Краткое содержание Голова профессора Доуэля Беляева


Spoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!

«Голова профессора Доуэля»

— научно-фантастический роман советского писателя Александра Беляева, написанный и изданный в 1925 г. Автор написал роман в период реабилитации после туберкулёза позвоночника с параличом ног, когда он шесть лет провёл в постели, три из которых — в гипсовом корсете.

Сюжет[править]

Действие разворачивается в Париже межвоенных годов и длится чуть менее года.

Мари Лоран устраивается работать ассистенткой в частную клинику профессора Керна, который скрывает, что успешно оживил голову своего учителя Доуэля. В её обязанности вошёл уход за этой головой. От профессора Лоран узнала, что Керн убил его и теперь с дальнейшей помощью бывшего профессора пишет статьи и проводит операции, а всю славу нагло присваивает себе.

Под руководством Доуэля Керн успешно оживляет голову простого рабочего Тома и шансонетки Брике, которой потом приделал тело погибшей певицы Анжелики Гай. Тело сохранило некоторые старые рефлексы, плюс новые гормоны несколько меняют характер и поведение хозяйки.

Вскоре Брике надоело жить у Керна, и она сбегает в Южную Францию, чтобы начать новую жизнь. Там она встречает Артура Доуэля, сына профессора Доуэля, и его друга Армана Ларе, возлюбленного Анжелики, который узнаёт из-за характерного тика в Брике свою зазнобу. Узнав от неё про опыты Керна и его незаконные операции, Артур и Ларе отправляются с Брике в Париж, чтобы сорвать планы хирурга.

В это же время Керн узнаёт, что Доуэль рассказал Мари о всех его преступлениях. Боясь разоблачения, он помещает свою ассистентку в психбольницу злого доктора Равино. Но Артур вместе с Ларе и его приятелем Шаубом вызволяют Мари из больницы. Офигевший от этого Равино сообщает о произошедшем Керну, который решает быстро устроить демонстрацию головы Брике перед публикой. Но его триумф обламывает Мари, которая разоблачает его перед всей общественностью.

Полиция решает навестить Керна с обыском, чтобы найти голову Доуэля. Но Керн при помощи пары пластических операций, напяливания тёмных очков и перекрытия подачи воздуха к голосовым связкам маскирует голову, выдавая её за голову другого человека. Но Артур требует от полиции повторного обыска, в результате которого Мари опознаёт Доуэля. Тот умирает на глазах сына, но успевает дать показания против Керна. Следователь уводит Керна для допроса в кабинет, где профессор застреливается.

Голова профессора Доуэля краткое содержание

Научно-фантастический роман «Голова профессора Доуэля» Беляева впервые был опубликован в виде рассказа в 1925 году, а впоследствии был дополнен и несколько изменен. Идея написания произведения пришла к писателю в тот период, когда он в течение трех лет был прикован к постели. Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Голова профессора Доуэля» по главам. Пересказ романа пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои Профессор Керн – ученый, амбициозный, беспринципный и жестокий человек, готовый на все ради достижения цели. Мари Лоран – помощница Керна, смелая, порядочная, решительная девушка. Профессор Доуэль – гениальный ученый, смелый хирург-экспериментатор. Артур Доуэль – сын профессора Доуэля. Арман Ларе – художник, близкий друг Артура. Брике – певичка из бара, чья голова была оживлена профессором Керном. Другие персонажи Джон – преданный слуга профессора Керна. Тома Буш – рабочий, голову которого оживил Керн. Рыжая Марта – подруга Брике, вульгарная особа. Жан – супруг Марты, грабитель. Мадам Лоран – мать Мари, добрая и открытая женщина. Шауб – художник, приятель Ларе, спортсмен. Доктор Равино – владелец психиатрической лечебницы, подлый, корыстный человек. Краткое содержание

Глава 1. Первая встреча Мари Лоран пришла устраиваться на работу к профессору Керну, который нуждался в помощнице. Успешно пройдя собеседование, молодая красивая женщина была принята на работу, но с одним условием – обо всем увиденном в лаборатории профессора она должна молчать, в противном случае ее ожидают «крайне неприятные» последствия. Слуга-негр Джон провел Мари Лоран в лабораторию, где она увидела человеческую голову, без туловища, которая «беззвучно шевельнула губами». Она сразу поняла, что голова принадлежала недавно умершему профессору Доуэлю, известному ученому и хирургу. По словам профессора Керна, ему удалось вернуть к жизни только голову Доуэля, который «страдал неизлечимым пока недугом». Глава 2. Тайна запретного крана В обязанности Мари Лоран входило «следить за аппаратами, поддерживавшими жизнь головы». Керн строжайше запретил открывать кран цилиндра, от которого шла трубка к голове, которая все слышала, понимала и реагировала мимикой. Однажды Мари рискнула, и открыла запретный кран, благодаря которому «голова получала возможность говорить».

Глава 3. Голова заговорила О своем открытии Мари никому не рассказала, но при малейшей возможности открывала кран и разговаривала с головой профессора Доуэля, с которой у нее установились «дружеские отношения». Он рассказал Мари, что профессор Керн вынудил его к совместному научному сотрудничеству.

Глава 4. Жертвы большого города С тех пор, как Мари «узнала тайну головы, она возненавидела Керна», однако ничего не могла поделать. Однажды Керн сообщил, что вскоре в лабораторию поступят «два свеженьких трупа», из которых он изготовит «пару хорошо говорящих голов», чтобы продемонстрировать в научном обществе.

Глава 5. Новые обитатели лаборатории При помощи Доуэля Керну удалось оживить две головы. Мужская принадлежала простому работяге Тома, попавшему под автомобиль, а женская – барной певичке Брике, которая случайно получила пулю во время перестрелки.

Глава 6. Головы развлекаются Новым головам было трудно привыкнуть к жизни без тела. Не привыкшие к интеллектуальному труду, как профессор Доуэль, они откровенно страдали в своем новом положении. Тома и Брике постоянно капризничали, и у Мари прибавилось работы.

Глава 7. Небо и земля Настойчивой Брике удалось уговорить профессор Керна пришить ей «чье-нибудь тело». Ученый, мечтавший о всемирной славе, решил, что «из двух погибших людей составить одного живого – это было бы грандиозно». Эта мысль полностью захватила Керна, и он занялся необходимыми приготовлениями.

Глава 8. Порок и добродетель В разговоре с Керном Мари призналась, что гораздо важнее вернуть к «нормальной жизни голову профессора Доуэля», нежели Тома или Брике. Профессору не понравилось подобное заступничество, и он выяснил, что Мари нарушила его запрет и вела беседы с Доуэлем. Путем шантажа Керн вынудил свою помощницу сообщить родным, что она не может вернуться домой из-за высокой занятости на работе. Так лаборатория Керна стала для девушки настоящей тюрьмой.

Глава 9. Мертвая Диана Керну удалось найти подходящее тело на месте железнодорожной катастрофы. Операция по соединению головы и тела прошла успешно, и вскоре Брике дали возможность говорить и даже петь. Мари была удивлена: верхние ноты Брике брала просто отвратительно, «зато нижние ноты были очаровательны». Она принялась просматривать газеты и узнала, что тело с приметной родинкой на левом плече принадлежало известной итальянской артистке Анжелике Гай.

Глава 10. Сбежавший экспонат Вскоре Брике разрешили ходить. Все было хорошо, но Керна беспокоила лишь «небольшая ранка на ступне» пациентки. Брике была в восторге от своего нового, молодого и изящного тела. Она мечтала вырваться из лаборатории, чтобы произвести «фурор среди своих легкомысленных подруг». Осознав, что добровольно Керн ее не отпустит, Брике решилась на побег.

Глава 11. Допетая песня В кабаре «Ша-Нуар» Брике отыскала свою близкую подругу Рыжую Марту и ее мужа Жана, специальностью которого «был взлом сейфов». Она не рассказала им о своем удивительном перевоплощении, и сообщила только о том, что сбежала из больницы. Жан предложил Брике отправиться с ними на Ривьеру, отдохнуть на море, и она согласилась.

Глава 12. Женщина-загадка На средиземноморском курорте волей судьбы Брике суждено было встретиться с художником Арманом Ларе, возлюбленным Анжелики Гай, чье тело теперь «носила» Брике. Он обратился за помощью к своему близкому другу – Артуру Доуэлю, сыну профессора, чтобы тот помог раскрыть тайну этой загадочной женщины.

Глава 13. Веселая прогулка Спустя несколько дней Ларе удалось познакомиться с «Брике, ее подругой и Жаном». В приватном беседе с Ларе, который сразу понял, что дело тут нечисто, Брике была вынуждена признаться, что к ее голове пришили тело погибшей итальянской артистки. Она попросила не выдавать ее Керну, а Ларе, в свою очередь, потребовал, чтобы Брике обо всем рассказала сыну профессора Доуэля. Приятели решили немедленно вернуться в Париж, чтобы проникнуть в лабораторию Керна. По дороге у Брике нестерпимо разболелась нога, на которой была небольшая ранка.

Глава 14. Жертва Керна Во время поисков Керна Артур «решил действовать очень осторожно». Первым делом он попытался связаться с Мари Лоран, но от матери девушки узнал, что Керн упек ее в лечебницу для душевнобольных. Тем временем нога у Брике «очень опухла и посинела». Ларе, который стал испытывать к девушке необъяснимое влечение, узнал, что она отправилась к Керну с просьбой вылечить ее.

Глава 15. Лечебница Равино Призвав на помощь молодого художника Шауба, Артур и Ларе отправились в психиатрическую лечебницу доктора Равино. На месте выяснилось, что это «не больница, а тюрьма, обнесенная каменной стеной» и тщательно охраняемая. Оказавшись в лечебнице, Мари поняла, что сюда, большей частью, были помещены совершенно здоровые люди, которые были неугодны своим родственникам.

Глава 16. Новенький Мари была настолько морально подавлена случившимся, что «впервые в своей жизни стала помышлять о самоубийстве». Но вскоре она передумала благодаря новенькому, которым оказался Артур Доуэль. Он предупредил девушку, что поможет ей сбежать из этой тюрьмы.

Глава 17. Побег Артуру удалось отпереть дверь палаты, в которой находилась Мари, и вместе они добрались до высокой стены. Девушка успела перелезть через нее, но Артуру повезло гораздо меньше – его заметили санитары, поднятые по тревоге. На него надели смирительную рубашку и отвели в изоляционную камеру.

Глава 18. Между жизнью и смертью Доктор Равино принялся испытывать на своем узнике многочисленные психологические приемы, однако все они были неэффективны. Он чуть было не отравил Артура газом, но ему на выручку вовремя подоспели друзья.

Глава 19. Опять без тела При осмотре беглянки профессор Керн увидел, что «нога распухла до колена и почернела». Несмотря на то, что ему было жаль «уродовать тело, добытое и оживленное с таким трудом», он был вынужден ампутировать ногу. Вскоре началось заражение крови и профессор, желая спасти хотя бы часть своего экспоната, отделил голову Брике от тела.

Глава 20. Тома умирает во второй раз Тем временем «голова Тома хирела с каждым днем». Однажды он «попробовал ртом задержать воздушную струю», и от сильного напора воздуха его голова сместилась, и заметно ослабились трубки, «вставленные в кровеносные сосуды шеи». Когда Керн заметил, что голова Тома выглядит неважно, было уже поздно.

Глава 21. Заговорщики Керн, понимая, что нельзя терять ни минуты, решил продемонстрировать публике живую голову Брике. Мари собралась проникнуть на заседание научного сообщества, чтобы прилюдно бросить «в лицо Керну обвинение в том, что он убийца, преступник, вор».

Глава 22. Испорченный триумф В огромном переполненном зале «выступление головы произвело необычайное впечатление». Не в силах сдерживать себя, Мари обвинила Керна в лжи и лицемерии. Девушка заявила, что «он крал труды профессора Доуэля», и долгожданный триумф Керна был безнадежно испорчен.

Глава 23. Последнее свидание На следующее утро Артуру Доуэлю удалось добиться разрешения полиции на обыск у профессора Керна. В лаборатории, помимо изможденной головы Брике, находилась «наголо обритая голова пожилого человека с громадным мясистым носом». Мари догадалась, что это была голова профессора, предусмотрительно изуродованная Керном. Перед смертью Доуэлю удалось проститься с сыном. Полицейские собрались было провести допрос, но «из кабинета Керна раздался выстрел»…

Заключение Основная мысль произведения заключается в том, что в основе работы ученых должно лежать человеколюбие, а не стремление к славе или наживе, только тогда их опыты принесут пользу человечеству.

После ознакомления с кратким пересказом «Голова профессора Доуэля» рекомендуем прочесть роман полностью.

Персонажи[править]

  • Мари Лоран
    — протагонистка романа и ассистентка Керна. Очень добрая, честная и благородная девушка, но её честь часто идёт против неё. Не умеет лгать. Ненавидит Керна за все его чудовищные поступки. Влюбилась в Артура после того, как он её спас.
  • Керн
    — главный антагонист романа и ученик Доуэля. Безумный, неэтичный и прагматичный учёный, который жаждет славы. Но хирург он, что называется, от Бога, и даже Лоран в отдельные моменты им восхищается. Да и сложно не согласиться с его аргументами в пользу пересаживания голов обречённых людей на тела людей с погибшим мозгом — как ни крути, а вместо двоих оплакивать будут только одного.
  • Доуэль
    — заглавный персонаж и учитель Керна, великий хирург-трансплантолог. Человек очень строгий и требовательный. Обиду на Керна не держит, наоборот, ему самому интересно, чем окончатся его эксперименты.
  • Артур Доуэль
    — сын профессора Доуэля. Обладатель невероятной силы воли и мужественности. Учится на биолога. Влюблён в Мари.
  • Арман Ларе
    — друг Артура и возлюбленный Анжелики, а потом и Брике. Талантливый художник, человек взбалмошный и сумбурный.
  • Шауб
    — приятель Ларе из Австралии. Тоже художник.
  • Брике
    — одна из оживлённых Керном голов. При жизни была певицей в кабаре. Болтушка, легкомысленна, одержима своей внешностью и модой. После того, как её голову присоединили к телу Анжелики, Брике начала постепенно приобретать не только её рефлексы, но и черты характера, присущие бывшей хозяйке тела.
  • Тома Буш
    — третья из оживлённых голов Керна. При жизни был деревенским жителем, который ушёл в город на заработки. Материалист. Считает, что человек как машина: пока не разбился вдребезги, можно снова запустить.
  • Анжелика Гай
    — знаменитая оперная певица и возлюбленная Ларе, которая погибла при крушении поезда. Стала донором для Брике. Посмертный персонаж.
  • Равино
    — владелец частной психиатрической больницы и большой мастер по ломанию психики у пациентов: «Испортить человеческую душонку для меня не труднее, чем повредить механизм карманных часов. Все винтики этой несложной машины я знаю наперечёт». Полное чудовище — прямым текстом сравнивается с дьяволом. Увы, в романе заслуженного наказания не получил, но герои планировали и его вывести на чистую воду.

Другие персонажи

Джон – преданный слуга профессора Керна.

Тома Буш – рабочий, голову которого оживил Керн.

Рыжая Марта – подруга Брике, вульгарная особа.

Жан – супруг Марты, грабитель.

Мадам Лоран – мать Мари, добрая и открытая женщина.

Шауб – художник, приятель Ларе, спортсмен.

Доктор Равино – владелец психиатрической лечебницы, подлый, корыстный человек.

Что здесь есть?[править]

  • Живая голова — один из кодификаторов для русскоязычных читателей. Наглядно показан ужас существования человека в виде отрезанной головы. Основан на собственном опыте автора. Кроме того, основано на научных достижениях того времени — уже тогда убийцы в белых халатах активно рубили головы и пытались их либо пересадить, либо реанимировать. Как и многое другое в творчестве Беляева (генная и гормональная терапия) — до сих пор развивающиеся отрасли науки, имеющие местами значительные успехи.
  • Ампутация — из-за развивающейся гангрены у нового тела Брике Керну пришлось ампутировать ногу, но он сделал это слишком поздно: у Брике началось общее заражение крови. Поэтому Керн решает срочно отсоединить и голову от тела. Ужас у холодильника: без Керна Брике долго не проживёт… Хотя разве это жизнь?
  • Безобидная рана — тут с аверсией. Брике выбрала более изящное тело Анжелики Гай, не обратив внимание на небольшую ранку на ноге. А уже после побега из особняка Керна эта ранка привела к сепсису. И потере тела.
  • Безопасная пытка — лишённый тела профессор Доуэль выдержал пытку током и введение раздражающих болевые рецепторы веществ в кровезаменяющий раствор, лишь бы не выдавать некомпетентному коллеге своих профессиональных секретов. Сломался лишь в тот момент, когда у него на глазах стали не совсем верно проводить опыты по любимой отрасли.
      Психологические пытки — пытки музыкой в клинике Равино. На Мари начало действовать, а вот Артур, спокойно выспавшись под эту какофонию, принялся дразнить своих пленителей. И тогда Равино решил его убить при помощи удушающего газа, но ему помешали переодетые под полицейских Ларе и Шауб.
  • Гениальный силач — профессор Керн хирург от Бога, при этом телосложением напоминает дубовый комод.
      Артур Доуэль тоже умён и обладает недюжинной силой.
  • Заставили смотреть — чтобы уговорить Мари сотрудничать с ним, Керн заставил её смотреть, как задыхается Доуэль.
  • Концентратор ненависти — главгад Керн и врач-преступник Равино.
  • Непохожие друзья — Артур и Ларе.
  • Прикинуться сумасшедшим — Артур притворяется сумасшедшим, дабы проникнуть в клинику Равино и вызволить оттуда Мари Лоран.
  • Психиатрия — это страшно — клиника доктора Равино существует вовсе не для лечения людей. «Наследники помещают туда своих богатых родственников, которые слишком долго зажились и не думают умирать, объявляют их душевнобольными и устанавливают над ними опеку. Опекуны несовершеннолетних отправляют туда же своих опекаемых перед наступлением их совершеннолетия, чтобы продолжать „опекать“, свободно распоряжаясь их капиталами». А то, что они здоровы — не проблема: в «клинике» только тем и занимаются, что намеренно разрушают психическое здоровье «пациентов» и сводят их с ума.
  • Пустить сигаретный дым в лицо — Керн с удовольствием смолит в лицо профессору (точнее, его голове) во время разговоров с ним. Брике тоже получила порцию дыма в лицо. Впрочем, о её отношении к этому ничего не сказано.
  • Родинка — доктор Керн предлагает Брике, существующей на тот момент в виде одной головы, на выбор тело обычной женщины «без единой царапины» и изящное тело артистки Анжелики Гай с ранкой на ступне. Брике не задумываясь выбирает второе из-за родинки на плече
    , которая «так нравится мужчинам». К этому телу и пришивают голову, и Брике уходит наслаждаться жизнью, пока из-за ранки на ступне и плохого ухода за ногами не начинается гангрена.
  • Участь хуже смерти — собственно бытие в качестве головы, особенно когда понимаешь, что даже наглого жука не отогнать без помощи. Впрочем, Тома и Доуэль нашли выход — первый при помощи глупости, второй — гениальности.
  • Хорошие родители — мать Мари искренне переживает за свою дочь и поддерживает ее, когда девушка узнаёт тайну Керна.
  • Правда Кассандры — зигзаг: Керн пытался выставить Лоран сумасшедшей, полиция ему даже поверила (возможно, начальник подкуплен), однако многие на конференции приняли ее слова всерьез. Ну да, когда перед тобой голова Брике, рассказ о голове Доуэля звучит правдиво.
  • До суда не доживёт — из кабинета неэтичного учёного Керна, в дом которого с обыском пришли полицейские и сын Доуэля, в конце доносится выстрел. Правда, автор не уточнил, застрелился ли Керн сам, или ему «помог» полицейский.
  • Сюжет

    Мари устраивается помощницей к Керну и видит в его лаборатории голову профессора. Несмотря на запрет Керна, она начинает общаться с профессором и узнает, как тот заставил голову раскрыть все свои опыты по сохранению жизни в голове. Керн сдает помощницу в психбольницу. Злой доктор пришивает голову мелкой певицы к телу грациозной итальянки, и в новом теле сочетаются обе женщины. Тело женщины узнает ее возлюбленный и заставляет рассказать обо всем. В итоге о существовании головы Доуэля узнает Артур и находит Мари. Он освобождает девушку, вместе они разоблачают Керна, но тот совершает самоубийство, а голова Доуэля погибает.

    🗹

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: