Предложенный в статье материал поможет семиклассникам правильно и всесторонне проанализировать не только эпизод комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» про экзамены Митрофанушки, но и на данной основе выполнить аналогичную работу с другими сценами произведения. Теоретические понятия, введенные в первой части статьи, посвященной второму суммативному оцениванию раздела «Сатира и юмор в литературе», получают здесь практическое применение
(см. Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»).
Анализ эпизода «Экзамены Митрофанушки»
Автор использует следующие приемы создания комического эффекта:
- Сарказм – язвительная насмешка, высшая степень иронии и сатиры.
- Гротеск – нарушение жизнеподобия; абсурдное и алогичное сочетание художественных деталей и образов.
- Ирония – скрытый смех.
- Гипербола – преувеличение.
- Уподобление – использование сравнения при создании комического. Прием уподобления человека домашним животным для сатирического осмеяния невежества в комедии «Недоросль».
Комизм этой фразы в том, что Митрофан вообще не учится, ищет разные предлоги, чтобы избавиться от уроков и учителей.
Несоответствие – что Простакова говорит о сыне и что есть на самом деле.
Сборник идеальных эссе по обществознанию
В чем заключается комизм ‘экзамена’, устроенного для Митрофана?
Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории? Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство. Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман? Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое. Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать. Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью. Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии? Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука? Митрофан (тихо матери). А я почем знаю. Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать. Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают. Г-жа Простакова (Правдину ). Как, батюшка, назвал ты науку-то? Правдин. География. Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия. Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу. Г-жа Простакова (Правдину ). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет, Правдин. Описание земли. Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай? Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь. Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь. Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?? Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину. Скотинин. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмем дядю Вавилу Фалелеича, О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была голоушка! Правдин. Что ж такое? Скотинин. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли во-рота? Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого. Стародум (Милону). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы.
Разбор задания №13 ЕГЭ по литературе
Поэт и мечтатель не остались бы довольны даже общим видом этой скромной и незатейливой местности. Не удалось бы им там видеть какого-нибудь вечера в швейцарском или шотландском вкусе, когда вся природа — и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы — всё горит точно багровым заревом; когда по этому багровому фону резко оттеняется едущая по песчаной извилистой дороге кавалькада мужчин, сопутствующих какой-нибудь леди в прогулках к угрюмой развалине и поспешающих в крепкий замок, где их ожидает эпизод о войне двух роз, рассказанный дедом, дикая коза на ужин да пропетая молодою мисс под звуки лютни баллада — картины, которыми так богато населило наше воображение перо Вальтера Скотта.
Нет, этого ничего не было в нашем краю.
Как всё тихо, всё сонно в трёх-четырёх деревеньках, составляющих этот уголок! Они лежали недалеко друг от друга и были как будто случайно брошены гигантской рукой и рассыпались в разные стороны, да так с тех пор и остались.
Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времён, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней.
Кажется, курице страшно бы войти в неё, а там живет с женой Онисим Суслов, мужчина солидный, который не уставится во весь рост в своём жилище. Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом.
Крыльцо висело над оврагом, и, чтоб попасть на крыльцо ногой, надо было одной рукой ухватиться за траву, другой за кровлю избы и потом шагнуть прямо на крыльцо.
Другая изба прилепилась к пригорку, как ласточкино гнездо; там три очутились случайно рядом, а две стоят на самом дне оврага.
Тихо и сонно всё в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте. Войдя в избу, напрасно станешь кликать громко: мёртвое молчание будет ответом; в редкой избе отзовётся болезненным стоном или глухим кашлем старуха, доживающая свой век на печи, или появится из-за перегородки босой длинноволосый трёхлетний ребёнок, в одной рубашонке, молча, пристально поглядит на вошедшего и робко спрячется опять.
Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях; только кое-где, как муравей, гомозится на чёрной ниве палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом.
Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их.
И какие бы страсти и предприятия могли волновать их? Всякий знал там самого себя. Обитатели этого края далеко жили от других людей. Ближайшие деревни и уездный город были верстах в двадцати пяти и тридцати.
Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и Геркулесовыми столпами, да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели.
Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими.
(И.А. Гончаров. «Обломов»)
Анализ эпизода с экзаменом Митрофана по комедии Фонвизина «Недоросль»
Эпизод с экзаменом неслучайно расположен почти в самом конце комедии. Для Д.И. Фонвизина важно было сначала в первых трех действиях показать особенности системы воспитания и обучения молодого дворянина. А в конце — результат такого воспитания.
Митрофанушка назван недорослем непросто так. В этот период по реформам Петра I в обязательном порядке было приказано получить образование всем молодым людям из дворянской среды. Недорослями называли как раз тех, кто отказывался и уклонялся от обучения. Таким людям запрещалось занимать государственные должности и вступать в брак.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей
Связаться с нами:
Из первых трех действий комедии мы узнаем о жизни Митрофана. Оказывается, он всю свою жизнь только и делал, что гулял, гонял голубей, бранил слуг, много спал и ел. На его образование и воспитание огромное влияние оказала мать. Именно она, открыто осуждая моду на образованных людей, все-таки решает отдать сына на учение. Подсознательно Простакова чувствует, что наступают новые времена и нужно жить по-другому. Но сознательно этого не понимает и не поддерживает. У нее одна наука — дворянский титул и сундук с деньгами. Поэтому, например, о географии она говорит так:
«Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская».
Простакова — отрицательный персонаж комедии. Но в ней есть и одна положительная черта — безумная любовь к сыну. Однако именно эта любовь на пользу Митрофану и не идет. Под опекой матери он вырастает ленивым, капризным, эгоистичным человеком, не способным любить, а умеющим только заискивать перед сильными и влиятельными людьми.
Простакова в своем невежестве не замечает, что учителя, которых она наняла для сына — шарлатаны. Но даже если бы они были людьми образованными, все равно их знания разбились бы об «твердолобость» Митрофанушки. Невозможно научить человека, если он сам не хочет приложить к этому усилия. Так, например, Митрофанушка говорит: «Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз…» Герой учиться не для себя, а для матери. Бездумно подчиняется ее прихоти. А для самого себя ничего не берет из этого опыта. Так, например, и Цифиркин признается, что за столько лет «трудов», Митрофан и до трех считать не научился!
Сцена с экзаменом призвана раскрыть всю степень глупости, бездарности таких невежд, как Простаковы и Скотинины, которые кичатся своим дворянским титулом, но сами по себе ничего положительного не представляют. Д.И. Фонвизин как деятель просвещения считал, что положительный человек — это, прежде всего, гражданин своей страны, умный и образованный человек, который служит на благо Родины. Примерами таких положительных людей в комедии являются Стародум и Правдин. Они — представители прогрессивного дворянства, за которым стоит будущее России. А Простаковы и Скотинины — это дворянство, которое загнивает в своем ограниченном пошлом мирке, главными ценностями которого являются: еда, сон, отдых и деньги.
«Стародум: Ты меня счастливее. Меня трогают люди. Скотинин: А меня так свиньи».
Получается, что на экзамене оценивались не только знания Митрофана в науках, но и жизнеспособность тех идеалов, которые проповедуют Простаковы и Скотинины.
Автор приходит к выводу, что потребительская, пошлая философия старого дворянства, которое не желает идти в ногу со временем: развиваться и учиться, — обречена на крах и вырождение. В этом отношении показателен диалог Простаковой и Стародума.
«Простакова: Без наук люди живут и жили…покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это? Стародум: Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину».
Сочинение-рассуждение В чем заключается комизм «экзамена», устроенного для Митрофана?
В данном фрагменте изображен эпизод «экзаменации» Митрофана. Это событие является завязкой в произведении Д.И. Фонвизина «Горе от ума».
В данном фрагменте произведения в центре внимания автора проблема роли образования в жизни человека.
Автор считает, что образованность должна являться неотъемлемым качеством человека, особенно в том случае, когда человек принадлежит к высшему сословию.
Образ Митрофана является символом целого современного дворянского класса. Произведение пронизано авторской иронией. Фонвизин не использует жестких утверждений, он лишь пытается донести до людей, что, даже достигнув какого-либо социального статуса не стоит никогда забывать о необходимости постоянного самосовершенствования, самообразования.
Комизм «экзамена» Митрофана заключается в том, что дворяне вовсе не осознают того, что невежество не есть положительное качество, которым следует гордиться.
Д.И. Фонвизин дает нам понять, что для Простаковых всем смыслом жизни является накопление денежных средств. Их не интересуют вовсе ни истинные чувства, ни переживания друг друга.
Автор изображает Митрофана как необразованного и несамостоятельного человека, привыкшего к тому, что все важные для него самого решения принимает матушка. Я полагаю, что именно это отсутствие образованности у Митрофана и будет причиной его дальнейшей несчастливой судьбы. Он попросту никогда не станет самостоятельным, будет подвержен действию чужого мнения.
Произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль» является поистине нравственным ориентиром для всех поколений. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Именно это произведение будет нам всегда напоминать о необходимости постоянного самосовершенствования, о необходимости быть образованным во все времена.
Полезный материал по теме:
- В чём заключается комизм экзамена, устроенного для Митрофана?
- В чем заключается комизм «экзамена», устроенного для Митрофана? (Недоросль)
- В чем заключается комизм «экзамена», устроенного для Митрофана? В каких произведениях русской классики отображено столкновение невежества и просвещенности и в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой Д.И. Фонвизина?
- 8. В чем заключается комизм «экзамена», устроенного для Митрофана? 9. В каких произведениях русской классики отображено столкновение невежества и просвещенности и в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой Д.И.Фонвизина?
- 15. В чем, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения? 16. В стихотворениях каких русских поэтов можно найти отражение тончайших состояний души и в чем эти произведения созвучны поэзии Ф.И.Тютчева?
Явление VIII
Те же, г-жа Простакова, Простаков, Митрофан и Еремеевна.
Г-жа Простакова
(входя).
Всё ль с тобою, друг мой?
Митрофан.
Ну, да уж не заботься.
Г-жа Простакова
(Стародуму).
Хорошо ли отдохнуть изволил, батюшка? Мы все в четвертой комнате на цыпочках ходили, чтоб тебя не обеспокоить; не смели в дверь заглянуть; послышим, ан уж ты давно и сюда вытти изволил. Не взыщи, батюшка…
Стародум.
О сударыня, мне очень было бы досадно, ежели б вы сюда пожаловали ране.
Скотинин.
Ты, сестра, как на смех, все за мною по пятам. Я пришел сюда за своею нуждою.
Г-жа Простакова.
А я так за своею.
(Стародуму.)
Позволь же, мой батюшка, потрудить вас теперь общею нашею просьбою.
(Мужу и сыну.)
Кланяйтесь.
Стародум.
Какою, сударыня?
Г-жа Простакова.
Во-первых, прошу милости всех садиться.
Все садятся, кроме Митрофана и Еремеевны.
Вот в чем дело, батюшка. За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?
Стародум.
О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина.
(К Правдину.)
Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.
Г-жа Простакова.
Всем наукам, батюшка.
(Вместе.)
Простаков.
Всему, мой отец.
Митрофан.
Всему, чему изволишь.
Правдин
(Митрофану).
Чему ж бы, например?
Митрофан
(подает ему книгу).
Вот, грамматике.
Правдин
(взяв книгу).
Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан.
Много. Существительна да прилагателъна…
Правдин.
Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан.
Дверь, котора дверь?
Правдин.
Котора дверь! Вот эта.
Митрофан.
Эта? Прилагательна.
Правдин.
Почему же?
Митрофан.
Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навещена: так та покамест существительна.
Стародум.
Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан.
И ведомо.
Г-жа Простакова.
Что, каково, мой батюшка?
Простаков.
Каково, мой отец?
Правдин.
Нельзя лучше. В грамматике он силен.
Милон.
Я думаю, не меньше и в истории.
Г-жа Простакова.
То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.
Скотинин.
Митрофан по мне. Я сам без того глаз не сведу, чтоб выборный не рассказывал мне историй. Мастер, собачий сын, откуда что берется!
Г-жа Простакова.
Однако все-таки не придет против Адама Адамыча.
Правдин
(Митрофану).
А далеко ли вы в истории?
Митрофан.
Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
Правдин.
А! так этой-то истории учит вас Вральман?
Стародум.
Вральман? Имя что-то знакомое.
Митрофан.
Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.
Г-жа Простакова.
Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
Правдин.
Да не у ней ли оба вы учились и географии?
Г-жа Простакова
(сыну).
Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан
(тихо матери).
А я почем знаю.
Г-жа Простакова
(тихо Митрофану).
Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
Митрофан
(тихо матери).
Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Простакова
(Правдину).
Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин.
География.
Г-жа Простакова
(Митрофану).
Слышишь, еоргафия.
Митрофан.
Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова
(Правдину).
И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин.
Описание земли.
Г-жа Простакова
(Стародуму).
А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум.
На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова.
Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум.
О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа Простакова.
Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?
Стародум.
Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.
Скотинин.
Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмем дядю Вавилу Фалелеича. О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была голоушка!
Правдин.
Что ж такое?
Скотинин.
Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?
Милон.
Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого.
Стародум
(Милону).
Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы.
Г-жа Простакова.
Батюшка мой! Да что за радость и выучиться? Мы это видим своими глазами и в нашем краю. Кто посмышленее, того свои же братья тотчас выберут еще в какую-нибудь должность.
Стародум.
А кто посмышленее, тот и не откажет быть полезным своим согражданам.
Г-жа Простакова.
Бог вас знает, как вы нынче судите. У нас, бывало, всякий того и смотрит, что на покой.
(Правдину.)
Ты сам, батюшка, других посмышленее, так сколько трудисся! Вот и теперь, сюда шедши, я видела, что к тебе несут какой-то пакет.
Правдин.
Ко мне пакет? И мне никто этого не скажет!
(Вставая.)
Я прошу извинить меня, что вас оставлю. Может быть, есть ко мне какие-нибудь повеления от наместника.
Стародум
(встает и все встают).
Поди, мой друг; однако я с тобою не прощаюсь.
Правдин.
Я еще увижусь с вами. Вы завтре едете поутру?
Стародум.
Часов в семь.
Правдин отходит.
Милон.
А я завтре же, проводя вас, поведу мою команду. Теперь пойду сделать к тому распоряжение.
Милон отходит, прощаясь с Софьею взорами.
« Действие 4, явление 7 | Действие 4, явление 9 » |
Недоросль (Фонвизин Д. И., 1781)
Явление VII
Те же, г-жа Простакова и Митрофан.
Г-жа Простакова.
Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.
Митрофан.
Ну! А там что?
Г-жа Простакова.
А там и женисся.
Митрофан.
Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодня ж быть сговору.
Г-жа Простакова.
Придет час воли Божией!
Митрофан.
Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.
Цыфиркин очинивает грифель.
Г-жа Простакова.
А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было б куды класть…
Митрофан.
Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.
Цыфиркин.
Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.
Г-жа Простакова
(работая)
. Ах, Господи Боже мой! Уж ребенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!
Цыфиркин.
За что разгневаться, ваше благородие? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.
Митрофан.
Задавай же зады, поворачивайся.
Цыфиркин.
Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.
Г-жа Простакова.
Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и Боже избави!
Цыфиркин.
Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое…
Митрофан
(пишет)
. Трое.
Цыфиркин.
На дороге, на приклад же, триста рублев.
Митрофан
(пишет)
. Триста.
Цыфиркин.
Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?
Митрофан
(вычисляя, шепчет)
. Единожды три — три. Единожды ноль — ноль. Единожды ноль — ноль.
Г-жа Простакова.
Что, что до дележа?
Митрофан.
Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.
Г-жа Простакова.
Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.
Митрофан.
Слышь, Пафнутьич, задавай другую.
Цыфиркин.
Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублев.
Митрофан.
Десять.
Цыфиркин.
Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять.
Митрофан
(пишет)
. Ну, ну, десять.
Цыфиркин.
Сколько ж бы на год?
Митрофан
(вычисляя, шепчет)
. Нуль да нуль — нуль. Один да один…
(Задумался.)
Г-жа Простакова.
Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько.
Кутейкин.
Шабаш, право, Пафнутьич. Две задачи решены. Вить на поверку приводить не станут.
Митрофан.
Не бось, брат. Матушка тут сама не ошибется. Ступай-ка ты теперь, Кутейкин, проучи вчерашнее.
Кутейкин
(открывает Часослов, Митрофан берет указку)
. Начнем благословясь. За мною, со вниманием. «Аз же есмь червь…»
Митрофан.
«Аз же есмь червь…»
Кутейкин.
Червь, сиречь животина, скот. Сиречь: аз есмь скот.
Митрофан.
«Аз есмь скот».
Кутейкин
(учебным голосом)
. «А не человек».
Митрофан
(так же)
. «А не человек».
Кутейкин.
«Поношение человеков».
Митрофан.
«Поношение человеков».
Кутейкин.
«И уни…»
🗹