Знакомство с картиной В. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»план-конспект занятия (старшая группа) на тему


Сюжет полотна

В чистом поле на боевом дежурстве главные былинные герои-защитники: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Они оглядывают окрестности — не видать ли врага али не творится где несправедливость какая. Этим сюжетом Виктор Васнецов хотел на пороге 20-го века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. Богатыри здесь — это не конкретные былинные персонажи, но аллегория созидательных сил. При этом поле — не конкретное место на карте, а вся Русь.

Богатыри «жили» в разное время и могли «встретиться» только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алёша Попович — мальчиком.

Богатыри «жили» в разное время и могли «встретиться» только на картине

За героями — могилы воинов, павших в битвах. На переднем плане — молодая поросль как символ грядущих поколений. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников Родины.

Образы богатырей

Как я уже заметила, натурщиков для этого сложного произведения Васнецов искал всюду. Прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, живший во Владимирской губернии. Именно этот человек позировал живописцу для этюда 1883 года.

Крестьянин Иван Петров, проживавший во Владимирской губернии, 1883 год. Этюд к картине «Богатыри»

Но как истинный творец, Васнецов не мог успокоиться, отыскивая новые типажи и пробуя менять образ Ильи, богатыря, что оказался самым сложным в портретном решении. В других зарисовках и этюдах художника можно увидеть образ, взятый с натуры кузнеца из Абрамцева или извозчика, встреченного Васнецовым в Москве. Сам мастер писал:

“Иду по набережной около Крымского моста – и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья”.

А вот личности натурщиков Добрыни и Алёши так и остаются загадками. Многие искусствоведы полагают, что в чертах Добрыни Никитича художник мог изобразить самого себя. Несмотря на то, что в былинах этот богатырь всегда описывается молодым силачом, Васнецов решил показать его зрелым мужчиной. Не исключено, что некоторые черты он списал с самого себя, создав таким образом некий “автопортрет”.

Контекст создания картины

Первый набросок Васнецов сделал в начале 1870-х годов в Париже в мастерской своего друга Василия Поленова. Виктор Михайлович хотел подарить эту безделицу товарищу, на что последний ответил: «Преподнесёте, когда исполните картину».

В.М. Васнецов «Витязь на распутье», 1882. Источник: wikipedia.org

Осуществление замысла стало для Васнецова, как он сам говорил, «долгом, обязательством перед народом, который [меня] вырастил, воспитал, вооружил умением». «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!» — признавал живописец.

Огромный холст переезжал вместе с художником и его семьёй с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев и обратно; летом — за город. Сын Васнецова Алексей вспоминал: «Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай».

Лицо Добрыни — собирательный тип Васнецовых

Васнецов несколько раз переделывал отдельные места. Особенно долго он искал образ Добрыни Никитича. За основу был взят эскиз, сделанный с одного крестьянина, а детали — с портретов родственников. В итоге лицо Добрыни стало собирательным типом Васнецовых.

В.М. Васнецов «Богатыри». Источник: wikipedia.org

Лицо Ильи Муромца художник собирал черта за чертой, наблюдая за крестьянами. А для Алёши Поповича позировал младший сын Саввы Мамонтова Андрей. Кстати, из конюшень Мамонтова и богатырские кони — их приводили в поле к Васнецову, где тот фактически поселился, чтобы писать картину.

Беседа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Ольга Рыженкова

Беседа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

В селе Лопьял Вятской губернии, у сельского священника Михаила Васильевича Васнецова и Аполлинарии Ивановны, было шестеро детей, в том числе Аполлинарий Васнецов – художник, известный живописными реконструкциями старой, допетровской Москвы.

Первоначальное образование получил в Вятской духовной семинарии. В 1868–1875 годах учился в Петербургской Академии художеств. В 1876 году был в Париже, затем в Италии.

С 1878 года Васнецов поселился в Москве, где им были написаны самые известные картины и выработана иллюстративно-фольклорная направленность творчества. Современников поражали огромные полотна на исторические темы и темы русских сказок и былин – «После побоища»

,
«Богатыри»
и т. д. Искусство
Васнецова порождало острые дискуссии. Многие видели в нем начало нового, истинно национального направления в русской живописи. Но большинство считало его живопись безынтересной, а попытки возродить византийский и древнерусский стили бесплодными. Тем не менее, творчество В. М. Васнецова оказало влияние на художников периода модерн и, особенно, на художников Абрамцевского кружка С. И. Мамонтова, одним из организаторов которого и активным участником он был в 1880-х годах. Васнецов исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова, в 1881 году вместе с В. Поленовым построил церковь в «русском стиле»
в Абрамцеве.В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне
Васнецова, галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и т. д.
В 1885-1896 годах принимал участие в работе над росписями Владимирского собора в Киеве. Обращение к религиозной теме им было продолжено в мозаиках для храма Вознесения в Петербурге, росписях и мозаиках храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и т. д.

Над картиной «Богатыри» В. М. Васнецов работал в течение двадцати с лишним лет, с карандашного наброска 1871 года до момента, когда в 1898 году подписал наконец своё произведение. Первый маленький карандашный набросок «Богатырей» (размером всего 19 на 26 см)

несёт в себе уже все главные композиционные особенности
картины: число и соотношение фигур всадников, их повороты, движения и даже частично жесты. В центре помещена массивная фигура на тяжеловесном массивном коне. И хотя началом работы над картиной «Богатыри» считается 1881 год (Абрамцево, но все основные черты композиции уже были созданы ранее.
Тема богатырской заставы интересовала Васнецова уже в первые годы его художественной деятельности, она не оставляла его потом на всём долгом творческом пути. Пользуясь литературными источниками, Васнецов не следовал буквально какому-либо из вариантов былин о главных богатырях, а отбирал всё, что давало обобщённое представление о них как о носителях народных идеалов, защитниках государства. Не следовал художник также ни одному из многочисленных вариантов былины о богатырской заставе, а только отбирал и обобщал всё относящееся к трём любимым богатырям героического эпоса.

Васнецов сознательно выделял в богатырях главное, а именно – преданность родине, готовность служить ей, защитить её, отдавая все свои силы и жизнь. Художник в альбоме 1900 года, где были в фототипии воспроизведены его «Богатыри«,поместил следующую цитату былинного текста:

Под славным городом под Киевом

На тех на степях на Днепровских

Стояла застава богатырская.

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович.

Для Васнецова имела значение не только повествовательно-изобразительная сторона сказания, но и его ведущая идея, объединявшая богатырей и объяснявшая – ради чего они сошлись на заставе богатырской. Идейная основа замысла композиции «Три богатыря» раскрыта была художником в письме к П. П. Чистякову в 1882 году, когда картинабыла начата на большом полотне в Абрамцеве: «Картина моя – Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли кого».

«Не обижают ли кого» – вот гуманистическая основа замысла, ради которой Васнецов так настойчиво добивался завершения своего произведения и не оставил его, несмотря на все затруднения, стоявшие на его пути. 23 апреля 1898 года в Москве картина была подписана и вскоре приобретена П. М. Третьяковым для галереи.

Беседа по картине В. Васнецова «Богатыри«в старшей группе.

Цель: Создать условия для ознакомления детей с картиной В. М. Васнецова «Богатыри»

Задачи:

1. Формировать умения дошкольников составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картине, использовать все компоненты устной речи. С помощью взрослого составить план рассказа и придерживаться его.

2. Развивать связную речь; память, внимание, мышление. Обогатить словарь словами: — Русь, богатырь, кольчуга, былина, палица, лук, колчан.

3. Воспитывать уважение и любовь к Родине, желание больше узнать о жизни своих предков.

Оборудование: картина «Богатыри»

В. М.
Васнецова, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: Беседы с детьми о том, что такое изобразительное искусство.

-Ребята скажите, как называется страна, в которой мы живем. (Россия – самая большая, огромная, красивая, богатая страна в мире.)

— Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой? (Нет, она была маленькой. Называлось она Русь. Хорошо жилось на Руси-матушке.

Послушайте поговорку «Славна богатырями земля русская«.

— Попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)

-Сейчас поработаем голосом и скажем слово «богатырь»

тихо, громко, медленно, быстро, гордо.

Смена деятельности (встают вокруг столов, рассматривая картинки с богатырями)

— Кто такие богатыри? (Воины, борцы, защитники, силачи)

— А какие они были? (Сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие, уверенные, бесстрашные, мужественные, решительные, героические, доблестные.

-А что они делали, чем славились богатыри? (Защищали нашу землю от врагов, защищали, охраняли Русь)

— А что может быть богарырским? (конь, меч, свист, удар.)

— А откуда вы знаете о богатырях? (Из былин, русских народных сказок, поэм.

— А что такое былина? От какого слова оно происходит? (Правильно. Былина – это то, что когда — то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. что было давным-давно).

Сегодня вашему вниманию я предлагаю рассмотреть репродукцию картины Виктора Васнецова “ Богатыри”.

Над созданием картины художник работал с перерывами около 25 лет. Сейчас эта картина находится в Москве, в Третьяковской галерее.

— Ребята, я вам даю время для того, чтобы вы самостоятельно рассмотрели картину. Рассматривайте внимательно, обращая внимание на то, кого изобразил художник, какие краски он использовал в работе. (2-3 минуты под музыку)

— Ребята, сейчас мы начинаем беседу по картине. Отвечайте полными предложениями, не бойтесь высказывать свои мысли, чувства, переживания. Будьте внимательны, в конце беседы мы постараемся составить связный рассказ по картине.

Но сначала давайте вспомним, что такое передний план картины?

-Что такое задний план картины?

-Кто изображён на переднем плане картины? (богатыри)

— Кого на Руси называли богатырями? (людей сильных, смелых, которые защищают слабых, воинов)

— Почему вы решили, что богатыри – воины? (в руках оружие, на головах шлемы, кольчуги)

Верно, на картине изображены три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Посмотрите внимательно на картину и догадайтесь, кто из них Илья Муромец – старший из богатырей?

— Почему художник изобразил его в центре? (самый сильный, могучий)

Верно, старший, Илья Муромец, по преданию был сыном рязанского крестьянина. Не было даже среди богатырей равного ему по силе.

— Ребята, что вы знаете из сказок и былин об Илье Муромце? (просидел на печи 30 лет, победил соловья разбойника)

По обеим сторонам от Ильи Муромца расположились его друзья-богатыри: Добрыня Никитич и Алёша Попович (показываю)

. У каждого
богатыря свой характер. Давайте по жестам, по выражению лица, позе попробуем рассказать о характерах богатырей.
-Как вы думаете, какой характер у Ильи Муромца? (молчаливый, спокойный, невозмутимый, уверенный в себе)

— Какой характер у Добрыни Никитича? (добрый, серьёзный, суровый)

— Какой характер у Алёши Поповича? (весёлый, лукавый)

— Как вы догадались? (взгляд живой, хитрый, улыбается)

А сейчас я загадаю вам загадки. Отгадать их вам поможет картина. Будьте внимательны.

— Кому принадлежит конь – тяжёлый да могучий как сыра земля? Как вы догадались? (ответы детей)

— У кого из богатырей конь, что огонь? Как вы узнали? (ответы детей)

— Чей конь, что ветер в чистом поле? Почему вы так думаете? (ответы детей)

Молодцы, ребята. А сейчас, посмотрите на картину и скажите, что вы видите на заднем плане? (степь, леса)

. Верно, за спиной
богатырей вся Русь-матушка с её бескрайними просторами и царственным величием грозового неба. Богатыри охраняют границы Руси.
— Как вы считаете, богатыри готовы к бою?

-Как вы это определили? (Илья Муромец смотрит в ту сторону, откуда может появиться враг; Алёша Попович крепко держит в руках лук, а Добрыня Никитич обнажил свой меч)

— Какие чувства вызывает у вас эта картина? (восхищения, спокойствия, тревоги, гордости, радости)

Физкультурная минутка.

Ребята, а давайте попробуем составить связный рассказ по картине. (дети составляют свои рассказы)

. Хорошо, молодцы, ребята.

(включаю музыку)

И, подводя итог всем вашим ответам, нашей
беседе, хочется отметить, что художнику удалось создать действительно яркий образ народной богатырской силы, способной защищать родную землю от любого врага. Полон спокойной мощи крестьянский сын Илья Муромец, воплощающий в себе силу народную; зорко всматривается он вдаль из-под руки, на которой легко висит огромная палица. Подстать ему и могучий чёрный конь, как вкопанный стоит он под своим могучим седоком.
Добрыня Никитич – воплощение силы духа народа. Его правая рука уже вынимает меч из ножен, он весь подобрался, готовый к бою, и конь под ним такой же чуткий, готовый повиноваться воле наездника.

Задумался о чём-то Алёша Попович, один из самых хитроумных, ловких и любимых народных героев. Он слегка ослабил повод, и конь под ним наклонил голову к высокой степной траве. Но уверенно сжимает лук богатырская рука, и стрела у него наготове.

Природа на картине Васнецова – это величавый образ Руси, раскинувшейся от южных степей до дремучих северных лесов, образ могучей Родины великого народа.

Ну что же, ребята, вы сегодня очень хорошо работали, прекрасно отвечали на вопросы. Молодцы! На этом наш занятие закончено, всем спасибо.

Сочинение Три богатыря Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов влюбился в дух русской культуры, став её искусным выразителем и проповедником. Вероятно, каждый из нас знает этого художника-живописца по его картине «Три богатыря», которая громко заявила о его таланте и подарила ему мировую известность. Без трепетного содрогания вспоминать о Викторе Михайловиче невозможно, так как именно его непосильным трудом, его достойным примером была дополнена повесть о русской культуре, переживающая то периоды угнетённого спада, то периоды созидательного преподнесения.

