Одним из самых ярких героев поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» по праву считается Гаврила Афанасьевич. Характеристика Оболта-Оболдуева и образ персонажа помогут читателю глубже прочувствовать суть произведения и понять, почему рассказ получил именно такое название. Будучи состоятельным человеком, мужчина жалуется на плохую судьбу, несчастную жизнь и неспособен оценить, насколько ему повезло.
Общая характеристика героя
Впервые читатель знакомится с зажиточным помещиком, когда главные герои (семеро мужичков) встречают Гаврилу Афанасьевича на дороге. Его везет тройка лошадей, а он жалуется на плохую жизнь и отмену крепостного права в 1861 году, что выглядит довольно несуразно и звучит абсурдно. Яркому персонажу Николай Алексеевич дает следующую характеристику:
- мужчина примерно шестидесяти лет;
- он дворянин, помещик;
- владеет скромными деревушками, несколькими лесами, полями;
- имеет несметные богатства, пользуется всеми привилегиями — живет как у Христа за пазухой, почитается окружением, выпивает херес, сидит на персидских коврах, ест утятину (цитаты из поэмы, указывающие на благосостояние персонажа).
В глазах мужиков герой выглядит как обыкновенный болван. Прожив порядка 40 лет в деревне, он совершенно не разбирается в сельскохозяйственных делах, даже не умеет отличать колос ржи от ячменя — таков образ Оболта-Оболдуева.
Сочинение: Оболт-Оболдуев в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)
(451 слово) В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» основной проблемой является поиск счастливого человека. Странники задаются вопросом: кто же счастлив на Руси? В поисках ответа на этот вопрос они ходили по деревням и разговаривали с разными людьми — с крестьянами, с представителями духовенства, с народными заступниками. В данном сочинении пойдет речь о жизни дворянина.
Герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо» ищут счастливого человека. И прежде всего они обращаются к дворянину. На дороге они встречают помещика по имени Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев. Сначала надо обратить внимание на фамилию дворянина. Смысл фамилии показывает читателю, каким человеком является помещик. Оболдуй — это глупый и невежественный человек. И образ Гаврилы Афанасьевича подтверждает правильность его фамилии. Помещик не видит смысла в образовании. Он сам ничему не учился и еще критикует учреждение школ для крестьян.
Гавриле Афанасьевичу около шестидесяти лет. Он кругленький, румяненький и усатенький, во рту у него сигара. Оболт-Оболдуев — дворянин и очень гордится этим. У него есть жена и дети, о который он с удовольствием рассказывает. Гаврила Афанасьевич — богатый помещик. Он вспоминает, как хорошо он жил до отмены крепостного права. Барин совсем не приучен к труду, ведь все жизнь на него работали крестьяне. Целых сорок лет живет помещик в деревне, но даже не умеет ржаной колос отличить от ячменного. Понятно, что он ни дня не работал в поле и никогда сам не собирал урожай.
До отмены крепостного права Гаврила Афанасьевич очень любил охоту. С ностальгией он рассказывает мужикам, как проводил дни в лесу. У помещика было много прислуги и жил он «как у Христа за пазухой». Однако теперь ему живется уже не так радостно и легко. Невесело смотрит он на перемены в стране.
Помещик не производит впечатление злого человека. Он рассказывает, что относился к своим крестьянам, как отец. Оболт-Оболдуев с ностальгией вспоминает прошлое, когда вместе с крестьянами он отмечал праздники, воспринимал их как одну большую семью, по-дружески беседовал с холопами и с невинным любопытством ждал от них подарков. Но в то же время автор не дает нам забыть и о негативной стороне жизни крепостников. Оболт-Оболдуев проговаривается:
«Кого хочу — помилую, Кого хочу — казню. Закон — мое желание! Кулак — моя полиция!»
Оболт-Оболдуев искренне считает себя выше холопов и даже презирает их. Он думает, что может делать с ними то, что пожелает. В образе этого помещика воплощено русское рабство. Но, как и власть этого дворянина, оно уходит в прошлое.
Всю жизнь Оболт-Оболдуев жил за счет трудов других людей, за счет работы крепостных крестьян. А сам он ничего не умеет делать. Привыкнув жить за чужой счет, он уже не может найти места в новых условиях жизни. Он — типичный представитель неприспособленного к жизни дворянина, которому всю жизнь прислуживали другие люди.
Гаврила Афанасьевич символизирует прошлое, крепостничество. И с ним Некрасов уже расстается. Крепостнику больше нет места в новом этапе русской истории.
Автор: Ирина Юрьева
Значение имени, внешность
Помещик обладает красноречивой фамилией. Заглянув в толковый словарь Даля, можно увидеть, что оболдуй обозначает «невежа, или неотесанный человек». В таком же значении данный термин употребляется и сейчас. Примечательно, что подобную фамилию действительно можно найти в перечне родословных книг Владимирской губернии.
Писатель показывает Гаврилу Афанасьевича необразованным человеком, поэтому герой подвергает критике школьные учреждения для крестьян. Он считает, что кому точно не нужна грамота, так это народу.
Оболт-Оболдуев, характеристика (внешность, портрет):
- кругленький барин;
- с длинными седыми усами;
- с румянцем на щеках;
- с большим животом;
- ходит с сигарой во рту;
- осанистый, присадистый мужчина;
- с молодецкими ухватками;
- носит широкие штаны.
Используя уменьшительно-ласкательные слова, автор ярко передает типичный карикатурный образ. Писатель делает это намеренно при описании внешности, повадок действующего лица.
Вывод
Образ Оболта-Оболдуева ясно показывает, что не стоит всё время бездельничать. Если бы князь взялся за ум и начал заниматься хозяйством, то жилось бы ему куда счастливее и спокойнее. Самое главное, что он осознаёт, какие ошибки он совершил за свою жизнь. Знает он, что хозяйством нужно заниматься, учиться и работать самому, а рабочих теперь за деньги нужно нанимать, а не в рабах иметь. Это значит, что для него ещё не всё потеряно. Его жизнь ещё может наладиться, и всё это будет зависеть только от приложенных им усилий.
Характеристика образа Оболта-Оболдуева может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Личность Гаврилы
Оболт-Оболдуев — истинный гордец. Он рад тому, что является дворянином, наделенным деликатными чувствами, а не крестьянином-лапотником. Свою судьбу он принимает как должное и Божию милость. Гаврила действительно происходит из старых дворянских родов. Предок помещика упоминался в старинных русских грамотах. Поэтому герой занял свою веху во дворянстве и гордится древними именитыми корнями. Знатный помещик не приучен к труду, так как сословьям благородным это не нужно.
Заслуги таких уважаемых помещиком предков только вызывают смех у мужиков. Тот самый дворянин по линии отца Афанасия, по словам самого Оболдуева, тешил царицу зверями, за что схлопотал ссадины от медведя. За умение развлечь государыню его удостоили такой милости, как титул и богатство. А предок по материнской линии пытался сжечь Москву, за что поплатился жизнью.
У Гаврилы Афанасьевича есть супруга и дети. Глава семьи любит выпить. Жена любезно своей рукой разливает алкоголь по чаркам. Детвора в основном находится рядом с отцом и матерью, посасывает пряники, резвится около рябины. Звать их Верочкой и Ганичкой.
Создание персонажа
В первых четырех главах поэмы автор размышляет о том, что такое истинное человеческое счастье. В главе «Помещик» ключевые герои поэмы, семь простых мужиков, встречают помещика Гаврилу Афанасьевича.
Дворянин выкладывает им свою историю и жалуется мужикам на свою «бедную жизнь». Помещик делится с ними тем, как скучает по крепостничеству, которое отменили в 1861 году. Оболт-Оболдуев сильно контрастирует с высоким идеалом народа — образом Ермилы. Он же один из тех людей, что довели русские деревни до нищеты, а в рабочем классе видели лишь рабочую силу. Гаврила отражает всех тех, кому не понять, каково было народу жить в крепостных, ведь ему в те годы было хорошо.
Самому автору уже в 40-е годы простой мужик и помещик представлялись как две несовместимые величины, чьи интересы и представления об идеальном обществе полностью противоположны. И тогда в своей поэме он решил столкнуть их вместе. И сделал так, что богач поведал все о своей жизни простому люду.
Сам типаж помещика как любителя псовой охоты присущ и другим творениям Некрасова:
- «Шила в мешке не утаишь…»;
- «Ростовщик»;
- «Псовая охота»;
- «Родина».
Образы помещиков часто восходят к настоящему отцу писателя. Алексей Некрасов был очень колоритным представителем эпохи, а определенные его черты проглядываются в характере Гаврилы Афанасьевича. Некрасов также страстно любит охоту, гордился своим дворянским происхождением и предпочитал кулаками расправляться с крестьянами.
Счастье помещика
При встрече мужики интересуются у Гаврилы Афанасьевича, что для него есть счастье. Помещик делится трепетной историей о том, что жизнь сейчас стала хуже. После того как князь отменил крепостное право, положение богача ухудшилось. Он уже не мог сорить народной казной. При мыслях об этом герой кручинится, падает лицом в подушку. Он был счастливым, когда мог вдоволь охотиться (раннее увлечение) с гончими псами, кашеварами, провизией.
Раньше Оболт-Оболдуев был строг со своими крестьянами. Если говорить кратко, он карал их и бил любя, миловал, казнил. Желание богача было законом, а кулак мужчины — полицией. У него был полк прислуги: собственные музыканты, кузнецы, обойщики, охотники. На столе всегда у него были жирные индейки и сочные наливки.
Счастье Гаврилы — это роскошная жизнь, которая была до отмены крепостного права. Сразу становится интересно, каково живется ему сейчас. Стоит проследить за «серыми буднями» помещика, оказывается, все не так плохо. Человек, привыкший быть всегда барином, держит у себя лакеев, устраивает пиры, пользуется силой и руками людей низших сословий.
Оболт-Оболдуев символизирует собой вымерший тип крепостника, привыкшего жить за чужой счет. А его «страдания» несравнимы с многовековыми утратами народа, отношение к которому всегда было неуважительным.
Отношение к крестьянам
Гаврила Афанасьевич рассказывает странникам, которые ищут счастливого человека, что к своим крепостным он всегда относился по-отечески: «Да, был я строг по времени, //А в прочем, больше ласкою //Я привлекал сердца».
С горькими чувствами он вспоминает о прошлом, о том, как в праздники он христосовался со своими крестьянами, сидя с ними за одним столом, и разрешал им приходить в его дом и молиться. Он подолгу беседовал с возвратившимися с заработков мужиками и всегда ждал от них подношений в виде вина, рыбы и сладостей.
Встретившись с искателями счастья, Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев сокрушается и негодует о том, что в 1861 году отменили крепостное право, вследствие чего жизнь стала, по его мнению, плохой. Некрасов в своей поэме вводит этого персонажа в число тех, кто довёл обездоленных крестьян до нищеты. Хоть Оболт-Оболдуев и пытается предстать перед странниками как отец для своих бывших крепостных крестьян, на самом деле он — узурпатор, который видел в них только рабочую силу. На самом деле он больше любил псовую охоту, чем своих крестьян.
Помещик, будучи человеком необразованным, откровенно критикует создание крестьянских школ, считая, что крестьяне должны работать, но не учиться, что народ «Сажают, учат грамоте — //Нужна ему она».
Образ самодура-помещика Оболта-Оболдуева Н. А. Некрасов списал со своего отца, для которого дворянское происхождение было предметом гордости. Он также любил охоту с борзыми и предпочитал награждать своих крестьян не целковым, а кулаком.
Значение образа
Герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Оболт-Оболдуев символизирует призрак прошлого, крепостника. С ним Некрасов учит, смеясь, расставаться. Он тот самый человек, которому уже не место в новой вехе русской истории.
И пусть Гаврила Афансьевич переживает тяжелый жизненный период, его страдания не идут ни в малейшее сравнение с многовековыми муками народа. Оболт-Оболдуев лишь привык жить за счет других и не может перестроиться, а жалости это не вызывает.
Внешний портрет
Автор передает характер Гаврилы Афанасьевича через демонстрацию несоответствия между тем, что думает о своей личности сам герой и с каким смыслом он говорит те или иные слова, и тем, как он выглядит на самом деле в глазах простых мужиков и читателя. И впечатление о нем как о самодовольном, ничтожном человеке и комичном герое создается уже после первых слов, описывающих его внешний облик.
Мужики увидели какого-то «кругленького барина, усатенького и пузатенького». Во рту он держал не сигару, а «сигарочку» и достал «пистолетик», такой же как и он сам, «толстенький». Мужчине на вид лет 60, а лицо его украшают седые усы. Автор намеренно описывает его, используя уменьшительно-ласкательные слова, чтобы описать всю ничтожность образа. Ведь, увидев их, он с трусливой воинственностью направил пистолет. И это настолько противоречит обликам правдоискателей, что мужики невольно начали смеяться.
🗹