Сочинение Анализ сказки Богатырь Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Богатырь Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)

По мнению большинства критиков, произведение «Богатырь» является одной из сказок Салтыкова-Щедрина, которая наделена резкостью сатирического нападения на сложившуюся в стране ситуацию. Автор фактически повторяет и пересказывает тему, которую ранее поднимал в «Истории одного города», он старается поднять тему царизма, а в новой сказке сравнивает его с трупом мнимого царя, который уже начал разлагаться и привлекать внимание окружающих людей.

Салтыков был уверен, что причиной всех проблем является то, что у каждого гражданина в отдельности отсутствует политическое и гражданское самосознание, позволяющее следить за происходящем в стране. Он не понимает, что люди не осознают мощность общественной силы.

Он показывает, что народная масса может спокойно противостоять политическому давлению. Что притеснители на самом деле не так жестоки и могущественны, как кажется простому человеку. Таким образом Щедрин старался подтолкнуть народ на настоящее противостояние, давление общественных масс должно подняться и исправить сложившуюся ситуацию.

Несмотря на все это, автор старается выдерживать цензуру, его произведения проходят в большую печать. Он старается описать существующие проблемы так, чтобы не задеть государственную власть. Формулирует основные идеи так, чтобы понять их смог только думающий и мыслящий народ, сопереживающий существующим проблемам.

Автор серьезно обеспокоен происходящим, он не понимает откуда возникла подобная необразованность. Почему народ не задумывается о том, что он свободен и может управлять политической обстановкой в стране? Автор сам не находит ответов на эти вопросы, он только старается намекнуть населению, обычным гражданам, что в принципе нет ничего невозможного.

Но автор больше настаивает на моральном воспитании отдельных граждан, он взывает к их личному долгу и ответственности. Данные призывы не всегда дают значимый результат, но при этом остаются актуальными до сих пор, так как поднимают проблем острозначимые и социальные, ведь правительства частично не меняются, а остаются прежними, как и проблемы в государстве и среди народа.

Сочинение Анализ сказки Богатырь Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)

По мнению большинства критиков, произведение «Богатырь» является одной из сказок Салтыкова-Щедрина, которая наделена резкостью сатирического нападения на сложившуюся в стране ситуацию. Автор фактически повторяет и пересказывает тему, которую ранее поднимал в «Истории одного города», он старается поднять тему царизма, а в новой сказке сравнивает его с трупом мнимого царя, который уже начал разлагаться и привлекать внимание окружающих людей.
Салтыков был уверен, что причиной всех проблем является то, что у каждого гражданина в отдельности отсутствует политическое и гражданское самосознание, позволяющее следить за происходящем в стране. Он не понимает, что люди не осознают мощность общественной силы.

Он показывает, что народная масса может спокойно противостоять политическому давлению. Что притеснители на самом деле не так жестоки и могущественны, как кажется простому человеку. Таким образом Щедрин старался подтолкнуть народ на настоящее противостояние, давление общественных масс должно подняться и исправить сложившуюся ситуацию.

Несмотря на все это, автор старается выдерживать цензуру, его произведения проходят в большую печать. Он старается описать существующие проблемы так, чтобы не задеть государственную власть. Формулирует основные идеи так, чтобы понять их смог только думающий и мыслящий народ, сопереживающий существующим проблемам.

Автор серьезно обеспокоен происходящим, он не понимает откуда возникла подобная необразованность. Почему народ не задумывается о том, что он свободен и может управлять политической обстановкой в стране? Автор сам не находит ответов на эти вопросы, он только старается намекнуть населению, обычным гражданам, что в принципе нет ничего невозможного.

Но автор больше настаивает на моральном воспитании отдельных граждан, он взывает к их личному долгу и ответственности. Данные призывы не всегда дают значимый результат, но при этом остаются актуальными до сих пор, так как поднимают проблем острозначимые и социальные, ведь правительства частично не меняются, а остаются прежними, как и проблемы в государстве и среди народа.

Поднимаемые проблемы

Большинство критиков считает, что эта сказка — одно из произведений сатиры, обладающих агрессией нападения на ситуацию, в которой пребывает страна. По сути, автор повторил и пересказал тему царизма, поднятую ранее в «Истории одного города». В сказке царизм подвергается сравнению с трупом воображаемого царя — уже разлагающегося и привлекающего внимание народа.

Автор был убежден, что отсутствие у каждого отдельного человека гражданского и политического самосознания, наделяющего индивидуума способностью отслеживать обстановку в стране, и есть причина всех бед. Делая анализ «Богатыря» Салтыкова-Щедрина, стоит упомянуть, что человек из массы просто не понимает неспособности людей к осознанию могущества общественной силы.

Автор наглядно отразил врожденную способность народа к сопротивлению политическому давлению. Жестокость, а также могущество сильных мира сего, неизбежно подавляющих обычных людей, преувеличена простыми обывателями. Акцент на этом моменте сделан с целью побуждения народа на решительные действия. Автор убеждает общество мобилизовать все силы, которыми располагает народ, для исправления собственного положения.

Салтыков-Щедрин всегда придерживался цензуры, и его произведения попадали в массовую печать. Задача автора — обратить внимание читателя на насущные проблемы, ни в коем случае не задевая при этом государственную власть. А основные мысли он адаптирует под понимание народа — здравомыслящего и неравнодушного к собственным проблемам. Писателя действительно волнует ситуация, он искренне не понимает:

  • истоков невежества народа;
  • причины отсутствия осознания общественности собственной свободы;
  • способности контролировать политическую обстановку в стране.

На все это у автора нет ответов, и он дает понять рядовому обывателю, что ничего невозможного не бывает. Однако в большей степени автор ратует за формирование и развитие морального облика отдельно взятых личностей, призывая их отвечать за собственные действия. И пусть такие призывы не всегда эффективны, они злободневны и сегодня, ведь нынешние проблемы довольно острые, а правительство отчасти осталось неизменным. А значит, и социальные проблемы.

Делая анализ сказки «Богатырь», не следует забывать, что все произведения автора наполнены глубочайшим смыслом, а не набором красивых слов и фраз. Как и любое другое произведение автора, эта сказка рекомендована к прочтению представителям подрастающего поколения.

Анализ 2

Для начала стоит сказать, что сказка «Богатырь» имеет особую историю – при жизни писателя она была практически никому не известна. И только лишь спустя некоторое время творение увидело свет.

Первое, что бросается в глаза – так это весьма яркий, разоблачительный характер сказки. Порой кажется, что она направлена против существующей действительности, за свободу слова. Автор описывает абсолютизм в облике богатыря, который тысячи лет беспробудно спал. Что же касается простого народа, он изображен в образе Иванушки – дурачка.

За то время, пока богатырь спал, его сторона переболела различными болями – но он даже не заметил этого и не открыл глаз. Земля стонала, но он и ухом не повел. Напал враг на родную землю – но даже это не потревожило спящего.

Можно сказать, что богатырь – это власть, которая не видит ничего, что творится под носом (либо же просто не хочет видеть). Страдания народа, голод, войны – все это им безразлично.

Смотрит Иванушка – а тело богатыря уже почти полностью обглодано. Вот оно, разложение власти, что приводит к регрессу страны. И, что обидно, подобное существует и поныне.

Писатель выражает свои мысли в весьма хлесткой и точной манере, без излишней экспрессии – но этого все же достаточно для того, чтобы в полной мере понять идею и прочувствовать все те эмоции, которые мог чувствовать народ в те времена.

Кажется, что автор протестует против молчаливого смирения перед недостатками существующей действительности, призывает, наконец, пробудить спящего богатыря, из-за которого может страдать государство.

Только вот все не так просто – иногда для того, чтобы улучшить ситуацию требуются столетия. Это крайне обидно, ведь человеческая жизнь дается один раз – потому, ждать следующей, лучшей эры просто-напросто глупо.

Несмотря на то, что Иванушка сам по себе не особо смышленый парень, он отлично понял ситуацию со спящим богатырем. Мог ли он что-то изменить – уже другое дело. С одной стороны, он и есть народ. Но с другой стороны, смирение народа порой подобно некоему ступору – причины его возникновения в некоей привычке. Это привычка молчать, привычка не высовываться, привычка не выражать свое мнение и недовольство – даже тогда, когда это необходимо.

Очень хотелось бы, чтобы в теперешней действительности произошли изменения, и народ перестал быть тем самым Иванушкой, который чувствует, что что-то не так, но молчит. Речь, конечно, не идет о глобальных протестах – а только лишь о тех ситуациях, которые требуют срочного вмешательства общественности.

Основная тема и мысли автора

Характер сказки сразу бросается в глаза, он очень яркий и разоблачительный. Читателю становится ясно, что она направлена против реалий существующих порядков, запрещающих свободу слова. Образ Богатыря, спящего беспробудным сном тысячелетия, передает абсолютизм, а Иванушка-дурачок — яркий представитель простого народа.

За период сна Богатыря в его родной стороне произошло много трагических событий, но он даже не приоткрыл свои глаза и не заметил этой боли. Земля стонала от страшных вражеских нашествий, но это не помешало сну спящего богатыря. Автор хотел, чтобы читатель увидел в образе Богатыря существующую власть, которая не замечает (или не хочет увидеть) народные страдания, войны и голод. Это очень удобная позиция.

Иванушка видит, что пока Богатырь спал, его тело почти обглодали. Такое разложение существующих властей приводит к непременному упаду и регрессу государства. И такое положение было во все времена. Для выражения этой основной мысли автор использует весьма точные и хлесткие слова и выражения. Это помогает понять, что чувствовал народ, какие у него были эмоции в период тяжелых для страны испытаний.

В сказочной манере Салтыков-Щедрин пытается показать, что пора разбудить спящего Богатыря, из-за которого страдает государство и его народ. Он высказывает свое недовольство смирением с существующей действительностью и ее недостатками.

Однако это совсем непросто. Автор прекрасно понимает, что для изменения подобной ситуации может потребоваться не одно десятилетие или даже столетия. От этого становится особенно обидно и грустно, ведь человеческая жизнь очень коротка, и глупо ждать наступления следующей эпохи.

Иванушка представлен в сказке не особо умным парнем, однако и он понимает непростую ситуацию с крепко спящим Богатырем. Возникает вопрос, мог ли простой парнишка изменить ситуацию. Иванушка представляет русский народ, в привычках которого смирение и подчинение существующим порядкам. Власть не позволяет обществу высказывать свое мнение и выражать недовольство даже в самых критических ситуациях.

Писатель выражает надежду и желание, чтобы народ, наконец, перестал быть похожим на этого Иванушку, который замечает неладное, но не смеет высказать свое мнение. На глобальные изменения порой нельзя повлиять, но существующую обстановку исправить в силах социума.

Вариант 3

Михаил Салтыков-Щедрин является известнейшим русским писателем, который уделял большое внимание теме крепостничества и крепостного права, ущемления крестьян и другим насущным проблемам России. Авторству этого гениального писателя-сказочника принадлежит целое море сатирических, иронических, смешных, едких, яденьких сказок. Сказка под названием «Богатырь» носит глубокий смысл и посыл, поэтому является одним из лучших произведений данного автора. Анализ этой сказки представлен в этой статье.

Охарактеризовать сказку «Богатырь» авторства Салтыкова-Щедрина можно, как резкую, ведь она разоблачала многие сферы социальной и политической сферы жизни. Именно она устремлялась против воли печатного слова, не входила в рамки предусмотренного печатного эталона. Поэтому не является удивительным тот факт, что сказку власть позволила напечатать м печатных средствах массовой информации только в 1922 году.

Произведение относится к жанру сказки. Несмотря на большое количество волшебных и нереальных моментов, использованных в ней, сказка открывает со временем для человека все более глубокие смыслы. Также для большого количества писателей, авторов сатирических литературных произведений, сказка является прекрасной формой для выражения своего недовольства и бунта против каких-либо вещей, про которые они не могут сказать прямо. Сказка – это своего рода прикрытие. Но нельзя забывать, что в любое свое произведение, писатель стремится вложить глубочайший смысл, а не просто красивые слова.

К типу таких сказок относится творение Салтыкова-Щедрина. Оно было создано в 1886 году.

В своем творении Щедрин поднял вопросы абсолютизма, использовав при этом образ богатыря, что дремал крепким сном на протяжении многих лет. Иванушка – это якобы обыкновенный беспомощный народ. В то время, как богатырь спал, то он отлежал себе все бока и заработал пролежни. Ему было безразлично на проблемы и беды простых людей.

Богатырь с давних времен является символом силы, власти, крепости и защиты. Но он утратил свою значимость из-за лени.

Таким образом, написав сказку, Щедрин смог с легкостью высмеять слабости власти и указать ей прямо в нос этим.

Популярные сегодня темы

Афанасия Фета считают поэтом, который мог одушевлять природу, описывать родную землю в мельчайших деталях. Природа присутствует в любом произведении автора

Самое сильное и возвышающее чувство – любовь. Как тонко и трепетно она описывается в произведении А.С. Пушкина «Дубровский». Юный и прекрасный представитель состоятельного класса населения Владимир Дубровский влюбляется

Одним из самых известных произведений С.Я.Маршака является сказка «Двенадцать месяцев».

Несмотря на то, что был уже январь, зима только начиналась в наших краях. Вот, например, только вчера выпал первый снег. Весь вечер я провел около окна, зачарованно наблюдая за тем, как аккуратные снежинки мягко опадают на землю

Куприн Александр Иванович – писатель, которому не чужда тема отношений. Он любил писать об отношениях, о любви и счастливых жизнях людей. Услышав от знакомого историю его семьи, в которой все выручали друг друга

Смысл сказки Богатырь

Смысл названия Сказки Богатырь

Сказку «Богатырь» написал Михаил Евфграфович Салтыков-Щедрин в 1886 году. Смысл названия сказки прост: в произведении показана жизнь одного Богатыря от рождения до смерти.

Обратимся к сюжету сказки. Баба-яга родила Богатыря. Кормила его, поила, а когда старая стала — отпустила сына на все четыре стороны. Мать-ведьма подалась на покой в пустыню, а Богатырю наказала: «Иди, сынок, совершай подвиги!»

Пошёл детина на все четыре стороны. Дубы с корнем вырывал, стволы кулаком сбивал. У одного дуба задержался. Видит: дупло в нём большое. Забрался Богатырь-лентяй в него и захрапел на всю ивановскую, как и положено настоящему богатырю. Сила его — в долгой дрёме. Проспит он тридцать лет и три года — сил наберётся, подвиги начнёт совершать. Страшно Богатырь захрапел, жутко. От храпа того нечеловеческого мать-земля застонала, звери в страхе разбежались кто куда, леший со своей лешачихой и детками рванули из леса восвояси.

Разнеслась слава про Богатыря по всей Земле. И свои, и чужие про Богатыря говорят, ждут, когда проснётся. И те, и другие боятся, дивятся, но усердно ждут.

А Богатырь спит себе да спит. Сто лет спит. Двести. Триста. Вот уже и тысячу проспал. За тысячу лет много зла да лиха в стороне родной случилось. Люди жили плохо, бедствовали, голодали, с врагом сражались, гибли на поле боя! А кто нечестно жил, воровством да грабежом промышлял! Не было нигде порядка. Люди жили и ждали, когда Богатырь проснётся, поможет им.

А он всё не просыпается. Стали тогда люди недовольство высказывать: «Что это за Богатырь такой?». У нас беды, войны, неурожаи, голодуха — а он спит и усом не ведёт. Началась в толпе людской паника. Стали люди роптать, гневаться.

Недруги зашевелились, голову почесали: «Коли Богатырь их спит беспробудным сном — пойдём к ним войной!». Подошли враги к дубу, понюхали: воняет. И вскричали супостаты: «А Богатырь-то гнилой!»

И стали чужеземные всё бить-колотить. Стали изверги всё жечь да грабить. Мстили, окаянные, за тысячный застой в деле захватов да набегов.

Стали люди бедные просить Богатыря о помощи. Подошли к дубу, а богатырьего храпа не услышали. Богатырь всё также смотрит «незрячими глазами на солнце», а храпа нет. Был среди этих людей смельчак — Иван-дурак. Подошёл он близко к дубу, размахнулся и «перешиб дупло кулаком». Развалилось дерево, и люди увидели, что Богатыря змеи съели по самую шею.

Смысл произведения «Богатырь»

Так в чём же смысл произведения «Богатырь»? Богатырь — это российское правительство, которое ничего не делает для своего народа. Оно гнилое и бесполезное. Его не трогают нужды крестьян, которые умирают от голода и нищеты. Автор сказки говорит читателю между строк: надеяться на правительство не стоит, всегда надо надеяться на себя и свои силы.

Салтыков-Щедрин жил в эпоху жесточайшей цензуры и боязни власти. Общество разрушалось, потому что власть бездействовала. Враги в сказке — это люди, которые наживаются за счёт народа.

За образами сказки стоит вся Россия конца девятнадцатого века. Загнивающая Россия. И смысл финала именно в этом. Если власть не проснётся, не станет помогать людям, то стоит ли им жить в такой стране?

Источник

Общий смысл сказки

В образе Богатыря автор показывает правительство, прогнившее до самых низов, которому совершенно безразлично положение народа своей страны. Писатель жил во времена строжайшей цензуры и страха перед властями. Эта ситуация ярко описана в его сказке:

  • правящие круги к тому времени уже настолько прогнили, что им некогда было заниматься проблемами народа и страны;
  • бездействие и равнодушие власти приводит к разрушению общественных устоев;
  • жители государства не надеются на помощь властей, они предоставлены сами себе.

Описанные в сказке враги олицетворяют не только внешних, но и внутренних агрессоров, растаскивающих страну по частям и наживающихся за этот счет. В стране царит нищета, голод, смута, но правительство не принимает никаких действенных мер для решения этой проблемы.

Образ Бабы-яги в сказке показывает бездействие властей, а змеи, съевшие Богатыря, — главные пороки людей, стоящих у власти. Они губят себя в жадности, бездействии, алчности и равнодушии.

Сравнивая отношение правительства к народу в те времена и на сегодняшний день, можно сказать, что оно почти не отличается. То же равнодушие к положению простого народа, то же бездействие. Золотой Телец решает все вопросы: если человек имеет деньги, для него будут открыты все двери, он сможет без проблем решить любые вопросы. Сказка Салтыкова-Щедрина «Богатырь» вполне актуальна и в современное время.

Краткое содержание сказки

В литературной работе присутствуют гиперболы — рост богатыря с версту; гротески — страшный храп, который всех пугает, длительный сон без пробуждения; острая ирония — Баба-Яга — мать для витязя.

Богатырь и народ

Главные персонажи представлены русским народом и Богатырём. Могучий атлет был рождён для защиты Родины от неприятеля, но не оправдал надежд перед своими людьми. Российское племя долготерпеливо и верит, что в наиболее трудные времена ему поможет богатырь.

Второстепенные персонажи — матерь силача Баба-Яга, Иван-Дурак, который понял подлинное положение могучего молодца, а также враги русской страны.

Сказочный силач появился на свет для защиты родного края. Непродолжительное время вершил великие дела: несколько вырванных с корнями дубов, беспробудные сновидения, устрашающий храп.

Богатырь наводил страх на всех вокруг, он обычно погружался в сон и так накапливал силу.

Характеристика русского народа:

Враги остереглись нападать на Российское государство, где население боится уснувшего исполина. Русская сторона и её народ постоянно надеются. Когда звали на помощь, успели передраться между собой, многие беды перенесли, но продолжали веровать в Спасителя.

Нападение врагов-супостатов

Российский народ безмолвно переносит лишения, терпит все невзгоды. Разумеется, необходимо быть смелыми и уметь бороться против несправедливости.

Так прошла тысяча лет. Все это время силач беспрерывно спал. В ту сложную пору случилось, что совершили набег на родную землю жестокие враги. Русские люди возопили, но от Богатыря не было слышно даже храпа в ответ.

Отправились искать силача-защитника. Затем Иван-дурак разворошил дупло, в котором спал атлет, и явился перед народом этот исполин, но он до самой шеи был изъеден змеями.

Главная мысль произведения «Богатырь» Салтыкова-Щедрина — насущная необходимость свергнуть самодержавие в Российском государстве. Спящий витязь представляет собой плеяду самодержцев. Они крайне далеки от населения, их заботит лишь собственное спокойствие и личные заслуги прошлых лет. Русскому племени, конечно же, не нравится такое положение вещей, в обществе начинают появляться революционные волнения.

Баба-Яга — неоднозначная героиня в Салтыковской сказке. Она совершает как злые, так и добрые поступки, это зависит от её настроения.

В давнюю пору мудрые правители объединили Русь, сделав её Великой, отстояли и расширили границы своей земли. Помня о былых войнах, о подвигах русских воинов, о героизме и мужестве народа, враги длительное время не осмеливались нападать, но, прознав о долгом сне императора, обрушились на Российскую страну. Но прошла тысяча лет, европейские соседи перестали принимать спящую Русь. Русский народ оставался жив только благодаря одной вере и почитанию минувших подвигов.

Сказка была напечатана для широкого круга читателей гораздо позже её создания — лишь в советский период в 1922 году. Когда литературный труд был завершён, о нём стало известно только избранному кругу в самодержавной России.

Салтыков-Щедрин: краткое содержание небольших сказок

Богатырь — герой сказки, сын Бабы-Яги. Отправленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Богатыря и боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется. Но проходили века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились, чтобы выручил, то оказалось, что Богатырь давно мертв и сгнил. Его образ столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не напечатанной вплоть до 1917 г.

Дикий помещик — герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты «Весть», по глупости жаловался, что «очень уж много развелось… мужика», и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Тот пришел было в восторг («чистый» воздух стал), по оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить. Однако он от своих «принципов» не отступал и в результате одичал, стал передвигаться па четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал). Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелело «мужика изловить и водворить обратно». С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.

Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: «Поди проспись!» Во второй — заподозрен в «сицилизме» и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?» — что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника». В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш — тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек). Однако признает, что «все-таки с ним одним по душе поговорить можно», и временами даже слег-ка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход «диспута» Карася со Щукой не подтверждает его правоты.

Здравомысленный заяц — герой одноименной сказки, «так здраво рассуждал, что и ослу впору». Считал, что «всякому зверю свое житье предоставлено» и что, хотя зайцев «все едят», он «не привередлив» и «всячески жить согласен». В пылу этого философствования был пойман Лисой, которая, наскучив его речами, съела его.

Кисель — герой одноименной сказки, «был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его ели. Господа до того им пресытились, что и свиньям есть предоставляли, так что, в конце концов, «от киселя остались только засохшие поскребушки», В гротескном виде здесь отобразились и крестьянская покорность, и послереформенное оскудение деревни, ограбленной уже не только «господамн»-помещмками, но и новыми буржуазными хищниками, которые, по убеждению сатирика, как свиньи, «сытости… не знают».

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://ilib.ru/

Информация о работе «Салтыков-Щедрин: краткое содержание небольших сказок»

Раздел: Краткое содержание произведений Количество знаков с пробелами: 3994 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Основная идея

Провокационная и изобличающая сказка порицает существующую власть в стране. Автор отмечает, что правительство полностью оторвано от своего народа, оно сознательно закрывает глаза на людские горечи и страдания.

Вопросы самодержавия

Писатель в свойственной ему манере остроумно и едко высмеивает пороки современного ему общества. Салтыков-Щедрин родом из знатных дворянских кровей. Жил и создавал свои литературные работы в России XIX века. Сатирическое сказание о сне исполина невелико объёмами, но сложно своим идейным содержанием.

При прочтении сказки складывается мнение, что она о силаче, который проспал собственную жизнь в дупле дерева, когда ему по плану следовало бы оберегать родную землю и русский народ от набегов жестоких врагов.

При более внимательном рассмотрении становится ясно, что в храпящем Богатыре рассматривается самодержавное правительство Российского государства. Оно не оправдывает потребности и ожидания своего населения.

В тексте сказочной истории легко различимы старорусский слог, русский дух, народные традиции. Также без затруднений угадываются российские люди, которые боятся всего вокруг, в том числе грозного храпа из дупла, и уповают на спасителя, что обязательно когда-нибудь придёт.

Самодержавие у Салтыкова-Щедрина имеет следующие характеристики:

В волшебной стране племя русичей самостоятельно себя изводило, да так, как враг никогда не сможет. Когда вражьи полчища напали на русскую землю, оказалось, что спящий силач давно умер в дупле. Автор иносказательно доносит мораль, что нельзя полагаться на пустые обещания правящего класса и обманывать самих себя.

Народ бесконечно терпит непомерные пошлины и поборы, напрасно ожидая защиты от тяжёлых бедствий.

Значение литературного произведения

Салтыков-Щедрин художественным сочинением «Богатырь» высказывает протест против немого подчинения перед деспотичной российской действительностью. Автор возмущён и призывает разбудить давно спящего русского богатыря, чтобы прекратить народные страдания.

Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Богатырь» — смысл, идея и тема произведения

Число сказок Салтыкова-Щедрина собирает в себе 32 написанных произведения. Но из-за некорректности написания Салтыков-Щедрин так и не сумел опубликовать полное и сформировавшееся собрание. В сентябре 1886 г. напечатали неполный сборник сказок, всего 23 сказки. Одна из сказок (сказка «Богатырь») автора была утерянная в архивах и также не была опубликована при жизни писателя.

Сказка «Богатырь» имела резкий разоблачительный и вызывающий характер, она явно была устремлена вопреки свободе слова. Тем самым не давало шансов на быстрое возникновение в печатных изданиях. Лишь в 1922 году сказка была в первый раз напечатана в журнале.

Жанр сказки знаком каждому человеку с малых лет его жизни. Когда мы становимся взрослее, мы начинаем все чаще и все лучше понимать, что большинство моментов из тих волшебных и невероятных историй могут быть не такими простыми и конкретными, как нам казалось в детские годы. Большинство авторских сказок имеет явный и немаловажный смысл. Писатели достаточно часто обращаются к этому жанру, чтобы суметь донести до читателей свои идеи и мысли, которые высказанные прямо могут показаться мятежными. Одним из примеров такого произведение и является сказка Салтыкова-Щедрина «Богатырь», которая была написана в 1886 году. Как и все его произведения, эта сказка также была предназначена для прочтения юному поколению.

В данной сказке автор описал абсолютизм в облике богатыря, который чрезмерно крепко спал на протяжении нескольких тысячи лет, а простой народ он показал в образе Иванушки. За то время пока богатырь спал, его злосчастная сторона различными болями переболела, ни разу он, ни ухом не дернул, ни оком не пошевелил, чтобы узнать, из-за чего земля стонет. Не пошевелился богатырь, даже когда на народ напали сильные и беспощадные противники. Богатырь, который воплощал власть, оказывается ложным богатырем, в котором уже нет ничего хорошего. Однажды подошел к Богатырю дурочек Иванушка, переломил дупло своим кулаком — смотрит туда, а там змеи у Богатыря тело прям, до самой шеи обглодали. В данной сказке был спрятан клич к разрушению власти. Писатель в присущей ему манере, довольно резко и точно, высмеял слабости общества того времени и его минусы.

По мнению большого, количества писателей, народные сказки и сказки Щедрина связывает одинаковый сказочный сюжет и использование классических сказочных способов написания. Также в основе, как народного творчества, так и сказок Щедрина находятся народные взгляды на жизнь, сравнение добра и зла и т.д.

История написания и жанр

Всего Салтыков-Щедрин написал 32 сказки, однако не смог собрать их воедино и опубликовать полный сборник. В первое издание, сделанное при жизни писателя, вошло всего 23 произведения.

Сказка «Богатырь» не попала в этот сборник, она затерялась в архивах. Это вполне объяснялось содержанием сказки. Автор написал ее в резкой обличительной форме, она носила вызывающий характер, не соответствующий литературной цензуре того времени. Произведение увидело свет лишь в 1922 году.

«Богатырь» написан в жанре сказка. Она обнажает перед читателем весь смысл происходящего, хотя мифических эпизодов в произведении немало. Для многих писателей-сатириков подобная сказка — уникальная возможность протеста против вещей, не подлежащих прямому высказыванию. Автор таким образом может выразить собственное недовольство. А произведение играет роль ширмы. Значительная часть авторских сказок наделена важным и глубоким смыслом.

Этот жанр среди писателей популярен ввиду возможности донести до читателя авторские соображения относительно той или иной проблемы, которая, будучи обнародованной, может быть истолкованной как мятеж.

Богатырь — анализ

Это странная сказка, достаточно психологичная и поучительная. Вроде бы используются сказочные мотивы, образы, герои, а речь идёт, будто бы, и о современности, о вечных проблемах.

Этот самый Богатырь появился на свет от Бабы Яги. Уже неожиданный поворот, так как эта ведьма – явно не положительный персонаж в сказках. От неё (и от её наследника) сложно ждать чего-то хорошего.

Вначале всё не так плохо – богатырь растёт. Мамаша его отстранилась от воспитания, от чего общество только выиграет… И когда он сил набрался, то и пошел на свой первый подвиг. Но всего лишь пошел он в лес – разбил одно дерево кулаком, другое… А в третьем было дупло. Недолго думая, богатырь залез туда спать. В принципе, не такой уж и странный поступок для русского-народного героя, ведь все помнят, что богатырь может тридцать лет и ещё три года на печи спать, то есть сил набираться. Вот все и решили, что этот сын Бабы Яги тоже копит энергию на какой-то подвиг. Если Родина будет в опасности, то он непременно проснётся и всех спасёт.

Супостаты узнали, конечно, что появился богатырь – защитник у народа. С опаской стали относиться к стране. Не спешат уж нападать и угрожать. Но всё-таки за годы разное было – беды, голод, волнения. И всё люди ждут, что богатырь очнётся — спасёт всех, причём и от бедности, и от врагов, и от беспорядков всяких. Но он всё спит в дубовом дупле – храпит на весь лес. Тогда все себя и утешают, что пока, значит, не самая страшная беда обрушилась на страну.

И всё-таки не могли выдержать враги бесконечно долго. Напали на страну, окружили дерево, где почивал богатырь. Кстати, важная деталь показана автором – уже некоторое время богатырь не храпел. Это ведь можно трактовать в том смысле, что он проснулся, готовится на ратный подвиг. Стали супостаты осторожно приближаться к дуплу… И сказали все вдруг: «Воняет!» Оказалось, что от богатыря того осталась только голова, всё остальное давно съели гадюки.

Тогда супостаты напали на страну. Логично, что громили они всё с яростью за то, что столько лет терпели и боялись. Даже слава о богатыре не очень помогла народу – только оттянула момент провала.

В сказке звучат разные голоса. Глас народа звучит очень просто: «ужо», «воспрославит»… Само повествование тоже стилизовано, здесь используется такая устаревшая лексика, как «други» или «око».

В сказке показаны и страхи врагов, и надежды соотечественников, и глупость «богатыря».

Идея, тема, смысл, суть

Другие сочинения: <- Анализ сказки Здравомысленный заяц Салтыкова-Щедрина? ДругиеИстория одного города. История создания романа Салтыкова-Щедрина ->

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Богатырье

1. М.Е. Салтыков-Щедрин «Богатырь»

2. Жанр. Авторская волшебно-сатирическая сказка. В сказке присутствуют: гипербола — богатырь ростом с версту коломенскую, гротеск – устрашающий храп, пугающий всех вокруг, беспробудный сон, ирония – мать богатыря Баба-Яга, гадюки тело до шеи съели. Есть ирония и в адрес долготерпения народа, его бесконечной веры в Бога и царя.

3. Главными героями повествования являются Богатырь и народ. Богатырь, задуманный матерью как защитник родной земли, не оправдывает надежд своего народа. Народ терпелив и верит, что в самый-самый трудный час придет им на помощь богатырь.

4. Второстепенными героями являются Баба-Яга – мать богатыря, дурак Иванушка, что открыл истинное положение богатыря и враги земли родной, супостаты-захватчики.

5. По сюжету сказки Богатырь, рожденный Бабой-Ягой для защиты земли родной, недолго «совершал великие дела». Пара вырванных с корнем дубов и беспробудный сон и грозный храп в дупле третьего. Боялись богатыря все вокруг, он спал и силу копил. Остерегались и враги нападать на землю, где боятся спящего исполина. А земля и народ ждали — в голод ждали, в пожары, передрались – на помощь звали, все беды перетерпели, а все верили в спасителя. Так миновала тысяча лет, а богатырь спал. Напали тогда на землю родную враги, почуяв вонь из векового дупла. Возвопил народ, но даже храпа не услышал в ответ. А потом и вовсе Иванушка дурак перешиб дупло и предстал Богатырь до шеи змеями поеденный.

Спи, Богатырь! Анализ сказки Салтыкова-Щедрина

Такой жанр как сказка знаком каждому с детства. Став взрослее, мы начинаем понимать, что многие моменты в этих волшебных историях могут оказываться вовсе не столь однозначными, как нам казалось в юные годы. Ряд сказок, особенно авторских, а не народных, имеет явный глубинный подтекст. Литераторы частенько обращались к данному жанру, чтобы иметь возможность в иносказательной форме донести до аудитории те мысли и идеи, которые, будучи напрямую высказанными, могли бы показаться крамольными. Примером одного из таких произведений служит сказка Салтыкова-Щедрина «Богатырь», написанная в 1886 году. Как и прочие его работы, эта адресована детям «возраста изрядного» – проще говоря, до сути истории дойдут взрослые люди. Даже поверхностный анализ сказки Салтыкова-Щедрина позволяет понять, что под верхним «лубочно-народным» слоем скрыт смысл более глубокий и волнующий автора. Писатель в особой манере, довольно едко и умно, высмеивал пороки тогдашнего общества и его недостатки.

анализ сказки салтыкова щедрина

Прежде, чем производить анализ сказки Салтыкова-Щедрина, стоит напомнить, что жил и творил автор в России XIX века, происходил из знатного дворянского рода. Михаил Евграфович Салтыков — Щедрин (1826-1889 гг.) долгое время сочетал писательство с государственной службой, работая чиновником. Позже, он был известным редактором и публицистом различных изданий.

Само произведение «Богатырь» невелико по объему. Поэтому может показаться, что анализ сказки Салтыкова-Щедрина будет простым занятием. Но, как и другие работы автора, эта совсем непроста. Внешне – это история о силаче, проспавшем всю жизнь в дупле, вместо того, чтобы защищать свой народ от жестоких набегов чужеземцев. Но под видом Богатыря, пугавшего одним своим храпом всех в округе, просматривается вложенная писателем другая идея. Здесь обличается недальновидность правящего класса, несоответствие поступков верхушки ожиданиям и потребностям простого люда.

Начав анализ сказки Салтыкова-Щедрина, читатель первым делом замечает, что внешнее ее сходство со сложенными народом былинами достаточно велико. Тут встретим знакомых сказочных героев – Бабу Ягу и ее сына – Богатыря, обладателя силищи знатной, дубравы лесной сокрушителя. Распознаем известные народные мотивы, дух и речь старорусскую. Узнаваемы также размышления и поступки «своих», которые боятся даже храпа богатырского, но только на его защиту и полагаются. Понятны и «супостаты», которые звуков раскатистых пугались, да обворовывать соседей тысячу лет не решались, пока защитник спал. В стране сказочной, пока спал Богатырь, «свои» сами друг друга так изводили, что «чужим» бы и не снилось. Когда же вражьи силы напали на страну, где силач в дупле почивал, оказалось, что давно он умер, и змеи съели тело его в дупле, где спал. Не оправдаются надежды народа на неведомого богатыря. Никто не спасет людишек простых от захватчиков, как на защитников сказочных не полагайся.

сказка салтыкова щедрина

В дни жестокой цензуры, через которую тогда должно было пройти любое произведение, чтобы быть изданным, подобные сказки кажутся более смелыми, чем самые откровенные высказывания современных журналистов, критикующих нынешние власти. К тому же, задаваясь вопросом о том, так ли уж утрачена сегодня актуальность произведений Салтыкова-Щедрина, сможем ли мы дать положительный ответ, не покривив душой?

Главная мысль сказки «Богатырь»

Творчество М.Е Салтыкова-Щедрина тесно связано с его личным жизненным опытом, впечатлениями о людях, и критикой политического строя в котором жил и творил литератор.

Среди всех сказок автора, особой популярностью пользуется «Богатырь» — который имеет явный глубинный подтекст, и в иносказательной форме доносит до читателя скрытые мысли и идеи, которые в то время, невозможно было «озвучить» напрямую.

Сказка писалась с длительными перерывами, и была закончена через год, с существенными изменениями.

По первоначальному замыслу, в образе бездействующего «Богатыря» был представлен «спящий народ».

И только спустя некоторое время, автор останавливается на обобщённом образе «прогнившего» самодержавия.

История сказки тесно переплетается с судьбой трёх других: «Медведя на воеводстве», «Орла-мецената», «Вяленой воблы» и позволяет понять весь смысл написанного произведения.

Тема сказки — на первый взгляд проста, и её цель в вере простого народа в мнимого богатыря, который придёт им на помощь.

Со страниц повествования мастер слова подвергает критике невежество людей. И подчёркивает словами: » О многострадальной стороне которая верит, плачет, вздыхает. А когда источник слёз и воздыханий иссякнет, то Богатырь улучит минуту и спасёт её».

В этих словах, заключена надежда простого народа в светлое будущее, и в царя стоящего у власти!

А после, народ понимает простую истину, что никто за них не вступится, пока они сами ни начнут себя защищать. Народ проснулся, и начинается война с иноземцами.

Плохо вооружённый народ отстаивает свою независимость ценою массовых кровопролитий и героизма.

В финале сказки, простые люди обращаются к «Богатырю» (царю) за помощью, а он и пальцем не пошевельнул чтобы им помочь.

Сказка создавалась в то время, когда монархический режим, представлял реальную угрозу превращения России, в колонию более развитых капиталистических стран.

Гарантией независимости могла стать сила народа и вера в победу. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В небольшой по объёму сказке, автору удалось воспроизвести невозможное и показать борьбу русского народа с многочисленным врагом!

Полезный материал по теме:

Презентация «Анализ сказки «Богатырь» Салтыкова-Щедрина»

АНАЛИЗ СКАЗКИ БОГАТЫРЬ М.Е.Салтыкова-Щедрина Выполнил ЛУЦЕНКО ДМИТРИЙ (С) 2019

Выполнил ЛУЦЕНКО ДМИТРИЙ (С) 2019

О АВТОРЕ Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин; 15 [27] января 1826 — 28 апреля [10 мая] 1889) — русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор.

О АВТОРЕ

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин; 15 [27] января 1826 — 28 апреля [10 мая] 1889) — русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор.

Сказка “Богатырь” Cказка “Богатырь” была написана в 1886 году ,но была запрещена. В связи с приходом к власти большевиков она была разрешена и опубликована только в 1922 году. Cказка была написана о российском самодержавии

Сказка “Богатырь”

Cказка “Богатырь” была написана в 1886 году ,но была запрещена. В связи с приходом к власти большевиков она была разрешена и опубликована только в 1922 году.

Cказка была написана о российском самодержавии

Богатырь – смелый,большой,могучий человек,способный защитить Родину и Отечество. Но мы знаем ,что Салтыков высмеивал в своих сказках общественные проблемы,пороки тогдашнего общества.В его сказке “БОГАТЫРЬ” оказался гнилым,мнимым,сыном Бабы-Яги. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ.

Богатырь – смелый,большой,могучий человек,способный защитить Родину и Отечество.

Но мы знаем ,что Салтыков высмеивал в своих сказках общественные проблемы,пороки тогдашнего общества.В его сказке “БОГАТЫРЬ” оказался гнилым,мнимым,сыном Бабы-Яги.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ.

В сказке автор высмеивает веру в Богатыря (власть) способную защитить страну от всех невзгод.Богатыря боятся,но ему поклоняются,на него молятся. На самом деле Богатырь даже не способен проснуться от беспробудного сна,поглатившего его, посмотреть и хотя-бы попытаться решить накопившееся за годы,десятки и сотни лет.Иванушка-дурачок перешиб дупло где спал Богатырь кулаком,и показал всем,что нельзя верить в силу и мощь Богатыря. Мораль – Нельзя ждать помощи от кого-то, нельзя винить кого-то в своих невзгодах и проблемах – нужно винить прежде всего СЕБЯ МОРАЛЬ.

В сказке автор высмеивает веру в Богатыря (власть) способную защитить страну от всех невзгод.Богатыря боятся,но ему поклоняются,на него молятся. На самом деле Богатырь даже не способен проснуться от беспробудного сна,поглатившего его, посмотреть и хотя-бы попытаться решить накопившееся за годы,десятки и сотни лет.Иванушка-дурачок перешиб дупло где спал Богатырь кулаком,и показал всем,что нельзя верить в силу и мощь Богатыря.

Мораль – Нельзя ждать помощи от кого-то, нельзя винить кого-то в своих невзгодах и проблемах – нужно винить прежде всего СЕБЯ

МОРАЛЬ.

Герои : Богатырь,Иван-дурак,Баба-Яга,русский народ. Богатырь – с виду сильный ,но на самом деле гнилой и плохой человек(власть) Иван-дурак – оказался смелым и умным человеком,открывшим правду народу Баба-Яга – мать Богатыря,олицетворение злого духа на Руси Русский народ – тупой,наивный. ГЕРОИ.

Герои : Богатырь,Иван-дурак,Баба-Яга,русский народ.

Богатырь – с виду сильный ,но на самом деле гнилой и плохой человек(власть)

Иван-дурак – оказался смелым и умным человеком,открывшим правду народу

Баба-Яга – мать Богатыря,олицетворение злого духа на Руси

Русский народ – тупой,наивный.

ГЕРОИ.

Сюжет разворачивается в лесу,где после слома деревьев обосновался и уснул вечным сном Богатырь. Тем временем в городах и деревнях на Богатыря молятся,чтобы он проснулся и спас Россию от всех бед.На западе Богатыря боятся. СЮЖЕТ.

Сюжет разворачивается в лесу,где после слома деревьев обосновался и уснул вечным сном Богатырь. Тем временем в городах и деревнях на Богатыря молятся,чтобы он проснулся и спас Россию от всех бед.На западе Богатыря боятся.

СЮЖЕТ.

Выводы: нельзя ни на кого надеяться , верить ,что неизвестный герой спасёт Вас и Вашу страну от всех земных бед. Нужно всё делать самим, надеяться прежде всего именно на себя. ВЫВОДЫ.ЛИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Выводы: нельзя ни на кого надеяться , верить ,что неизвестный герой спасёт Вас и Вашу страну от всех земных бед. Нужно всё делать самим, надеяться прежде всего именно на себя.

ВЫВОДЫ.ЛИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Сказка “Богатырь” актуальна и сегодня,ведь,несмотря на многие внутренние проблемы и кризис в нашей стране,народ всё равно восхваляет власть и терпит антинародный режим. В СССР (после распада “богатырской” власти) было народовластие,уверенность в завтрашнем дне. Сегодня мы можем только догадываться,что будет завтра,мы не уверены . А может даже быть,что завтра будет и война. АКТУАЛЬНОСТЬ

Сказка “Богатырь” актуальна и сегодня,ведь,несмотря на многие внутренние проблемы и кризис в нашей стране,народ всё равно восхваляет власть и терпит антинародный режим. В СССР (после распада “богатырской” власти) было народовластие,уверенность в завтрашнем дне. Сегодня мы можем только догадываться,что будет завтра,мы не уверены . А может даже быть,что завтра будет и война.

АКТУАЛЬНОСТЬ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: