- Сочинения
- Литература
- Тургенев
/
/
Трагедия Базарова, я считаю, в его характере. У него отрицание всего, как у подростка. Как у моего брата, например. Брат мой говорит, что все взрослые и почти все подростки живут неправильно… И только он знает, как верно жить! Вот и Евгений тоже всех обвиняет…
Он ведь даже считает, что чувства – это всё ерунда. Но ведь чувства так связаны с телом! То есть вот ты злишься – кулаки сами сжимаются, радуешься – сердце колотится. Как можно это не замечать? Зажимать всё в своем теле? В общем, он так и делает.
Что касается любви, то тут он точно ещё и проигрывает в войне, которую сам придумал. Он ведь так влюбился в Анну – почти безответно… И это чувство, даже не она сама, перевернули его мир. Ему пришлось поверить в то, что он отрицал. Конечно, он почти впал в депрессию, разозлился… Ему можно только посочувствовать. Если бы я вдруг узнал, что мои родители вовсе не мои! Весь мир бы перевернулся… Нет, лучше без этого! А тут, вообще, всё во что верил, оказалось обманом – самообманом.
Ещё он склонен к злым шуткам. Даже на дуэли он продолжает шутить. Предлагает тому, кто беспокоится, спрятаться за дерево! Или говорит, что будет отмерять шаги между дуэлянтами, так как у него ноги длинней, то есть расстояние будет больше. А это хорошо для того, кто боится! То есть он «подкалывал» своего противника. Не волновался, не хотел извиниться! И противник-то его насколько старше был!
В принципе, всё это понятно. Если верить, что земного притяжения нет, то больно будет падать. Евгений придумал себе теорию без чувств, назначил себя самым умным… вот и пришлось увидеть крах теории.
Трагедия как раз в том, что из-за своего характера Евгений придумал себе теорию, но такую неправильную, что сам быстро увидел её крах. Если бы все вокруг тоже зажимали свои чувства, то он бы стал «эмо». Главное – быть не таким, как все, ведь все глупые, обычные. А он не такой! И поверил ведь, что лучше других… Вот почему тоже пришлось разочароваться. Думал, что такой умный, а погиб из-за почти мелочи – предосторожности не соблюдал. Тоже из гордыни?
В общем, мне очень жаль его. Мог бы стать, например, хорошим доктором, нормальным человеком… который бы как раз принес пользу обществу, собственной семье! Жаль его. Действительно, трагедия, которая длилась всю его жизнь… Не случилась в один момент, а продолжалась долго. Он сам себя мучил много лет, другим тоже нормальной жизни не давал. Никому не пожелаю такого!
Другие темы: <- Костя из рассказа Бежин луг? ТургеневАркадий Павлыч Пеночкин в рассказе Бурмистр ->
`
Популярные сочинения
- Сочинение Вина и совесть
Один известный человек по имени С. Цвейг однажды сказал: «Никакая вина не может быть предана забвению, пока о ней помнит совесть». С этими словами невозможно не согласиться, ведь виновного всегда мучают навязчивые мысли о своём поступке. - Мертвые души — история создания произведения Гоголя
Над поэмой «Мертвые души» автор начал работу в тысяча восемьсот тридцать пятом году. В те годы он мечтал написать что-то по истине масштабное и уникальное. Александр Сергеевич Пушкин был одним из первых людей - История создания произведения Горе от ума Грибоедова
Александр Сергеевич Грибоедов создал комедийную пьесу «Горе от ума», которая в итоге стала классикой литературы начала XIX века. Он начал писать это произведение ещё находясь на службе в 1821 году
Сочинение на тему базаров как трагический герой
Страница: [ 1 ] 2 В принципе, сказать: “Он – хороший человек”, нельзя. Равно как и сравнить двух людей. Ведь в каждом из нас столько разнообразных черт и особенностей, и среди них обязательно есть и отрицательные и положительные. Поэтому, оценивая любого человека, необходимо рассматривать его с каждой стороны в отдельности. В литературе ситуация сильно осложняется, ведь мы видим все литературное пространство сквозь призму авторского восприятия. У некоторых персонажей, например, могут начисто отсутствовать хорошие черты. Причем на каждом шагу нам приходится задумываться: “А не предвзятое ли отношение у автора?” В большинстве случаев мы можем решить для себя этот вопрос. Но иногда нам совершенно неясно: сам ли герой мог так поступить или же автор заставляет его так делать? Подобная ситуация отчасти проявилась в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”. Автор первоначально задумал написать поучительное произведение для молодежи, со взглядами которой был не согласен, но “крутой Базаров увлек Тургенева”. “Он (Тургенев) хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда”. Он не мог рисовать заведомо неправильную картину, “не мог доказывать своими образами предвзятую идею”. Однако Тургенев в силу своего происхождения, воспитания, взглядов не принимал мировоззрение своего героя – Евгения Васильевича Базарова – и поэтому разного рода колкости – замечания появляются на страницах романа. “С первого разу он показал нам в Базарове угловатое обращение, педантическую самонадеянность, черствую рассудочность”. Базаров вызывающе грубо отзывается о том, что многие люди считают священным: ” -Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить… -Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров”. Называет виднейших деятелей культуры совершенно ненужными. Очень холодно относится к человеку, который благоговеет перед ним – к Аркадию Николаевичу Кирсанову. Вдобавок, своим невниманием причиняет много страданий родителям: Василию Ивановичу и Арине Власьевне Базаровым. И все это подчеркивается чересчур флегматичным, на первый взгляд, характером. Но сила натуры Базарова изменяет и автора. В процессе повествования можно отметить перемену в отношении автора к своему герою. Если в начале произведения И.С. Тургенев его недолюбливает, то к концу открыто симпатизирует. Писарев сказал: “Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев, как человек и как художник, растет в своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного типа”. Читатель отдаленно повторяет работу, проделанный самим писателем. Он постепенно, не сразу, осознает насколько красив и строен внутренний мир Базарова. Конечно же, приходится преодолевать много препятствий. Большую часть информации, необходимой для правильной оценки любого персонажа можно почерпнуть из его разговоров. Базаров говорит крайне мало, и вряд ли уважает кого-нибудь настолько, чтобы из разговора с ним можно было понять его характер достаточно хорошо. Нам остается довольствоваться недомолвками. Только двум персонажам удается вынудить Базарова на откровенность: Павлу Петровичу Кирсанову – дяде Аркадия, и Анне Сергеевне Одинцовой, молодой вдове, с которой Аркадий, друг Базарова, познакомился в городе на бале у губернатора. Причем последней удалось гораздо ближе узнать Базарова, хотя только в разговоре с Павлом Петровичем Базаров открывает свои жизненные позиции. После первой встречи Павла Петровича с Базаровым между ними возникает взаимная неприязнь. Павла Петровича можно назвать главой (или “полюсом”) лагеря “отцов”. В нем собрано большинство предрассудков отмирающего аристократизма. Он не принимает, да и, наверное, не может принять понятий Базарова. Он отмечает сильные стороны характера Базарова, но считает их недостатками “Мы (старое поколение) не имеем той дерзкой самонадеянности”, – говорит Павел Петрович, не осознавая того, что для Базарова эгоизм и самонадеянность стали почти единственными движущими силами. Павел Петрович – “человек желчный и страстный, одаренный гибким умом и сильной волею”, который “мог бы, при известных условиях, явиться ярким представителем сковывающей, леденящей силы прошедшего”. Он обладает деспотической натурой: пытается подчинить себе всех окружающих, причем делает это скорее по привычке, чем из холодного расчета. Именно поэтому он “рисуется и злится, зачем на него не любуется Базаров, единственный человек, которого он уважает в самой ненависти своей”. В свою очередь, Базаров “мог бы явиться представителем разрушительной, освобождающей силы настоящего”. Он в отличие от Павла Петровича никого, по-моему, подчинить не пытается. Он не противится тому, чтобы его любили или уважали, если это приносит пользу или хотя бы не ущемляет его личные интересы, ведь “не богам же горшки обжигать”. В Базарове все вертится вокруг огромнейшего эгоизма и самомнения. Именно этим качествам своего характера Базаров обязан всем. Он живет “по расчету”, исходя только из своих интересов и потребностей. Он не нуждается ни в ком, не имеет высокой цели впереди, ни к чему не стремится, а сил и энергии хоть отбавляй (в этом и заключается основной аргумент для доказательства трагизма натуры Базарова). Он понимает, что он не такой как все, но не пытается быть похожим на других. Здесь личность достигает полного самоосвобождения, полной особенности и самостоятельности”. Конечно же, между такими разными, но одновременно похожими людьми, как Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов, по всем законам диалектики, должны возникать бурные прения. Так и происходит: Павел Петрович оказывается единственным человеком, которому удается вызвать Базарова на спор, часто против воли последнего. В этих спорах, несмотря на немногословность, Базаров рассказывает очень многое. Он сам раскрывает Павлу Петровичу свои взгляды и принципы. Д.И. Писарев выразил его мысли во время основного спора следующими словами: “Я не могу действовать теперь, не стану и пробовать; я презираю все, что меня окружает, и не стану скрывать этого презрения. В борьбу со злом я пойду тогда, когда почувствую себя сильным. До тех пор буду жить сам по себе, как живется, не мирясь, с господствующим злом и не давая ему над собою никакой власти. Я – чужой среди существующего порядка вещей, и мне до него нет никакого дела. Занимаюсь я хлебным ремеслом, думаю – что хочу, и высказываю – что можно высказать”. В этом заключается сущность Базарова (это еще один аргумент, который доказывает, что Базаров – трагическая личность: “он “чужой среди существующего порядка вещей”). Совершенно другие черты Базарова проявляются в его отношении к Одинцовой. Эти черты показывают, как он может чувствовать. Базаров оказываться самым любвеобильным героем романа. Только в нем мы увидели настоящую страсть. Всё его отрицание, все его умозаключения отошли на второй план, когда в нем закипела страсть. Он “злился и сознавал, что делает глупость, и все-таки продолжал ее делать”. И он не сопротивляется – делает “сознательную глупость”. Переломным моментом в отношениях с Анной Сергеевной оказывается его объяснение в любви. Анна Сергеевна – женщина очень холодная и расчетливая, пугается такого бурного потока чувств и решает “что спокойствие все-таки лучше всего”. Его страсть понемногу угасает, но ее проявления еще долго беспокоят Базарова: то на него находила “лихорадка работы”, то она с него “соскакивала”, “странная усталость замечалась во всех его действиях”. Может быть, впоследствии он сумел бы переосознать все, что с ним произошло, “принялся бы за дело, выругал бы самым энергичным образом проклятый романтизм и неприступную барыню, водившую его за нос”. Но Тургенев неожиданно приводит его к смерти. Страница: [ 1 ] 2
Базаров – человек будущего?
Тургенев, несомненно, выступает новатором, введя образ Базарова в романе «Отцы и дети». Для более полного, глубокого восприятия этого персонажа предложим литературную аналогию. Например, роман братьев Стругацких «Отягощенные злом». В нем боги – творцы мира — убеждаются в своем бессилии: начатое с благой целью любое дело приносит зло. Поэтому они превращают в нового Христа учителя Носова Георгия Анатольевича. Чем он подобен Базарову? Тем, что оба они – носители и проводники будущего, присланные в настоящее, непонятые, безвременно погибшие. Однако, образно говоря, их следы на песке не затеряны, они остались, они видимы другим.
Базаров и враждебный социум
Тургенев обнажает противоречие российской действительности: большинство хозяйственно активного населения страны составляют крестьяне, а общественно активного — дворяне. Молодой нигилист в большей мере, чем аристократы, понимает крестьян и сочувствует им. Ведь он генетически связан с людьми, обрабатывающими землю.
Такие люди, как Базаров, кажутся аристократам смутьянами, потому что несут в себе мощный заряд потребности служения всему обществу. Дворяне же предпочитают односторонний процесс: чтобы чернь (большинство людей) служила им. Это — мировоззренческий конфликт, и пребывающий в нем Базаров не может себя чувствовать комфортно.
Трагизм образа Базарова раскрывается и в истории любви героя к вдове Одинцовой Анне Сергеевне. Образованная поместная дворянка проживает в своем имении Никольское, куда и приезжают медики Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров. Ее красота и ум потрясли нигилиста, он начинает понимать, что любовь выше всякого отрицания действительности.
Студент морально выше аристократа
Эгоистичный и вспыльчивый брат хозяина имения Марьино ненавидит молодого лекаря, и когда возникает формальный повод (Базаров невинно целует Фенечку, гражданскую жену Николая Петровича), вызывает молодого человека на дуэль. Причем вполне искренно желает убить его. В отличии от своего оппонента Евгений проявляет великодушие. Он, очевидно, стреляя метко, с точностью медика всаживает пулю в ляжку промазавшего Павла Петровича. Цель этого выстрела – не принести вред, а оставить «метку на память».
Тургенев, раскрывая образ Базарова, подводит читателя к парадоксальной ситуации. Разночинец-нигилист оказывается выше и духовнее увлекающегося искусствами дворянина. Вместе с тем именно во время пребывания в имении Кирсановых проявляется трагизм образа Базарова.
Евгений Базаров и Джен Эйр
Знаменитый роман Шарлотты Бронте вышел в свет за 14 лет до тургеневского. Примечательна общая направленность произведений, особенно если абстрагироваться от различий пола главных героев. Оба автора выносят на всеобщее обозрение не только носителей новых общественных отношений и новой морали, но людей одухотворенных, образованных, деятельных. Вокруг них ощущается мощная жизнеутверждающая аура, которая притягивает здоровые силы общества.
Образ Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» подобен образу Джен Эйр. Базаров гибнет, заразившись во время практической врачебной деятельности. Джен Эйр же становится единственным утешением для обнищавшего, ослепшего, покалеченного дворянина, мистера Рочестера. Однако, несмотря на трагизм, у читателя напрашивается вывод: эти образованные бунтари своим интеллектом в перспективе все-таки искоренят те родовые привилегии феодалов, которые несут другим людям дискриминацию.
🗹