- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Сон Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин
Пушкин ввёл в свой роман знаменитый сон Татьяны неслучайно. Он важен для понимания читателем и раскрытия характера Татьяны Лариной, а также для понимая обстановки, в которой она жила, самой эпохи. Кроме того, этот эпизод является своего рода связующим звеном между главами и событиями произведения.
Не секрет, что для Пушкина Татьяна была настоящей русской девушкой, близкой к народу, любящей деревню. Потом и сон её наполнен элементами русского фольклора, народности. Например, девушка встречается в своём сне с медведем, а ведь медведь – это частый герой русских сказок
Сам сон девушки очень логичен, события идут одно за другим, выстраиваясь в сюжетную цепь, без резких скачков: девушка идёт по лесу, где встречает медведя, который помогает ей пробираться через сугробы, животное страшит её, поэтому Татьяна лишается чувств, но медведь несёт её в дом, где девушка видит своего возлюбленного, Евгения, в окружении разных чудищ. Когда они видят девушку в сенях, поднимается шум, но Онегин-хозяин прогоняет их и остаётся с Татьяной наедине. Но после появляется Ленский и Онегин во сне убивает его.
Столь же логично вплетение самого этого эпизода в текст произведения. Сон девушки является своего рода отражением событий романа. К примеру, видеть во сне медведя – к замужеству, а когтистая лапа, на которую опирается во сне Татьяна, сулит богатую жизнь. В конце романа Татьяна действительно оказывается замужем за генералом, она становится светской дамой и живёт в достатке. Следовательно, медведь символизирует её будущего мужа-генерала во сне, и Татьяна, как мы помним, хотя и напугана, идёт за ним.
Увиденные девушкой во сне чудовища символизируют неприятности, которые не заставят себя ждать и в реальной жизни героев. Кроме того, их пир символизируют похороны, которые также случатся после гибели Ленского. Как мы уже знаем, во главе стола сидел Евгений, который и будет «предводителем» всех этих неприятностей, включая убийство юного поэта.
Часть, где Евгений остаётся с Татьяной наедине, отражает мечты девушки о любви. Она влюблена в Онегина и жаждет взаимности, и во сне она эту взаимность получает: мужчина ласков с ней так, как никогда не был в жизни.
Далее сон показывает дальнейшие события романа абсолютно буквально: появляется Ленский, и Онегин убивает его. В произведении же их вскоре после сна ждёт дуэль, где Ленский также будет убит и похоронен. Благодаря некому предчувствию девушки, сон становится вещим.
Таким образом, эпизод сна выполняет в произведении две важнейшие функции: раскрывает характер Татьяны, её мечты, подчёркивает её близость к русскому народу, а также является аллюзией на события романа, предвосхищая судьбы его главных героев.
Сочинение про Сон Татьяны
Сон, приснившийся Татьяне описан в пятой главе, которая как раз предшествует трагическим событиям романа. На Святки Ларина вместе с другими девушками гадает, после чего засыпает с зеркалом под подушкой. Сны, увиденные в это время, на Руси приятно считать вещими.
Сон Татьяны также является по-своему пророческим. Его можно условно разделить на две части.
Начинается сон с того, что девушка стоит на берегу ручья. Ручей этот символизирует ее страх, сомнения, неопределенность. Текущая вода — знак скорых перемен. Они страшат Татьяну, она ждет кого-то, кто помог бы ей перейти на другой берег. Тут из чащи леса появляется медведь. Этот образ в русском фольклоре символизирует мудрость, достаток, благополучие. Сначала девушка пугается медведя, но потом следует за ним в его дом. Это можно назвать предсказанием будущего мужа Татьяны, взрослого, солидного, обеспеченного генерала. С медведем ей спокойно и безопасно, но душа к нему не лежит.
Во второй структурной части сна появляется Евгений. Когда он возникает, Татьяна думает, что теперь она спасена от кошмара, но Онегин из сна пугает ее еще сильнее. Этот отрывок можно рассматривать как пророчество и для него. Сначала Онегин пирует с домовыми, ведьмами, чудовищами, он пьет, смеется и веселится. Это может символизировать жизнь, полную забав и удовольствий, которую он вел в Петербурге и которую начнет вести снова. И там происходит встреча с Татьяной. Говоря: «Мое!» он вторгается в ее жизнь как сделал это в конце романа. После происходит их роковая стычка с Ленским, все случается быстро: ссора, нож, удар, мертвое тело. Как и в жизни, никто не успевает ничего понять.
Сон Татьяны можно рассматривать как немного мистического в романе. «Евгений Онегин» — очень светское произведение, но в какой-то момент автор решает добавить совсем чуть-чуть неизведанного и пугающего. Ведь Татьяна — весьма чувствительная и восприимчивая девушка, кому как не ей мог быть послан такой сон. А может, она, совсем не разбираясь еще в жизни, интуитивно чувствовала, как все может обернуться, и подсознание подсказало это во сне. Этот эпизод сильно повлиял на Татьяну. Кто знает, возможно, она через много лет, именно вспомнив свой сон, отказала Онегину.
Смысл фрагмента
Действие сна разворачивается снежной зимой, что метафорично подводит читателя к взрослению Татьяны. Получается, что ее любовь к Евгению проводит черту между детством и юностью девушки. Поток, через который ей помогает перебраться медведь – это ее зов о помощи. И действительно, Татьяне очень нужна помощь. В очень сложной и запутанной ситуации с искушенным холодным светским львом Евгением ей, чистой деревенской девушке, некому помочь. Взъерошенный медведь – помощник и проводник, символизирующий сильное и не вполне осознаваемое Татьяной влечение, любовь к Онегину. Ни жива, ни мертва, Татьяна не в силах сопротивляться медведю – автор показывает, что она своим чувствам не может противиться:
«Медведь проворно Ее хватает и несет; Она бесчувственно-покорна, Не шевельнется, не дохнет»
Главная мысль фрагмента «Сон Татьяны» заключается в том, что Татьяна пытается от медведя бежать – ей страшно и стыдно, что ее любовь к Онегину сильнее ее воли и рассудка. Медведь несет Татьяну – и куда! – в логово, где Онегин возглавляет шабаш чудищ. Медведь здесь – метафора чувств и влечения к Евгению. Татьяна изо всех сил сдерживала себя, стеснялась и стыдилась, но все же написала письмо Онегину. И теперь она в его власти, во власти медведя, то есть своих чувств. Шабаш чудищ здесь символизирует свадьбу Татьяны и Евгения:
«И что же видит? .. за столом Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот»
Онегин правит бал – ведь он жених! Татьяне снится свадьба с ним. Онегин развлекает себя этой странной компанией – ему и правда очень скучно в деревне, вот он и развлекается как может. Дразнит Ленского и всех соседей. А когда звери кричат: «Моё, моё! », указывая на Татьяну – здесь видно ее подсознательное желание быть присвоенной Онегиным. Чтобы он сказал – она моя! Именно это мы и происходит во сне. И в жизни, только уже слишком поздно для героев. ..
А во сне Онегин положил Татьяну на лавку, что символизирует их союз, их свадьбу. Татьяна согласилась отдаться Онегину или на волю судьбы – что в XIX веке для девушки было одним и тем же. И тут входит Ольга с Ленским и мешают им: «Свет блеснул, Онегин руку замахнул». Убит Ленский, Татьяна в ужасе проснулась – а сон оказался пророческим. Смерть Ленского помешала героям, перечеркнула их будущее. Такова основная идея главы «Сон Татьяны».
Разбор главы о сновидении Татьяны
Сон начинается с того момента, когда девушка входит в дом, где царит веселье. Пушкин подчёркивает, что атмосфера в хижине была, как на больших похоронах, что не предвещало ничего хорошего и говорило о присутствии потусторонней силы, где пируют чудища с ужасными мордами, собачьими хвостами и рогами. Во главе атаманской шайки девушка видит Евгения, который после этого убивает Ленского.
После пробуждения Татьяна ищет содержание каждого символа в соннике Мартына Задеки. Ей непонятна сущность образа Евгения. Она найдёт ответы на вопросы гораздо позже, когда узнает, что сон был вещим. Во всей главе Онегин изображён в самых тёмных красках, он предводитель шайки чудовищ.
В третьей главе Онегин появляется перед Лариной, глядя на нее странным взглядом. Когда Евгений уводит героиню в тёмный угол, он напоминает вампира, который питается кровью и жизненными силами молодых женщин, в которых влюблён. Во сне Татьяны Евгений Онегин напоминает демона, а это значит, что он готов забрать душу девушки в огненную гиену.
В эпизоде с именинами Татьяны читатели могут найти отсылки к её сну. Гости (мосье Трике, Франтик Петушков, семейство Панфила Харликова), съехавшись на праздник, напоминают адских созданий. В хижине во сне царил беспорядок. Были слышны собачий лай, свист, пение и хохот чудовищ, а на именинах Татьяны все толкались, девицы целовались, а моськи лаяли. Во сне героини чудища суетились, никто никого не слушал, раздавались краткие крики, стаканы бились и ударялись друг о друга.
На этом празднике рассерженный Онегин вызывает Ленского на дуэль. Когда автор описывает состояние героини, во сне и на именинах употребляются одни и те же эпитеты и слова.
Значение фрагмента в романе
Итак, писатель посредством обращения к иррациональному началу показал, что Татьяна влюблена и влюблена сильно. Она любит чистой, девичьей любовью и в ее мире Евгению Онегину отведена роль властелина ее дум. Он на пьедестале, о нем все мысли, мечтания и чаяния девушки. Фигура его в представлении Татьяны выросла до небес, да что там до небес – она заслоняет небо. Конечно же, Святочные гадания для Татьяны — не просто обряд забавы ради. Девушке хочется хоть как-то себя поддержать, пусть даже иллюзиями. Татьяне крайне важно узнать хоть что-то о будущем ее любви. Она отдается на волю Провидения и гадает. Значение сна Татьяны – это итог минут, часов, дней, проведенных за размышлениями об Онегине. Слишком много чувств и мыслей прорвалось в одну святочную ночь.
Именно в эпизоде «Сон Татьяны» читатель может прочувствовать русский дух милого идеала — одной из любимых героинь Пушкина. В ее сознании переплелись народные предания, фольклорные мотивы и литературные сюжетные линии из французских романов. Такова дорога в ее внутренний мир, где главной движущей силой стала любовь, которую Татьяна пронесет через всю жизнь. Ее цельная натура неспособна на компромиссы и легкомыслие, она вверяет себя одному лишь Евгению, бесповоротно и навсегда, превозмогая страхи и предрассудки. В героине заговорила та особая, исконно народная сила женской любви, которая повергает в трепет даже представителей сильного пола. Так писатель показал нравственное и духовное превосходство Татьяны над Евгением и предрек финал их союза — трагедию двух сердец, разлученных самой судьбой.
Автор: Алла Паршикова
Характеристика героини
Татьяна Ларина — простая девушка из провинциальной дворянской семьи. Живёт вместе с матерью и младшей сестрой Ольгой. Героиня обладает определёнными чертами характера, позволяющими составить ее полноценный образ. К ним относятся:
Девушка была открытой, искренней, мечтательной, с особым внутренним миром и мировоззрением. Автор с любовью описывал её внешность, черты характера и простоту. Пушкин в романе создал образ идеальной девушки, так как Татьяна не обладала качествами типичных женщин, не умела льстить и кокетничать, любила читать. Книги сыграли большую роль в формировании внутреннего мира и лучших качеств героини.
С детства героиня отличалась от других девочек тем, что с уважением относилась к родителям, не любила играть с детьми, не вышивала и не брала в руки куклы. Ей были чужды примитивные игры, девушка росла одухотворённой, поэтической и высокой личностью. Однако Татьяна верила преданьям, карточным гаданьям и приметам.
Многие критики с восхищением высказывались о Татьяне и её внутреннем мире. Цитата В. Г. Белинского:
Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная.
Автору нравится искренность героини, так как в XIX веке девице признаваться первой в любви было неприлично, но за это Татьяну сложно осуждать, потому что она не могла совладать с сильными чувствами, которые испытывала к Евгению.
Характер девушки постоянен. Эта черта присуща ей с девичества. Когда героиня выходит замуж, то вспоминает былые времена. Её любовь к Евгению не утихла, девушка хранит в душе то светлое чувство, которое испытала в юности.
Хоть Татьяна до сих пор влюблена в главного героя романа, ей присущи благородство и верность супругу. На признание Евгения она кратко отвечает такими строчками из текста:
Но я другому отдана, я буду век ему верна.
Девушка верит в приметы и святочные гадания, которые предсказывали ей утраты и несчастья.
Популярные сегодня темы
В произведении «Кладовая солнца» описана жизнь двух детей сирот – Митраши и Насти. Митраша – десятилетний мальчик, небольшого роста и крепкого телосложения, за что его прозвали «мужичок в мешочке»
Григорий Печорин является так называемым лишним человеком. Этот образ в литературе иллюстрирует сложных, но в то же время тонких и душевно ранимых личностей, пресыщенных жизнью и неспособных отыскать своё место в обществе
Жестокость – это качество, которое противопоставляется доброте, ласке. Там, где жестокость, там нет мира, есть лишь оскорбления, опасность для жизни человека или других живых существ, грубость
В норе на Круче жил хоббит Бильбо Торбинс. Был он зажиточным и вел спокойную, размеренную жизнь. До одного случая. Однажды утром Бильбо встретил известного чародея Гэндальфа и пригласил его к себе на чай.
В произведении Антона Павловича Чехова Яша второстепенный персонаж. В своём произведении» вишнёвый сад» Чехов представляет обычную, бытовую жизнь дворянского поместья.
Источник
Значение сна Татьяны
«Пророческий сон» – один из излюбленных элементов А.С. Пушкина. Такой сон является частью сюжета в «Капитанской дочке». В сказке «Жених» Пушкин ведет повествование также посредством сна, только в ней сон не пророческий, а придуманный: главная героиня выдает свои сновидения за реальность. Проведя анализ произведения, можно сделать вывод, что «сон», как элемент повествования, встречается в таких произведениях, как «Горе от ума» Грибоедова и «Светлана» Жуковского.
Сон Татьяны, в котором Онегин убивает Ленского, становится вещим. На самом деле все так и происходит. Онегин, желая отомстить другу, начинает флиртовать с его невестой. Ленский воспринимает ухаживания за Ольгой всерьез и вызывает Онегина на дуэль. Как и предсказано во сне, Онегин убивает Владимира.
Но не только эта сцена является пророческой. В самом начале сна Татьяна видит медведя, а медведь по древним русским поверьям снится к замужеству. Также во сне медведь является кумом Евгения, в действительности будущий муж Татьяны тоже является дальним родственником Онегина.
Источник
Проблематика романа
В повести Пушкина можно выделить несколько центральных проблем. Все они стали основой для сюжета:
Пушкин в произведении поднял тему поиска смысла жизни у молодых людей в XIX веке. В романе читатели видят динамичное развитие событий, разные характеры героев, их образы и идеалы. Некоторые нашли предназначение в жизни и выставили приоритеты, а другим людям только предстоит пройти путь жизненного искания.
В те времена молодые люди не стремились к духовному развитию и самосовершенствованию. Они тратили деньги родителей на разные праздники, ходили на балы и в театры, ездили на обеды друг к другу. В бесконечной суете не было свободной минуты для того, чтобы задуматься о душе и найти свои идеалы, поэтому люди больше уделяли внимание внешнему виду и общественной репутации.
🗹