А.С.Пушкин. «Дубровский». Иллюстрации. «Дубровский». Глава 1. На псарне у Троекурова. Художник Б. Кустодиев. 1919. — презентация

Классику трудно, но необходимо читать. Всякий раз взгляд читателя отыскивает полюбившихся героев в книжных иллюстрациях. Талантливый иллюстратор должен великолепно чувствовать психологию персонажа художественного произведения. Он драматург и режиссёр, оператор и актёр в одном лице.

Для него важно глубокое прочтение книги, владение рисунком, основательное изучение тематики книги, подготовительная работа, умение лаконично и ясно говорить с читателем языком цвета и полутонов.

Иллюстрированная книга — это не просто текст с вклеенными в него картинками. Подлинно великое литературное произведение неисчерпаемо. Перед художником стоит множество самых различных проблем. Необходимо найти правильное соотношение между иллюстрациями и текстом, гармонично и последовательно скомпоновать все элементы и ясно выразить основную идею литературного произведения. Для этого нужно научиться фиксировать жизнь в набросках, этюдах с натуры, рисовать по памяти, по воображению.

Рассматривая рисунки художника Дементия Шмаринова (1907—1999) из «Преступления и наказания» Достоевского, читатель навсегда запоминает сутулую фигуру студента Раскольникова, поднимающегося по тёмной лестнице, подозрительную старуху процентщицу, которая едва лишь приоткрывает дверь в свою квартиру, не может не узнать в окружении толпы испуганную Сонечку. Иллюстрации к роману художник подготовил в 1936 году, но они были напечатаны только через двадцать лет, в 1956 году. Так сложно в то время воспринималось творчество Фёдора Михайловича Достоевского.

Как художник идёт к внешности героя? Он ищет человека, напоминающего героя, или мысленно создаёт его, опираясь на детальное описание в книге?

Когда Шмаринова об этом спросили, он ответил, что «самое главное — ясно представить конструктивные особенности внешности героя… если герой книги брюнет, пусть он будет в иллюстрациях один брюнет. Пусть он даже цветом волос отличается от других персонажей, чтоб зритель сразу отметил его». В ответе на вопрос прозвучала позиция художника, мастерски владеющего рисунком, умеющего обобщать свои наблюдения в формулу внешности героя книги.

Глубина постижения творчества Пушкина у талантливого мастера иллюстраций предельно индивидуальна. Ограничиваться разовым обращением к Пушкину Шмаринов не стал. Он назвал свой рассказ о работе над пушкинской прозой, как Валерий Брюсов и Марина Цветаева, — «Мой Пушкин».

Перед работой художник изучал материальную среду XIX века: мебель, посуду, интерьеры, костюмы. Накопленный материал и наброски помогли передать в иллюстрациях атмосферу пушкинского времени. Среди иллюстраций к «Дубровскому» есть рисунок, передающий огромную печаль и нежность, пронзительное переживание похорон отца Дубровского. Лучшей своей работой Шмаринов называл серию рисунков к «Пиковой даме». На одном из них изображена обворожительная московская Венера, живущая в богатстве и роскоши, ни в чём не знающая отказа.

Иллюстрации к роману «Дубровский» Пушкина (картинки, рисунки)

Помещик Кирила Троекуров
Кирила Троекуров на охоте
Старик Дубровский видит в окне Троекурова
Пожар в доме Дубровского
Дефорж (Дубровский) с медведем
Обед у Троекурова
Маша и Дубровский
Нападение на карету князя Верейского
Дубровский и его крестьяне

Литография П. Л. Щеглова

Дефорж (Дубровский) с медведем

Это были иллюстрации к роману «Дубровский» Пушкина (картинки, рисунки). Смотрите: Все материалы по роману «Дубровский»

Источник

Дубровский в глазах других героев повести

Интересно как портрет Дубровского рисует народная молва. В описании Глобовой, которую ограбил собственный приказчик, он предстает генералом, которому лет 35. По ее словам он смуглый, темноволосый, с бородой и усами. Такое описание вызывает интерес молодых барышень, сразу же увидевших в нем романтический образ благородного разбойника. Троекуров, знавший Владимира с детства, помнит его белокурым и кудрявым мальчиком, по возрасту старше Маши на 5 лет. В таком детском портрете чувствуется доля симпатии к ребенку. А вот описание Дубровского, составленное исправником, контрастно такому восприятию внешности. По словам бывших дворовых Дубровский выглядит: «…от роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказа¬лось». Такие общие слова в описании портрета, по утверждению Троекурова, подходят к большей части населения. Опознать разбойника по невыразительному портрету просто не предоставляется возможным. Внешность Дубровского – собирательный образ.

Иллюстрации к роману А.С Пушкина «Дубровский».

Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова, Е. Лансере и Б. Кустодиева к роману «Дубровский», помещённые в учебнике. Какие моменты запечатлены на них? Озаглавьте эти иллюстрации. Подготовьте устный рассказ по одной из них. Обратите внимание на то, как художники изобразили чувства и переживания героев.

Иллюстрация Б.М. Кустодиева к роману «Дубровский», 1919 год, «Троекуров выбирает щенят»: «В сие время поднесли в лукошке Кириле Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, избрал для себя 2-ух, а иных повелел утопить».

Троекуров выбирает самых крепких щенят. Он безразличен к судьбе остальных щенят.

Иллюстрация Д.А. Шмаринов, «Пожар в усадьбе Дубровского», 1949 год: «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь дом».

