Литературные жанры: что это такое и как определить

Книге на прилавке

Литературные жанры: что это такое

Понятие «жанр» базовое в литературоведении. Школьники с младших классов знают о том, что есть литературные роды и жанры, но не все понимают, какая связь между этими понятиями.

Роды литературы (драма, эпос и лирика) отличаются по способу выражения художественного содержания. Если в тексте описываются события и характеры, то имеем дело с эпическим произведением. Если автор сосредоточился на выражении внутренних переживаний, то речь идет о лирике. Если в произведении события передаются через слово и действия, то разыгрывается драма.

Малые эпические жанры (басня, очерк, рассказ, новелла)

Эпос – род повествовательных произ, в образной форме передающих состояние и быт народа, общественные отношения, картины исторического развития.

Жанры можно классифицировать по объему произ. К малым жанрам относятся сказки, басни, рассказы, новеллы, очерки

.

Сказка – небольшое повествовательное произ о каких-либо вымышленных событиях, иногда фантастического характера, происходящих с животными или человеком.

Басня: Будучи по природе своей сатирической, басня способна выразить большое и важное содержание. Любая басня содержит мораль, но в одних случаях она формулируется самим автором, в других – ее выводит читатель. Краткость, стремительность действия, эффективное завершение сюжета – основные особенности. Басня не должна являться голой иллюстрацией к морали, она должна быть живой картинкой, меткой зарисовкой жизни в ее отдельных типических проявлениях. По своей форме басня – аллегория

, которая может быть выражена в образах животных, людей, предметов, поставленных в необычное положение. Одна из основных черт – национальная основа. В басне важен диалог. Иногда басня пишется прозой, часто вольным, гибким стихом.

Рассказ – короткое повествоват произ, изображающее какое-либо яркое событие, социальный или психологический конфликт и связанные с ним характеры. Посвящен обычно отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что было с ним до и после этого события. Характеризуется краткость, интенсивностью повествования. Сюжет предельно сжат. Мало действующих лиц. Не допускает множества подробностей и детализаций. Характеры даются не в развитии, а уже сформировавшимися.

Новелла – рассказ с определенными чертами сюжета. Жанр возник в городах древнего мира – Милете и Эфесе, был лит формой городских слоев, носил сатирический характер. В 13 веке зародилась итальянская прозаическая новелла, в ней высмеивались монашеские ордены, рыцарство, светское духовенство, жесткие и глупые феодалы. Представитель – Бокаччо (14 век) – сборник новелл «Декамерон». Следов возникла новелла в Англии – представитель Джефри Чоссер. После интерес к новелле несколько утрачивается и возрождается в 19 веке: два вида – реалистические и романтические. В России – «Выстрел», «Станционный смотритель» — реалистическая новелла. Короленко, Щедрин, в коне века – Чехов. Предельно лаконична, рассказ обстоятельней. Сюжет более напряженный. В рассказе события более будничны и обыкновенны. Особо интригующие конфликты, происшествия, а рассказ – о повседневности.

Очерк: В очерке обычно дается худ воплощение таких лиц, эпизодов, явлений и событий, которые были в действительности и которые художник воссоздает на основании собственных непосредственных наблюдений. Отличается большой достоверностью, изображает действительно происходившие события, но изображение делается в худ форме. Различают очерки научные, исторические, публицистические, этнографические. Очеркист изображает не голые факты, а рисует типичные характеры в типичных обстоятельствах. Близки к очерку мемуары – худ – эпическое произ, написанное в форме записей по памяти или воспоминаний о событиях (Герцен «Былое и думы») и фельетоны – особый вид газетной статьи, в которой в образной форме осмеиваются несообразные стороны жизни, обличается поведение отдельных людей (Д. Бедный, В. маяковсий).

Художественный образ.

Худ образ – это специфический для искусства способ отражения, воспроизведения жизни, ее обобщение с позиций эстетического идеала художника в живой, конкретно-чувственной форме. Образность

– общий признак всех видов искусства.

В широком смысле образом называют всю целостную картину, нарисованную писателем в произ (Гоголь создал образ чиновничьей России в «Ревизоре»). В узком смысле – всякое отдельное картинное слово или выражение «Любовь моя – тяжка гиря» Маяковский).

В большей части случаев обладает изобразительностью, ибо он выражает идею через показ единичного явления, доступного чувственному восприятию. Но образ не обязан изображать

, например, в музыке.

Существуют образы-персонажи, в которых художник изображает различные человеческие характеры и общественные типы (Обломов, Теркин, Чичиков).

Худ образ обладает важным свойством, которое выразил Горький – это «экономнейший способ организации мысли» и способ передачи своего жизненного опыта и наблюдений. Белинский называл образы «знакомыми незнакомцами». Читатель вновь переживает то, что взволновало художника. Ученый, в отличии от художника, отвлекается от индивидуальных особенностей предмета, от его конкретно-чувственной формы, отдельные факты как бы теряют свою предметность, поглощаются понятием.

То есть, образ мы представляем, ощущаем, видим на чувственном уровне, в то время как научное или логическое определение мы способны лишь понимать. Образ обладает конкретно-чувственной формой.

Образы объемны.

Это конкретная и в то же время обобщенная картина жизни.

Образ превращает сырой жизненный материал в предмет искусства.

Представляет собой единство не только индивидуального и общего, но и единство объективного и субъективного.

Лирические жанры литературы

Лирика — это бессюжетные рифмованные произведения или ритмически организованные тексты, в которых отображается внутренний мир человека. Это субъективный род литературы. В таких текстах автор делится своими мыслями, чувствами.

Литературные жанры: что это такое и как определить

Жанры лирики учеными классифицируются по-разному. Чаще всего различают жанры стихотворений, которые сложились исторически (классические жанры) и по тематическому признаку:

Традиционные лирические жанры

Становление и развитие эпоса

Сложно определить, сколько тысячелетий назад был создан первый миф. Есть предположение, что мифы зародились около 3 тыс. лет до н.э. Изначально миф рассказывал о том, как был сотворен мир, о разделении мира на небо и землю, на свет и тьму, о том, откуда произошли живые существа и как был сотворен человек. Люди стремились объяснить порядок мироустройства и создавали образы богов-прародителей, героев и чудовищ, титанов и приписывали им свойства природных явлений. Позже мифы стали трактовать историю мировых событий посредством системы героических образов, от которых ведут свой род смертные (Осирис, Ясон, Рама, Геракл).

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

На рубеже новой эры эти мифологические образы стали сливаться с реальными историческими событиями, появились саги, воинские повести, героические предания о воинах древности, о предводителях народов.

В эпоху Средневековья в Европе появился цикл романов о короле Артуре и рыцарях круглого стола. После христианизации Руси здесь стали популярными былины и воинские повести, героями которых были князь Владимир и его дружина.

Благодаря духовной литературе русский эпос пополнился сочинениями о вере и ее хранителях (жития святых, притчи), об организации жизни на земле («Домострой», «Измарагд» и другие). Позже появились эпические сочинения светского характера – жизнеописания, хождения, житейские повести. Первым опытом отечественного романа-путешествия можно считать сочинение «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, знаменитого купца и путешественника.

Более привычные современному читателю жанры романа и повести вошли в литературу 18 века. Позже к ним присоединились рассказ, очерк и новелла.

В 20 веке система эпических жанров обрела общеевропейский вид, сохранился только жанр сказа.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Эпос (эпический род литературы) 450 руб Реферат Эпос (эпический род литературы) 270 руб Контрольная работа Эпос (эпический род литературы) 210 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Однако культурный код мифа продолжал бережно храниться народными сказителями, и единое знание о мире разбилось на множество частей и превратилось в сказки.

К этой мысли приводит и предположение о родстве всех сказок народов мира и «бродячих сюжетов». В сказках сохранились образы сакральных стихий (огня и воды), мифологических персонажей и боов. Таким образом, именно сказка является первоисточником образов и сюжетов авторской литературы.

Кроме сказки, в фольклоре зародились и более простые жанры – «страшная повесть», быличка, анекдот, байка, побасенка.

Отличительными признаками произведений эпического рода являются:

  • Повествование от третьего лица и особая роль рассказчика, связанная с этим
  • В повествовании затрагивается судьба с азу нескольких героев (иногда целых родов, семей, поколений)
  • Протяженность во времени (повествование занимает от 3-5 лет до нескольких столетий)
  • Настрой на объективную картину. Эпос стремится показать персонажей с разных сторон, при этом не допускает передачи прямой авторской речи
  • Масштабный охват пространства. В эпосе действие происходит последовательно или одновременно, в городе, в деревне или заграницей.
  • Одновременно несколько сюжетных линий.

В эпосе повествование ведется обстоятельно и неторопливо, перед читателем медленно раскрываются страницы личной и общественной истории – описания жизни персонажей, сцены битв, частные разговоры обычных людей, судьбоносные решения властителей и т.д.

Эпопея – значит «повествование»

Эпопея (от древнегреческого ???? – «слово, повествование» и ????? – «творю») – это обширное повествование, которое изложено либо в стихах, либо в прозе, и посвящено выдающимся историческим событиям, имеющим национальный масштаб. В общем смысле эпопеей называют сложную, продолжительную историю, включающую ряд событий крупного масштаба.

Предшественниками эпопеи были былевые песни, имевшие наполовину лирический, наполовину повествовательный характер. Они были вызваны подвигами племени или клана, приурочены к героям, вокруг которых сгруппированы. Подобные песни складывались в масштабные поэтические единицы, называемые эпопеями.

В эпопеях, относящихся к героико-романическим, их главные герои целенаправленно и активно участвуют в значимых исторических событиях, в процессе чего осуществляется становление их личности, как, например, в романе А. Н. Толстого «Петр I». Выделяют также и эпопеи «нравоописательные», которые повествуют о состоянии общества в комическом ключе, как, например, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле или «Мертвые души» Гоголя.

В чем еще заключается значение эпоса?

Толстой - автор романов

Особенности этого жанра состоят еще и в следующем:

  • Произведение, относящееся к эпическому, не ограничено в своем объеме. Как говорил В. Е. Хализев, который был советским и российским литературоведом, эпос относится к такому роду литературы, который вмещает в себя не только короткие рассказы, но также и произведения, рассчитанные на длительное чтение или слушание – эпопеи, романы.
  • В эпическом жанре большая роль принадлежит образу рассказчика (повествователя). Он, рассказывая о самих происходящих событиях, о действующих лицах, в то же время отграничивает от происходящего себя. Но при этом в самом повествовании воспроизводится, запечатлевается не только то, о чем рассказывается, но и склад ума рассказчика, его манера изложения.
  • В эпическом жанре существует возможность использования практически любых художественных средств, известных в литературе. Присущая ему повествовательная форма дает возможность глубочайшего проникновения во внутренний мир отдельного человека.

Две крупные формы

Достоевский писал романы

Ведущим жанром эпической литературы до 18 века была эпическая поэма. Источником ее сюжета является народное предание, образы которого обобщены и идеализированы. В речи отражается относительно единое народное сознание, а форма, как правило, стихотворная. Примером являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

В 18-19 веках на смену ей, как ведущему жанру, приходит роман. Сюжеты романов в основном черпаются из современной действительности, а образы становятся более индивидуализированными. В речи героев отражается многоязычность общественного сознания, которое резко дифференцировано. Форма романа является прозаической. Примерами могут служить романы, написанные Львом Толстым и Федором Достоевским.

Объединение в циклы

Эпические произведения стремятся к возможно более полному отображению жизненных реалий, поэтому они тяготеют к тому, чтобы объединяться в циклы. Иллюстрацией такой тенденции является роман-эпопея Джона Голсуорси под названием «Сага о Форсайтах».

Он представляет собой монументальную серию разноплановых произведений, описывающих жизнь состоятельной семьи Форсайт. В 1932 году за присущее Голсуорси искусство повествования, в котором вершиной является «Сага о Форсайтах», писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Разновидности эпоса

Как уже было сказано выше, существует несколько видов эпических жанров, которые можно объединить по признаку их объема. Это крупные, средние и малые. В каждый из этих типов входят следующие разновидности:

  • К крупным относят эпопею, роман, эпическую поэму (поэму-эпопею).
  • К средним принадлежит такой вид, как повесть.
  • Среди малых называют рассказ, новеллу и очерк.

Несколько подробнее о разновидностях произведений, которые относятся к эпическим жанрам, будет рассказано ниже.

Что еще нужно отметить? Существуют также фольклорные, народно-эпические жанры, такие как былина, сказка и историческая песня.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: