- Краткие содержания
- Салтыков-Щедрин
- Вяленая вобла
Поймали как-то воблу, вычистили у нее изнутри все лишнее, одни лишь молоки оставили для размножения. И повесили на веревочке на солнце. Висит вобла, сохнет. Вот уже и кожа на брюхе поморщилась, и голова высохла, и мозг, какой в голове имелся, тоже выветрился и почти исчез.
И стала вобла радоваться тому, что с ней случилось. Не было теперь ни мыслей лишних, ни эмоций, ни совести. Впрочем, и в былой жизни не гналась она за такими качествами, прячась на дне, как только услышит разговоры о конституциях.
Стала вобла солидной и благонадежной, с резонными мыслями и никого не задевающими чувствами, и с совестью на медный пятак. Нищему грош подаст, только если свидетели этого деяния будут, а нет – так кивнет головой да прочь направит. Увидит кого и сразу же в разговор вступит, высказывая свое мнение. А мнение это сплошь состоит из присказок, которые всем и без того надоели ужасно.
Сторонятся вначале поучений воблы, а как время проходит, то вспоминают умные ее мысли. И хвалить начинают, диву даются, откуда такой разум в ней поселился. А та только и хвалится: дескать, разум от рождения был такой дан, а во время вяления выветрился мозг и можно теперь умом пораскидывать.
Любимой присказкой воблы стало «Уши выше головы не растут». С этим девизом затесалась она в бюрократические ряды, а потом и вовсе в ряды «излюбленных». Частенько спорили «излюбленные», пытаясь умом своим блеснуть, как лучше умные мысли свои к стопам повергнуть, и все рвутся куда-то, будто дороги им везде открыты. Но тут вобла вмешается, дескать, повергать нужно только когда спрашивают. А если не спрашивают, то надо помнить присказку про уши и лоб.
И от тех слов все разом дивились уму-разуму ее. Вобла слушала похвалы и объясняла, что стала такой умной, поскольку ее своевременно провялили.
Но больше всего любила вобла распространять в обществе здравые мысли. Все те же, «Не расти ушам выше лба».
И прониклось общество идеями воблы, отбросив лишнюю совесть и мысли. Клеветники и завистники утверждали, что с их помощью удалось посеять такое среди людей – вряд ли бы привились идеи воблы, если бы не грозили клеветники эти ежовыми рукавицами и сворачиванием в бараний рог.
Смута росла, охватывая ума и сердца и в конце концов воблу назвали либералкой и обвинили в пропаганде. Вскоре один из клеветников ее съел, а люди прославляли ежовые рукавицы.
Печальна участь вялых, индифферентных, зацикленных только на себе людей.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
«Вяленая вобла» очень краткое содержание
М. Е. Салтыков-Щедрин «Вяленая вобла» краткое содержание для читательского дневника:
Главная героиня – вяленая вобла. В самом начале она предстает перед читателями висящей на солнце с вычищенными внутренностями. Вобла такому положению очень рада, ведь у нее больше нет «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести». По ее мнению, жить отныне станет гораздо легче.
Вобла представляет, что в обществе присутствует некая разумность, а также истинные человеческие чувства, однако она данными излишками не обладает и ничуть в этом не смущается, сторонясь и не желая знать о тех, кто интересуется политическими вопросами.
Героиня придерживается своего единственного жизненного принципа, состоящего в возможности каждого ничего не знать, ни о чем не подозревать, ничего не понимать, а жить в вечном пьяном угаре, не стремясь иметь ум, который выше лба. Свою позицию вобла пытается донести до каждого слушателя.
Главная мысль:
Высмеивая либерализм и трусость в облике воблы, автор был исполнен в страстной любви к своей стране и народу. И в наше время есть люди, подобные вяленой вобле, которым ни до чего нет дела, они думают только о себе.
Сатирическую сказку «Орел-меценат» Салтыков-Щедрин написал в 1884 году. В ней он в иносказательной форме высмеял негативные явления русского общества. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Орел меценат» для читательского дневника. Автор обличает мнимую, глупую просветительскую деятельность высших слоев общества.
Анализ сказки
«Вяленая вобла» — сказка в форме животного эпоса. Вначале рыбёшка предстаёт висящей на солнце с вычищенными внутренностями. Она рада, так как теперь не страдает:
- от лишних чувств;
- мыслей;
- совести.
Она уверена, что теперь ей будет проще жить. Нужно сказать, что от природы вобла — «степенная» рыба, она сторонится плохих компаний и старается не лезть не в своё дело. Став сушёной, она проповедует свои взгляды на жизнь. Фраза «уши выше лба не растут» ёмко описывает всю её теорию. Так, рыбка решает, что если она никому не причинит зла, то и ей ничего не будет угрожать. Невзирая на то, что рыбёшка искренне старалась быть аккуратной в своём поведении, её жизнь окончилась трагически. В ней стали видеть угрозу и однажды съели на виду у удивлённой публики.
Сатира автора в произведении «Вяленая вобла» прежде всего обрушивается на либералов 80-х годов. Это сближает сказку Салтыкова-Щедрина с некоторыми другими его произведениями. Нужно сказать, что в середине XIX века либералами называли постепенцев, желающих прийти к компромиссу с представителями власти. Таких людей хоть и не относили к революционерам, но всё же считали их реформаторами. Отношение автора сказки к таким персонажам отрицательное.
По большому счёту, все поучения рыбки — сплошная болтовня, не имеющая никакого смысла. Рыбёшка не имеет плана действий, она не понимает, что именно нужно предпринимать. Ей прекрасно удаётся оправдывать трусов, так называемых премудрых пескарей, которые лишний раз боятся высунуться.
У мудрой воблы появляется множество почитателей, это легко можно объяснить тем, что поучаемое общество позволяет вобле ненадолго возвыситься.
Короткий пересказ «Вяленая вобла»
Краткое содержание «Вяленая вобла» Салтыков-Щедрин:
Выловили как-то воблу, выпотрошили ее, убрали все внутренности и повесили на веревку вялиться на солнце. Висит рыбешка, подсыхает, вот и кожа на брюхе высохла и голова тоже, мозг, оставшийся вообще испарился.
Вобла радуется, что ее выпотрошили и вялят, благодаря этой процедуре она освободилась от лишних мыслей и дум, совесть, которая у нее была, тоже куда – то пропала. Вообще – то, она и раньше мало, о чем думала, проводя свою жизнь на дне, а теперь и вовсе хорошо стало, легко.
Теперь стала рыба разумной, с нужными мыслями и идеями, никому не мешающими. Совесть у нее появилась на пятак меди. Каждый день рыба умничает, просящему монету подаст, только если сие действо свидетелями зафиксировано будет, а если нет, то просто мимо отправит. Увидит кого-нибудь, рыба, и сразу беседы ведет, свои мысли по этому поводу высказывает.
А мысли то ее, все присказки, которые уже опостылели окружающим. Не принимают всерьез учений воблы, а как время наступает, то всплывают в головах людей умные мысли воблы. Они ее славить начинают, поражаясь, почему она такая умная. А вобла и довольна, говорит, что еще с рождения умная была, а как завялилась, так вовсе ум обострился.
«Уши выше головы не растут» — любила говорить вобла. С этим самым лозунгом попала она в ряды демократические. Частенько люди спорили, пытаясь понять смысл высказывания вяленой рыбы, применить их на деле.
В обществе, где пропагандируются учения воблы, есть разные люди. Одни убежденные, но больше всего пестрых – совести у которых совсем нет. Убежденные страдают, мечутся и остаются совсем без ответа, а пестрые радуются, слушая высказывания мудрой воблы.
Нравоучения рыбы на них отрезвляюще на них действуют. Послушают воблу и ничего не делают. Всеобщее освобождение от лишних мыслей, угрызений совести, по нраву даже человеконенавистникам.
Прониклись все идеями воблы. Простая рыбешка, проВяленая на солнце, с отсутствующими мозгами, творила консервативные чудеса, о которых они даже не думали. Чем больше получается последствий от воблиного учения, тем больше возникает вопросов, как дальше жить.
В конце концов, из умного советника, превратилась рыбешка в либералку, несущую опасность своими пропагандистскими нравоучениями. И вот однажды, происходит неожиданное злодейство. Самый ярый человеконенавистник схватил вяленую воблу, откусил ей голову, а потом и вовсе, всю съел, на глазах у изумленной публики.
Чему учит:
Сказка учит не зацикливаться на себе, не быть эгоистами, следует постоянно идти вперед и развиваться духовно. Еще, судя из повествования, не следует совать нос, в не свои дела, ни к чему хорошему это не приведет. В этой сказке, Салтыков – Щедрин завуалировано высмеял либерализм и трусость русской интеллигенции того времени, их безыдейность и ограниченность. Сам писатель, на протяжении всей своей жизни являлся патриотом своей страны и своего народа.
Сказка «Медведь на воеводстве» Салтыкова-Щедрина была написана в 1884 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Медведь на воеводстве» по главам. Это остроумное, резко сатирическое произведение, обличающее пороки окружающей действительности.
Сюжет сказки «Вяленая вобла» Салтыков-Щедрин
«Вяленая вобла» Салтыков-Щедрин краткое содержание произведения с цитатами:
Вяленая вобла, лишённая мыслей, чувств и совести, проникает во все сферы человеческой жизни и внушает людям свою философию, затем становится либералкой и обедом рьяного клеветника.
Воблу ловят, чистят внутренности и вывешивают на верёвочке вялиться. Радуется вобла, что проделали с ней такую процедуру, и нет у неё теперь «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести».
Рассказчику неизвестно, «что именно разумела вяленая вобла под названием „лишних“ мыслей и чувств», но он не может не согласиться, что в жизни, действительно завелось много лишнего.
«Сущности этого лишнего никто ещё не называл по имени, но всякий смутно чувствует, что куда ни обернись — везде какой-то привесок выглядывает».
И каждый такой привесок надо «или в расчёт принять, или так его обойти, чтобы он и не подумал, что его надувают», и порождает это одно только беспокойство.
Провялившись хорошенько, вобла убеждается, что в ней ничего, кроме молок не осталось, взбадривается и потихоньку начинает «гнуть свою линию». Становится она ещё солиднее и благонадёжнее, мысли у неё появляются «резонные, чувства — никого не задевающие, совести — на медный пятак». День-деньской вобла «резонно об резонных делах калякает».
О том, что тише едешь, дальше будешь, что маленькая рыбка лучше, чем большой таракан, что поспешишь — людей насмешишь и т. п. А всего больше о том, что уши выше лба не растут.
Люди ходят сонные, ни за что взяться не умеют, ничто их не радует и не огорчает, а вобла успокоительно в уши им шепчет: «Потихоньку да полегоньку, двух смертей не бывает, одной не миновать…».
Затесавшись в ряды бюрократии, вобла на канцелярской тайне и на пустопорожних словах настаивает, «чтоб никто ничего не знал, никто ничего не подозревал, никто ничего не понимал, чтоб все ходили, как пьяные!». И все с ней соглашаются. А уж без пустых слов никаких следов не заметёшь.
«Никогда не нужно настоящих слов говорить, потому что из-за них изъяны выглядывают. А ты пустопорожнее слово возьми и начинай ими кружить … Тогда изъяны стушуются сами собой, а останется одна воблушкина правда».
Забирается вобла и в ряды выбранных на общественную должность, которые раз и навсегда постановили: «Коли спрашивают — повергать! а не спрашивают — сидеть и получать присвоенное содержание».
В обществе, которому предназначены поучения воблы, есть и убеждённые люди, но преобладают пёстрые, совесть свою до дыр износившие, побывавшие за свою жизнь и поборниками ежовой рукавицы, и либералами, и западниками, и народниками, и социалистами.
Убеждённые люди мучаются, мечутся, вопрошают и, вместо ответа, видят перед собой запертую дверь. А пёстрые люди рады-радёхоньки слушать отрезвляющие слова вяленой воблы.
Поголовное освобождение от лишних мыслей, чувств и совести умиляет даже клеветников и человеконенавистников.
«Простая вобла, с провяленными молоками и выветрившимся мозгом, совершила такие чудеса консерватизма, о которых они и гадать не смели».
Утешает человеконенавистников лишь то, что именно их призывы помогают вобле успешно проводить свою мирно-возродительную пропаганду.
Чем старательнее выводятся логические последствия, вытекающие из воблушкиной доктрины, тем чаще возникает вопрос: «А дальше что?». Хоть и провялили воблу, и внутренности вычистили, и мозг выветрили, но, в конце концов, ей приходится из торжествующей превратиться в заподозренную, из благонамеренной — в опасную либералку.
И вот однажды свершается неслыханное злодеяние. Один из самых рьяных клеветников хватает вяленую воблу под жабры, откусывает у неё голову, сдирает шкуру и у всех на виду съедает. Пёстрые люди смотрят, рукоплещут и вопят: «Да здравствуют ежовые рукавицы!». Но История глядит на эту историю иначе и втайне решает: «Годиков через сто я непременно всё это тисну!».
Сатирическая сказка «Карась-идеалист» М. Салтыков-Щедрин написал в 1884 году. В своем произведении автор с изрядной долей сатиры отобразил особенности социального уклада второй половину XIX века. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Карась-идеалист» для читательского дневника.
Краткое содержание
Как-то раз поймали воблу, вычистили у нее все внутренности, оставив «только молоки для приплоду», а затем повесили сушиться на веревочке. Вобла висела, сохла, и постепенно кожа ее сморщилась, голова высохла, и «мозг, какой в голове был, выветрился, дряблый сделался». Вобла даже обрадовалась тому, что отныне у нее не было «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести». Впрочем, и в прошлой своей жизни она никогда не витала в облаках, избегала сомнительных компаний, и пряталась на дне, едва заслышав разговоры «об конституциях». Вобла всегда переживала, чтобы ее ненароком не уличили в крамольных мыслях. Теперь же, полностью высушив мозги на солнце, она была рада радешенька – «все доказательства налицо», что она глупа и безмозгла.
Вяленая вобла стала гораздо более правильней, солидней и благонадежней: «мысли у ней – резонные, чувства – никого не задевающие, совести – на медный пятак». Она готова была подавать монетку нищему, но только в том случае, если поблизости есть свидетели ее «милосердия». Если уж в разговор с кем-то вступала, но мнение свое выражала из сплошных поговорок да присказок, которые всем порядком надоели. По надобности и без нее, вобла упоминала «о том, что тише едешь, дальше будешь, что маленькая рыбка лучше, чем большой таракан, что поспешишь – людей насмешишь». Но, что самое удивительное, со временем ее мысли воспринимались как очень умные, по-житейски мудрые. Ее хвалили, а воблушка и рада была, что ее разум оценили по заслугам.
«Скромный воблушкин пример» был самым действенным для воспитания общества. Она жила по принципу «Ты никого не тронешь, и тебя никто не тронет», и была абсолютно счастливой. Окружающие видели результат ее жизненных принципов и, помимо воли, стремились подражать им – всем хотелось спокойной жизни.
Вобла не любила читать – сколько каракули эти ни разбирай, все дно – «выше лба уши не растут». А потому и тратить время впустую не следует. Вобла с легкостью затесалась в ряды бюрократии, и сразу поняла, что самые опасные слова – «это слова прямые, настоящие». Куда безопаснее взять «пустопорожнее слово», и кружить им до тех пор, пока «изъяны стушуются сами собой, а останется одна воблушкина правда».
Как-о раз попробовала вяленая вобла «заблуждения человеческие судить – и тоже хорошо у ней вышло». Самым важным в этом деле было отсутствие совести, которое позволяло с легкостью судить остальных. Смотрит вобла «на заблуждения человеческие, и знай себе камешками пошвыривает» – на каждое заблуждение припасен свой камешек, пронумерованный. «Око за око, номер за номер». И так всем эта идея понравилась, что про ненужную, неудобную совесть все и позабыли.
Но больше всего любила вобла добровольно трудиться «по распространению здравых мыслей в обществе». С утра и до вечера она распространяла свои немудреные, но такие правильные речи, что каждый диву давался – и как же это раньше он без них жил?
Всеобщее освобождение от мыслей и угрызений совести пришлось по нраву даже человеконенавистникам. Все прониклись идеями воблы, которая, сама того не ведая, превратилась в либералку. Вскоре в ее нравоучениях узрели опасность, и «самых рьяных клеветников ухватил вяленую воблу под жабры, откусил у нее голову, содрал шкуру и у всех на виду слопал». А публика смотрела на сие безобразие, и восхваляла «ежовые рукавицы».
Видео краткое содержание Вяленая вобла
В «Вяленой вобле» сатира Салтыкова-Щедрина обрушивается главным образом на либералов 1880-х годов. В середине XIX столетия либералами стали называть постепенцев, которые стремились прийти к компромиссу с властями и считались не революционерами, но реформаторами.
По сути своей все речи «воблушки» – пустая болтовня, от которой на практике нет проку, так как плана действий у воблы нет, какое нужно дело делать, она не знает. Именно к таким людям и относился крайне негативно Салтыков-Щедрин.
Салтыков-Щедрин. Краткие содержания произведений
- Баран-непомнящий
- Бедный волк
- Богатырь
- Верный Трезор
- Ворон-челобитчик
- Вяленая вобла
- Гиена
- Господа Головлевы
- Деревенский пожар
- Дикий помещик
- Дурак
- История одного города
- Карась идеалист
- Кисель
- Коняга
- Либерал
- Медведь на воеводстве
- Орел-меценат
- Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
- Премудрый пескарь
- Пропала совесть
- Рождественская сказка
- Самоотверженный заяц
- Соседи