Роль общения в жизни человека сложно переоценить. Благодаря общению, начавшемуся вместе с первыми примитивными знаками, и дошедшему в своем развитии до полноценной речи, предки человека смогли улучшить свои способности и коммуникативные навыки. А это привело к формированию современных людей и дальнейшему развитию цивилизации.
Общение необходимо не только для передачи опыта, но и для установления новых социальных контактов, решения конфликтов и многих других вещей, без которых современный человек не смог бы назвать себя цивилизованным. Даже прогресс современной науки оказался бы невозможным без речи и умения сохранять информацию в виде письменности, которая создавалась на основе вербального общения.
Статьи по теме
- Актуальная техника работы с подсознанием 20.09.2021
- Самые главные направления воспитания 28.08.2021
- Первоочередная цель воспитания детей в современном обществе 20.05.2021
- Воспитание чувств — как человек реагирует на разные ситуации 20.05.2021
Роль общения в жизни человека: философия и психология
Философия рассматривает процесс общения как способ, благодаря которому происходит внутренняя эволюция социума и небольших групп. Это осуществляется посредством диалектического взаимодействия личности с обществом.
В психологии подход несколько иной. Здесь общение рассматривается как процесс взаимодействия, который необходим для того чтобы реализовать другие виды занятий человека.
Общение является одним из главных факторов самоформирования личности, что подтверждается выводами психологов.
Доклад-сообщение «Общение»
Общение — это процесс, в ходе которого люди устанавливают между собой контакты, вызванные необходимостью в совместной деятельности.
Этот сложный и многогранный процесс характерен только для людей. В этом состоит принципиальное отличие нас от животных. Главное, что нужно для общения — наличие социума, то есть общества.
Появление общения
Общение такое же древнее, как и сама цивилизация. Уже первобытные люди устанавливали между собой разного рода контакты. Так, к первым формам общения можно отнести жесты указывающие или изображающие что-либо.
В ходе эволюции с развитием интеллекта появляются всё более сложные виды общения. Человек становится разумным, эмоционально развитым, учится мыслить. Соответственно, и само общение становится более сложным, подчиняется особым законам. Например, появляются этикет, нормы морали.
Все эти изменения характеризуют человеческое общество в целом.
Развитие речи у ребёнка
Есть определённые особенности развития отдельного человека, индивида.
Так человеческое дитя уже в возрасте трёх месяцев способно эмоционально общаться. Ему свойственны элементарная мимика и жесты. Малыш ещё не понимает речи взрослых, не может говорить сам, но тонко чувствует малейшие изменения в голосе или настроении мамы. Этот этап развития называется довербальным (доречевым).
Затем появляются новые потребности, ребёнок начинает стремиться к знаниям. Около двух лет или даже раньше многие малыши способны говорить первые слова, а некоторые строят простые предложения. Этот этап характеризуется появлением речи.
С каждым годом ребёнок узнаёт всё больше информации, его словарный запас расширяется. Он овладевает разными видами общения, чему способствуют действия с предметами и игровая деятельность. На этом этапе развивается и усложняется речевое общение.
Средства коммуникации
Для общения характерны: обмен информацией, обмен действиями, восприятие и понимание собеседника.
К средствам общения можно отнести:
- вербальные (речевые);
- паравербальные (не являются словами, а только сопровождают речь);
- невербальные (схожи со вторым пунктом, передают эмоции партнёра).
Как паравербальные, так и невербальные средства общения дополняют или замещают сам процесс говорения. К ним относятся: громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика и даже особенности почерка.
Речь как форма общения
Речь подчиняется определённым правилам и нормам языка. Она включает два компонента: слова и их значения, а также синтаксис, помогающий правильно строить предложения.
Речевая деятельность может быть как устной (говорение и слушание), так и письменной (письмо и чтение).
Типы общения
Выделяют три типа коммуникации:
- Императивное общение (здесь главным является приказ, требование что-либо выполнить; собеседника принуждают к определённым действиям, его не слышат, игнорируют).
- Манипуляция (на партнёра оказывается воздействие с целью достижения скрытых намерений; человеком управляют, как марионеткой).
- Диалог (самая человечная форма общения; к собеседнику проявляется интерес, уважается его личность и внутренний мир).
Функции общения
Общение, как и любая деятельность, обладает рядом функций. К ним относятся:
- контактная функция (установление контакта);
- информационная функция (получение новой информации);
- побудительная функция (побуждение к какому-либо действию);
- функция понимания (для правильного общения необходимо понимать собеседника);
- эмотивная функция (связана с эмоциями, которыми люди обмениваются в ходе общения);
- функция установления отношений (для продуктивного общения надо наладить с собеседником хорошие отношения).
Формы общения
Когда общаются незнакомые люди, между которыми нет родственных отношений, — это анонимное общение. Например: пассажиры в транспорте, зрители в кинотеатре, болельщики на стадионе.
Формально-ролевыми являются контакты между людьми, выполняющими определённые роли, функции. Это могут быть покупатель и продавец, учитель и ученик, начальник и подчинённый.
Неформальным называется общение людей, не связанных деловыми отношениями. Сюда относятся контакты сослуживцев, но за пределами офиса, магазина. Например, совместное посещение ими концерта или спортзала. К особому виду неформального общения относится коммуникация между близкими людьми или членами семьи.
Таким образом, общение — важная составляющая жизни в социуме, среди людей. Без этого человек не может развиваться полноценно. Только благодаря разного рода коммуникациям общество развивается и совершенствуется.
Для чего нужно общение
Человеку нужно общаться. Это его естественная потребность, обусловленная постоянным нахождением в ячейке общества, вроде семьи, трудового коллектива или школьного, либо студенческого класса.
В жизни человека роль общения невероятно значима, так как занимает одну из главных позиций, влияющих на психику. Человек, лишенный возможности общаться с себе подобными никогда не сможет стать социальной личностью. У него не будет достаточно цивилизованности и культуры, только лишь человеческий внешний вид. Здесь примером могут послужить «люди-маугли», у которых организм развивается как обычно, однако психическое развитие сильно задерживается из-за отсутствия контактов с другими людьми.
И хотя общение для большинства людей кажется естественным, у некоторых все же могут возникать различные проблемы: страх, социофобия. Обычно причина проблемы скрывается в подростковом возрасте, когда происходит первый осознанный вход в общество. Если он оказывается неудачным, результатом могут стать трудности в нахождении контакта с другими людьми.
Способность сопереживать: эмпатия
Эмпатия — термин, означающий способность к сопереживанию. Эмпаты — люди, которые принимают чужую беду близко к сердцу, как свою. В сущности, это тяжёлая ноша, но здесь мы не выбираем. Эмпатия — не выработанная привычка, а врождённая черта, как темперамент и характер.
Эмпаты — замечательные собеседники, хорошие друзья. Они всегда помогают, потому что тоже испытывают ту боль, которая выпала на долю их близких. Такая добродетель хороша не всегда, в особенности для самих эмпатов. Они переживают во много раз больше, чем другие люди.
Как отличить эмпата.
- Может заплакать при просмотре фильма.
- Тащит в квартиру бездомных животных.
- Он — хороший слушатель.
- Помогает не только советом.
- Отзывчивый.
- Часто переживает по пустякам.
Такие люди — глубоко восприимчивы. Они замечательные друзья. И это ещё одна причина для общения: вам посочувствуют, вы почувствуете облегчение, когда кто-то испытает идентичные чувства, услышав о вашей проблеме. Эмпатия свойственна каждому человеку, но в разной степени. Как правило, друзья проявляют эмпатию по отношению друг к другу.
Чем характеризуется общение
Для начала стоит выделить содержание общения. Это может быть:
- передача знаний или опыта;
- восприятие собеседника;
- взаимооценка друг друга собеседниками;
- взаимовлияние;
- взаимодействие;
- управление действиями.
Это основные моменты, поясняющие роль общения в человеческой жизни.
Теперь стоит перейти к функциям общения, которые признаны в мировой науке:
- Инструментальная. Диалог требуется для того чтобы совершить определенное действие, также оно необходимо для управления информацией и ее передачи.
- Синдикативная. Диалог — средство объединения.
- Самовыражения. Диалог используется для взаимопонимания.
- Трансляционная. Диалог необходим для передачи определенных способов деятельности или оценок.
Также выделяют второстепенные функции:
- экспрессивная —эмоциональные состояния и переживания взаимопонимаются собеседниками;
- социального контроля — определение алгоритма поведения и действий;
- социализации — прививание навыков по взаимодействию с обществом согласно общепринятыми правилами.
Если одна из указанных ранее функций будет нарушена или вообще окажется отсутствующей, то наладить контакт окажется очень сложно.
Этапы общения
Стандартный набор:
- визуальный контакт (люди друг друга видят);
- приветствие (люди сообщают жестами или словами, что заметили друг друга);
- обмен любезностями — назовем их условностями
На этом разговор может завершиться фразой, сигнализирующей о желании прекратить взаимодействие. «Ладно, мне пора», «Увидимся, привет жене». Если у людей есть общие темы, они обсуждаются, после чего разговор переходит к заключительному этапу.
- Завершение разговора.
Разница в структуре общения
Существует определенная структура общения, обычно выделяется следующие стороны диалога:
- Коммуникативная. Это обмен информацией между собеседниками.
- Интерактивная. Обмен как знаниями, так и действиями.
- Перцептивная. Процесс восприятия друг друга во время разговора. Оценка внешности, характера и прочих черт.
Основным средством общения остается язык, однако также в диалоге могут участвовать жесты, различные знаки и прочие способы донести до собеседника свою мысль.
Виды и уровни общения
Если более точно характеризовать формы, то получим такое понятие, как «виды общения». Такая классификация описывает взаимосвязь, придавая ей яркие и специфические черты:
- Примитивное – когда люди смотрят на собеседника как на объект, на которого вешают ярлык «можно использовать / не нужен». И в соответствии с этим пробуют наладить отношения, или же уходят от диалога, избегают его.
- Формально-ролевое – когда установлен способ общения, его суть и содержание. Важную роль играет социальная функция человека в том или ином коллективе.
- «Контакт масок» — используется привычное лицемерие (что это?), неискренность или просто вежливость без желания понять собеседника. Связь образуется исключительно на поверхностном и формальном уровне.
- Деловое – во время беседы акцентируют внимание на деле, вопросе. Но при этом могут и обращать на некоторые черты партнёра, учитывать характер. Всё для того, чтобы достичь поставленной цели.
- Манипуляторное – используются разные методы, как получить от собеседника выгоду (показное безразличие, ложная спешка, заявление об авторитетности).
- Светское – люди высказывают не свою настоящую точку зрения, а просто говорят ни о чём. Как правило, цель такой болтовни – в знакомстве с выгодными людьми, показать себя другим.
- Духовное – когда собеседники хорошо знают личности друг друга. При общении учитывают интересы, предпочтения, могут предположить реакции на слова.
Виды дают более разнообразную характеристику общения. Уровни же описывают отношение людей в рамках коммуникации. Исследователь В.Н.Сагатовский выделяет:
- Уровень манипуляции – отношение и обращение с людьми, как с объектом для достижения поставленной цели.
- Уровень «рефлексивной игры» — человек в диалоге понимает, что оба имею планы друг на друга. Но пытаются показать, что у них просто обычное общение без подводных камней.
- Уровень правового общения – поведение собеседников согласовывается, учитывая конкретные правила и нормы.
- Уровень нравственного общения – взаимосвязь возникает на основе единения внутренних качеств.
Что помогает людям общаться
Общение строится на вербальных и невербальных сигналах. Люди всегда улавливают недосказанное на подсознательном уровне. Например, если человек раздражен, но никак этого не показывает, оппонент может распознать это по жестам: скрещенные руки, взгляд в сторону, раздутые ноздри. Но это происходит на подсознательном уровне, человек не анализирует поведение и жесты собеседника — это делает его мозг, отправляя сигналы в подсознание. Люди называют это шестым чувством, когда сотрудник вдруг понимает, что сейчас не стоит просить отпуск, хотя начальник не подавал повода так думать. Мозг уже просканировал его поведение и отправил сигнал.
Людям помогают общаться не только слова. Общение происходит на уровне взглядов, жестов, положения тела. Опытный психолог сразу вычислит, какая из пар в кафе находится в ссоре, а какая счастлива. Люди, увлечённые друг другом, задерживают игривые взгляды, их плечи полностью развёрнуты друг к другу.
Функции общения
Взаимодействие индивидуумов имеет ряд функций.
- Передача информации.
- Самопознание при внутриличностном общении.
- Получение пользы, выгоды.
- Светское общение, которое не несёт информационной пользы: люди говорят на общепринятые темы.
- Возможность самоподтверждения.
- Влияние на оппонента, манипуляция.
Виды общения
Существует подразделение на разновидности общения.
- Примитивное — объекты не получают пользы, лишь обмениваются любезностями.
- Формальное — навязанная обществом форма приветствия из ничего не значащих фраз.
- Ролевое — субординация, люди принимают отведенные им роли и выполняют ритуалы общения.
- Духовное — глубокое понимание друг друга. Обычно так бывает у друзей или влюблённых.
- Светское — ограничение общими фразами.
- Манипуляционное — связь с целью получения выгоды, воздействия на человека или ситуацию.