- Анализ стихов
- Тургенев
- Собака
Замечательный писатель и поэт Иван Сергеевич Тургенев пользовался различными лирическими, драматическими, прозаическими жанрами. Его творения уникальные, неповторимые, за что его и любят. Уже в конце своего творчества Тургенев написал яркий и необычный цикл миниатюрных стихотворений «Стихотворения в прозе». Эта некое заключение пути в творчестве поэта, который, между прочим, набрал в себя немало мудрости и профессионализма за годы практики. Кстати, цикл богат мудростью. «Собака» в ряду ключевых стихотворений этого цикла, где поэт размышляет на тему жизни и смерти.
Творение Тургенева философское, поскольку он размышляет. Он не побуждает, не спрашивает, просто делится мыслями. Автор открыто говорит, что смерть неминуема для каждого, хоть для собаки, хоть для её хозяина, что конец жизни наступает так же стремительно, как и его начало, как эмоции и чувства, которые тоже мгновенно исчезнут. Когда кто-то встречается со смертью, он пытается найти помощь, защиту и опору у близких ему людей, может быть, у зверей, причём происходит это подсознательно. Тут же появляется единство мнений между близкими, что трагедию не обойти. Появляется тема взаимопонимания человека и его окружающего мира.
За короткое стихотворение автор чётко даёт понять, что у всего живого есть немало общих черт. К примеру, и человеческие глаза, и собачьи глаза сильно похожи. Можно даже сказать, что они одинаково грустят. На конце жизни столько пройдено, сколько было переживаний, успехов и неудач, любви и злости, а скоро всё исчезнет… Более чем жалко, даже страшно, что все старания, стремления, весь труд, и всё, что бесценно дорого старому, исчезнет, как только не станет того старого… В этой ситуации собака – тоже самое, что человек, а человек – тоже самое, что и собака. Все взаимосвязаны друг между другом, и все равны перед смертью… Никому не избежать её…
Неслучайно Тургенев добавил в сюжет бурю за окном. Буря – символ бурной жизни, символ непредсказуемого, опасного для всего окружающего живого, стихийного характера жизни, пред которым одинаково бессильны и собака, и человек.
Свои чувства, эмоции и мнения автор выражает открыто и ярко. Такую стихотворную звучность автор добился даже без одной рифмы.
Чтобы читатель посочувствовал героям, автор умело касался струн, спрятанных в глубине души. Ни один читатель не сможет не посочувствовать, хоть автор использовал простые слова, когда рассуждал про ту неподвластную ни одному человеку и вечную силу, которую никто не ждёт и не хочет.
Хоть смерть рано или поздно заберёт всё, что дорого и недорого вам, радуйтесь, живите и не тратьте время впустую, пожалуйста.
7 класс, по плану
Анализ стихотворения в прозе «Собака» Тургенева
Произведение «Собака» Ивана Сергеевича Тургенева – момент ощущения взаимосвязи всего существующего между собой. Впервые стихотворение напечатано спустя 4 года после создания.
Стихотворение написано в феврале 1878 года. Это одна из первых лирических миниатюр, созданных стареющим писателем. Он увенчан литературными лаврами, обеспечен материально, имеет круг доверенных друзей. Но в своей щемящей зарисовке «Собака» открыто признается в безмерном одиночестве и страхе перед смертью. По жанру – исповедальное стихотворение в прозе. Лирический герой – сам автор. Сюжета, как и в большинстве произведений цикла, нет. Комната, он и его собака. В завязке обманчиво выражение «нас двое». Читателю представляются люди, но с героем находится его пес. Как известно, И. Тургенев любил охотиться, в его жизни много, наверно, было собак. Кажется, это та, что стареет вместе с ним. Интонация отстраненная, гипнотизирующая. Все фразы подчинены внутреннему ритму. Автор вскользь упоминает пейзаж за окном: воет буря. Эпитеты к этому явлению подчеркивают расстревоженность героя. «Страшная, неистовая». Что, если она ворвется в комнату? Собака тоже ведет себя необычно: смотрит прямо в глаза. Рассказчик соглашается на эту игру. Впрочем, это не игра. Оба они чувствуют собственную смертность. Ряд взволнованных местоимений «она» в 4 абзаце. Несколько раз повторяется слово «понимать». «Мы тожественны»: равны. Метафора уходящей жизни: огонек. Уменьшительный суффикс подчеркивает уязвимость этого «огонька». Образ смерти представлен тоже метафорой, как хищная птица с холодными крыльями. «И конец!» — почти вскрик. И уже не важно, кто был кем. «Нет!»: восклицание подводит к развязке. Затем следует вопрос, в котором нет сомнений. Заслуги, дела, цели, суета, заботы отходят на второй план, отступая перед правдой непостижимой жизни. «Это две пары одинаковых глаз»: живое существо глядит на живое существо. В эту минуту они таинственно равны биением сердца, взглядом, трепетом перед бурей, хищной птицей… Судя по всему, писатель полагал, что души животных также бессмертны. В противном случае он бы понимал, что безотчетный ужас животного не совсем равен его состоянию. Ни слова, ни движения, ни смены декораций.
Автобиографичность содержания цикла миниатюр, пронзительность лирического высказывания – наиболее ценные стороны творчества И. Тургенева последнего периода.
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Собака» Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И. С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В произведении можно выделить следующие микротемы: погода («на дворе воет страшная, неистовая буря»), собака.
Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой» (метафора).
Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без слов» близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспресии. Словосочетания «нет никакой разницы» и «мы тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь).
Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное». По словарю Ожегова животное – это «такое живое существо, в противопоставление человеку».
Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной лексики: риторический вопрос. «Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?». Данный вопрос не требует ответа, так как из всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при чтении текста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образом Тургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течение мыслей человека.
«Собака», анализ произведения Ивана Сергеевича Тургенева
В своих сочинениях Иван Сергеевич Тургенев обращался к различным жанрам лирики, эпоса и драматургии. Цикл под названием «Стихотворения в прозе» вобрал в себя одни из самых ярких и необычных его творений. Эти миниатюры были созданы в конце творческого пути автора. Они несут читателю жизненную мудрость художника слова, накопленную годами постоянного творчества и философского осмысления бытия.
«Собака» занимает одно из ключевых мест в цикле «Стихотворения в прозе». В небольшом тексте автор откровенно делится с читателем своими размышлениями о жизни и смерти. Тургенев с грустью говорит о том, что жизнь быстротечна, она мгновенно появляется и столь же стремительно исчезает со всеми нашими чувствами, мыслями и переживаниями.
Автор предельно кратко и емко показывает читателям, что у всех живых существ много общего. Грустные глаза человека и собаки так похожи. Жизнь пролетела, скоро финал. А сколько воспоминаний, сколько интересных периодов в ней было. И все это канет в пустоту. Очень страшно представить, что нашим исканиям, стремлениям, надеждам неизбежно придет конец. И в этой безнадежности человек ничем не отличается от собаки и любого живого существа. Все мы связаны между собой в круговороте времени и бытия.
Очень показательна буря, что разыгралась за окном. Она символизирует бурную жизнь, а также стихийность, непредсказуемость и абсолютную беззащитность перед ней всего живого. Эта буря одинаково страшна для человека и собаки.
Мысли и чувства автора переданы в произведении чрезвычайно ярко. Они звучат искренне, эмоционально и открыто, как могут звучать только стихотворные строки, пусть даже без рифм. Тургенев умел прикоснуться к тем струнам души человека, которые глубоко спрятаны под рутиной будней. Ни один читатель не может остаться равнодушным к этому произведению, написанному простыми словами, но затрагивающему тему вечной и неподвластной человеку силы.
Смерть забирает и уносит с собой радостные и грустные фрагменты жизни. И остается лишь один вопрос: а ведь правда, что все это было?
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Дурные наклонности в Инге, дочери крестьян, проявились рано. Будучи ребенком, она мучила насекомых и находила в этом удовольствие. Время шло, но девочка по-прежнему оставалась грубой и неласковой
Одинокий старик со сложной судьбой поймал однажды у себя в саду Ивашку Кудряшкина, мальчишку, который хотел оборвать его яблоню. Оставшись безнаказанным, ушел мальчик куда глаза глядят, пока не очутился на болоте
Все произошло в Нью-Йорке на одной из бедных улиц. Тут в одном из домов жил Седрик со своей мамой. Они были бедны, особенно после того как скончался его отец Сердик Эрол. Но как – то раз к ним пришел адвокат, который принес послание от деда Седрика.
Источник
«Собака»: одна и та же жизнь жмется друг к другу
Образ рока, гибели можно назвать сквозными для стихотворений Тургенева. Так, в одном из них смерть представляется отвратительным насекомым, которое пронзить своим жалом может любого. Эту тему будет развивать в дальнейшем Тургенев. «Собака» (стихотворение в прозе) в отличие от «Воробья» не имеет какого-либо четкого сюжета. Вернее, он сводится к размышлениям главного героя, сидящего в комнате вместе с собакой, спасаясь от неистовой бури.
В этом монологе потока сознания звучат трагические нотки: что человек, что бессловесное животное перед лицом вечности одинаковы. Рано или поздно налетит смерть и погасит навсегда огонек, зажженный кем-то. «Одна и та же жизнь жмется пугливо к другой» — так выражает страх перед неотвратимой гибелью Тургенев. «Собака», стихотворение в прозе, схожа с «Воробьем» утверждением неких законов, которые характерны для Вселенной, и человечеству их избежать нельзя. Однако в первом произведении таким законом является любовь, а во втором — смерть.
Человек, в отличие от собаки, способен к самосознанию. «Она сама себя не понимает», — говорит герой-рассказчик о товарище по несчастью. Но человеку, как высокоинтеллектуальному существу, известно о грядущей смерти. В этом состоит одновременно его проклятие и благословение. Наказанием являются подобные моменты разочарования и страха перед лицом надвигающейся гибели. Благословение — возможность, невзирая на неотвратимую кончину, отыскивать смысл жизни и менять ее русло в зависимости от результатов этого постоянного поиска.
Рассказ калужского помещика
Всем, кто получает эстетическое наслаждение от высокохудожественной пейзажной картинки и портретных зарисовок персонажей, можно смело рекомендовать читать рассказ Тургенева «Собака» полностью. Для заполнения читательского дневника вполне достаточно ознакомиться с кратким пересказом.
Стоит отметить, что для самого Ивана Сергеевича это небольшое произведение было как-то по-особенному дорого. Пять лет понадобилось автору для того, чтобы облечь случайно услышанную историю в художественные формы.
Прежде чем передать рассказ в печать, Тургенев читал «Собаку» близким друзьям и вносил изменения в текст, сообразуясь с замечаниями.
Герои произведения
Рассказ начинается довольно буднично. Автор переносит читателей в Петербург, на квартиру господина Финоплентова. В гостевой зале, кроме хозяина, присутствуют:
Последний гость и поведал занимательную историю, в которой переплелись элементы мистического характера и трогательная преданность четвероногого друга.
Все началось с утверждения Антона Степановича о невозможности любых явлений, «несообразных с законами натуры», с которым согласились все присутствующие, кроме Порфирия Капитоныча. В доказательство своих слов помещик рассказывает о происшествии, приключившимся с ним шесть лет тому назад.
Невидимое животное
Засидевшись за картишками у соседа, такого же небогатого помещика, наш герой вернулся домой довольно поздно и сразу улегся спать. Но только он собрался отдаться в руки Морфея, как услышал, что под кроватью, что-то «возится и чешется».
Раздосадовавшись на слугу, допустившего в комнаты «заболтущую» собаку, Порфирий Капитоныч позвал Фильку, который явился «со свечкой». Но заглянув под кровать, ни слуга, ни барин ничего не обнаружили. Помещик пришел к выводу, что пес выскользнул из помещения, когда слуга открыл дверь. Остаток ночи прошел спокойно.
Однако, на следующую ночь шум под кроватью повторился. Снова был вызван слуга со свечкой. И снова под кроватью ничего не оказалось. Порфирий Капитоныч велел Фильке свечу задуть, и сразу под кроватью началась возня.
Шесть недель невидимая собака в ночной темноте донимала помещика поскребыванием и хлопаньем ушами. Он уже почти привык к невидимой гостье, придя к пониманию, что никакого зла это недоумение ему не несет.
Совет соседа
Решив проверить «свои соображения», герой оставляет у себя ночевать соседа, заехавшего перекинуться в картишки. Постель Василь Василичу была устроена в одной комнате с хозяином. Улегшись, приятели:
Сосед задул свечку и приготовился заснуть. Погасил свет и хозяин. Собака сразу завозилась, а потом и вовсе вылезла из-под кровати и «когтями по полу» прямо к постели Василь Васильича.
Гость еще не успел уснуть и, услышав характерный шум, поинтересовался какой породы собаку завел хозяин. Когда Порфирий Капитоныч ответил, что собак не держит, Василь Василич не поверил и зажег огонь. Увидев пустую комнату, он стал выспрашивать, что это «за фокус».
После того как хозяин поведал ему о приключившейся оказии, гость испугался и хотел немедленно уехать, но после длительных уговоров остался до утра, а за завтраком посоветовал соседу «из дому отлучиться», чтобы эта «пакость отстала».
В поисках разгадки
Приняв совет соседа к «сведению», Порфирий Капитоныч отправляется в город и останавливается «у старичка из раскольников», содержащего постоялый двор. Выбор места для ночлега был неслучаен, так как соответствовал сразу нескольким основным пунктам плана нашего героя:
К тому же было известно, что раскольник терпеть не может табаку и «чувствует омерзенье» ко всему собачьему роду, от паршивых дворняг, до благородных гончих.
«По знакомству» старик разместил Порфирия Каптоныча в комнате, где спал сам «тут же за перегородкой». Ночью неугомонное животное начало, как обычно, шуметь и возиться, а хозяин в сердцах обругал гостя «окаянным никонианцем», на что тот поведал ему о своем несчастье.
Подумав, старичок отверг саму мысль о «наваждении» и предположил, что «это есть явление» или «знамение», а утром отправил гостя в Белев с «грамоткой» к некоему Прохоровичу. Раскольник объявил, что этот человек «из наших» и может помочь, если захочет.
Встреча с Прохоровичем
Не раздумывая, Порфирий Капитоныч едет в Белев, где после недолгих расспросов находит нужный дом. В огороде он видит невзрачного старичка в изношенной одежде, который и оказался Прохоровичем. Помещика поразили «проницательные глаза» пожилого человека, который:
Все это время гость пребывал в состоянии удивительной «робости и покорности», словно находился на приеме у сенатора или министра.
Прохорыч успокоил Порфирия Капитоныча, объявив, что странное явление дано «не в наказание, а в предостережение», посоветовал купить щенка, после чего «видения прекратятся», а собака будет «на потребу».
«Дикая собака Динго» очень кратко
Рувим Фраерман «Дикая собака Динго» краткое содержание для читательского дневника:
Главная героиня повести Таня Собанеева осталась без отца, когда ей исполнилось восемь месяцев. Отец ушел к другой женщине и усыновил мальчика Колю. В дальнейшем отец приедет с новой семьей в тот город, где живет Таня с мамой.
Девочка держит обиду на отца и вечно конфликтует с Колей, который также насмехается над Таней. Затем между ними возникнет взаимная симпатия. У девочки был хороший товарищ Филька, который тайно был влюблен в нее. Из-за своей ревности он вечно устраивал козни Коле.
Повесть, учит, что от ненависти до любви один шаг и наоборот. Земля круглая, никогда нельзя зарекаться о чем-то, все может измениться в один миг.
Источник
Четвероногий спаситель
Поблагодарив мудрого старца, помещик отправился на базар, где сразу же столкнулся с человеком, продающим маленького щенка. Щедро заплатив продавцу, герой схватил «щенка в охапку» и сразу отправился домой.
Дождавшись ночи, он потушил свечку и, лежа на постели, стал ожидать привычных звуков. Однако, в комнате стояла тишина, что засвидетельствовал и позванный слуга.
Одинокий человек полюбил щенка и стал с ним неразлучен. Тем временем «Трезорушко» рос и превращался в настоящую легавую собаку, так что хозяину пришлось «и ружьишком запастись», для охоты.
Актуальность истории
После того как рассказчик умолк, Антон Степаныч вновь попытался сформулировать мысль о несовместимости происшествий сверхъестественного характера и «здравого рассудка». Но на этот раз никто из присутствующих его не поддержал.
Главная мысль необычной, но не выдуманной истории заключается в призыве относиться к окружающей действительности с максимальным вниманием и серьезностью, в режиме онлайн. Необходимо наблюдать и анализировать любые явления, без категорического отрицания и поверхностных суждений. «Мещанишко по наружности» может оказаться незаурядной личностью, а бессловесное животное — проявить себя как самый лучший друг.
Источник
Тургенев собака главная мысль. Отзыв о рассказе И.С.Тургенева «Собака. Гимн русскому языку
В этом рассказе автор повествует нам об одном мистическом событии, и пытается навести читателя на размышления о чем-то сверхъестественном, и чудесном в нашей жизни. Пытается показать, что даже если и случается с человеком какой-то полтергейст, то это моет быть не дурным предзнаменованием, но предостережением, которое очень важно правильно услышать и расшифровать.
Главный герой Порфирий в шуточной форме рассказывает о себе историю, которая приключилась с ним на самом деле. Однажды, когда тот пришел домой после игры в карты и лег спать, запалив свечу, услышал он под своей кроватью какой-то звук, прислушавшись, понял, что эти звуки может издавать собака. Здесь и почесывания, и скулеж, и виляние хвостом… Решив, что в комнату забралась чужая собака, он зажег свечу, но никого не увидел, — все звуки прекратились. Так повторялось каждый вечер, как только гасли свечи. Автор решил устроить пару экспериментов, и заставил подтвердить эти звуки своего слугу и близкого друга. Никто не мог объяснить происходящего, но посоветовали Порфирию съездить в Белев, к святому человеку, которого все звали Прохорыч.
Когда наш герой встретился со святым, его поразил взгляд этого старика, — тот смотрел как будто в душу, видел все насквозь, и, непроизвольно, Порфирию стало как-то стыдно, и неудобно перед ним. Жил старик просто, можно даже сказать, — бедно. Без каких либо притязаний. Сидел он, выслушивая рассказ Порфирия величественно, словно царь. Выслушав, посмотрел старец на Порфирия своим прозорливым взглядом, и сказал завести щенка. Объяснил, что для его защиты все эти видения. Главный герой стразу так и поступил.
Спустя некоторое время щенок вырос, — назвали его Трезором. Ни на шаг он не отходил от своего хозяина. Привязался к собаке и Порфирий. Вместе они ходили на охоту, вместе гуляли и даже в баню париться ходили вместе. Однажды, в знойные деньки, решил Порфирий прогуляться до соседки молодой, одной ветреной особы. Будучи уже у нее на крыльце, ни с того ни с сего, накинулся на него бешеный рыжий пес, и почти разорвал его, но верный Трезор вцепился рыжему в глотку, и началась нешуточная склока.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Гимн русскому языку
Как показал анализ, стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» открывает еще одну тему цикла — патриотическую. В небольшом произведении (буквально нескольких строчках) автор вместил всю свою гордость за русский язык, впитавший черты великого народа, который оставался непоколебимым в дни любых испытаний. Вот почему так важно еще со школьной скамьи посещать каждый урок литературы. Тургенев стихотворения в прозе создает предельно эмоциональными, и в «Русском языке» этот пафос достигает апогея.
Обратим внимание на эпитеты. Автор называет русский язык великим, могучим, правдивым и свободным. Каждое из этих определений имеет глубокий смысл. Русский язык велик и могуч, потому что в нем заложены богатые ресурсы для выражения мысли. Правдив и свободен — потому что таким является его носитель, народ.
Речь — это явление, которое не дается откуда-то сверху, ее творят люди, считающие ее родной. Русский язык, многогранный и красивый, соответствует нашему народу, искреннему, могучему и свободолюбивому.
Краткое содержание
У Порфирия Капитоныча было «небольшое именье в Козельском уезде». Однажды ночью он услышал, что под его кроватью что-то «скребет, возится, чешется». Мужчина поначалу подумал, что это крыса, но затем прислушался к звукам, и понял, что их может издавать только собака. Порфирий Капитоныч позвал слугу Фильку, и поинтересовался, каким образом в его спальне «собака под кровать затесалась». Филька «стал свечкой под кроватью водить», но никого там не обнаружил.
Подобные звуки повторялись каждый вечер, как только гасли свечи. Лежа на кровати, Порфирий Капитоныч явственно ощущал присутствие собаки – было «слышно, как она дышит, как зубами по шерсти перебирает, блох ищет». Однажды у помещика остался на ночь его сосед, который также стал свидетелем собачьей возни. Узнав о том, что в доме нет живой собаки, сосед не на шутку испугался. Он посоветовал Порфирию Капитонычу на некоторое время сменить место жительства.
Помещик воспользовался советом, и «поселился на постоялом дворе у знакомого старичка из раскольников». Однако даже в его доме повторилось наваждение. Старичок велел своему постояльцу отправиться в Белев, к святому старцу по имени Прохорыч – только он один и мог объяснить, что происходило по ночам у помещика. Старец объяснил Порфирию Капитонычу, что ночное наваждение ему «не в наказание наслано, а в предостережение». Прохорыч посоветовал помещику купить щенка и держать его при себе день и ночь.
Порфирий Капитоныч так и поступил. Он приобрел щенка охотничьей породы и назвал его Трезором. В ту же ночь, как поселился щенок в доме, странные звуки прекратились. Трезор вырос красивым сильным псом, и Порфирий Капитоныч очень его любил. Как-то раз он отправился в гости к своей соседке. Неожиданно на него бросился огромный рыжий пес – «раскрытая пасть, кровавые глаза, шерсть дыбом». Мужчина замер в ужасе, но тут же ему на помощь поспешил Трезор. Он спас своего хозяина, но сам сильно пострадал в драке с бешеным псом.
Все советовали пристрелить Трезора, который наверняка заразился бешенством от рыжего пса. Однако Порфирий Капитоныч хотел попробовать его вылечить. В ту же ночь на мужчину вновь напал тот самый бешеный пес, и Трезор во второй спас своего хозяина, но уже ценой собственной жизни. Порфирий Капитоныч долго не мог прийти в себя после потери верного друга.
Краткое содержание «Муму» И. С. Тургенева для читательского дневника
Идею рассказа «Собака», написанного в 1864 году, автору подсказало повествование мещанина, услышанного во время ночевки на одном из постоялых дворов. С 1859 года идея не давала Тургеневу покоя, он рассказывал о ней хорошим знакомым. При этом повествование было настолько ярким и красочным, что завладело умами многих слушателей. Слухи о скором выходе нового рассказа великого писателя распространились очень быстро. Однако с публикацией Тургенев не спешил. Только после трех последовательных правок и долгих размышлений, Иван Сергеевич дал разрешение на публикацию рассказа в «Санкт-Петербургских новостях» в 1866 году.
Иван Тургенев — Собака
– Да вы, я вижу, великий филозоф, – вторично и с тою же усмешкой перебил Антон Степаныч.
Порфирий Капитоныч на этот раз даже нахмурился.
– Какой я филозоф, это еще неизвестно, – промолвил он с угрюмым подергиваньем усов, – но вас бы я охотно взял в науку.
Мы все так и впились в Антона Степаныча; всякий из нас ожидал горделивого ответа или хотя молниеносного взгляда… Но господин статский советник перевел свою усмешку из презрительной в равнодушную, потом зевнул, поболтал ножкой – и только!
– Вот у этого-то старичка я и поселился, – продолжал Порфирий Капитоныч. – Комнатку он мне отвел, по знакомству, не из лучших; сам он помещался тут же за перегородкой – а мне только этого и нужно. Однако принял я в те поры муки! Комнатка небольшая, жара, этта, духота, мухи, да какие-то клейкие; в углу киотище необыкновенный, с древнейшими образами; ризы на них тусклые да дутые; маслом так и разит, да еще какою-то специей; на кровати два пуховика; подушку пошевелишь, а из-под нее таракан бежит… я уж со скуки чаю до невероятности напился – просто беда! Лег я; спать нет возможности – а за перегородкой хозяин вздыхает, кряхтит, молитвы читает. Ну, однако, угомонился, наконец. Слышу: похрапывать стал – да так полегоньку, по-старомодному, вежливенько. Свечку-то я давно загасил – только лампадка перед образами горит… Помеха, значит! Вот я возьми да встань тихохонько, на босу ногу; подмостился к лампадке да и дунул на нее… Ничего. «Эге! – думаю, – знать, у чужих-то не берет…» Да только что опустился на постель – опять пошла тревога! И скребет, и чешет, и ушами хлопает… ну, как быть следует! Хорошо. Я лежу, жду, что будет? Слышу: просыпается старик. «Барин, говорит, а барин?» – «Что, мол?» – «Это ты лампадку погасил?» Да ответа моего не дождавшись, как залопочет вдруг: «Что это? что это? собака? собака! Ах ты, никонианец окаянный!» – «Погоди, говорю, старик, браниться – а ты лучше приди-ка сам сюда. Тут, я говорю, дела совершаются удивления достойные». Повозился старик за перегородкой и вошел ко мне со свечкой, тоненькой-претоненькой, из желтого воску; и удивился же я, на него глядючи! Сам весь шершавый, уши мохнатые, глаза злобные, как у хорька, на голове шапонька белая войлочная, борода по пояс, тоже белая, и жилет с медными пуговицами на рубахе, а на ногах меховые сапоги – и пахнет от него можжевельником. Подошел он в этаком виде к образам, перекрестился три раза крестом двуперстным, лампадку засветил, опять перекрестился – и, обернувшись ко мне, только хрюкнул: объясняй, мол! И тут я ему, нимало не медля, всё обстоятельно сообщил. Выслушал все мои объяснения старина и хоть бы словечко проронил: только знай головой потряхивает. Присел он потом, этта, ко мне на кроватку – и всё молчит. Чешет себе грудь, затылок и прочее – и молчит. «Что ж, – говорю я, – Федул Иваныч, как ты полагаешь: наваждение это какое, что ли?» Старик посмотрел на меня. «Что выдумал! наваждение! Добро бы у тебя, табашника, – а то здесь! Ты только то сообрази: что тут святости! Наваждения захотел!» – «А коли это не наваждение – так что же?» Старик опять помолчал, опять почесался и говорит наконец, – да глухо так, потому усы в рот лезут: «Ступай ты в град Белев. Окромя одного человека, тебе помочь некому. И живет сей человек в Белеве, из наших. Захочет он тебе поспособствовать – твое счастье; не захочет – так тому и быть». – «А как мне его найти, человека сего?» – говорю я. «Это мы тебя направить можем, – говорит, – а только какое это наваждение? Это есть явление, а либо знамение; да ты этого не постигнешь: не твоего полета. Ложись-ка теперь спать, с батюшкой со Христом; я ладанком покурю; а на утрие мы побеседуем. Утро, знаешь, вечера мудренее».
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе СОБАКА. Какова тема?
Какова тема этого стихотворения в прозе?
Это философское произведение. Его ведущая тема — неотвратимость смерти, перед которой все равны — и люди, и животные. Существо, оказывающееся перед лицом смерти, невольно, на подсознательном уровне, ищет помощи и защиты у другого, близкого ему существа. И здесь в восприятии грядущей трагедии они едины: человек и собака («две пары одинаковых глаз, устремленных друг на друга»). Возникает тема взаимного понимания людей и животных.
Попробуйте доказать, что это именно лирическое произведение, т. е. произведение, которое эмоционально и ярко передает мысли и чувства автора. Особую эмоциональность этому стихотворению в прозе придает то, что тема выражается через восприятие автором своего настроения в единстве с состоянием собаки. Человек и собака, по-видимому, одинокие, у которых нет никого больше, не только жмутся друг к другу и ищут защиты от смерти, они и противостоят ей, как могут. На дворе воет страшная неистовая буря. Автор здесь прибегает к приему антитезы, противопоставляя этой буре обращенные друг другу взгляды человека и собаки. Лиризм достигается и образом трепетного огонька, который горит и светится в каждом из них. Это трепетный огонек жизни и любви, хотя и слабый, не способный устоять перед взмахом широкого крыла смерти. Образы трепетного огонька, бури, крыла смерти и пары одинаковых глаз усиливают эмоциональное звучание темы этого произведения Тургенева.
Источник
Пограничный жанр
Этот жанр, относящийся одновременно к прозе и поэзии, возник в романтическую эпоху как реакция на строгую эстетику классицизма. Каждое стихотворение в прозе Тургенева — «Нищий», «Русский язык», «Воробей» и др. — в какой-то степени опирается на произведения предшественников: Жюля Лефевра-Демье, Шарля Бодлера и многих других. Созданный романтиками жанр имел гораздо больше общего с лирической поэзией, нежели с прозой, за счет:
- лаконичности;
ослабления повествовательного начала;
богатой образности;
лирического пафоса.
В то же время такие стихи не имели рифмы и даже ритмической организации, чем отличались от ближайших «родственников» по литературе — верлибра и
🗹