«Бедный волк» — анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

  1. Краткие содержания
  2. Салтыков-Щедрин
  3. Бедный волк

Произведение «Бедный волк» было создано Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным в 1883 году. История представляет себе сатирическую сказку, сюжет которой основывается на судьбе лесного хищника, привыкшего существовать исключительно за счет совершаемых им убийств других живых созданий.

Всем известно о том, что наиболее опасным и беспощадным зверем в лесу является волк, способный уничтожить весь скот, имеющийся у крестьянина. Однако и мужики яростно преследуют таких хищников, и противостояние между волками и охотниками никогда не прекращается.

В лесу обитает волк, который ради удовлетворения собственного голода без колебаний убивает не только коров и овец, но и людей. Однажды хищнику доводится встретиться с медведем, который пытается пробудить у волка совесть и сострадание, объясняя ему, что нельзя лишать жизни всех подряд. В то же время волк настаивает на том, что он от рождения является хищником и не может иным образом прокормить свою семью. Медведь вынужден принять его позицию, правда, волк обещает, что в дальнейшем он все же будет стараться уменьшить количество убийств. По мнению медведя, оптимальным избавлением для всех станет уход из жизни самого волка.

Однако на самом деле хищник вовсе не становится менее агрессивным и кровожадным, число его жертв постоянно растет. Но с возрастом волк замечает, что ему становится все тяжелее передвигаться, к тому же один из крестьян повреждает позвоночник зверя с помощью палки. Волк видит, что он уже не может справиться с собаками, он также не в состоянии теперь расправиться с овцой. Зверь все чаще страдает от голода, вынуждающего его выть на протяжении ночных часов.

Однажды волку все же удается захватить одного ягненка, но хищник, услышав его отчаянную мольбу, все же отпускает свою жертву. Волк укладывается в берлоге и начинает дожидаться собственной кончины, однако жизнь продолжается, несмотря на то, что хищник уже давно фактически голодает. Волк полагает, что люди его прокляли из-за того, что он погубил множество животных и принес немало горя окрестным крестьянам.

Когда в лесу появляются охотники, хищник добровольно предстает перед ними, мечтая о смерти. Чувствуя, как череп раскалывает выпущенная из ружья пуля, волк с облегчением думает о том, что теперь его невыносимые страдания, наконец, завершатся.

Из сказки можно сделать вывод о том, что природа хищника такова, что он не в силах жить, не убивая. Но в то же время и к волку нельзя не почувствовать жалости, поскольку и он является живым существом, которое также имеет право на существование.

Читательский дневник.

Другие произведения автора: <- Карась-идеалист? Салтыков-ЩедринМедведь на воеводстве ->

Краткий сюжет

Читатель привык, что персонаж волка всегда злой, жестокий и именно поэтому его не любят. В произведении «Бедный волк» Салтыков-Щедрин показал этот образ немного по-другому. Он заставил свою аудиторию понять, что это животное — хищник и без мяса он выжить не сможет, единственный выход — убивать других. После такого можно сделать вывод, что ненависть к животному неоправданна.

Если провести подробный анализ сказки «Бедный волк» Салтыкова-Щедрина, можно понять, что не один серый хищник проявляет жестокость, но и люди, которые охотятся на него.

Произведение относится к позднему периоду творчества автора. Он часто придумывал рассказы аллегорического характера, где животные являлись главными героями. Но эта сказка имеет тяжелое содержание и особенную тему. Автор описывает понятие жестокости, и по каким причинам она возникает. А также он пишет о хороших и плохих людях.

Начинается рассказ с того, что все лесные жители считают волка самым жестоким зверем, который мешает их спокойствию. Все ненавидят зверя за его происки: он то овцу съест, то зайца выловит.

Вот однажды медведь решил поймать волка и судить его. Он объяснял, что в лесу его все боятся и ненавидят. Хищник в свое оправдание признался, что если не будет охотиться, не сможет выжить и прокормить свою семью. Поговорив с ним, косолапый понял, что нельзя судить того, кто просто живет по своим правилам и законам. После этого медведь отпустил его. Пока у волка была сила и прыть он охотился и питался.

Через время зверь постарел, ослаб и не мог догнать даже зайца. Подумал он и решил выйти к охотникам, чтобы принять смерть.

Основная мораль произведения в том, что нельзя никого осуждать. Каждый человек, как и животное индивидуален. И жизнь сама направляет и указывает, как нужно выживать.

В сказке всего 2 основных персонажа:

  1. Волк — разбойник и душегуб, который раскаялся и признался, что не может жить иначе.
  2. Медведь Топтыгин — мудрый и справедливый.

Если рассматривать план произведения, читателям отчетливо видно, что образы из сказки имеют много общего с людьми. Если человек не такой, как все, его начинают дразнить и изгонять из общества. Они не задумываются, что он не виноват в своей индивидуальности, таким его сотворила природа.

Михаил Салтыков-Щедрин – Бедный волк

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги “Бедный волк”

Описание и краткое содержание “Бедный волк” читать бесплатно онлайн.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Другой зверь, наверное, тронулся бы самоотверженностью зайца, не ограничился бы обещанием, а сейчас бы помиловал. Но из всех хищников, водящихся в умеренном и северном климатах, волк всего менее доступен великодушию.

Однако ж не по своей воле он так жесток, а потому, что комплекция у него каверзная: ничего он, кроме мясного, есть не может. А чтобы достать мясную пищу, он не может иначе поступать, как живое существо жизни лишить. Одним словом, обязывается учинить злодейство, разбой.

Не легко ему пропитание его достается. Смерть-то ведь никому не сладка, а он именно только со смертью ко всякому лезет. Поэтому кто посильнее – сам от него обороняется, а иного, который сам защититься не может, другие обороняют. Частенько-таки волк голодный ходит, да еще с помятыми боками вдобавок. Сядет он в ту пору, поднимет рыло кверху и так пронзительно воет, что на версту кругом у всякой живой твари, от страху да от тоски, душа в пятки уходит. А волчиха его еще тоскливее подвывает, потому что у нее волчата, а накормить их нечем.

Нет того зверя на свете, который не ненавидел бы волка, не проклинал бы его. Стоном стонет весь лес при его появлении: «Проклятый волк! убийца! душегуб!» И бежит он вперед да вперед, голову повернуть не смеет, а вдогонку ему: «Разбойник! живорез!» Уволок волк, с месяц тому назад, у бабы овцу – баба-то и о сю пору слез не осушила: «Проклятый волк! душегуб!» А у него с тех пор маковой росинки в пасти не было: овцу-то сожрал, а другую зарезать не пришлось… И баба воет, и он воет… как тут разберешь!

Говорят, что волк мужика обездоливает; да ведь и мужик тоже, как обозлится, куда лют бывает! И дубьем-то он его бьет, и из ружья в него палит, и волчьи ямы роет, и капканы ставит, и облавы на него устраивает. «Душегуб! разбойник! – только и раздается про волка в деревнях. – последнюю корову зарезал! остатнюю овцу уволок!» А чем он виноват, коли иначе ему прожить на свете нельзя?

И убьешь-то его, так проку от него нет. Мясо – негодное, шкура жесткая – не греет. Только и корысти-то, что вдоволь над ним, проклятым, натешишься да на вилы живьем поднимешь: пускай, гадина, капля по капле кровью исходит!

Не может волк, не лишая живота, на свете прожить – вот в чем его беда! Но ведь он этого не понимает. Если его злодеем зовут, так ведь и он зовет злодеями тех, которые его преследуют, увечат, убивают. Разве он понимает, что своею жизнью другим жизням вред наносит? Он думает, что живет – только и всего. Лошадь – тяжести возит, корова – дает молоко, овца – волну, а он – разбойничает, убивает. И лошадь, и корова, и овца, и волк – все «живут», каждый по-своему.

И вот нашелся, однако ж, между волками один, который долгие веки все убивал да разбойничал и вдруг, под старость, догадываться начал, что есть в его жизни что-то неладное.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Похожие книги на “Бедный волк”

Книги похожие на “Бедный волк” читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Стиль написания

Проанализировав все творчество Салтыкова-Щедрина, можно сделать вывод, что он использует только один литературный прием — гротеск. Его главная суть заключается в доведение ситуации до абсурда, в преувеличении и даже в проявлении жестокости. Именно по этой причине некоторые сказки могут казаться странными даже взрослому человеку. В произведении «Бедный волк» заложен глубокий смысл, который прослеживается в каждой строчке. Автор пытается объяснить, что проявление жестокости порой бывает оправданным действием. Он простым языком описывал происходящую действительность своего времени.

Анализ творчество Салтыкова-Щедрина

Чтобы полностью понять творчество писателя, нужно задуматься, что он никогда не писал впустую. В каждом очерке повествователя присутствует мораль. Именно этим и интересны его произведения.

План анализа

На уроках литературы ученикам часто предлагается сделать небольшой анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Бедный волк». Для того чтобы чтобы он выглядел красиво и гармонично, сначала следует составить небольшой план:

  • Год написания — 1883.
  • Автор — Михаил Ефграфович Салтыков-Щедрин.
  • Тема — смысл жизни лесного волка.
  • Основная мысль — не всё так просто, как кажется сразу.
  • Герои — волк и медведь.
  • Мораль и вывод — у каждой медали всегда две стороны.

Этот краткий план анализа поможет ученикам понять и расставить по полочкам все аспекты рассказа, а также облегчит задачу при пересказе или написании сочинений.

Выводы и мораль

В произведении писатель затрагивает тему жестокости, которая иногда может быть оправданной. Неспроста он использует при написании сказки такой литературный приём, как гротеск, этот стиль наиболее точно передаёт атмосферу сюжета.

Автор не оправдывает волчью жестокость, он показывает её неизбежность. Так распорядилась природа, и менять себя в угоду общественному мнению для волка равносильно смерти. Конечно, речь здесь идёт не о животных, а о людском сообществе и таких его пороках, как:

  • бездушие;
  • недальновидность;
  • жестокость.

Нельзя применять одну и ту же истину к каждому индивиду. Правда у всех разная. Иногда можно оправдать даже жестокость, если она необходима для выживания вида.

В сказке нет отрицательных героев. Изначально за злодея можно принять волка, но это мнение ошибочно. Он один из ярких примеров того, как общество может повлиять на мировоззрение одного своего члена и полностью изменить его мысли, пусть даже на не совсем правильные.

Мораль истории можно описать так — не нужно поддаваться чужому влиянию, особенно если оно идёт вразрез с собственными убеждениями.

Основная мысль

Нельзя оценивать поведение человека только с хорошей или плохой стороны, всегда есть середина. Такую мысль пытается донести писатель до своего читателя при помощи аллегории и сатиры.

Животные в этом произведении говорят и думают. Именно поэтому эта история называется сказкой. Её можно воспринимать по-разному, в зависимости от возраста читателя. Для детей это действительно сказка, а для взрослых довольно глубокое по своему философскому смыслу произведение. Оно показывает все пороки общества. Недальновидность, а даже порой откровенную глупость людей. Неспособность к личному мнению.

Особенно характерно это проявляется в отрывке, где волк тащит ягнёнка. Он размышляет о том, что странный малыш кричит и борется за свою жизнь, когда все остальные овцы, молча, лежат готовые к своей неминуемой кончине:

«Много он на своём веку овец перерезал, и все они какие-то равнодушные были. Не успеет её волк ухватить, а она уж и глаза зажмурила, лежит, не шелохнётся, словно натуральную повинность исправляет. А вот и малыш — а поди как плачет: хочется ему жить!»

На примере ягнёнка автор как бы ненавязчиво хочет показать читателю, что даже самый слабый голос может быть услышан, если говорить от сердца.

Главные герои

Основных персонажей в сказке всего двое — волк и медведь. По сюжету они олицетворяют две противоположности — добро и зло. На первый взгляд, всё просто и понятно. Волк — злой хищник, который убивает животных и людей, а медведь — разумный лесной гигант, с чувством справедливости и милосердия.

Медведь не убивает волка, а даёт ему возможность повиниться и оправдаться. Однако слова хищника ставят медведя в тупик. С одной стороны, тот совершает плохие поступки, с другой — у волка просто нет выбора. Здесь нельзя осудить или оправдать серого убийцу, так как прямой его вины в злодеяниях нет — его таким создала природа. Именно поэтому медведь не может решить, что с ним делать, поэтому отпускает.

Налицо параллель с действующей властью. Писатель показывает, какой должна быть справедливость, которой так недостаёт людскому обществу. Но, даже разобравшись в ситуации, не всегда можно вынести правильное решение, потому что многие обстоятельства порой не зависят от самого человека.

Волк изначально описывается как убийца, который не испытывает сожаления от того, что лишает жизни другое существо. Он даже гордится своими успехами на охоте. Но если долго внушать кому-то, что он плохой, то, в конце концов, он и сам начинает в это верить. Так и произошло с волком. Он раскаялся в своих поступках, в которых был не так уж и виноват. Но по-другому жить хищник не умел, поэтому нашёл для себя единственный выход из положения — смерть.

Тема произведения

Сюжет произведения крутится вокруг лесного хищника. Салтыков-Щедрин описывает его жизненную позицию с точки зрения самого волка. Люди и звери воспринимают его как убийцу. Злодея не любят и боятся за то, что тот убивает.

Но не всё так однозначно, как кажется. Недаром сказка называется «Бедный волк», анализ поведения и мыслей главного героя подтверждает суть этого названия. Зверь бы и рад питаться травкой, но не может. Так устроена его природа, что для поддержания жизни хищнику нужно мясо. В этой истории автор представляет волка, чуть ли не лирическим героем, он:

  • честен;
  • бесстрашен;
  • умён.

Писатель, как бы спрашивает читателя, вправе ли кто-то судить зверя за то, над чем тот не властен. Волк — хищник, убивать в его природе.

История создания

Сказка написана в 1883 году, она продолжила серию аллегорических произведений автора. В ней писатель затрагивает тему непонимания в обществе отдельных категорий людей. Навешивание ярлыков на неугодных для власти граждан процветало в то время очень сильно. Не разбираясь в обстоятельствах дела и жизни человека в целом, власть могла объявить кого угодно вне закона и её мнение было единственно верным.

Именно это разделение общества на чёрное и белое хотел показать автор. На примере волка — злого хищника, убийцы и злодея, писатель показывает так называемое общественное зло. Люди видят в звере только плохое, не задумываясь, что побуждает его совершать злые поступки и есть ли выбор.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: