Анализ стихотворения Бунина «Собака»: оснавная тема и средства художественной выразительности

Иван Алексеевич Бунин – это великий русский писатель двадцатого века. За время своей деятельности он создал огромное количество произведений – это как рассказы, так и стихотворения. Большой вклад в развитие мировой литературы подтверждается присвоенной ему, первому на то время, Нобелевской премии.
Творчество автора можно разделить на два условных периода. Первый этап — это конец XIX века с 1897 года по двадцатый год следующего столетия. На данном этапе Буниным были созданы рассказы «Деревня», «Легкое Дыхание» и многое другое, а также стихотворение – «Листопад», «Ландыш» и т. д. Следующий этап его развития отмечается до 53-го года прошлого столетия. В это время автор был в постоянной эмиграции и время от времени менял города и страны проживания. Творческая активность в данное время отмечена прозой и поэзией, тематика которых, в основном, связана с родиной, которую он сильно любил.

«Собака» Иван Бунин

Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей Ты смотришь золотистыми глазами На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме, На метлы гулких, дымных тополей.

Вздыхая, ты свернулась потеплей У ног моих — и думаешь… Мы сами Томим себя — тоской иных полей, Иных пустынь… за пермскими горами.

Ты вспоминаешь то, что чуждо мне: Седое небо, тундры, льды и чумы В твоей студеной дикой стороне. Но я всегда делю с тобою думы: Я человек: как бог, я обречен Познать тоску всех стран и всех времен.

Краткий анализ стиха «Собака» И. А. Бунин

Вариант 1

Во многих творческих работах Ивана Алексеевича Бунина присутствуют философские размышления о человеке, его роли и месте в окружающем мире. Сам автор считал, что именно в стихотворении можно целиком и полностью показать свои эмоции, высказать мысли, дать оценку происходящим событиям. Одной из наиболее частых тем, которые поднимал Бунин в своих произведениях, была тема взаимоотношений человека и животного. Автор пытался донести до нас, что каждое живое существо имеет душу, может любить и ненавидеть, радоваться и грустить.

Одним из наиболее ярких произведений раскрывающих данную тему стало стихотворение «Собака», написанное в 1909 году.

Летом 1909 года Иван Алексеевич гостил в Ельце, где снял дачный домик, надеясь продуктивно поработать. То лето выдалось очень холодным, с частыми дождями. Бунин пребывал в тоскливом настроении. В один из дней автор решает написать стихотворение «Собака».

Это произведение Иван Алексеевич решил посвятить собаке своего друга Максима Горького. Но вчитываясь в строки стихотворения, кажется, что автор общается с собственной собакой. В глаза бросается тот факт, что повествование ведется совсем не в летний день.

«Ты смотришь золотистыми глазами

На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме…»

Это и не удивительно, ведь лето выдалось холодным, и Бунин практически все время вынужден был провести в дачном домике, наблюдая, как капли дождя катятся по оконной раме, навивая на автора печаль и тоску. Что характерно, Иван Алексеевич наделяет героя стихотворения аналогичным тоскливым настроением. Пес, находясь у ног хозяина, мечтает о седом небе, тундре, льдах и чумах. Автор делает вывод о том, что он, как и этот пес, также мечтает совершенно о другом, его мысли находятся далеко от этой глубинки.

Проводя сравнение между человеком и животными, Бунин делает вывод о том, что человек все же выше животного, ведь может понять чувства другого, утешить, протянуть руку помощи. С помощью слов человек может объяснить свои чувства и эмоции, в отличие от пса, который свернулся калачиком у ног хозяина, доживая свой век. Человек является тем творением, которому уготовано «познать тоску всех стран и всех времен».

Вариант 2

Картина, описываемая Иваном Буниным в стихе «Собака», не соответствует тому, что он наблюдал за окном в августе 1909 года. Домик в Ельце, жара, пылает красками окружающая природа, а в душе поэта – самая морозная зима: во дворе бушует метель, сильный снегопад стучится в окно и собирается на раме, глухо и протяжно шумят деревья.

Образ собаки – без клички, поэт отмечает изменения в ее облике: тускнеет взгляд. Пес созерцает зимний пейзаж и, продрогнув от холодных картин, в надежде согреться сворачивается клубочком у ног поэта. Следует отметить, что в действительности у Бунина не было четвероногого друга, а под описание попала сибирская лайка другого литератора – Максима Горького.

Автор наделяет животное человеческой способностью мыслить, «вспоминать»: о покинутых родных землях, где все и радостно, и печально одновременно. Собака скучает по серому небу, «льдам и чумам». Лирический герой – хозяин пса делится и своими мыслями. Глобальнее думы человека, печальнее – «тоска всех времен».

С образом мысли самого бога сравнивает он человеческую скорбь о судьбах мира. Бунин считает, что в отличие от животных, люди – высшие существа на земле, потому то и горестей на их долю выпадает уж куда больше. При этом поэт признает, что неслучайно рождаются образы желанных далеких земель. Сам человек создает у себя подобное настроение: серое, подавленное, ностальгическое. Моменты из прошлого, цепляясь друг за друга, разворачиваются во внезапно всколыхнувшейся памяти и зовут в другое время, обесценивая настоящее и будущее.

Читаются строки стихотворения «Собака», и будто из неоткуда наплывает призрачный туман, навевая философские размышления об одиночестве и человеческой печали. «Мечтай, мечтай», – говорит хозяин псу, давая волю собственным грезам прорваться сквозь молчание души и вылиться в поэтических строках.

Нет яркости в произведении, с помощью большого количества глухих согласных создается атмосфера меланхолии, душевного холода. И будто нет во вселенной такого солнца, способного согреть, растопить нахлынувшую зиму; как внезапный нежеланный гость, как заставляющая замирать смерть, пришла она и поселилась в летней хижине поэта.

Вариант 3

Анализ стихотворения Бунина “Собака” можно начать, оттолкнувшись от истории его создания. Оно было написано летом 1909 года, в августе. В то время автор всё лето находился в Ельце на даче. Лето — это время тепла, солнечных дней, время отдыха и веселья. Но анализ стихотворения Бунина “Собака” показывает, что поэту в то время было вообще не до веселья или радости. Произведение пронизано мотивами грусти и тоски. В первой строфе стихотворения мы видим, что лирический герой обращается к кому-то, говоря ему: “Мечтай!”. При этом описана окружающая обстановка: вьюга, снег, гул тополей, чувствуется холод.

Если вспомнить, что стихотворение было написано летом, сразу приходит мысль, что лирическому герою очень холодно и тоскливо, но с чем же связана его тоска? Далее мы видим собаку, которая свернулась у ног лирического героя. Он обращается к ней, говоря, что она о чём-то думает. Но здесь возникает мысль, кому принадлежит эта тоска — собаке или всё-таки лирическому герою? Он тоскует по иным местам, по иным пустыням и лесам.

Он говорит, что собака вспоминает то, что чуждо ему: седое небо, тундру, льды. И в финале он говорит, что делит свои мысли с собакой. Получается, что с помощью описания образа собаки автор показывает свою тоску, скорбь и уныние, которые одолевают душу лирического героя. Анализ стихотворения Бунина “Собака” показывает, что лирический герой считает себя обречённым познать тоску всего мира.

Смотрите также: Краткое содержание «Господин из Сан-Франциско» читать И. Бунина.

История написания стихотворения «Собака»

собака

Практически во всех произведениях автора отслеживалось философское мышление, независимо от того рассказы это или стихотворения. Бунин старался максимально точно передать читателю свои собственные мысли и ощущения по поводу различных вещей и жизненных направлений.

Стихотворение «Собака» — это одно из произведений, которые автор посвящал именно животным. Бунин старался всегда проводить параллель между человеком и животным. Это своеобразное доказательство как себе, так и окружающим, что у каждого живого существа имеется душа, которая дана ему Богом. Как человек, так и животное – они способны любить, страдать от боли, волноваться и благодарить за сделанные положительные поступки в его сторону. Именно пример таких рассуждений – это стихотворение «Собака», которое создано в августе в 1909 году.

Во время написания данного произведения Иван Алексеевич находится в населенном пункте с неброским названием Ельц. Здесь он снимает на лето небольшой домик, окруженный природой, и рассчитывает на плодотворное творчество, но это у него не получается. Лето в том году выдалось весьма дождливым, что навевает на автора тоску.

В один прекрасный день у писателя возникает мысль создать произведение о домашнем питомце, который часто находился у него на даче. Это была собака породы Сибирская Лайка и принадлежала она его очень хорошему другу – Максиму Горькому. Названо стихотворение не особенно уникально, просто-напросто «Собака».

Основные художественные средства стихотворения

Основным средством выразительности стихотворения Бунина «Собака» является параллелизм. Через описание окружающей среды выражены чувства лирического героя, в природе холодно, ветер, вьюга, такие же несчастья одолевают и душу героя. Ещё одним средством выразительности в «Собаке» Бунина является развёрнутая метафора: с помощью образа собаки передан образ человека, одинокого и тоскующего. В стихотворении присутствуют и другие средства выразительности: олицетворение — в стихотворении происходит персонализация собаки, которая думает, мечтает, тоскует, которая понимает лирического героя и разговаривает с ним; обращение «Мечтай»; эпитеты «золотистые глаза», «вьюжный двор», «гулкие, дымные тополя», «седое небо», «студёная дикая сторона» — они рисуют картину, описанную в стихотворении, читатель видит чётко эту холодную зиму, которая поселилась в душе у лирического героя; сравнение — «как бог»; использование в финале гиперболы «тоска всех стран и всех времён» усиливает то, что чувствует лирический герой и показывает, что победить это он не может.

'Бунин

Анализ стихотворения «Собака»

Изначально необходимо отметить, что произведение написано достаточно своеобразно. Оно представляет собой простой монолог, обращенный к псу. Автор старается передать читателю погоду максимально естественно, чтобы люди смогли ощутить тоску, которая скрывалась в душе лирического героя. Он вносит серьезные коррективы в стихотворение. Несмотря на то, что на улице лето и август месяц, Бунин описывает вьюжный двор, снег и невзгоду.

Такие особенности, указанные в строках, вполне естественны. Ведь автору приходится безвылазно сидеть в арендованном дачном доме и испытывать настоящую тоску, которую со всех сторон навевала плохая погода и дождь.

Ощущения в произведении передавались и на собаку. Иван Алексеевич представил ее перед читателем в виде грустного животного, даже не отмечая в строках его имени, считая это не особенно важным фактом. Ведь самое главное – это образ.

Следует повториться, что автор представляет читателю стихотворение «Собака» в виде монолога, обращённого к животному. Бунин говорит питомцу, чтобы он мечтал. Эта особенность указывает на то, что животному, как и человеку, присуща вся гамма всевозможных чувств и ощущений, связанных с особенностями жизненного пути.

В предписании к своему очередному сборнику автор писал, что он часто общался с собакой Максима Горького. Он отмечал, что у животного желтые глаза, которые переполнены тоской, связанной с воспоминанием о прошлом. По мнению Бунина, именно седое небо, тяжелая тундра, а также лед и чума – все это беспокоит собаку и ее душу.

В стихотворении присутствует аналогия, где приводится сравнение человеческой души и души собаки. Строки приводят к удивительному открытию, якобы лирический герой произведения ничем не лучше домашнего питомца. Как автор, так и животное – все душой находятся далеко в российской глубинке, они одинаково скучают по своим родным местам – полям и пустыням.

Бунин отмечает множество своеобразных сходных черт у человека и животного. Но одновременно выставляет людей немного выше питомцев. Это явление объясняется тем, что животное никак не способно вернуться в свои родные места, оно просто-напросто свернется у ног хозяина калачиком, и будет ожидать своей кончины на чужой земле. Поступки же человека зависят только от него самого, и он сам вправе решать свою дальнейшую судьбу.

Автор показывает образ собаки очеловеченным, но одновременно и отмечает, что животное не способно на самом деле понять, что же твориться у лирического героя на душе, что же на самом деле он чувствует. Одновременно с этим, Иваен Алексеевич признается, что всегда разделяет раздумья вместе с данным существом. Автор также отмечает, что человек – это высшее существо на планете, именно поэтому он обречен. Человек подчинен общим правилам и не всегда может контролировать свою судьбу.

Стихотворение «Собака» – анализ по плану

Вариант 1

Стих был написан в 1909 году, летом. В центре сюжета два одиноких живых существа – человек и собака, которые оказались рядом в тоскливый пасмурный день. Теперь каждый думает о своем, у каждого прослеживается грусть воспоминаний и радость мечтаний. В этом весь Бунин. Анализ стихотворения «Собака» наталкивает на то, что классик был уверен: именно в стихотворениях аллегорического или метафорического плана можно полностью раскрыть свои эмоции и дать оценку всему происходящему.

Состояние души

Этому творческому порыву предшествовало одно событие: Иван Алексеевич летом того года заехал погостить в любимый город детства и отрочества – Елец. Здесь он любил уединиться и спокойно заняться работой. Лето выдалось очень дождливым и холодным. На Бунина это сильно действовало: напала легкая хандра. Он практически не выходил из дома и наблюдал за переменой погоды из своего окна, по раме которого стекали капли дождя. И вот в один из таких дней именно собаке решил посвятить свое стихотворение Бунин.

Анализ стихотворения «Собака» говорит о том, что и своего лирического героя поэт наделяет грустным настроением, от которого приходят в голову всякие философские мысли. Собаке он дает возможность мечтать о тундре, льдах, в общем, о том месте, где собака чувствовала себя среди соплеменников свободной и счастливой. Автор ловит себя на мысли, что он тоже думает о чем-то далеком и незримом.

Если начинаешь анализировать первые четыре столбца этого прекрасного стихотворения, буквально сразу представляешь себя в укромном уголке, среди провинциальной природы, куда всегда хочется убежать от городской суеты. И все это делается для того, чтобы уединиться и побыть один на один со своими мыслями. Это преднамеренное одиночество и способствует отличному лирическому настроению. В эти минуты, когда никого рядом нет, и можно заняться своим любимым делом – рисовать, читать книгу, писать стихи или музыку. Такая сосредоточенность позволяет сконцентрировать свои творческие силы и в действительности создать что-то новое для души – личное и уникальное.

Невидимая связь

Немым свидетелем такого состояния души главного героя оказалась собака, которая лежала у него под ногой калачиком, поджавши хвост от непогоды. Она греется, и от этого автора становится немного легче на душе. Он начинает с ней мысленный диалог и пытается проникнуть к ней в душу. Тем самым очеловечиваются ее мысли: вместе с поэтом сейчас животное грустит и мечтает о тех местах, где ему когда-то было привычно хорошо и вольно. Герой задумывается над тем, как Бог, пришедший на землю, познал одиночество, тоску и печаль.

Так и каждый человек, какого бы достатка он ни достиг, в какой бы стране ни рос, в какое бы время ни жил, все равно пройдет через все это. В этом действительно проявился сам Иван Бунин. «Собака» — одно из многочисленных его стихотворений, в котором он в очередной раз подчеркивает, что поэзия — это дар Божий, прикоснуться к которому и почувствовать его в полной мере, не каждому дано. Он четко уяснил для себя: поэт может писать стихи не для всех, и нет ничего страшного в том, что понять их дано немногим.

Предчувствие

Самое главное — Бунин смутно предчувствовал лихие события, которые потрясут его любимую Россию и в буквальном смысле уничтожат ее. В самый разгар революции он покинет родные края и сначала уедет в Одессу в 1918 году, а через два года второй его родиной станет Франция, где его и похоронят на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

До 1955 года его литературные труды не печатались, но потом некоторые из них стали издаваться в СССР. Бунин стал писателем первой волны русской эмиграции. А некоторые острые его произведения были разрешены к печати только в годы перестройки времен Горбачева.

Бунин и его творчество

Творческий путь писателя считается поистине уникальным. Он создавал свои великие произведения на протяжении долгих шестидесяти лет. Каждое творение отслеживало в себе идейные и эстетические позиции самого автора. Он очень сильно отличался от своих соотечественников и, оказавшись за границей, по-прежнему достойно и любя относился к своей родине.
Октябрьская революция, которая нахлынула на Россию в 1917 году, враждебно настроила автора. Именно об этом писатель зачастую указывает в своих произведениях, к примеру, в рассказе «Окаянные дни». Несмотря на это, Бунин не сломался и у него не наступил кризис, произведения продолжали создаваться.

Следует отметить, что большинство как современных, так и критиков прошлых лет, считают, что созданное в эмиграции творчество автора значительно лучше, чем то, которое формировалось в дореволюционный период. У Ивана Алексеевича нет ни одного произведения, которое бы рассказывало о его скитаниях. Автор, как и ранее, описывал лишь особенности России, темы и мотивы были связаны только с ней.

Еще одна особенность произведений Бунина – это одновременное использование как прозаических, так и поэтических линий. Это по-особенному интересно многим критикам, да и читателям.

Произведения Бунина

творчество

Первый сборник Бунина опубликовался в 1891 годы в населенном пункте Орел. В нём были представлены стихотворения, рассказывающие о детстве и юности автора, который на тот момент проживал в деревне. Спустя два года, в 1893 году, писатель создаёт свой первый рассказ, который также повествует о деревенской жизни.

Наиболее активно печататься его стихи и рассказы начались во второй половине 90-х годов девятнадцатого века. Им интересовались многие типографические компании того времени. В это время автор уже перебрался в Москву и познакомился со многими известными писателями того времени – это Горький, Чехов, Куприн. Всем им нравились творения Бунина, что отмечено во многих предписаниях к изданиям.

Спустя небольшой промежуток времени, заслуги автора были признаны общественностью и в 1903 году он получил заслуженную Пушкинскую премию за известнейший сборник поэм под названием «Листопад», который был создан тремя годами ранее. На этом его достижения не закончились и в 1909 году его назначили в качестве почетного академика Российской Академии Наук по искусству словесности.

Следует отметить, что в последние годы жизни Иван Алексеевич Бунин писал произведения, которые посвящал различным известным на то время писателям. Именно они были для него духовными наставниками и творческими ориентирами на протяжении всего формирования творчества.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: