Чем закончился роман Обломов?
Штольц выручил Обломовку от мошеннических долгов. Мухояров и Тарантьев удалились из жизни Обломова, а с ними всё враждебное герою. Он, оставшись в доме на Выборгской у Агафьи Матвеевны Пшеницыной, оказался в “золотой раме жизни”, где были только любящие лица.
Дом – полная чаша; белые, как снег, подушки, шёлковые одеяла; обильный обед, вкусный кофе и дорогие сигары – всё делается, чтобы угодить Илье Иьичу. Ему оставалось только лежать и смотреть, как снуют в работе белые локти хозяйки, ставшей ему женой. Иногда герою становилось совестно и он плакал от сознания утраченных надежд, но всё реже. Он убедил себя, что его предназначение – выразить возможность идеального покоя бытия.
От нездорового питания и неподвижного образа жизни с Обломовым случился удар. Его спасла своевременными мерами жена, она сумела подчинить уклад дома выхаживанию больного. В конце у него осталась непослушной левая нога. Когда приехал Штольц, не видевший друга 5 лет, он не смог убедить Обломова оставить мещанское болото и ехать с ним. Не решился он и сказать о том, Обломовка скоро станет станцией железной дороги. Видно, этими делами он будет заниматься уже с Андрюшей, сыном Ильи Обломова и Агафьи Пшеницыной.
Через год у Обломова повторился приступ. Он стал молчалив, мало ел и редко выходил в сад. Умер он тихо, во сне, будто остановились незаведенные часы. Его жена очень горевала и протоптала тропинку к могиле мужа. После его ухода она поняла, что и её жизнь была не напрасна, если в ней была такая любовь. Она обожает сына Андрюшу, которого навещает в семье Штольца. В своём же доме она вынуждена вести не радующее её хозяйство: на неё переложил заботы своего семейства возвратившийся брат.
Штольц встретил среди нищих, просящих милостыню у церкви, Захара. Старый слуга почти ослеп и рассказал, что часто ходит на могилу своего барина.
Жизнь и смерть Обломова. Эпилог романа
Анализ романа И.А. Гончарова «Обломов»
Жизнь и смерть Обломова. Эпилог романа. В третий и последний раз Штольц навещает своего друга. Под заботливым оком Пшеницыной Обломов почти осуществил свой идеал: «Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработаннный хлеб, ходят в золоте и серебре…», и Агафья Матвеевна оборачивается сказочной Миликтрисой Кирбитьевной… Домик на Выборгской стороне напоминает сельское приволье.
Однако герой так и не доехал до родной деревни. Тема «Обломов и мужики» проходит через весь роман. Еще в первых главах мы узнали, что в отсутствие барина крестьянам живется туго. Староста докладывает, что мужики «убегают», «просятся на оброк». Вряд ли им лучше стало под властью Затертого. Пока Обломов утопал в своих проблемах, он упустил возможность проложить дорогу, построить мост, как сделал его сосед, деревенский помещик. Нельзя сказать, что Илья Ильич вовсе не думает о своих крестьянах. Но его планы сводятся к тому, чтобы все осталось как есть. И на совет открыть для мужика школу Обломов с ужасом отвечает, что «он, пожалуй, и пахать не станет…» Но время не остановить. В финале мы узнаем, что «Обломовка не в глуши больше <?…>, на нее пали лучи солнца!» Крестьяне, как ни было трудно, обошлись без барина: «…Года через четыре она будет станцией дороги <?…>, мужики пойдут работать на насыпь, а потом по чугунке покатится <?…> хлеб к пристани… А там …школы, грамота…» А вот обошелся ли Илья Ильич без Обломовки? Логикой повествования Гончаров доказывает излюбленные свои мысли. И то, что на совести каждого помещика лежит забота о судьбах сотен людей («Счастливая ошибка»). И то, что деревенская жизнь есть самая естественная и потому самая гармоническая для русского человека; она сама направит, научит и подскажет, что делать лучше всяких «планов» («Фрегат “Паллада”»).
В домике на Выборгской Обломов опустился. То, что было свободным сном, сделалось галлюцинацией – «настоящее и прошлое слились и перемешались». В первый приезд Штольцу удалось поднять Обломова с дивана. Во второй он помог другу в решении практических дел. И вот теперь с ужасом понимает, что бессилен что-либо изменить: <?«Вон из этой ямы, из болота, на свет, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь!» – настаивал Штольц…
«Не поминай, не тревожь прошлого: не воротишь! – говорил Обломов. – Я прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть… Я все чувствую, все понимаю: мне давно совестно жить на свете! Но не могу идти с тобой твоей дорогой, если б даже захотел.. Может быть, в последний раз было еще возможно. Теперь… теперь поздно…» Даже Ольга не в состоянии воскресить его: «Ольга! – вдруг вырвалось у испуганного Обломова… – Ради Бога, не допускай ее сюда, уезжай!»
Как в первый приезд, Штольц подводит печальный итог:
– Что там? – спросила Ольга…
– Ничего!..
– Он жив, здоров?
– Да.
– Что ж ты так скоро воротился? Отчего не позвал меня туда и его не привел? Пусти меня!
– Нельзя!
– Что же там делается?… Разве «бездна открылась»? Скажешь ли ты мне?.. Да что такое там происходит?
– Обломовщина!
И если Илья Ильич нашел людей, которые согласны терпеть эту жизнь около себя, то самая природа, кажется, выступила против, отмеривая краткий срок подобному существованию. Оттого трагикомическое впечатление производят попытки той же Агафьи Матвеевны ограничить мужа. «Сколько раз прошли? – спросила она Ванюшу… – Не ври, смотри у меня… Помни воскресенье, не пущу в гости <?…>». И Обломов волей-неволей отсчитал еще восемь раз, потом уже пришел в комнату…»; «Хорошо бы к этому пирог!» – «Забыла, право забыла! А хотела еще с вечера, да память у меня словно отшибло!» – схитрила Агафья Матвеевна». В этом нет смысла. Ибо иной цели в жизни, кроме еды и сна, она предложить ему не может.
Описанию болезни и смерти своего героя Гончаров уделяет сравнительно немного места. И. Анненский обобщает читательские впечатления, говоря, что «мы прочли о нем 600 страниц, мы не знаем человека в русской литературе так полно, так живо изображенного. А между тем его смерть действует на нас меньше, чем смерть дерева у Толстого…» Почему? Критики «серебряного века» единодушны, потому что самое страшное с Обломовым уже произошло. Духовная смерть опередила физическую. «Он умер потому, что кончился…» (И. Анненский). «“Пошлость” окончательно “восторжествовала над чистотой сердца, любовью, идеалами”». (Д. Мережковский).
Прощается Гончаров со своим героем взволнованным лирическим реквиемом: «Что же стало с Обломовым? Где он? Где? – На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его <?…>. Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его».
Казалось бы, здесь неоспоримое противоречие. Высокая надгробная речь опустившемуся герою! Но жизнь не может считаться бесполезной, когда кто-то вспоминает о тебе. Светлая печаль наполнила высшим смыслом жизнь Агафьи Матвеевны: «Она поняла, что <?…> Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда… Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем жила и что жила не напрасно».
