- Сочинения
- Литература
- Чехов
/
/
Тема любви в рассказах Антона Чехова раскрывается многогранно. У автора есть произведения, в которых любовь показана как светлое чувство, влюбленные герои молоды и наивны, они впервые ощущают такие эмоции и не знают, что не у каждого романа может быть счастливый финал. Иногда автор показывает не зрелое полноценное чувство, а только зарождающуюся влюблённость. Примером этому служит рассказ «Шуточка».
Сюжет его, как обычно бывает у Чехова, очень прост: зимой молодой человек и девушка Надя катаются с горы на санях. Каждый раз, когда они несутся вниз, герой едва слышно произносит: «Я люблю вас, Наденька», но фразу заглушает гул ветра и скрип снега. Героиня верит и не верит, что это объяснение в любви ей слышится наяву, она робеет спросить у спутника, произносил ли он эту фразу…Любопытство и душевный трепет заставляет девушку снова и снова катится с горы, чтобы опять услышать эти слова.
Автор во всех деталях изображает эмоциональное состояние героев, они, в буквальном смысле слова, окрылены происходящим. Герой и сам не понимает, зачем произносит эти слова, но неведомая сила заставляет его снова и снова признаваться в любви Наденьке во время спуска с горы под свист ветра. Их влюбленность – это просто «шуточка», в ней нет драмы и глубины. Но для них это настоящее счастье в моменте здесь и сейчас.
Некоторые рассказы Чехова раскрывают тему любви как зрелого и очень сложного чувства. В рассказе «Дама с собачкой» описывается история любви некого господина Гурова и Анны Сергеевны. Их отношения начинались как курортный роман. Дмитрий Дмитриевич имел репутацию ловеласа, он с легкостью влюблял в себя женщин, но быстро охладевал к ним. Никогда в жизни он не привязывался ни к одной женщине. Для Гурова эти встречи были поначалу привычной игрой. Анна же, наоборот, сразу его полюбила и страдала от того, что их отношения могут быть только тайными, поскольку и у него, и у нее были супруги. Чехов показывает переживания героини. Самым мучительным для нее был факт измены мужу, потому до этого она была ему верна и даже не могла допустить мысли о другом мужчине.
Только спустя какое-то время после расставания Дмитрий Дмитриевич понял, что впервые в жизни полюбил по-настоящему. Осознав свои чувства, он едет в город, где живет Анна.
У истории открытый финал. Правда жизни заключается в том, что быть в месте открыто героям не суждено, но и отказаться от своей любви они не могут.
Другие темы: <- По произведению Вишневый сад? ЧеховСмысл названия рассказа Хамелеон ->
`
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Биология
В мире много разных наук, и у каждой из них своё предназначение: у одной – исследовать и искать новые вещества, у другой – систематизировать и логически выстраивать различные алгоритмы, у третьей – открывать новые звёзды. - Сочинение Роль эпизода смерти Базарова в романе Отцы и дети
Сцена смерти главного героя произведения представляет собой ключевую кульминацию повествования, поскольку дает ответ на вопрос существует ли жизнь только с разумом и холодным расчетом - Сочинение Что такое настоящая дружба
Настоящая дружба – это дар, который нужно ценить и не терять. Если тебе посчастливилось обрести преданного и верного друга, то ты являешься счастливым человеком. А еще дружба способна раскрыть в человеке множество прекрасных качеств
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Dmitry_Shvarts
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
«Антоновки» Антона Чехова
Чехов был 2-метровым красавцем и дамским угодником но относился к женщинам, мягко говоря, снисходительно. Женщин у Антона Павловича было около тридцати, специалисты называют их «антоновками». Они за ним ухаживали, добивались, а он находил способ, как уйти от них. Его романы не сменяли друг друга, а некоторые длились 10–12 лет с несколькими женщинами одновременно…
Литературовед, бывший директор музея-усадьбы «Мелихово» Юрий Бычков, рассказал о самых значимых в жизни писателя женщинах.
ЛЮБОВЬ-ТВОРЧЕСТВО
Елена Шаврова
На момент встречи ей – 15, ему – 29 Юная Лена принесла писателю рукопись собственного рассказа. Чехов остался доволен, посоветовал девушке писать и дальше. Елена влюбилась, но признаться в чувствах не решалась.
Лет в 20 она поняла, что надеяться не на что, и вышла замуж за петербургского чиновника Юста.
«От него пахнет серой», – напишет она потом Антону Павловичу. Но в 1897 году Елена приехала в Москву к родственникам, и между ней и Чеховым вспыхнула любовь. Они вместе сбежали в Ялту, а вскоре расстались навсегда.
Кадр из фильма «Дама с собачкой»
«Дама с собачкой» (1899 г.):
«Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели… видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете; за нею бежал белый шпиц…»
Юрий Бычков
: За 12 лет Антон Павлович отправил ей 68 посланий – больше, чем кому-либо из возлюбленных. Подлинники хранятся в Ленинской библиотеке. Я держал их в руках. От писем до сих пор исходит еле уловимый аромат французских духов.
ЛЮБОВЬ-ИГРА
Лидия Мизинова
Ей – 19, ему – 28
Она была подругой сестры Чехова. Юная Лика очень хотела показаться писателю человеком одаренным, поэтому то преподавала, то служила думским писцом, то пыталась сделать оперную карьеру…
Хотя особых талантов-то у девушки и не было. Но Чехов ее заметил. Это был странный роман. Они словно играли друг с другом. «Позвольте моей голове закружиться от Ваших духов и помогите мне крепче затянуть аркан, который Вы уже забросили мне на шею», – писал ей Чехов.
А она в ответ: «Вы для меня не по Сеньке шапка». Она хотела быть его женой, но стала лишь музой. Лика считается прототипом Нины Заречной из «Чайки».
А. П. Чехов читает “Чайку”
«Чайка» (1895–1896):
Треплев: «Был у нее ребенок. Ребенок умер. Тригорин разлюбил ее и вернулся к своим прежним привязанностям, как и следовало ожидать. Впрочем, он никогда не покидал прежних, а по бесхарактерности как-то ухитрился и тут и там. Насколько я мог понять из того, что мне известно, личная жизнь Нины не удалась совершенно».
Юрий Бычков:
Лика вела с писателем сложную игру, чем его и зацепила. Она никогда не признавалась в чувствах и постоянно убегала от Чехова. Но и в этих отношениях с его стороны было что-то потребительское. Когда писатель подолгу находился в Мелихове и ему становилось скучно, он вызывал Лику к себе. Барышня исполняла Чехову романсы.
ЛЮБОВЬ-ПОКЛОНЕНИЕ
Нина Корш
Ей – 12 лет, ему – 27
Нина – дочь владельца первого частного театра России Федора Адамовича Корша (сейчас Театр Наций в Москве). Она влюбилась в Антона Павловича в 12 лет, во время постановки пьесы «Иванов» в театре отца. Нина выросла на глазах Чехова. Их любовь разгорелась в 1898 году, когда Нина приехала поддержать писателя во время премьеры «Чайки» во МХАТе.
Юрий Бычков:
Считается, что у Чехова нет потомков. Но это не так. В 1900 году Нина забеременела от Антона Павловича и родила дочь Таню. Поскольку отношения Чехова с Корш разворачивались параллельно с его романом с Книппер, Нина не сообщила о своем положении никому, кроме родителей. Те воспитали внучку. После революции следы Корш потерялись, позже стало известно, что она жила с дочкой в Париже. Таня, как и отец, стала врачом.
ЛЮБОВЬ-СЕМЬЯ
Ольга Книппер
Ей – 30, ему – 38
«Он и она полюбили друг друга, женились и были несчастливы…» Говорят, так должен был начаться роман Чехова «О любви». Но писатель так и не создал его. А строчка осталась в черновиках, и она отражает суть отношений самого Чехова с актрисой Ольгой Книппер.
Чехов познакомился с ней в 1898 году на репетиции «Чайки» в Москве. Ольга – единственная его официальная жена. Они ждали ребенка, но случился выкидыш. Отношения между супругами ухудшились, да и здоровье Чехова тоже – туберкулез прогрессировал.
«Я получил анонимное письмо, что ты в Питере кем-то увлеклась, влюбилась по уши. Да и я сам давно уж подозреваю, – писал Ольге Чехов. – Ну, что ж! Так тому и быть, а я все еще люблю тебя по старой привычке». Но есть в его записях другие строчки: «Изменившая жена – большая холодная котлета, которой не хочется трогать, потому что ее уже держал в руках кто-то другой».
Юрий Бычков:
Считаю, Станиславский и Немирович-Данченко способствовали этому роману, использовали писателя, желая привязать его к МХАТу. Не думаю, что у Чехова были большие чувства к актрисе. Мхатовцы издевались над Антоном Павловичем! Когда он уже сильно болел, Немирович отпускал Книппер к мужу лишь 2 раза в год на 3–4 дня.
ЛЮБОВЬ-САМООТДАЧА
Мария Дроздова
Ей – 32, ему – 37
В Музее Чехова в Мелихове среди экспонатов есть галстуки писателя. Их незадолго до своей смерти преподнесла музею художница Мария Дроздова. Она была близкой подругой сестры Чехова и с писателем познакомилась, когда у него развивался роман с Мизиновой.
Мария с первого взгляда влюбилась в Чехова, а он внимания на нее не обращал. Но та не прекращала попыток завязать отношения и добилась своего.
Юрий Бычков
: В отличие от других его женщин она понимала, что Антон Павлович не может принадлежать одной, и просто его любила, ничего не прося взамен.
Еще А.П. Чехов был знаком с писательницей Т. Л. Щепкина-Куперник, художницами А. А. Хотянцевой и М. Т. Дроздовой. Неоднократно гостила в Мелихово Н. М. Линтварева, с которой Чеховы подружились еще в Сумах, приезжала и жила подолгу «астрономка» О. П. Кундасова.
Иван Бунин, сам крупный специалист по части женщин, вспоминал: «Удивительно знал он женское сердце, тонко и сильно чувствовал женственность, среди образов, рождавшихся в его мечте, есть образы пленительные, много было любивших его, и редко кто умел так, как он, говорить с женщинами, трогать их, входить с ними в духовную близость…» И не только в духовную.
Для своего времени Чехов был настоящий гигант (186 см) и красавец, пользовавшийся громадным успехом у женщин. Тайны плотской любви, согласно автобиографии, он постиг в 13 лет.
Правда, Чехов-донжуан практически неизвестен. Не в пример тому же Пушкину. Не вел он донжуанских списков, не заводил скандальных романов с дамами из высшего света. Разве что с актрисами. Ну это сам Бог велел автору знаменитых пьес…
Создатели документального фильма «Чехов. Неопубликованная жизнь». восстановили письма писателя, которые в свое время подпортила сестра Антона Павловича Мария, вычеркивая пикантные строки, а завершили дело советские чеховеды.
BONUS: Антон Чехов: Распутных женщин я видывал и сам грешил многократно
via
Мотив отверженной любви в творчестве А.П.Чехова
Библиографическое описание:
Газина, К. В. Мотив отверженной любви в творчестве А.П.Чехова / К. В. Газина. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/28/2637/ (дата обращения: 08.10.2021).
Творческий путь А.П.Чехова – одно из великих завоеваний русской культуры. Чехов — русский писатель в самом глубоком определении этого понятия. Не только в силу его любви к русскому человеку и русской природе, его поглощенности проблемами русской жизни. Чехов гениально выразил в своем творчестве важнейшую особенность русской прогрессивной общественной мысли – ее озабоченность коренными вопросами общественного бытия, затрагивающими кровные интересы не только русского, но и всякого человека без различия его национальной и расовой принадлежности.
Чехов «открыл процесс внутреннего освобождения человеческой личности от рабских пут буржуазного строя, коренной переоценки всех его, казалось бы, незыблемых ценностей и одновременно показал устремленность человека к новой жизни, которая дала бы людям неограниченные возможности для всестороннего развития. Чехов – художник открыл общечеловеческое значение этого процесса» [4, 433]. Это и определяет всемирное значение его творчества, делает его столь близким читателям.
Популярность Чехова во всем мире – это достижение не только прозы, но и драматургии. Чехов – драматург вошел в историю русского и мирового театра как великий гуманист, смелый новатор, создавший, по определению М.Горького, «новый вид драматического искусства». Театры многих стран мира все чаще и чаще обращаются к Чехову. Но изучая творчество Антона Павловича, мы, безусловно, должны говорить о литературных традициях, и прежде всего – это влияние А.С.Пушкина. Творчество этого гениального писателя повлияло на развитие русской литературы в целом. Пушкинские традиции мы увидим во многих произведениях 19 века. Р.Г.Назиров, в связи с этим, говорит об «онегинской фабуле»[2, 361]
В своем знаменитом романе Пушкин создал «оригинальный «усадебный сюжет», организованный оппозицией Петербурга и сельской усадьбы. Усадьба изображена в единстве с картинами русской природы и крестьянского труда. Отметим, что доминантная сюжетная ситуация в данной фабуле — отвергнутая любовь.
Мотив отвергнутой любви ярко реализуется в творчестве А.П.Чехова, причем как в драматургии, так и в прозе. Раскроем этот тезис подробнее.
Первая пьеса, которую мы проанализируем,- это «Чайка». Данное произведение раскрывает тему искусства. Здесь яростно спорят о состоянии современного театра, об общественном смысле художественного творчества, о «новых формах», являющиеся прямыми отголосками дискуссий об искусстве декадентов. Мало этого, пьеса, как ни одно другое драматическое произведение Чехова, полона литературных реминисценций. Однако «Чайка», конечно же, не искусствоведческий трактат. Герои пьесы прежде всего люди. У каждого из них свой характер, свои увлечения, свои беды, своя любовь – своя жизнь. Житейские и эстетические проблемы, проблемы любви и творчества – «разговоры о литературе»[1, 134] и «пять пудов любви» [1, 134]органически связаны в произведении, властно определяют сложные отношения героев пьесы. Поэтому в «Чайку» врывается любовь – это чувство, охватившее почти всех героев; оно составляет доминирующее действие «Чайки». Итак, много разговоров о литературе — вот первое, что сообщает Чехов, рассказывая о содержании пьесы. И, как всегда в таких случаях, он предельно точен. В самом деле, для основных героев «Чайки» проблемы искусства – жизненно важные, кровные вопросы. И у Нины Заречной, и у Треплева, и у Тригорина, и у Аркадиной – у каждого из них свои убеждения, свой творческий путь, каждый из них в пьесе представляет определенную тенденцию развития современного искусства. Отсюда неизбежное столкновение и борьба мнений, жаркие дискуссии, которые разгораются на сцене.
Тригорин представляет собой известного писателя, его популярность высока, о творческих исканиях знает не понаслышке. Его произведения всегда на слуху, переводятся на иностранные языки. Безусловно, он талантлив и хорошо владеем мастерством писателя. Он трудолюбив, об этом свидетельствует его «книжка», в которой он записывает свои мимолетные наблюдения, резко всплывающие мысли и ассоциации.
Аркадина тоже широко известна. Талантливая, популярная актриса, привыкшая к успеху, аплодисментам, восторженным поклонникам,- она по-своему счастлива, потому что такая жизнь устраивает ее во всем; Ирина живет для только для себя, уделяет время только себе, несмотря на взрослеющего сына.
Треплев же имеет совсем другое положение в жизни и обществе. Он молод, за душой у него пока лишь дерзкие стремления и наполеоновские планы. Мы видим, что он постоянно утверждает идею «нового искусства», не приемлет современное искусство- искусство Тригориных и Аркадиной.
Но через некий катарсис к искусству приходит именно Нина. Потому что в конце пьесы мы видим, что у Заречной все будет впереди, она положила на это свою жизнь. Нина – героиня торжествующая. Только она одна и есть подлинная чайка – не подстреленная, не погибшая, но продолжающая свой смелый, победный полет. Эта девушка противопоставлялась всем – ремесленнику Тригорину, самовлюбленной Аркадиной, обанкротившемуся декаденту Треплеву. Последний же находит точку опоры своей жизни в любви к Нине, но героиня отвергает это чувство. Причин на то есть как минимум две: во-первых, она все еще любит Тригорина ,а во-вторых, Заречная посвящает свою жизнь искусству, и это есть истинное ее призвание — «Я чайка…нет,не то…Я –актриса!», «В нашем деле умение- нести крест» [5, 412].
Следующая пьеса, рассматриваемая нами, — «Вишневый сад». Это последняя пьеса Чехова и, пожалуй, самая сложная. Вообще, основным поводом, вокруг которого происходит развитие действия, является утрата усадьбы Раневской, а сюжет представляет собой некую последовательность событий. В данном произведении есть и интрига: продадут сад или нет? Но интрига ослаблена, дабы сюжет не отвлекал читателя; пьеса должна провоцировать дешифровку.
В данном произведении четко просматривается мотив отвергнутой любви. Главные герои ситуации – Лопахин и Варя. Хотя все давно «обзывают» Варю невестой, этот союз не нашел своей реализации. Сама девушка говорит: «Да у него столько дел, он даже меня не замечает. Все говорят про нашу свадьбу, а нет ничего». Конечно, Ермолай Алексеевич еще тот делец, и мы может увидеть психологический парадокс этого образа. «Мужик мужиком» — несмотря на часы, «белую жилетку» и «желтые сапоги», несмотря на все его богатство, — Лопахин работает, как мужик: встает «в пятом часу утра» и трудится «с утра до вечера».
Он находится в постоянной деловой горячке: «надо спешить», «пора», «время не ждет», «некогда разговаривать». В последнем действии, после покупки вишневого сада, его деловой азарт переходит в какую-то нервную деловую лихорадку. Он уже не только сам спешит, но и торопит других: «Поторапливайтесь», «Пора ехать», «Выходите, господа…». Но не это является краеугольным камнем несостоявшегося брака. Самое главное здесь, по Чехову, — это стечение обстоятельств, сама жизнь. Даже слова этого героя о своей расположенности к Варе — «Я не прочь, она хорошая девушка» [5, 263] — не имеют никакого значения в данной ситуации.
Дело в том, что виноватых нет, а всем жить душно, скучно, и всем хочется вырваться в какую-то другую жизнь. Ситуация отвергнутой любви не может быть разрешена иначе, ведь такова жизнь с ее законам и укладами.
Далее мы затронем рассказ «Ионыч», который показывает «тонкость психологического анализа зрелого Чехова при завуалированности авторской оценки» [3, 12]. Основная тема рассказа – духовная деградация личности. Чехову важно не только воссоздать процесс превращения молодого, подающего надежды доктора Дмитрия Старцева в опустившегося, душевно опустошенного Ионыча. Писателю необходимо вскрыть причины этого процесса. Он пытается выяснить, что стало виною в духовном оскудении героя.
История доктора Старцева рассказывается на фоне картин жизни губернского города С. На примере семейства Туркиных Чехов передает атмосферу праздности и пошлости, царящую в городе. Как и принято, мы застаем наших героев именно в таком состоянии удручающей действительности, которая длится бесконечно, которая так привычна, и никто уже не ищет выхода из этой рутины.
Писатель прибегает к приему повторяющихся описаний и деталей. Так, и в начале, и в середине, и в конце рассказа писатель изображает одни и те же сцены в семье Туркиных. Данное семейство изображено как нечто неподвижное, неизменное (исключение составляет, пожалуй, лишь Котик). Доктор Старцев, в отличие от Туркиных, показан в эволюции, точнее, в процессе деградации. Характерны в этом отношении повторяющиеся характеристики доктора на протяжении рассказа. В начале произведения Старцев идет в город пешком (своих лошадей у него еще не было). Через некоторое время у него появляется своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Герой думает о том, что «не надо бы полнеть». Еще через четыре года Старцев ездит к городским больным уже не на паре, а не тройке с бубенчиками. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходит пешком, так как страдает отдышкой.
Постепенно частная практика становится главным занятием героя, а страсть к наживе – смыслом его жизни. Первопричиной такого морального крушения становится неудача в любви, а именно, — ее отвержение. В связи с этим мотивом мы можем подчеркнуть детали онегинской фабулы: свидания молодых людей происходят в саду, на скамье. Любовь и внимание молодого Старцева не интересуют Екатерину, потому что ее мечта – это сцена. Котик прямо указывает на нежелание сковывать себя семейной жизнью — «Сделаться женой – нет, простите! Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня на веки» [6, 232]. И Чехов здесь вводит еще один мотив, именуемый как мотив ухода.Катя Туркина решает разорвать с окружающей обывательской средой, но попытка навсегда оставить этот уклад и эту жизнь не увенчалась успехом. И, склонив голову перед семьей и требованиями своего круга, Котик возвращается к горькой и безобразной жизни губернского города С. И такова действительность Чехова.
В плане двух вышеуказанных мотивах, нам также будет интересен рассказ «Дом с мезонином». Но помимо этого следует отметить, что здесь Чехов прямо высказывает идейный конфликт своего произведения — спор с либеральным народничеством, его теорией «малых дел» и притязаниями на руководство обществом. В 90-х годах писатель еще яснее почувствовал необходимость коренного преобразования жизни, о чем и говорит в «Доме с мезонином». Одна из сестер Волчаниновых – «неизменно строгая» Лида – является сторонником данной концепции. Волчанинова как будто стремится прийти крестьянам на помощь, но она хочет помочь им в малом, не меняя главного – подневольных, рабских условий существования. Убежденная защитница теории «малых дел», она отстаивает крохоборческие меры борьбы с нищетой и голодом – медицинские пункты, школы, библиотеки. Рассказчик – художник вступает в полемику с этой молодой девушкой, доказывая несостоятельность ее идей и всех попусту растрачиваемых усилий. «Легко быть благодетелем, когда имеешь две тысячи десятин»,- говорит он о Лиде. «Народ опутан цепью, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья…» [6, 65].
В «Доме с мезонином» мотив отвергнутой любви синтезируется с мотивом ухода, и это отражено в финале. Мисюсь исчезла…Лидия заявила художнику, что ее сестра и мать утром уехали к тетке, а зимой они поедут за границу. Уходящего из усадьбы художника догнал мальчишка и передал записку от Жени. Вполне очевидно, что педантизм и основанное на нем презрительное отношение Лидии к художнику взяло верх над проявлением искреннего чувства Мисюсь. Это ли не жестокость, но подобные жестокости встречаются повсюду. По Чехову, это и есть жизнь во всех ее проявлениях, от этого невозможно убежать.
В небольшом рассказе Чехова «О любви» так же раскрывается мотив отвергнутой любви. На примере жизни помещика Алехина мы видим крайности печального уродства жизни и человека. В характере главного героя явно обнаруживается футлярный комплекс. Поставивший себе целью уплату отцовского долга, он вполне осознанно превратил себя в собственного заложника. Этот футляр заставил его отказаться от многого, в конечном счете от самого себя. Прежде наивно полагавший, что рабочую жизнь можно примирить со своими культурными привычками, Алехин со временем отказался от барских «замашек», включая чтение, и со всем своим рвением «впрягся» в неистовую сельскую жизнь наравне с крестьянами. Жил он безвыездно в деревне, много работал, но был без гроша.
После встречи с Анной Алексеевной для Алехина как будто заструился чудесный свет, сделавший его существование значительным и осмысленным. Однако чеховский герой отступился от своей любви, не посмел себе признаться в ней. Он сделает это лишь в вагоне поезда, когда будет расставаться с навсегда уезжающей от него женщиной – « Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, – о, как мы были с ней несчастны! – я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как не нужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить» [6, 414]. Но однажды выбранная Алехиным колея не отпустила его от себя. Правда герой осознал всю глупость своего бездействия, он выносит самому себе приговор — это признание любви как высшего духовного блага.
Мотив ухода явился центральным и для последнего прозаического произведения Чехова «Невеста». Жизнь героини повести, Нади Шуминой, складывается вполне благополучно: она молода, красива, собирается выйти замуж. Но постепенно она начинает замечать в мелочах быта, в будничной повседневности пошлость, обман, ограниченность; в ней нарастает беспокойство, возникает твердое желание изменить свою жизнь. К этим же мыслям ее подводят рассуждения художника Саши. Он постоянно повторяет, что дома царит праздная жизнь. Разговоры художника о свободе повлияли на мировоззрение Шуминой. Когда до свадьбы остается месяц, Надя стала чувствовать какой-то страх, ей тяжело. Саша вторит о необходимости учиться, просвещаться, указывая, что только люди такого типа могут представлять интерес для общества. При ближайшем рассмотрении молодая девушка видит все недостатки и пороки окружающего ее общества – первый раз узрела в матери обыкновенную несчастную женщину, а в будущем муже – отвратительного ей человека. Даже сам Андрей Андреевич позиционирует себя таким образом: « Я ничего не делаю и не могу делать, я праздный и бесполезный…когда поженимся – будем трудиться» [6, 414]. Но Шумина решает свою дальнейшую судьбу – она едет «на волю», едет учиться; бросив дом, родных, жениха, разрывает со своей средой.
Но то, о чем раньше только мечталось чеховским героям, получает в «Невесте» полное осуществление — мотив прозрения и мотив ухода объединяются. Существенно, что Надя явно «перерастает» Сашу (хотя и признает, что многим ему обязана). Она начинает его воспринимать как нечто отжившее, старомодное, давно спетое. Перед ней раскрывается жизнь новая, широкая, просторная, хотя и не вполне ясная. Характерное для многих героев Чехова стремление вырваться на волю сравнивается в «Невесте» с уходом в «казачество». Сравнение это придает образу героини несомненную глубину, соотнося ее решение с историческим и легендарным прошлым, с вечными устремлениями молодости. Шумина прощается с прошлым, и «настает триумф настоящего: Надя – «невеста будущего» [3, 15]. Но устремленность главной героини к будущему лишена какой бы то ни было конкретности: это, скорее, символ самой идеи новой жизни. Для Чехова «главное состояло не столько в том, куда именно хотят уйти его герои, сколько то, от чего они стремятся уйти» [4, 426]. Писатель избегал четких и однозначных прогнозов, особенно там, где будущее представлялось смутным и неясным не только его героям, но и ему самому. В «Невесте» романтические мечты Нади о жизни, полной тайн, показываются более сдержанным комментарием автора, который сообщал, что его героиня, «живая, веселая, покинула город — как полагала, навсегда» [6, 440]. В этом «как полагала» выражена вся мера осторожности веры в будущее и умеренность оптимизма Чехова, всегда предупреждавшего читателей о той трудной и сложной борьбе, которую необходимо вести, чтобы жизнь в действительности стала широкой и просторной.
Итак, изучив небольшое количество произведений А.П.Чехова, можно сделать вывод, что мотив отвергнутой любви представлен у данного автора разносторонне и часто связывается другими мотивами.
Литература:
- Бердников Г. Чехов- драматург. М., 1981,с.269.
- Назиров Р.Г. О мифологии и литературе, или Преодоление смерти. Уфа,2010.с.361.
- Назиров Р.Г. Поэтика прозы А.П.Чехова в ее развитии. Уфа,2002. с.15.
- Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.,1972. с.433.
- Чехов А.П. Собрание сочинений в 12 т. Т.6.М., 1985, с. 439.
- Чехов А.П. Собрание сочинений в 12 т. Т.9.М., 1985, с. 448.
Рассказы Антона Павловича Чехова о любви
Тематика произведений Антона Павловича Чехова, русского классика и драматурга, весьма разнообразна. Но особенное место в его творчестве занимают рассказы о любви. Проанализировав некоторые из них, можно сделать для себя соответствующие выводы.
Рассказ «О любви». Вопросы, на которые сложно ответить
Он был впервые опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль».
Очень тонкая тема поднимается в этом коротком, но таком емком по своему смыслу произведении, и задаются вопросы, на которые порой очень нелегко ответить: «Обыкновенно любовь поэтизируют, украшают ее розами, соловьями, мы же, русские, украшаем нашу любовь этими роковыми вопросами, и притом выбираем из них самые неинтересные».
Действительно, почему героиня рассказа Пелагея влюбилась в Никанора, служившего в семье поваром, который был пьяницей, притом буйным человеком? Почему другое действующее лицо произведения Алехин полюбил замужнюю женщину Анну Александровну, приезжая иногда в гости к супружеской паре Лугановичам? Был ли он счастлив от такой любви? Нет! Герой романа постоянно думал об этой красивой, молодой интеллигентной и умной женщине, связавшей себя узами брака с неинтересным человеком. Но честно ли, если эта тихая любовь вдруг оборвет счастье мужа Анны Александровны, её детей, нарушит привычное течение жизни? Эти вопросы не давали покоя, будоражили совесть.
Алехин признался в любви, но это случилось тогда, когда Анна Александровна уже навсегда уезжала из родного города в Крым, и Алехин зашел в поезд, чтобы проводить её. «Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее… О, как мы были с ней несчастны! – я признался ей в своей любви» — говорит он.
Алехин и Анна Александровна расстались навсегда. Главный герой в конце рассказа говорит: мелким, обманчивым и ненужным было то, что препятствовало их любви и жалеет, что они не отдались чувствам в полной мере. Однако, по поводу того, правильно ли поступили влюбленные, у читателей будут разные мнения, основанные на их чувствах, религиозных убеждениях, зависящие от окружения и менталитета.
Верочка
Рассказ говорит о неразделенной любви молодой девушки по имени Вера к Ивану Алексеевичу Огневу. Они могли быть хорошей парой, но Огнев, холодный душой и сухой, не отвечает ей взаимностью. Признание Веры в любви вызывает у него откровенный испуг. «Я вас настолько уважаю, что… мне больно…» — говорит он в ответ, и сильно огорчает девушку. Но можно ли осудить молодого человека, чувства которого молчат? Этот вопрос неоднозначный.
Дама с собачкой
В этом произведении, созданном Антоном Павловичем Чеховым в 1898 году, красной нитью проходит тема курортного романа. Встреча с Анной Сергеевной – ключевой момент в жизни Дмитрия Дмитриевича Гурова, приехавшего на отдых в Ялту. Они полюбили друг друга, и случилось то, о чем женщина потом вспоминает со стыдом. Анна Сергеевна сокрушается, что предала и обманула мужа. «Он, быть может, честный человек, — говорит она, — но… лакей». И кается, что «её попутал нечистый».
Казалось бы, с отъездом Дмитрия Дмитриевича домой их отношения должны были прекратиться. Но не тут-то было. Любовь оказалась такой сильной, что через время они стали встречаться в Москве. Дмитрий в первый раз полюбил по-настоящему, — говорится в рассказе. Но вопрос, как избавить себя от необходимости обманывать, жить в разных городах, прятаться, – остается открытым. Наверное, не только для героев рассказа, но и для наших современников, оказавшихся в подобной ситуации.
Анна на шее
Главная мысль этого рассказа, изданного в октябре 1985 года в «Русских ведомостях», – несчастливый и неравный брак по расчету. Сразу возникает вопрос: почему Анна согласилась стать женой человека, даже поцелуя которого боится. «Она вспоминала, как мучительно было венчание…» и осознавала, что очень несчастна, ведь из-за денег вышла замуж за нелюбимого, нудного, скучного человека. Да, Модест Алексеич был богатым, но разве можно менять на звон монет счастье молодой, красивой девушки, пусть даже и очень бедной?
Во второй части рассказа Анна стала работать на благотворительном базаре, и её красота расцвела с новой силой. Она участвовала то в прогулке, то в спектакле, то в пикнике, а также ездила на охоту, каталась на тройке, играла в одноактных пьесах — и уже не боялась своего мужа. Более того, Анна стала вести себя с ним требовательно и свысока.
Итак, герои рассказов Антона Павловича Чехова очень разные, но все они мечтают о любви. У одних это чувство не находит отклика, другие находят свою любовь очень поздно, будучи в узах брака, и боятся отдаться ей всецело; третьи, как, например, героиня рассказа «Анна на шее» выходят замуж по расчету. Но произведения классика о любви объединяет одно: желание любить и быть любимыми. Увы, не у всех оно бывает удовлетворено.
Если вам очень нравится этот писатель, то рекомендую прочитать краткую биографию Чехова, чтобы понять как сформировался гений бессмертного классика.
По материалам литературного сайта Реальные Книги — https://real-books.ru.
О неизвестных сторонах личности Чехова рассказывает Сильвия Фролов (Sylwia Frolow) — сотрудница журнала «Тыгодник повшехны», автор книги «Антоновки: женщины и Чехов», биографии Дзержинского «Любовь и революция» и сборника портретов исторических деятелей «Большевики и апостолы».
Gazeta.pl: Я не знала, что Чехов был таким «безобразником».
Сильвия Фролов: Об этом мало кто знал, поэтому у меня и появилась идея о книге. Чехова обычно изображают большим другом женщин. Он мастерски изображал своих героинь, опираясь на образы своих любовниц, подруг и сестры. Могло бы показаться, что он хорошо понимал женщин, но…
— Но?
— Он был сексистом, сознательно использовал свою красоту и очарование, обладая всем, что нужно привлекательному мужчине: рост 186 сантиметров, красивое лицо, стройная фигура, а к этому еще чувство юмора, хорошие манеры, шарм. В обществе он представал дамским угодником, но всегда был окружен ореолом таинственности. Женщины им восхищались. Пожалуй, ни у одного писателя в мире не было такого количества поклонниц.
— Появилось даже специальное определение: «антоновки».
— Его придумал кто-то из чеховской семьи, скорее всего сестра Антона Маша. Когда он поселился в Ялте, они буквально осаждали его дом, стояли у забора и часами его высматривали. Писателя это смущало, он, как многие современные знаменитости, чувствовал, что лишился частной жизни. Тело Чехова уже разъедал туберкулез, так что «антоновки» радости ему не доставляли.
Corriere Della Sera 27.08.2017 Medya Gunlugu 06.08.2017 Berlingske 26.05.2018 La Croix 11.04.2015
— Тогда он уже был женат. Читая вашу книгу, я сама сначала поверила, что Чехов был идеальным кандидатом в мужья: умный, добрый, красивый, писатель и врач.
— Женщины влюблялись в идеал и лишь при более близком знакомстве начинали видеть изъяны. Правда, я остаюсь «антоновкой», несмотря на то что прекрасно их изучила. Я часто подчеркиваю, что даже если он иногда поступал дурно, то делал это с изяществом.
— «Умные его не возбуждали, а красивые вгоняли в скуку». Ничего себе запросы!
— Это слова биографа Чехова Дональда Рейфилда (Donald Rayfield). Я его цитирую, но не могу в полной мере согласиться с вышеприведенным тезисом. Все самые близкие женщины Чехова были интеллигентками. Он любил актрис, певиц, художниц, писательниц — начитанных, владеющих иностранными языками, ездивших за границу женщин. О Лике Мизиновой (преподавательнице русского языка, которая сначала подружилась с сестрой Чехова Машей, а потом страстно влюбилась в него самого, — прим. Gazeta.pl) он говорил, что не мог бы на ней жениться, поскольку она слишком красива. На основании этого Рейфилд, видимо, сделал свой вывод. Мне кажется, в чеховской фразе есть лукавство, на самом деле он не хотел связывать себя с Ликой из-за других ее черт.
— По корреспонденции Чехова видно, что он общался с умными женщинами.
— При этом он считал, что женщины стоят на более низкой ступени эволюции, чем мужчины. Чехов подчеркивал, что они могут быть прекрасными врачами, но не способны написать серьезный научный труд. Он оценивал результат, игнорируя причину явления, в этом я бы его упрекнула. Российским женщинам позволили получать высшее образование лишь в 1860-е годы (в Западной Европе — чуть раньше), впрочем, они тогда могли посещать университеты лишь в качестве вольнослушателей. Путь гениального математика и подруги Достоевского Софьи Ковалевской к научной карьере был по-настоящему тернистым. Ее не приняли в Шведскую академию наук, говоря, что если туда возьмут женщину, то завтра туда прикажут взять орангутанга. Мужчины между тем имели свободный доступ к образованию на протяжении тысяч лет! Чехов, правда, отмечал, что природа стремится к равноправию, а он не собирается ей мешать.
— Пример женщины, которая практически не уступала ему по уму и таланту, был у него перед глазами. Я имею в виду его сестру.
— У Маши были свои амбиции и художественные способности, она могла многого достичь, но полностью посвятила себя брату. После смерти Чехова она организовала его музей. Человечество выиграло, жаль только ее собственной жизни. Она сама говорила, что совершила лучший выбор и никого никогда не любила, но мне в это не верится.
Дважды ради счастья брата она отказывалась от замужества. Его такое решение устроило, ведь он считал, что женщина должна в интеллектуальном плане не уступать мужчине, но ее роль — опекать его. С супругой, московской артисткой Ольгой Книппер, отношения Чехов выстраивал иначе, но тогда он уже был смертельно болен. Кроме того, Ольга обладала сильным характером, ставила перед собой конкретные цели. Она хотела сделать карьеру и не отказалась бы от этого во имя любви.
— Маша, Ольга и Антон составляли причудливый треугольник.
— Ольга вначале была подругой Маши, а потом стала женой Антона. Он часто выбирал себе женщин из круга приятельниц и знакомых сестры, которой обещал, что никогда не женится. Обещание, по всей видимости, было обоюдным, но сдержала его только Маша.
— Почему они так решили?
— Это был неписаный, даже не сформулированный прямо договор: ты болен, я о тебе позабочусь, с нами наша любимая мама, мы живем вместе и никого больше не впустим в нашу семью.
У семьи Чеховых вообще интересная история. Шестеро детей, мать под каблуком отца-деспота, религиозного фанатика, который избивал детей во имя божье. Из Антона веру он выбил навсегда. Дом, однако, благодаря матери был наполнен любовью, поэтому они стремились держаться вместе.
Чехов, еще будучи студентом, стал фактически главой семьи, поскольку его отец-банкрот утратил в ней авторитет. Сын зарабатывал писательским трудом все лучше и купил дом в деревне. Отдыхать они тоже ездили вместе. В письмах к знакомым Чехов пишет, что всюду берет с собой «семейный кружок». Его партнершей по опеке над родственниками стала сестра Маша. Так что в духовном смысле они функционировали, как семейная пара.
— И вдруг Антон женится на Ольге.
— Маша почувствовала, что брат и подруга ее предали.
— В спальне Маши висел большой портрет Чехова. Она могла быть увлечена им, как женщина?
— Такой тезис я выдвинуть не могу, поскольку никаких намеков на это нет ни в переписке с членами семьи, ни в корреспонденции знакомых. Однако когда сестра вешает в спальне портрет брата, это выглядит странно. В какой-то степени она наверняка была в него влюблена. В Ольге она видела соперницу, отговаривала Антона от женитьбы.
— Он был для нее богом.
— Братья Александр и Михаил это видели, второй даже пытался склонить ее к бунту, но безуспешно. В письмах они писали, что Маша просто боялась Антона. Чехов, скорее всего, видел готовность сестры ему повиноваться и пользовался этим.
— Маша и ее мать называли Ольгу «третьей». Чехов прожил в браке всего несколько лет, а с женой они чаще переписывались, чем были вместе. Она работала в московском театре, он, больной, находился в Ялте с сестрой и матерью. Однако в 1904 году он умер в Германии на руках у Ольги, вдали от семьи.
— В течение долго времени после свадьбы Ольга была врагом номер один, в особенности для матери Чехова, а также всех «антоновок». Это напоминает историю Джона Леннона и Йоко Оно, которую обвиняют в распаде «Битлз». Говорили, что Ольга соблазнила Чехова ради карьеры, но это не так: когда он с ней познакомился, она была актрисой МХТ. Там играли самые лучшие — сливки актерского общества. Активной в профессиональном плане она оставалась практически до конца своей долгой жизни. Она любила Антона, хотя и на своих условиях. Она регулярно посещала его могилу, ездила с Машей в Ялту, вместе с ней занималась сохранением его наследия. В этом было что-то от религиозного культа. Чехова она пережила на 55 лет.
— Маша сначала обвиняла Ольгу в том, что та повинна в преждевременной кончине ее брата. Его смерть могла рассорить их навсегда, но вышло иначе.
— Претензии возникли из-за врача, который лечил писателя в Ялте. Он говорил Маше, что пациент нуждается в покое, тишине и отдыхе, но как только приезжала Ольга, тот становился беспокойным, порывался ехать в Москву.
В своей книге я защищаю Ольгу. На мой взгляд, Чехов имел право решать, как и в чьей компании умирать. Он был врачом, знал, каково его состояние, не хотел, чтобы мать видела его смерть. Ольга увезла его в Германию и очень хорошо заботилась там о нем до самого конца. Можно сказать, что они с Машей обе стали вдовами.
— В вашей книге есть такая фотография: две пожилые женщины, одетые в похожие платья и шерстяные кардиганы, сидят на скамейке. Это Ольга и Маша 50 лет спустя после смерти Чехова. Очень трогательно.
— Обе они дожили до глубокой старости. Эта фотография — кадр из документального фильма, снятого в 1950-х. Они гуляют по саду и выглядят очаровательно, напоминая двух сестер. Это была необыкновенная крепкая дружба на всю жизнь. Они друг в друге не разочаровались.
Их переписка длилась 57 лет, это целая эпоха! В 2021 году в России издали два тома их писем. С примечаниями получилось больше 3 тысяч страниц. Они пережили трех царей, три революции, две Мировые войны, чистки Сталина, его смерть. Разумеется, бывали периоды, когда они не могли или не хотели друг другу писать. Видя большой перерыв, я сопоставляла даты с событиями, которые происходили в России, и все понимала. Я читала эти письма две недели по шесть-восемь часов в день, а когда закончила, расплакалась, потому что успела сжиться с двумя женщинами.
— После смерти Чехова у них стало больше пространства для дружбы?
— Наверняка. До этого все крутилось вокруг него. Позже появились совместные племянники, своих детей у обеих не было. Истории этих племянников тоже очень интересны. Гитлер, Элвис Пресли, Мэрилин Монро — с такими людьми им довелось пересечься.
— Как вам удалось распутать любовный чеховский узел? В его романах сложно разобраться, порой у него бывало несколько женщин одновременно.
— Больше всего рассказывают письма, именно они дают образ человека из плоти и крови.
— Кстати, о теле. Известно ли, каким Чехов был любовником?
© РИА Новости, Б. Казаков | Перейти в фотобанк Писатель Антон Павлович Чехов и его жена — актриса Ольга Леонардовна Книппер-Чехова — Чехов разделял любовь и секс: первая мешала ему творить, а второй — нет. Ставя превыше всего творчество, он отказывался от чувств, одновременно позволяя себе плотские удовольствия. Известно, что в публичном доме он впервые оказался в возрасте 13 лет, а с тех пор стал регулярным посетителем подобных заведений. Пикантные подробности утех с проститутками он описывал в письмах своему издателю Алексею Суворину. Каким он был любовником, мы не знаем, на эту тему мне ничего найти не удалось. Женщины в те времена такие темы не обсуждали.
— Или им нечего было обсуждать?
— Возможно. Рейфилд сравнивает Чехова с гепардом, который каждый раз совокупляется с новой самкой. Однако с тем же успехом Чехов мог быть сказочным любовником. В письмах есть только одна сцена. Они уже поженились с Ольгой, ей дали в театре отпуск, она приехала в Ялту. Пять дней, с его слов, они провели обнаженными и предавались любовным утехам. «Когда ты уехала, на пороге появились антоновки», — заканчивает он этот пассаж.
— Известно, что со студенческих времен у него бывали проблемы с потенцией.
— В 24 года у него началось кровохарканье, но туберкулезом он, скорее всего, заразился уже раньше. Упоминания о проблемах с потенцией появляются в письмах брату или другим адресатам-мужчинам. В посланиях брату Чехов бывал очень откровенен, но Маша позднее вымарала множество фрагментов, чеховеды до сих пор стараются их расшифровать.
— Возможно, там скрывается ответ на мой вопрос. Вы подсчитали, с каким количеством женщин Чехов «имел отношения»?
— Мне не удалось. В книге есть глава, в которой я старалась их сосчитать. Выпускающий редактор советовал мне ее убрать, потому что женщины предстают в ней как объект, а не самостоятельный субъект. Я возражала, поскольку именно так относился к ним Чехов. Обычно говорят всего о трех женщинах: Лике, Лидии и Ольге, но их было великое множество. Мне приятно, когда мужчины, прочтя мою книгу, тоже выражают возмущение антифеминистской позицией Чехова.
— Он писал, что у него не было детства. Женщин (за исключением проституток) он держал «на расстоянии письма». Могло ли недоверие Чехова к женщинам, его нежелание с ними сближаться, быть связано с деспотизмом и жестокостью отца?
— Наиболее склонным к саморазрушению был старший брат Александр. Он злоупотреблял алкоголем, был дважды женат, но тоже окружал себя любовницами. Сейчас мы бы назвали его отношения токсичными. После поездок к нему Антон писал, что достаточно повести с Сашей и его супругой неделю, чтобы почувствовать себя разбитым. Сам Чехов тоже носил в душе детскую травму, возможно, его прохладное отношение к людям происходило из этого опыта.
Обратите внимание, как много внимания он уделял внешнему виду. Он старался всегда быть элегантным: соломенная шляпа, монокль, трость, прекрасно скроенные воротнички. Возможно, у него были какие-то комплексы, связанные с тем, что он происходил не из семьи интеллигентов? Одной даме он писал, что никогда не будет таким утонченным человеком, как ее супруг, ведь его родители торговали селедкой. Элегантность могла быть маской, Чехов никогда полностью не открывался перед людьми. У него есть рассказ «Человек в футляре» — об учителе, который оберегает себя от соприкосновения с миром. Чеховским «футляром» могла быть элегантность.
— Таинственность, неоднозначность еще сильнее привлекали женщин?
— Наверняка. Возможно, он сознательно делал внешнюю оболочку одним из элементов своей сексуальной привлекательности. В этом смысле Чехов — полная противоположность Достоевского, который был экстравертом, сходил с ума от женщин и из-за этого постоянно страдал. Лев Толстой однажды спросил Чехова, много ли тот позволял себе в молодости. Ответом было неразборчивое бормотание. А Толстой гордо провозгласил «Я был неутомимым». Думаю, на их счету было аналогичное количество «подвигов», но Чехов не любил ими хвалиться.
— У кого с кем было больше проблем: у Чехова с женщинами или у женщин с Чеховым?
— У женщин. Он умел уходить без особых угрызений совести, хотя всегда элегантно. Хуже, правда, бывало, когда он не разрывал отношения, а продолжал их поддерживать, как с Ликой. Он не хотел быть с ней, но не отпускал, используя в качестве лекарства от скуки. Она уже умоляла его больше с ней не контактировать, а он смеялся и делал вид, что не понимает, в чем дело. С нее написан убедительный образ Нины Заречной из «Чайки». Жизнь Лики развивалась по сценарию этой пьесы. Самая главная трагедия разразилась уже после премьеры. Чехов прекрасно понимал страдания Лики, но продолжал играть с ней, как кошка с мышью.
— Вы же назвали себя «антоновкой».
— С одной стороны, он нравится мне внешне, с другой — я восторгаюсь им в первую очередь как писателем. Это самый европейский из русских писателей, неиспорченный Россией и идеей служения ей. Он был мастером краткой формы, изящных концовок, его произведения имеют вневременное звучание, поэтому он так популярен до сих пор (особенно в театре). Недавно мне попалось высказывание Ольги Токарчук (Olga Tokarczuk) (польская писательница, получившая Нобелевскую премию по литературе за 2021 год, — прим.пер.), которая призналась, что ориентируется на Чехова.
— Чехов как будто бы сошел со страниц своих произведений. Перед смертью он попросил бокал шампанского, говоря, что давно его не пил.
— Да, он был своим собственным героем. Чтобы его понять, нужно обратиться к историям Иванова, Платонова, Тригорина, как совершенно справедливо написала в попавшей на обложку моей книги рецензии Агнешка Глиньска (Agnieszka Glinska) — прекрасный театральный режиссер.
— Чехов был счастлив в любви?
— Он говорил: «Мы, русские порядочные люди, питаем пристрастие к вопросам, остающимся без разрешения. Обыкновенно любовь поэтизируют, украшают ее розами, соловьями, мы же, русские, украшаем нашу любовь этими роковыми вопросами, и притом выбираем из них самые неинтересные». В этом плане он был очень русским.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
🗹