Романтизм в литературе — основные черты, признаки и жанры направления

На рубеже XVIII и XIX веков европейская и, в том числе американская, культура переживали зарождение, совершенно отличного от периода размышлений и философии Просвещения, — этапа Романтизма. Вкрапляясь постепенно из Германии в культуру и искусство Англии, Франции, России и других европейских стран, Романтизм обогащал художественный мир новыми красками, сюжетными линиями и смелостью обнаженной натуры.

Название свежего течения родилось из тесного переплетения нескольких значений однозвучных слов разных стран — romantisme (Франция), romance (Испания), romantic (Англия). Впоследствии имя направления укоренилось и дошло до наших дней как romantique — нечто живописно-странное, фантастически-красивое, существующее тольк в книгах, но не в действительности.

История возникновения и определение

Грандиозные исторические события в конце XVIII века сначала обрадовали европейское общество, которое боролось за равенство и свободу. Однако через какое-то время люди разочаровались в новой культуре. Мир уже не представлялся идеальным и справедливым. Во всех сферах жизни начали появляться противоречия и контрасты. Творческие натуры говорили о духовном опустошении личности.

В начале XIX века философы открыто выражали сомнения в идеальности преобразованного мира. Они пытались осмыслить происходящее и в то же время уйти от действительности, что привело к формированию нового идейного направления — романтизма. Это определение возникло в Германии. С 1798 года немецкие писатели стали применять новое понятие в своих произведениях.

Слово «романтизм» происходит от французского romantisme, что в переводе означает «романтика», «романтичный». В XVIII веке понятие использовали, чтобы описать что-то странное и фантастическое. Именно эти слова отражали суть новой эпохи.

Романтизм быстро распространился по всей Европе и Америке. Этому способствовали кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения. Писатели отошли от культа разума к культу чувств. Между классицизмом и романтизмом был плавный переход в виде сентиментализма. В этом направлении чувства становились рациональными и естественными. Сентиментализм стал своеобразным истоком романтизма, представители которого пошли дальше и полностью погрузились в свои размышления. Романтики нередко замыкались в себе и своих переживаниях.

Целью нового направления было изображение внутреннего мира человека. Романтики, разочарованные настоящим, начинали искать духовную опору в истории. В этом им помогали мотивы прошлого, культурные традиции, народная жизнь, песни и сказания. Романтизм также стал жанром живописи. Выбравшие это направление художники обычно изображали на картинах человека и разбушевавшуюся стихию. С помощью музыкальных средств композиторы выражали глубину и богатство внутреннего мира личности.

Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения

Предмет:Биография
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:19.10.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по биографии:

Много готовых рефератов по биографии

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Действительность и «мечтательство» в повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи»
Социально-политическая обстановка в России в начале ХIХ века. Влияние идей Великой французской революции на формирование общественного сознания и литературного движения
Московское общество любомудров, его философско-эстетическая программа
Основные эстетические принципы реализма. Этапы развития реализма в XIX в.

Введение:

Представители романтического движения проявили значительный интерес к национальному прошлому (часто идеализировали его), традициям фольклора и культуры своего и других народов и стремились создать универсальную картину мира (прежде всего в области истории и литературы).

Русский литературный критик В.Г.Белинский, исследуя следы романтизма во всем мире, совершенно естественно находит их во всех странах, во все периоды развития мировой литературы, поскольку «человек по своей природе всегда был, есть и будет одним и тем же».

На Востоке также есть романтика, «чьи мифы являются наиболее достоверным свидетельством романтической жизни народов и выражают одну ненасытную похоть — одно чувство: сладострастие, — одну идею: вечную продуктивность природы». В греческом романтизме «любовь появляется уже в самый высокий момент своего развития: вот она — чувственное стремление, просвещенное и вдохновленное идеей красоты, это изящно, пропитано грацией удовольствия. «В этом античном романтизме был сильный мистический элемент, выражающийся в «борьбе титанических природных и искренних устремлений против олимпийских богов». В средние века романтизм представлял собой беспрецедентную изначальную силу, которая, ничем не ограничиваясь, достигла последних крайностей противоречия и бессмыслицы, поскольку этим странным миром средневековья управлял не разум, а сердце и фантазия».

Романтизм нашего времени — сын Средневековья, но он также очень похож на греческий романтизм, это органическая полнота и целостность романтизма всех эпох и всех фаз развития человеческого рода. В начале XIX в. Слово «романтизм» становится термином для нового литературного движения, противоположного классицизму. Романтика достигла своего пика в 1920-х и 1930-х годах XIX века.

Романтизм как направление культуры

Романтизм (франц. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца ХVIII — 1-й половины XIX вв. Французский «romantisme» ведёт родословную от испанского romance (так называли в средние века Романсы испанские, а затем и Рыцарский роман) через английский romantic (романтический), передаваемое по-французски romanesque, а затем romantique и означавшее в XVIII в. «странное», «фантастическое», «живописное».

Романтическое искусство характеризуется:

  • отвращение к буржуазной реальности;
  • решительный отказ от рационалистических принципов буржуазного образования и классицизма;
  • недоверие к культу разума, которое было характерно для просветителей и писателей нового классицизма.

Романтизм — в традиционном, конкретно-историческом смысле этого слова — был как бы высшей точкой анти просветительского движения, охватившего все европейские страны; ее основной социо-идеологической предпосылкой является разочарование в буржуазной цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, который привел к новым контрастам и антагонизму, а также к «фрагментации», выравниванию и духовному опустошению личности.

«…Общественно-политические институты, установленные» победой разума «оказалось злом, вызывая горькое разочарование с карикатурой на блестящие обещания просветителей».

Отказ от буржуазного образа жизни, протест против пошлости и прозаичности, отсутствия духовности и эгоизма буржуазных отношений, которые были очерчены в недрах самого Просвещения и которые нашли свое первоначальное выражение в сентиментализме и до-романтизме, приобрели особую остроту среди романтиков.

Суть романтического настроения проясняется Белинским в его статьях о Пушкине: «В своем самом близком и наиболее существенном значении, — говорит Белинский, — романтика — это не что иное, как внутренний мир души человека, внутренняя жизнь его сердца. Таинственный источник романтизма лежит в груди и сердце человека: чувство, любовь — это проявление или действие романтизма, и поэтому почти каждый человек является романтиком. Единственное исключение остается либо для эгоистов, которые не могут любить никого, кроме себя, либо для людей, в которых священное семя сочувствия и антипатии подавляется и заглушается либо моральным отсталостью, либо материальными потребностями бедной и грубой жизни. Вот самая первая, естественная концепция романтизма».

Разочарование в обществе, которое предвосхищалось, оправдывалось и проповедовалось лучшими умами Европы как «естественное» и «разумное», постепенно переросло в «космический пессимизм» (особенно среди поздних западноевропейских романтиков). Принимая универсальный, универсальный характер, оно сопровождалось настроениями безнадежности, отчаяния, «скорби мира».

Аполлон Григорьев также определяет романтизм. «Романтическое искусство и жизнь, — сказал он, — впервые представляет отношение души к несвободной жизни, подчиненным, бессознательному, с другой стороны, оно одно и то же — оно подчинено чему-то, отношение — есть что-то тревожным, чем-то вечно недовольным тем, что живет в груди человека и прорывается в пространство из груди и чего не хватает всему миру — тем огнем, о котором говорит Мцыри, что с юных лет, скрываясь, он жил в моя грудь… и он сжег свою тюрьму…».

Романтизм — прямой наследник классической рефлексивной культуры с ее нарциссическим стремлением к самовыражению как нарциссизмом. Тема выражения также звучит в эстетике романтиков. Глобальная эстетизация бытия, стремление увидеть в искусстве «метафизический фундаментальный принцип мира», а в природе — «бессознательное художественное произведение духа».

Романтики абсолютизируют художественное творчество как единственный способ полностью реализовать свободу, понимаемую как выражение многомерности и бездонности человеческого я. Центральное место в эстетике романтизма занимает гениальная доктрина как создатель произведения искусства. Это ясно показывает новые европейские корни романтизма. Произведение искусства — это не откровение бытия и не «окно» в трансцендентное, а продукт бессознательной деятельности гения.

Основная идея почти каждого произведения — постоянное движение героя в физическом пространстве. Этот факт как бы отражает растерянность души, ее непрерывно текущие размышления и, в то же время, изменения в мире вокруг него.

Как и многие художественные движения, у романтизма есть свои конфликты. Здесь вся концепция построена на сложных отношениях главного героя с внешним миром. Он очень эгоцентричен и в то же время бунтует против базовых, вульгарных, материальных объектов реальности, которые так или иначе проявляются в действиях, мыслях и идеях персонажа. Наиболее яркими в этом отношении являются следующие литературные примеры романтизма: Чайлд Гарольд — главный герой «Паломничества Чайлда Гарольда» Байрона и Печорина — из «Героя нашего времени» Лермонтов.

Если обобщить все вышесказанное, то окажется, что основой любой такой работы является разрыв между реальностью и идеализированным миром, который имеет очень острые края.

Романтики были глубоко заинтересованы в уникальности нации (оригинальность, основные черты национального характера, особенности национального духа и культуры), а также в оригинальности и внутренней ценности различных исторических эпох.

Требование историзма и национальности искусства для правильного воссоздания цвета места и времени является одним из важнейших устойчивых достижений романтической теории искусства. Романтический историзм мышления очень четко и целостно реализовал себя в созданном жанре исторического романа (Ф.Купер, Винь, Виктор Гюго и развивает сферу романтизма В.Скотта), в трудах историков французской романтической школы (О.Тьерри, Ф.Гизо, Ф.О.Менье).

Бесконечное разнообразие местных, эпохальных, национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело определенный философский смысл в глазах романтиков: это было открытие богатства единого целого мира — вселенной.

Романтики обновили свои художественные формы: они создали жанр исторического романа, фантастическую историю, лирико-эпическую поэму и реформировали сцену.

Лирика достигла блестящего расцвета в эпоху романтизма. Возможности поэтического слова были расширены за счет многозначности, ассоциативности, сжатой метафоры, а также благодаря открытиям в области стихосложения, метра, ритма. Романтики проповедовали открытость литературных семей и жанров, взаимопроникновение искусства, синтез искусства, философии, религии. Они заботились о музыкальности и живописности литературы, смело смешивая высокое и низкое, трагическое и комическое, обычное и необычное, тяготеющее к фантазийному, гротескному, демонстративному соглашению формы.

Высочайшие художественные достижения романтизма — гротескно-сатирическое изображение мира, открытие «субъективного» человека, душевное воссоздание природы и т.д. — были унаследованы реализмом XIX века.

Романтизм в европейской литературе

Европейский романтизм XIX-го века примечателен тем, что в большинстве своем его работы имеют фантастическую основу. Это многочисленные сказочные легенды, новеллы и истории.

Основными странами, в которых романтизм как литературный тренд наиболее ярко проявил себя, являются Франция, Англия и Германия.

Это художественное явление имеет несколько этапов:

  1. 1801-1815 гг. — начало формирования романтической эстетики.
  2. 1815-1830 гг. — формирование и расцвет течений, определение основных постулатов этого направления.
  3. 1830-1848 гг. — романтизм принимает больше социальных форм.

Каждая из вышеперечисленных стран внесла свой особый вклад в развитие этого культурного явления. Во Франции романтические литературные произведения носили более политический характер, а писатели были враждебны к новой буржуазии. Это общество, по мнению французских лидеров, разрушило целостность личности, ее красоту и свободу духа.

В английских легендах романтика существовала долгое время, но до конца XVIII века она не выделялась как отдельное литературное движение. Английские произведения, в отличие от французских, наполнены готикой, религией, национальным фольклором, культурой крестьянских и рабочих обществ (в том числе духовных). Кроме того, английская проза и лирика наполнены путешествиями в дальние страны и освоением чужих земель.

В Германии романтизм как литературный тренд сформировался под влиянием идеалистической философии. Основой были индивидуальность и свобода человека, угнетенного феодализмом, а также восприятие вселенной как единой живой системы. Почти каждое немецкое произведение пронизано размышлениями о существовании человека и жизни его духа.

Наиболее известными произведениями европейской литературы в стиле романтизма являются:

  • трактат «Гений христианства», повести «Атала» и «Рене» Шатобриана;
  • романы «Дельфина», «Коринна, или Италия» Жермены де Сталь;
  • роман «Адольф» Бенжамена Констана;
  • роман «Исповедь сына века» Мюссе;
  • роман «Сен-Мар» Виньи;
  • манифест «Предисловие» к произведению «Кромвель»;
  • роман «Собор Парижской богоматери» Гюго;
  • драма «Генрих III и его двор», серия романов о мушкетерах, «Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго» Дюма;
  • романы «Индиана», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» Жорж Санд;
  • манифест «Расин и Шекспир» Стендаля;
  • поэмы «Старый моряк» и «Кристабэль» Колриджа;
  • «Восточные поэмы» и «Манфред» Байрона;
  • собрание сочинений Бальзака;
  • роман «Айвенго» Вальтера Скотта;
  • сборники новелл, сказки и романы Гофмана.

Романтизм в русской литературе

Русский романтизм XIX века был прямым результатом мятежных настроений и предвкушения поворотных моментов в истории страны. Социально-историческими предпосылками возникновения романтизма в России являются обострение кризиса крепостного строя, общенациональный подъем в 1812 году и формирование благородного революционизма.

Романтические идеи, настроения и художественные формы явно появились в русской литературе в конце 1800-х годов. Однако вначале они скрещивались с разнородными до-романтическими традициями сентиментализма (Жуковского), анакреонтической «легкой поэзией» (К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, молодой Пушкин, Н.М.Языков), образовательным рационализмом (поэты декабристов — К.Ф.Рилеев, В.К.Кюхельбекер, А.И.Одоевский и другие). Вершиной русского романтизма первого периода (до 1825 г.) стала работа Пушкина (ряд романтических стихов и цикл «южных стихов»).

После 1823 г., в связи с разгромом декабристов, романтический принцип усилился, обретя самостоятельное выражение (позднее труды декабристов, философская лирика Е.А.Баратынского и поэтов — «Мудрость» — Д.В.Веневитинов, С.П.Шевырев, А.С.Хомяков).

Развивается романтическая проза (А.А.Бестужев-Марлинский, ранние произведения Н.В.Гоголя, А.И.Герцена). Вершиной второго периода стала работа М.Ю.Лермонтов. Еще одним феноменом саммита русской поэзии и, одновременно, завершением романтической традиции в русской литературе является философская лирика Ф.И.Тютчева.

В литературе того времени есть два направления:

  1. Психологический — который был основан на описании и анализе чувств и переживаний.
  2. Гражданская — основана на пропаганде борьбы с современным обществом.

Общая и главная идея всех романистов состояла в том, что поэт или писатель должен вести себя в соответствии с идеалами, которые он описал в своих произведениях.

Наиболее яркими примерами романтизма в русской литературе XIX века являются:

  • повести «Ундина», «Шильонский узник», баллады «Лесной царь», «Рыбак», «Ленора» Жуковского;
  • сочинения «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Пушкина;
  • «Ночь перед Рождеством» Гоголя;
  • «Герой нашего времени» Лермонтова.

Романтизм в американской литературе

В Америке направление получило чуть более позднее развитие: его начальный этап датируется 1820-1830 годами, последующий — 1840-1860 годами XIX века.

Обе стадии были исключительно под влиянием гражданских волнений как во Франции (которая послужила стимулом для создания Соединенных Штатов), так и непосредственно в самой Америке (война за независимость от Англии и война между Севером и Югом).

Художественные направления американского романтизма представлены двумя типами:

  • аболиционистским, ратовавшим за освобождение от рабства;
  • восточным, идеализировавшим плантаторство.

Американская литература этого периода основана на переосмыслении знаний и жанров, захваченных в Европе и смешанных со своеобразным образом жизни и темпами жизни на все еще новом и малоизвестном континенте. Американские произведения богато приправлены национальными интонациями, чувством независимости и борьбой за свободу.

Примеры романтизма в американской литературе:

  • цикл «Альгамбра», рассказы «Жених-призрак», «Рип Ван Винкль» и «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга;
  • роман «Последний из могикан» Фенимора Купера;
  • романы «Алая буква» и «Дом о семи фронтонах» Гортона;
  • сочинение «Женщина в девятнадцатом столетии» Маргарет Фуллер.

Романтизм был детищем эпохи революционных преобразований в духовной жизни и культуре большинства европейских стран. Обновленное, глубоко инновационное романтическое искусство, направленное на всестороннее освещение реальной жизни, восстановило утраченную гармонию человека с природой. Гений художника, призванного достичь соглашения между самоценным человеком и божественной вселенной, был провозглашен «актом свободы». Осознание непримиримости конфликта между духом и материей побудило «свободный» человеческий разум решительно отвергать все виды навязываемых извне императивов и противостоять всему, что существует, его реальной свободе. Проявив себя в окружающем мире, личность действовала и отражала, страдала и боролась, выбирала новые пути в жизни, в любви и ненависти, и даже в смерти. В самопознании идентичность объекта и субъекта рассматривалась как гарантия исторического и нравственного прогресса всего человечества. Романтикам казалось, что они рождены для выполнения особой высокой миссии — изменить ход человеческой истории.

«Фрагментарное» романтическое мировоззрение не имело гармонии и целостности, но включало художественные и эстетические идеи, философские и социальные взгляды и разрозненные суждения о значении бытия и природе жизни. Очень широкий и разнообразный круг проблем, вместе представляющих литературную теорию романтизма, направлен исключительно на сферу умозрительных решений жизненно важных вопросов жизни, что особенно характерно для немецкого романтизма. Литературная теория, коренящаяся в учениях идеализма от Канта до Фихте и Шеллинга, стремилась подняться до уровня философской системы, объяснить и трансформировать мир особыми средствами искусства.

В конце Просвещения литература стала самым важным из искусств. Сформировался новый читатель, вырос интерес читателей к литературе, что в той или иной степени отвечало бы ее потребностям. Была обновлена существующая система традиционных жанров, что вызвало появление новых литературных форм, которые имели невероятную читательскую аудиторию. Жанровые структуры были реформированы, художественные принципы и методы были пересмотрены; особое значение придавалось индивидуальному стилю; определенные сюжеты и мотивы стали знаковыми в поэтике. Романтический спрос на оригинальность (национальность) литературы исправил формирование мировой литературы. В общем хоре «голосов народов» должны заявить о себе гении Германии. Романтики взяли эту концепцию Гердера «культурный национализм» за основу собственной программы обновления русского искусства.

Германия считается классической страной романтизма, только здесь принципы нового романтического искусства в сочетании с традициями национальной культуры сформировались в последовательной эстетической программе. История романтической школы в Германии — это история литературной революции, которая означала революцию в культурной жизни. Манифесты ранних романтиков, солидные философские труды, сборники стихов и публицистические речи поздних романтиков способствовали утверждению «непосредственного смысла жизни» в литературе. Романтикам не удалось свергнуть классических авторитетов — очарование образовательного наследия было слишком велико, народ поклонился двум великим классикам — Гете и Шиллеру. Романтический порыв к свободе, романтическое неприятие злополучного «немецкого убожества» не могли не вызывать сочувствия и сочувствия у его современников. Романтики воплотили в жизнь то, чего так не хватало обществу — поэтику тайны и настроения.

Романтическая школа — самое яркое явление немецкой культуры. Истинное значение немецкого романтизма — оригинального интеллектуального продукта немецкого идеализма и духовной культуры Германии — всеобъемлющее, не ограничиваясь историей «немецкого ума» и национальной литературой. Специфические художественные формы романтизма адекватно отражают актуальные проблемы действительности. Идеологическое и художественное наследие романтической школы имеет особое эпохальное значение для культуры и истории этой великой страны. Роль романтизма в формировании новых ценностных ориентаций общественного сознания немецкого народа в условиях формирования единого национального государства и укрепления суверенитета немецкой нации как равноправного члена европейского сообщества является исключительной. Его огромное глубокое и всестороннее влияние на культурную и общественно-политическую жизнь народов Европы на протяжении XIX века. Неоромантические ответы присущи культуре XX-го века. Значение концептуальных эстетических, философских и религиозно-этических идей теоретиков немецкого романтизма трудно переоценить: «эстетика жизни» окончательно победила традицию «эстетики вещей».

Манифесты немецких романтиков отличаются удивительным синкретизмом, амальгамой (словом, характерным для романтического языка), казалось бы, совершенно разнородных понятий из разных областей человеческого знания. Броский стиль, остроумие и ирония манеры, в которой представлен самый сложный материал, делают каждый эстетический фрагмент — оригинальную жанровую находку романтиков — настоящим литературным и публицистическим шедевром. Этот комплекс полемически заостренных концептуальных тезисов и эстетических представлений представляет собой романтический синтез искусств. Философские и эстетические произведения, публицистические произведения и поэтические произведения романтиков раскрыли эпохальные перспективы «самоопределения» немецкого национального духа.

Формальные и художественные предпосылки романтизма развивались в стилях рококо и сентиментализма, однако решающий сдвиг в сознании произошел под влиянием Французской революции. Попытка решить проблему свободы вызвала особый интерес, а глубокое разочарование — неудачное завершение этой попытки.

Как считает русский философ Н.А.Бердяев: «Идея свободного человека» пронизывает, объединяет культуру романтизма. Во всех различных течения русской мысли, главное утверждение, что «люди в своей индивидуальности является нравственной ценностью высшей ступени иерархии».

Заключение

Писатели, художники, музыканты стали свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, которые изменили жизнь до неузнаваемости. Многие из них с энтузиазмом приветствовали перемены, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.

Но со временем они начали замечать, что новый общественный порядок далек от того общества, которое предвещали философы XVIII-го века. Пришло время разочарования.

В философии и искусстве начала века среди писателей стали появляться сомнения в возможности преобразования мира на принципах Разума. Попытки вырваться из реальности и одновременно осмыслить ее привели к появлению новой мировоззренческой системы — романтизма.

И, несмотря на заблуждения, которые так явно казались реальностью, я хотел бы сказать о достоинствах этого направления. Романтизм ускорил продвижение современности от классицизма и сентиментализма. Он отражал всю внутреннюю сущность человеческих реалий. Показана и раскрыта человеческая красота. Именно с романтизмом начинает появляться настоящий психологизм.

Именно это направление открыло современному обществу имена, которые до сих пор звучат. Работы, актуальность которых не исчезла со временем.

Главные черты

Романтизму, если говорить кратко, характерно утверждение ценности духовной и творческой личности человека. Некоторые считают, что направление было своеобразным бунтом против разума, однако это не так. С помощью своих литературных произведений романтики боролись с узким прагматизмом и обывательским материализмом.

Главные признаки романтизма:

Черты романтизма

  • Культ индивидуализма. Основной характеристикой романтических произведений выступил конфликт между главным героем и остальными людьми. Индивидуальность личности противопоставлялась обществу.
  • Романтическое двоемирие. Романтики приводили сравнения идеального и реального миров. Действительность была скучной и жестокой. А воображаемый совершенный мир выступал убежищем от тяжёлой и мрачной жизни. Романтический герой пытался достичь идеала, но реальность тянула его обратно.
  • Сильные чувства. Для романтиков была важна страсть. Высокие чувства выражались в любви, а низкие — в зависти, честолюбии и жадности. Тайные движения души и всепоглощающие страсти проходили через творчество всех романтиков.
  • Изображение природы. Естественный мир помогал отразить душевное состояние героя. Иногда природу описывали как враждебную силу, с которой человеку приходилось бороться. Это могло быть море, небо, горы или иная природная стихия. Культ природы чётко прослеживается в работах изобразительного искусства.
  • Эскапизм. Уйти от реальности романтикам помогли фантастические миры. Они погрузились в мистику, фольклор, мифы или экзотику, которые противостояли серым будням. Эта особенность сделала романтизм экспериментальным направлением.

Романтизм характеризуется созерцанием эстетики и возвышенного. Романтики старались переосмыслить религию. Они называли её ощущением бесконечности. Приверженцы новой эпохи ставили необъяснимость необычных явлений выше атеизма.

Литературный герой

В литературе мировоззрение романтиков отражено в образе героев. Главное действующее лицо представлено сложной личностью с глубоким внутренним миром и стремлением к свободе. Яркая натура противостояла мрачной реальности. В этом проявлялся образ «лишнего человека» и раскрывалась тема одиночества.

В романтических произведениях авторы призывали восстановить единство человека с природой. Образ «благородного дикаря» иллюстрировал естественную добродетель и чувства. Герой, не испорченный цивилизацией, характеризовался простодушием и самоотверженностью.

Он также мог быть сильной личностью с необузданной энергией. В произведениях такая натура выступала против несправедливого общества, которое она считала «мировым злом». Но судьба таких личностей обычно заканчивалась трагично: им приходилось подчиняться законам мира, чтобы выжить.

Следует отметить, что романтический герой не обязательно выступал положительным персонажем. Это могла быть персона, вызывающая неприятие, однако её личность всё равно отражала тоску по идеальному миру.

Основные жанры

Писатели и поэты отражали в своих работах духовный мир и психологию человека, что повлекло за собой развитие литературы. Поскольку романтизму были характерны определённые темы и образы, потребовалось создание и новых жанров. Речевой стиль романтических произведений отличался предельной экспрессией, изобилием символов и принципом контраста на уровне экспозиции.

Основные жанры романтизма:

  • новелла;
  • роман;
  • элегия;
  • идиллия;
  • баллада;
  • фантастическая повесть.

Ведущим жанром направления можно назвать новеллу. Но большим художественным открытием новой эпохи стал исторический роман. Его основоположник — В. Скотт. Работы романиста отличались средневековыми сюжетами, народными мотивами и любовью к старине.

Поскольку в начале XIX века возрос интерес к народным обычаям, обрядам и национальной истории, писатели опубликовывали множество романтических сказок. От фольклорных произведений их отличало то, что они принадлежали конкретному автору. Известными представителями этого жанра были братья Вильгельм и Якоб Гримм. Немецкие лингвисты выпустили немало произведений, которые сегодня известны во всём мире:

  • «Бременские музыканты»;
  • «Белоснежка и семь гномов»;
  • «Волк и семеро козлят»;
  • «Горшочек каши» и др.

Люди, которые писали сказки, воспринимались обществом как народные гении. Во Франции литературная сказка как жанр была связана с именем Шарля Перро. Известные примеры его работ — «Спящая красавица», «Красная шапочка» и «Мальчик-с-пальчик».

Во второй половине XIX века понятие жанра романтической сказки было расширено немецким писателем и поэтом Людвигом Тиком. В своих работах он показал связь между человеком и природой, реальностью и фантастикой.

Позже из направления выделился жанр под названием тёмный романтизм. Его представители тяготели ко всему иррациональному, гротескному и демоническому. В произведениях тёмных романтиков было заметно их увлечение меланхолией и безумием, а повествование окутано теневой атмосферой. Яркими представителями тёмного романтизма стали Э. А. По., Н. Готорн и Г. Мелвилл. В их трудах главные герои страдают от склонности к совершению ошибок и греховных поступков. Романтики описывали человеческую природу с помощью символических образов демонов и иных тёмных созданий.

Романтизм в живописи

Глубина собственных личных переживаний и мыслей — вот что передают живописцы через свой художественный образ, который сделан с помощью цвета, композиции и акцентов. В различных европейских странах существовали свои особенности в трактовке романтического образа. Всё это связано с философским течением, а также общественно-политической обстановкой, на которое единственным живым откликом было искусство. Не была исключением и живопись.

Германия того времени была раздроблена на маленькие герцогства и княжества и переживала суровые публичные потрясения. Живописцы не изображали героев-титанов, не делали монументальных полотен, в данном случае энтузиазм вызывал глубокий духовный мир человека, нравственные искания, его величие и красоту. Потому в наибольшей степени романтизм в живописи Германии представлен в пейзажах и портретах.

Традиционный эталон этого жанра — это Работы Отто Рунге. В портретах этого живописца, через обработку черт лица и глаз, через контраст тени и света передаётся рвение художника продемонстрировать противоречивость личности, ее глубину и мощь чувствования. Благодаря пейзажу гиперболизированное и в меньшей степени умопомрачительное изображение деревьев, птиц и цветов. Отто Рунге также пытался открывать многоплановость человеческой личности, её схожесть с природой, неопознанной и различной.
Автопортрет «Ми втроем», 1805, Филипп Отто Рунге
Во Франции романтизм в живописи развивался по иным принципам. Бурная общественная жизнь, а также революционные потрясения проявляются в живописи тяготением живописцев к изображению умопомрачительных и исторических сюжетов, также, с «нервным» возбуждением и патетикой, которые достигались ослепительным цветовым контрастом, некоторой хаотичностью, экспрессией движений, а также стихийностью композиций.

В творчестве Т.Жерико наиболее ярко представлены романтические идеи. Живописец создавал пульсирующую глубину эмоций, профессионально воспользовавшись светом и цветом, изображал возвышенный порыв к свободе и борьбе.

«Дерби в Эпсоме», 1821, Теодор Жерико «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812

Свое отражение эпоха Романтизма также нашла в полотнах художников, обличающих внутренние страхи, порывы, любовь и ненависть в четких контрастах света, тени и полутонов. Выбеленные тела Г.И.Фюсли наряду с фантасмагорией вымышленных чудовищ, обнаженные трогательные женские тела Э.Делакруа на фоне мрачных обломков и дыма,картины, написанные магической силой кисти испанского живописца Ф. Гойя, свежесть штиля и мрачность шторма И.Айвазовского — вытянули из глубины веков Готики и Возрождения на поверхность то, что ранее так умело маскировалось общепринятыми канонами.

Кошмар, 1781, Иоганн Генрих Фюсли Свобода, ведущая народ, 1830, Эжен Делакруа Радуга, Иван Айвазовский

Если живопись XIII и XIV веков была скупа на эмоции, а в последующее трехсотлетие становления искусства Раннего и Высокого Возрождения, с его преодолением религиозности и слепой веры в иное или периода Просвещения, положившего конец «охоте на ведьм», то художественное отображение на полотнах Романтизма позволило заглянуть в мир отличный от реального.

Для передачи страстей художники прибегали к использованию сочных красок, ярких мазков и насыщению картин «спецэффектами».

Известные представители направления

Первыми представителями романтизма стали писатели и философы Йенской школы в Германии: В. Г. Ваккенродер, братья Ф. и А. Шлегели, Новалис. Философия направления была отражена в работах Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля. В дальнейшем немецкие романтики тяготели к мифологии и сказкам, что выразилось не только в работах братьев Гримм, но и в трудах Э. Гофмана. Г. Гейне тоже начинал своё творчество в рамках романтизма, однако позже раскритиковал это направление.

Развитие литературы в Германии повлияло и на английских поэтов Кольриджа и Вордсворта, которые относились к Озёрной школе. Когда они познакомились с философией и чертами романтизма, то установили свои рамки для этого художественного метода. Западноевропейские романтики интересовались проблемами общества. В своих произведениях они воспевали природу и простые чувства, а также критиковали современное буржуазное общество. Яркие представители английского романтизма:

  • Д. Байрон;
  • П. Шелли;
  • У. Блейк;
  • Д. Китс.

Романтизм стал популярным в Италии. В рамках этого направления писали Леопарди, А. Мандзони, Н. Фосколо. В Польше известными романтиками в литературе были А. Мицкевич, З. Красинский, Ц. Норвид, Ю. Словацкий.

Среди французов, которые писали в романтическом стиле, следует отметить В. Гюго, П. Мериме, Ж. Санда, А. Дюма, Ф. Шатобриана и А. Ламартина. Писатель Стендаль тоже относил себя к романтикам, но он понимал новое направление иначе. Он выбрал реалистичное исследование характеров и поступков людей. Стендаль был против преувеличенной эмоциональности. Он считал, что она привносит в искусство элемент субъективизма, когда литературные произведения должны быть просты и понятны читателю.

Также было много достойных писателей-романтиков в США. Самыми популярными считаются Э. По, У. Брайант, Н. Готорн, Г. Лонгфелло, В. Ирвинг, Ф. Купер и Г. Мелвилл.

Русские писатели-романтики

Некоторые произведения русских поэтов, которые были выпущены в последнем десятилетии XVIII века, относят к раннему романтизму. Писатели отказались от сложившихся в обществе установок и использовали новые черты и элементы в своих произведениях. Главным отличием русского романтизма было то, что он развивался параллельно с классицизмом, причём эти направления противоречили друг другу не так резко, как это было в других странах. Романтики создали много баллад и романтических драм, которые способствовали появлению драматургического стиля в литературе.

В русском романтизме писатели утвердили новую сущность и значение поэзии, которая стала самостоятельной областью искусства. В произведениях выражались высшие стремления и идеалы личности. Поэзия уже не казалась простым и забавляющим развлечением. Этот вид искусства начали воспринимать серьёзно, когда русские поэты начали писать об одиночестве и страданиях главных героев.

Основоположником романтизма в России стал В. А. Жуковский. В этом направлении также писали К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский. Нотки романтизма характерны для ранней поэзии А. С. Пушкина и трудов Н. В. Гоголя. Вершиной этого направления в России считались работы М. Ю. Лермонтова, которого называли «русский Байрон». Философские лирические произведения Ф. И. Тютчева завершили романтическую эпоху в русской литературе.

Романтизм захватил практически все виды искусства, включая архитектуру. Интерес писателей к природе, историческому прошлому своей страны и традициям помог разнообразить мировую литературу новыми жанрами и интересными произведениями. Работы писателей-романтиков заставили общество признать чувства и мысли отдельного человека высшей ценностью жизни.

В середине XIX века романтизм уступил место реализму. Однако до конца этого столетия многие литераторы продолжали писать в жанрах этого направления. К началу XX века сформировался неоромантизм. Это течение в искусстве стало реакцией на реализм и натуралистические тенденции. Неоромантизм продолжил традиции романтической эпохи, отрицая обыденность и обращаясь к иррациональному, но уже на новых, глубоко личных основаниях.

Бидермейер

Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер. Основная черта бидермейера — идеализм. В живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Эта тенденция уходит корнями в особенности национального немецкого быта, в первую очередь бюргерства.

Книжный червь, ок. 1850, К. Шпицвег

Один из наиболее крупных представителей живописи бидермейера, Карл Шпицвег, писал чудаков-обывателей, как их называли в Германии, филистеров, каким он был и сам.

Конечно, его герои ограничены, это — маленькие люди провинции, поливающие розы на балконе, почтальоны, кухарки, писари. В картинах Шпицвега есть юмор, он посмеивается над своими персонажами, но беззлобно.

Постепенно понятие «бидермейер» распространилось на моду, прикладное искусство, графику, интерьер, мебель. В прикладном искусстве наибольшее развитие получают роспись фарфора и стекла. К 1900 году это слово стало также обозначать «старые добрые времена».

Бидермейер — стиль провинциальный, хотя в этом стиле работали и столичные художники, в Берлине и Вене. Проник бидермейер и в Россию. Его влияние есть в работах русских мастеров, А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина. Выражение «русский бидермейер» существует, хотя и звучит нелепо.

Спящий пастушок, 1823—24, А. Г. Венецианов Семейный портрет графов Морковых, 1813, В. А. Тропинин

В России бидермейер — это пушкинские времена. Мода бидермейера — мода пушкинских времен. Это редингот, жилет и цилиндр у мужчин, трость, узкие брюки со штрипками. Иногда — фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, широкими юбками в форме колокола, шляпки. Вещи были просты, без сложных украшений.

Для интерьеров в стиле бидермейер характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм и светлые цвета. Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер воспринимался в меру простым, но психологически комфортным. Стены комнат с глубокими оконными нишами, окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов.

Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в тёплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров. Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте. Никогда еще мебель настолько полно не отвечала своему предназначению, как в эту эпоху, — декоративность отходит на второй план.

В начале XX века бидермейер стал оцениваться негативно. Его понимали как «пошлый, мещанский». Ему действительно были присущи такие черты, как интимность, камерность, сентиментальность, поэтизация вещей, что и привело к такой оценке.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: