Базаров и его конфликт теории и жизни в романе «Отцы и дети»


Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью

В творчестве Тургенева мы сталкиваемся с особенным пониманием любви как высшего взлёта и труднейшего испытания для человека. Испытание любовью предстоит пройти и Базарову, герою романа «Отцы и дети». Этот сюжетный приём позволяет автору максимально выявить свойства души героя, в особенности такие, которые в обычной жизни глубоко скрыты.

В предыдущих романах автор ставил на пути героя молодую девушку, неопытность которой контрастировала с силой души и цельностью натуры. В «Отцах и детях» такая героиня есть, это Катя. Но в отличие от Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, она не только не увлекается передовым человеком своей эпохи, но, может быть, менее всех остальных героев романа попадает под его влияние. Катя с первого взгляда, с первого слова Базарова узнаёт в нём «чужого», случайного в их среде человека. На пути Базарова встаёт другая женщина, такая, из которой уже не вылепить всё что захочешь, — сильная, уверенная в себе Анна Сергеевна Одинцова.

В отличие от Кирсанова, Анна Сергеевна действительно интересуется взглядами своего гостя и старается их понять, она опирается не на «принсипы», а на свой жизненный опыт. Без всякого раздражения и возмущения Одинцова в сократической беседе при помощи точных и конкретных вопросов ведёт оппонента ко всё более полному изложению его позиции и тем самым обнаруживает слабость этой позиции. Последнее утверждение Базарова, что у всех будет одна и та же селезёнка, выглядит абсурдным, особенно в устах медика и естествоиспытателя.

Работа над образом Одинцовой позволит понять, что эта женщина не уступает Базарову в силе ума и характера, потому их отношения с самого начала носят характер поединка равных. Одинцова молода, но, подобно всем «отцам», она живёт без ясной цели, приспосабливаясь к потоку жизни. В Базарове её привлекает целеустремлённость, воля; он кажется человеком, знающим как и для чего жить, способным творить действительность, а не подчиняться ей.

Анализ эпизодов, раскрывающих историю любви Базарова, даёт богатый материал для усвоения особенностей тургеневского психологизма. Особенно выигрышно сопоставление приёмов, раскрывающих внутренний мир Аркадия и чувства Базарова.

Выделим несколько наиболее значительных эпизодов.

1. Встреча на балу.

Сопоставим рассказ автора о впечатлении, которое произвела Анна Сергеевна на Аркадия, с тем, как раскрыты впечатления Базарова. С одной стороны, подробное авторское описание, с другой — короткие реплики самого героя, данные без всякого комментария. В этих репликах раскрывается не столько впечатление Базарова от нынешней встречи, сколько его взгляд на женщину вообще.

2. Разговор в гостинице.

Здесь в роли наблюдателя выступает Аркадий, словно сливаясь с автором, он подмечает и прелесть Одинцовой, казавшейся ещё моложе в простом белом платье, её внимательный взгляд, обращённый к Базарову, и необычные детали в поведении самого Базарова: внезапное смущение, прикрываемое напускной развязностью, желание занять свою собеседницу, сдержанность в разговоре. В репликах Базарова после этой встречи звучит невольное уважение, хотя и высказанное с обычной для него грубоватой прямотой.

Уже на этом этапе можно задаться вопросами: почему Тургенев так часто поручает Аркадию подметить особенности поведения Базарова? Почему отказывается от подробного освещения его чувств? Такой приём позволяет автору решить сразу несколько задач: показать привязанность Аркадия к старшему другу, его увлечённость не столько идеями, сколько самой личностью Базарова, преданно-внимательное всматривание в облик друга, свойственное искренней юношеской дружбе. Этим подчёркивается высокомерно-пренебрежительное отношение Базарова к его молодому товарищу, самолюбие и эгоцентризм нигилиста, для которого Аркадий не слишком отличается от Ситникова. Этот приём помогает автору как бы отстраниться от Базарова, избежать поверхностной и несправедливой оценки чувств человека, чей внутренний мир для него чужд и непонятен. Оставаясь в пределах внешнего рисунка, автор мастерски создаёт иллюзию объективности, беспристрастности в изображении героя.

Сделаем вывод об особенностях тургеневского психологизма. Тургенев умеет давать полное и детальное изображение душевной жизни героя (размышления Николая Петровича в главе II и др.), но чаще он выступает «тайным психологом». Тогда особое значение приобретает художественная деталь, выразительное умолчание, подтекст, при помощи которых мы, словно бы помимо воли автора, проникаем в чувства героя, осознаём происходящее в его душе.

Спор, возникший между Одинцовой и Базаровым в день приезда приятелей в Никольское, является важным эпизодом романа. Главная его мысль — об одинаковости людей — напрямую связана с базаровским отношением к любви. Если все люди одинаковы, то любовь к одной-единственной женщине — бессмыслица, «гниль», «художество», всегда ведь можно отвернуться: «земля не клином сошлась». Недаром к этому спору возвращаются Базаров и Анна Сергеевна в сцене, предшествующей решительному объяснению. Базаров, вопреки своему самолюбию, сознаётся в своей неправоте, он готов согласиться, что «может быть, точно, всякий человек — загадка». Это равносильно признанию в любви, в невозможности заменить одну женщину на другую.

Автор подтверждает это, впервые подробно раскрывая чувства Базарова в главе 17: «…он скоро понял, что с ней „не добьешься толку“, а отвернуться от неё он, к изумлению своему, не имел сил». Тургенев показывает, на каком шатком основании покоилась вся самоуверенная философия Базарова. Любовь, завладев душой героя, выбивает у него почву из-под ног. Любовь и нигилизм, как оказывается, «две вещи несовместные». Осознав это, вы легко ответите на вопросы: почему Базаров воспринимает своё чувство как несчастье, безумие? Почему стремится побороть его?

Базарову легко было отрицать «романтизм» в других людях. Но теперь он с негодованием сознаёт романтика в самом себе. Теперь герой стоит перед выбором: признать свою неправоту и во всём остальном или сохранить верность своим убеждениям, теперь уже отрицая себя самого? Тургенев показывает, что испытание любовью становится катастрофой для Базарова, и не потому, что его любовь безответна, а потому, что это чувство вообще не укладывается в мировоззрение героя. Ситуация счастливой любви только затушевала бы драматизм происходящего, только отдалила бы на время неизбежный мировоззренческий кризис героя, но не отменила его.

Исследование души героя в состоянии нравственного кризиса, обнаружение всех глубин и возможностей его личности перед лицом жизненной катастрофы — излюбленный прием Тургенева.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. — М.: 2014

Базаров и его конфликт теории и жизни в романе «Отцы и дети»

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров — главный герой романа «Отцы и дети» — удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные проблемы. Дело в там, что дочь писателя Полина порой вызывала у того отчаяние — до такой степени отец и дочь перестали понимать друг друга. Тургенев осознавал, что современная молодежь пытается построить новую жизнь, «жить своим умом». Извечный конфликт поколений автор испытал на себе. Очень часто молодые люди относятся к ценностям, авторитетам и традициям не очень бережно, не так, как хотелось бы их родителям. Они зачастую не желают слушать осторожных и мудрых «стариков», не считаясь с их мнением. Таков был и Базаров.

Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви — это физиологическое влечение, нет красоты — это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии — она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он аргументированно и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не расставила все по своим местам.

Внутренний конфликт Базарова начинается с того момента, когда он встречает Анну Сергеевну Одинцову. С этого момента его жизнь кардинально меняется. Обычный «орган зрения» теперь вызывает в его душе волнение и трепет. То, к чему раньше он относился с презрением, теперь настигло его самого. Любовь, в существование которой он не верил, пришла и к нему. Но это было лишь началом крушения стройной базаровской концепции мира. Если он презирал простого русского мужика, то в конце он осознает свою неправоту. Если Базаров был упорным в доказывании своей точки зрения, то сама жизнь с неменьшим упорством разбивает его иллюзии и учит героя прислушиваться к своему сердцу. Если в начале романа Базаров — человек значительный, уважаемый, торжествующий и уверенный в своих силах и правоте, то к концу произведения он утрачивает свою уверенность, хоть и остается сильным, но это уже сила иного рода. Эта сила человека, познавшего горечь утраты, крушения иллюзий, другими словами, познавшего чувства, «жизнь сердца».

Одинцова не в состоянии ответить на чувство Базарова, он пугает ее, его любовь скорее похожа на злобу на нее, на себя самого за слабость. Да и сам Базаров не может дать того, что ей нужно — спокойствия, комфорта и гармонии, хотя следует признать, что он привлекает ее. Если первый раз герой может объяснить для себя отказ Анны Сергеевны барской изнеженностью, то отказ Фенечки, простой женщины, уже говорит о том, что уже в самой женской природе изначально заложены презираемые Базаровым высокая духовность и красота. Женщины подсознательно чувствуют агрессию и неприязнь, и редко что может заставить их ответить влюбленностью на презрение. Но испытание любовью — не последний этап мучений Базарова. Попадая в мировоззренческий кризис, герой начинает понимать загадку собственной души и окружающего мира. Он начинает понимать, что не на все вопросы наука может дать ответы. Такое положение вещей злит молодого нигилиста, и, хотя он отрицает «романтика» в себе, и любовь, и поэзия заняли прочное место в его душе.

Теория терпит поражение в схватке с реальной жизнью. Конечно, жить согласно теории намного легче и удобней, чем испытывать любовное томление, сомнения, робость, злость, обиду. Но, оберегая себя от переживаний, человек лишает себя права на настоящую, полноценную жизнь. Разумеется, можно навсегда запереться в тесной и душной комнате, чтобы уберечься от несчастного случая, но стоит ли вообще тогда жить на белом свете, если не узнать, что такое дышать свежим воздухом, не видеть рассвет и закат, не наблюдать смену времен года, не встречаться с друзьями?

Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви — это физиологическая потребность, нет красоты — это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии — она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. Кроме того, для нигилиста не существовало понятие культурного наследия и необходимости его хранить для потомков. Он считал это пережитком прошлого и ненужным рудиментом.

В своих спорах с Павлом Петровичем Базаров говорил о ненужности поэтов, о необходимости ученых. Он отрицал духовную красоту и вообще духовную сторону жизни человека. Его категоричность несколько однобока. Он действительно пока не видит практической выгоды от абстрактных ценностей. Но постепенно, шаг за шагом, Базаров прозревает. Первым этапом была встреча с Одинцовой, когда жизнь опровергла его первый постулат о том, что любви не существует. Герой понял, что любовь есть, от этого осознания его переполняют самые разные эмоции — дискомфорт от осознания собственной неправоты, злость на себя за мимолетную слабость, злость на Одинцову за то, что она появилась в его жизни. Базаров испытывает все что угодно, только не радость бытия, любовь его мучает, он горит в собственном огне. Его деятельная и логичная натура не может найти объяснения происходящему, и это раздражает его еще больше.

Желая стать народным героем, Базаров только отрывается от народа. Он желает получить уважение от тех, кого презирает, а такое невозможно. Трагичность образа Базарова заключается в его противоречивости. С одной стороны, он жаждет любви и хочет быть любимым, но не может себе этого позволить. Он чувствует себя несколько виноватым, что предал свою идею, и своим поведением, резким и грубым отталкивает Одинцову. Точно так же он желает добра своему народу, но совершенно не принимает в расчет глубокую духовность народа, его сложившуюся веками высокую культуру. Желая разрушить, «расчистить место» для новой жизни, как он говорит, Базаров бесцеремонно пытается перечеркнуть тысячелетний опыт человечества, что в принципе невозможно в данных условиях. До определенной степени Базаров прав. Наука необходима для продуктивного прогресса, для новых достижений, для облегчения жизни людей, но нельзя делать из нее самоцель, отрывать от потребностей простых людей.

Базаров — очень сильная и незаурядная личность. Но, как часто случается, его благие намерения не всегда приводят к ожидаемому результату. Противоречивость образа Базарова — лишь одна из граней трагичности. Другая проблема этой личности — сила, которая не находит выхода, Базаров одинок в своем нигилизме. Всех этих окружающих его так называемых единомышленников типа Кукшиной и Ситникова даже не стоит принимать в расчет. Эти персонажи — жалкая пародия на Базарова. Аркадий тоже не годится на роль последователя нигилиста. У Аркадия совсем иной путь, чем у Базарова, возможно, менее трудный и противоречивый, но не менее нужный. Судьба Аркадия лишена той надрывной трагичности, которая присутствует у Базарова. Но в жизни Аркадия Базаров сыграл огромную роль. Он заставил Аркадия как минимум, задуматься о своем жизненном пути и о пути России в целом.

Долгое время роман «Отцы и дети» в критической литературе вызывал разночтения и порождал диаметрально противоположные точки зрения. Так, очень часто либералы и консерваторы читали произведение как оправдание собственной мягкотелости, обличение резкости суждений молодежи, а революционеры находили близкие темы для себя. Такая однобокость угнетала писателя, но он ничего не мог поделать. Осознание противоречивости произведения пришло в критику уже многие годы спустя после смерти автора.

Нигилизм Базарова

Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени — нигилизма, что в переводе с латыни означает «ничего». Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него — это наука и познание мира опытным путем.

Базаров цитаты

Любовная линия в романе

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман «Отцы и дети». Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта — ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров — образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои — это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа — это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа — «это мастерская, и человек в ней работник». В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника — Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

базаров характер

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха — вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде — один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) — врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание — вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: