Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» и его разрешение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Конфликт поколений в романе Отцы и дети Тургенева

«Отцы и дети» – роман, созданный И.С.Тургеневым в 1862 году, в котором раскрывает важную проблему конфликта между поколениями. Этот вопрос является вечным, но он особенно обостряется в моменты, когда молодое поколение решает изменить старые устои. Проблема выражается в самых различных ситуациях на протяжении всего произведения. Представителями родителей являются Кирсановы и родители Базарова. Их поколение 40-х годов свято чтит традиции предков и пытается сохранить их для следующего поколения. Но молодые «шестидесятники» не хотят принимать старое мировоззрение, они боролись против помещичества (время действия романа близко к 1861 — году отмены крепостного права), за равенство и прогресс, за свободное саморазвитие. Они являются представителями демократии.

Основным представителем «новых людей» является Евгений Базаров. Он не признаёт искусство, ему важно, чтоб человек был полезен и практичен для общества: «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным». Смысл жизни Базаров видит в непрерывном труде на благо общества. Это хорошее качество, но отрицание прекрасного напротив играет в минус «детям». Аркадий заинтересован в нигилизме, он восхищается Базаровым, но сам никогда не станет таким. Молодой Кирсанов романтик, чувственный и мягкий, а его увлечение новейшим учением только поверхностно. Поэтому его можно назвать представителем «отцов»

Павел Петрович постоянно спорит с Базаровым, пытается вывести его на конфликт. Его поражает, как он может жить без принципов, отрицать любовь, чувства, живопись. Два поколения противопоставлены даже во внешности Павла и Евгения. Кирсанов описан как мужчина средних лет, идеально выбритый, с белыми воротничками и манжетами, розовыми чистыми ногтями. А Базаров, который ходит в балахоне, с щетиной, совершенно не заботится о внешности, о манерах, у него красные руки рабочего человека. Столкновения между Павлом Кирсановым и Базаровым играют важную роль для раскрытия сути противоречий поколений. В них раскрываются различные стороны жизни, как видят их и отцы, и дети.

Николай Петрович Кирсанов, в отличие от своего брата, не конфликтует с молодыми. Он понимает страсть Аркадия к чему-то новому, неизведанному и даёт ему время, чтоб он сам «нагулялся» и осознал всё. Он не конфликтует даже в момент, когда сын демонстративно забрал отцовский сборник Пушкина и положил вместо него немецкую книгу «Stoff und Kraft».

Частично конфликта проявляется по приезде Базарова к родителям. Для стариков их сын всё тот же маленький Енюша, они горячо любят его, но боятся спугнуть своей любовью, заботой и чувствами. Сам Евгений же держит себя равнодушным, скрывает чувства, в первую очередь перед Аркадием.

Проблема отцов и детей актуальна и по сей день. Решение этой проблемы зависит от всех людей: если предыдущее поколение будет более терпимо к изменениям и идеям нового, будет принимать и пытаться понимать их. А молодые в то же время будут с уважением относиться к старым традициям.

Основа разногласий в романе

Тема взаимопонимания родителей и детей — вечная. Особенно удачно ее раскрыл русский классик Иван Тургенев. Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» — это различие взглядов на политическую, культурную и социальную ситуацию в России во второй половине XIX века. Именно 1860 год стал переломным в истории империи. Постоянные восстания недовольных крестьян заставили власть отменить крепостное право. Это разделило людей на два лагеря.

В первом были представители старого мира, дворяне и богачи. Вторая часть — сторонники новой, свободной эпохи, где ценили и уважали человека. Евгений Базаров, герой романа «Отцы и дети», принадлежал к тем, кто хотел революции. Он нигилист, а значит не признает авторитетов и смеется над общепринятыми ценностями. Его идеи разделяют Аркадий и любимая Анна. Но вместе с тем он становится врагом для близкого друга и для своих родителей.

Как понимать выражение потерянное поколение?

  • Потерянным поколением называют людей, которые оторвались от религиозных или культурных традиций, утратили свои идеалы. Данное выражение вошло в употребление после Первой мировой войны. Эту формулировку приписывают Гертруде Стайн – представительнице американского модернизма. А ее близкий друг Эрнест Хемингуэй употребил ее выражение в эпиграфе своего произведения «Фиеста».

Потерянным поколением стали называть молодых людей, которых призвали на войну, когда они были совсем юными. Эти парни не успели получить должного образования, но рано обучились искусству убивать. Вернувшись после окончания войны домой, многие из них не сумели приспособиться к мирной жизни, так как привыкли к иным условиям и порядкам, молодые мужчины возвратились морально покалеченными, и у них не получилось жить новой, мирной жизнью.

  • А после всего того ужаса, который они пережили, окружающие вещи казались им слишком ничтожными и не достойными внимания. Молодые фронтовики ощущали жестокость и бессмысленность бытия, чувствовали себя ненужными в стране, за которую проливали кровь. Не видя для себя будущего, они разочаровались и отказались от прежних ценностей.
  • От того, что не смогли обрести новый смысл жизни, молодые люди спивались и вели разгульную жизнь. Из-за неспособности адаптироваться в новом обществе многие из них покончили с собой, либо сошли с ума.

После войны не могут найти себя

Сейчас выражение «потерянное поколение» применяют к людям, у которых период взросления пришелся на переломный для страны период. Например, в нашей стране так называют поколение 90-х — это люди, чья юность выпала на годы перестройки.

  • Все менялось, привычный мир рушился. Огромная страна распалась, и старые ценности утратили свое значение. Честные и порядочные люди стали нищими, а жулики и спекулянты пришли к власти. Работать честно стало чуть ли не позором.
  • Жизнью начали управлять деньги, а преступность превратилась в норму. Культ потребления стал главным в обществе, духовность отошла на второй план.
  • В сознании наступил кризис представлений о справедливости и моральных нормах. То есть все то, что прививалось детям в школе и семье, оказалось пережитком, и в новом обществе было не востребовано. Многие молодые люди очутились на жизненном распутье.
  • Идеалы родителей были отвергнуты, но свои собственные не сложились. Здесь также ярко проявлялся конфликт поколений. Сложные условия жизни привели к тому, что люди стали циничными и эгоистичными. А главными ценностями стали индивидуализм и принцип «каждый сам за себя».

Столкновение взглядов

Наибольшее развитие конфликт приобретает из-за упрямства и недоразумения двух представителей разных поколений и эпох. Это встреча убеждений революционера-демократа в образе Базарова и либерала-дворянина Павла Петровича Кирсанова. Первый пытается работать на благо общества. Второй больше заботится о собственной выгоде. Тем не менее оба они энергичны и уверенно отстаивают свои убеждения. В общем, их темы для споров разнообразны.

Они касаются религии, философии и даже поэзии. Характеристика романа «Отцы и дети» — это краткое описание событий, которые на самом деле происходили в России в 1860-х годах. Беседы и споры Базарова и Кирсанова — это разговоры людей тех переломных для общества лет.

Расхождения в семье Кирсановых

Важно также рассмотреть отношения Аркадия и Николая Петровича. Эти двое, отец и сын, также представители разных поколений. Аркадий — лучший друг Евгения Базарова и по совместительству его послушный ученик. Он стремится познать нигилизм и максимально окунуться в теорию демократии.

Его отец — заядлый либерал, который стесняется своей связи с простым народом. В частности, ему стыдно за любовь к молодой женщине по имени Фанечка. Первый конфликт поколений в романе «Отцы и дети» возникает у отца с Аркадием. Но любовь, которую они лелеют в себе друг к другу, сильнее недоразумения относительно взглядов на общество.

Родство, что сильнее убеждения

Так, со временем Аркадий отказывается от своей теории и прекращает попытки приобщиться к созданию нового мира. Не отстает и Николай Петрович. Он в конце романа женится на простолюдинке Фанечке. А Аркадий выбирает себе в жены скромную и тихую Екатерину. Их конфликт разрешается.

Характеристика романа «Отцы и дети» — анализ тогдашнего общества. Тургенев показывает, что мысли Базарова не прижились, конфликт, который возник в этой семье, замялся, так и не дойдя до логического решения. Но в конце книги, во время двойной свадьбы отца и сына, автор делает незначительный акцент и говорит, что ни один ни другой не выглядит счастливым.

Автор и родители Базарова

Иван Сергеевич Тургенев не скрывает своего отношения к старшему поколению и прививает любовь к этому своему читателю. Его нежные чувства благодарности и уважения можно увидеть в описании родителей Базарова. Милые, очаровательные супруги с первых строк симпатичны нам теплотой и дружелюбием, которым от них веет.

Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» не смог бы быть настолько ярким, если бы автор так четко не раскрыл перед читателем образы стариков. Так, он знакомит нас с Ариной Власьевной и Василием Ивановичем. Матушка — милая старушка, равно верит в Бога и народные суеверия. Она — это воплощение гостеприимства, мира и добра. Отец, почтенный человек, который справедливо заслужил уважение знакомых. Он искренний, сердечный и даже пытается приобщиться к новым идеям поколения.

Единственный сын — самая большая радость в их жизни. Зная о его непростом характере, родители как можно больше стараются ему потакать. Ходят вокруг него на цыпочках и проявляют лишь часть чувства к любимому ребенку. Евгений Базаров, главный герой романа «Отцы и дети», раскрывается для нас с другой стороны в родном доме.

Конфликт поколений — почему старшему поколению трудно понимать молодежь?

  • Нередко старшее поколение считает, что их опыт позволяет навязывать молодежи свои взгляды и правила поведения. А молодые люди, в свою очередь, уверены, что обладают достаточными знаниями, чтобы самим решать, как им жить.
  • И возраст не является для них признаком мудрости. К тому же для молодежи характерно неосознанное стремление избавиться от контроля и чрезмерной опеки.
  • На этой почве между людьми разных возрастов возникают разногласия и взаимные претензии, конфликт поколений.

Перечислим основные причины, почему старшему поколению трудно понимать молодежь и возникает конфликт поколений:

  • Внутренние ограничения и запреты. С возрастом люди становятся более консервативными и им трудно отказаться от своих убеждений. Старшее поколение часто не способно воспринимать действительность из-за отсутствия гибкости. Они не понимают, что мир меняется с невероятной скоростью, и новое время требует формирования иного мышления и стандартов.
  • Чрезмерная забота. Родители всегда волнуются за своих детей и не могут признать, что их ребенок повзрослел. Поэтому старшие стремятся уберечь младших от ошибок. Им кажется, что тот образ жизни, который ведут дети, может привести к неудачам и жизненным проблемам. По этой причине родители склонны навязывать отпрыскам свои взгляды, чтобы тем было «как лучше».
  • Невостребованность в обществе. Известно, что наша эпоха характеризуется культом молодости. Личность оценивается по ее способности эффективно действовать и легко приспосабливаться к новым условиям жизни. Но пожилые люди не могут выполнять те задачи, которые диктует им современная жизнь. К сожалению, в массовом сознании все чаще преобладает отношение к пожилым людям, как к бесполезным членам общества.
  • Неспособность успевать за современными темпами жизни. Старшее поколение теряется от огромного количества новой информации, которая выливается на них каждый день. Им непросто освоить новые гаджеты, электроприборы, компьютерные программы. Поэтому они предпочитают жить и работать «по старинке» и не понимают стремление молодежи к новым технологиям.
  • Неудовлетворенная потребность в общении. Не секрет, что старики часто чувствуют себя ненужными своим близким. Поэтому обижаются на молодежь, упрекая их в недостаточном внимании и уважении. Получается замкнутый круг, с одной стороны, старшее поколение хочет общаться и быть полезным, с другой стороны – такое общение изобилует упреками и обвинениями и перерастает в ссору.

Непонимание

Роль всей жизни Базарова

Неприступное сердце не так уж и неприступно. С первых строк романа читатель наблюдает, как пренебрежительно относится Евгений к старшему поколению. Въедливый, напыщенный, самовлюбленный, он отказывается от любых чужих мыслей. Его высокомерие и холод отталкивают. Он бесчеловечен и равнодушен к старости.

Но стоило ему оказаться в доме родителей, как большая часть его презрения исчезает. Главная тема романа «Отцы и дети», разница поколений, ярко выражается именно в отношениях Евгения и его родителей. Изменение среды меняет образ мыслей Базарова. Он становится мягче, терпимее, нежнее. Несмотря на то что он редко наведывается на родину, он горячо любит близких, хотя и старательно это скрывает за маской рассеянности. Основная его проблема в том, что он так и не научился выражать чувства, особенно если это касается светлых, положительных эмоций. Именно с такой стеной неумения и непонимания столкнулись родители.

Конфликт взглядов

В своем произведение Тургенев раскрыл простую и болезненную истину — разницу поколений. Старомодные родители Базарова только ухудшают, хотя и не специально, отношения с сыном. Все образы романа «Отцы и дети» — очень сильные личности, и для них сломать собственные взгляды в пользу чужих является вещью недопустимой.

Молодой человек не делится с родителями, представителями другого поколения, своей философией. Они набожны, а он — атеист, они люди первой половины века, он — второй. И родители, зная о замкнутости сына, не пытаются влезть в его мир новых принципов. Так, и первые и второй радуются той малой доли близости, которая есть.

Возможно, если бы жизненный путь Евгения был длиннее, он сам стал отцом, то с годами понял бы то, что не открывалось ему — юному мечтателю. И тогда конфликт поколений в романе «Отцы и дети» смог бы найти логичное решение. Но автор решил исправить ситуацию в судьбах своих читателей через горе персонажей.

Что понимают под словами разрыв поколений, конфликт поколений и почему он возникает?

  • Под словами «конфликт поколений» принято понимать культурно-социальное явление, когда ценности младшего поколения значительно отличаются от ценностей поколения старшего.
  • Молодежь прекращает отождествлять себя со своими отцами и дедами, полностью отвергая их авторитет и опыт. Дети и родители в такой ситуации воспринимают друг друга как представителей абсолютно иной культуры и мировоззрения.

Непонимание детей и родителей

  • В прошлом проблема конфликта поколений не была столь ощутимой. На протяжении многих веков два-три поколения вели схожий образ жизни, так как общество развивалось медленно. Дети, как правило, учились ремеслу отца и в процессе такого обучения перенимали его мировоззрение. Слова старшего поколения были истиной и не подвергались сомнению.
  • Старший человек всегда означало «мудрый человек», так как источником знаний был только жизненный опыт. Поэтому дети никогда не состязались с родителями в знаниях и мудрости. И у молодых людей не было возможности заявить о своей индивидуальности.
  • Развитие общества дало детям возможность учиться. И если раньше существовал лишь один способ узнать что-либо – это спросить у старшего поколения, то в дальнейшем у молодежи появились другие источники обретения знаний. Постепенно отношение молодого поколения к старшим людям трансформировалось в менее почтительное.

Исследователи определили главные факторы, которые являются причиной конфликта поколений и возникновения социокультурной дистанции между старшими и младшими:

  • Изменение социальных условий.
  • Несовпадение жизненных приоритетов.
  • Снижение в обществе социального статуса пожилого человека.
  • Изменения условий труда в результате научно-технического прогресса.
  • Психологические особенности людей разного возраста.
  • Снижение значимости опыта предыдущих поколений из-за новых возможностей получения информации.

Конфликт поколений не дает понять друг друга

В наши дни разрыв поколений представляется более острым. Данная проблема – результат быстрого развития общества. Мир совершенствуется каждый день, и ближайшее прошлое представляется уже слишком устаревшим.

  • Для современного общества характерно непрерывное внедрение инноваций, которые периодически перестраивают сложившиеся традиции и нормы. И многие вещи, которые были раньше под запретом, сейчас являются социальной и культурной нормой.
  • Психологи уверены, что проблема взаимопонимания старшего и младшего поколений будет всегда. Ведь культура, на которой было воспитано одно поколение, не будет до конца понятной другому. Каждое новое поколение живет, опираясь на результаты и опыт всех предшествующих. При этом люди используют и развивают лишь то, без чего их существование не представляется возможным, и категорически отвергают то, что, по их мнению, устарело.

Мир, который не дорос до взглядов Базарова

События в романе происходят с мая 1859-го до зимы 1860-го. Это знаменательные годы для истории России. Именно тогда зарождались новые идеалы. И первым, кто начал их распространять, был Евгений Базаров. Но мир оказался не готов к его убеждениям, поэтому единственное, что осталось одинокому герою, это оставить свои попытки изменить страну. Но судьба выбрала для него другой путь.

Смерть положила конец страданиям на земле, где никто его не понимал. Вместе со смертью Базарова решились и все конфликты, которые создал автор в произведении. История романа «Отцы и дети» — это рассказ безродного человека. Он был забыт друзьями, сторонниками и любимой. И только престарелые родители продолжали оплакивать свою единственную радость.

Проблема «отцов и детей» возникает во всех сферах человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе. Этот вопрос удастся решить, если старшее поколение будет терпимее относиться к младшему, где-то, возможно, соглашаясь с ним, а «дети» при этом будут проявлять большее уважение.

Сочинение. Спор двух поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Яркими представителями двух идейных течений являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Уже во внешнем описании героев читатель видит резкий контраст. Евгений Васильевич предстает перед нами мрачным, отгороженным от мира, но в нем чувствуется неисчерпаемая энергия. Особое внимание автор обращает на ум героя: «оно (лицо) оживлялось спокойной улыбкою и выражало самоуверенность и ум». В описании Павла Петровича преобладают, в основном, прилагательные: «Его коротко стриженные волосы отливали немалым блеском…; лицо его желчное…, необыкновенно правильное и чистое… являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чистые, продолговатые глаза». Это придает его образу некоторую мягкость. Жизнь Павла Кирсанова не имела определенного смысла, это мы можем заметить даже по деталям его одежды, например, он носил «тёмный английский свют, модный низенький галстук и лаковые туфли», следил за красотой своих ногтей даже в деревне. Конечно же, герои романа различались не только внешне. Разногласия у Базарова и Кирсанова возникали по разным вопросам, но самые яркие предметы спора — это аристократизм и нигилизм, народ и искусство. В одном из споров раскрывается первая тема. Павел Петрович, будучи дворянином, пытается защитить старые порядки, проявить свою эрудицию, в частности, в области литературы, называет имена Шиллера и Гете. На что Базаров отвечает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Затем речь заходит о соседнем помещике, который по мнению Евгения, «дрянь, аристократишка». Павел Петрович крайне разозлен и отвечает, что это слово нельзя употреблять в качестве ругательства. Кирсанов пытается убедить Базарова в том, что аристократы — это высоконравственные люди, придерживающиеся особых «принсипов», уважающие человеческую личность и достоинство. Кроме того, Павел Петрович называет своего собеседника безнравственным и пустым человеком, а его убеждения — безжизненными. Он не понимает, как можно жить, не имея определенного эталона для подражания, и отвергать все, во что люди верили веками. Евгений Васильевич же со свойственными ему уверенностью и хладнокровием отвечает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных … и бесполезных слов! Русскому человеку они и даром не нужны». Так же легко и уверенно опровергает мысли Павла Петровича о нигилизме: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицать — мы отрицаем». Из этой полемики очевидно, что старшее поколение терпит «поражение». Далее разговор заходит о жизни народа. И здесь, на первый взгляд, мнения двух героев сходятся: Базаров гордится тем, что его дед «землю пахал», Кирсанов же признается в своей любви к патриархальному народу, который «свято чтит предания» и «не может жить без веры». Но потом Евгений говорит, что не понимает пассивного народа, который слепо верит глупым приметам и поверьям и не может бороться за свое счастье, с крепостным правом, со старыми устроями. Кульминацией всех споров героев является дуэль. Этот поединок имеет большое значение как в композиционном, так и в идейном отношении. Тургенев хотел показать столкновение не просто двух людей, а двух различных мировоззрений, двух эпох. В дуэли победу одерживает Базаров, то есть поколение «детей». «Поражение» старшего поколения является символом того, что необходимы перемены, которые рано или поздно настанут. Таким образом, мы видим, что Павел Петрович оказывается несостоятельным оппонентом для Базарова. Все «принсипы» Кирсанова — лишь слова, не подкрепленные действиями, когда всё сводится к соблюдению внешних приличий. Но то же самое можно сказать о Базарове! Несмотря на столь блестящую победу в спорах, он так же, как и его опонент, склонен к внешней напыщенности. Кроме того, существуют некоторые идеологические сходства: Базаров отрицает все уродливое и недееспособное в Павле Петровиче, тем самым впадая в крайность, а две крайности, как известно, притягиваются друг к другу. Философия Базарова — это отрицание жизненных устоев «отцов», но Тургенев показывает, что только на отрицании ничего построить нельзя. Евгению необходимы были испытания: любви и приближающейся смерти, чтобы понять это. Финал романа вполне закономерен. Павел Петрович уезжает из России за границу, понимая, что уже не сможет реализовать своих идей на родине; Базаров умирает. На мой взгляд, так и должно было произойти: ни Базаров, ни Павел Петрович не находят своего места в жизни. Счастливыми в романе становятся лить те персонажи, которые нащупали золотую середину между слепым поклонением и категоричным отрицанием.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: