Почему И. С. Тургенев назвал Е. Базарова “лицом трагическим”
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» — одно из выдающихся явлений в русской классической литературе. По мнению самого автора, это роман о человеке, «время которого еще не пришло». Главный герой романа — Евгений Базаров — личность своеобразная и неординарная. Именно поэтому многие русские критики проявили к Базарову такой интерес.
Каждый из них пытался высказать свою точку зрения на образ Базарова, образ «трагический», «беспокойный и тоскующий». А противоречивость в характере героя объясняет разницу в оценке мыслей, поступков, суждений этого человека. Образ Базарова глубоко драматичен.
Он не принят окружающим обществом, так как приносит лишь «печаль и беспокойство». Даже Аркадий, поначалу слепо следующий за Базаровым и преклоняющийся перед ним, в конце концов, находит себе место в жизни и удаляется от своего старшего друга. Все это, несомненно, Базаров сильно переживает. Но самолюбие, «незаметное вследствие своей громадности», «сатанинская гордость» не могут позволить ему обнаружить свои чувства, выказать свою человеческую слабость. Даже самому себе Базаров никогда не признается в том, что под полупрезрительным отношением к окружающим скрывается его легко ранимая душа. Базаров гостит у Аркадия в деревне.
Непросто складываются его отношения с братьями Кирсановыми, особенно со старшим из них — Павлом Петровичем. Базаров видит в нем «архаическое явление», его существование он называет «пустотой», а «принципы» его -«самооправданием человека, который сидит сложа руки». Между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым начинаются бесконечные споры, в которых ни один не может уступить другому. Базаров «завирается в своем отрицании». Павел Петрович, удивленный критическим отношением к себе, злится, «зачем Базаров не восхищается его особой». Но эти споры бесплодны; Базаров и Павел Петрович — люди разного времени и разных убеждений, им никогда не понять друг друга. Павел Петрович может восхищаться поэзией, музыкой, любоваться природой.
Он считает, что «без чувства собственного достоинства нет никакого прочного основания общественного блага». Базаров же считает, что «в теперешнее время полезнее всего отрицание». Позиции этих двух людей прямо противоположны; в итоге каждый остается при своем. С новой стороны раскрывает характер Базарова его отношение к Аркадию Кирсанову. У Базарова нет друга, Аркадия он считает лишь своим молодым «учеником».
За всю свою жизнь Базаров так и не встретил ни одного человека, который «не спасовал бы перед ним». Тем самым он оказался обречен на одиночество. Это одиночество тем для него тяжелей, что он не видит возможности приложения своих сил, своей энергии. Евгений Базаров одинок и среди «своих», в кругу нигилистов. Это происходит, на мой взгляд, потому, что эта среда в значительной степени состоит из людей, не овладевших культурой, часто обделенных талантом, умом.
Базаров среди них был великаном, к которому тянулись все остальные, такие, как Евдоксия Кукшина и сын откупщика Ситников. Но слишком уж серы и пошлы эти люди, они не могут заинтересовать, привлечь к себе внимание такого человека, как Евгений Базаров.
Отношения с Одинцовой, вероятно, помогли Базарову взглянуть на жизнь с другой стороны. Вполне возможно, что, познакомившись с Анной Сергеевной, он впервые в жизни всерьез заинтересовался женщиной.
Неуверенность, которую он чувствует в себе вначале, быстро проходит, ведь их отношения очень естественны и просты. Базаров ведет долгие беседы с Анной Сергеевной, спорит, раздражается, и, наконец, привязывается к ней с какою-то злобною, «мучительною страстью». Это довольно неожиданно для Базарова, так как он совершенно не анализирует своих чувств. Недаром Д. И. Писарев подчеркивает, что «у него нет недоверия к самому себе».
Важно сказать, что Базаров с тревогой и болью познает через любовь тайну собственной души. Трагичность положения Базарова обусловлена еще и тем, что занимаясь лишь естественными науками, он некоторых вещей просто не понимает: «сплеча отрицает» он музыку, поэзию, живопись. Именно поэтому, встретившись с совершенно новым для него чувством он просто растерялся. Смятение в своей душе он скрыть не сумел. Анна Сергеевна, заметив это, не пожелала расстаться со своим спокойствием и благополучием. И как результат, Евгений Базаров остается один на один со своей мукой. Итак, в чем же трагедия Базарова?
Прежде всего, она, наверное, в том, что на каком-то этапе в его душе происходит внутренний разлад, переоценка уже сложившихся представлений о жизни. Он не может победить в себе то, с чем борется в других. По мнению Писарева, «удовлетворить Базарова могла бы только целая вечность постоянно расширяющейся действительности». В этой неуравновешенности и борьбе с самим собой и заключена основная драматичность образа Евгения Базарова. Вполне возможно, что Базаров — лишний человек в окружающем его обществе. Он не видит места приложения своей энергии, не может найти достойных единомышленников.
Но в то же время это уже не Печорин или Онегин. У Базарова уже есть и «знания и сила». Его «мысли и дело уже сливается в одно целое». Базаров стоит на ступень выше многих своих современников в умственном развитии. По мнению Писарева, » болезнь века раньше всего пристает к людям, стоящим по умственным силам выше общего уровня». Именно поэтому Базаров должен одним из первых переболеть этой страшной болезнью неприятия окружающего мира, неизбежно при этом оказываясь «лицом трагическим».
Краткий пересказ
klassreferat.ru
Почти полтора века прошло с тех пор, как был впервые издан роман Тургенева “Отцы и дети”. Автор писал его в нелегкое время- период подготовки и проведения крестьянской реформы. Теперь, когда историками описаны все события, развернувшиеся после 19 февраля 1861 года, много нового открывается нам в тургеневской позиции. Начиная с середины пятидесятых годов девятнадцатого века, всем становится ясна неизбежность проведения реформ. Происходит размежевание сил на либеральное дворянство и демократов — революционеров. Речь идет о том, каким образом осуществятся преобразования: “сверху” — путем постепенного введения в жизнь либеральных законов, или “снизу” — путем революционным. В этих условиях Тургенев пишет “Отцов и детей” — роман, законченный в июле 1861 года и напечатанный в следующем году в “Русском вестнике”. Судя только по названию, можно подумать, что речь в произведении идет о конфликте между поколениями. Однако это не так. Автор показывает противоречие мировоззрений, сословий, сталкивая “принсипы” Кирсанова с убеждениями Базарова. “- Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. Прощайте… И довольно! — промолвил он и опустился на подушку. — Теперь… темнота. Базаров заснул… Больше ему не суждено было проснуться. К вечеру он впал в беспамятство, а на следующий день умер”. Смерть главного героя, такая неожиданная, случайная, кажется странным завершением действия, развернутого Тургеневым на страницах романа. Это послужило поводом к возникновению многочисленных споров между критиками — опубликованные статьи Писарева, Страхова, Антоновича нередко противоречат друг другу в описании этого эпизода. Однако при более глубоком рассмотрении сюжета оказывается, что такой поворот событий является не случайным, а закономерным итогом развития действия. Ведь не зря Тургенев называет Базарова “лицом трагическим”. Тургенев старается показать главного героя максимально объективно, раскрыть его слабые и сильные стороны. Взгляды Базарова раскрываются в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, дядей его друга Аркадия. В этих спорах речь, безусловно, идет о революции, хотя Тургенев прямо об этом не говорит. “Он — нигилист”, — говорит Аркадий о политических взглядах Базарова (в десятой главе), определяя нигилиста как человека, не признающего никаких авторитетов и не принимающего ни одного принципа на веру. Но Тургенев пишет: “Если он называется нигилистом, то надо читать — революционером”. Убеждения Базарова еще более проясняются после следующей реплики: — Вы все разрушаете, да ведь надобно же и строить! — Это уже не наше дело. Сперва надо место расчистить. Тургенев понимает, что дни “отцов” уже сочтены, что отжившие свое аристократы не смогут играть ведущую роль в будущем, что будет построено новое общество с иными устоями, но он еще не знает, что это будет за новая сила. Именно поэтому так трагична судьба Базарова, так неожиданно он умирает. Иначе и быть не может — ведь для молодого нигилиста нет еще места в настоящем, не пришло еще его время. Базаров предстает перед нами как материалист, рационалист. Тургенев наделяет его самыми крайними взглядами, показывая это даже в его манерах поведения и внешнем виде (длинные волосы, издавна считавшиеся признаком вольнодумства, небрежный вид, речь, просьба “стащить в комнату чемоданишко да одежонку”). Однако автор показывает Базарова не только как нигилиста, но и как исследователя, медика и экспериментатора, интересующегося в основном естественными науками. Он воспринимает все явления исключительно с физиологической точки зрения, видит пользу только в том, что можно осознать с помощью пяти чувств, все остальное — лишь слабость. Поэтому герой отрицает искусство, религию, воззрения простого народа, даже науку вообще как понятие. Далее Тургенев подвергает убеждения Базарова испытанию любовью -именно с началом отношений с Одинцовой начинается трагический поворот в судьбе героя. Базаров испытывает новое чувство, доселе ему неведомое, противоречащее всем его воззрениям, которые уже стали частью его самого, и поэтому задевающее его за самое сердце. И все же у нигилиста не хватает силы воли, чтобы противостоять этой слабости, и он признается в любви Одинцовой. Базаров встречает отказ. Однако это не суть важно. Важно то, что с этой минуты в душе Базарова начинается кризис, замешательство. Он подвергает сомнению каждое свое убеждение. Доказательство этому — спор Базарова с Аркадием. Здесь мы видим, как меняются взгляды Базарова. Он задумывается о том, ради кого и ради чего он борется: “…Я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет—да и на что мне спасибо?” Теперь он говорит: “Я придерживаюсь отрицательного направления — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста!” Эпизод с Фенечкой — попытка доказать уязвленному самолюбию, что не все еще потеряно. Но это не так. Базаров уже не тот титан, не склоняющийся ни перед какой сильной натурой. Душевный кризис, трагическое противоречие разрешается неожиданной смертью Базарова. Он умирает, заразившись трупным ядом, — неожиданно, случайно. В этом заметна какая-то ирония. Перед смертью в Базарове происходит перемена — он смягчается, открывается для любви. Смерть Базарова — логическое завершение трагического действия. Трагизм нигилиста в том, что он попадает не в свое время и не в свою среду -здесь он как в безвоздушном пространстве.
Рекомендуем посмотреть:
- «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова)
- «Отцы и дети» в русской критике
- «Смерть героя» (анализ эпизода смерти Базарова). Отцы и дети Тургенев И.С.
- «Бунтующее сердце» (образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
- «Бунтующее сердце» (образ Евгения Базарова)
- «Бунтующее сердце» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») сочинение
- «Отцы и дети» как философский роман — сочинение
- «Отцы и дети» как философский роман
- «Отцы» и «дети» в одноименном романе И. С. Тургенева
- «Равнодушная» природа в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Встречаются в своих апартаментах, путаны в Иваново, все услуги не обязательно строго в презервативе, проверь на yesivanovo.ru. Каждая дива имеет идеальное по всем параметрам тело, а также справляется со своим ремеслом на отлично. Красивые путаны в Иваново, восхитительные и горячие, они такие заботливые и стройные, что возбуждение неизбежно. Выбери девушку сейчас.