Краткое содержание для читательского дневника
1. Красавица Людмила пропала с собственной свадьбы, тогда ее отец Киевский князь пообещал руку дочери и половину царства любому, кто ее найдет.
2. На поиски отправились не только молодой супруг, но и влюбленный в Людмилу Рогдай, Ратмир и Фарлаф.
3. От старца Финна Руслан узнает, что его возлюбленную похитил злой чародей Черномор.
4. Прежде, чем Руслан обнаружит свою Людмилу, его ждет много испытаний: поединок с Рогдаем, сражение с Головой, бой с Черномором, предательство Фарлафа, победа над печенегами и собственная смерть.
5. Однако мудрый волшебник Финн окропил Руслана живой и мертвой водой, воскресил его и дал кольцо, способное снять заклятье с Людмилы.
6. Счастливые молодожёны Руслан и Людмила простили Фарлафа и даже взяли карлика к себе во дворец.
Характеристика поэмы
Александр Сергеевич Пушкин написал произведение «Руслан и Людмила» в 20-летнем возрасте. Автор использовал сказочные мотивы, которые тесно переплетались с народными былинами. Все это объединялось общей тематикой.
Анализ «Руслана и Людмилы» показывает, что главный герой олицетворяет настоящего русского богатыря. Его подвиги в поэме напоминают сражения Ильи Муромца.
Как правило, былины начинаются с описания событий, происходивших у князя Владимира. В произведении Пушкина такое же начало, единственное отличие заключается в том, что писатель изобразил правителя в ироническом стиле. Владимир гостеприимен, весел и радостен, но когда наступает время боя, он становится слабым и беспомощным.
А. С. Пушкин написал поэму простым и доступным языком. В тексте отсутствуют сложные фразеологизмы и эпитеты. Но когда жил великий поэт, мало кто владел народным языком. Критики были в восторге, писали доклады на эту тему и восславляли поэта.
Период создания пушкинской поэмы был переломным для российской истории. В это время формировалось движение декабристов. Революционные симпатии автора не могли не отразиться в его строках. Все произведение представляет собой борьбу с вероломством.
Автор знакомит читателей с несколькими персонажами, вокруг которых развиваются основные события. К главным героям произведения относятся:
- Руслан — храбрый мужчина, князь. Он был влюблен в Людмилу и спас ее от злодея Черномора.
- Людмила — дочь князя Владимира.
- Черномор — бородатый карлик, похитивший главную героиню.
- Финн — волшебник, помогающий Руслану найти возлюбленную.
В тексте кратко упоминаются и второстепенные персонажи: Рогдай — соперник Руслана, Фарлаф — скромный воин, Ратмир — хазарский хан, Наина — колдунья, князь Владимир — отец пропавшей Людмилы.
Произведение дети изучают на уроках русской литературы в 5 классе. Анализ поэмы «Руслан и Людмила» позволяет оценить действия каждого персонажа и сравнить их черты характера.
Главные герои
1. Руслан – смелый, мужественный, благородный витязь, готов отдать жизнь ради возлюбленной.
2. Людмила – княжна, дочь князя Владимира, может постоять за себя даже в плену, обладает чувством юмора.
3. Черномор – злой волшебник, горбатый карлик с длинной бородой, похититель Людмилы.
4. Голова в шлеме – когда-то принадлежала великану, который был могучим воином, но его предал и убил родной брат – Черномор. Теперь охраняет меч, который способен отрубить бороду Черномора и погубить его.
5. Рогдай, Ратмир, Фарлаф – воины, cоперники Руслана.
6. Финн, Наина – волшебники.
Сюжетная линия
История начинается с описания сказочного лукоморья. В нем живут сказочные персонажи:
- Кот ученый.
- Русалка.
- Леший.
- Баба-яга.
- Кощей.
- Колдуньи.
Князь Владимир выдает замуж свою дочь Людмилу за храброго Руслана. Все пьют, едят и веселятся. Но не все на этом торжестве испытывают радость. С грустными лицами сидят соперники жениха Ратмир, Рогдай и Фарлаф.
После того как гуляния закончились, молодожены отправились в свои покои. Но неожиданно перед спальней послышался жуткий грохот, все вокруг потемнело, и герой увидел, что его возлюбленная Людмила исчезла.
Когда Владимир узнал о случившемся, он очень разозлился на мужа дочери из-за того, что тот не смог уберечь девушку. Правитель пообещал выдать ее замуж за того, кто первый найдет Людмилу, и неважно, какой это будет человек. После этих слов Руслан и три его соперника отправились в разные стороны на поиски героини.
Встреча со стариком
По дороге Руслан заметил пещеру. Войдя в нее, он обнаружил седого старика, который оказался колдуном. Он сообщил мужчине, что его возлюбленную похитил злой Черномор. После разговора Руслан решил остаться ночевать в пещере. Ночью старик рассказал свою историю. Когда-то он был обычным пастухом, полюбившим красивую девушку по имени Наина.
Возлюбленная отвергла его, тогда он решил отправиться в далекие края за поиском сокровищ. Когда мужчина вернулся богатым человеком, Наина опять ему отказала. После этого он решил стать колдуном и приворожить ее. Долгие годы ушли на обучение этому делу. Но когда мужчине удалось завоевать сердце когда-то молодой и красивой девушки, он был не рад, ведь после их последней встречи прошло сорок лет. Теперь Наина превратилась в дряхлую старуху, а старик избегает встречи с ней и прячется в пещере.
В это время Рогдай составляет план, чтобы убить Руслана. Для этого он возвращается. Заметив кого-то у реки, он решает, что это Руслан, и начинает погоню. Но оказалось, что он преследовал Фарлафа. Узнав об этом, Рогдай отпустил его.
Путник продолжил дорогу, ему на пути встретилась Наина. Она тоже была колдуньей и сказала, где находится Руслан. Фарлафу старуха посоветовала идти назад в Киев.
После похищения Людмила находилась в забвенье. Она очнулась в шикарных покоях, где все было обставлено дорогими предметами. Три девушки, напевая песню, заплетали ей волосы. Все казалось сказочным, но, несмотря на это, Людмила скучала по Руслану.
Однажды в ее комнату зашли слуги, которые несли бороду страшного карлика. Девушка очень испугалась, начала кричать и попыталась ударить своего похитителя. Черномор испугался и хотел убежать, но запутался в своей бороде и упал, после чего слуги его унесли. Тем временем на Руслана напал всадник, которого ему удалось победить. Это был Рогдай.
Волшебная голова
Рано утром в окно к Черномору залетел змей и превратился в Наину. Женщина предложила заключить договор, и злодей согласился. В этот же день Черномор узнает, что его пленница пропала. На самом деле Людмила украла плащ-невидимку и пряталась от карлика и его подчиненных.
Руслан долгое время шел без остановки и добрел до поля, где проходила битва. Там он нашел себе доспехи, но меч добыть ему не удалось. В это время он заметил холм, на котором располагалась большая голова. Она начала сердиться и дуть на героя, когда тот разбудил ее. Князь долго сопротивлялся и вонзил кинжал в язык голове. Мужчина хотел отрезать ей уши и нос, но она попросила его о пощаде и рассказала свою историю.
Герой узнал, что голова когда-то принадлежала брату карлика Черномора. Она поведала, что охраняет меч, который может отрубить бороду злодея, тем самым лишив его силы. Голова попросила Руслана взять меч себе и победить Черномора.
Ратмир продолжал идти и заметил замок, а сверху по нему ходила девушка и напевала песню. Он постучался в дверь, и его встретили две красавицы. После этого Ратмир остался жить в замке.
Людмила все это время продолжала прятаться во владениях бородатого карлика. Черномор решает поймать ее и превращается в раненого Руслана. Девушка подумала, что это ее настоящий возлюбленный, и побежала к нему. Когда она поняла, что ее обманули, упала в обморок. Неожиданно все окружающие вздрогнули от звука рога.
Оказывается, Руслан добрался до нужного места и стал вызывать Черномора на честный бой. Во время битвы герой схватил колдуна за бороду и отрезал ее. После этого карлик потерял свою волшебную силу. Зайдя в покои, где должна была находиться Людмила, Руслан не нашел ее. Разгневанный мужчина начал все крушить волшебным мечом и случайно разрезал плащ-невидимку. Он упал на колени перед девушкой, но она была заколдована и не просыпалась.
Неожиданно в комнате появился старик-колдун, он посоветовал мужчине отвезти возлюбленную домой, только там она проснется. Руслан так и сделал. По пути на реке он встретил Ратмира в обществе прекрасной девы. Мужчины пожелали друг другу счастья и разошлись. Проходя мимо огромной головы, герой сказал, что теперь Черномор лишен своей волшебной силы. Голова поблагодарила Руслана и умерла.
Смерть и воскрешение
К Фарлафу прилетает Наина и подводит его к спящему Руслану. Соперник вонзает нож в грудь герою после чего тот умирает. Вернувшись в Киев, Фарлаф обнаруживает, что Людмила продолжает спать. В это время начинается восстание печенегов, а к убитому Руслану приходит колдун с живой водой и воскрешает его. Волшебник отправляет героя спасать Киев и дарит ему кольцо, которое поможет разбудить его любимую.
Руслан возглавляет войско и с легкостью одерживает победу над печенегами. После битвы герой приходит в покои Людмилы и касается кольцом ее лба. В заключении поэмы девушка просыпается.
После прочтения детям становится ясно, чему учит поэма «Руслан и Людмила». Автор неоднократно давал понять, что добро и любовь всегда побеждают зло и ненависть.
Главная мысль
У пушкинской поэмы она такая же, как и в народных сказках – победа добра над злом, торжество справедливости. Успех и счастье приходит к благородным, смелым, к тем, кто готов ради любви пойти хоть на край света.
Читайте по теме:
Полный список рассказов Пушкина для читательского дневника, в т.ч. краткое содержание, главные герои и т.п.
Образец оформления читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса
Образец оформления читательского дневника для 5, 6, 7 класса
Романтизм любви и неизбежность рока
Конечно, именно любовь играет в романе главную роль. Вокруг этого замечательного чувства строится весь сюжет произведения. Но А. С. Пушкин смог показать саму суть и многогранность любви. Не секрет, что она пробуждает в человеке огромные силы, является опорой для многих великих свершений. Но всегда ли? И все ли люди правильно осознают этот мощный дар?
Поэт показывает, как любовь вскрывает все уголки человеческой души. У истинных героев она пробуждает дополнительные силы и устремления к борьбе со злом, а низменные натуры под её влиянием вынашивают коварные планы. Сразу появляется вопрос: «А любовь ли этому причиной?». Конечно, нет. Поэт говорит о Руслане:
Но, страстью пылкой утомлённый… щипля ус от нетерпенья, считает каждые мгновенья.
Чего больше в мыслях у витязя: страсти или любви? Он, как и его неудачные соперники, которые на пиру не едят и не пьют, а только «в душе несчастные таят любви и ненависти яд».
Ещё одна «неразлучимая парочка», на которую А. С. Пушкин указывает внимательному читателю, — ненависть и любовь. Поэт как бы предлагает задуматься вместе с молчаливыми витязями над тем, есть ли в душе у человека любовь, когда его обуревает ненависть, или нет, могут ли эти противоположные чувства ужиться вместе.
Известно, что истинность любви проверяется именно поступками. Подтверждая это, поэт кратко и ярко обрисовывает действия и чувства героев в минуты постигшего горя:
Любовь — это уникальное чувство, не поддающееся никакой грубой силе, будь она материальная, духовная или колдовская. Это дар, получаемый не за вздохи или лживые дифирамбы. Истинную любовь не интересуют сверкающие каменья. Даже отважный витязь с кровью на мече может услышать: «Герой, я не люблю тебя!».
Отзыв
Красивая история о любви и соперничестве, дружбе и борьбе, добре и зле. Все это так называемые «вечные вопросы», они всегда и всем интересны. Меня больше всего заинтересовала история Финна и Наины потому, что она доказывает простую истину: цена ошибки может быть очень высокой. Но все-таки больше всего в поэме «Руслан и Людмила» привлекает необычность персонажей, волшебство и красочные пейзажи.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 3 класса, 4 класса, 5 класса.
Рецензии на книгу «Руслан и Людмила» Александр Пушкин
По факту прочтения этой книги хочу внести некоторые дополнения к своей первой рецензии. Моему ребенку, как я уже упоминала, 4,5 года. И вчера мы эту книгу дочитали. Инициатива читать ее полностью принадлежала моему ребенку. Я считала (и сейчас считаю), что это произведение для школьного возраста (скорее уже среднего) и старше. Наш витязь старцу пал к ногам И в радости лобзает руку. Светлеет мир его очам, И сердце позабыло муку. Вновь ожил он; и вдруг опять На вспыхнувшем лице кручина… Сложновато, мягко говоря… Я, признаться, так и не осилила эту вещь самостоятельно в детстве. Эти пушкинские «перебегающие» ударения, сокращенные слова (такие как «брег», «младая», «огнь» и пр.), множество устаревших слов, иногда незнакомых даже мне, взрослому человеку, а также отступления, рассуждения автора… Но, друзья мои – как же это красиво! Когда читаешь, радуется все: душа, ум, сердце! Вслух читается бесподобно: проговариваешь слова и слышишь, как они звучат, переливаются, перетекают друг в друга. Слышна гармония самой речи, сочетания звуков. И несмотря на сложность, речевую и смысловую, читается поэма легко. За это я и люблю классику. Помимо интересного сюжета и смысла доставляет огромное удовольствие сам «разговор»: слова вкусные, точные, каждое слово прилегает к другому как в правильно собранной мозаике, речь сплетена словно искусное кружево. Очень интересный сказочный сюжет, к тому же он универсально интересный: для мальчиков и для девочек. Тут и сражения, и любовь, и волшебство. Герои такие разные — благородные, трусливые, несчастные и мудрые, отчаянные и наивные, подлые и отважные, их судьбы причудливо переплетаются. Добро на радость всем побеждает, зло наказано. Главный герой, Руслан — сильный, мужественный, верный и, что немаловажно, великодушный. Хорошо воспитывать мальчиков на таких примерах. Со мной все понятно. Я в восторге. Но что же заставило моего ребенка отбросить на эти вечера все свои другие книжки и полностью сосредоточить свое внимание и желание на этой куда как более взрослой книге? Конечно же иллюстрации. С них все и началось. Увидел ребенок у меня в руках новую книгу, заинтересовался, и мы постепенно просмотрели с ним ее всю, от начала и до самого конца. По мере рассматривания я рассказала ему краткую историю по картинкам. И положила книжку на высокую полку — думаю, посмотрели и ладно. Но не тут-то было. Вечером мой ребенок начал искать — где тут такая книжечка была серебристая, уж больно она замечательная. Хорошо, думаю. Пусть прослушает пару страниц, все равно быстро надоест. Ничего же ведь не поймет! Ничего подобного. Слушал он молча (это мой-то!) и внимательно, даже хихикал в нужных местах (что меня окончательно поразило). А когда он уснул, я опять положила книжку не на его полку — думаю, завтра все равно перегорит (что он там понял?) Но назавтра мой ребенок опять — где эта книжка, читай. И вот так мы благополучно добрались до финала. Более того, со словами «ой, а там еще что-то», он заставил меня прочитать даже статью Леонида Владимирского :)) Попала я, правда, в неловкое положение с абзацем про Кота Ученого, который по цепи в разные стороны идти должен — нечего мне было ребенку продемонстрировать! Я тут много писала именно о тексте поэмы, о содержании, но на иллюстрации у моего ребенка, я вижу, прям «глаз горит». Леонид Владимирский, не побоюсь этого слова, гениальный ДЕТСКИЙ иллюстратор (как и еще один, по моему мнению — Виктор Чижиков). Вспоминаю, какое поразительное, влюбляющее действие его иллюстрации производили на меня в детстве в «Волшебнике Изумрудного города», в «Голубой стреле». А от «Чао — победитель волшебников» впечатление было настолько сильное, что я, не имея возможности оставить эту библиотечную книгу у себя, пыталась сама скопировать ее для себя: перерисовывала на кальку рисунки, перепечатывала на машинке текст. Настолько я хотела эту книгу! Уважаемые издатели, есть ли надежда на ее переиздание? Мечтаю о ней, как ни о какой другой!!!! Поэтому эффекту, произведенному на моего ребенка книгой, ничуть не удивляюсь. И он попросил меня купить ему в игрушечном магазине таких вот Руслана, Рогдая, Черномора и т.д., как в книжке. Только где ж я возьму тебе их, дорогой… Жаль, мне тоже очень жаль, что таких игрушек по ТАКИМ рисункам у нас нет… В общем, мое сдержанно-радостное мнение об этой книге за эту неделю сменилось на восхищенно-счастливое!! Безумно рада приобретению и всем советую!
LiveInternetLiveInternet
К числу произведений особой значимости в концептуальном плане относится и произведение А.С. Пушкина «Гаврилиада». Оно помогает разобраться в природе официального провозглашения Пророков, а также в том, почему Пророков не было в истории Русской цивилизации. Смысл «Гаврилиады» сводится к тому, что к зачатию Христа имели отношения дьявольские силы (Змей-искусситель), эгрегориально-церковные (Архангел Гавриил) и Бог — Творец и Вседержитель. Тем самым А.С. Пушкин показывает, что И. Христос был сформирован и задействован одновременно в трёх сценариях. Он был Праведником, получившим откровения Свыше, во-вторых он используется эгрегориальными уровнями, церковными иерархиями для решения своих земных проблем и, наконец, сатанинскими силами, насилующими человечество и проливающими реки крови с крестами на груди и Христовым именем на устах. Праведников же, кого за последние три тысячи лет не удалось встроить в нужный знахарям сценарий, Пророками не объявляют. В «Гаврилиаде» понимание этих процессов А.С. Пушкин демонстрирует открыто. С рассказом Моисея Не соглашу рассказа моего: Он вымыслом хотел пленить еврея, Он важно лгал, — и слушали его. Бог наградил в нём слог и ум покорный, Стал Моисей известный господин, Но я, поверь, — историк не придворный, Не нужен мне Пророка важный чин!
🗹