В финале мы встречаем Захара в обличии нищего на церковной паперти. Осиротевший камердинер предпочитает просить Христа ради, нежели служить «неугодливой» барыне. Между Штольцем и его знакомым литератором происходит следующий диалог о покойном Обломове:
– А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и – пропал!
– Отчего же? Какая причина?
– Причина… какая причина! Обломовщина! – сказал Штольц.
– Обломовщина! – с недоумением повторил литератор. – Что это такое?
– Сейчас расскажу тебе… А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится. «И он рассказал ему, что здесь написано.»
Таким образом, композиция романа строго кольцевая, в ней невозможно вычленить начало и конец. Все, что мы читаем с первых страниц, оказывается, можно истолковать как рассказ про Обломова, его друга. В то же время Штольц мог поведать историю недавно завершившейся жизни. Таким образом, круг человеческой жизни пройден дважды: в реальности и воспоминаниях друзей.
Гончаров, певец гармонии, не смог завершить свою книгу одной минорной нотой. В эпилоге появляется новый маленький герой, который, быть может, сумеет гармонично соединить лучшие черты отца и воспитателя. «Не забудь моего Андрея! – были последние слова Обломова, сказанные угасшим голосом…» «Нет, не забуду я твоего Андрея <?…>, – обещает Штольц.– Но поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти <?…> и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты».
***
Проведем маленький эксперимент. Откройте последнюю страницу издания «Обломова» – любого, которое Вы держите в руках. Перевернув ее, вы обнаружите почти наверняка статью Николая Александровича Добролюбова «Что такое обломовщина?» Работу эту необходимо знать хотя бы потому, что она является одним из образцов русской критической мысли девятнадцатого столетия. Однако первый признак свободного человека и свободной страны – это возможность выбора. Статью Добролюбова интереснее рассматривать рядом со статьей, с которой она появилась практически одновременно и с которой во многом полемична. Это рецензия Александра Васильевича Дружинина «“Обломов”. Роман И.А. Гончарова».
Критики единодушны в восхищении образом Ольги. Но если Добролюбов видит в ней новую героиню, главного борца с обломовщиной, Дружинин видит в ней воплощение вечной женственности: «Нельзя не увлечься этим светлым, чистым созданием, так разумно выработавшим в себе все лучшие, истинные начала женщины…»
Разногласия между ними начинаются с оценки Обломова. Добролюбов полемизирует с самим автором романа, доказывая, что Обломов – ленивое, испорченное, никчемное существо: «Он (Обломов) не поклонится идолу зла! Да ведь почему это? Потому, что ему лень встать дивана. А стащите его, поставьте на колени перед этим идолом: он не в силах будет встать. Грязь к нему не пристанет! Да пока лежит один. Так еще ничего; а как придет Тарантьев, Затертый. Иван Матвеич – брр! какая отвратительная гадость начинается около Обломова».
Истоки характера Обломова критик проницательно угадывает в его детстве. У обломовщины он усматривает в первую очередь социальные корни: «…Он (Обломов) с малых лет видит в своем доме, что все домашние работы исполняются лакеями и служанками, а папенька и маменька только распоряжаются да бранятся за дурное исполнение». Приводит в пример символический эпизод с натягиванием чулок. Он рассматривает и Обломова как социальный тип. Это барин, владелец «трехсот Захаров», который «рисуя идеал своего блаженства, … не думал утвердить его законность и правду, не задал себе вопроса: откуда будут браться эти оранжереи и парники… и с какой стати будет он ими пользоваться?»
И все же психологический анализ персонажа и значения всего романа не так интересен критику. Он постоянно прерывается «более общими соображениями» об обломовщине. В герое Гончарова критик прежде всего сложившийся литературный тип, генеалогию его критик проводит от Онегина, Печорина, Рудина. В литературной науке его принято называть типом лишнего человека. В отличие от Гончарова, Добролюбов сосредоточивается на его отрицательных чертах: «Общее у всех этих людей то, что в жизни нет им дела, которое бы для них было жизненной необходимостью, сердечной святыней…»
Добролюбов прозорливо угадывает, что причиной непробудного сна Обломова стало отсутствие высокой, по настоящему благородной цели. Эпиграфом избрал слова Гоголя: «Где же тот, кто бы на родном языке русской души умел бы сказать нам это всемогущее слово “вперед?..”»
Посмотрим теперь статью Дружинина. Будем откровенны: читать его намного труднее. Едва мы развернем страницы, имена философов и поэтов, Карлейля и Лонгфелло, Гамлета и художников фламандской школы так и запестрят у нас перед глазами. Интеллектуал высочайшего кругозора, знаток английской словесности, Дружинин и в своих критических работах не снисходит до среднего уровня, но ищет равного себе читателя. Между прочим, так и можно проверить степень собственной культуры – спросить себя, какие из упоминаемых имен, картин, книг мне знакомы?
Вслед за Добролюбовым, он уделяет много внимания «Сну…» и видит в нем «шаг к уяснению Обломова с его обломовщиной». Но, в отличие от него, сосредоточивается на лирическом содержании главы. Дружинин увидел поэзию даже в «заспанном челядинце», и поставил в высшую заслугу Гончарову то, что он «опоэтизировал жизнь своего родного края». Таким образом, критик слегка коснулся национального содержания обломовщины. Защищая любимого своего героя, критик призывает: «Окиньте роман внимательным взглядом, и вы увидите, как много в нем лиц, преданных Илье Ильичу и даже обожающих его…» Ведь это неспроста!
«Обломов – ребенок, а не дрянной развратник, он соня, а не безнравственный эгоист или эпикуреец…» Чтобы подчеркнуть нравственную ценность героя, Дружинин задается вопросом: кто в конечном счете полезнее для человечества? Наивное дитя или усердный чиновник, «подписывающий бумагу за бумагой»? И отвечает: «Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич … оставил за собой чистоту и простоту ребенка – качества, драгоценные во взрослом человеке». Люди «не от мира сего» так же необходимы, поскольку «посреди величайшей практической запутанности, часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше… целой толпы дельцов, его окружающих». Критик уверен в том, что Обломов – тип общечеловеческий, и восклицает: «Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков вроде Обломова!»
В отличие от Добролюбова, не забывает он и про Агафью Матвеевну. Дружининым сделано тонкое наблюдение о месте Пшеницыной в судьбе Обломова: она поневоле была «злым гением» Ильи Ильича, «но этой женщине все будет прощено за то, что она много любила». Критик увлечен тонким лиризмом сцен, рисующих горестные переживания вдовы. В противоположность ей, критик показывает эгоизм четы Штольцев по отношению к Обломову в сценах, где «ни житейский порядок, ни житейская правда… нарушены не были».
Вместе с тем в его рецензии можно найти ряд спорных суждений. Критик избегает разговора о том, почему гибнет Илья Ильич. Отчаяние Штольца при виде опустившегося друга вызвано, по его мнению, только тем, что Обломов женился на простолюдинке.
Как и Добролюбов, Дружинин выходит за рамки рассмотрения романа. Он рассуждает об особенностях таланта Гончарова, сопоставляет его с голландскими живописцами. Подобно нидерландским пейзажистам и создателям жанровых сценок, детали быта под его пером обретают бытийный масштаб и «творческий дух его отражался во всякой подробности… как солнце отражается в малой капле воды…»
Мы увидели, что два критика в суждениях про Обломова и роман в целом спорят и отрицают один другого. Так кому же из них верить? На этот вопрос дал ответ И. Анненский, заметив, что ошибочно «останавливаться на вопросе, какой тип Обломов. Отрицательный или положительный? Этот вопрос вообще относится к числу школьно-рыночных…» И подсказывает, что «самый естественный путь в каждом разборе типа – начинать с разбора своих впечатлений, по возможности их углубив». Для этого «углубления» и нужна критика. Чтобы донести реакцию современников, дополнить самостоятельные выводы, а не заменять свои впечатления. Вообще-то Гончаров верил в своего читателя, и на замечания, что его герой непонятен, парировал: «А читатель на что? Разве он олух какой-нибудь, что воображением не сумеет по данной автором идее дополнить остальное? Разве Печорины, Онегины… досказаны до мелочей? Задача автора – господствующий элемент характера, а остальное – дело читателя».
>«Обломов» И. А. Гончаров Кратко
Судьба Обломова — закономерность или случайность? (По роману И.С. Гончарова «Обломов»)
В сочинении на тему «Судьба Обломова – закономерность или случайность?» автор приходит к выводу, что судьба персонажа И. А. Гончарова является закономерностью.
Начало работы над романом «Обломов» относится к 1846 году. И. А. Гончаров писал его в течение двенадцати лет. Это немалый срок. Начавшись с одной главы «Сон Обломова», опубликованной в журнале «Современник» в 1848 году, спустя годы произведение превратилось в полноценный роман. Нужно ли говорить, что первоначальный замысел претерпел изменения? Менялся образ главного героя, менялись детали, переписывались целые главы. Гончаров говорил, что в этом романе он «писал свою жизнь и то, что к ней прирастало». В образе главного героя действительно присутствуют автобиографические черты.
Роман стал не только литературным, но и общественным событием. Он появился за два года до отмены крепостного права. Передовые люди восприняли его как выступление против застоя в общественной жизни. В то же время многие тогда опасались, что изменения, происходящие в обществе, коснутся нравственных принципов, уничтожат духовную составляющую человека. Все эти сомнения нашли отражение в романе «Обломов» и в образе главного героя.
Судьба помещика Ильи Ильича Обломова находится в центре изображения. Герой получил хорошее образование, разбирается во многих сферах жизни. Обломов знает толк в музыке, его чувствительная душа откликается на музыкальные звуки. Он любит читать, мог бы даже сам стать хорошим писателем, если бы не был так ленив.
Обломов живет в Петербурге в квартире на Гороховой. На службу он не ходит, разочаровавшись в этом занятии. Большую часть жизни герой проводит лежа на диване в своем любимом халате. Не часто его можно увидеть в гостиных, на балах, вечерах, гуляющим в парке, по проспекту. Обломов не видит толку в том, чем занимаются его ровесники, люди его круга. Он считает, что они так же, как и он, спят. Спят, сидя за картами, спят, сидя в театре, ресторане. Только поведение Обломова более искреннее. Остальные только делают вид, что занимаются какими-то интересными, полезными делами.
Герой дремлет, предается мечтам о будущем. В них он живет в поместье вместе с женой и детьми. Их часто навещают друзья, которые живут поблизости. Они весело и душевно проводят время: поют, танцуют, смеются, беседуют о жизни. Только время идет, а мечты остаются мечтами. Обломов не делает никаких попыток по воплощению их в жизнь. План по внесению изменений в имение, который он годами создавал на диване, он так и не выполнил.
Обломов встретил женщину своей мечты Ольгу Ильинскую. Образ женщины, жены, матери своих детей, который он рисовал в воображении, полностью соответствовал Ольге. Илья Ильич отказался и от этой мечты. Он не сделал предложения Ольге, так как побоялся разочаровать девушку. В результате Обломов женился на простой деревенской женщине, вдове с двумя детьми Агафье Матвеевне Пшеницыной.
Большую роль в понимании характера героя играет глава «Сон Обломова». Не случайно именно с нее началось создание романа. В ней содержится ключ к идее произведения. В главе рассказывается о том, что дорого Обломову, в чем заключаются его жизненные идеалы. В далеком от столицы месте находится место с красивой природой. Тихая жизнь в родительском имении имела простой распорядок дня. Проснувшись, готовили завтрак, потом решали, что приготовить на обед. После обеда все имение погружалось в сон. Жизнь шла неторопливо, без суеты. Все в имении жили счастливо. Здесь не совершали преступлений, люди были здоровыми, трудились в свое удовольствие. Все люди в имении представляли одну большую семью. В таких условиях мог сформироваться только такой характер, как у Обломова.
Находясь в Петербурге, Обломов мечтал о такой жизни. Он был воспитан в патриархальной обстановке. Герой был настоящим барином, за которого все делали крепостные. Он не одевался сам, не готовил пищу, не мог зарабатывать на жизнь. Ему обязательно нужна была прислуга. Обломов – сын своих родителей. Он далек от какой бы то ни было деятельности. Герой ценит покой больше всего на свете. Он наслаждается жизнью как таковой.
Штольц и Ольга пытались изменить Обломова, хотели, чтобы он начал жить другой жизнью. Возможно, в этом была их ошибка. Они хотели лишить Обломова индивидуальности, хотели, чтобы он стал таким, как все. Герой оказался стойким и не поддался их влиянию. Он прожил свою жизнь, плохую или хорошую, правильную или нет, но свою.
И все-таки главная мечта героя стала реальностью. Подобно доктору Фаусту он произнес фразу о том, что достиг прекрасного мгновения в жизни. Обломов решил, что стремиться больше некуда. Он грезил о тихой, спокойной, размеренной жизни в деревне, хотел жить так, как жили его родители. Эта мечта стала реальностью. Правда, такие детали как друзья, песни, развлечения отсутствовали, но жизнь не тревожила Илью Ильича под крылом Агафьи Матвеевны. Герой толстел, дряхлел и умер от удара, не дожив до почтенной старости.
Смерть героя, на мой взгляд, символична. Она означает изменения в жизни поместного дворянства. Крепостное право изжило себя и должно быть уничтожено. Дворяне должны были начать действовать, чтобы жить дальше. Обломов – добрый, душевный, порядочный человек, но этого недостаточно в новых условиях. В этом и заключается закономерность его судьбы.
Образ Обломова вызывает противоречивые чувства. Даже критики высказывают противоречивые оценки жизни героя, но все они сходятся в одном, что Обломов – порождение среды и ее жертва одновременно. Только время показало, что изменились условия жизни, но такие люди, как Обломов, продолжают существовать. Они перекочевывают из одной эпохи в другую, что убеждает в их необходимости. Возможно, они сохраняют душевность, доброту, нравственность, не позволяют человечеству превратиться в рациональных, бездушных существ.
Краткое содержание романа «Обломов» подробно по частям и главам
Часть I. «Бесконечный» сон Обломова
Глава 1. Знакомство с главным героем и его ленным образом жизни
1 мая, праздничный день. В комнате главного героя 32-х летнего Ильи Ильича бардак и полумрак. Несколько лет назад ему пришла весть из родной Обломовки — там крайне срочно нужно было навести порядок. Но барин, которому после смерти родителей, осталось наследство в 350 крестьянских душ всё никак не соберётся с силами, чтобы туда поехать. Вдобавок, хозяин квартиры Обломова в Петербурге просит освободить помещение, так как ему срочно понадобились его квадратные метры. Груз навалившихся проблем давит на героя, и он ищет помощи в их решении. Первый с кем он обсуждает наболевшее — такой же, как он сам, ленивый и нерасторопный слуга Захар.
Глава 2. Посетители Обломова — Волков, Пенкин, Судьбинский и Алексеев.
В этот праздничный день к герою жалуют один за другим визитёры. Все они пытаются вытащить лежебоку на улицу. Но Обломов не преступен, как крепость, он отказывает повесе Волкову, чиновнику Судьбинскому и литератору Пенкину. Четвёртым является тихоня Алексеев, его предложение съездить в Петергоф, Обломов тоже отвергает, но зато рассказывает ему, что у него возникли серьёзные проблемы в родном имении.
Глава 3. Визит господина Тарантьева.
Пятым гостем становится земляк Обломова и хитрый мошенник Тарантьев. Автор подробно рассказывает биографию негодяя.
Глава 4. Решение проблемы с выбором нового жилья для Обломова.
Тарантьев предлагает Обломову переехать на квартиру Агафьи Матвеевне Пшеницыной, приходящейся ему кумой. А также он даёт за деньги совет относительно имения Обломова — рекомендует сменить старосту, который явно мошенник и вор и отправить письмо губернатору. Тарантьев уходит от Обломова вместе с Алексеевым.
Главы 5 и 6. Биография Обломова и его интересы.
Автор повествует о жизни Обломова, подробно рассказывает, чем и как живёт Илья Ильич. Герой приехал в Петербург из Обломовки 12 лет назад. Кое-как он поработал на службе секретаря, пока однажды не отправил важную бумагу не тому адресату. Не стал дожидаться увольнения, Обломов ушёл по своей воле и с тех пор «осел» на диване на съёмной квартире. Распрощался с друзьями, отпустил слуг и его не оставлял только друг Штольц.
Глава 7. Захар — слуга Обломова.
Автор ближе знакомит читателя со слугой Обломова. Захар ленивый, но добрый и славный малый, который любит и бережёт хозяина.
Глава 8. Письмо к губернатору и ссора с Захаром.
После ухода последних посетителей Обломов пытается написать письмо губернатору, но его фантазии о жизни в Обломовке с будущей семьёй прекрасны лишь в грёзах и отказываются ложиться на бумагу. Илья Ильич расстраивается, да ещё Захар подливает масла в огонь — просит уйти хозяина из дома хоть на время, чтобы со слугами спокойно собрать вещички для переезда. После ссоры со слугой Обломов засыпает.
Глава 9. Сон Обломова.
Илья Ильич Обломов видит сладкий сон. Ему грезится любимая Обломовка в те времена, когда ещё родители были живы, а сам он совсем дитя или юноша. Детство героя прошло в неспешном райском уголке — вкусные пироги, сказки няни и мягкая, податливая на любые капризы мать. Отрочество он провёл в пансионе, где познакомился со Штольцем и получил образование.
Глава 10. Визит Штольца, друга детства Обломова.
К концу этого же дня в квартиру к Илье Ильичу приезжает Андрей Иванович Штольц, полный антипод главному герою — действенный, успешный и трудолюбивый молодой мужчина.
Часть II. Андрей Иванович Штольц и его «кипучая» жизненная энергия. Любовь Обломова и Ольги.
Главы 1 и 2. Друг Обломова Штольц — детство, отрочество и возмужание.
Автор пересказывает судьбу Андрея Ивановича, говорит о его корнях и воспитании в селе Верхлеве. Штольц рос активным и действенным и из него вышел практичный, рациональный, деловой человек сильный и красивый мужчина. Он не склонен к мечтам, а Обломов его единственная родная душа, с которой он может поделиться внутренними тревогами.
Главы 3 и 4. Штольц «растормошил» Обломова.
Илья Ильич жалуется старому другу на безденежье, проблемы с Обломовкой, необходимость срочного переезда. Андрей Иванович ужасается грязи и лени, в которых пропадает его приятель. Он становится для него своего рода «батарейкой» и заставляет «оживиться», встать, одеться и отправиться в свет. Тарантьева Штольц приказывает слуге выпроваживать и не допускать до Обломова, так как тот, выпрашивает деньги и одежду в долг, но возвращать ничего не собирается.
Обломову не нравится суета. Он мечтает вернуться в Обломовку. Но Штольц настаивает, что ему необходимо вырваться из «обломовщины» и для начала съездить за границу. В конце концов, Илья Ильич соглашается со своим другом.
Главы 5 и 6.
На одном из званых вечеров Обломов знакомится с Ольгой Ильинской. В душе героя просыпается любовь, и он говорит об этом Ольге, но тут же начинает стыдиться своего порыва. Штольц отправляется заграницу, Обломов избегает встреч с Ольгой, но и в Париж к другу ехать не решается и остаётся в Петербурге.
В конце лета Обломов пересекается с Ольгой в парке. Там он извиняется за свои слова любви. Это расстраивает девушку, так как она прониклась чувством к Обломову, хоть и не показывает этого внешне.
Глава 7. Женитьба и совместная жизнь Захара и Анисьи.
Изменения в жизни коснулись не только самого Обломова, но и его ленивого слуги. Захар нашёл себе спутницу по жизни — кухарку Анисью. Шустрая бабёнка быстро навела порядок в холостяцкой берлоге Обломова.
Глава 8. Объяснение Обломова и Ольги.
Обломов обедает у тетки Ольги Ильинской и замечает, что из девушки пропало то очарование, что вызвало в нём бурю чувств. Ольга назначает Обломову свидание. Они встречаются в парке и объясняются. Илья Ильич счастлив.
Глава 9. Идиллия отношений Обломова и Ольги.
Ольга Ильинская и Илья Обломов вместе почти месяц. Любовь действует на обоих благоприятно — Ольга нашла смысл жизни вокруг себя, а Обломов вступил в самую активную фазу своей жизни, чтобы угодить требовательной возлюбленной.
Глава 10. Письмо Обломова к Ольге.
Встав «не с той ноги» однажды утром, Обломов задумывается, правдива ли любовь Ольги к нему такому, каков он есть. Герой пишет своей возлюбленной письмо, в котором сообщает девушке, что разрывает с ней отношения. Ольга очень расстроена, Обломов понимает, что ошибся и просит прощения. Отношения между парой возобновляются.
Глава 11. «Удаленное» налаживание дел в Обломовке.
Обломову всё ещё лень самому ехать в своё имение для восстановления потерянного контроля. Он начинает переписку с соседом-помещиком в надежде, что тот окажет ему посильную помощь на месте. Лето подходит к концу, Илья Ильич всё ещё упивается любовью к Ольге.
Глава 12. Обломов зовёт Ольгу замуж.
Илья Ильич делает предложение Ольге Ильиной и влюблённые первый раз целуются. Жених и невеста решают пока никому не говорить о задуманном, так как понимают, что сначала нужно наладить дела в Обломовке.
Часть III. Новая «Обломовка» для Ильи Ильича. Расстройство помолвки с Ольгой.
Главы 1 и 2. Знакомство Обломова с Агафьей Пшеницыной.
На горизонте Обломова вновь возникает ушлый Тарантьев. Он просит платы за квартиру, в которую герой так и не въехал. Контракт был подписан и Илья Ильич едет, чтобы его расторгнуть на Выборгскую сторону. Его встречает хозяйка дома Агафья Пшеницына, но ничем не может ему помочь. Договор подписан не с ней. Глава 3. Переезд с дач в Петербург. Лето закончилось. Влюблённые покинули дачи. Обломов заселяется в квартиру Пшеницыной. Илья Ильич желает объявить о помолвке, но Ольга противится. Девушка по-прежнему хочет, чтобы её жених сначала уладил дела в родовом имении.
Главы 4, 5 и 6. Слухи и редкие свидания.
Захар сообщает своему хозяину, что между их домом и домом Ольги, куда Обломов частенько ездит в гости, слуги разносят слухи о скорой свадьбе. На новом месте жительства Илья Ильич угодил в очередную трясину «обломовщины» — его вкусно кормят, от него ничего не требуют, он окружён спокойствием. Говорить о женитьбе, считает он, слишком рано — всё это суета. Свидания с Ольгой становятся реже и короче. В конце концов, Обломов сказывается больным и не едет на обед к своей возлюбленной. Он пишет ей записку. Затем наступает зима, разводят мосты. Обломов выехать в город больше не решался.
Глава 7. Визит Ольги к Обломову.
Обломову комфортно в обществе Агафьи Пшеницыной и её детей. Ему совершенно не хочется никуда выходить. Не дождавшись жениха, Ольга едет к нему сама. Она замечает, что никакой болезни не было и упрекает Обломова во лжи. Он обещает скорую свадьбу, но сначала хочет дождаться письма с поместья.
Главы 8, 9 и 10. Махинации с Обломовкой Мухоярова, брата Агафьи, и Тарантьева.
В долгожданном письме с Обломовки сосед-помещик сообщает, что не может заниматься делами Обломова. Имению срочно нужен хозяин, так как дела идут из рук вон плохо. Обломов показывает письмо Мухоярову и тот советует нанять Затертого, который наладит дела в Обломовке без Ильи Ильича. На самом деле этот Затертый мошенник и сообщник Мухоярова, который называет Обломова «дураком2 обсуждая выгодную «сделку» с Тарантьевым.
Главы 11 и 12. Разрыв отношений Ольги и Обломова.
Обломов показывает письмо Ольге и говорит ей, что свадьбу придётся отложить на год. Девушка от избытка чувств падает в обморок, а когда приходит в себя, обвиняет Илью Ильича в бездействии и рвёт с ним отношения.
Расстроенный герой до темноты бродит по городу, а дома его сваливает горячка.
Часть IX. Обломов вновь уходит в грёзы, из которых ему уже нет возврата.
Глава 1. Обломов и Агафья Пшеницына сближаются.
Год спустя. Обломов, живя у Агафьи, постепенно привык к ней и даже проникся чувствами. Пшеницына тоже полюбила Обломова. Затёртый так и управляет имением, постепенно разоряя его.
Глава 2. Встреча Обломова и Штольца.
На праздник в доме Агафьи приезжает Штольц. Он возмущен тем, как Обломов поступил по отношению к Ольге. Старый друг упрекает Илью Ильича, что тот вновь погрузился в свою «обломовщину» и зовёт его с собой. Обломов обещает поехать, но позже.
Глава 3. Шантаж.
Мухояров и Тарантьев не на шутку обеспокоены появлением Штольца в жизни Обломова. Опасаясь, что их махинации с прибылью откроются, мошенники решают шантажировать Обломова тем, что якобы могут доказать его «компрометирующие отношения» с Агафьей.
Глава 4. История отношений Ольги и Штольца.
Повествование переносится на год назад. Штольц встречает Ольгу и её тетку в Париже. Он узнаёт, что случилось между ней и его другом. Много общаясь с девушкой, Штольц влюбляется в неё и делает ей предложение. Ольга соглашается.
Глава 5. Обломов прозябает в лени и нищете.
Спустя 1,5 года после праздничного обеда, когда Штольц приезжал к Обломову на квартиру Пшеницыной, жизнь главного героя стала ещё мрачнее и скучнее. Денег у Обломова нет, почему он и сам не ведает, так как давно отдал все свои дела в руки мошенников. Дела настолько плохи, что Агафья, жалея Обломова, даже заложила свой жемчуг.
Главы 6 и 7. Новый визит Штольца к Обломову и «разбор полётов».
К Обломову приезжает Штольц и рассказывает, что женился на Ольге, сделав девушку счастливой. Илья Ильич жалуется на безденежье. Штольц решает разобраться в его причинах и выводит на чистую воду махинации Тарантьева. Уезжая от Обломова, Штольц просит его быть аккуратнее, так как его неравнодушие к хозяйке дома становится слишком заметным.
Глава 8. Жизнь Ольги и Штольца, воспоминания об Обломове.
Штольц уже несколько лет не появлялся в Петербурге. Он счастлив со своей женой. Однажды Ольга вспоминает Обломова в разговоре и просит супруга не оставлять друга и обязательно, при первой возможности, свозить её к нему для встречи.
Глава 9. Счастливая «обломовщина» Ильи Ильича.
С тех пор, как Штольц привёл в порядок дела в имении Обломова, Илья Ильич больше не нуждался. Стол его тонет под яствами, а шкаф Агафьи трещит по швам от пышных нарядов. Обломов предпочитает не покидать дивана, наблюдая за хлопотами Агафьи, из лежачего положения.
От неправильного питания и отсутствия движения с Обломовым случился апоплексический удар, но советов врачей герой не соблюдает и всё чаще забывается долгим сном. Штольц зовёт Обломова к себе, говорит, что подана карета и в ней встречи ждёт Ольга. Но Илья Ильич сообщает другу, что Агафья ему теперь жена, а её младший сын Андрей и его ребёнок тоже. Обломов покидать квартиру не желает, ему уютно и комфортно в такой «обломовщине». Штольц уходит ни с чем.
Главы 10 и 11. Смерть Обломова и судьбы остальных героев.
Спустя пять лет. Три года как не стало Обломова, он тихо умер от очередного удара. В доме его хозяйничают Мухояров с супругой. Агафья скучает и оплакивает мужа. Сына Обломова Андрюшу на воспитание взяли Ольга и Штольц.
Захар, слуга Обломова, тихо спивается и побирается на улице.
Заключение и выводы по произведению
Роман Гончарова — это подробное исследование русского феномена «обломовщины», выступающей национальной чертой и характеризующейся боязнью принятия решений, которые могут повлечь за собой перемены. «Обломовщина» — это леность, мечтательность и грёзы, заменяющие реальность на фантазию. Анализируя причины возникновения этого феномена, автор подчёркивает нежность, нерасчётливость, поэтичность души героя, который ищет счастье в покое, граничащем с застоем существования.
Сочинение на тему судьба обломова
Я старался показать в “Обломове”, как И отчего у нас люди превращаются прежде Времени в “кисель” – климат, среда… Дремотная жизнь и еще частные, Индивидуальные у каждого обстоятельства. И. А. Гончаров Началось с неумения надевать чулки, А кончилось неумением жить. И. А. Гончаров Первое мая 1843 года. Петербург. В квартире на Гороховой улице лежит на диване Илья Ильич Обломов. Молодой человек испытывает чувство “мирной радости” при мысли о том, что не надо идти на службу, беспокоиться, хлопотать о чем-то, “что есть простор его чувствам, воображению”. Лежа на диване и обдумывая планы переустройства своей усадьбы, он представляет ее такой, где будет вечное лето, вечное веселье, сладкая еда да сладкая лень. Правда, дальше мечтаний дело не идет: Обломов не только сам не трудится, но и презирает людей, занимающихся трудом. “Я барин и делать ничего не умею”, – гордо заявляет он. Службу Илья Ильич оставил, хозяйством заниматься не хочет и не умеет, живет на деньги, присылаемые из имения. В портрете Ильи Ильича автор подчеркивает мягкость, доброе выражение лица, приветливый взгляд, “вольно порхающую” по лицу мысль. Человек этот чем-то даже симпатичен. Он укоряет себя, задает себе вопрос: “Отчего я такой?” В самом деле, отчего? Родился таким? Кто дал возможность ему бездельничать? Ведь он еще молод, полон сил. Но суета большого города не для него. И нет у него желания служить, не хочет он никуда ехать, не хочет сойти с дивана. Тихая, спокойная жизнь в имении, “полнота удовлетворенных желаний, разумных наслаждений” – вот обломовский идеал. Путь к этому “идеалу” начался в Обломовке. В главе “Сон Обломова” Гончаров рисует Илюшу семилетним ребенком, рассказывает о его воспитании, об обстановке, в которой рос мальчик, о среде, формировавшей его характер. В детстве Илюша был подвижным и любознательным, но ему и словом, и личным примером внушали, что самому делать ничего не надо, для этого есть Ваньки, Васьки, Захарки. К обучению сына его родители тоже относились своеобразно, полагая, что учиться следует слегка, “не до изнурения души и тела”. Становясь старше, мальчик понял, что так и легче гораздо, научился сам покрикивать на слуг и увиливать от учебы. Такое воспитание подавляло в ребенке все хорошее и развивало все дурное. И окружающая обстановка этому способствовала: никто ничего не делал, хозяйство разваливалось; обильная еда и сон, “подобие смерти”, – вот круг интересов обломовцев. Любознательность Илюши удовлетворялась сказками няни, которые так на него действовали, что “воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости”. Он, уже взрослый человек, грустил, “зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка”. Рисуя детство Обломова, Гончаров не раз повторяет мысль: все, что видит Илюша, и делает его таким, каким мы встречаем его в квартире на Гороховой улице. Оттуда, из Обломовки, его апатия, лень, безволие. Влияние на Илюшу Обломовки было таким сильным и глубоким, что ни в студенческие годы, ни после его уже нельзя было искоренить. Посеешь характер – пожнешь судьбу… Ильей все больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться с ними. Первые столкновения с жизнью, первые трудности испугали Обломова. Однажды он отправил деловое письмо вместо Астрахани в Архангельск и, напуганный этим, подал в отставку. “Так кончилась и потом уже не возобновлялась его государственная деятельность”, – иронически замечает автор. Обломов отгородился от мира, распрощался с “толпой друзей”, все реже стал выходить из дома, как будто прирос к своему дивану. Иногда ему хочется стать другим, покончить с ленью, он даже составляет планы переустройства имения, решает бороться со злом, но только изменит позу и продолжает обдумывать, “не щадя сил”, – вот и вся работа. Даже такое нехитрое дело, как переезд на новую квартиру, представляется ему неразрешимой проблемой и тяжким жизненным испытанием. “Трогает жизнь, везде достает”, – жалуется Обломов. Друг детства, настойчивый, энергичный Штольц пытается пробудить его от летаргического сна – напрасно! Когда в жизнь Ильи Ильича вошла умная, деятельная, романтичная Ольга Ильинская, в нем вспыхнула надежда на возрождение. Полюбив Ольгу, Обломов на какое-то время преобразился. Он рано встает, тщательно одевается, вместе с Ольгой посещает театры, музеи, даже взбирается на холмы, начинает вести переговоры о строительстве нового дома в Обломовке. Но даже ради любимой девушки Илья Ильич не смог преодолеть рокового влияния обломовщины. Его по-прежнему тянет к дивану. Он хочет, чтобы любовь не нарушала привычного образа жизни. “Жалкое состояние нравственного рабства” побеждает, и Обломов отказывается от Ольги, от надежд, от любви, находит утешение и новую Обломовку, женившись на доброй, безответной, умеющей преданно любить, но совершенно неразвитой Агафье Матвеевне Пшеницыной. Барство и лень, привитые с детства, сформировали безвольный, нежизнеспособный характер, определили трагическую судьбу неплохого человека, рожденного, может быть, для иной участи. Писатель очень убедительно показывает драму Ильи Ильича, его постепенную гибель, причина которой – губительное влияние феодально-крепостнической системы, породившей обломовщину. Гончаровская критика, проникнутая сочувствием отдельному человеку, но беспощадная по отношению к крепостнической системе, оказывает очень сильное воздействие. Недаром впечатление от романа было “огромно и единодушно”, как с удовлетворением отмечал И. А. Гончаров. (No Ratings Yet) Loading…
Похожие сочинения:
Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова? (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова? (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) “Обломов” появился тогда, когда крепостнический строй все больше обнаруживал свою несостоятельность, и роман сразу привлек внимание читателей…. Образ Обломова в романе И. А. Гончарова “Обломов” Илья Ильич Обломов – барин, воспитанный в патриархальной среде родового имения.”Что такое обломовщина?”; основная мысль – Илья Ильич – естественный человек, а обломовщина – это мир искусственный, неправильный, изуродовавший жизнь… ПИСЬМО ОБЛОМОВА (по роману И. А Гончарова “Обломов”) Причиной написания письма Обломовым стали сказанные ему слова Ольги. После ее признания в любви он долго размышляет. Обломов стоит перед зеркалом, разглядывает себя и говорит, что Ольга не права, что… Сочинение на тему: моя закладка в книге обломова СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ МОИ ЗАКЛАДКИ В КНИГЕ ГОНЧАРОВА И. А. “ОБЛОМОВ” Произведение И. А. ГончаровА “Обломов” было опубликовано в журнале “Отечественные записки” в 1895 году. Писатель не только правдиво воссоздал… В чем трагедия жизни Обломова? В своем романе “Обломов” Гончаров показал нам образ и судьбу одного из “лишних людей”, человека, не нашедшего себе места в жизни, применения своим силам. В своем сочинении я хотела бы… Ольга Ильинская и ее роль в духовном преображении Обломова Несомненно, что для решения той художественной задачи, которую поставил перед собой Гончаров в романе “Обломов”, нужна была не просто красивая и умная женщина, а женщина, образ которой был бы максимально… Анализ главы “Сон Обломова” Глава “Сон Обломова” из романа Ивана Александровича Гончарова “Обломов” начинается мастерским описанием дворянской усадьбы, одной из тысяч подобных в дореволюционной России. За великой русской рекой Волгой дремала патриархальная Обломовка, тихое,… И. А. Гончаров. Собирательный образ Обломова Если разобраться, то Обломов, герой романа Гончарова, это не просто герой-лентяй, который, кстати, довольно точно отображает и нашу современную молодежь. Это собирательный образ, который воплощает в себе многие черты характера,… Образ Обломова состоит как бы из 2 частей Образ Обломова состоит как бы из 2 частей. Есть Обломов “заплесневевший, почти гадкий”, “засаленный, нескладный кусок мяса”. Есть Обломов, влюбленный в Ольгу, Обломов, который “глубоко трогателен и симпатичен в своем… Андрей Штольц – антипод Обломова Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую… Сочинение на тему: “Почему идеалы Штольца не привлекают Обломова?” Обломов и Штольц – главные герои романа Ивана ГончаровА “Обломов”. В детстве они дружили, но позднее расстались – Обломов остался в родных местах, а неусидчивый Штольц уехал узнавать мир и… “Сон Обломова” Человека во многом формирует детство. Отсюда значение “Сна Обломова” в романе. Не случайно Гончаров назвал его “увертюрой всего романа”. Да, это ключ ко всему произведению, разгадка всех его тайн. Перед… Любовь, семья и прочие вечные ценности в восприятии Обломова и Штольца Удивительна дружба между такими непохожими друг на друга людьми, как Илья Обломов и Андрей Штольц. Они дружны с раннего детства, и вместе с тем у них так мало общего! Один… Андрей Штольц – антипод Обломова (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую… Образ Обломова – анализ героя романа “Обломов” Введение Произведение “Обломов” Гончарова – социально-психологический роман, увидевший свет в 1859 году. В книге автор затрагивает ряд вечных тем: родителей и детей, любви и дружбы, поиска смысла жизни и другие,… В ЧЕМ ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЛОМОВА? В ЧЕМ ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЛОМОВА? “Обломов” появился в обстановке подъема демократического движения и имел большое значение в борьбе передовых кругов русского общества против крепостного права. Гончаров в романе критиковал… Внешность и портрет Обломова в романе “Обломов” Введение Роман Гончарова “Обломов” является социально-психологическим произведением русской литературы середины 19 века, в котором автор затрагивает ряд “вечных” тем, актуальных и для современно читателя. Одним из ведущих литературных приемов, используемых… Сочинение на тему: “Столкновение мечты и действительности в жизни Обломова” В русской литературе есть множество образов. Писатели старались заинтересовать своего читателя, преподнести ему что-то новое и необычное, что-то такое, что способно в действительности произвести весьма сильное впечатление. Стоит сказать, что… Сочинение на тему: “Жизнь Обломова” Илья Ильич Обломов – главный герой романа И. А. ГончаровА “Обломов”, представитель пассивной части населения, нежелающий жить, развиваться, мыслить. ОН редко бывает на людях, преимущественно проводя жизнь на диване: “Лежанье… Объяснение Обломова с Агафьей Матвеевной Пшеницыной Огромное значение в романе “Обломов” имеет любовная линия, которая затрагивает всех основных героев и в последней 1У части подводит итог их развитию. Это не случайно, ведь, по мнению Гончарова, “любовь,… Идеальный женский характер в представлении И. А. Гончарова (По роману “Обломов”) “Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света”. И. А. Гончаров. Роман “Обломов” вышел в свет в 1859 году, когда в стране… Анализ “Обломова” Гончарова История создания Роман Гончарова “Обломов” был написан в 1858 году, а в 1859 году напечатан в “Отечественных записках”. Однако первая часть произведения – “Сон Обломова” увидела свет еще в 1849… “СОН ОБЛОМОВА” КАК ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА “Обломов” – величайшее произведение Ивана Александровича Гончарова, “один из самых выдающихся романов классической литературы”. В этом романе ярко отразились ведущие черты реализма: объективность и достоверность изображения действительности, создание типичных конкретно-исторических… Сочинение на тему: “Русский характер. Как проявлялся характер нашего народа перед лицом суровых испытаний” Ошибочно будет полагать, что характеры представителей разных народов и наций являются полностью идентичными или максимально похожими. За всю историю человечества мы могли множество раз наблюдать за тем, как разные народы… Любовь для Обломова (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) Личность Обломова далеко не ординарна, хотя другие персонажи и относятся к нему с легким неуважением. По какой-то причине они читают его едва ли не ущербным по сравнению с ними. Именно… Характеристика Обломова Ильи Ильича в романе “Обломов” Введение Роман Гончарова “Обломов” является знаковым произведением русской литературы 19 века, описывающим характерное для российского общества явление “обломовщины”. Ярким представителем в книге данной социальной тенденции является Илья Обломов – выходец… ОЛЬГА ИЛЬИНСКАЯ И ЕЕ РОЛЬ В ДУХОВНОМ ПРЕОБРАЖЕНИИ ОБЛОМОВА (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) ОЛЬГА ИЛЬИНСКАЯ И ЕЕ РОЛЬ В ДУХОВНОМ ПРЕОБРАЖЕНИИ ОБЛОМОВА (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из… “Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья” (К. Д. Ушинский). Спутницы Обломова. (По роману И. А. Гончарова “Обломов”) Русская литература 2-й половины XIX века “Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья” (К. Д. Ушинский). Спутницы Обломова. (По роману И. А. Гончарова “Обломов”) После выхода в… Ольга Ильинская, и ее роль в жизни Обломова (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд “лишних” людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно кажется не способным на большое и светлое чувство, но так… Согласны ли вы с мнением Д. С. Мережковского о романе “Обломов”: “Гончаров показывает нам не только влияние характера на среду, на все мелочи бытовой обстановки, но и обратно – влияние среды на характер”? Согласны ли вы с мнением Д. С. Мережковского о романе “Обломов”: “Гончаров показывает нам не только влияние характера на среду, на все мелочи бытовой обстановки, но и обратно – влияние… Характер и судьба И. И. Обломова
Кратко об истории создания романа «Обломов»:
«Обломов», впервые опубликованный издателями журнала «Отечественные записки» в 1859 году, считается «ведущим» произведением в списке литературных трудов Гончарова. Первой заметкой о романе стала статья «Сон Обломова» в литературном сборнике за 1849-й год, которая позднее оказалась одной из глав романа.
Чтобы, читая краткое содержание «Обломова», разобраться в его сюжетной линии и определить основную мысль, заложенную автором между строк романа, необходимо понять, что произведение написано по традициям литературного реализма и отражает в себе одну из важнейших проблем российского общества середины 19 века. Этой проблемой являлась «обломовщина» — «застой», апатия, леность человеческой личности.
Любой краткий пересказ подразумевает обязательное осознание роли каждого из персонажей, введённых в текст автором.
Образы главных героев в романе «Обломов»
- Илья Ильич Обломов — тридцатилетний дворянин с поэтической душой. Мягкотелый, ленивый лежебока и мечтатель, живущий в мире собственных грёз. Вся его жизнь — сплошное безделье и долгий сон.
- Захар — ленивый и нагловатый, но верный слуга Обломова.
- Андрей Иванович Штольц — приятель-ровесник Обломова, близкий ему с самого детства. Полнейший антипод главного героя — деятельный, постоянно «растущий» и преуспевающий молодой человек. Андрей Иванович всегда к чему-то стремится и не привык останавливаться на полпути.
- Ольга Сергеевна Ильинская — юная дворянка и владелица небольшого имения, сирота, живёт с теткой. Образ Ольги Ильинской несёт в себе истинное «женское начало» — она умна, нежна, скромна, хороша собой и знает себе цену. В развитии сюжета героиня вышла замуж за Штольца.
- Агафья Матвеевна Пшеницына — хозяйка квартиры, арендуемой Обломовым. Агафья Матвеевна женщина домовитая, но бесхарактерная и безвольная. От всей души полюбила Обломова и, в конце концов, стала ему супругой.
klassreferat.ru
Роман «Обломов» Гончаров начал писать в 1846 году. В это время Россия была феодально-крепостнической страной. Угнетение крепостных достигло своих пределов. Экономический и политический прогресс развивающихся капиталистических Англии и Франции вынуждал Россию менять свой строй. Прогрессивные люди России стремились к переменам, но многие боялись, что технический прогресс изменит нравственные принципы, уничтожит духовность человека. Каждая эпоха рождает свой тип людей. Обломов и окружающие его люди — герои начала и середины XIX века. Гончаров, изображая в романе жизнь, взаимоотношения, мысли и чувства Обломова и Агафьи, Штольца и Ольги, показывает нам прошлое, настоящее и будущее России. Илья Ильич Обломов происходит из богатого дворянского рода. Растили его в неге и заботе. В семье был культ еды и ничего неделанья. Они, как и все помещики, жили за счет труда своих крепостных, то есть были иждивенцами. Кто же мог вырасти в таких условиях? Ленивый, самодовольный самодур. Но Обломов не такой. Он вырос честным, умным, добрым. Получил хорошее образование. В начале службы он полон прогрессивных идей и мечтаний. Но в силу мягкости и кротости характера дальше мечтаний у него дело не идет. А получше узнав петербургских приятелей — Волкова, Пенкина и Судьбинского, у которых духовные ценности заменяют карьера, светская суета, Обломов, в характере которого есть безволие и лень, и вовсе решает бросить петербургскую жизнь. Лучше лежать на диване, ничего не делать, но не жить в ущерб своему нравственному достоинству. Конечно, можно добиться чинов и оставаться нравственным человеком, но это требует борьбы с самим собой и окружающими. А Обломов ценит покой и не может бороться. Лежит на диване, ест, спит, погружается в апатию. Слуга Обломова Захар, росший в той же среде, что и Обломов, также пассивен и ленив. Жизнь Обломова и Захара — это крепостническая жизнь России, которая должна отойти в прошлое. Другой герой романа — друг детства Обломова Андрей Штольц. Штольц с детства привык трудиться, он энергичен, предприимчив и деятелен, но больно уж расчетлив. Даже чувства, настроение и любовь жены раскладывает по полочкам. Как противоположность Обломову, Штольц должен быть прототипом будущего человека России. Но он мало симпатичен. Штольц пытается разбудить Обломова, вернуть к жизни через любовь к Ольге Ильинской. Обломов полюбил Ольгу с «голубиной нежностью». Ольга, как и Штольц, энергичная, деятельная. Она пытается переделать Обломова, заставляет его ездить в свет, в приказ. Но не такая нужна любовь Обломову, холодная и обременительная. Другое дело — Агафья Матвеевна Пшеницына. Добрая, сердечная, мягкая женщина, которая любит Обломова таким, какой он есть. Теплая любовь Агафьи, покой и уют засасывают Обломова, как болото. Он становится жертвой тихого мещанского бытия и постепенно угасает. Обломов осознает это, но не знает, не может и не хочет измениться. Образ Обломова вызывает противоречивые чувства не только у читателей, но и критики высказывают противоположные мнения. Н.А.Добролюбов писал: «сказалось новое слово нашего общественного развития…Слово это — «обломовщина»; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни». А.В. Дружинин писал, что обломовщина «в слишком обширном развитии, вещь нестерпимая, но к свободному и умеренному ее проявлению не за что относиться с враждой». Но они едины в мнении, что Обломов — порождение среды и одновременно ее жертва. Чрезвычайно ценное качество реалистического письма Гончарова заключается и в умении, по определению Добролюбова, «охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его». «В этом заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. И ею он особенно отличается среди современных писателей… У него есть изумительная способность — во всякий данный момент остановить летучее явление жизни, во всей его полноте и свежести, и держать его Огромное мастерство писателя-реалиста проявилось в построении романа «Обломов». Сюжет произведения поражает своей простотой, отсутствием какой-либо хитрой интриги, нарочитой занимательности. Небогатая событиями история жизни Обломова, положенная в основу сюжета романа, захватывает, однако, своим внутренним драматизмом, покоряет тонким анализом взаимосвязей личной судьбы героя с окружающей действительностью, подводит нас к непреложным и убедительным заключениям. Отмечая объективность повествования в произведениях Гончарова, было бы неверно делать вывод о равнодушии писателя к изображаемому, к его оценке. Весь ход повествования, черты и краски, которыми создается образ, обстановка действия, отбор деталей, речь персонажей и го лос повествователя — все это определяется писателем, и определяется таким образом, что читатель.не заблуждается в своих основных оценках, в своих симпатиях и антипатиях… Роман «Обломов» вызвал широкий поток откликов — критических статей, рецензий, отзывов известных литераторов и простых читателей. Но среди всех отзывов Гончаров особенно выделял статью Добролюбова, хотя революционным убеждениям критика писатель был чужд. Гончаров поражался в статье Добролюбова глубине проникновения в замысел произведения, меткости характеристик, неотразимой логике и убедительности критического анализа. «Взгляните, пожалуйста, — писал он П. В. Анненкову, — статью Добролюбова об Обломове; мне кажется, об обломовщине — т. е. о том, что она такое — уже сказать после этого ничего нельзя…» Черты обломовщины оказались живучими и надолго пережили время Гончарова и Добролюбова. Произведение, повествующее о том, как от апатии, лени и безволия гибнет человек, не навевает, однако, чувства уныния и пессимизма. Добролюбов о впечатлении, возникающем при чтении «Обломова», писал: «После прочтения всего романа вы чувствуете, что в сфере вашей мысли прибавилось что-то новое, что к вам в душу глубоко запали новые образы, новые типы. Они вас долго преследуют, вам хочется думать над ними, хочется выяснить их значение и отношение к вашей собственной жизни, характеру, наклонностям. Куда денется ваша вялость и утомление; бодрость мысли и свежесть чувства пробуждаются в вас». Этой бодростью возбуждаемых мыслей, свежестью пробуждаемых чувств дорог роман Гончарова и нам, хотя общественный строй и быт, рождавшие Обломовых и обломовщину, давно и бесповоротно отошли в прошлое.
Рекомендуем посмотреть:
- Мотив движения и покоя в романе И. А. Гончарова «Обломов»
- Спутницы Обломова (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
- Идеальный женский характер в представлении И. Гончарова (по роману “Обломов”)
- Роль художественной детали в романе «Обломов»
- Проблема ответственности личности за свою судьбу в романе Гончарова «Обломов»
- Образ Ольги Ильинской в романе И А Гончарова «Обломов»
- Характеристика образа Ильинской Ольги Сергеевны
- История и замысел написания Гончаровым романа «Обломов»
- Сюжет и композиция романа «Обломов»
- В чем же секрет романа «Обломов»