Произведение «Три богатыря» вместило троих богатырей из фольклора, на стыке которого и образовалось всё современное искусство. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Лёша Попович доблестно восседают на мощных лошадях, устремляя свой взор на дальние рубежи государства, с минуты на минуту ожидая боя с полчищем вражеских недоброжелателей, покусившихся на русскую землю. В их глазах играет какая-то бунтарская воля, патриотическая непоколебимость, в определённых моментах превозмогающая здравый рассудок.

Тяжелые доспехи закрывают их крепкие тела, защищая от стрел, мечей, копьев. Бой поистине предстоит сложный, и Родина в них нуждается, как никогда ранее. Младший богатырь, Алёша Попович вопросительно ухмыляется, приоткрывая свои чёрные глаза и навевая дикую тоску по дому, матери, любимой женщине. Ведь никогда не знаешь, какой бой станет последним и каковыми будут его итоги. Либо же лучи славы и публичной любви облучат героев, либо же неволя и каторга пленят их души навсегда. Примечателен факт, что хмурящаяся погода как бы предвещает начало грандиозной битвы, скапливая противоборствующие стороны на определённой местности. Ратные подвиги ждут не дождутся узнать имена своих носителей. Боями и достижениями перед отечеством закаляют они свой дух, видя в этом цель своего существования.

Популярные сочинения

  • Сочинение Становление личности Петра Гринева (8 класс)
    В центре повествования Александра Сергеевича Пушкина под названием «Капитанская дочка» находится выдуманный персонаж, в котором автор филигранно соединяет положительные и отрицательные качества.
  • Сочинение на тему Дед Мороз (2, 3, 4, 5, 6 класс)
    Наступила пора зимних каникул. А это значит, что можно кататься с горки, лепить снеговика, кататься на коньках и лыжах, строить снежные крепости и просто играть в снежки. Зимние каникулы — это также время самого прекрасного праздника в году – Нового года.
  • Примеры любви из жизни (аргументы для сочинения)
    В моей жизни любовь всегда была вместе со мной. Любовь мамы, папы, родственников. Я вижу, как сильно любят меня родители. Их любовь — это огромная сказка.

Вариант 3

Русский фольклор наполнен былинами о могучих русских богатырях. С Давних пор детям рассказывают истории о подвигах трёх богатырей – Алёши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Они являются символом русского духа, свободы, силы и любви к своей родине. Спустя много лет былины вышли за рамки литературы, и нашли отражение даже в изобразительном искусстве. Виктор Михайлович Васнецов – русский художник – живописец, который создал шедевр изобразительного искусства под названием «Богатыри».

В средине холста изображены три величественные мужские фигуры, сидящих на конях. В центре композиции изображен мужчина среднего возраста с серьезным выражением лица. Его голову защищает шлем, а одет он в железную кольчугу. Рука Ильи Муромца приложена ко лбу, а на кисти руки висит булава. Илья смотрит вдаль, возможно смотрит в сторону врага . Под его ногами стоит могучий конь черного цвета, который склоняет свою голову под тяжестью своей черной гривы. По правую руку Ильи Ивановича стоит белый конь, смотрящий вперед. На белоснежном красавце сидит Добрыня Никитич. Всем своим внешним видом он готов к битве. Права его рука держит меч, а в левой руке щит. По левую руку Ильи Муромца сидит на буром коне самый молодой мужчина из троицы – Алеша Попович. Его взгляд игрив и умён. Он одет подобно Илье и Добрыне, но в левой руке держит лук, готовый к стрельбе. Голова его чуть под наклоном, что позволяет ему смотреть в сторону врага из-за плеча. По внешнему виду могучих мужчин мы можем сказать, что они – богатыри.

На втором плане изображена русская природа. Трава под копытами лошадей согнулась, рядом растут маленькие ёлочки, а вдали можно увидеть их родителей – крупные ели, которые вошли в целый темный лес. Настроение погоды хмурое. Тучи заполонили небо, но дождя нет. Окружающее пространство передает состояние богатырей, их настрой на долгую битву.

Виктор Михайлович Васнецов смог передать в своей картине образ настоящих русских богатырей, которые стали достоянием русского народа. Картина передает атмосферу, в которой существовали Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Их могучие и в тоже время светлые душой образы дают нам понять, как важно любить свою родину, стоять за нее горой и никогда не падать духом. Ведь в каждом из нас может жить такой же великий богатырь, подобный тем, что жили на Руси сотни лет назад.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: