Левша. Сказ о тульском косом левше и стальной блохе


История создания

В 1881 году в журнале «Русь» публикуется «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе». Позже автор включит произведение в сборник «Праведники».

Вымышленное и действительное переплетаются в едином целом. В основу сюжета положены правдивые события, позволяющие адекватно воспринимать описанные в произведении характеры.

Так, император Александр I, сопровождаемый казаком Матвеем Платовым, действительно посещал Англию. В соответствии с его саном ему были оказаны должные почести.

Правдивая история Левши разворачивалась в 1785 году, когда два тульских оружейника, Сурнин и Леонтьев, по распоряжению императора отправляются в Англию с целью ознакомления с оружейным производством. Сурнин неутомим в приобретении новых знаний, а Леонтьев «погружается» в беспорядочную жизнь и «теряется» на чужбине. Спустя семь лет первый мастер возвращается домой, в Россию, и внедряет новшества с целью усовершенствования оружейного производства.

Считается, что мастер Сурнин является прототипом главного героя произведения.

Лесков широко использует фольклорный пласт. Так, фельетон о чудо-мастере Илье Юницыне, создающем крохотные замочки, по размеру не превышающие блохи, положен в основу образа Левши.

Реальный исторический материал гармонично встраивается в повествование.

Краткое содержание «Левша» для читательского дневника

ФИО автора: Лесков Николай Семёнович

Название: Левша

Число страниц: 48. Лесков Николай Семёнович. «Левша». Издательство «Азбука». 2021 год

Жанр: Сказ

Год написания: 1881 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Жанр, направление

По поводу жанровой принадлежности существуют разночтения. Одни авторы отдают предпочтение повести, другие – сказу. Что касается Н. С. Лескова, он настаивает, чтобы произведение определялось как сказ.

«Левшу» также характеризуют как «оружейную» или «цеховую» легенду, которая сложилась среди людей данной профессии.

По словам Николая Семеновича, истоком сказа является «баснословие», услышанное им в 1878 году от какого-то оружейного мастера в Сестрорецке. Легенда стала той отправной точкой, которая легла в основу замысла книги.

Любовь писателя к народу, восхищение его талантами, смекалкой нашло своё воплощение в рельефных персонажах. Произведение насыщено элементами волшебной сказки, крылатыми словами и выражениями, фольклорной сатирой.

Толкование непонятных слов

Мелкоскоп — вместо «микроскоп»; соединение слов «микроскоп» и «мелкий».

Буреметр — вместо «барометра»; соединение слов «мерить бурю».

Грандеву — вместо «рандеву» (франц. rendez-vous — любовное свидание); объединение со словом «грандиозный».

Озямчик — «азям», крестьянская верхняя долгополая одежда.

Складень — складная икона, писанная на двух или трех створках (от «складывать»).

Кунсткамера — собрание редкостей, музей.

Кизлярка — виноградная водка невысокого качества, вырабатывавшаяся в городе Кизляре на Кавказе.

Плис — хлопчатобумажная ткань, похожая на бархат.

Цейгауз – правильно «цейхгауз» – военная кладовая для оружия или амуниции.

Суть

Сюжет книги заставляет задумываться о том, может ли Россия по достоинству оценить своих талантов. Основные события произведения явно указывают на то, что и власть, чернь одинаково слепы и равнодушны по отношению к мастерам своего дела. Государь Александр I посещает Англию. Ему показывают изумительную работу «аглицких» мастеров — танцующую металлическую блоху. Он приобретает «диковину» и привозит её в Россию. На некоторое время о «нимфозории» забывают. Затем «шедевром» англичан заинтересовался император Николай I. Он отправляет к тульским оружейникам генерала Платова.

В Туле «мужественный старик» приказывает трем мастерам сделать что-нибудь более искусное, нежели «аглицкая» блоха. Умельцы благодарят его за государево доверие и приступают к работе.

Спустя две недели приехавший за готовым изделием Платов, не разобравшись, что именно сделали оружейники, хватает Левшу и везет его во дворец к царю. Представ перед Николаем Павловичем, Левша показывает, какую работу они выполнили. Оказалось, что оружейники подковали «аглицкую» блоху. Император счастлив, что русские молодцы его не подвели.

Затем следует распоряжение государя отослать блоху обратно в Англию, дабы продемонстрировать мастерство русских оружейников. Левша сопровождает «нимфозорию». Англичане радушно его принимают. Заинтересовавшись его талантом, делают все возможное, чтобы русский умелец остался на чужбине. Но Левша отказывается. Он тоскует по родине и просит отправить его домой. Англичанам жалко его отпускать, но силой не удержишь.

На корабле мастер знакомится с Полшкипером, говорящим по-русски. Знакомство заканчивается попойкой. В Петербурге полшкипера отправляют в госпиталь для иностранцев, а Левшу, больного, заключают в «холодный квартал» и обворовывают. Позже привозят умирать в простонародную Обуховскую больницу. Левша, доживая последние часы, просит доктора Мартын-Сольского сообщить государю важную информацию. Но до Николая I она не доходит, так как граф Чернышев слушать ничего об этом не желает. Вот, о чем говорится в произведении.

Книга № 2. «Почерк Леонардо» Дины Рубиной

Зеркальное письмо, или почерк Леонардо — способ писать слова справа налево. Написанное с легкостью можно прочитать, поднеся к строке зеркало. Имя Леонардо да Винчи упомянуто неслучайно — многие записи он делал именно зеркальным способом (шутка ли это, умысел ли, достоверно не известно). Леонардо, как известно, был левшой, а такая манера письма встречается часто у тех, чье правое полушарие мозга развито больше левого. Особенно этим «увлекаются» дети (в том числе, и правши). Но вы очень ошибаетесь, если думаете, что книга Дины Рубиной о Леонардо да Винчи и его кодах и шифрах! (не путать с «Кодом да Винчи»!) О чем же роман?

В нем все, как мы любим — мистика, отражение действительности, страдания и просветления, остракизм и любовь, сверхспособности и сумбур… Спойлера не будет — хочется, чтобы вы получили удовольствие!

Расскажем только, что главная героиня — левша… И этим все сказано. Левша — странный, ненормальный, непонятный мир, загадка для остальных героев. Даже имя у героини особенное, зеркальное — АннА. Она умна, ловка, сообразительна, бесстрашна, талантлива, может, например, увидеть прошлое и предсказать будущее, назвать дату рождения незнакомого человека, тем самым загоняя в тупик страха и отчуждения окружающих. Анна выделяется даже в цирке, где, казалось бы, и без нее хватает странных персонажей. Дина Рубина отражает существование героини через обрывки воспоминаний, диалоги, разговоры, письма и даже музыку, вовлекая в захватывающий перифраз жизни.

Ссылка на книгу.

Главные герои и их характеристика

Император Александр I

– «враг труда». Отличается любознательностью, очень впечатлительный человек. Страдает меланхолией. Преклоняется перед иноземными чудесами, считая, что создавать их могут только англичане. Жалостлив и сердоболен, строит политику с англичанами, аккуратно сглаживая острые углы.

Император Николай Павлович

– честолюбивый «солдафон». Обладает прекрасной памятью. Не любит ни в чём уступать иностранцам. Верит в профессионализм своих подданных, доказывает несостоятельность иноземных мастеров. Однако простой человек его не интересует. Он никогда не задумывается, каким трудом достигается это мастерство.

Платов Матвей Иванович

– донской казак, граф. От его фигуры веет героизмом и размашистой удалью. Поистине легендарная личность, являющаяся живым воплощением храбрости и отваги. Обладает огромной выдержкой, силой воли. Безмерно любит родное отечество. Человек семейный, на чужбине скучает по родному хозяйству. Бесчувственно относится к чужеземным творениям. Верит, что русские люди все смогут сделать, на что ни взглянут. Нетерпелив. Не разобравшись, может избить простолюдина. Если же не прав, то непременно просит прощения, так как за образом жесткого и непобедимого атамана скрывается великодушное сердце.

Тульские мастера

– надежда нации. Они сведущи в «металлическом деле». Обладают смелым воображением. Прекрасные ружейники, верящие в чудо. Люди православные, полны церковного благочестия. Надеются на божью помощь в решении сложных задач. Чтят милостивое слово государево. Благодарят за оказываемое им доверие. Они олицетворяют русский народ и его хорошие качества, которые подробно описываются здесь.

Косой Левша

– искусный оружейник. На щеке — родимое пятно. Носит старенький «озямчик» с крючочками. В скромном облике великого труженика скрывается светлый ум и добрая душа. Прежде чем взяться за какое важное дело, идет в церковь получить благословение. Характеристика и описание Левши подробно изложены в данном сочинении. Терпеливо переносит издевательства Платова, хотя не сделал ничего дурного. Позже прощает старого казака, не тая обиды в сердце. Левша искренен, говорит просто, без лести и хитрости. Безмерно любит отечество, ни за что не соглашается променять родину на благополучие и комфорт в Англии. Тяжело переносит разлуку с родными местами.

Полшкипер

– знакомый Левши, владеющий русским языком. Встретились на судне, направляющемся в Россию. Много пили вместе. После прибытия в Петербург проявляет заботу об оружейнике, пытаясь вызволить его из ужасных условий Обуховской больницы и найти человека, который бы передал государю важное сообщение от мастера.

Доктор Мартын-Сольский

– настоящий профессионал своего дела. Пытается помочь Левше преодолеть болезнь, но не успевает. Становится тем доверенным лицом, которому Левша сообщает секрет, предназначенный для государя.

Граф Чернышев

– недалекий военный министр, обладающий огромным самомнением. Презирает простой народ. Его мало интересует огнестрельное оружие. Из-за своей недалекости, узости мышления подставляет русское войско в сражениях с противником в Крымской войне.

Книга № 5. «Алиса в стране чудес» и «Зазеркалье» Льюиса Кэрролла

Истории про Алису входят в список 12-ти «самых английских» предметов и явлений — история, созданная левшой для левши. Для каждого «Алиса» своя, поэтому мы не будем рассказывать про художественную сторону, а приведем несколько мнений, касающихся больше психологии и восприятия, чем сюжета. Любопытно, что сам Льюис Кэрролл очень кратко, без изюминки, описывал сюжет:

Героиня находится час под землей, встречает разных птиц и животных, которые умеют разговаривать (и это не феи). Все это сон, но я не открываю правду до конца рассказа.

А английская писательница Вирджиния Вулф считала, что приключения Алисы нельзя отнести к детской литературе, но это книги, в которых мы становимся детьми.

«Сказка исследует много научных концепций современной неврологии — существование непрерывного «я», наши воспоминания о прошлом и восприятие будущего. Она — большой источник знаний о когнитивных свойствах человеческого разума» /Элисон Гопник, Калифорнийский университет в Беркли/.

Группа английских психиатров пришла к выводу, что автор страдал редким видом мигрени: во время ауры человек видит предметы в искажённом, непропорциональном виде. Другие ученые, неврологи, в том числе, Элеонора Магуайр из Университетского колледжа Лондона (она часто использует Белую Королеву для иллюстрации своих идей), пришли к мнению, что память, на самом деле, касается не только прошлого — она помогает вам действовать соответствующим образом в будущем. Чтобы выработать наилучший курс действий, вы смотреть на себя в проекции.

«Я не сомневаюсь, что это произведение стимулирует умственную деятельность, повышает мотивацию и способность к обучению» /Трэвис Прулкс, Тилбургский университет в Нидерландах/.

«Алиса шизоид, еще и левша, а они очень специфические. Очень важно понимать, что названия психотипов — это сокращение. Не вполне корректно сказать «он шизоид». Сокращение было сделано потому, что невозможно произносить полный термин: «личность, которая использует шизоидные защиты». Классифицировать можно защиту, личность — нельзя. Нужно различать, что есть шизоид, а есть шизофреник. Последний лежит в больнице, и его лечат, а шизоид — нормальный человек» /Екатерина Игнатова, психолог, тренер, член Европейской Ассоциации Трансактного Анализа (EATA)

Ссылка на книгу.

Мир художественной литературы богат и многогранен — объять его, как и все необъятное, невозможно, но прикоснуться и постараться осознать хотя бы малую толику можно. Приятного чтения!

Материал подготовлен Командой «ПравоНалево»

Перепечатка материала возможна только при указании прямой ссылки на страницу материала и упоминании в тексте материала: Клуб левшей «ПравоНалево» Основатель клуба — Елена Боева propravonalevo.com

Рекомендуемые материалы:

ЛЕВШИ — 5 НАУЧНЫХ ФАКТОВ, КОТОРЫЕ ВАС УДИВЯТ

ЕЩЕ 7 ПРЕИМУЩЕСТВ ЛЕВШЕЙ

Темы и проблемы

Тема русских талантов

проходит красной нитью через все творчество Лескова. Левша без каких-либо стекольных увеличителей смог сделать маленькие гвоздики, чтобы с их помощью прибить подковы металлической блохе. Его фантазии нет предела. Но дело не только в таланте. Тульские оружейники – труженики, не умеющие отдыхать. Своим усердием они создают не только диковинные изделия, но и неповторимый национальный код, который передается из поколения в поколение.

Тема патриотизма

глубоко волновала Лескова. Умирая на холодном полу в больничном коридоре, Левша думает об отчизне. Он просит доктора найти возможность сообщить государю, что ружья чистить кирпичом нельзя, так как следствием этого станет их непригодность. Мартын-Сольский пытается передать военному министру, Чернышеву, данную информацию, но всё оказывается безрезультатным. До государя слова мастера не доходят, чистка же ружей продолжается до самой Крымской кампании. Возмутительно это непростительное пренебрежение царских чиновников к народу и к своему отечеству!

Трагическая судьба Левши – отражение проблемы социальной несправедливости в России

. Сказ Лескова носит одновременно и веселый, и печальный характер. Увлекает повествование о том, как тульские мастера подковывают блоху, демонстрируя самозабвенное отношение к труду. Параллельно с этим звучат серьезные размышления автора о непростых судьбах гениальных выходцев из народа. Проблема отношения к народным умельцам на родине и на чужбине волнует писателя. В Англии Левшу уважают, предлагают ему прекрасные условия для работы, а также стараются его заинтересовать различными диковинками. В России же он сталкивается с равнодушием и жестокостью.

Проблема любви

к родным местам, к родной природе. Родной уголок земли особенно дорог человеку. Воспоминания о нем пленяют душу и дают энергию для создания чего-то прекрасного. Многих, как и Левшу, тянет к отчизне, так как никакие иноземные блага не смогут заменить родительскую любовь, атмосферу отчего дома и искренность верных товарищей.

Проблема отношения талантливых людей к труду

. Мастера одержимы поиском новых идей. Это труженики, фанатично увлеченные своим делом. Многие из них «сгорают» на работе, так как на реализацию задуманного отдают всего себя без остатка.

Проблематика власти

. В чём проявляется истинная сила человека? Представители власти позволяют себе по отношению к простым людям выходить за рамки «дозволенного», кричать на них, пускать в ход кулаки. Народные умельцы со спокойным достоинством выдерживают подобное отношение господ. Истинная сила человека в уравновешенности и стойкости характера, а не в проявлении несдержанности и душевном обеднении. Лесков не может остаться в стороне от проблемы бессердечного отношения к людям, их бесправия и угнетения. Почему по отношению к народу применяется столько жестокости? Неужели он не заслуживает гуманного отношения? Бедного Левшу безразлично бросают умирать на холодном больничном полу, не сделав ничего, что могло бы ему хоть как-то помочь выкарабкаться из крепких уз болезни.

Авторские афоризмы

«…Он нас до того часу живьем съест и на помин души не оставит…»

«…Мы в науках не задались, но только своему отечеству верно преданные…»

«…Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем. У нас это так повсеместно…»

«…Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится…»

«…Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши…»

Главная мысль

Левша – символ талантливости русского народа. Еще один яркий образ из галереи «праведников» Лескова. Как бы ни было тяжело, праведник всегда выполняет обещанное, до последней капли отдает себя отечеству, ничего не требуя взамен. Любовь к родной земле, к государю творит чудеса и заставляет поверить в невозможное. Праведники возвышаются над чертою простой нравственности и бескорыстно делают добро – в этом их нравственная идея, их основная мысль.

Многие государственные деятели этого не ценят, но в памяти народа всегда остаются примеры самоотверженного поведения и искренних, бескорыстных поступков тех людей, которые жили не ради себя, а ради славы и благополучия своего Отечества. Смысл их жизни – в процветании Отчизны.

Особенности

Собрав воедино яркие вспышки народного юмора и народной мудрости, создатель «Сказа» написал художественное произведение, отразившее целую эпоху русской жизни.

Местами в «Левше» сложно определить, где заканчивается добро и начинается зло. В этом проявляется «коварство» стиля писателя. Он создает характеры подчас противоречивые, несущие в себе положительные и отрицательные черты. Так, мужественный старик Платов, являясь натурой героической, мог ни за что поднять руку на «маленького» человека.

Тонкая авторская ирония звучит в адрес монархов и их окружения.

«Волшебник слова» — так назвал Горький Лескова после прочтения книги. Народный язык героев произведения – их яркая и точная характеристика. Речь каждого персонажа образная и самобытная. Она существует в унисон с его характером, помогая понять персонажа, его поступки. Русскому человеку свойственна изобретательность, поэтому он придумывает необычные неологизмы в духе «народной этимологии»: «пустяковина», «бюстры», «потюкивают», «валдахин», «мелкоскоп», «нимфозория» и т. д.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: