4.9
Средняя оценка: 4.9
Всего получено оценок: 157.
4.9
Средняя оценка: 4.9
Всего получено оценок: 157.
«Три пальмы» – стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, изучаемое школьниками по литературе в 6 классе. В нём описывается история жизни трёх гордых пальм. Одна из главных тем баллады – взаимодействие между природой и человеком. Ознакомьтесь с нашим вариантом краткого анализа “Три пальмы” по плану.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Три пальмы.
История создания – Стихи написаны в 1838 году. Опубликованы – в 1839.
Тема произведения – Нужно довольствоваться малым. Не стоит желать себе другой участи, необходимо смириться со своим предназначением. Ещё одна тема – смысл жизни.
Композиция – кольцевая, строится на антитезе: жизнь-смерть.
Жанр – баллада.
Стихотворный размер – баллада состоит из 10 строф, написанных четырёхстопным амфибрахием с использованием парной рифмовки.
Главный герой – три гордые пальмы, которые опечалены своим бесполезным существованием. Они растут в пустыне и считают, что живут свою жизнь зря, так как не выполняют своего предназначения – не приносят никому пользы.
Метафоры – пылающая грудь, гордо кивая махровой главою.
Эпитеты – ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной.
Сравнения – «песок крутился столбом», караван «шёл, колыхаясь, как в море челнок».
Олицетворения – щедро поит ручей, шепчутся листья с гремучим ручьём, приветствуют пальмы нежданных гостей.
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова
Вариант 1
Стихотворение зрелого периода «Три пальмы» было написано М. Лермонтовым в 1838 году. Впервые оно было опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.
В стихотворении, являющемся по жанру балладой, поэт использовал ряд пушкинских образов из «Подражания Корану», такой же стихотворный размер и строфику. Однако в смысловом отношении лермонтовская баллада полемична по отношению к пушкинскому стихотворению. Автор наполняет ее философским содержанием, поставив во главу угла вопрос о смысле человеческой жизни.
Философский смысл стихотворения имеет явный религиозный оттенок, а вся поэтическая притча насыщена библейской символикой. Число пальм символизирует три составляющих человеческой души: разум, чувства и волю. Родник выступает как символ духа, связывающего человека с источником жизни – Богом. Оазис символизирует собой рай; неслучайно поэт помещает действие баллады в «степи аравийской земли»: именно там, по преданиям, находился Эдемский сад.
Эпитет «гордые» по отношению к пальмам символизирует человеческую гордыню и присутствие первородного греха. «Смуглые ручки» и «черные очи» арабов, хаос и беспорядок («нестройные звуки», «с криком и свистом», «взрывая песок») указывают на нечистую силу. Полный разрыв человеческой души с Богом и завладение ею нечистой силой выражает строка: «Кувшины звуча налилися водою».
Душа человека гибнет от «топора» мавров, а караван следует за следующей жертвой на запад, направление, противоположное месту пребывания Бога. Раскрывая смысл жизни человека, Лермонтов призывает внимательнее относиться к своей душе. Гордыня и отказ от смирения, принятия предопределенного Богом могут привести к трагическим последствиям – разрушению как души, так и тела.
В стихотворении Лермонтов поднимает и проблему взаимоотношений человека и природы: люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Осуждая людей за потребительское отношение к окружающему миру, поэт предупреждает, что беззащитная природа все же может отомстить обидчикам, и эта месть будет столь же безжалостна и жестока, как и поступки людей, мнящих себя царями природы.
Стихотворение имеет кольцевую композицию, основанную на приеме антитезы жизни и смерти в первой и последней строфах. Первая строфа ярко рисует идиллическую картину волшебного оазиса среди безбрежной пустыни. В последней строфе оазис превращается в «седой и холодный» пепел, ручей заносит раскаленный песок, и пустыня вновь становится безжизненной, суля путникам неминуемую гибель. С помощью такой организации стихотворения Лермонтов подчеркивает всю трагедию человека в катастрофической ситуации.
Повествовательное по характеру произведение имеет четкую сюжетную линию. Главными героями стихотворения являются «три гордые пальмы». Не желающие жить «без пользы» и недовольные своей судьбой, они начинают роптать на Создателя: «Не прав твой, о небо, святой приговор!». Бог услышал их недовольство, и чудесным образом возле пальм появился богатый караван. Его обитатели утолили жажду «студеной водой» из ручья, отдохнули в благодатной тени приветливых пальм, а вечером без сожаления срубили деревья: «По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!». Гордые пальмы были наказаны за то, что не довольствовались своим уделом, а посмели «на Бога роптать».
Баллада состоит из 10 строф-шестистиший, написанных четырехстопным амфибрахием, трехсложной стопой с ударением на втором слоге. Стихотворение отличают острая конфликтность сюжета, четкая композиция, ритмичность организации стиха, лирическая насыщенность и яркая образность. Лермонтов необычайно широко использует разнообразные выразительные средства: эпитеты (ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой), метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь), сравнения (люди – «малые дети», караван «шел, колыхаясь, как в море челнок»), олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей). Олицетворения позволяют увидеть в образах «гордых пальм» людей, недовольных своей жизнью. При описании рубки пальм использована аллитерация звука «р».
В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов сумел объединить яркую передачу красоты восточной природы во всех ее красках и важнейшие философские вопросы, волнующие не одно поколение.
Вариант 2
Стихотворение Михаила Лермонтова «Три пальмы» было создано в 1838 году и представляет собой поэтическую притчу, в которой заложен глубокий философский смысл. Главными героинями повествования выступают три пальмы в аравийской пустыне, где еще не ступала нога человека. Холодный ручей, протекающий среди песков, превратил безжизненный мир в волшебный оазис, «хранимый, под сенью зеленых листов, от знойных лучей и летучих песков».
Идиллическая картина, нарисованная поэтом, имеет один существенный изъян, который заключается в том, что этот райский уголок недоступен живым существам. Поэтому гордые пальмы обращаются к Создателю с просьбой о том, чтобы он помог им выполнить свое предназначение – стать убежищем для одинокого путника, затерявшегося в мрачной пустыне. Из слова услышаны, и вскоре на горизонте появляется караван торговцев, которые равнодушны к красотам зеленого оазиса.
Их не волнуют надежды и мечты гордых пальм, которым вскоре суждено будет погибнуть под ударами топоров и стать топливом для костров жестоких гостей. В итоге цветущий оазис превращается в груду «седого пепла», ручей, лишившись защиты зеленых пальмовых листьев, пересыхает, и пустыня принимает свой первозданный вид, мрачный, безжизненный и сулящий любому путнику неминуемую гибель.
В стихотворении «Три пальмы» Михаил Лермонтов затрагивает сразу несколько актуальных вопросов. Первый из них касается взаимоотношений человека и природы. Поэт отмечает, что люди жестоки по своей натуре и редко ценят то, что дарит им окружающий мир.
Более того, они склонный уничтожить эту хрупкую планету во имя собственной выгоды либо сиюминутной прихоти, не думая о том, что природа, не наделенная способностью защищаться, все же умеет мстить своим обидчикам. И эта месть не менее жестока и безжалостна, чем поступки людей, которые считают, что весь мир принадлежит только им.
Философский смысл стихотворения «Три пальмы» носит ярко выраженный религиозный характер и основан на библейском представлении о процессах мироздания. Михаил Лермонтов убежден, что у Бога можно выпросить все, что угодно. Однако будет ли счастлив проситель тому, что получит? Ведь если жизнь идет своим чередом так, как ей предначертано свыше, то для этого есть свои основания. Попытка отказаться от смирения и принятия того, что определено судьбой, может привести к фатальным последствиям. И тема гордыни, которую поднимает поэт, близка не только ему, но и его поколению – безрассудному, жестокому и не отдающему себе отчета в том, что человек является всего лишь марионеткой в чьих-то руках, а не кукловодом.
Параллель, которую Михаил Лермонтов проводит между жизнью пальм и людей, очевидна. Пытаясь осуществить свои мечты и желания, каждый из нас стремится ускорить события и как можно скорее достичь намеченной цели. Однако мало кто задумывается над тем, что конечный результат может принести не удовлетворение, а глубокое разочарование, так как цель нередко оказывается мифической и совершенно не оправдывает ожиданий.
В свою очередь, разочарование, которое в библейской трактовке именуется унынием, является одним из самых больших человеческих грехов, так как приводит к саморазрушению как души, так и тела. Это – дорогая плата за гордыню и самоуверенность, которой страдает большинство людей. Осознавая это, Михаил Лермонтов пытается с помощью стихотворения-притчи не только разобраться в мотивах собственных поступков, но и защитить других от стремления получить то, что им не предназначено. Ведь мечты имеют свойство сбываться, что нередко оборачивается самой настоящей катастрофой для тех, кто свои желания ставит гораздо выше возможностей.
Вариант 3
Лермонтов представляет свое стихотворение Три пальмы как восточное сказание. Соответственно, тут читатель ожидает увидеть некую восточную мудрость, которая могла бы позволить понять нечто о мироздании. Три пальмы растут в пространстве пустыни, они укрывают собою воды родника и в этом заключатся симбиоз между пустыней деревьями и родником.
Однажды пальмы изнывают от нетерпения явить кому-либо собственную красоту, они хотят чтобы кто-то смотрел на них, радовался этому удивительному оазису и вот они получают караван, который приходит, чтобы остановиться под сенью деревьев. Только люди безучастны к этой красоте, они преследуют полностью утилитарные цели, то есть напиться воды, немного отдохнуть и не замерзнуть. Поэтому, когда наступает темный период дня, пальмы оказываются топливом для огня и исчезают.
Автор описывает безразличие людей к красоте и отличие ожиданий от действительности. Пальмы хотели, чтобы другие разделили с ними красоту, но они забыли, где они сейчас – в безжалостной пустыне, где людям требуется выживать и вся красота заключается только в этом. Пустыня не предполагает созерцательное настроение только для мудрых отшельников и аскетов, которые способны сносить любые тяготы, подчинять себе природу и собственное тело.
От намерения дать кому-то красоту и радость остается только исчезнувший оазис. Пальмы не понимают какую потребность могут на самом деле испытывать другие. Поэтому они оказываются разрушенными.
Также Лермонтов говорит в этом стихотворении о разрушении красоты вообще. Порой нечто великолепное может существовать только в самом себе, отдельно от мира, возможно, такие частички красоты и созданы для того чтобы быть оазисами в пустыне этого мира и лучше никому бы вообще не видеть этой красоты. Ведь люди, по сути, и в большинстве своем губительны, они уничтожают пространство, куда приходят, наиболее распространенный способ преобразования предполагает суровую практичность.
Весьма печальное стихотворение, которое побуждает к длительным рассуждениям. Хочется осмыслить соотношение красоты и практичности. Понять в чем на самом деле была изначальная польза от пальм.
Тема стихотворения
Всё произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются библейские мотивы. Образ трёх пальм в стихотворении является архетипом трёх составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.
Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни (“степи аравийской земли”), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.
Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.
Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.
Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать своё предназначение губительны для человеческой души.
Как вы думаете, почему погибли три пальмы в стихотворении Лермонтова?
Задание по литературе для 6 класса 2. Как вы думаете, почему погибли три пальмы? Чем были они недовольны? На кого роптали?
Три пальмы роптали на своего создателя, тоесть Бога, то что он создал их без пользы, они не довольны своей судьбой. А погибли они как по сюжету от топора обителей каравана, но здесь показала проблема взаимоотношения человека с природой.
Почти сразу к пальмам вышел караван и пальмы обрадовались. они приютили странников в своей тени, они дали им напиться из родника,что тек между их корней.
Но пришельцы оказались неблагодарными. они срубили пальмы и засыпали родник. Тут поневоле вспомнишь пословицу о том, что следует быть осторожнее со своими желаниями,так как они могут сбыться.
И пальмы погибли потому, что хотели быть кому-то полезными.
В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов поднимает актуальную для современного человека тему экологии и бережного отношения к природным богатствам.
Три пальмы, росшие в пустыне, мечтали приносить пользу людям,но люди были на столько темными и неблагодарными, что вырубили пальмы и осквернили родник.
И пальмы, которые роптали на свое одиночество, погибли от исполнения своего желания.
В стихотворении Лермонтова «Листок» главный герой, дубовый листок, так говорит о себе, когда встречается с чинарой: «До срока созрел я». В этих словах листок высказывает сожаление о том, что он так мало повисел на ветке родного дуба, что он внезапно пожелтел, гораздо раньше положенного срока, когда остальные листья еще зеленеют на ветках, и был сорван ветром. Он сожалеет о том, что его настоящая жизнь практически закончилась и ему остается только лететь тужа, куда его гонит ветер, сохнуть и вянуть.
Листок сетуют на жестокую судьбу и просит чинару укрыть его своими зелеными листьями, обещая свои чудесные рассказы.
Устно, прозой, мы попытаемся показать картины, которые изобразил в своем стихотворении «Утес» Лермонтов, но при этом используем выражения, которые применял сам поэт.
Однажды золотая тучка зацепилась вечером за могучий утес и осталась возле него на ночь, окутав утес-великан своим покрывалом. Это продолжалось только одну ночь, а потом тучка вновь продолжила свой полет по небу, она умчалась гонимая ветром и веселая.
Утес снова остался один. От пребывания на его груди тучки остался влажный след испарений. Утес задумчиво смотрит вдаль и ему становится очень грустно.Ведь он остро почувствовал свое одиночество, свою обреченность на пребывание в пустыни.
Композиция
У этого произведения кольцевая композиция, которая строится на приёме антитезы в первой и последней строфах – жизнь и смерть. Всего строф 10. В первой строфе поэт описывает райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мёртвой пустыни. В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в “седой и холодный” пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают ручей – источник жизни. Теперь без оазиса пустыня сулит редким путникам лишь смерть.
Главными героями стихотворения являются “три гордые пальмы”. Пальмы не желают жить “без пользы”. Они сетуют на судьбу и ропщут на Бога: “Не прав твой, о небо, святой приговор!”. И Создатель услышал их. Внезапно в пустыне появился караван, который сделал остановку в оазисе. Торговцы утолили жажду “студёной водой” из ручья, а затем, чтобы не замёрзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костер: “По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий!”.
Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой . Также в стихотворении отчетливо улавливается личная позиция Лермонтова. Поэт полагает, что те, кто жаждет жить для других, стремятся приносить пользу людям, неизменно будут растоптаны, использованы и срублены под корень теми, кто печется лишь о собственных нуждах. Написано произведение четырёхстопным амфибрахием – трёхсложной стопой с ударением на втором слоге. Рифма — парная, мужская и женская.
«Три пальмы» какие вопросы и ответы придумать к стихотворению?
«Три пальмы» какие вопросы и ответы придумать к стихотворению?
«Три пальмы» вопросы какие задать?
«Три пальмы» какие ответы на вопросы?
Какие вопросы составить к стихотворению «Три пальмы»?
Стихотворение «Три пальмы» Лермонтов вопросы какие задать?
Вопросы к стихотворению «Три пальмы»:
Краткое содержание стихотворения «Три пальмы» Лермонтова. Три пальмы росли около ручья в пустыне, создавая прекрасный оазис. Но долгое время ни один путник не проешл мимо и не отдохнул около ручья под пальмами. Всевышний услышал просьбу пальм и послал к ним караван. Когда караван ушел дальше в путь, после них остались изрубленные и сгоревшие головешки пальм.
Главная мысль стихотворения «Три пальмы» учит бережному отношению к природе, человек склоне уничтожать вокруг себя прекрасным мир природы и Лермонтов напоминает, что красота не вечна, а природа очень хрупкая и нуждается в защите.
Стихотворение «Три пальмы» Лермонтова учит думать над своими желаниями, если просишь чего-то, подумай о результате, ведь желание может принести беду в конечном результате.
Многие художники иллюстрировали восточное сказание «Три пальмы».
Вот иллюстрация художника В.А.Полякова, на которой изображен момент, когда караван появился возле оазиса. Пальмы еще целы, красивы и ручей готов напоить путников холодной водой.
А вот иллюстрациям Д.Хайкина, на котором уже пальмы срублены, а люди с наступлением темноты греются возле костра и медленно жгут их.
Вот еще иллюстрация, на которой передана красота оазиса.
Для своей иллюстрации выберите фрагмент стихотворения, который произвел на вас большее впечатление и изобразите его, передав точность описанного М. Лермонтовым. Это должна быть ваша иллюстрация, ваше видение, поэтому не страйтесь копировать чужие работы, это будет видно. Примеры привела, чтобы было понятно, что же моежт быть на рисунке к стихотворению М. Лермонтова «Три пальмы«.
Вот для примера еще и детские работы.
Автором баллады «Три пальмы» является классик отечественной литературы Михаил Юрьевич Лермонтов. Это произведение поэт написал, когда ему было 24 года.
Краткое содержание баллады: в пустыне мирно себе живут три пальмы и ручей. В их жизни настоящая идиллия и гармония: пальмы закрывают ручей от палящего солнца, чтобы он не высох, а ручей поит корни дерева.
Однако пальмам надоела такая жизнь, им стало скучно. Вот пришли люди, вырубили деревья, ручей пересох.
Главная идея такова: пальмы олицетворяют собой непокорный дух людей, их искания и страдания. Автор осуждает такой человеческий порок как гордыня. Пальмы не радуются тому, что дал им Бог, в результате все заканчивается трагично.
дров, в которые превратили их неблагодарные караванщики, поступившие по принципу: «после нас, хоть потоп»,( при всем желании, больше не находится сходства. )
Источник
Средства выразительности
В балладе – повествовании о судьбе лирических героев – пальм – Лермонтов использует разнообразные средства выразительности. В стихотворении есть:
- эпитеты (ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой);
- метафоры ( пылающая грудь, гордо кивая махровой главою);
- сравнения (песок крутился столбом, караван «шёл, колыхаясь, как в море челнок»;
- олицетворения (щедро поит ручей, шепчутся листья с гремучим ручьём, приветствуют пальмы нежданных гостей).
При описании рубки пальм использована аллитерация звука “р”.
Пейзажная лирика Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт богатой душевной организации. Его стихотворения проникнуты лиризмом, скорбью, одиночеством. Очень часто психологическое состояние лирического героя раскрыто у Лермонтова через пейзажные зарисовки. На фоне красот природы поэт размышляет о жизни, отношениях в обществе, анализирует свои переживания. Достаточно вспомнить стихотворения «Выхожу один я на дорогу» или «Когда волнуется желтеющая нива».
Любовь к природе, единение с ней Лермонтов впитал с самого детства. Оставшегося без родителей мальчика воспитывала бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева. Маленький поэт рос очень болезненным ребенком, поэтому детство его прошло в родовом имении; время от времени Елизавета Алексеевна вывозила маленького Мишу на Кавказ к родственникам. Уже тогда мальчик учился любоваться красотами природы и даже запечатлять ее на картинах. На некоторых детских портретах можно увидеть Лермонтова-ребенка с мелком в руке. Поражают красотой и картины подросшего поэта: чаще всего он рисовал Кавказские горы.
Композиционные особенности
Четкую структуру построения стихотворения использует М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы» имеют хорошо различимую кольцевую композицию, построенную на антитезе.
Действительно, начинает М. Лермонтов «Три пальмы» описанием оазиса, им же и заканчивается. Только вот картина прямо противоположная. Если в первом четверостишье взору читателя предстает безмятежная жизнеутверждающая картина: зеленый уголок среди пустыни, голубое небо, золотой песок. Как только на горизонте появляется караван будущих убийц, меняются цвета – они становятся черными, темными. Кроме того, меняются звуки. Все происходит как будто в вихре: «взрывая песок», «Араб горячил вороного коня», «конь… прыгал, как барс», «с криком и свистом несясь по песку».
Последние два четверостишья прямо противопоставлены первому: от жизнеутверждающей картины остался пепел, в этом месте поселилась печаль. Акцентируется внимание на жаре, зное, в то время как в первом четверостишье делается упор на холод, студеную воду, тень. В этом месте поселяется одиночество: «все дико и пусто кругом», «коршун…степной нелюдим».
Антитеза прослеживается не только на лексическом уровне, но и на фонетическом. Если при описании безмятежной жизни пальм и ручья мы слышим приятное благозвучие, то при описании каравана используются преимущественно резкие сочетания согласных с использованием сонорных: «Мотаясь, висели ме[ж тв]е[рд]ых го[рб]ов Узо[рн]ые полы похо[дн]ых [шт]анов».
Жанр восточного сказания придает стихотворению статус народной мудрости. Этим Лермонтов подчеркивает, что темы, поднятые им, не новые – они волнуют человечество испокон веков.
🗹