- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Лирический герой в поэзии Блока
А. А. Блок является одним из самых ярких представителей художественного символизма в поэзии. Данное литературное направление пришло в России из Запада. Смешавшись с русской стихотворной традицией, европейский символизм образовал собственную уникальную вариацию, на основе которой было создано множество прекрасных произведений, к числу которых, в первую очередь, относится поэзия Александра Блока.
Образ лирического героя в творчестве поэта особенно ярко отражает особенности символистского направления в произведениях автора. Характерным с этой точки зрения является стихотворение «Фабрика», главной идеей которого, помимо социальной направленности, является осознание поэтом себя, своего места в этом мире. В работе представлены три основных момента: первый – там, где люди собираются у ворот; второй — «недвижный кто-то, черный кто-то» наблюдает за остальными; третий — это сам лирический герой, который видит происходящее вокруг с вершины…». Вершина эта означает первые шаги поэта на его творческом пути к реализму.
Первые стихотворения автора посвящены образу Прекрасной Дамы. Целый творческий цикл направлен на его раскрытие и постижение. Лирический герой здесь представлен в роли влюбленного поэта, который ощущает себя рыцарем и посвящает свою жизнь служению Даме сердца. Образ последней олицетворяет идеал прекрасного в этом мире, выступает воплощением женственности. Примечательно, что в жизни самого Блока существовала настоящая Дама сердца, которой он и посвятил этот любовный цикл. Это была жена поэта – Любовь Дмитриевна Менделеева.
На создание стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» Блока вдохновила его встреча с Менделеевой в Исаакиевском соборе. Лирический герой видит перед собой образ столь возвышенный и светлый, столь чистый и прекрасный, что сравнить его можно с Мадонной А.С. Пушкина. В этом периоде творчества Александра Блока лирический герой являет собой истинного романтика, смыслом жизни которого является любовь и служение красоте.
Несколько в другом свете он предстает в стихотворении поэта «Незнакомка». Тема этого произведения выражается в идее противостояния идеала и красоты с неприглядной реальностью. Столкновение двух этих явлений Блок отразил в композиционном построении, разделив стихотворение на две части. Каждая строка первой части наполнена чудесным ожиданием воплощенного в мечтах образа идеальной незнакомки. Во второй части волшебство долгожданной встречи рушится от столкновения с реальностью. События происходят в ресторане, где царит неприятная атмосфера, пошлость. Реальный мир на время становится другим – становится ярче, светлее, обретает теплые краски жизни, когда в ресторане появляется чудесная незнакомка. Однако итог у этой истории один – возврат к реальности и невозможности забыться в мечтах.
В полной мере раскрыть внутренний мир своего героя, показать развитие его образа Блоку удается в поэме «Соловьиный сад». В основе сюжета – обреченность героя на возврат к реальной жизни из мира любви и мечтаний. В произведении заложены философские идеи, ставятся и решаются жизнеутверждающие вопросы, как-то: проблема поиска себя в этом мире, проблема любви.
ЭВОЛЮЦИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ А. А. БЛОКА
Любое литературное произведение — создание не всего общества или государства, а одного, иногда — нескольких талантов. В нем могут рассматриваться важнейшие проблемы эпохи и изучаться острые социальные и философо-нравственные конфликты времени, но подход к одному и тому же вопросу у нескольких представителей человечества будет разным.
Автор произведения излагает свою точку зрения на проблему, он субъективен в оценке действительности, и особенности его мировосприятия выявляются через изображение им событий, личностей, поступков, отношений и чувств с помощью выбранных им художественных средств и приемов. В стихотворение вводится лирический герой — своеобразное «эго» поэта, одно из обозначений его целостного существования в литературе.
Начало XX века разрушало традиционные для русской классической прозы и поэзии каноны, наполняло атмосферу творческой жизни многообразием красок и звуков. Создавались оригинальные композиции и формы, яркие образы и сложные для понимания идеи и теории. Стать новатором казалось невозможным, но, несмотря на это, произведения студента Блока сразу обратили на себя внимание творческой интеллигенции — Д. Мережковского, Зинаиды Гиппиус, Бориса Бугаева. Молодого поэта порой осуждали за «косноязычие» в первых стихотворениях, но его лирический герой, с его особенным характером, искренностью и мечтами, околдовал и заворожил их.
Начало творчества Блока связано с символизмом, под влиянием которого находился поэт. Как Владимир Соловьев, он видел в основе мироздания женственное начало, воплощение красоты и святости. Его лирический герой «околдован огнями любви», покоренный величием и божественностью приходящей к нему Прекрасной Дамы. Как романтический рыцарь «молча ждет, тоскуя и любя» свою возлюбленную, так поэт мечтает о свидании с «незнакомкой», приносящей в его мир гармонию и одновременно загадку. Прекрасная Дама — идеал, недоступное счастье, мечта, к которой невозможно приблизиться:
И чиста и нежна,
Ты царила над шумной толпой.
Одновременно стремится к соединению с прекрасным миром гармонии и сознает опасность гибели в нем человеческого, земного. Пытаясь забыть «смертельные мечты» и освободиться из плена «тревожной любви», он становится еще более зависимым от «чистого» идеала, дарующего поэту вдохновение и веру:
О, я стремлюсь к борьбе с собою,
К бесплодной, может быть, борьбе…
Когда-то полная тобою
Душа тоскует — о тебе!
Александр Блок подолгу жил в Шахматове, родовом имении Бекетовых, где мог проводить долгие часы в созерцании и размышлениях. Современники поэта вспоминают, что необыкновенно сильное впечатление на него произвела юная прекрасная девушка, набирающая воду из колодца. Так в творчество Блока вошла народная тема, в это время связанная с красотой души русской женщины, олицетворявшей для него Россию:
Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.
Тем не менее было бы неверно называть жизнь молодого Блока безмятежно спокойной. Счастливый своей мечтой, он все же предчувствовал роковое событие будущего, готовил себя к предстоящим испытаниям и трудностям:
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты
Настала эпоха перелома, великих испытаний «для всей земли русской» — революция 1905-1907 годов, первая волна народных негодований. Восстание было подавлено, но для всей интеллигенции оно явилось зловещим предзнаменованием, символом грядущих перемен: Лирический герой Блока размышляет о судьбе Родины, переосмысливает ее образ и приходит к неоднозначному восприятию действительности. В поэме «На поле Куликовом» он представляет умиротворяющую, наполненную философским покоем природу Руси:
Река раскинулась.
Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
Русскому характеру, в понимании Блока, свойственна сила духа, вера в Богоматерь, проникновение в мир божественного, таинственного и прекрасного. Великому покою противопоставляет стремительное движение времени и вместе с ним — России. Блок переосмысливает образ тройки, появившейся в русской литературе благодаря произведениям Гоголя. Лирический герой чувствует музыку и, красоту этого полета в пространстве, но его не может не тревожить вопрос, куда-то «несется» странница-Русь:
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль
Море бушующих страстей образует столкновение двух стихий: народа и интеллигенции. Поэт в своих научных статьях пытается убедить себя в закономерности исторических явлений и важности спасения национального духа. Ценой разрыва со многими близкими друзьями он доказывает справедливость народного гнева, но и в глубине души ощущает боль от неизбежности гибели интеллигенции. Стихотворение «Барка жизни встала…» посвящено будущему России. Поэт предвидит триумф народа, стоящего «у руля», правящего кораблем русской истории, оставившего далеко в прошлом культуру пантеистов и эстетов.
Тем не менее лирический герой ощущает невозможность сохранения старого мира — в нем слишком много пошлости, разнообразных отвратительных и уродливых явлений, описанных Блоком в «Незнакомке» и «В ресторане» («Пьяницы с глазами кроликов», «детский плач», «окрики пьяных»). Образ Прекрасной Дамы еще живет в душе лирического героя, но она кажется нереальной, растворяющейся в «страшном мире» мечтой. Красота очень хрупка, она не способна победить зло и, установить законы справедливости и гармонии.
Возможно ли счастье, реально ли достижение внутреннего равновесия для лирического героя. Блок приходит к выводу, что основа гармонии скрыта в мудрости и философской глубине. Важно принять действительность, понять и стать ее частью:
Принимаю тебя, неудача.
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача.
В тайне смеха — позорного нет! Однако для лирического героя становится нравственно нелегко уйти из мира фантазий и сказочного воображения. Его по-прежнему манит мечта, и, идя к ней, он оставляет привычное и родное в прошлом. Поэт стремится к идеалу, который кажется ему уже достижимым и приближенным к реальности, но, жестоко ошибшийся и разочарованный, он теряет все жизненные ориентиры. Лирический герой одинок, он потерял надежду и внутренний свет, и в его словах теперь слышится только отчаяние и безысходность:
Или я заблудился в тумане?
Или кто-нибудь шутит со мной?
В последние годы жизни Александр Блок не писал стихотворений, и поэма «Двенадцать» — своеобразное завершение его поэтического пути. Поэт пытается найти себя в служении советскому обществу, своему народу и Родине. Идеалы времен были настолько не близки характеру лирического героя, что он перестал существовать. Если когда-то он верил в высшую миссию русского народа, в просветление после мрака и бури, то теперь он убеждается в ложности пути, избранного большевиками и ведущего не к созиданию, а к разрушению. «Страшный мир» не перестал существовать, но, собрав силы и распространив темную власть на русскую землю, погубил раненую и «беззащитную душу поэта».
Произведения Блока сложно понять человеку конца XX века так же, как и современникам поэта, из-за противоречивости высказываний и сумбура эмоций и чувств, но то лучшее, что поэт-философ передает в своих стихотворениях, умение ценить и чувствовать красоту, стало его творческим наследием, которое с благодарностью принимают следующие поколения.
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ В ПОЭЗИИ А. А. БЛОКА
Вся моя жизнь — в моих стихах. А. Блок
Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и ХХ веков и обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока. Поэтические произведения, созданные им, занимают особое место. Поэтической исповедью, дневником души поэта было его творчество. И любовь написала много прекрасных страниц в этой книге. «Любовь, о которой и после моей смерти прочтут в моих стихах…» — писал поэт.
Стихи А. А. Блок начал писать очень рано, с пяти лет. Это были обыкновенные детские, потом юношеские пробы, которые не предвещали большого поэта. Когда же произошло пробуждение? Когда из смутного беспокойства, «чудесной внутренней тревоги», хаоса звуков родилась Поэзия? Своеобразие позиции поэта просматривается уже в его раннем творчестве в образах лирического героя. Характерно в этом отношении стихотворение «Фабрика». С одной стороны, обращение поэтасимволиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя. Но, с другой стороны, символическая философия, попытка осознать свое место в жизни также весьма показательны. В стихотворении присутствует три образа: собравшиеся у ворот люди, кто-то недвижный, черный, считающий пришедших, и, наконец, лирический герой, говорящий: «Я вижу все с моей вершины…» Нахождение на вершине — это как бы исходная точка творчества Блока, из которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму.
В ранних стихотворениях Блока присутствует образ Прекрасной Дамы. Его раскрытию поэт посвятил целый цикл стихов. Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта (этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой, жене поэта).
Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме.
В стихотворении «Вхожу я в темные храмы…», поводом для создания которого стала встреча Блока с Л. Д. Менделеевой в Исаакиевском соборе, перед лирическим героем появляется образ, который сравнивают с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей прелести чистейшей образец». Лирический герой этого периода творчества Блока — романтик, для которого любовь — высшая ценность. Образ-символ получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, — «Незнакомке». В грубый, глухой мир проникает мечта, воплощенная в облике загадочно-прекрасной женщины. Явление ее непостижимо и окружено тайной. Кто она, блоковская Незнакомка? Реальное, земное в ее портрете — «девичий стан, шелками схваченный», и «в кольцах узкая рука». Но дышит она «духами и туманами», ее дорогие шелка «веют древними поверьями ». Сам поэт говорил о своей Незнакомке: «Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового». А известно, что по блоковской символике синий цвет означает неземное, звездное, высокое, чаще всего недостижимое:
Лирический герой Блока: характеристика лирического героя
Что включает в себя понятие «лирический герой»? Можно ли говорить о том, что лирический герой — это и есть сам поэт, автор стихотворения или поэтического цикла? Почему нельзя отождествлять лирического героя и поэта? Нельзя в первую очередь потому, что лирический герой — это литературный герой, образ, запечатленный в художественном произведении; поэт, его творец, — живущий или некогда живший реальный человек, а не литературный персонаж. Другое дело, что часто поэт и лирический герой соотносятся как тип и прототип: внутренний мир поэта, его восприятие реальности, манера чувствовать и думать находят свое художественное воплощение в образе лирического героя, сознание и внутренний мир которого оказываются предметом изображения в лирическом произведении.
Предметом изображения своеобразного «лирического романа», стихотворного единства, включающего в себя три тома лирики Блока, становится внутренний мир лирического героя — личности крайне сложной и противоречивой, стремящейся к обретению внутренней гармонии, к постижению гармонии мира, вслушивающейся в музыку «мирового оркестра» и трагически неспособной преодолеть отчаяние и пессимизм, свойственные ей. Эта противоречивость, мучительная для поэта доминанта его характера, ярко отразившаяся в творчестве, характеризовала и образ лирического героя Блока. Своеобразным ключом к образу поэта, запечатленному его лирикой, могут служить слова его жены, Любови Дмитриевны, дочери русского ученого Д. Менделеева: «В Блоке был такой же источник радости и света, как и отчаяния и пессимизма». Поэтому лирическим сюжетом всех трех томов его лирики становится история преодоления этих противоречий — между потребностью радости и безысходным отчаянием, солнечным светом и непроглядной тьмой пессимизма.
Эта противоречивость собственного характера вполне осознавалась и самим поэтом. Исследованию этих противоречий и путям их преодоления посвящено стихотворение третьего тома «О, я хочу безумно жить…» (цикл «Ямбы», 1907—1914).
В первой строфе заявлены романтические устремления, претензии максимальной полноты и насыщенности собственной жизни, личной и творческой:
О, я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Так трактуется задача поэта, утверждается концепция творческой личности, цель которой — дать вечную жизнь в слове всему существующему, дать имя и «вочеловечить» безличное, сделать сущим не сущее. Но этот оптимистический и исполненный романтического максимализма порыв обрывается трагической нотой разочарования как раз в сущем, реально существующем:
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне…
Здесь мы сталкивается с одним из парадоксов блоковского миросозерцания: во-первых, реальная, а не вымышленная жизнь предстает как «сон тяжелый», в котором задыхается лирический герой Блока. Во-вторых, остается без ответа вопрос о том, чем так уж страшна эта реальность, особенно для Блока, рождение, образование и воспитание которого открывали доступ ко всем возможностям, которые только могут предоставить личности цивилизация и культура: он принадлежал к элите высшего русского общества, сам был ее частью, имел возможность общаться именно с теми людьми, с которыми хотел; не зная материальных тягот и забот, был совершенно свободен; мог путешествовать и путешествовал по миру, «Дивясь божественным природы красотам, / И пред созданьями искусств и вдохновенья / Трепеща радостно в восторгах умиленья» — именно в этом Пушкин видел лучшую, высшую свободу («Из Пиндемонти», 1836). Блок и не подозревал о возможности ограничения свободы передвижения из одной страны в другую, ограничения, которое его сограждане вполне почувствуют в самом обозримом будущем. Образование, полученное им, владение древними и новыми языками открывало свободный и легкий доступ к античной литературе; в немецком средневековье поэт чувствовал себя как дома; современную литературу Европы считал своею. Почему же эта жизнь воспринимается как «сон тяжелый»?
Думается, что в Блоке выразилась та грань русского национального характера, которая связана с неумением ценить насущную реальность, радоваться сущему, а не вымышленному; не умея насладиться тем, что есть, взыскать града не от мира сего. Эта черта, о которой писали многие мыслители, среди них — кн. Евгений Трубецкой в статье «Русский максимализм», эта черта, эта неспособность удовлетвориться существующим, приводящая к лозунгу «Или все — или ничего», и стала основанием концепции революции, созданной литературой 20-х годов, концепции жестокой, антигуманной, но по-своему завораживающей своей жесткой бескомпромиссностью русского максимализма. У истоков этой концепции стоял Блок, автор поэмы «Двенадцать».
В заключительной строфе стихотворения Блок формулирует противоречивую сущность характера своего лирического героя, который сочетает в себе несовместимое:
Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!
Эта же противоречивость оказывается предметом изображения в стихотворении «О, весна без конца и без краю…» (2-й том, цикл «Заклятие огнем и мраком»), в котором проявилась безоглядная способность лирического героя Блока принять жизнь во всех ее проявленных, даже страшных, пугающих: «Принимаю тебя, неудача, / И удача, тебе мой привет!», «Принимаю бессонные споры…»,
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
Однако это приятие действительности во всевозможных ее проявлениях парадоксальным образом сочетается с воинственностью, враждебностью в отношении к ней. В первой же строфе приветствие странным образом оборачивается звоном щита; этот же мотив повторится в шестой строфе: «Перед этой враждующей встречен/ Никогда я не брошу щита…»
К кому обращено это стихотворение, кто становится объектом мои любви — ненависти? Приятия — отрицания? «Весна без конца и без края», мечта, удача и неудача, жизнь? Во второй части стихотворения все эти образы сходятся в одном и определяют сущность женского начала: они сливаются в неясных очертаниях женского образа.
Женщина, в образе которой сошлись весна без конца и без краю, воплотившая мечту, в которой лирический герой Блока узнает саму жизнь, манит его, но и таит в себе недоступность («Никогда не откроешь ты плечи… / Но над нами — хмельная мечта!») и враждебное начало: «И смотрю, и вражду измеряю»). Такая двойственность отражается и в восприятии этого женского образа лирическим героем:
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!
Вражда, ненависть, заклятья — и любовь; это противоречие характеризует отношение лирического героя Блока к женщине. С женским образом в его лирику приходит любовь, обрекающая на мучения и гибель, но в нем не только мука, но и вся полнота жизни, что и обусловливает мужественное и жертвенное ее приятие.
Источник: Голубков М.М. Русская литература ХХ в.: Учебное пособие для абитуриентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2003
Лирический герой поэзии Блока его эволюция
Александр Блок был крупнейшим поэтом-символистом в русской литературе. Признание его как поэта-лирика было всеобщим и неоспоримым. При жизни Блок подготовил к изданию собрание своих стихотворений, которое рассматривал как своеобразную автобиографическую трилогию «вочеловечения». Главный герой трилогии — лирический герой-поэт. В собрании стихов отражен путь его духовного взросления, становления, исканий. Сама мысль о создании лирической «автобиографии души» уникальна. Автор говорит не о фактах, а о чувствах, которые испытывал
в тот или иной период жизни. Блок называл свою трилогию «вочеловечения» романом в стихах. Каждая книга трилогии делилась на циклы. Стихотворения в них располагались не в хронологическом порядке, а отражали те чувства и мысли, которые испытывал поэт в данный период становления души. В ранней лирике герой переживает сложные взаимоотношения с Прекрасной Дамой. Здесь нашли отражение одновременно пейзажная и любовная темы: воспевание красот природы и поклонение перед женщиной. В ранней лирике щедро разбросаны символы состояния души поэта: «алые зори», «розовые утра», «золотистые долины» и т. д. Герой-поэт ищет свой путь просветления, свою тему. Под влиянием философских идей Вл. Соловьева Блок воспевает Вечную Женственность. Поиски идеала всегда трагичны. В лирике Блока появляются мотивы тревоги, приближающейся катастрофы. Поэт предчувствовал наступление исторических перемен для страны, опасность разрушения культуры. Во всех явлениях действительности поэт видел скрытый мистический смысл. Под Прекрасной Дамой он понимал божественное женское начало, способное воскресить «старый мир». Лирический герой представляет себя то рыцарем, то покорным слугой этой Дамы, «рабом Царицы». Дожидаясь ее прихода, он должен: Светить в преддверье Идеала Туманным факелом своим. Лирический герой измучен ожиданием, его тяготит обычная жизнь, в которой он не видит смысла, живет только в своем внутреннем мире чувств: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду, — тоскуя и любя. Произошедшие в стране исторические сдвиги, революция 1905-1907 годов вызвали резкое изменение мировоззрения Блока. Юношеские иллюзии исчезли, герой как будто впервые увидел реальный мир, в котором живет. Если раньше его герой пребывал «в храме», то сейчас — «в кабаке». Образ Прекрасной Дамы сменяется образом Незнакомки — «красивой и опасной», «влекущей» и «пугающей». Во второй книге трилогии возникает тема города и «страшного мира». Герой пытается как-то определиться в отношении к миру. Он в отчаянии бродит по городу, где Незнакомка ходит среди пустых и как будто «слепых» людей. Прежние святыни в сознании поэта превращаются в фарс. Герой убеждается, что мир идет «путями зла». Душа героя «замкнулась в себе». Он оценивает окружающее как «балаган и позорище». Город, с его отталкивающими картинами, притягивает поэта призрачными огнями жизни, но все в нем неживое, иллюзорное, обреченное на смерть, так как в нем нет души. Темой третьей книги становится борьба темных и светлых сил в душе героя. Поэт выходит «из мрака» тяжелых дум и сомнений, в нем побеждает позитивное начало. Главной в его творчестве становится тема Родины, России. Это истинный Идеал для поэта. В Родине сила и стойкость, чистая, светлая, поэтическая душа. Она переживет любые испытания: Пускай заманит и обманет, — Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты. Поэт всем сердцем хочет служить добру, но его угнетает двойственность человека, в котором добро и зло слиты воедино. Ради светлого будущего поэт выбирает активную позицию, несмотря на двойные законы в обществе. Блок до конца жизни был уверен, что Россия, испытав много горестей, придет к счастливой, справедливой жизни.