Определение именам и фамилиям действующих лиц в пьесе гроза

Значение имен в Грозе (в пьесе)

1 ответ

В литературе авторы часто используют в своих произведениях говорящие фамилии. Говорящая фамилия позволяет охарактеризовать самые яркие черты характера героя. Островский в своей пьесе “Гроза” также использовал говорящие имена и фамилии. Они помогли лучше охарактеризовать героев.
Конечно, главным отрицательным персонажем является Кабаниха. Примечательно, что эту героиню зовут Марфа Игнатьевна Кабанова. Однако именно кличка “Кабаниха” идет ей больше всего. Вероятно, Островский хотел подчеркнуть невежественный нрав купчихи, ее грязную душу.

Кабаниха была действительно “грязным” человеком. Она вела образ жизни, который никак не ассоциировался с добродетельностью и адекватностью. Так, Кабаниха бранилась, вела себя неподобающе, навязывала свое мнение и всячески пыталась испортить окружающим жизнь, даже родных детей не пощадила.

Еще одним персонажем с говорящей фамилией является Савел Прокофьевич Дикой. Он был зажиточным купцом и кумом Кабанихи. Нрав у Савела Прокофьевича был действительно диким. Характер этого человека походил на бочку с порохом. Дикой считал бедняков низшим сортом, никого не боялся и бесчинствовал так, как ему хочется.

Нужно сказать, что Дикой и Кабаниха идеально соответствовали друг другу. Это были два совершенно идентичных человека. Они думали лишь о себе и не заботились о том, что их действия или слова могут ранить чувства окружающих. Дикой и Кабаниха были способны только на зло. Их дикий нрав и чернота души отталкивали окружающих, но эти герои даже не замечали, насколько их ненавидят. Даже самые родные люди.

Сына Кабанихи не зря зовут Тихоном. Данное имя образовано от прилагательного “тихий”. Действительно, Тихон был безвольным маменькиным сынком, который слушался только свою родительницу. Нельзя сказать, что Тихону нравился крутой нрав Кабанихи. Нет, ему не был по душе тот командирский тон, которым она обращалась с окружающими. Привычка матери вмешиваться в семейную жизнь Тихону тоже не нравилась. Но он просто не мог противостоять такой грубой и невоспитанной женщине, которая мастерски манипулировала его чувствами.

Сестру Тихона звали Варварой. Это имя ассоциируется с героиней неродных сказок Варварой-красой. Действительно, Варвара была девушкой видной. А еще ей была присуща хитрость. Варвара понимала, что только при помощи этого качества можно ужиться со сварливой родительницей.

Примечательно, что имя Катерина наделено значением чистая”, “непорочная”. Действительно, Катерина обладала светлой душой. Это была женщина с загубленной судьбой. Она не походит на грубую Кабаниху, хитрую Варвару и безвольного Тихона. Катерина бесхитростная и искренняя. Она верит в любовь и ради нее прощается с жизнью.

Еще одним носителем звучной фамилии был механик Кулигин. Он интересовался наукой и хотел создать вечный двигатель. Примечательно, что фамилия Кулигин созвучна с фамилией Кулибин. Иван Петрович Кулибин был изобретателем-самоучкой и сконструировал множество чудес технической мысли.

Источник

Образ персонажа

Борис — племянник купца по фамилии Дикой, сын его брата Григория, учился в Коммерческой академии, поэтому прекрасно образован. «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, сестру в пансион» — цитата из пьесы. О внешности известно совсем немного — любит модно одеться. Молодой человек приехал в провинциальный городок из Москвы, откуда он родом. Отца и матери уже нет в живых: «…оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались…»

Борис — племянник купца по фамилии Дикой

Брат и сестра могут рассчитывать на состояние, оставленное бабушкой, получить его возможно, только в случае почтительного отношения к брату отца. «Бабушка умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием, если мы будем к нему почтительны».

Племянник всеми силами пытается угодить дядьке, но у него это не получается. Савл Прокофьевич ругается с молодым человеком, из-за чего тот хочет оставить Калинов, но готов отступиться от своих принципов ради наживы.

Молодой человек трусливый и слабохарактерный. Эта черта проявляется на протяжении всего произведения и сам молодой человек прекрасно знает об этом своем проявлении характера, но не в силах изменить его. Он заискивающе ведет себя перед Савлом Прокофьевичем, зачем-то терпит его выходки, не пытаясь возражать.

В случае с Катериной он не смог найти в себе силы, чтобы встать на защиту человека, которого любит. Заморочив ей голову, оставляет в тяжелый час одну, уезжая из Калинова. Если бы он мог проявить твердость и забрать ее с собой, это позволило избежать разыгравшейся драмы.

Описание речевой характеристики персонажа сводится в его умении привлекать сладкими речами, но в трудный момент он почему-то только лебезит и оправдывается.

Наследство герой ставит выше любовных отношений. Именно это повлекло Катерину Кабанову сделать трагический шаг и лишить себя жизни.

В Калинове Борис себя чувствует белой вороной, потому что всем здесь приходится быть зависимыми друг от друга. Большое значение в этом городе имеет подчинение моральным нормам, а юноша далек от подобного поведения.

Поведение и поступки провинциального интеллигента

Однозначного ответа на вопрос о том, какова жизненная позиция Кулигина, нет и быть не может. Это вытекает хотя бы из противоречивости характера провинциального интеллигента. С одной стороны, он лишь одиночка, который, естественно, в поле не воин. С другой — механик явно является носителем свежих идей, а значит, и новой силы. И все же позиция часовщика скорее пассивна, ей не хватает конкретных действий.

Важно правильно оценивать особенности характера самоучки-разночинца, информация о которых разбросана по всей драме:

Жестокие нравы кулигин гроза

  1. Сам часовщик говорит, что его в Калинове знают все и никто не может сказать о нем плохого слова. На самом деле это не так. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание лишь на цитаты из высказываний Дикого. Купец готов раздавить самоучку, «как червяка».
  2. Скромность мастера имеет границы. Рассуждая о Ломоносове, достижениям которого придает большое значение, он восторгается естествоиспытателем, но тут же и подчеркивает, что тот вышел из простых людей. Часовщик как бы сравнивает себя с великим ученым, а ведь к своим 50 годам, по большому счету, ничего не достиг.
  3. Механик не прочь дать другому совет (тому же Тихону, например). Слова его звучат именно как пожелания, а не как руководство к действию, не как приказы. К ним можно прислушаться, но все-таки они отдают банальностью. То, что молодому человеку своим умом жить пора, понятно и без самоучки.
  4. Мастер ироничен. Он понимает свою ограниченность в возможностях, происходящую из неравенства в положении с хозяевами городка. Для разночинца каждый из них — сударь. Но, используя такое обращение, Кулигин и тонко насмехается над ними.
  5. Установка солнечных часов и громоотвода не является для механика средством потешить самолюбие, счастливой придумкой. Мастер настроен на то, чтобы это принесло пользу обществу, а не ему лично.
  6. Кулигин смел, он не боится спорить с Диким, доказывая пользу того, что он смог изобрести. Его не пугает даже риск попасть за это в полицию. Но в разговоре интеллигент выглядит все же приниженным. Он знает, что без помощи людей с деньгами и влиянием не сможет реализовать свою маленькую задумку.

Главное же, что именно от самоучки звучит оценка нравов, которые царят в Калинове, да и не только, наверное, в нем. Нравы эти названы жестокими.

Катерина и Кулигин

В пьесе есть только ещё один персонаж, так же остро чувствующий красоту и величие природы, как Кулигин. Это Катерина. Из-за особой впечатлительности она так истово молилась ранним утром в саду, забывалась во время церковной службы. Герои ни разу не встретились на страницах драмы, не сказали друг другу ни слова. Но общее между ними, несомненно, чувствуется. Не зря не чьи-то равнодушные и чужие руки, а именно руки местного часовщика бережно выносят тело утопленницы на берег.

В драме А. Н. Островского «Гроза» образ Кулигина, как и образ Катерины, доказательство того, что в «тёмном царстве» ещё не всё мертво и обезличено. Эти тихие, на первый взгляд, покорные судьбе люди — залог непременной победы добра над злом, каким бы оно ни казалось непобедимым.

Характеристика образа Кулигина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Религиозность

Марфа Игнатьевна постаралась, чтобы её набожность была известна всему городу: щедро жертвует нищим, привечает странниц. Но это благочестие внешнее. Недаром в доме Кабановых Катерина утрачивает способность истово, со слезами счастья на лице молиться, вдохновившись красотой мира, в благодарность создателю всего сущего.

Бог Кабанихи больше напоминает сурового надсмотрщика. В этом она не отличается от главного мракобеса города — полусумасшедшей барыни. В остальном ее религиозность обусловлена страхом перед любыми нововведениями (железная дорога, например) и узостью кругозора. Все сведения о мире она черпает из рассказов странниц, например, Феклуши, которая прогресс в технике представляет делом какой-то нечистой силы. Для маленького мира, где властвует Кабанова, всё незнакомое представляется опасным, враждебным, любая новизна угрожает её силе. Поэтому настоящая основа её набожности не восхищение гармоничностью и разнообразием божьего света, как у Катерины, а самое тёмное суеверие и страх перед будущим.

Марфа Игнатьевна и Катерина

Основное противостояние пьесы не укладывается в привычную схему «две хозяйки у одной плиты». Молодая сноха не пытается потеснить главу семьи, все требования свекрови выполняет беспрекословно. Но Кабанихе мало внешнего подчинения. Ей нужно завладеть душой Катерины, лишить её независимости во всём: в мыслях, в чувствах, в желаниях. Даже прощаясь с мужем, молодая женщина должна проявлять эмоции по регламенту. Обнять мужа нельзя («Не с любовником прощаешься!»), нужно покорно поклониться в ноги и повторить вслед за свекровью унизительное обещание. Вступая в брак, Катя, как религиозная и чувствительная девушка, конечно, всем сердцем хотела полюбить своего мужа. И она смогла бы это сделать: безответный, постоянно обижаемый матерью, слабый, мягкотелый и не злой Тихон, мог вызвать в добросердечной девушке любовь, хотя бы из жалости. Но Кабаниха не даёт молодожёнам ни единого шанса. Купчиха подавляет любой намёк на живое чувство. Катерине, привыкшей жить сердцем, это особенно невыносимо.

Главное в персонаже

Фамилия героя явно намекает на известного механика-изобретателя Кулибина. Это сопоставление легко объясняется: Кулигин увлечён созданием механизмов и приспособлений, помогающих в быту, старается держаться в курсе технических новинок и научных тенденций. Механик не ограничивается практическими, насущными задачами, вроде ремонта часов, которым он зарабатывает на жизнь. Скромный часовщик мечтает о создании вечного двигателя в расчёте на огромную награду. Здесь нет материального интереса: деньги должны быть употреблены «для общества», чтобы «дать работу мещанству». От безделья, считает Кулигин, в городе расцветают пьянство, сутяжничество, склоки.

Кулигин — натура творческая. Пьеса начинается с эпизода, где он, сидя на высоком берегу Волги, напевает популярную народную песню «Среди долины ровныя» От переизбытка чувств он делится со случайными собеседниками впечатлениями от красоты Волги: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». «Восторг!.. какая красота в природе разлита». Шапкин и Кудряш не разделяют его восхищения. Сентиментальный мещанин кажется им чудаковатым. Но тот независим в своих пристрастиях и убеждениях, не боится выделиться из общей массы. Рассказывает Борису о любви к Ломоносову, Державину, о собственных попытках стихотворчества. В речи персонажа множество эмоционально окрашенной лексики, много устаревших слов, она украшена поэтическими цитатами. Круг его чтения составляют книги, устаревшие к тому времени. (Действие происходит во II половинеXIX века). Старославянизмы придают его высказываниям торжественность, значительность и не делают персонажа смешным.

Значительный кругозор, начитанность, развитость позволяют ему глубже понимать происходящее, точнее судить о людях и мотивах их поступков. В диалоге с Борисом скромный мещанин удивляется, почему свободный, здоровый, молодой человек терпит ежедневные унижения ради обещанного наследства. Ведь получить что-то от Дикого нет никакой надежды. Кулигин советует Тихону «жить своим умом», старается утихомирить Дикого, горожан упрекает за дремучее невежество. В отличие от других обывателей, он не равнодушен к тому, что происходит вокруг.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: