Вариант 1
(574 слова) Свой известный роман «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев написал незадолго до одного из самых важных для страны событий — отмены крепостного права. В этот период русская интеллигенция буквально разделилась на три части — на сторонников коренных преобразований, либералов и консерваторов. Как известно, сам автор принадлежал к либералам — людям умеренным и осторожным. Но это вовсе не мешало Тургеневу общаться с людьми, которые придерживались радикальных взглядов. И свое произведение автор посвятил памяти выдающегося литературного критика Белинского — того, кто являлся ярким представителем нового общественного сословия и новых взглядов на мир. Этим посвящением Тургенев доказал, что можно дружить, даже несмотря на разницу мировоззрений. Может, именно поэтому одной из центральных тем романа Тургенева «Отцы и дети» является тема дружбы.
Не секрет, что над проблемой взаимоотношений людей человечество рассуждало с древних времён. Многие поэты, философы, журналисты и писатели много раз стремились разгадать тайну возникновения ненависти, любви и, конечно же, дружбы. В романе «Отцы и дети» тема дружбы предстаёт в качестве основ сюжета. Данную тему русский писатель раскрыл на примере дружественных отношений Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова.
«Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень» — эту цитату Пушкина можно отнести и к главным героям романа Тургенева. Базаров прагматичен, сух, строг, очень умен и энергичен. Он интересуется естественными науками, а также является сторонником прогрессивных нигилистических убеждений. Сильная натура героя подчинила себе более слабого и ведомого Аркадия. По своим взглядам Кирсанов противоположен Базарову, но в начале романа он еще не понимает этого. В образе Аркадия Кирсанова Иван Сергеевич воплотил молодого романтика, который очень любит литературу, поэзию и музыку и безразличен к научному труду. Аркадий часто ленится, а ум его впитывает чужую мудрость. Но молодые люди, несмотря на всю разность своих интересов и убеждений, дружат. В этих отношениях Аркадий тянется к Евгению, который совсем не похож на тех людей, которые окружали его ранее. Объединяет их лишь общее увлечение нигилизмом. На первый взгляд может показаться, что между двумя главными героями сформировалась крепкая дружба. Однако дружественные отношения молодых людей оказались недолговечными, ведь герои воспитывались совершенно в разных условиях, и их жизненные пути должны были разойтись. Аркадий Кирсанов — выходец из богатой семьи помещиков, который вырос в родительской любви и заботе. Отец Аркадия потерял жену, и всю нежность посвятил сыну. Юный мальчик унаследовал его сентиментальность, стремление к творчеству, склонность к меланхолии, созерцанию природы и праздности. Поэтому, по мнению Кирсанова, семья является наивысшей ценностью в жизни. Евгений, в отличие от Аркадия, рос в простой семье бывшего военного. С детства герой понял, что ему нужно трудиться ради куска хлеба. Для поступления в университет ему пришлось стараться вдвое больше, ведь денег и протекции у него не было. Работая с юных лет, Евгений увидел изнанку мира помещиков и крестьян, поэтому был более непримирим в вопросах социальной политики. Не имея времени и ресурсов на отвлечения, Базаров отрицает всё, что относится к искусству, религии, любви. Поступки и поведение Евгения Базарова свидетельствуют о нежелании главного героя соблюдать основные правила, установленные в обществе. Почему? А потому, что он видел второе дно этого общества — мир, где никто не оставит в наследство усадьбу и крестьян. Видимо, поэтому Аркадий не в состоянии принять жизненную позицию Евгения, так как увлечение Кирсанова нигилизмом является временным явлением. Его место — в консервативной среде тех, кто получает выгоду от общественной, экономической и политической стагнации России.
Если в жизни дворянин (Тургенев) и разночинец (Белинский) смогли общаться и дружить, то в романе их пути разошлись. Дружба не выдержала огромного количества противоречий, которые разлучили героев. Однако само ее возникновение означает, что общество может жить в гармонии, даже если в нем будут конфликты интересов и теорий.
Сочинение на тему: Тема дружбы в романе Тургенева «Отцы и дети»
Сочинение. Тема дружбы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева «Отцы и дети» вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что «плебей» Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их. Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию. Критик Антонович, сотрудничавший в журнале «Современник», назвал Базарова «асмодеем нашего времени». Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу И.С.Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену передовому дворянству. Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: «Отцы и дети». Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений — вечная проблема классической литературы, с другой — конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов. Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к какому из социально-политических лагерей мы можем их отнести. Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря «детей», лагеря демократов- разночинцев. Все остальные герои находятся во враждебном лагере. Центральное место в романе занимает фигура нового человека — Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей, которые «драться хотят». Другие — люди старшего поколения, которые не разделяют революционно-демократических убеждений Базарова. Они изображены мелкими, слабовольными людьми с узкими, ограниченными интересами. В романе представлены дворяне и разночинцы 2-х поколений — «отцов» и «детей». Тургенев показывает, как действует демократ-разночинец в чужой ему среде. В Марьине Базаров — гость, который отличается своим демократическим обликом от хозяев-помещиков. И с Аркадием он расходится в главном — в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия — Базарову. Но все-таки Аркадий постепенно приобретал свое мнение и уже переставал слепо повторять за Базаровым суждения и мнения нигилиста. В спорах он не выдерживает и выражает свои мысли. Однажды их спор дошел чуть ли не до драки. Разница между героями видна в их поведении в «империи» Кирсанова. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий сибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно сразу по его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело — естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, значит, Базаров идет в ногу со временем. Аркадий — совершенная противоположность. Он ничем не занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает. Для него главное — уют и покой, а для Базарова — не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться. Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде. Крупное разногласие возникло между «друзьями» в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно «ученик» выходит из-под власти «учителя». Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. «Ты, нежная душа, размазня», — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. «Ученик» не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену «отцам», не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению «отцов». Писарев очень точно оценивает причины разногласий между «учеником» и «учителем», между Аркадием и Базаровым: «Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов». Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих опеки. Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.
novstudent.ru | 27.10.2012
«Тема дружбы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Базаров и Аркадий»
Сочинение. Тема дружбы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Базаров и Аркадий
1. Отношение критики к роману.
2. Аркадий как друг и соратник Базарова.
3. Закономерность разрыва двух героев.
После выхода в свет роман Тургенева «Отцы и дети» вызвал шквал критических статей. Тургенева ругали все: либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии изображены в ироническом ключе и что «плебей» Базаров оказывается морально выше и сильнее их, а демократы восприняли главного героя романа как злую пародию. Неудивительна такая реакция критиков и читателей на образ, созданный Тургеневым, — он, как настоящий художник, сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену передовому дворянству. А появление «нового человека» всегда вызывало общественный резонанс.
Ключевая проблема, поставленная писателем в романе, обозначена уже в его названии «Отцы и дети», которое имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений — вечная проблема жизни человека и предмет пристального внимания в классической литературе, с другой — это конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 1860-х годах: либералов и демократов. Действующие лица романа систематизируются в зависимости от того, к какому из социально-политических лагерей принадлежат. Однако в романе главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря «детей», лагеря демократов-разночинцев, и он противостоит враждебному лагерю, представители которого не разделяют революционно-демократических убеждений Базарова.
Однако в самом начале романа Базарова не так уж и одинок, у него есть союзник — его друг Аркадий Кирсанов. В первых главах романа Аркадий предстает как верный последователь Базарова, ученик, с восторгом и упоением внимающий своему учителю и разделяющий его взгляды на жизнь. Кирсанов-младший убежден в особом предназначении Базарова. Аркадий, несомненно, очень дорожит дружбой с Базаровым, гордится им. Об этом свидетельствуют его восторженные интонации, с которыми он рассказывает своему отцу Николаю Петровичу Кирсанову о товарище. Аркадий горячо поддерживает Евгения в его споре с Павлом Петровичем. Но это только вначале. По мере развития действия Аркадий постепенно охладевает к «разночинским взглядам», которых придерживается первоначально. Почему это происходит? Ответ на этот вопрос прост, и дал его сам автор: Тургенев писал, что Аркадий в основном «сибаритствовал» под влиянием натуры гораздо более сильной, чем он сам, — под влиянием Базарова. Но разница между друзьями не замедлила себя обнаружить: Базаров постоянно занят делом, Аркадий же не делает ничего, только иногда, чтобы развеяться, помогает отцу. Базаров — человек дела, что видно сразу по его красной обнаженной руке. Он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься своей работой. Его стезя — естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Базаров здесь идет в ногу со временем, поскольку увлечение наукой является типичной чертой культурной жизни России 1860-х годов. Аркадий же — абсолютная противоположность. Молодого человека по-настоящему ничего не увлекает. Все, к чему он стремится, — уют и покой, что идет вразрез с жизненной установкой Базарова — не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться.
Да и характеры тех, кто до поры до времени называют себя друзьями, полностью противоположны: Аркадий — мягкий и добрый, Евгений горд и самолюбив.
Не случайно говорят, что в спорах рождается истина. Действительно, в романе, который изобилует сценами идейных споров, позиции героев рано или поздно обнаруживаются целиком и полностью. И тогда, когда становится ясным отношение персонажей к различным вопросам жизни общества, жизни человеческой души, тогда и обнаруживается полярность характеров героев. Тогда же и встает вопрос о подлинности дружбы молодых людей. Ведь дружба подразумевает в первую очередь взаимопонимание, а в случае с Базаровым и Аркадием оказывается, что взаимопонимания как раз им и недостает. По ходу действия романа выясняется, что Базаров подвергает осмеянию то, что так дорого Аркадию: открытое проявление теплых чувств к родным и любимым, восхищение красотой природы, возможность грустить и радоваться под звуки музыки, наслаждаться поэтическими строками…
Аркадий, обнаружив для себя то, что его жизненные убеждения не сходны с убеждениями Базарова, постепенно начинает учиться высказывать свое мнение, противоположное суждениям нигилиста. Однажды спор приятелей дошел чуть ли не до драки. И в сцене, когда Базаров, как бы шутя, растопыривает «свои длинные и жесткие пальцы», чтобы сомкнуть их на шее Аркадия, и при этом «зловеще» усмехается, есть доля истинного отношения нигилиста к «птенцу». Ведь именно «птенцом» Базаров и считал Аркадия, при этом относился к нему всегда покровительственно. Базаров понимает, что Кирсанов-младший не может стать его сподвижником: «Ты нежная душа, размазня», — говорит он Аркадию. И он прав — время очень быстро все расставляет на свои места, и Аркадий оказывается принадлежащим старому поколению, поколению «отцов». Писарев очень точно оценивает причины разногласий между Аркадием и Базаровым: «Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов». Аркадий никогда бы не смог срастись с идеями нового века, поэтому его разрыв с Базаровым очевиден.
🗹