На иллюстрации Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» на переднем плане изображен Владимир Дубровский. Он снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, смотрит на огонь. Слева стоит его нянька — Арина Егоровна, в белом платке и переднике. Она опирается на руку Владимира, склонив голову к земле.

За Владимиром Дубровским и его нянькой стоят крепостные люди: кучер Антон с чёрными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны. За кучером Антоном стоит кузнец Архип. Он запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку из огня.

Слева видны языки пламени, которые тянуться к Дубровскому. Дым и искры от пожара поднимаются к черному небу. На их фоне стоит телега, запряженная лошадьми и толпа людей.

Фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей угрюмы, но они настроены решительно идти за своим гордым барином: «…умрём, не оставим тебя, идём с тобою».

Иллюстрация Е.Е.Лансере, 1899 год «Спасение Марии Кирилловны»: «…карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее, и человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела княгиня, сказал ей: — Вы свободны, выходите.

На картине изображен момент, когда люди Дубровского останавливают экипаж князя и княгини Верейских, едущих в Арбатово после венчания в церкви.

Иллюстрация Д.А. Шмаринов, «Последний бой», 1949 год: «…разбойники выстрелили в них из ружей и пистолетов и стали с топорами в руках защищать вал, на который лезли остервенелые солдаты…».

Источник

Сочинение по картине Дубовского Море 6 класс

«Бриллиант» русской пейзажной школы Дубовской Николай Никанорович подарил любителям живописи замечательную работу под названием «Море», во многих художественных кругах она еще звучит под названием «Парусники». Многие свои картины автор выполнил в умиротворенных и романтических мотивах, которые заставляют нас, зрителей, получать массу приятных эмоций и любовных воспоминаний.

Картина наполнена различными оттенками, а сам автор умело играет красками, акцентируя внимание на каждой детали. Между собой переплетается сине – голубая, бело – серая, изумрудная, лиловая и пурпурная палитра красок. Наверняка, воссоздать морской пейзаж очень тяжело, но не для этого талантливого человека. Он делал это не однократно, ведь много его работ посвящено морю, именно оно давало ему вдохновение на романтические мотивы в своих работах.

На полотне очерчено, как небольшой ветерок несет волны к берегу, где они создают приятные звуки морского побережья. Парящие над водой чайки создают атмосферу свободы и легкость, за ними можно наблюдать бесконечно и слушать их общение между собой.

Густые облака, напоминающие клубы дыма парят над морем, а если присмотреться, то создается впечатление как – будто они соприкасаются с ним. Только лишь, отделяет их тонкая голубая линия горизонта. Чем дальше от берега море поглощает своей синевой и заставляет еще больше влюбиться в этот пейзаж.

Похоже на то, что совсем скоро море утихнет, и штиль заставит парусники остаться неподвижными посреди бескрайних морских просторов. А может быть наоборот, поднимет вал и одинокие парусники отправятся в путь, покорять волны.

Смотря на такой пейзаж, человек начинает погружаться в недра своей души, реять в воспоминания былых лет и мечтать о будущем. А в воздухе, тем временем, будет парить атмосфера свободы, символом которой на полотне становятся одинокие парусники, парящие посреди морской глади.

Описание картины Море Дубовского

Дубровский один из тех художников, кому работы пейзажной живописи сделали огромное имя. Главное, что использовал в своих работах художник это изображение умиротворенной природы. Также никогда не забывал про патриотизм и гордость за родную природу.

Произведение «Море» является особой работой в творчестве автора. В ней автор раскрыл весь свой потенциал, использовал максимально яркие эффекты и тона. Это полотно передает взаимодействие людей и морского пейзажа. Данная картина заставляет восхититься даже самого строгого любителя живописи, ведь в ней объединены вместе природа, воздух, море. Стоит выделить, то что, смотря на полотно, в душе создается некое спокойствие, этого и добивался художник. В абсолютной гармонии существуют гладь на воде и ветер, они никак не мешают друг другу.

Стоить выделить небо. Автор изобразил его слитно с морем. Небо – это визитная карточка Дубровского. Практически во всех картинах он отдает ему очень много труда. Есть картины, в которых небо выступает главным компонентом. Играя цветами, автор добился того, что смотря на картину, ощущаешь свежий воздух. Следует обратить внимание на облака и море, они словно литы в единое целое. Смотря на парусники нужно еще догадаться, хватит ли ветру сил надуть их паруса или нет.

Произведение относится к маринистической тематике и это не случайно. Когда, автор писал эту картину, страной правил Александр 3. В это время не было репрессий, войны, казней. Для любого человека это идеальное время, только бери и твори. Но, творческие люди они по-своему своеобразные. В частности Дубровский не мог без конфликтов души и общества, поэтому маринистическая тема довольно логичное явление.

Дубровскому в картине «Море» удалось сдержать гармонию всех элементов присутствующих в картине. Благодаря этому его работа имеет уникальный вид. Природу он смог преподнести так, как она выглядит в его видении, именно такой как ему хотелось. Возможно, в это время он переживал какие-то волнения или озабоченность чем-то. Но, это и делает людей искусства отличимыми от обычных людей. Художник должен уметь передать свои переживания на картину и в этом, и есть Дубровский.

Описание настроения картины Дубовский – Море

Популярные сегодня темы

В живописи нельзя обойти стороной великого художника Ореста Кипренского, который является мастером портрета, ибо его изображения людей поражают до глубины души. Они выглядят как живые

А.Я.Головин – истинный мастер своего дела, как нельзя лучше выходили из под руки мастера именно натюрморты. Не исключением стала и картина «Цветы в вазе».

Весьма милая картина, мне она нравится. Здесь несколько персонажей (характеров), все хорошо читаются. В середине, конечно, обладатель того самого первого фрака – счастливец. Это высокий молодой человек

Тихий и спокойный вечер изображен на картине Г.Г. Нисского «Февраль Подмосковье». Картина написана народным художником, живописцем, чьё творчество поражает многих, на большинстве его картин изображена природа, со всей ее непревзойдённой красотой

Исаак Ильич Левитан – известный русский художник конца 19 века, который работал в жанре пейзаж. В то время его работы были очень востребованы обществом.

Иллюстрации художников к роману А.С. Пушкина «Дубровский»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Иллюстрации художников к роману А.С. Пушкина «Дубровский»

Наиболее известные иллюстраторы романа

Дементий Алексеевич Шмаринов Борис Михайлович Кустодиев 1878-1927

Выполнил 10 небольших рисунков пером

Выполнил 16 иллюстраций к роману

Какие моменты запечатлены на иллюстрациях? Как художники изобразили чувства и переживания героев? Сравним.

«Дубровский». Глава 1. На псарне у Троекурова. Художник Д. Шмаринов. 1949 Б.М. Кустодиев

«Дубровский». Глава 1. Охота. Художник Д. Шмаринов. 1973

«Дубровский». Глава 1. Усадьба Троекурова. Художник Д. Шмаринов. 1973

«Дубровский». Глава 2. Сцена в суде. Художник Д. Шмаринов. 1973

«Дубровский». Глава 5. Похороны отца Дубровского. Художник Д. Шмаринов. 1973

«Дубровский». Глава 6. Дубровский читает письма своей матери. Художник Д. Шмаринов. 1973

«Дубровский». Глава 6. Дубровский с няней у горящего дома. Художник Д. Шмаринов. 1949 «Дубровский». Глава 6. Пожар. Художник Б. Кустодиев. 1923

«Дубровский». Глава 7. Разбойники. Художник Д. Шмаринов. 1973

«Дубровский». Глава 8. Дефорж и медведь. Гравюра Неймана с оригинала Р. Штейна. 1887

«Дубровский». Глава 8. Маша и Дефорж. Художники Г. А. В. Траугот

«Дубровский». Глава 9. Обед у Троекурова. Художник Д. Шмаринов. 1973

«Дубровский». Глава 12. В беседке у ручья. Художник Д. Шмаринов. 1973 Б.М. Кустодиев

«Дубровский». Глава 13. Троекуров и Маша в саду у Верейского. Художник Д. Шмаринов. 1973

«Дубровский». Глава 16. «Марья Кириловна. залилась слезами и бросилась к ногам отца». Художник Д. Шмаринов. 1973

«Дубровский». Глава 18. Венчание. Художники Г. А. В. Траугот

«Дубровский». Глава 18. Нападение на свадебный поезд. Д.Шмаринов Глава 18. Б.М. Кустодиев

«Дубровский». Глава 19. Бой в лесу. Художник Художник Д. Шмаринов. 1973

«Дубровский». Глава 19. Прощание Дубровского. Художник Б. Кустодиев. 1919

Выводы На иллюстрациях Б.М. Кустодиева события разворачиваются необыкновенно динамично. Рисунки передают то ощущение тревоги и напряжения, то поражают глубиной лиризма, то восхищают красотой природы, которая чаще всего выступает фоном происходящего, то привлекают внимание утонченностью в изображении интерьера. Он больше уделяет внимания событиям, действиям людей, но не их чувствам.

Д.А. Шмаринов воспринимает те же самые события иначе. На переднем плане он изображает неподвижные фигуры героев. Мы видим их лица, отмечаем разнообразие чувств. Они то напряжены, гневны и печальны, то радостны, восторженны и обаятельны. Он дает героям Пушкина их лица, их характеры. Художник глубоко убежден, что центральное место в романе Пушкина занимает человек. Поэтому у него люди, характеры не заслоняются декорацией обстановки.

Источник

КомпьюАрт

6 — 2005 Евгений Немировский

Борис Михайлович Кустодиев вошел в историю русского искусства прежде всего как живописец ? мастер бытового жанра. Он был певцом купеческого быта с ярмарками и балаганами, с разгульной масленицей, с чаепитиями в трактирах и в домах. Он писал дородных купеческих жен ? как одетых, так и обнаженных. Его полнотелые русские красавицы настолько правдивы и реалистичны, что, кажется, сейчас оживут. Кустодиев был и блестящим портретистом: достаточно вспомнить его знаменитый портрет Федора Ивановича Шаляпина, фоном которому служит все то же безудержное русское разгулье.

Живопись всегда была главной целью и смыслом его жизни. Но традиции «Мира искусства», к младшему поколению которого принадлежал Кустодиев, требовали внимания к графике ? к театрально­декорационному мастерству, к рисунку и, конечно же, к книжно­журнальной иллюстрации. И Борис Михайлович всему этому тоже отдал дань.

О Кустодиеве много и охотно писали как профессиональные искусствоведы, так и литераторы, писатели1. Это позволяет нам не углубляться в биографические тонкости, а кратко обозначить канву жизненного пути художника все же необходимо. Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия. Таким образом, герои будущих картин художника вырастали из семейных традиций и детских впечатлений.

Борис Михайлович Кустодиев. Автопортрет. 1904

Великой русской реки, на берегах которой прошло детство Кустодиева, нет на его картинах ? купеческая жизнь замкнута в нехитром интерьере лавок, трактиров, бань, кричаще убранных комнат. Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б.М.Кустодиева, а в Нижнем Новгороде ? в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера».

Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 ? 1930). Школа была прекрасная, и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества, и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина. н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал. А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И.Е.Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни.

Б.М.Кустодиев. Акакий Акакиевич. Иллюстрация к повести «Шинель» Н.В.Гоголя. 1905 г.

Золотая медаль, полученная при окончании Академии художеств, давала право и финансовые средства для зарубежной поездки, которую Кустодиев совершил с молодой женой. Это тоже была школа, которая чувствуется в его портретах ? в жанре, которому были отданы многие годы творческой жизни художника.

Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 1901?1902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба». На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б.М.Кустодиева, проредактированными академиком И.Е.Репиным». Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. Так что самостоятельной эту работу назвать трудно.

Б.М.Кустодиев. В гостях у генерала. Иллюстрация к рассказу «Свечка» Л.Н.Толстого. 1905 г.

Связи с вятскими издателями сохранились, и в 1902 году Б.М.Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально ? иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н.В.Гоголя. Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А.А.Агина и Е.Е.Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А.Ф.Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3. Б.М.Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические. Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П.М.Боклевский. Некоторые из этих портретов, помещенных на 12 вклейках, удались, особенно ? бесшабашный Ноздрев. Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя.

Более удачны серии иллюстраций к повестям «Коляска» и «Шинель». К сожалению, в полном объеме они в то время изданы не были ? лишь некоторые из них были воспроизведены в альбоме «Юбилейный сборник рисунков известных русских художников к произведениям Гоголя», который был опубликован в Санкт­Петербурге в 1909 году к 100­летию со дня рождения писателя.

Первые графические работы Б.М.Кустодиева носят станковый характер ? с книгой как таковой они не связаны. Стремления к единству книжного организма во всем обилии его составляющих, характерного для художников объединения «Мир искусства», здесь нет, но иллюстрации сами по себе хороши.

Б.М.Кустодиев. Вступление. Рисунок из журнала «Жупел». 1905

Рисунки к «Коляске» и «Шинели» повествовательны. Они существенно дополняют гоголевский текст, не отступая при этом от него. Большое внимание уделено всевозможным мелочам. Глубоко драматичные иллюстрации к «Шинели» проникнуты состраданием к «маленькому человеку», которому нет места на земле. Рисунки эти снабжены подписями ? лаконичными цитатами из Гоголя.

Первая русская революция, которая стала важной темой в творчестве многих художников «Мира искусства», не прошла незамеченной и для Кустодиева. Он снова обращался к графике, позволяющей незамедлительно откликаться на события, бушующие на улицах и площадях. Темы подсказывала сама жизнь ? «Митинг на Путиловском …

Кроме того, Кустодиев сотрудничал в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта», в «Календаре русской революции». Обезумевший гигантский скелет, мчащийся по улицам города и символизирующий смерть, сметающую все на своем пути, ? таков сюжет рисунка «Вступление», появившегося на страницах второго номера журнала «Жупел» за 1905 год. Рисунок этот известен и в другом варианте, где скелет безжалостно давит толпу.

Б.М.Кустодиев. Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Крестьянин и работник». 1909 г.

Скелет на рисунке из «Жупела» перекликается с более поздней работой ? картиной «Большевик», созданной Кустодиевым в 1919?1920 годах. И там и тут перед нами безудержная стихия. Об этом говорят размеры центральных фигур, возвышающихся над домами, над беспомощной толпой, копошащейся где­то внизу. Очевидно господство всепоглощающей идеи, которой нет дела до повседневной жизни простых людей и в которой изначально заложена жестокость, не знающая границ.

Б.М.Кустодиев. Обложка к сборнику сказок А.С.Пушкина. 1919 г.

А на соседних страницах этого же второго номера «Жупела» были помещены рисунки И.Я.Билибина, М.В.Добужинского, Е.Е.Лансере…

Мирискусники выступали единым фронтом: после того как «Жупел» был закрыт, все они перешли в новый журнал со зловещим названием «Адская почта». Здесь Б.М.Кустодиев обнаружил в себе дар карикатуриста. Правда, еще в «Жупеле» была опубликована блестящая и едкая карикатура на председателя Совета министров Сергея Юльевича Витте (1849 ? 1915), автора манифеста от 17 октября 1905 года ? того самого, о котором писали:

Царь испугался, издал манифест:

Мертвым свобода, живых под арест.

Карикатура на Витте подписана не была, но известный наш искусствовед Алексей Алексеевич Сидоров (1891 ? 1978) считал ее автором Б.М.Кустодиева4.

В «Адской почте» были помещены безжалостные карикатуры на И.Р.Горемыкина (1839 ? 1917), сменившего Витте на посту председателя Совета министров, на обер­прокурора Священного синода К.П.Победоносцева (1827 ? 1907), на других сильных мира сего, противостоявших восставшему народу.

В «Календаре русской революции» за 1907 год (издан в 1909 году), был помещен рисунок Б.М.Кустодиева «Февраль» приуроченный к соответствующему месяцу. Сохранилось несколько вариантов этого рисунка. Художник изображает горестный финал революции ? скорбные колонны закованных в цепи людей, идущих по этапу в сибирскую ссылку. Рисунок был исполнен тушью, белилами и красной акварелью.

Б.М.Кустодиев. Иллюстрация к повести «Дубровский» А.С.Пушкина. 1919 г.

В годы после Первой русской революции Б.М.Кустодиев написал такие известные картины, как «Ярмарка», «Портрет священника и дьякона», «Монахиня». Он активно работал и в области книжно­журнальной графики. Интересы Б.М.Кустодиева по­прежнему лежали в области отечественной классики. Произведения зарубежных писателей он не иллюстрировал, а к современной русской прозе обращался сравнительно редко.

В 1907?1909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А.Н.Острогорским. Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И.А.Крылова «Хозяин и работник». Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева ? к «Неточке Незвановой» Ф.М.Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н.А.Некрасова, к рассказам А.П.Чехова. К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется ? уже в послереволюционные годы.

Мини­хрестоматией был и сборник «Л.Н.Толстой. Три рассказа и очерк его жизни», издание которого было предпринято в 1911 году петербургским Обществом грамотности. Здесь были опубликованы кустодиевские иллюстрации к рассказу «Свечка». То же Общество в том же самом году выпустило «Песню про купца Калашникова» М.Ф.Лермонтова с иллюстрациями Б.М.Кустодиева и А.Ф.Максимова.

Список журналов, с которыми художник сотрудничал в то время, довольно велик. Здесь и близкий мирискусникам «Аполлон», в № 8 которого за 1910 год появились иллюстрации Кустодиева к повести «Аллей Коровин» А.Н.Толстого. Как повесть, так и рисунки были весьма далеки от генеральной линии журнала, тяготевшего к символизму, ? впрочем, Алексадр Блок в том же самом номере «Аполлона» призывал не забывать о реализме.

Сотрудничал Б.М.Кустодиев и в широко известном «Сатириконе», а также в журнале «Лукоморье».

В 1912 году Б.М.Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. Первоначально делались портреты отдельных лиц ? пастелью и маслом, которые затем художник предполагал перенести на большое полотно. Эта работа далека от графики, но мы упоминаем о ней потому, что она, по сути дела, представляет собой групповой портрет русских художников книги. На портрете изображены А.Н.Бенуа, И.Я.Билибин, М.В.Добужинский, Е.Е.Лансере, К.А.Сомов и другие мирискусники, активно и охотно работавшие с книгой. Картина эта, к сожалению, завершена не была. Сохранился лишь сделанный в 1916 году большой эскиз, который сейчас находится в Государственном Русском музее в Санкт­Петербурге.

Расцвет графического творчества Бориса Михайловича Кустодиева пришелся на первые послереволюционные годы. Для этого были свои причины, и, надо сказать, очень грустные ? художник тяжело заболел. Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Врачи долго гадали о причинах острой боли в правой руке, мешавшей художнику и работать, и спать. Говорили о костном туберкулезе, но берлинский нейрохирург поставил другой диагноз: опухоль спинного мозга. После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась. Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. Художник страдал, но работать не прекращал несмотря на то, что нечеловеческие боли не позволяли ему стоять у мольберта, а затем ноги и совсем отказали. Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» ? гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную, исконно русскую призму.

Б.М.Кустодиев. Обложка к сборнику «Русские народные песни, собранные А.С.Пушкиным». 1922 г.

И все же уже в первые послереволюционные годы акцент в творчестве художника был перенесен на графику, и прежде всего книжную.

Работа была заказной. Первое советское издательство ? Литературно­издательский отдел Наркомпроса ? начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». Серия была продолжена и созданным в 1919 году Государственным издательством, которое долгое время было монополистом на книжном рынке. Читатель, знакомый с нашими предыдущими статьями, помнит, что для этой серии успешно работал Александр Николаевич Бенуа. Добавим, что вслед за Бенуа в первые советские издательства пришли М.В.Добужинский, Д.И.Митрохин, С.В.Чехонин. Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века».

31 января 1918 года народный комиссар просвещения Анатолий Васильевич Луначарский созвал Комиссию по изданию русских классиков, чтобы обсудить вопрос об оформлении однотомника Н.А.Некрасова, которым литературно­издательский отдел собирался открыть свою издательскую деятельность. На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций. Говорилось, что их появление в книге становится целесообразным лишь при условии, что художник конгениален, то есть равен ему по силе таланта. В качестве конгениальных Н.А.Некрасову мастеров назвали Б.М.Кустодиева и К.С.Петрова­Водкина. Однако в итоге получилось так, что некрасовский однотомник, изданный лишь в 1920 году, вышел вообще без иллюстраций.

Сотрудничество с первыми советскими издательствами у Б.М.Кустодиева началось с произведений Александра Сергеевича Пушкина. И тогда художник делал не только иллюстрации, но и всю книгу, рассматривая ее как единое целое. Первым ? в 1919 году ? был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Обложка выполненная легким, узорчатым штрихом, была помещена в причудливую декоративную рамку со стилизованным растительным орнаментом. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются. Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. Кустодиев, иллюстрируя пушкинские сказки, пошел совершенно по иному пути, чем Иван Билибин, нарядные книги которого все помнили. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. Мировая война перерастала в гражданскую, и в стране не было ни красок, ни хорошей бумаги, ни цинка для изготовления клише. Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу. Поэтому кустодиевские иллюстрации черно­белые. От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. Он разместил иллюстрации в верхней части полос в виде заставок ? цельнополосные иллюстрации казались недопустимой роскошью. Но и в таком, можно сказать, упрощенном виде Госиздат опубликовать сказки не смог: легкий штриховой рисунок хорошо смотрится лишь на более или менее приличной бумаге, а в распоряжении у Госиздата была лишь грубая газетная.

В том же ключе Б.М.Кустодиев решал и оформление «Дубровского», который стал первой оформленной им книгой, выпущенной после революции. Для этой повести художник выполнил десять небольших рисунков пером. Ясные по мысли и четкие по исполнению, они превосходно смотрятся в книге, предназначенной для массового читателя.

В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б.М.Кустодиев сделал обложку, иллюстрации и небольшой портрет А.С.Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А.С.Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 ? 1924). Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке. Древнерусская сказочность в этой пушкинской сатире начисто отсутствовала, поэтому И.Я.Билибин за ее оформление даже не взялся.

Окончание в следующем номере.

КомпьюАрт 6’2005

Иллюстрации к роману А.С Пушкина «Дубровский»

Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова, Е. Лансере и Б. Кустодиева к роману «Дубровский», помещённые в учебнике. Какие моменты запечатлены на них? Озаглавьте эти иллюстрации. Подготовьте устный рассказ по одной из них. Обратите внимание на то, как художники изобразили чувства и переживания героев.

Иллюстрация Б.М. Кустодиева к роману «Дубровский», 1919 год, «Троекуров выбирает щенят»: «В сие время поднесли в лукошке Кириле Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, избрал для себя 2-ух, а иных повелел утопить».

Троекуров выбирает самых крепких щенят. Он безразличен к судьбе остальных щенят.

Иллюстрация Д.А. Шмаринов, «Пожар в усадьбе Дубровского», 1949 год: «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь дом».

На иллюстрации Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» на переднем плане изображен Владимир Дубровский. Он снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, смотрит на огонь. Слева стоит его нянька — Арина Егоровна, в белом платке и переднике. Она опирается на руку Владимира, склонив голову к земле.

Сочинение по картине Море Дубовского 6 класс

В свое время общее признание в творческой деятельности известного пейзажиста получила картина Н. Н. Дубовского «Море». Ее название полностью совпадает с содержанием полотна. Автор работы представил море во всем его цветовом великолепии. Водное пространство, занимающее большую часть картины, наводит на мысль о скорой перемене погоды.

На море присутствует легкий штиль. От этого пейзаж вызывает состояние умиротворения. Волны с легкостью совершают набеги одна на другую. Порой кажется, что они застыли на одном месте. Загадочность и необыкновенное сочетание нескольких цветов запечатлено художником в изображении водного пространства. На переднем плане морская вода изумрудного цвета, скрывающая в своих недрах нити водорослей, плавно сменяется багровым оттенком. Завершают панораму темные дали синего цвета. Две белокрылые чайки обследуют свои владения в поисках пищи, не находя пристанища.

Несколько парусников, спокойно перемещающихся по воде, привлекают внимание своим количеством. Они вызывают чувство легкости, свободы. Один из них попадает под солнечные лучи. Цвет его паруса отличается от других, белея ярким пятном на темном фоне.

Облачное небо кажется огромным за счет пышных белых кубов, которые оттеняет розовый тон. Горизонт представляет стык моря и поднебесья. Кажется, что в мире больше ничего не существует помимо водного морского пространства и хмурого неба над ним.

Погружение зрителя в мир природы через образы воды, неба помогают прочувствовать эмоциональное состояние автора этой картины. Художник сделал акцент на том, что мир богат пространством, в котором есть место для различных стихий. При этом, судя по картине «Море», для Николая Никаноровича Дубовского важно присутствие человека на фоне любого проявления природы, его настроение, эмоции. Свежесть морской воды, прохлада воздуха, особенные звуки – отражающие объекты, изображенные автором, которые дарят любовь к жизни.

Работа автора не перестает удивлять щедростью использованных цветов, использованных для изображения одного природного явления. Они передали все многообразия морской стихии, которую порой мы недооцениваем. Картина навеивает ощущение расслабленности, слияния с миром природы, вносит в жизнь нотку романтики.

Вариант 2

Русские художники одни из самых талантливый пейзажистов в мире. Они всегда умели четко подчеркивать настроение природы, мастерски передавать чувственность в мельчайших деталях, невероятно красиво превозносить красоту природы. Сегодня в школе мы знакомимся с очень с художником — Дубровским Николаем Никаноровичем. Пейзажист родился в далеком 1859 году в городе Новочеркасске. Николай Никанорович — это один из художников передвижников, который внес немалый вклад в изобразительное искусство России. Его картины и по сей день дают вдохновение многим людям.

Картина с которой мы сегодня работаем называется «Море». Я прочитала, что в некоторых книгах это полотно имеет другое название – «Парусники».

Репродукция наполнена очень теплыми оттенками. Художник умело играет всеми цветами синего начиная от белого-голубого, заканчивая изумрудно-салатовым. Теплые краски придают картине некоторую воздушность и легкость. Спокойные краски голубого оттенка даже преподносят некую романтическую атмосферу.

Море спокойное и тихое. Очевидно лишь, что совсем легкий ветерок несет волны к берегу, где они создают звучания морского берега. Хочется остановиться на берегу и слушать эти морские урчания до самого вечера.

Солнца на небе не видно, но картина все равно пропитана теплом. Облака будто белый пух окутали все небо. Есть ощущение , что вот-вот и до них можно будет дотянуться рукой.

Где-то там в дали, где море соприкасается с небо виднеются одинокие парусники. Они будто бы летают над море. Они никуда не торопятся и спокойно качаются на волнах из стороны в сторону.

Я думаю, что парусники в море находятся совсем не случайно. Автор нарисовал их для придания картине романтичности. Мне кажется, смотришь на одинокий парусник, а в голове всплывает какая-то милая картина из прошлого.

Кажется, что ветер вот-вот остановится и одинокие парусники совсем перестанут плыть по волнами. Парусники замрут и мы с вами насладимся тотальной тишиной происходящего.

Я испытываю очень необычные чувства, когда смотрю на эту картину. Море так и тянет к себе, оно манит этой невероятной красотой. Смотришь на картину и сразу на душе так хорошо, все проблемы сразу отступают. Море оно будто бы призвано успокоить каждого из вас. А Парусники на заднем плане они заставляют погружать в какую-то романтическую и нежную атмосферу. Смотришь на полотно и сразу вспоминается что-то теплое и доброе. Я считаю, что Дубровский смог передать свое настроение на все сто процентов.

Море Дубовского

Популярные сочинения

Поэма Н.В. Гоголя была опубликована еще в 1842 году. Именно к этому жанру он отнес свое произведение, с ним также согласились известные критики русской литературы. Сам автор в своих черновиках называет

Пушкин А.С. в своих коротких рассказах подвергает анализу актуальные жизненные обстоятельства, повлекшие за собой изменения в судьбах людей. Так в произведении «Метель», на судьбу героев повлияло это природное явление

События повести Валентина Григорьевича Распутина Уроки французского происходят в послевоенное время. Воспринимать и понимать это произведение не совсем легко, мы не можем представить ту обстановку, в которой находились герои в те времена.

Проза Пушкина в иллюстрациях Д. Шмаринова

Для него важно глубокое прочтение книги, владение рисунком, основательное изучение тематики книги, подготовительная работа, умение лаконично и ясно говорить с читателем языком цвета и полутонов.

Иллюстрированная книга — это не просто текст с вклеенными в него картинками. Подлинно великое литературное произведение неисчерпаемо. Перед художником стоит множество самых различных проблем.

Необходимо найти правильное соотношение между иллюстрациями и текстом, гармонично и последовательно скомпоновать все элементы и ясно выразить основную идею литературного произведения.

Для этого нужно научиться фиксировать жизнь в набросках, этюдах с натуры, рисовать по памяти, по воображению.

Рассматривая рисунки художника Дементия Шмаринова (1907—1999) из «Преступления и наказания» Достоевского, читатель навсегда запоминает сутулую фигуру студента Раскольникова, поднимающегося по тёмной лестнице, подозрительную старуху процентщицу, которая едва лишь приоткрывает дверь в свою квартиру, не может не узнать в окружении толпы испуганную Сонечку. Иллюстрации к роману художник подготовил в 1936 году, но они были напечатаны только через двадцать лет, в 1956 году. Так сложно в то время воспринималось творчество Фёдора Михайловича Достоевского.

Как художник идёт к внешности героя? Он ищет человека, напоминающего героя, или мысленно создаёт его, опираясь на детальное описание в книге?

Когда Шмаринова об этом спросили, он ответил, что «самое главное — ясно представить конструктивные особенности внешности героя… если герой книги брюнет, пусть он будет в иллюстрациях один брюнет.

Пусть он даже цветом волос отличается от других персонажей, чтоб зритель сразу отметил его».

В ответе на вопрос прозвучала позиция художника, мастерски владеющего рисунком, умеющего обобщать свои наблюдения в формулу внешности героя книги.

Иллюстратору приходится много рисовать с натуры. Постоянно. Неутомимо. Увлечённо. Большое количество рабочих рисунков помогают художнику легко выполнить оригинал и в целом формируют цикл или серию иллюстраций.

Глубина постижения творчества Пушкина у талантливого мастера иллюстраций предельно индивидуальна. Ограничиваться разовым обращением к Пушкину Шмаринов не стал. Он назвал свой рассказ о работе над пушкинской прозой, как Валерий Брюсов и Марина Цветаева, — «Мой Пушкин».

Перед работой художник изучал материальную среду XIX века: мебель, посуду, интерьеры, костюмы. Накопленный материал и наброски помогли передать в иллюстрациях атмосферу пушкинского времени.

Среди иллюстраций к «Дубровскому» есть рисунок, передающий огромную печаль и нежность, пронзительное переживание похорон отца Дубровского. Лучшей своей работой Шмаринов называл серию рисунков к «Пиковой даме».

На одном из них изображена обворожительная московская Венера, живущая в богатстве и роскоши, ни в чём не знающая отказа.

Дементий Шмаринов

Мой Пушкин

В сердце каждого русского человека особое место занимает Пушкин. С ним я впервые встретился в моем киевском детстве. Мама старалась наполнить нашу жизнь разнообразными впечатлениями: мы ходили на выставки, в театры, которые в то время были замечательные.

Шла гражданская война, и многие петербургские артисты устремились на юг, подальше от революционных бурь. В киевских театрах собрались блестящие артистические силы, особенно в оперном.

Увиденные тогда пушкинские оперы — «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и особенно «Борис Годунов» — насытили меня не только музыкальными, но, как теперь говорится, «визуальными» впечатлениями. К «Борису Годунову» я сделал даже несколько рисунков.

С детства я любил книги, и в 10 лет прочитал «Евгения Онегина». Полагаю, что неравнодушие к поэзии, прошедшее через всю жизнь, возникло благодаря Пушкину.

У меня в мастерской — целая полка стихов любимых поэтов, которые время от времени перечитываю.

Позже, когда я стал художником, мысль об иллюстрировании его произведений иногда закрадывалась в душу, но всегда ощущал какую-то внутреннюю преграду, которую не смел переступить.

И только в 1936 году впервые встретился с Пушкиным как художник. Издательство «Acаdеmiа» заказало мне иллюстрации к «Метели» для шеститомного собрания сочинений Пушкина. Я оказался в весьма лестном для меня обществе Б. Кустодиева, В. Конашевича, В. Шухаева и других, чьи иллюстрации были помещены в том же томе.

Описание картины «Море» Н. Дубовского

Н. Дубовской – один из тех художников, которые сделали себе имя пейзажами. Правда, романтический подход, прослеживающийся у него поначалу, со временем эволюционировал в прозрачные границы между реальным миром и сном-миражом наяву. Основными характеристиками творчества Н. Дубовского исследователи называют умиротворенное состояние окружающей природы, с легким налетом национально-романтического оттенка и верность традициям творчества передвижников.

Этот человек был по-настоящему влюблен в искусство, причем настолько, что рисуя этюд с натуры, когда-то опоздал на собственное венчание. Расстроенная невеста все же дождалась своего будущего мужа, и, всегда принимая его талант, сделала невозможное. Именно благодаря ей полотно «Притихло» оказалось на выставке передвижников, где его тут же купил сам император.

Картина «Море», или, как ее еще называют, «Парусники» представляет собой образец планерной живописи в творчестве Дубовского. Причем, той, где переданы самые гармоничные и самые яркие световые и световые эффекты. Простота и лаконичность морского пейзажа, его оптимизм и передача классического «дыхания природы», которое взаимодействует с миром людей – вот что такое полотно под названием «Море».

Оно не может не вызывать восхищение у зрителя, ведь только здесь потрясающее единство света, воздуха и пространства. Атмосфера тишины и спокойствия присутствует в полотне и становиться его самым главным элементом. Неподвижности водной глади и одновременно легкий ветерок, надувающий паруса не являются контрастными, а наоборот, создают общую гармонию.

Художник изображает небо, практически сливающееся с морем и повторяющим все его оттенки и настроения. Как и во всех маринах Дубовского, небесный свод – один из главных компонентов пейзажа и порой, он задает весь тон картины. Хотя дело даже не в этом, а скорее всего, в пространстве, полном свежего воздуха, где есть неуловимые переходы цветов и стирание граней между предметами и внешним миром.

Полотно, как и любой маринистичный пейзаж, умиротворяет. Слышен крик чаек, пролетающих над стеклянно гладкой водой, слышен легкий шум прибоя о камни, а где-то вдалеке виднеются несколько белых парусников. Легкий ветерок навеивает прохладу, которая так нужна в жаркий летний день. Это сказочный парадайз, так близкий каждому человеку.

Наверное, поэтому в картине Дубовского присутствует особое видение стихии моря, доступное только ему. Поражает воображение автора, который сумел передать пространство, одновременное движение и неподвижность. Изображение моря, благодаря этому, с фотографической точностью остановилось на этом холсте, ведь писать его – одна из самых нелегких задач, поставленных перед маринистами: нужно уметь написать дуновение ветра, волны и движение.

Небо на полотне соприкасается с морской гладью, а потом постепенно сливается воедино. Поражает и то, как обнимают небо белые пушистые облака, просвет голубой полосы на линии горизонта. Все цвета и предметы на картине кажутся ирреальными, ведь небо и парусники отражаются в морских водах, словно в зеркале.

Облака и само море словно подсвечены изнутри и, кажется, что их нельзя разделять – они живут вне времени и пространства, а парусники являются ничем иным как обычным обманом зрения. Природа на картине заставляет зрителей угадывать, натянет ветер паруса яхт или, наоборот, он стихнет и парусники останутся неподвижными.

Колористика картины «Море» удивительна. Тут нефритово-изумрудные волны, которые постепенно переходят в лиловый и пурпурный на горизонте, играя при этом ярко-розовыми, красными и лазурными цветами. Слияние моря и горизонта напоминает край земли, который хотели найти мореплаватели всех времен и народов. Расплывчатые облака, окрашенные нежными тонами кремового, голубого и розовато-сиреневого так похожи на сказочные воздушные замки.

Парусники – не что иное как покорители волн, а их окраска имеет по-лермонтовски хрестоматийный белый цвет. Изображение такого вида суден – это одновременные принципы символизма и романтизма. Если в первом случает парусник и море традиционно означает свободу, то романтики трактуют яхты как побег от обыденного и унылого существования к яркому и светлому идеалу.

Исторические предпосылки для написания полотна Дубовского нельзя не упомянуть как исследователям-биографам, так и любопытным искусствоведам. Дело в том, что в то время Россией правил император Александр III – не было военных действий, арестов и казней. Казалось бы, что это идеал каждого человека. Но люди искусства, в частности, Н. Дубовской, всегда требовали накалов страстей, конфликтов между душевными переживаниями и общественными явлениями, так что маринистическая тематика была вполне закономерной.

«Море» – это необычная марина хотя бы потому, что в ней нет радостных бликов и солнечных переливов, тут, несмотря на водную гладь, снова вспоминаются строки Лермонтова «…а он, мятежный просит бури…». Действительно, личные переживания художника проявляются в темной полосе воды в районе горизонта, но сам пейзаж не перегружен деталями.

Изображение различных состояний природы одновременно, умение организовать различные состояния и предметы, скрытие в них собственных переживаний и впечатлений роднит творчество Дубовского с импрессионистами Франции. Такое же особое видение композиции, такая же световоздушность окружающего мира и такое же стремление изобразить судна можно увидеть только на картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца».

Гармоничное равновесие объективных и субъективных вещей придает картине «Море» Н. Дубовского особый вид. Он создал «пейзаж настроения», где природа изображена такой, какой ее видит человек, тонко воспринимающий мир или озабоченный своими проблемами. Неудивительно, что это эхо, отражение, отпечаток – да как угодно! – настроения сделали своим излюбленным приемом французские импрессионисты, ведь человек искусства всегда по-особому видит мир.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: