Аргументы к сочинению задание 9.3 ОГЭ из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»


Введение

Отношения между мужчиной и женщиной всегда отображались в произведениях русских и зарубежных писателей. Чувство любви всегда индивидуально и неповторимо. Отношения между людьми всегда складываются по-разному, они имеют различные оттенки: дружба, страсть, грусть, корысть, невзаимность. Отношения между мужчиной и женщиной часто неоднозначны и противоречивы, их можно оценивать по-разному. Любовь может длиться вечно, отношения могут заканчивать через весьма непродолжительное время. Все отношения развиваются по-разному и имеют различные финалы: благоприятные и счастливые или трагичные и жестокие. Любовь может делать жизнь счастливой или несчастной. Новая любовь может иметь другой характер, в этом и заключается ее прелесть.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» раскрывает сложные взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

Отношения между Евгением Онегиным и Татьяной Лариной отличаются своей неоднозначностью и сложностью. Девушка влюбилась в героя, потому что ее душа требовала романтических отношений, схожих с теми, которые она встречала в книгах. Она уверена в том, что встреча с Онегиным является волей судьбы. Однако автор указывает, что влюбленность Татьяны связана с тем, что пришла пора для любви. Это авторское замечание позволяет рассуждать о том, что часто наивные и мечтательные девушки объектом своей любви выбирают недостойного человека. Евгений Онегин был таким человеком, про которого она читала в романах, поэтому он стал для нее идеалом.

То, что Татьяна самостоятельно признается Евгению в своих чувствах, говорит о силе ее характера. В своем письме Ларина раскрывала всю свою душу, что было в те времена не принято. Героиня признается в том, что она не хочет тайно воздыхать о своем возлюбленном. Ради любви и собственного счастья Татьяна Ларина готова бороться. Влюбленность милой и сдержанной девушки раскрыла ее истинный характер, отличающийся огромной силой.

Предмет обожания Татьяны отказал ей в чувствах. В этом нельзя винить Евгения Онегина, ведь он ничего к ней не чувствовал. Герой не стал обманывать Татьяну и тешить ее надеждами, которые никогда бы не сбылись. Онегин честно и откровенно раскрывает свою душу перед Татьяной, признавая свое равнодушие души и эгоизм. Автор через слова и действия героя показывает, что в отношениях между мужчиной и женщиной нет места для эгоизма.

После отказа Онегина герои на долгое время расстаются. Когда Евгений вновь встречает Татьяну, он влюбляется в нее. Герой жалеет о том, что в молодости упустил шанс быть рядом с Татьяной. Однако раскаяние Онегина пришло слишком поздно. А.С. Пушкин показывает, что отношения между возлюбленными всегда строятся спонтанно и в будущем нет возможности исправить любовные ошибки прошлого. Татьяна отказывает Евгению, потому что находится замужем. Это говорит о высоких нравственных ценностях Татьяны Лариной. Брак оказывается для Татьяны важнее, чем собственное счастье, построенное на искренней любви к Онегину. Время не излечило душевные раны Татьяны: она все еще была влюблена в Онегина. Это указывает на долговечность чувств человека, который действительно любит.

И.А. Гончаров «Обломов»

Отличающиеся отношения показывает И.А. Гончаров в романе «Обломов». Любовь центрального персонажа к Ольге Ильинской отличается от его любви к Агафье Пшеницыной.

Отношения между Обломовым и Ильинской достаточно сложны. Они с самого начала были обречены завершиться. Обломов ведет размеренный образ жизни, покой занимает особое место в его жизни. Ради Ольги он меняется, теперь его существование обретает новые цели и новые эмоции. Однако такой Обломов не является настоящим. Главный герой романа «Обломов» не может притворяться слишком долго. Такое положение начинает тяготить его. Обломов не готов жить так, как он не хочет жить. Даже любовь к Ольге не способна заставить его пойти на такой шаг. Это не говорит о том, что чувства Обломова были не искренними, просто отношения не могут строиться, если одному человеку в них некомфортно.

Неоднозначно можно оценивать и любовь Ольги Ильинской к Обломову. Она любила в Обломове того человека, которого собиралась сделать из него. Чувства героини строились на желании изменить жизнь другого человека, она хотела доказать самой себе, что имеет возможности менять людей к лучшему. Ольга не любила истинного Обломова, она любила Обломова будущего, которым главный герой романа все же не стал. Данный факт не утверждает того, что Ольга не любила Обломова. Она любила его, однако ее любовь все же была своеобразной.

Отказавшись от отношений с Ольгой, Обломов находит спокойствие, к которому так стремился, рядом с Агафьей Пшеницыной. Она смогла дать ему спокойную и размеренную жизнь, которая всегда была идеалом Обломова. Агафья Матвеевна смогла дать главному герою то, что он хотел. Персонажи не клянутся в вечной любви, их отношения построены на взаимопонимании и комфорте. Именно сейчас Обломов чувствовал себя умиротворенно, это говорит о том, что он нашел то, что искал. Конечно, образ жизни Обломова можно осуждать, однако Ольга Ильинская не смогла бы дать ему то, что он искал, а Обломов бы не смог дать желаемое для нее. С Пшеницыной все вышло взаимно.

Сравнивая отношения, И.А. Гончаров демонстрирует, на что способен ради любви пойти его герой и какой все же путь он выбирает. От жизни, которой Обломов жил ради Ольги, он отказывается, выбирая путь спокойствия и покоя рядом с Агафьей Пшеницыной. Это говорит о том, что человек стремится к такой любви, чтобы рядом с возлюбленным всегда было комфортно. Другие отношения часто приводят к завершению.

«Что делать?» — Н.Г. Чернышевский

В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» выражена мысль о необходимости общественных изменений.

Так как автор не мог говорить о революционерах открыто из-за цензурных соображений, он изобразил революционные настроения завуалировано, с помощью различных аллегорий. Мысли об идеальном будущем, к которому должны стремиться люди, выражены с помощью аллегорического сна Веры Павловны.

Н.Г. Чернышевский помещает в свое повествование «новых людей», которые по мировоззрению противопоставлены «старым людям», явившимися представителями современного писателю общества. «Новые люди», к которым относятся Вера Павловна Розальская, Дмитрий Лопухов, Александр Кирсанов, идут к тому светлому будущему, которое отобразилось во сне Веры Павловны.

Во сне Веры Павловны изображен прекрасный мир, в котором есть только мир, покой и гармония. В этом мире нет разницы в правах мужчин и женщин, все люди независимо от пола равны между собой. Они не рабы, а полноценные личности. Все люди являются частью одной большой семьи, в которой нет места конфликтам и спорам, а есть место только для мира, дружбы и любви. В мире сна Веры Павловны все люди ценят и уважают труд, который становится настоящим удовольствием. Равенство людей и свобода, приводящие каждого человека к счастью, – вот основные принципа мира из сна Веры Павловны.

Н.Г. Чернышевский уверенно выражает мысль о том, что к такому идеальному будущему способны прийти «новые люди». По мнению автора, «новые люди» способны превратить сон Веры Павловны в реальность. С помощью образов «новых людей» писатель поднимает проблему общественных изменений. В романе ярко выражен призыв людей к тому, чтобы идеальный мир из сна Веры Розальской наступил в действительности как можно скорее. Писатель выражает свою позицию явно: «Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести…».

Кроме изображения «новых людей», которые приходят на место «старых людей», коими являются мать Веры Павловны Марья Алексеевна и семейство Сторешниковых, Н.Г. Чернышевский говорит о Рахметове, который является «особенным человеком». Данный персонаж является авторским идеалом, поскольку Рахметов готов на самопожертвование ради общественного блага. В образе Рахметова показан переход от «новых людей» к более важной общественной категории – к «особенным людям».

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» раскрывает отношения между Петром Гриневым и Машей Мироновой. Любовь между героями раскрывает все их лучшие черты.

Герои знакомятся в достаточно тяжелые времена восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Петр Гринев, оказавшийся в Белогорской крепости, не сразу заметил достоинства Маши. Это связано с тем, что Швабрин называл героиню дурочкой. Но вскоре Петр Гринев замечает, что Маша Миронова – добрая и честная девушка. Герой влюбляется в нее, несмотря на мнение его товарища. А. С. Пушкин показывает, что Петр Гринев слушает свое сердце и отвечает на те чувства, которые у него возникали, не слушая чужие мнения.

Чувства Гринева и Мироновой взаимны. Главного героя не смущает то, что его возлюбленная является бесприданницей. Это подчеркивает бескорыстной и искренность любви. Она не зависит ни от социального, ни от материального положения. Петр Гринев любит Машу, а Маша Миронова любит Петра. Они ценят внутренние качества друг друга.

Однако герои впервые сталкиваются с трудностями, когда родители Гринева отказываются давать благословение на их брак. Девушка не хочет идти против родителей своего возлюбленного, поэтому отступает. Это говорит о жертвенности отношений.

Отказ героини не становится причиной разлада между героями, Гринев добивается расположения девушки. Чувства Гринева и Маши не угасают. Петр защищает честь Маши Мироновой, которую оскорбил Швабрин, спасает свою возлюбленную от плена Швабрина, а Маша спасает Гринева от ареста. Это говорит о том, что возлюбленные готовы пожертвовать собой ради любви. Петр не боится отдать собственную жизнь, только чтобы его любимая была цела. Маша в свою очередь не боится отправиться к самой императрице, чтобы освободить его от несправедливого ареста.

Отношения между Гриневым и Мироновой строятся на взаимопомощи и взаимодоверии. Персонажей не испугали те трудности, с которыми они столкнулись на своем жизненном пути. Любовь помогала в их преодолении.

Отношения для Маши могут строиться только по любви. Она отказывается выходить замуж за Швабрина, который удерживает ее в плену. Это говорит о том, что выйти замуж за нелюбимого человека – не то, на что готова пойти Маша. Искренность чувств – вот что важно для героини. Брак – священное явление для девушки, поэтому она не хочет связывать свою жизнь с нелюбимым Швабриным.

История взаимоотношений Петра Гринева и Маши Мироновой является примером истинной любви.

В. Гюго, «Собор Парижской Богоматери»

«Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго – еще одна история о неприятии человека, не похожего на других. Квазимодо имел малоприятные черты лица, к тому же родился горбуном, и это отталкивало от него окружающих. Родители бросили его, оставив на произвол судьбы, и мальчик воспитывался священником, который подобрал его и выучил, после чего Квазимодо стал звонарем на колокольне в Соборе. Никому и в голову не приходило заглянуть в светлую душу этого парня, другие видели в нем лишь внешнее уродство, считая, что это порождением дьявола.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Теме любви посвящена повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». В ней описываются отношения обычной крестьянки Лизы и богатого дворянина Эраста.

Встреча Лизы и Эраста произошла тогда, когда она продавала собранные ею цветы. Это говорит о том, что возлюбленного можно встретить совершенно случайно.

Отношения между Эрастом и Лизой развивались довольно быстро. Н.М. Карамзин в повести поднимает достаточно важную проблему, он утверждает, что правом любить обладают и крестьянки. Любовь бедных девушек ничем не отличается от любви знатных женщин.

Лиза полностью отдается чувству любви. Отношения с Эрастом стали для нее превыше всего. От его поступков зависело настроение Лизы. Она была рада, когда Эраст уделял ей внимание, и чувствовала себя расстроенной, когда Эраст стал охладевать к ней.

Любовь Эраста к Лизе прошла довольно быстро. Можно сказать, что он насытился этой любовью, больше она не приносила ему той радости, которую приносила раньше. Здесь автором поднимается проблема быстротечности чувств. Нельзя отрицать то, что Эраст любил Лизу, но его чувства прошли очень быстро.

Эраст, поняв, что он охладел к Лизе, сказал ей о том, что он отправляется на службу. Однако вскоре бедная девушка увидела своего возлюбленного на улице. Она узнала о том, что Эраст собирается жениться. Но не на ней, а на другой девушке, которая была довольно богатой и знатной особой. Здесь Н.М. Карамзин поднимает проблему корыстной любви. Эраст не чувствует к своей невесте истинной любви, их брак был необходим Эрасту для того, чтобы он смог улучшить свое материальное положение.

Если бы Лиза смогла помочь Эрасту в материальном плане, вероятно, он бы женился на ней не по любви, которая все же была до определенного момента. Здесь поднимается проблема любви только между представителями одного сословия. Н.М. Карамзин показывает, что любовь между богатым дворянином и бедной крестьянкой не смогла преодолеть испытания.

Поступок же Эраста расценивался Лизой как настоящее предательство. Она не смогла вынести его, поэтому бросилась в реку. Автор повести показывает огромную любовь, которая приводит к трагедии.

Главной ошибкой Эраста было то, что он не признался Лизе в том, что его чувства к ней остыли. Он не виноват в том, что его любовь к Лизе закончилась. Однако Эраст должен был сказать ей об этом, а не обманывать. Именно это стало причиной самоубийства Лизы.

«Палата №6» — А.П. Чехов

В повести А.П. Чехова «Палата №6» показаны изменения, происходящие внутри Андрея Ефимовича Рагина.

В начале повествования Рагин является начальником больницы и доктором, следящим за здоровьем душевнобольных из палаты №6. Герой видит те несправедливые явления, которые царят в больнице, находящейся под его управлением, однако он к ним остается весьма равнодушным. Из-за отсутствия сил и способностей для борьбы Рагин не может сделать хотя бы что-то против беззакония, творящегося в больнице. Видя окружающую несправедливость, Рагин все же покоряется тем принципам, в соответствии с которым живут представители общества, которое уже требует перемен. В начале повествования Рагин представлен как типичный обыватель.

На протяжении всего повествования А. П. Чехов показывает развитие личности Рагина. Он все чаще и чаще начинает задумываться над тем, что та жизнь, которую проводят окружающие люди, бессмысленна, пошла, пуста и ничтожна. Все то, что раньше приносило Рагину удовлетворение от жизни, начинает его мучить и тяготить. Еще большие внутренние изменения наблюдаются тогда, когда Рагин начинает беседовать с пациентом палаты №6 Громовым, который наталкивает Рагина на верные мысли и заставляет усомниться с собственных взглядах на жизнь. А.П. Чехов показывает, как из типичного обывателя, живущего по правилам несправедливого и пустого общества, Рагин превращается в совершенно другого человека, противопоставленного обществу. В повести показано своеобразное перерождение Андрея Ефимовича Рагина.

Когда Рагин оказывается в палате для душевнобольных, которой раньше управлял, он меняет свои взгляды относительно сущности свободы, боли и страдания. Если раньше Рагин считал, что свобода заключена в самом человеке, то, оказавшись в палате для душевнобольных, он понял, что человек нуждается не только во внутренней, но и во внешней свободе. Автор показывает, что Рагин мировоззренчески начал сближаться с Громовым, который выражает авторскую позицию. А. П. Чехов показывает, что Рагин меняет свои взгляды на некоторые явления, когда ему приходится не просто говорить о них, а столкнуться с ними лично. Автор демонстрирует, что взгляды Рагина меняются, когда его прежние представления о жизни сталкиваются с реальной действительностью.

М. Горький «На дне»

В центре драмы М. Горького «На дне» лежат судьбы людей, которые оказались в крайне тяжелых жизненных ситуациях. У них свои представления о мире и свои истории любви.

Интересны отношения Васьки Пепла и Василисы. Васька является любовником жены владельца ночлежки, в которой обитает большинство персонажей, в том числе и Васька Пепел. Василиса не испытывает настоящего чувства любви, Васька нужен ей в корыстных целях. Во-первых, он является вором, что поддерживается Костылевыми, во-вторых, с помощью Васьки Пепла Василиса пытается избавиться от мужа. Отсутствие истинной любви и связано с равнодушным отношением Василисы к ее разрыву с Васькой Пеплом. Она беспокоится только о том, как уговорить его на избавление от мужа. Когда Васька нечаянно совершает задуманное Василисой, она первая обвиняет героя в убийстве Костылева. Так, с образом Василисы связана проблема корыстной любви.

Васька Пепел расстается с Василисой, потому что он понимает, что она не сможет дать ему счастья. Он влюблен в сестру Василисы Наташу. Герой предлагает ей уехать вместе с ним и построить любовь вдалеке от прошлой жизни. Наташа соглашается, но признается Ваське, что она не любит его. Это говорит о том, что отношения для нее являются спасением от издевательств сестры.

Особое отношение к любви у Насти. Она мечтает о большой и искренней любви. В то же время героиня является девушкой легкого поведения, а ее сожителем является Барон. Желаниям Насти не суждено сбыться, поэтому она придумывает любовные истории, которые якобы происходили с ней. Настя описывает отношения со студентом, где ей пришлось пойти на жертву ради любви. Все жители ночлежки знают о том, что Настя лжет, однако она искренне верит в то, что говорит. Здесь автор поднимает проблему любви как мечты, которой не суждено сбыться.

С темой любви в драме «На дне» связаны также образы Клеща и Анны. Они являются мужем и женой. Анна находится при смерти, но Клещ не обращает на нее никакого внимания. Наоборот, он ждет ее смерти, потому что думает о том, что без Анны ему будет проще жить. Клещ не помогает Анне, за что его упрекают многие жители ночлежки, герой грубо разговаривает со своей женой, не сказав при этом ей ни одного хорошего слова. Из разговоров Анны читатель узнает о том, что действия Клеща во многом стали причиной ее болезни. Он издевался над ней, часто бил. Несмотря на это, Анна заботится о Клеще, что говорит о ее бескорыстной любви. Она отдает Клещу пельмени, которые ей дала Квашня. Анна вновь приносит себя в жертву ради мужа.

Сочинение 3

Все люди имеют свое понятие о счастье. Кто-то находит его в семейной жизни, другие в любимой работе, остальные – в детском смехе. Счастье героев романа «Евгений Онегин» тоже разностороннее. Современники наших героев считали счастьем высокий социальный статус, материальное благополучие, образованность и развитие человеческой личности.

Люди часто сравнивают счастье с богатством. Дворяне часто организовывают балы и богатые приемы, создавая видимость достатка своего дома. На самом деле они были в долгах, закладывая под проценты свои дома и имущество. Дворянские люди старались обеспечить роскошную жизнь своим детям, чтобы удачно женить их или выдать замуж. Некоторые разделяют взгляды отцов и продолжают их дело, некоторые выбирают службу. Таким, как наш герой, везет с родственниками. Они устраивают богатые приемы в сопровождении музыки и женского смеха. Такой достаток приносит счастье в виде уверенности в завтрашнем дне.

Счастье молодежи времен Онегина строилось на уважении и внимании среди светского общества. Жизнь Евгения послужила ярким примером поведения молодых людей того времени. Если перечитать эпизод посещения театра, можно проследить наглость и напыщенность героя. Опоздав на представление, он вызывающе проходит между рядами, при этом наступает на ноги и расталкивает остальных зрителей. Этот бескультурный человек не располагается в верхних рядах, а прорывается в середину зала. Он рассматривает женщин, приветствует мужчин. Его не интересует сценическая постановка. Онегин заранее может оценить представление и актеров. Ему кажется, что все это уже старо и изрядно притомило.

Такое поведение аргументировано желанием обратить на себя внимание и быть оцененным такими же невежами, как и сам. Подобный образ мыслей создает иллюзию радости и полноты жизни. Взглянув со стороны, можно подумать, что этот человек имеет все, что нужно для счастья. Прислуга, званые обеды, прогулки, балы, все это имеют богатые люди. Но Евгений страдает от скуки в деревне, потому, как утратил буйствующую петербургскую жизнь.

Как и мужчины, дамы того времени сосредоточенны на внешности, балах, играх. Век девушек короткий и шумный. Они думают и говорят о моде, стремясь выделяться на фоне таких же пустышек. Все заданы целью — найти богатого жениха для безбедной жизни.

Татьяна, в отличие от остальных девушек, видела счастье в тихой семейной жизни. Это очень романтичная особа. Она не любит светскую шумную жизнь. Ей больше по душе семья и домашний уют.

В конце романа представления Онегина о счастье меняются. Теперь он желает иметь хозяйку дома и горшок с теплыми щами.

Все люди мечтают быть счастливыми. С возрастом и жизненным опытом приходит понимание истинного счастья.

А.Н. Островский «Гроза»

В драме А.Н. Островского «Гроза» продемонстрированы трудные отношения между мужем и женой. Катерина находится замужем за Тихоном Кабановым. В своей юности девушка мечтала о счастливых и крепких семейных отношениях, однако все ее надежды были разрушены реальностью. Муж Тихон был человеком, который полностью подчинялся своей матери, получившей прозвище Кабаниха. Тихон не мог сказать ей и слова против, что и говорить про защиту чести и достоинства Катерины. Кабаниха постоянно притесняла главную героиню, а муж никогда не вставал на сторону Катерины.

А.Н. Островский в «Грозе» показывает, что без настоящей любви, взаимопомощи и взаимопонимания не может существовать брак. Тихон не понимал переживаний своей жены. Он стремился к собственной свободе от гнета и заботы матери. Когда Катерина просит Тихона не уезжать в Москву, он не хочет отказываться, ведь там он сможет гулять и веселиться на воле, пока об этом не знает мать. Тихон не задумывается о том, как тяжело будет Катерине находиться в доме наедине с Кабанихой.

Когда Катерина просит мужа отправиться вместе с ним, Тихон не соглашается, так как одной из причин отъезда является и отдых от самой Катерины. Это говорит о том, что любви к Катерине у Тихона не было совершенно. Он сам признается в том, что женился, потому что этого хотела Кабаниха. Автор показывает, что в таких отношениях не может быть искренней любви. Это только мука себя и другого.

Главная героиня драмы «Гроза» заслуживает большего и лучшего. Но этого лучшего она не получает. А.Н. Островский описывает и взаимоотношения Катерины с Борисом. Находясь под постоянным угнетением в состоянии беззащитности, Катерина все же мечтает о счастливой любви. Она влюбляется в Бориса, их встречи проходят с теплотой и любовью. Однако когда Катерина признается Тихону в измене, Борис не хочет брать ответственность за то, что между ними происходило, когда муж Катерины был в отъезде. Катерина просит Бориса уехать вместе, однако герой отказывается. Этот поступок указывает на то, что Борис любит Катерину не так искренне, как это делала она. Если бы Борис имел настоящие чувства, он бы боролся за счастье рядом с ней. Однако этого не произошло.

Невзаимная любовь и несчастная жизнь привели Катерину к решению о самоубийстве. А.Н. Островский показывает, что любовь в жизни человека играет большую роль, что женщина без настоящей любви несчастна.

Н.С. Лесков, «Леди Макбет Мценского уезда»

«Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова – очерк, где автор рассказывает историю женщины, которая, наплевав на мнение других людей, стала творить всевозможные преступления: сначала против супружеской верности, а потом и против человечества. Героиня Катерина Львовна скучала без мужа, который был в частых разъездах, и влюбилась в рабочего в их поместье Сергея. Ради него она совершает убийства, не задумываясь, какая кара может ожидать ее в будущем. Она окунается с головой в безумный омут этой любви, никого не видя вокруг себя, а препятствия, которые возникают на пути этой преступной связи, разрешает абсолютно не гуманным способом. Но когда есть преступление, за ним неизменно следует наказание. И, оказавшись со своим возлюбленным на каторге, она понимает, что никакой любви между ними и не было, потому что Сергей с легкостью променял ее на другую женщину, более молодую и веселую, не обремененную тяготами и страданиями прошлой жизни.

А.С. Пушкин «Дубровский»

А.С. Пушкин в романе «Дубровский» описывает любовные отношения Владимира Дубровского и Марии Троекуровой.

Встреча героев строится по шексировскому сюжету: подобно Ромео и Джульетте, Владимир и Мария являются детьми Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова, которые враждуют между собой.

Владимир Дубровский видит Марию уже после смерти своего отца, когда он дает себе обещание отомстить Кириле Петровичу за все совершенные им злодеяния. Когда же Дубровский видит Машу, он отказывается от своего замысла. А.С. Пушкин показывает, что любовь способна предотвратить человеческую месть. Чувства Дубровского к Маше остановили его от совершения злых поступков.

Любовь Владимира полностью раскрывает его характер. Он готов пожертвовать своим обещанием ради любви. Теперь в его мыслях находится только Мария Троекурова. Он ищет способ знакомства с ней. Для этого Владимир устраивается в дом Троекуровых в роли учителя. Весь этот обман был ради того, чтобы просто видеть свою возлюбленную и чаще общаться с ней. Такие возможности были для Дубровского счастьем. Главный герой начинает добиваться расположения Маши. Сначала Дубровский ведет себя неловко и рассеянно, что говорит о искренности его чувств.

Любовь способствует и раскрытию характера Марии. Сначала она не обращает внимания на Дубровского, считая его простым слугой. Затем героиня начинает замечать положительные черты Дефоржа, который имеет огромную храбрость для убийства медведя. Это говорит о том, что Мария Троекурова стала проявлять симпатию обычному гувернеру. А.С. Пушкин подчеркивает, что любовь не зависит от социального положения влюбленных.

Вскоре Дубровский признается Маше в том, кем он является на самом деле. К этому времени Троекурова уже была влюблена в своего учителя, хотя и не до конца этого понимала. Это способствует подтверждению мысли о том, что чувства обычно возникают спонтанно.

Признавшись, Дубровский прощается с Машей. Он говорит ей о том, что он готов предоставить ей свою помощь, когда она ей понадобится. А.С. Пушкин показывает, что любовь Дубровского основывалась на поддержке и помощи. Оставить в беде Машу он не может.

Однако обстоятельства складываются так, что Кирила Петрович выдает свою дочь замуж за князя Верейского. Мария просит покровительства у Дубровского, но он не успевает на венчание. Дубровский приезжает, когда Мария уже вышла замуж за нелюбимого ею человека. Здесь автор поднимает проблему любви и брака. Маша не любит князя Верейского, однако не может сбежать вместе с Дубровским, так как брак для нее священен.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» продемонстрировано несколько любовных историй. Большой интерес представляют отношения центрального персонажа Евгения Васильевича Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой.

И.С. Тургенев показывает сложность характеров Базарова и Одинцовой. Оба персонажа являлись свободными и независимыми людьми. Автор указывает на то, что это послужило причиной трагичного финала отношений между Базаровым и Одинцовой. Их любовь с самого начала была обречена.

Однако любовь в произведении имеет огромное значение для раскрытия внутреннего мира центрального персонажа. Придерживаясь теории нигилизма, Базаров постепенно влюбляется в Одинцову, хотя и не признается себе в этом. Чувства к Одинцовой помогают показать истинное лицо Базарова, а также помогают развенчать его нигилизм. И.С. Тургенев демонстрирует, на что способна любовь. Только она может показать человеку истинные ценности жизни. Любовь оказывается сильнее нигилизма. И.С. Тургенев показал, что отрицать любовь невозможно, потому что она воздействуют на всю жизнь человека.

Несмотря на трагичность отношений, нельзя сказать о том, что между героями не было любви. Она была – сильная и страстная. Одинцова поняла, что встреча с Евгением Базаровым повлияла на нее, словно ее сердце было уколото. Базаров долгое время не мог признаться самому себе, что он чувствует к Одинцовой. Герой, который смеялся над любовью и вообще отрицал ее существование, не мог согласиться с тем, что он влюбился. Он обманывает не только возлюбленную, но и самого себя. Только на пороге смерти он до конца осознал это и принял этот факт. Отношения с Одинцовой открыли центральному персонажу глаза на жизнь, однако было уже слишком поздно: Базаров был смертельно заражен.

Чувства Базарова были сильны. Одинцова воспринимала зарождающиеся между ними отношения более просто. Когда главный герой признается Одинцовой в любви, она не готова ответить согласием, потому что больше всего на свете она ценила спокойствие и размеренность жизни. Быть с Базаровым значило получать все новые и новые эмоции, а Одинцова не привыкла к этому, она не хотела этого. Из-за мировоззрения героини отношения Базарова и Одинцовой были обречены на провал. Автором подчеркивается, что отношения между мужчиной и женщиной всегда строятся не только на взаимности чувств, но и на схожести жизненных целей и приоритетов.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Невзаимность чувств показывает А.С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума». Важны любовь Чацкого к Софье и любовь Софьи к Молчалину. Ни одна история любви в произведении не достигает благополучного развития.

Все повествование начинается с приезда главного героя в Москву. Вернувшись на Родину, Чацкий сразу же отправляется в дом Фамусовых, чтобы увидеть свою возлюбленную Софью. Герои были достаточно близки до его отъезда. Вероятно, если бы Чацкий не уехал, между ними возникли более серьезные чувства, чем юношеская влюбленность. Об этом говорит и сама Софья, которая упрекает Чацкого в том, что он покинул ее. По мнению героини, если человек кого-то любит, то он его не оставляет. Софья обижена, но не это становится причиной невзаимности ее чувства. За то время, пока Чацкий находился за границей, девушка по-настоящему влюбилась в Молчалина, проживавшего в доме Фамусовых.

Приехав к Софье, центральный персонаж пытается наладить отношения с ней. Главный герой, который был довольно гордым человеком, не боится показать свои истинные чувства. С помощью любви образ Чацкого раскрывается более полно: он умеет любить и показывать свои чувства. Автор также показывает длительность чувств персонажа, ведь отъезд Чацкого не стал причиной утихания его любви, она наоборот возросла.

Все же чувства Чацкого оказываются без ответа. Появление главного героя оценивается Софьей негативно. Теперь она любит другого человека. Но и ее чувства оказываются невзаимными. В Молчалине Софья видит только положительные черты, даже его недостатки она превращает в достоинства. Внешне Молчалин отвечает на любовь Софьи взаимностью, но делает он это для того, чтобы подняться по социальной лестнице. На самом деле Молчалин влюблен в служанку Софьи – Лизу. Показывая такой любовный треугольник, А.С. Грибоедов демонстрирует то, что мнимая любовь – обыденное явление в обществе. Ради карьеры, чинов и высокого положения в обществе люди, подобные Молчалину, готовы обманывать и строить отношениями с теми, к кому ничего не чувствуют. Автор комедии показывает продажность любви.

А.С. Грибоедов не отрицает то, что истинная любовь существует. Чацкий действительно любит Софью. Однако его чувства оказываются невзаимными. Драматург подчеркивает, что люди часто не могут рассмотреть истинные чувства: любящего ее Чацкого Софья прогоняет от себя, а обманывающего лицемера Молчалина она подпускает слишком близко.

Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго»

«Доктор Живаго» Бориса Пастернака – шедевр русской литературы, в котором автор описывает непростое время начала двадцатого века, связанное с Первой Мировой войной и революцией. Интеллигент Юрий Живаго работает доктором и, как вся элита того времени, не покинувшая родину, пытается приспособиться к изменившимся условиям жизни в своей стране. Другие его не понимают, особенно новая власть. Еще в детстве Юра дружил с Михаилом Гордоном, мальчиком из семьи евреев. Миша часто задавался вопросом, откуда берется ненависть к представителям других народов, когда у всех людей одинаковое телосложение, общее происхождение и прочее. Проблема антисемитизма как нельзя лучше подходит к направлению «Я и другие».

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Сложность взаимоотношений между мужем и женой в тяжелые для страны времена показывает В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Военные действия, на фоне которых происходят события повести, раскрывают истинные лица главных героев: Андрея Гуськова и его жены Настены.

Настена узнает о том, что Андрей стал дезертиром и находится рядом с деревней. Героиня не может держать зла на своего мужа, хотя и понимает, что его поступок бесчестен. Она смиряется с предательством Родины, которое совершил Андрей, и во всем поддерживает мужа, потому что такова обязанность жены и любящего человека.

Настена скрывает появление мужа и тайно приходит к нему, чтобы помогать. Чувства девушки отличаются жертвенностью и безумной любовью. Настена делает все возможное для того, чтобы выразить свою любовь. Она ставит свою жизнь под угрозу, когда переправляется на лодке к Андрею. Забеременев от него, Настена принимает на себя удары соседей и родителей Андрея. Героиня не рассказывает о том, что она ждет ребенка не от другого мужчины, а от своего законного мужа. Собственные честь и достоинство для Настены оказывают не так важны, как жизнь мужа. Это говорит об искренности огромной любви, на которую способен не каждый. Ради ребенка от любимого человека, ради счастья рядом с Андреем Настена терпит сплетни со стороны жителей деревни и недовольства матери Гуськова. В.Г. Распутин показывает, какие препятствия приходится преодолевать героине.

Противоречивы чувства Андрея Гуськова. Герой, оказавшись дезертиром, думает только о себе и своей жизни. Он постоянно напряжен, потому что боится, что его найдут. Андрей не понимает, насколько Настене тяжело скрывать от родственников и соседей его возвращение. Он воспринимает поступки жены как должное, но сам будто ей ничем не обязан. Нельзя сказать, что Андрей Гуськов любит свою жену. Об этом говорит то, что при первой же встрече Андрей стал угрожать Настене, которая могла раскрыть его кощунственную тайну. Сохранение жизни оказалось важнее того, чтобы обнять жену и признаться в своей любви. Все дни встреч с Настеной Андрей воспринимает так, будто заботиться о нем – обязанность героини. Андрей Гуськов ни разу не поблагодарил Настену за то, что она делала для него, рискуя собственной жизнью. Главный герой думает лишь о себе. Предав Родину, он фактически предает и жену. Именно его поступки становятся причиной самоубийства Настены. Андрей же должен жить и помнить о том, что он стал причиной смерти своей жены.

В.К. Железников, «Чучело»

«Чучело» В. Железникова – история девочки Лены, которая стала изгоем в своем классе. Она подвергалась гонениям со стороны одноклассников, потому что была не такая, как все, и дед, с которым она жила, тоже был другой, не похожий на остальных. Читая повесть, понимаешь, какими жестокими могут быть дети. Но не все ребята одинаковые: кто-то является предводителем и явным лидером, другие лишь следуют за толпой. И только единицы могут противостоять натиску несправедливости. И такие люди одерживают верх, потому что живут не вразрез со своими идеалами и принципами.

Э.М. Ремарк «Три товарища»

В романе «Три товарища» Э.М. Ремарк показывает величие и силу любви, которая все же имеет трагический характер. Взаимоотношения Роберта Локампа и Патриции Хольман развиваются на фоне послевоенных событий.

Знакомство между будущими возлюбленными происходит совершенно случайно. В этот же день Роберт оценивает Патрицию и пытается обратить ее внимание на себя.

Любовь между Робертом Локампом и Патрицией Хольман развивается стремительно, однако во многом она похожа на подростковые чувства. Главный герой смущается, общается с Патрицией с робостью и стеснением. Связано это с тем, что всю свою молодость Роберт потратил на войну, у него не было времени на обычные развлечения и на любовь. Юность прошла мимо него, поэтому только в тридцать лет он узнал, что такое любовь. До этого у Роберта совершенно не было опыта общения с противоположным полом. Здесь автор подчеркивает проблему столкновения любви и войны.

Чувства Роберта Локампа построены на стремлении помочь и поддержать свою возлюбленную. Он посвящает ей себя полностью. Патриция поступает также. Их отношения можно назвать примером истинной любви. Действия в их отношениях оказываются важнее громких слов. Роберт и Патриция любят друг друга, но не кричат об этом. Их любовь похожа на дружбу, но она намного глубже и чище.

Для персонажей любовь становится смыслом существования. После тяжелых событий, с которыми пришлось столкнуться и Роберту, и Патриции, они нашли счастье друг в друге.

Все же этой огромной и великой любви между Робертом и Патрицией суждено было закончиться. На отдыхе Роберт узнает о том, что Патриция смертельно больна туберкулезом, который являлся следствием военного времени.

Патриция просит Роберта оставить ее, ведь ей все равно суждено умереть. Она не хочет травмировать душу своего возлюбленного, поэтому хочет пойти на такую жертву. Но Роберт не может отказаться от своей любви.

Роберт всячески поддерживает девушку, помогает ей справиться с горечью, хотя сам чувствует огромную боль. Роберт не бросает Патрицию в трудные минуты, даже понимая, что имеет шанс заразиться от нее. Любовь между героями основана на жертвенности. Роберт делает все, что в его силах. Но девушка все же умирает. Любовь стала для Патриции подарком перед смертью.

Э.М. Ремарк в своем романе «Три товарища» демонстрирует счастливую, но в то же время трагичную историю любви.

Стендаль «Красное и черное»

В романе Стендаля «Красное и черное» особое место занимает тема любви. Главный герой Жульен Сорель на протяжении повествования строит отношения с двумя женщинами: госпожой де Реналь и Матильдой де Ля-Моль.

С госпожой де Реналь Жульен познакомился, когда он оказался в доме в роли гувернера. Жена и мать двоих детей со временем по-настоящему полюбила молодого Жульена. Он стал для нее самым главным, ведь именно с Жульеном госпожа де Реналь чувствовала себя любимой женщиной. Семья отошла для госпожи де Реналь на второй план, она полностью отдалась отношениям с Жульеном. Чувства госпожи де Реналь однозначны, они искренни и жертвенны, ведь героиня понимала, что отношения с Жульеном и измена своему мужу – большой грех. Но ради возлюбленного госпожа де Реналь не боится идти на этот грех.

Однако для главного героя любовь была не самым важным в жизни. Стендаль рассказывает историю жизни человека-карьериста, который готов на многое ради достижения своих целей. Эти желания и стремления не позволили Жульену Сорелю увидеть то искреннее и глубокое чувство любви, которое испытывала госпожа де Реналь.

После неудачи в доме Реналей Жульен Сорель перебирается в Париж. Оказавшись в доме маркиза де Ля-Моля, главный герой влюбляется в его дочь. Вскоре чувство становится взаимным. Несмотря на то что маркиза была знатным и довольно богатым человеком, она смогла полюбить человека низшего происхождения. Однако чувства Матильды де Ля-Моль отличались своей непостоянностью. Она то уверяла Жульена в том, что любит его, то просила оставить ее. Автор показывает, что все же различия в социальном положении героев не могли не повлиять на их отношения. Чувства Жульена также нельзя назвать настоящей любовью. Желание с помощью брака с дочерью маркиза сделать успехи в карьере увеличивалось. Вдобавок главный герой хотел избавиться от воспоминания о прошлых отношениях. Однако именно сейчас Жульен понял, что все, что было между ним и госпожой де Реналь, было любовью. Именно с ней Жульен Сорель был самим собой, а госпожа де Реналь любила его таким, каким он есть на самом деле.

Чувства центрального персонажа романа «Красное и черное» нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, женщины были для него способом самоутвердиться и добиться успехов в карьере, которая для него была важнее всего. С другой стороны, внутренний мир Жульена сложен: имея корыстные цели, он испытывает настоящие, неподдельные чувства.

Л.Н. Толстой, «Война и мир»

«Война и мир» Л.Н. Толстого – многослойный роман, раскрывающий множество тем и направлений. Есть в книге и мотив лидерства. Может ли один человек повлиять на общество, в нашем примере на армию солдат? В случае с Наполеоном это не сработало. Как бы он ни старался поднять боевой дух армии, французы были настолько сломлены и так устали от войны, что даже Бонапарту было не под силы справиться с моральным разложением своего войска. Москва была сдана врагу, и те несметные богатства, что в ней оставались, достались бойцам французской армии, которые превратились в мародеров и воров при виде никому не принадлежащих сокровищ. Даже отступали они не единым войском, а поодиночке, дабы как-то увезти с собой то, что удалось прихватить.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: