Ситников и Кукшина в романе И. Тургенева «Отцы и дети»


Выдержка из текста

Введение

Данная работа посвящена героям-двойникам в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Изучение этой темы является особенно интересным, поскольку в зарубежной и отечественной литературе феномен двойничества занимает особое место. Прием введения героев-двойников помогает сделать повествование более драматичным и психологически насыщенным.

В зарубежной литературе, например, в теме двойничества обращался Э. По (новелла «Вильям Вильсон»).

Данную новеллу отличают реалистическая манера, синтез реализма и мистицизма. Эдгар Аллан По затрагивает интереснейшую тему взаимоотношений между человеком и его двойником, драматично и напряжённо ведя рассказ не просто об их взаимодействии, а о трагическом противостоянии человека со своим роковым двойником. В новелле «Вильям Вильсон» По использует очень распространенный в романтизме мотив «двойничества». Важно отметить, что Эдгар По только развил тему двойничества, придал ей большую глубину и драматизм. Писатель признавал, что сама идея раздражения от покушения на собственную уникальность человеком с таким же именем была им почерпнута из статьи Вашингтона Ирвинга. Двойник Вильсона, носящий то же имя, постоянно мешает герою рассказа, одержимому желанием творить зло, довести до конца свои бесчестные планы. Проходят годы, а двойник преследует Вильсона в Оксфорде, Париже, Вене, Каире, Риме, Берлине, Москве… Наконец, разъяренный Вильсон бросается на своего вечного противника и наносит ему смертельный удар шпагой. Но в умирающем он видит свое собственное отражение.

Довольно часто шли сравнения повести Ф. М. Достоевского «Двойник» (1846), в центре которой также загадочный допельгангер главного героя, и новеллы «Вильям Вильсон». В частности, Т. Манн высказывал мнение о том, что в произведении Достоевского классический романтический мотив используется для гораздо более глубокого исследования нравственных проблем. Однако если сравнивать повесть «Двойник» и новеллу «Вильям Вильсон», становится очевидным, что Томас Манн не совсем был прав в своём утверждении. В обоих произведениях мотив двойничества позволяет писателям глубоко исследовать проблемы нравственности и морали, проследить борьбу добра и зла в одном человеке. Просто Достоевский выбирает иное решение образа двойника – у него он воплощает зло, безумие и порок.

Что же касается И.С. Тургенева, то здесь мотив двойничества интерпретирован совершенно иначе. Здесь мы можем видеть только героев, которые обладают схожими судьбами и психологическими чертами. Однако путем сопоставления таких героев-двойников Тургенев добивается более глубокого раскрытия образов героев романа. Сопоставление героев-двойников, схожих натур, и героев-антиподов обнажают новые грани идейно-мировоззренческого конфликта поколений, который и стал основой романа «Отцы и дети».

Главная цель работы – рассмотреть особенности героев-двойников романа «Отцы и дети».

В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

1. Провести сравнительный анализ образов Базарова и Павла Кирсанова как героев, являющихся одновременно и двойниками, и антиподами.

2. Проанализировать образы Кукшиной и Ситникова.

3. Выявить женские образы –двойники в романе «Отцы и дети».

Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.

Во введении дается общая характеристика исследования.

Первая глава посвящена сравнительному анализу образов Базарова и Павла Петровича Кирсанова.

Во второй главе рассматриваются образы Кукшиной и Ситникова.

Третья глава посвящена анализу женских героинь-двойников в романе «Отцы и дети».

В заключении представлены основные выводы по исследованию.

Ситников и Кукшина в романе И. Тургенева «Отцы и дети»

Ни одно произведение Тургенева не вызвало столько жарких споров, столько противоречивых толков, как роман «Отцы и дети». Революционно-демократическая критика журнала «Современник» увидела в Базарове «клевету» и «карикатуру» на молодое поколение. Нигилист-отрицатель не отвечал представлению молодого поколения о революционере. Дворянская критика также не приняла главного героя Тургенева, поставленного автором на очень высокий пьедестал.

«Отцы и дети» — роман, подводящий итог большому периоду творчества Тургенева. В нем писатель осуществил прежде не удавшийся ему замысел эпического полотна «Два поколения».

Центральным героем романа «Отцы и дети» является Евгений Базаров, олицетворяющий русскую «новь». Он нигилист, отрицающий все то, что было отжившим, устаревшим, ненужным в дворянском обществе и в самих аристократах. Одинок ли Базаров в своем нигилизме или у него есть друзья, единомышленники? Ответить на этот вопрос можно, проанализировав образы Аркадия, Ситникова и Кукшиной.

Ситников и Кукшина, конечно, не являются центральными фигурами произведения, но образы их по-своему интересны, так как они выступают в романе как псевдоученики Базарова.

Ситников, например, говорит, что считает Базарова своим учителем: «Я ему обязан своим перерождением». Тургенев описывает «базаровского ученика» как человека невысокого роста, одетого в славянофильскую венгерку. У него вполне приятное лицо, но во всех чертах сказывается «тревожное и тупое выражение». Все это, как и «визгливый» и «деревянный» смех, показывает, что человек этот противоположен спокойному, увереному в себе и, безусловно, умному Базарову. Ситников многословен и суетлив, во всех его поступках видно желание услужить. Заявления этого героя оказываются пустым звуком. Ситников называет себя нигилистом, но при этом любит «комфорт жизни». «Молодой прогрессист», как насмешливо характеризует его Тургенев, подчеркивает, что он презирает женщин, но автор тут же замечает, что через несколько месяцев Ситников, женившись, будет пресмыкаться перед своей женой только потому, что она урожденная княжна Дурдолесова.

Именно Ситников знакомит Базарова и Аркадия с одной «прогрессивной» дамой, И вот перед нами Евдокия Кукшина — еще одна «нигилистка». В ее доме мы встречаемся с признаками «эмансипированности» хозяйки: криво висящая на двери табличка, разбросанные повсюду окурки, запущенность и грязь.

Внешний вид «эмансипэ» Кукшиной вызывающе неряшлив: это несколько растрепанная молодая дама в не совсем опрятном платье. Казалось бы, Базаров не придает значения одежде, но и он, увидев Кукшину, поморщился. Автор сообщает читателю, что выражение ее лица как-то неприятно действовало на всех, кто ее видел.

Все ненатурально в Кукшиной. Она хочет быть независимой и даже развязной, но при этом получается у нее все неловко, неестественно. Она стремится показать себя образованной женщиной и пытается втянуть Базарова в псевдонаучный разговор о женском вопросе и отсталости Жорж Санд. По всему ясно, что такие же беседы она постоянно ведет с Ситниковым, удивляя своими «познаниями» провинциальных горожан. А вот Базарова, понимающего пустоту этих рассуждений, такие дискуссии не интересуют.

Как бы ни кичилась Кукшина своей «эмансипированностью», она все же живет с оглядкой на общественное мнение. Так, например, на балу у губернатора, когда Аркадий и Базаров уехали, «независимая» дама «нервически» злобно, но робко засмеялась им вслед. Ее самолюбие было уязвлено тем, что на нее не обратили внимания.

Так кто же такая Кукшина? Прогрессивная образованная женщина? Конечно, нет. Она даже и журналов не читает — они лежат у нее в комнате с неразрезанными страницами. Видимо, у нее не сложилась семейная жизнь. Детей, которым можно было бы уделять внимание, у нее нет. И чтобы как-то заявить о себе, с одной стороны, и оправдаться перед провинциальным обществом, с другой, она объявляет брак предрассудком и даже преступлением.

Базаров говорит: «Я ничьих мнений не разделяю. Я имею свои». «Долой авторитеты!» — вторят ему Кукшина и Ситников. Но разве они имеют о чем-либо свое мнение? Нет. Их привлекает нигилизм как мода. Они видят в нем возможность заставить о себе говорить и вести себя с большой долей распущенности.

На их примере Тургенев показывает, насколько велика разница между словами «быть» и «слыть». Ситников и Кукшина слывут прогрессивными людьми, но таковыми не являются. Окружив Базарова мнимыми учениками, жалкими и бездарными подражателями, автор возложил миссию представлять поколение «детей» целиком на главного героя.

Ситников и Кукшина, подражая нигилистам, скрывают свое чувство неполноценности. У Кукшиной это проявляется в неспособности быть женой и матерью. Ситников же стыдится своего простого происхождения.

И все же эти герои не случайно появляются в романе Тургенева. Они подчеркивают одиночество Базарова, усиливая его трагедию. Нет у Евгения союзников, единомышленников, последователей и продолжателей его дела. Даже Аркадий оказался временным попутчиком. Учителю не удалось перевоспитать лучшего и единственного своего ученика. А перевоспитывать Ситникова и Кукшину он и не собирался. Неужели его теория дала трещину? Где он ошибся? Почему он одинок? Может, Базарову надо поискать новую общественную теорию? Как неуступчивая и трагическая личность, он идет до конца, выбирая последовательный индивидуализм на почве старых взглядов.

Список использованной литературы

Список литературы

1. Айзерман Л. С. Беспокойный и тоскующий Базаров [Текст]

/ Л. С. Айзерман. — Литература в школе. — 2002, № 2.- с.30-34

2. Ивакина И.В. «Идеальный» женский тип и трансформация «онегинской» модели в романах Тургенева // Спасский вестник, . – № 9.

3. Ивакина И.В. Условия типа «тургеневской женщины» в романах «Отцы и дети» и «Дым».// https://www.turgenev.org.ru/e-book/vestnik-10-2003/turg_women.htm

4. Курляндская Г. Б. И. С. Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции. – Тула, 2001.

5. Маркович В. М. Тургенев и русский реалистический роман ХІХ века. – Л., 1982.

6. Недзвецкий В.А. Противники и собратья по судьбе. Базаров и Кирсанов Павел [Текст]

/ В. А. Недзвецкий. — Литература в школе — 1998, № 7.- с. 23-35.

7. Овсянико-Куликовский Д. Н. Собрание сочинений. – СПб, 1910. – Т. 2.

8. Полтавец Е. Ю. Сфинкс. Рыцарь. Талисман. // Недзвецкий В. А. и др. И. С. Тургенев. «Записки охотника», «Ася» и другие повести 50-х годов, «Отцы и дети». – М., 2000.

9. Топоров В. Странный Тургенев. – М., 1998.

10. Тургенев И.С. Рудин. Дворянское гнездо. – М., 1977.

11. Тургенев И.С. Дым.// https://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0280.shtml

12. Тургенев И.С. Отцы и дети.// https://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0040.shtml

13. Тургенев И.С. Отцы и дети. Повести. Рассказы. Стихотворения в прозе. – М., 2000.

14. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII – XIX вв. – М., 1999.

Похожие работы

Сочинение на тему «Образ Христа в литературе XX века»
Роль отца в формировании образа семьи дочери 2
Образ вещи в романах Бальзака и Золя: (сравнение антикварной лавки в романе Бальзака «Шагреневая кожа» и образа магазина в романе Золя «Дамское счастье»).
Особенности жанра сатирического романа в англоязычной литературе (на примере романа П.Г. Вудхауза Jeeves and the Feudal Spirit)
Полемика с М. АНТОНОВИЧЕМ о БАЗАРОВЕ — главном герое И. С. Тургенева «ОТЦЫ И ДЕТИ»
Противостояние поколений в романе И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»
Сочинение на тему «ТЕМЫ И ОБРАЗЫ ЛИРИКИ А. ТАРКОВСКОГО»
Сочинение на тему «Лирический герой в творчестве В. Высоцкого»
Сочинение на тему евангельских сюжетов и образов в поэзии Гумилева

Значение образа

Кукшина

Характеристика Ситникова и Кукшиной показывают читателю двух сатирических персонажей, которые комично выглядят на протяжении всей сюжетной линии. Базарову несложно понять, что все высказывания Виктора напускные, и это вызывает у него отвращение. Ситников же сделал Евгения своим кумиром и во всем старается ему подражать, в том числе и манерой общения. Именно этот персонаж и свел двух главных героев с Евдокией.

Представив Кукушкину, как эмансипированную особу, он рассчитывал получить уважение от мужчин. Но они в итоге разочаровались, осознав, что эта женщина наглая и вульгарная, но ничего больше из себя не представляет, как и Ситников.

Она сама управляет имением, много курит и пьет, иногда пытается играть на фортепиано, барабаня по клавишам.

Тургенев описал ее, как очень непривлекательную, экстравагантную даму с наивным, детским характером. Ее интерес к нигилизму заключается в поиске смысла жизни. Кукшина уверена, что своими прогрессивными взглядами она защищает женщин по всему миру. Автор решил включить их в содержание, как идейных антиподов Евгения Базарова.

Роль персонажа

Характеристика Виктора Ситникова

Анализ этих личностей крайне важен для понимания образа главного героя. Хоть Виктор и уверяет всех вокруг, что продолжает дело своего учителя, но он ничего не смыслит в нигилизме. Об этом говорит не только его поведение, но и манера одеваться, вести себя, отношение к миру.

Автор иронично называет персонаж базаровским учеником, последователем, подчеркивая абсурдность происходящего. Ведь каждый его поступок противоречит этим понятиям. А Базаров убежден, что даже дворянство, против которого он выступает, является умнее Виктора.

Используя этот образ, Тургенев раскрывает суть теории нигилизма. Ведь даже главный персонаж говорит совсем не то, что чувствует.

Каждый образ в романе играет свою роль и связан друг с другом не только противоречиями, но и сходством. В итоге автор дает понять читателям, что теория Базарова не состоятельна в условиях реального мира. Портрет Ситникова поможет лучше понять суть произведения и составить таблицу сравнения с другими персонажами.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: