«Споры отцов и детей в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)»
Литеровед представляет вам краткое сочинение на тему: «Споры отцов и детей в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)», в котором вы ознакомитесь с главными противниками произведения, их позициями и теориями, а также узнаете, как эти взгляды характеризуют самых героев.
Споры отцов и детей являются нормальным явлением для любого общества и любых времен. Тем не менее, они набирают особых масштабов, когда речь идет о поколениях, отображающих переломные моменты разных эпох. Именно о такой проблеме и говорит Иван Тургенев в романе «Отцы и дети». Он показывает Россию 60-х годов XIX века, когда новые идеи захватили общество.
В таком случае проблема отцов и детей уже не является семейной, а становится общественной. Когда дети принадлежат к революционной интеллигенции, а родители к старому поколению дворянства, то конфликт неизбежен. Рассмотрим главную проблему произведения на примере двух семей: Базаровых и Кирсановых, а также противостояния представителя младшего поколения Евгения Базарова и старшего – Павла Петровича Кирсанова.
Во-первых, Тургенев по-разному характеризует представителей старшего и младшего поколения. Когда автор говорит о Евгении Базарове, то описывает его внешность через призму внутреннего состояния души. Молодой человек представлен нам, как чужд этому миру, хмурый, но с явным блеском и сталью в глазах, сильной волей. Также Евгений отличается особым умом и сообразительностью.
Описывая Павла Петровича Кирсанова, автор больше говорит о его внешнем виде, чем о внутренних переживаниях. Кирсанов-старший отличается особой мужской привлекательностью. Он одет как с иголочки. Все на нем блестит и сияет: и рубашечка со стойким воротничком, и сапожки, покрытые лаком. От него исходит безупречность и элегантность. Когда-то он был светским львом в высшем обществе, и, даже находясь в деревне, не избавился от своих несменных манер.
Павел Петрович не счел нужным и менять свои привычки. Он все так же живет в праздности и безделии, как и в былые времена в высшем аристократическом обществе. Евгений же не просто рассуждает о современных проблемах общества, он пытается сделать что-то, чтобы помочь людям.
Поскольку проблема отцов и детей в романе более масштабна и выходит за пределы узкого круга семьи, смею предположить, что Тургенев говорит больше о конфликте поколений, нежели в прямом смысле об отцах и детях. Таким образом, эта проблема наиболее ярко раскрывается во взаимоотношениях Евгения Базарова и Павла Кирсанова. Их мысли противоположны во всем.
Евгений всегда смотрит вперед и считает, что назад не нужно оглядываться. Мы не оставили там ничего такого, что могло бы улучшить наше общество или как-то помочь ему развиваться. Павел Петрович же наоборот считает, что новое поколение хочет все разрушить. Самыми лучшим для него являются старые порядки. Он считает, что все построено на них, значит, сможет и дальше держаться.
Базаров-младший и Павел Кирсанов расходятся взглядами буквально во всем: в вопросах развития и будущего страны, материальной и духовной русской жизни, развитии науки, трактовке произведений искусства, демократии и либерализме. Непростые отношения в Евгения и с собственными родителями. Он очень благодарен им за жизнь, которую те ему подарили, за становление и воспитание.
Евгений не отрицает, что привязан к ним особой любовью. Тем не менее, он называет своих родителей «глупцами». Ему противны их старые взгляды на жизнь, нежелание пересмотреть их и что-то изменить. Евгений не хочет плыть по течению, поэтому испытывает глубокое презрение к старшему поколению, крепко осевшему на старом поприще.
В семье Базаровых этот конфликт не так явен, потому что родители очень любят своего сына. Они рады хотя бы тому, что Евгений вообще к ним заглядывал, несмотря на все их разногласия. Как же тяжело им было, когда они узнали о смерти любимого сына. Еще долго две фигуры стояли у могилы молодого паренька. И даже потом, через много лет, они не оставили сына одного. А все также приходили на заброшенное кладбище к единственно дорогой могиле.
В семье Кирсановых также можно увидеть конфликт поколений. И все же он не является настолько глубоким, как у Базаровых. Аркадий весьма похож на своих родителей и имеет такие же ценности, как и родные. Вот только на его жизненном пути повстречался Базаров, который имеет свое мнение. Аркадий увлечен идеями Евгения и пытается подражать ему во всем. Именно из-за этого в семье Кирсановых возникают конфликты.
Павел Петрович понимает, откуда исходят новые мысли и идеи сына. Но как только Базаров погибает, Аркадий остается без объекта идеализации. И все возвращается на круги своя.
Споры отцов и детей всегда интересовали классиков русской литературы. Вспомним хотя бы комедию Грибоедова «Горе от ума», где автор умело отобразил столкновение современности с прошлым. Свое веское слово сказал и Островский. Его пьеса «Гроза» высветила горькую проблему молодых и старших поколений. Не остались в стороне и другие русские писатели. Практически каждый из них пытался дать свое видение этой проблемы.
Многие художники литературы занимали позицию младшего поколения, выступая за прогресс, развитие и светлое будущее. В этом плане Иван Тургенев со своим романом «Отцы и дети» совершенно не вписывается в литературный канон. Ведь писатель не поддерживает ни одну сторону. Он рассказывает об их взглядах и убеждениях. Великий классик считает своим заданием раскрыть их взгляды максимально полно, чтобы читатель сам смог решить, так кто же, по его мнению, прав.
При таком раскладе общество начало роптать на Ивана Тургенева. Одни говорили о том, что он преклоняется перед молодым поколением и его идеями. Другие же заявляли, что он не поддерживает идеи молодежи и не готов расстаться со старым образом мышления. Но и те, и другие ошибались. Он давал свободу выбора, никого ни к чему не обязывая.
Все проблемы, которые Тургенев, так или иначе, затронул в романе «Отцы и дети» до сих пор являются актуальными, как и само произведение. Сколько поколений родилось уже после написания романа, да вот только споры между отцами и детьми до сих пор не уменьшаются. Человечество ходит по кругу. Каждый из староверов не намерен мириться с чем-то новым, и только единицы могут поддерживать молодое поколение в их стремлениях и новых идеях.
Различия во внешности
Даже описывая внешность этих персонажей, автор использовал антитезу. Павел Петрович Кирсанов – мужчина 43 лет, среднего роста, выглядящий лет на семь моложе своего возраста. Он живет в свое удовольствие и по-аристократически ухожен. Следит за своей внешностью: всегда гладко выбрит, с ухоженными руками, в лаковых туфлях. Его брюки всегда выглажены, а воротнички – исключительной свежести.
С возрастом Кирсанов не обрюзг, сохранил элегантность и легкость движений, юношескую худобу и подтянутость. Приятная внешность и манеры поведения отличают его, однако при более тесном знакомстве бросается в глаза духовная пустота аристократа, поверхностность, холодность к окружающим.
Евгений Васильевич Базаров – молодой человек высокого роста с неправильными чертами продолговатого лица. При узких скулах его лоб непропорционально широкий. Зеленые глаза смотрят насмешливо и умно, нос заострен книзу.
Одет мужчина безвкусно, в мешковатые костюмы. У него длинные волосы песочного оттенка, внешность бесцветна и не запоминается. Впрочем, разговаривая с людьми, Базаров преображается, его наполняет энергия, привлекающая к нему окружающих.
Спор о пользе искусства
Эстетический уровень Павла Петровича, очевидно, находится на уровне начальных классов гимназии. Тем не менее, он проявляет снобизм, декларируя свою любовь к искусству, картинно воздевая глаза к небу. Однако при этом его взор пуст. Спор Кирсанова и Базарова (таблица это отражает) заканчивается победой ошибочных взглядов последнего. Павел Петрович, безразличный к высокому проявлению человеческого духа, аргументировать, что «красота спасет мир», не может. | Евгений Базаров – убежденный нигилист и материалист. Говоря современным языком, он «троллит» представителей искусства, даже Пушкина. Читателей обнадеживает только его наивность, ведь он толком не знает творчества гения. |
Спор о правильной жизненной позиции
Принципы жизни Павла Петровича сводятся к внешней стороне аристократизма. Для него это означает быть одетым с иголочки, проявлять любезность в общении. Он читает английскую прессу, следует британскому стилю. Внутренняя сторона аристократизма – генетическая связь с Родиной, коей обладали Пушкин, Толстой, Тургенев, Терещенко, Столыпин. Однако это для Кирсанова слишком сложно. | Жизненный принцип Базарова (хоть он и отрицает наличие таковых), пожалуй, все-таки имеется. Рискнем его сформулировать. Скорей всего это – «быть, а не казаться»! Ему чуждо сибаритство дворянства. Он постоянно занят трудом, при этом веря, что лучшая награда человеку – это осязаемые, весомые результаты его работы. |
Предмет спора: какая общественная позиция наиболее актуальна для России?
Кирсанов проповедует поверхностный аристократический взгляд на существующий уклад общества, но, по большому счету, он абсолютно равнодушен к прогрессу. Его устраивает полностью существующий уклад жизни. Себя он почему-то относит к либералам, хотя никаких либеральных идей не высказывает. Это типичный отставной офицер-аристократ, на досуге занимающийся демагогией о своей прогрессивности. Как личность же он пустой, серый и бесталанный, хотя пытается произвести впечатление человека современного. | Вчерашний студент-медик является убежденным нигилистом. Существующий уклад жизни его абсолютно не устраивает. Для него не указ как дворяне-сибариты, так и забитые, бесправные крестьяне. По мнению Евгения, новую Россию следует строить, отбросив традиции и устои как первых, так и вторых, презирая чувства, относясь к природе, как к мастерской. На его взгляд, революция соответствует прогрессу. Ибо только изменив государство, можно изменить и его людей. Идейные споры Базарова и Кирсанова убедительно демонстрирует правоту первого. Не поэтому ли на его стороне автор романа? |
Конфликт взглядов
В своем произведение Тургенев раскрыл простую и болезненную истину — разницу поколений. Старомодные родители Базарова только ухудшают, хотя и не специально, отношения с сыном. Все образы романа «Отцы и дети» — очень сильные личности, и для них сломать собственные взгляды в пользу чужих является вещью недопустимой.
Молодой человек не делится с родителями, представителями другого поколения, своей философией. Они набожны, а он — атеист, они люди первой половины века, он — второй. И родители, зная о замкнутости сына, не пытаются влезть в его мир новых принципов. Так, и первые и второй радуются той малой доли близости, которая есть.
Возможно, если бы жизненный путь Евгения был длиннее, он сам стал отцом, то с годами понял бы то, что не открывалось ему — юному мечтателю. И тогда конфликт поколений в романе «Отцы и дети» смог бы найти логичное решение. Но автор решил исправить ситуацию в судьбах своих читателей через горе персонажей.
Роль всей жизни Базарова
Неприступное сердце не так уж и неприступно. С первых строк романа читатель наблюдает, как пренебрежительно относится Евгений к старшему поколению. Въедливый, напыщенный, самовлюбленный, он отказывается от любых чужих мыслей. Его высокомерие и холод отталкивают. Он бесчеловечен и равнодушен к старости.
Но стоило ему оказаться в доме родителей, как большая часть его презрения исчезает. Главная тема романа «Отцы и дети», разница поколений, ярко выражается именно в отношениях Евгения и его родителей. Изменение среды меняет образ мыслей Базарова. Он становится мягче, терпимее, нежнее. Несмотря на то что он редко наведывается на родину, он горячо любит близких, хотя и старательно это скрывает за маской рассеянности. Основная его проблема в том, что он так и не научился выражать чувства, особенно если это касается светлых, положительных эмоций. Именно с такой стеной неумения и непонимания столкнулись родители.
Родство, что сильнее убеждения
Так, со временем Аркадий отказывается от своей теории и прекращает попытки приобщиться к созданию нового мира. Не отстает и Николай Петрович. Он в конце романа женится на простолюдинке Фанечке. А Аркадий выбирает себе в жены скромную и тихую Екатерину. Их конфликт разрешается.
Характеристика романа «Отцы и дети» — анализ тогдашнего общества. Тургенев показывает, что мысли Базарова не прижились, конфликт, который возник в этой семье, замялся, так и не дойдя до логического решения. Но в конце книги, во время двойной свадьбы отца и сына, автор делает незначительный акцент и говорит, что ни один ни другой не выглядит счастливым.
Спор нового со старым
Их спор может разрешить лишь время да реальные факты. Эти персонажи настолько разные и нетерпимые друг к другу, что прийти самостоятельно к определенному согласию и логической констатации категорически не могут.
Они оба харизматичны и эгоистичны. Характерно, что спор Базарова и Кирсанова Павла в результате доходит до дуэли, к счастью, заканчивающейся комично. Попытаемся же рассудить этих спорщиков. Это вовсе не сложно, ведь мы обладаем возможностью взглянуть на предмет их несогласий, полагаясь на исторический опыт. О чем же пикируются до хрипоты представитель поколения детей и последователь взглядов отцов: Базаров и Кирсанов? Таблица споров, составленная нами по разделам, поможет представить данный конфликт мнений наглядно.
Отношение современников к роману
Спор поколений в литературе — тема, которая поднималась многими писателями.
Однако сразу после публикации роман получил критические отзывы как консерваторов, так и демократов. Так, в частности, Антонович писал, что Базаров — не что иное, как клевета на молодое поколение. Критик не видит художественной ценности этого произведения.
Иное отношение к роману высказал Писарев. В статье «Базаров» он оправдывает безразличие героя к будущему простого народа. Кроме того, автор статьи солидарен с отношением Базарова к искусству.
Спор поколений в произведениях многих авторов – тема далеко не новая. Однако стоит отметить, что в романе рассматриваются в большей степени не идейные столкновения отцов и детей, а противоречия дворян и разночинцев, которые олицетворяют собой будущее страны.
🗹