- Сочинения
- По литературе
- Толстой Лев
- Графиня Ростова в романе Война и мир
В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и Мир» показано множество героев, к которым читатель будет испытывать симпатию при прочтении произведения. Одной из них стала графиня Ростова. Будучи молодой девушкой, она притягивала к себе мужские взгляды, выходя на светские балы. Но позже ее жизнь кардинально меняется. Выйдя замуж, она посвящает все свое время воспитанию детей и семейной жизни. Читатель видит графиню Ростову взрослой, замужней женщиной, образцовой и любящей матерью.
Графиня Ростова, посвятив всю жизнь своим детям, стала для них лучшим другом, на которого можно положиться. Ее дочка Наташа приходит к ней за советами, делится своими секретами. Графиня Ростова одинаково любяще относится ко всем членам своей семьи, ведь в ее доме, помимо родных детей, воспитывается сын подруги, Борис Друбецкой, и племянница – Соня.
Лев Николаевич Толстой решил показать в образе графини Ростовой черты своей тещи и бабушки. Графиня Ростова внешне отличалась от своего семейства. Ее лицо было худое, немного уставшее от долгих лет семейной жизни. Графиня была медлительная и очень тихо разговаривала, что явно придавало ей знатности в глазах окружающих.
Графиня Ростова привыкла к шикарным условиям существования, так как всю жизнь провела в роскоши и достатке. Она была окружена любовью и заботой своей семьи, очень переживала за судьбы близких ей людей. Графиня может изначально показаться хрупкой натурой, но на самом деле она является достаточно мудрой и сильной женщиной, которая способна принимать серьезные решения за себя и родных. Ее любовь к детям отражается в желании женить своего сына Николая на девушке из благополучной и знатной семьи. Также графиня, замечая влюбленность Николая в племянницу Соню, не может сдержать замечаний в ее адрес. Узнав о смерти своего сына Пети, графиня чуть не потеряла разум от горя, ведь семья и родные – это смысл жизни графини.
Единственное, что могло вывести из себя графиню Ростову – это безответственное отношение графа к деньгам и неумение управлять делами. Но осуждать графиню читателю тяжело, потому, что все ее поступки совершаются из-за трепетного материнского сердца, которое не дает графине покоя. Благополучие ее детей, их будущее не могло не волновать графиню Ростову. Каждый ребенок был частицей самой графини, которая не могла представить свою жизнь без кого-либо из них.
Читая роман-эпопею невозможно не заметить, что автор симпатизирует данной героине. Лев Толстой в своем произведении хотел показать графиню Ростову, как женщину аристократку, которая может быть одновременно любящей, ласковой матерью и мудрой, сильной женщиной с твердым характером. Автор хотел подчеркнуть материнские чувства женщин, которым пришлось потерять своего ребенка на войне через страдания графини Ростовой. Читая данное произведение трудно не обратить внимания на столь реалистичного персонажа, который притягивает к себе огромное количество симпатий. Графиня Ростова является образцовой женщиной не только девятнадцатого века, но и современности.
Любимая героиня Толстого
Открывая замечательную книгу, читатель понимает, что образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир» один из главных для писателя. Объёмное повествование насыщено героями. Люди разных возрастных категорий, социального положения, уровня образования живут на страницах произведения. Но Наташа Ростова выделяется в пёстрой и многообразной череде лиц и характеров. Автор с особой теплотой и любовью описывает героиню, заставляя читателя внимательно следить за её судьбой.
На протяжении романа Наташа из юной угловатой девочки превращается в почтенную даму, главу многочисленного семейства, счастливую жену и многодетную мать. Как же происходит это чудесное перевоплощение.
Образ
По слухам, Лев Толстой говаривал:
«Я взял Таню, перетолок ее с Соней, и вышла Наташа».
Действительно, прототипами главной героини послужили жена писателя Софья Андреевна и ее сестра – мемуаристка Татьяна Берс.
В начале эпопеи писатель представил Наташу черноглазой, большеротой и некрасивой девочкой с «черными кудрями и открытыми плечиками», которая живет в гостеприимной семье в атмосфере постоянной влюбленности. Повзрослев, девушка превращается из гадкого утенка в прекрасного лебедя: появляется на первом балу и привлекает внимание мужского пола своей воспитанностью, утонченностью и грацией.
Наташа Ростова на балу
Отличительная характеристика Ростовой – это подвижность и интерес к жизни. Перелистывая страницы произведения, читатель может проследить за взрослением Наташи, которая становится небезразличной к окружающей действительности. Поклонники произведения знают, что у Льва Николаевича нет положительных персонажей, ибо мастер пера наделяет их и отрицательными качествами, которые свойственны каждому смертному человеку, дабы проследить за внутренним развитием своих героев.
Наташа руководствуется не разумом, а сердцем: с самого детства Ростова дает волю эмоциям, двигается, танцует, бросается на шею любимому брату. Ее непокорность к общественным устоям демонстрируется в сцене, когда маленькая девочка, сидя за обеденным столом, спрашивает у строгой Марьи Дмитриевны про пирожное, тем самым прерывая разговоры взрослых.
Платье Наташи Ростовой
Судя по описанию, Ростова не блещет расчетливостью и умом, а учится жить методом проб и ошибок, совершая легкомысленные и необдуманные поступки. Например, стоит вспомнить ее сиюминутное желание сбежать под венец с недалеким Анатолем Курагиным. Но Лев Николаевич не осуждал измену девушки, доказывая любителям книг то, что Ростова – живой и отзывчивый человек, которому свойственно ошибаться.
После замужества любимица Толстого полностью отдается мужу и детям, становится любящей матерью и верной женой. Если раньше Наташу интересовал свой внешний вид, и она подолгу выбирала платья, радуя прохожих новыми нарядами, то позже Ростова перестала следить за собой, не утрачивая стиль и естественную красоту.
Юная графиня Ростова
Для Наташи Ростовой «Война и мир» становится фоном, на котором разворачиваются события её жизни, происходит взросление.
Вот Наташа четырнадцатилетний подросток «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка». В семье праздник: именины графини Ростовой и любимицы Наташи. Чувствуется атмосфера искренней любви и добра. Гостеприимный дом Ростовых полон гостей, улыбок, детского смеха. Вместе с автором мы любуемся смелой девочкой, которая манипулирует взрослыми людьми, чувствуя, что сегодня ей позволена любая шалость.
Следующая встреча с героиней происходит на балу. Затаив дыхание, мы вместе с Наташей входим в сверкающую залу, разглядываем своё отражение в огромных зеркалах и, замирая от восторга, кружимся в вальсе с Андреем Болконским. Такой рисует нам писатель свою любимую героиню на заре её юности. Безоблачное детство, дружная семья, атмосфера творчества и влюблённости – окружающая атмосфера юной Наташи.
Любовь в жизни Наташи
Повествование движется вперёд. Мы с интересом следим за судьбой юной графини и подробнее знакомимся с её внутренним миром.
Главная черта в характеристике Наташи Ростовой – состояние постоянной влюблённости. Любовь для неё основа жизни. Будучи ещё маленькой девочкой, она увлекается Борисом Друбецким, восхищается учителем танцев. В шестнадцатилетнем возрасте собирается замуж за героического Василия Денисова. Всё это ожидание настоящей любви. Глубокое всепоглощающее чувство рождается в душе Наташи после знакомства с Андреем Болконским. Но ошибка молодой наивной девушки, её неожиданное увлечение порочным Анатолем Курагиным расстроило свадьбу и привело влюблённых к разрыву отношений. Душевная рана заживает постепенно. Вновь зародившаяся в сердце любовь Наташи Ростовой помогает ей оправиться после болезни и снова начать жить. Её верным другом, утешителем, любимым мужем становится Пьер Безухов. Отношения героев, по мнению автора – образец для подражания. Наташа находит себя в этой жизни. Обретя верного супруга, заботясь о детях, она счастлива и довольна своей судьбой.
Петя и Соня
Еще двух персонажей включает в эту группу Толстой. Семья Ростовых приняла Соню к себе, несмотря на то, что она является только племянницей графа. Девочка всегда считалась возлюбленной Николая. Однако судьба ее сложилась не очень хорошо – она так и осталась с Ростовыми, но своей семьей не обзавелась. А когда Наташа вышла замуж за Пьера, помогала с детьми.
Петя же, младший сын Ростовых, погиб в довольно юном возрасте. В 15 лет мальчик решил отправиться на войну, где и закончил свою жизнь. Его смерть сильно подточила здоровье графа и графини.
Богатый душевный мир
В романе «Война и мир» образ Наташи Ростовой раскрывается Толстым достаточно полно.
Героиня – личность творческая и увлекающаяся. Она с удовольствием занимается танцами, прекрасно поёт, играет на фортепьяно. В самые тяжёлые моменты жизни именно музыка помогает справиться с обстоятельствам и возвращает желание жить.
Отдельной чертой характера автор выделяет близость Наташи Ростовой к народным традициям. Её любят простые люди, живущие в доме Ростовых. Распоряжения молодой хозяйки выполняются с особым усердием и желанием. Она с удовольствием ездит верхом, принимает участие в охоте брата, пляшет барыню под гитару дядюшки. Её поведение искренне и естественно. «Дух и приёмы были те самые неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка».
Наташа Ростова любит природу и умеет тонко чувствовать её красоту. Лунная ночь в Отрадном приводит её в восхищение: «Ах какая прелесть!…Так вот бы села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки…и полетела бы. Вот так!».
Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!
» [2, c. 511]. Идилличен, по сути, дом Ростовых, художественно родственный дому Иртеньевых. Знакомство с домом Ростовых начинается с праздника тезоименинства — в семье две именинницы, Натальи — мать и дочь. Интересы графини, как, впрочем, и графа, сосредоточены в семье.
Уже уставшая от череды визитов, Ростова оживляется лишь тогда, когда речь заходит о единственном по-настоящему интересующем ее предмете — детях.
Высказывая свои сокровенные мысли, она как будто отвечает «на вопрос, который никто ей не делал, но который постоянно занимал ее: — Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них (детей. — К.Н.) радоваться!» [7, IV, c. 55]. Темы разговоров графа Ростова с гостями — погода, здоровье и еда.
Предметом его беспокойства является стол; он периодически заходит в «большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов» [7, IV, c. 48], чтобы хозяйским взглядом оценить приготовления. Тема еды в линии Ростовых — одна из определяющих.
Распорядок «званого обеда» демонстрирует еще одну родовую черту идиллии: обращенность к прошлому, к патриархальному времени.
Субординация мест застолья — его архетипический топос, и, в соответствии с традицией, граф и графиня рассаживаются на разных концах стола, причем самые почетные гости располагаются справа и слева от графини, «гости мужского пола» — от графа. С одной стороны стола сидит «молодежь постарше», с другой — «дети, гувернеры и гувернантки» [7, IV, c. 79].
Самым подробным образом перечисляются блюда и напитки, описываются предметы разговоров.
Связь Ростовых с темой еды поддерживается описанием обеда в Английском клубе, который устраивает старый граф Илья Андреич в честь князя Багратиона: «.
редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел или хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройства пира» [7, V, c. 16]. Этот пир имеет еще больший размах — он готовится на «двести пятьдесят человек членов Английского клуба и пятьдесят человек гостей» [7, V, c. 18]. С тем же интересом к деталям вновь описываются блюда и напитки, подчеркивается иерархия мест застолья: «На первом месте, между двух Александров — Беклешова и Нарышкина, что тоже имело значение по отношению к имени государя, посадили Багратиона: триста человек разместились в столовой по чинам и важности, кто поважнее — поближе к чествуемому гостю: так же естественно, как вода разливается туда глубже, где местность ниже» [7, V, c. 23].
Сращенность Ростовых с темой еды подчеркивается автором при каждом удобном случае.
Совет
Иногда Толстой ограничивается лишь упоминанием об обеде, как в эпизоде визита князя Андрея в Отрадное, когда дом Ростовых в очередной раз полон гостей по случаю все тех же именин, или при описании жизни Ростовых в Петербурге, когда князь Андрей не может отказаться от настойчивых приглашений к обеду, или в описании зимнего дня в Отрадном, когда все семейство, включая гувернанток и учителей, собирается за чаепитием. Одной из кульминационных обеденных сцен является пир у дядюшки в Михайловке, продолжающий сцену охоты; охотничья тема уже звучит здесь на заднем плане, обрамляя повествование. В «холостую охотницкую» открыта дверь, оттуда слышны звуки балалайки, в кабинете пахнет табаком и собаками, на диване лежит пес Ругай, в сенях висят волчьи и лисьи шкуры. Хозяйкой застолья становится «толстая, румяная, красивая женщина лет сорока», дядюшкина экономка Анисья Федоровна: «Вот она и я! Теперь понимаешь дядюшку? — сказало Ростову ее появление. Как не понимать: не только Ростов, но и Наташа поняла дядюшку и значение нахмуренных бровей и счастливой улыбки, которая чуть морщила его губы в то время, как входила Анисья Федоровна» [7, V, c. 274]. Точно так же, как и на званых обедах в доме Ростовых, Толстой подробно описывает стол, уставленный закусками и напитками, причем Наташа приходит в такой восторг от еды, что ей кажется, будто ничего подобного «никогда она нигде не видала и не едала» [7, V, c. 274]. Сам дядюшка выступает чуть ли не квинтэссенцией идиллического — идеальной патриархальной жизни русских, причем в тему идиллического он включен очень по-толстовски, самым своеобразным образом, через мотив «чистого», на что обращает внимание Е. Толстая: «.он все время твердит поговорку чистое дело марш; затем говорится о его доме, что челядь не слишком заботилась, чтоб там не было пятен, и появляется его любовница Анисья — то есть устройство жизни его, по-видимому, совершенно не чистое, а безнравственное. И тем не менее, когда он поет, дважды подчеркивается чистота звука, то есть дядюшка при всем сомнительном, что есть в его жизни, чист в высшем смысле, — или, как это определяет Николай, ладен. Лад, гармония, музыкальный чистый тон — вот что искупает жизнь дядюшки» [6, c. 118]. толстой война мир идиллия
Сила характера слабой девушки
Описание Наташи в романе Льва Николаевича Толстого создаёт перед нами образ весёлой беззаботной, жизнелюбивой особы. Слегка кокетливой, немного легкомысленной, влюбчивой и романтичной. На самом деле девушка обладает силой духа и способностью совершать решительные поступки. Забывая о себе, Наташа ухаживает за матерью. Своим постоянным присутствием, тактом, любовью спасает графиню от отчаяния после гибели младшего сына Пети. Не отходит от постели тяжелораненого Андрея Болконского. Изнеженными руками обрабатывает гноящиеся раны, меняет повязки. Любовь, милосердие, готовность к самопожертвованию гармонично сочетаются в ней с чувствительностью и нежностью.
Любовь к Родине
В доме графа Ростова мало говорят о патриотизме, в отличие от светского салона Шерер и гостиной графини Безуховой. Члены семьи Ростовых любят свою Родину не на словах, а на деле. Храбро сражается Николай Ростов, защищая свою страну от захватчиков. Маленький Петя собирается тайком убежать на фронт. Наташа готова пожертвовать своим приданым, чтобы помочь раненым выехать из осаждённой французами Москвы. Она эмоционально убеждает родителей отдать подводы раненым и взять с собой лишь самое необходимое.
Именины графини Ростовой
Знакомство читателя с представителями этого знатного дворянского семейства происходит в день празднования именин графини Ростовой, когда гости, не переставая сменять один другого, приезжали поздравить хозяйку и ее младшую дочь. Граф со всеми «без исключения и изменения» был одинаково радушен, каждый, кто желал поздравить именинницу, принимался вежливо и непременно приглашался на праздничный ужин. Разговоры, смех и музыка не замолкают во время вечера: собравшиеся искренне веселятся, здесь нет места лицемерию и притворству. Молодецкий, задорный танец графа, неподдельность эмоций окружающих, забавная проделка Наташи за ужином — все это создаёт домашнюю, уютную атмосферу.
Толстой, описывая вечер у Анны Павловны Шерер и эпизод именин у Ростовых, показывает, насколько разными могут быть представители светского общества. Ростовы дорожат своей семьей и царящими в ней принципами, им чужды коварство, расчётливость, алчность. Как мать семейства Наталья Ростова является хранительницей всех главенствующих в доме ценностей, именно она отвечает за их передачу будущему поколению. Создавая этот образ, Толстой вкладывает в ее руки особый женский дар, заключающийся в материнстве.
Вернуться к списку