря на родство они совершенно разные и это делает анализ из образов более интересным.

Татьяна – центральная героиня произведения. Это любимая героиня Пушкина, поэтому он даже по большей части неосознанно наделил ее лучшими качествами. Татьяна скромная, умная, простая девушка. Она одинока и всегда находится где-то в своих мечтах и мыслях. Девушка юна и верит в истории, которые она прочитала в романах. Это ее единственное знание о людях ведь с самого детства она была нелюдимой, поэтому и оценивает она их согласно романам. Девушка верит в людей и в их чистоту, поэтому она очень доверчивая и даже наивная. Судьба девушки трагична, ее возлюбленный Евгений отвергает ее и рушит ее мечты. После возвращается и причиняет ей только больше боли, из-за благородства и порядочности девушка не может быть с любимым, ведь на тот момент у нее уже есть муж, которому она будет век верна. Нужно заметить, что после отказа Евгения и замужества Татьяна меняется и становится равнодушной и величавой взрослой женщиной.

Ольга полная противоположность Татьяны. На первый взгляд она такая же, как сестра, скромна, красива, простодушна. Единственно очевидное различие между ними в том, что Ольга яркая и общительная, а Татьяна замкнутая и не любит шумных компаний, но чем больше читатель узнает Ольгу, тем больше находит различий. Она ветреная и пустая, ее любовь к кокетству губит Ленского, но она быстро забывает о нем и находит себе другое занятие. Татьяна очень глубокая личность, а Ольга мыслит поверхностно, ее даже можно назвать глупой. Пушкин относится к Ольге не очень хорошо, она для него самая обычная героиня, в то время как Татьяну он считает особенной. Сам автор отзывается об Ольге как о девушке, интерес к которой быстро пропадает.

Сестры различаются даже по внешности. Хоть они обе и были красивы, Ольга описывается как грациозная девушка с красивыми плечами и грудью, а Татьяна по сравнению с сестрой обладает «бледной красотой». Александр Сергеевич пишет, что она бы не привлекла столько внимания внешним видом, сколько привлекала Ольга.

В романе женские образы играют особую роль в раскрытии характеров персонажей. Образ Татьяны — это новаторство, Пушкин первый, кто дал русской женщине такое описание. Критики высоко оценили тонкую работу автора над характерами.

9 класс

Другие сочинения: <- Главные герои повести Станционный смотритель? ПушкинПочему Татьяна полюбила Онегина? ->

«Женские образы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»»

В «Евгении Онегине» только два основных женских образа — сестры Татьяна и Ольга Ларины. Где-то на периферии действия появляется их мать, довольно заметную роль играет беседующая с Татьяной старая няня, но все же именно Татьяна и Ольга несут наиболее серьезную нагрузку в развитии интриги. Татьяна вообще, наряду с Евгением, является бесспорной главной героиней романа. С ее образом Пушкин связывает очень важные для себя идеи. Можно сказать, что Татьяна Ларина и для него, и для многих поколений читателей стала олицетворением идеала русской женщины. Она предстает перед нами в родительском имении: Дика, печальна, мол чал ива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней, Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей. И были детские проказы Ей чужды: страшные рассказы Зимою в темноте ночей Пленяли больше сердце ей. Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо. Совсем иной мы видим Татьяну в последней главе романа. Теперь она княгиня, солидная светская дама, которой даже при встрече с любимым прежде Онегиным: …Ничто не изменило: В ней сохранился тот же тон, Был так же тих ее поклон. Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась, Иль стала вдруг бледна, красна… У ней и бровь не шевельнулась; Не сжала даже губ она. Хоть он глядел нельзя прилежней, Но и следов Татьяны прежней Не мог Онегин обрести. Кажется, что простодушная сельская девушка, не зря зачитывавшаяся романами автора теории «естественного человека» Ж.-Ж. Руссо, превратилась в опытную светскую львицу. Конечно, перед этим была несчастная любовь к Онегину, потрясение от убийства возлюбленным Ленского, поездка в Москву на смотрины, брак с толстым и заслуженным генералом… Но неужели все эти события столь кардинально изменили внутренний мир героини? Куда делась девушка, которая «с ее холодною красою любила русскую зиму», «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны», исповедовалась няне в безответной любви к Онегину, писала Евгению проникновенное письмо, где уверяла: «Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой; я знаю, ты мне послан Богом, до гроба ты хранитель мой…»? Однако стоит прочесть целиком заключительную главу, и мы убедимся, что на самом деле Татьяна осталась прежней. Продемонстрировав Онегину невозмутимость при нежданной встрече, она обратила на мужа «усталый взгляд» и тотчас «скользнула вон». Ясно, что супруга-генерала Татьяна не любит. И Онегину потом, в разговоре один на один, признается: А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них? Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище, За те места, где в первый раз, Онегин, вид ела я вас, Да за смиренное кладбище, Где нынче крест и тень ветвей Над бедной нянею моей… Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. В сущности, Татьяна — все та же патриархальная девушка. Она тяготится светскими развлечениями, как когда-то пресытился ими Онегин. Татьяна отвергает предложение Евгения завести столь обычную в свете любовную интрижку. Для нее супружеский долг, сохранение семейного очага оказываются выше чувства. И это при том, что Татьяна отнюдь не патриархальна в своем внутреннем мире. Ее письмо к Онегину обнаруживает незаурядность, глубину души наряду с первозданной искренностью чувства: Зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья Я никогда не знала б вас, Не знала б горького мученья. Души неопытной волненья Смирив со временем (как знать?), По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать. Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете… То воля неба: я твоя… Любовь к Евгению Татьяна воспринимает как ниспосланную свыше, как Божье предопределение. И неслучайно в разговоре с Ленским Онегин отмечает ее духовное превосходство над сестрою: «В чертах у Ольги жизни нет… Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне». Ленский подчеркивает, что Татьяна «грустна и молчалива, как Светлана», героиня одноименной баллады В. А. Жуковского. Ольга же вполне довольна жизнью и не знает глубоких чувств, настоящей любовной страсти. Она не способна любить как Татьяна и, должно быть, будет вполне счастлива с взявшим ее в жены заезжим уланом. Душевные переживания сестры Ольге неведомы. И сам ее образ призван прежде всего оттенить душевную красоту и духовное величие Татьяны — пушкинского идеала русской женщины.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: