Характеристика Митрофана в комедии Фонвизина «Недоросль»

Комедия Д. М. Фонвизина «Недоросль» является на сегодняшний день прекрасным мотивационным произведением, которое рекомендуется читать не только школьникам, но и их родителям. В нем рассказывается о том, насколько может навредить ребенку чрезмерная родительская любовь. Автор дает далеко не лестную характеристику Митрофану в комедии «Недоросль», подчеркивая и высмеивая его недостатки.

Характер молодого человека

Главный герой произведения не отличается какими-либо выдающимися качествами характера. Это яркий пример необразованности и невоспитанности. Его характер формировался под действием вседозволенности и слишком сильной опеки со стороны родителей.

В 15 лет молодого человека все еще считают ребенком, прощая все его проступки и грехи. Семейство Простаковых мотивирует это тем, что он еще маленький, но со временем изменится.

Родители постоянно балуют ребенка. Мотивируют они свои поступки тем, что взрослая жизнь слишком сложна, поэтому следует сделать так, чтобы юность и детство были беззаботными. Молодого господина всячески ограждают от проблем.

Результатом подобного воспитания становится то, что юноша растет разбалованным, грубым и невоспитанным. Он ругается со слугами, учителями и даже своих родителей совершенно не уважает. Его грубость переходит все границы.

Митрофанушка, не получая достойного отпора ни от кого в поместье, становится все более жестоким. Он уверен, что все его поступки правильные. Опасен или смешон Митрофан, решать читателю. Но все же автор показывает его истинное лицо — главный персонаж не хочет думать ни о чем, кроме женитьбы. Его глупость переходит всяческие границы. Парень не умеет видеть прекрасное. Его не интересует:

  • природа;
  • искусство;
  • люди.

Если говорить метафорически, то юный барин скорее напоминает животное, которое руководствуется своими низменными инстинктами. Это очень ленивый человек, который ведет жизнь тунеядца и ябеды. У него нет цели в жизни, хотя при некоторых усилиях молодой человек вполне может себя развить и стать более умным и вежливым.

Рассуждая в школьном сочинении о самом смешном и печальном в Митрофане, дети пишут о его сообразительности. Он понимает, что очень глуп, но не хочет в себе что-то менять. По его словам, в мире довольно много глупых людей, но все они как-то живут.

Отношения с окружающими

Тема отношений в произведении проявляется довольно ярко и прослеживается на протяжении всего повествования. Даже несколько фрагментов в начале комедии позволяют увидеть, насколько невежественным был Митрофан и его родители.

Мальчик живет в атмосфере безграничной любви и вседозволенности. Мать и отец настолько боготворят свое чадо, что это приводит к печальным последствиям. Юноша становится страшно заносчивым, а это сказывается на его дальнейшей судьбе. Он не умеет строить отношения с окружающими людьми.

Родители молодого человека не вносили коррективы в его отношения с социумом, не помогали ему вливаться в него, не показывали, как надо относиться к людям. Итогом стала не только его необразованность, но и жуткое невежество, которое настолько прославилось, что его называют фонвизинским по сей день.

Общение с людьми у парня начинается с того, что он определяет социальное положение собеседника. Если это человек высокопоставленный, богатый и достойный, то он старается вести себя с ним, соблюдая минимальные нормы этикета. Но простым людом парень не церемонился.

Грубое, пренебрежительное и неуважительное отношение к учителям показывает основной жизненный принцип Митрофана. Его мать не препятствует такому поведению сына. Педагоги, вынужденные обучать юного недоросля, должны были мириться с таким положением, хотя они и сами были далеко не так умны, как хотели казаться.

Обучением юноши занимались няни, учителя и даже кучер Еремей. Но ни к одному из них недоросль не относился с уважением. Основным его занятием на уроках было унижение преподавателей. Например, однажды он сказал своему учителю математики такую цитату:

Давай доску, гарнизонная крыса! Говори, что писать!

Няня, которая была с Митрофанушкой с рождения и следила за его обучением, удостаивалась прозвища «старая хрычовка».

Даже мать, которую он должен был любить и уважать, становится предметом насмешек и грубостей. Сын постоянно угрожает матери, что покончит с собой, ведь она заставляет его обучаться, контролирует каждый его шаг, чем очень надоела ему.

Сочинение на тему: Опасен или смешон Митрофан

Тип работы:Сочинение
Дата добавления:05.01.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Долгое время имя Митрофанушка и само слово «подлесок» становились глупостью и вызывали ироническую улыбку при упоминании. Великому мастеру сатиры Д. И. Фонвизину удалось создать по-настоящему яркий и яркий образ молодого идиота, оживающего. Именно Митрофанушка постепенно становится героем, вокруг которого в доме Простакова вспыхивает конфликт. Тот факт, что он является негативным персонажем, не подлежит сомнению. Но что вы чувствуете к нему, как вы определяете его место среди других негативных персонажей?

Читая первые комические сцены, вы сразу же узнаете Митрофанушку, сына помещиков Простакова. Первое чувство — это смех. Разве нельзя смеяться над прожорливой женщиной, которая страдает всю ночь напролет после сытного ужина, а утром не лишена удовольствия проглотить несколько булочек? Митрофан смеется над своей неуклюжестью и необходимостью иметь рядом няню в его возрасте, а также над недостатком интеллекта и отсутствием речи.

Чем ближе вы подходите к Митрофану, тем труднее становится его отношение. Кто-то приходит к выводу, что этот прожорливый человек, не имеющий ни ума, ни совести, не так уж и безобиден. И когда Митрофан улыбнется на уроке или на экзамене перед старой думой, это уже смех, в который смешивается чувство страха: ведь Митрофанушка — это будущее, он будет править народом, строить жизнь государства. И что может быть страшнее, чем когда судьбу людей и стран решают такие люди, как Митрофанушка — глупые, ограниченные, не отягощенные ни приличиями, ни манерами, ни духовностью.

И Митрофан очень боится людей вокруг него. Получив от матери уроки жестокости и грубости, он не уважает самого отца и мать, не считает слуг вообще людьми. Даже Еремеевна, которая вырастила и накормила его и готова отдать за него жизнь, оскорбляется и унижается Митрофаном. Его неблагодарность, грубость и цинизм отвратительны. Можно с уверенностью сказать, что Митрофан гораздо опаснее, чем нелепость.

Конечно, можно попытаться оправдать действия Митрофанушки расходами на его обучение и воспитание. Можно обвинить Простакова, который своей слепой любовью и безнравственными поступками вырастил такого гнусного человека. Но невозможно оправдать зло, невежество, духовную нищету обстоятельствами, чьими-то ошибками, жизненными условностями. Все можно оправдать, и человек должен нести ответственность за все, что он делает. Как можно понять, оправдать и еще больше простить Митрофана, когда в страшный для матери момент он отталкивает ее и не находит слов поддержки у соседа?

В финале комедии он просто уродлив, лишен всего человеческого. Правдин теперь решает судьбу малоразмерного и посылает его на службу, и можно только представить, сколько зла Митрофанушка может принести людям. Помните слова старожилов: «Невежественный без души — зверь»? Речь также идет о Митрофанушке — человеке, потерянном обществом, напуганном своей бессердечием и невежеством, Митрофанушка, который никогда не поправится, потому что его ум не был отдан ему, а душа у него отнята.

Нежелание учиться

Основная часть аристократии заставляет своих детей обучаться для того, чтобы они могли в жизни добиться большего, чем родители. Простаковы же учат своего ребенка только потому, что так надо. Петр I приказал, чтобы дети аристократов умели написать письмо и знали арифметику. По этой причине им следует учить грамматику, Божье слово и математику.

Образ Митрофана в произведении предстает не вполне логичным для большинства читателей. Чаще всего в рассказах и романах того времени описываются умные молодые люди, которые не всегда думают о своем будущем, однако все они начитаны и очень образованы.

Но если провести анализ исторических документов, то можно увидеть, что в те времена действительно процветало невежество. Именно поэтому правительство приняло решение о том, чтобы дети аристократов в России обучались и получали образование.

Родители Митрофана — довольно образованные люди. Но их знания основывались на жизненном опыте. Они считают учебу бессмысленной и ненужной. Делая вывод из этого, можно понять, почему юный барин считал ненужными:

  • науки;
  • книги;
  • музыку;
  • этикет.

Все это юноша не воспринимал всерьез. Перспективы, которые открывались перед образованным человеком, были закрыты для Митрофана. Экзамены он воспринимал в качестве наказания. Мать же подливала масла в огонь, говоря периодически, чтобы он учился хотя бы для вида.

Если сравнить произведения двух известных писателей Фонвизина и Пушкина, то у последнего также есть подобный персонаж — Петруша Гринев. Но он хотя бы имел документ об образовании и смог начать служить отечеству. Митрофан же так и не смог получить необходимых знаний и остался в «недорослях». Но данный страшный момент не имел никакого значения для его родителей, они не думали о возможной трагической развязке судьбы своего единственного отпрыска.

Митрофан и мать

Митрофан типичный маменькин сынок.

«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»

Отец любит сына не меньше, чем мать, но мнение отца для него ничего не значит. Видя, как мать обращается с супругом, унижая на глазах крепостных, то словом, то подзатыльником, парень сделал определенные выводы. Если мужик добровольно позволил превратить себя в тряпку, то, чего он может заслуживать. Единственное желание вытереть ноги и переступить.

Благодаря матери Митрофан абсолютно не приспособлен к жизни. Зачем забивать голову проблемами и заботами, когда есть слуги и мать, ради него готовая на все. Ее опека и собачье обожание раздражали. Материнская любовь не находила отклика в его сердце. Он вырос холодным, бесчувственным. В финальной сцене Митрофан доказал, что мать ему безразлична. Он отказывается от родного человека, стоило ему услышать, что она лишилась всего. Бросившись к нему в надежде получить поддержку, женщина слышит грубое:

«Да отвяжись ты, матушка, как навязалась»

Корысть, желание разбогатеть быстро и не прилагая усилий стали его кредо. Эти черты тоже передались от матери. Даже свадьба с Софьей была с подачи маман, желающей выгодно пристроить непутевого сына.

«Не хочу учиться, хочу жениться»

Это слова Митрофана, адресованные ей. Предложение было воспринято им на ура. Ведь свадьба с богатой наследницей сулила ему беззаботное и обеспеченное будущее.

Успехи или откат назад

Юноша не достиг успехов ни в одной из наук. Он читал по слогам, счет освоил только до трех. Его речь была грубой и лишенной необходимой грамотности. Как родители собирались доверить свое имение сыну, было непонятно.

Только во французском языке, по мнению учителя, он достиг некоторых успехов. Но это является форменным враньем. Вральман не только сам не знает языка, но и усиленно врет родителям парня, что тот успешен и понятлив.

Д. Фонвизин вводит в произведение сцену с обучением Митрофана, чтобы показать полный упадок образования в России тех лет. Богатых детей учили не профессиональные преподаватели, а обычные конюхи, няньки и отставные военные. Описать, насколько смешно выглядело подобное обучение, можно сценой составления синквейна на уроке французского учителем, который совершенно не знает языка.

Отношение к учебе

Наука давалась Митрофану с трудом. Четыре года бились учителя, чтобы хоть чему-нибудь научить бестолкового парня, но результат был нулевой. Мать сама необразованная женщина, внушала сыну, что учиться необязательно. Главное деньги и власть, все остальное пустая трата времени.

«Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!»

Указ Петра о том, что дворянские дети должны знать арифметику, божье слово и грамматику сыграли свою роль. Ей пришлось нанять учителей не из любви к наукам, а потому что так положено. Неудивительно, что с таким отношением к учебе Митрофан не понимал и не знал элементарных вещей.

Центральный персонаж

В произведении юный барин предстает центральным героем. Автор его противопоставляет умной, начитанной, скромной и нежной девушке Софье. Именно на ней мечтал жениться Митрофан.

Читателям иногда сложно понять, почему писатель делает главной фигурой недалекого и глупого барина. Но ответ очевиден: в молодом человеке собраны все отрицательные черты русского аристократического общества того времени. Это был своеобразный художественный и речевой прием, который помог показать, насколько невоспитанными были богатые люди.

Митрофан стал собирательным образом большинства помещиков, чиновников и градоначальников, которые забыли, что такое честь и уважение. Они склонны притеснять всех, кто находится ниже их на социальной лестнице. При этом к вышестоящим чинам они испытывают подобострастие.

Для современного читателя смысл произведения немного другой. Автор показывает, насколько деградирует человек, если он перестает развиваться и идти вперед. Он начинает отталкивать от себя даже самых близких и любящих его людей. Роль Митрофана здесь видна в том, чтобы показать, насколько важно быть честным, умным, верным и заботливым.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: