«Солнечный удар» Бунина: анализ рассказа, краткое содержание

Любовь — такое широкое и многоликое чувство. Сколько людей оно осчастливило и сколько судеб погубило… Любовь может быть радостью и источником смысла, а может быть болезнью и самым настоящим проклятием. Сквозь века она волнует души миллионов людей. Именно к этой вечной теме прикоснулся известный автор XX столетия И.А. Бунин в кратком, но очень цепляющем рассказе «Солнечный удар». Его анализ по плану представляет Вам Многомудрый Литрекон, предлагая окунуться в атмосферу психологизма и экзистенциальных рассуждений.

История создания

Рассказ И.А. Бунина «Солнечный удар» является частью знаменитого цикла рассказов о любви «Тёмный аллеи». Этим сборником автор совершил прорыв в своём творчестве, написав тридцать восемь раз (таково количество рассказов в цикле) об «одном и том же». «Солнечный удар» становится частью «Темных аллей» в 1925 году.

Интересно, что в его написании Бунин вдохновлялся природой Приморских Альп. В этот период писатель уже жил в эмиграции после революции, которую он не принял. Тоска по родине, материальная неустроенность, общение с такими же эмигрантами — все это наложило мрачный отпечаток на его музу. Истории любви в его цикле редко бывают счастливыми. В каждой из них воплотилась боль его сердца от потери той России, которую он любил.

Отправной точкой для создания рассказа стало воспоминание о путешествии по Волге. Бунин любил этот маршрут, помнил каждое ощущение, поэтому легко передал его на бумаге, находясь так далеко от дома.

Неожиданное знакомство

Лето. На одном из волжских пароходов встречаются он и она. Так начинается необыкновенный рассказ Бунина «Солнечный удар». Она — молодая, прелестная маленькая женщина в лёгком «холстиноковом» платье. Он — поручик: молодой, лёгкий и беззаботный. Она после целого месяца лежания под жарким солнцем Анапы возвращается домой к мужу и трёхлетней дочке. Он плывет на том же пароходе. Ещё три часа назад каждый из них жил своей простой жизнью, не подозревая о существовании друг друга. И вдруг…

После обеда в «яркой и горячо освещенной столовой» они выходят на палубу. Впереди — непроглядная темнота и огни. Сильный, мягкий ветер беспрерывно бьёт в лицо. Пароход, описывая широкую дугу, подходит к пристани. Неожиданно он берет её руку, подносит к губам и шепотом умоляет непременно сойти. Зачем? Куда? Он молчит. Понятно без слов: они на пороге рискованного, сумасшедшего и вместе с тем столь соблазнительного предприятия, что отказаться и уйти просто нет сил. И они сходят… Заканчивается ли на этом краткое содержание? «Солнечный удар» ещё полон событий.

Жанр, направление

Небольшой объём произведения «Солнечный удар», ограниченный круг героев и одна ярко выраженная сюжетная линия — критерии, по которым произведение можно отнести к эпическому жанру рассказа. Направление — реализм. Об этом свидетельствует отражённый дух эпохи ХХ столетия (демонстрация богатой жизни привилегированного класса, культа денег и роскошной жизни как внешней стороны социального неравенства), изображение типичного, то есть простого, заурядного героя в типичных жизненных обстоятельствах.

Также герои являются отражением национального характера человека того времени, носят общечеловеческие черты. Стоит отметить и язык написания произведения: он живой, диалоги героев имеют разговорную лексику.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа «Солнечный удар» линейная, весьма примитивная в силу его небольшого объёма. Особенность структуры заключается в отсутствии экспозиции.

  1. Как таковое вступление отсутствует, рассказ начинается с интригующего безличного предложения «После обеда вышли на палубу…». Завязкой произведения можно считать быстро развившийся роман между двумя главными героями.
  2. Кульминацией является непосредственно сам «солнечный удар», то есть резкие и нежданные чувства, появившиеся у поручика по отношению к его безымянной попутчице.
  3. Классической развязки действия произведение также не имеет, мы лишь узнаём о чувствах героя, садящегося в пароход и уплывающего обратно в закат своей будничной жизни.

Главный и единственный конфликт произведения — внутренний. А именно переживания, буря чувств, стихийное бедствие внезапно проснувшейся любви в сердце поручика.

«Что за черт! — подумал он, вставая, опять принимаясь ходить по комнате и стараясь не смотреть на постель за ширмой. — Да что же это такое со мной? И что в ней особенного и что, собственно, случилось? В самом деле, точно какой-то солнечный удар!».

Глубокий психологизм рассказа погружает читателя в мир непростых чувств главного героя.

Средства выразительности

В анализе «Солнечного удара» Бунина следует отметить, что в самом начале используется много глагольной лексики. Быстрая смена действий, повторение глаголов акцентирует внимание на стремительность чувства героев, их внезапном желании. Они торопятся, словно боятся, что это внезапное влечение пройдет. И тогда они вновь станут рассуждать благоразумно, а не повиноваться зову чувств.

Восторженные и сентиментальные эпитеты практически не встречаются в рассказе. Потому что у офицера и замужней дамы — совсем не возвышенное чувство, а какое-то затмение, солнечный удар.

Смысл названия

Название произведения метафорически, но точно передаёт смысл его конфликта. «Солнечный удар», который получили герои — это метафора внезапно окрылившей страсти, вспышки эмоций, что оба ощутили впервые в жизни («…много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой»). Такие сильные эмоции сравнимы с солнечным ударом: они так же поглощают тебя полностью, над ними не властен разум, они затмевают собой все твои предыдущие проблемы и мысли. Но они так же быстро проходящие. Солнечный удар сходит на нет, и человеку свойственно возвращение его природной рациональности. Именно это и происходит с героями.

Также интересно то, что метафора солнечного удара у Бунина предстаёт неким переломным моментом в жизни героев. Чувства поручика описываются ярко и живо, он не может представить себе жизнь после случившегося с ним, казалось бы, будничного происшествия. Даже безымянная героиня, несмотря на то, что после проведённой ночи поспешно уезжает домой, говорит утром поручику:

«Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было».

Так, получается, «солнечный удар» — это не только вспышка эмоций и чувств главных героев, это ещё и некая кульминационная точка в развитии их судеб.

Суть: О чем рассказ?

Произведение «Солнечный удар», несмотря на свой весьма небольшой объём и отсутствие развития сюжета, охватывает как внешние аспекты жизни человека начала XX века, так и его внутренние переживания. Это рассказ о любви, это очевидно, в ней кроется вся его суть. Но о любви сложной, о любви-страсти, о любви-болезни, снизошедшей солнечным ударом на героев. Можно сказать, что их жизнь поделилась надвое: до этой любви и после неё. До неё герои жили своей обыденной, будничной жизнью. Героиня, вероятно, была поглощена семейными заботами: у неё есть муж и маленькая дочка. Герой же, возможно, был занят делами на военной службе.

Отдельно стоит упомянуть пароход, на котором персонажи встретились — символ богатства и праздности жизни одновременно. Эта символика отсылает нас к другому произведению Бунина — «Господин из Сан-Франциско». Пароход — это авторская аллегория внешнего благополучия, её суть в том, что люди на пароходе — потерянные герои, их жизнь лишена смысла, они могут лишь наслаждаться благами, которые приносят им деньги.

Очевидно, таковыми были и герои «Солнечного удара» до судьбоносной встречи друг с другом. Этот спонтанный, краткосрочный, словно вспышка света, роман позволил им на короткий промежуток времени ощутить настоящее счастье в его истинном блаженстве. Это озарение снизошло на них, принеся за собой горечь и отчаяние от осознания бессмысленности их жизни. Это хорошо выражено в конце рассказа в образе поручика, уплывающего на пароходе в свою прошлую жизнь:

«Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет.».

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон описал образы героев в рассказе «Солнечный удар» в формате таблицы.

ПоручикЧеловек пылкий и впечатлительный. Для него встреча на пароходе становится роковой, в его жизни пропадает смысл. Осознаёт он это после отъезда своей новой возлюбленной. Именно на него ярче всего снисходит «солнечный удар» во всей своей беспощадности. Герой с удивлением обнаруживает в себе чувства, которых не было прежде и к которым, как ему казалось, не было никаких предпосылок. Эта болезненная любовь становится для него настоящим проклятием, избавиться от которого он не может. Однако именно она проливает свет на всю его предыдущую жизнь, а будущее, наоборот, покрывает туманом. Он хочет вернуть возлюбленную, пытается предпринять для этого какие-то меры, например, отправить ей письмо, но понимает, что даже не знает её имени. Именно с этим чувством отчаяния и безвыходности он уплывает домой.
Она«Рука, маленькая и сильная, пахла загаром. И блаженно и страшно замерло сердце при мысли, как, вероятно, крепка и смугла она вся под этим легким холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным солнцем, на горячем морском песке.» Героиня — обеспеченная женщина элитарного класса. Она привыкла к роскоши и отдыху. Из рассказа мы также узнаём, что у неё есть семья: муж и трёхлетняя дочка, это к ним она возвращается из Анапы. Роман с поручиком также стал для неё «солнечным ударом», на неё точно «затмение нашло». О чувствах прекрасной попутчицы поручика мы узнаём мало, однако в рассказе видно, что она не испытывала стыда и не была смущена произошедшими с ней обстоятельствами. Для неё случившееся было лишь помутнением рассудка, после которого ей непременно стоило вернуться к прошлой жизни. Она привлекательна, кокетлива и пленяла поручика своей загадочностью — она не желала называть своё имя.
Образ РоссииРоссия предстает беспечной и богатой. Волга несет своих господ и дает им все наслаждения обеспеченной жизни. Пейзажи красивы, но они контрастируют с описанием убогонького маленького городка, где нашла свой альков страсть героев. Блестящие офицеры и дамы проходят мимо нищеты и скорби другого мира — того, которому суждено поглотить их в будущем.

Гостиница

Через минуту, собрав необходимое, минули «сонную конторку», ступили на глубокий песок и молча сели к извозчику. Бесконечная, мягкая от пыли дорога. Вот проехали площадь, какие-то и остановились возле освещённого подъезда уездной гостиницы. Поднялись по старой деревянной лестнице и оказались в большом, но страшно душном, горячо накалённом за день солнцем номере. Вокруг чисто, опрятно, на окнах — белые опущенные занавески. Как только переступили порог, и за ними закрылась дверь, поручик резко кинулся к ней, и оба, не помня себя, задохнулись в поцелуе. До конца дней своих будут помнить они это мгновение. Никогда прежде и после ничего подобного не испытывали в своей жизни ни он, ни она…

Темы

Тематика рассказа «Солнечный удар» будет описана Многомудрым Литреконом подробнее, если Вы напишите о том, что необходимо добавить, в комментариях.

  1. Тема любви
    . Пожалуй, главная тема рассказа, раскрытая наиболее ярко. Любовь страстная и пылкая возникает между героями, подобно солнечному удару. Но также эта любовь влечёт за собой последствия в виде разочарования суровой реальностью. Эта любовь обличительна, она позволяет героям увидеть свою прежнюю жизнь под другим углом, что-то для себя осознать, но что именно, читатель не узнаёт, это остаётся неким флёром недосказанности в развязке рассказа. Эта тема раскрывается в психологизме чувств поручика. Читателя как бы погружают в мир его ощущений и эмоций.
  2. Быт и нравы высшего общества
    . Эта тема не раскрывается в рассказе сполна, но затронута в описании образа жизни главных героев. К тому же, нельзя представить творчество Бунина без обличения данной темы. Герои живут в роскоши и достатке, как и весь привилегированный класс, однако, несмотря на внешнее благополучие, их жизнь лишена смысла.
  3. Счастье
    . Оно мимолетно по своей природе, и герои, раз испытав его, больше не смогли приблизиться к нему никогда в жизни.

Солнечный удар: как все это случилось?

Фильм снят по мотивам произведений Бунина, который описывал ощущения эмигрантов через осмысление потерянной России. Фото предоставлено кино.

В утешение знатокам истории, любителям Бунина, почитателям, равно и хулителям Михалкова можно сказать одно: ждать осталось недолго. Мировая премьера фильма «Солнечный удар» состоится уже 3 октября в Белграде. Затем картину увидят жители Симферополя и Севастополя. В широкий прокат фильм выйдет 9 октября. В чем интрига необычного графика премьерных показов, почему фильм вызывает столько вопросов и почему вдруг так много людей связывают с ним свои ожидания? Никита Михалков накануне премьеры дал интервью «Комсомольской правде». А предоставила эксклюзивные кадры из фильма.

«Солнечный удар»: путешествие из Белграда в Москву

— Никита Сергеевич, страна замерла в ожидании, и вдруг такой сюрприз. Поясните, почему Белград, Сербия? Вы не боитесь, что вас могут обвинить в «непатриотизме»?

— Нет, не боюсь. Скажу больше, это наш осознанный выбор. «Солнечный удар» — картина, безусловно, историческая, свою историю забывать нельзя. Иногда, чтобы увидеть будущее, надо пристально вглядеться в прошлое. Сербский народ в тяжелую годину для нашей Родины, только что пережившей две революции и еще не пережившей Гражданскую войну, протянул руку братской помощи русским эмигрантам в знак признательности нашему Отечеству. К середине 1920-х годов в Сербии нашли пристанище около 40 тысяч беженцев из России. И сегодня там помнят этот период нашей общей истории гораздо лучше, чем в России, к сожалению. В Сербии хранится много русских святынь, которые в равной степени чтимы как потомками белоэмигрантов, так и коренными сербами, которые не делят историю на свою и чужую. Без этих святынь не может быть до конца осознана и наша российская история. Знаете, в Белграде есть место, которое мне особенно дорого — это русская церковь Святой Троицы, построенная на средства эмигрантов из России. Там покоится прах Петра Николаевича Врангеля, главнокомандующего Вооруженными силами Юга России. Премьера фильма, к которому я шел почти 40 лет, событие для меня не просто важное, но и очень личное. Это как день рождения — день рождения фильма. А дни рождения обычно люди празднуют с друзьями. Уверен, что Сербия — это страна друзей, где, надеюсь, моя картина может быть понята и принята.

Фото предоставлено кино.

— Вслед за мировой премьерой последует российская. И опять вопреки правилам не в столице, а в Крыму.

— «Солнечный удар» — картина в том числе про то, как уходили в эмиграцию десятки тысяч русских людей. Уходили они и из Крыма. Вспоминаются строки Николая Туроверова, замечательного казачьего поэта, современника и участника описываемых событий: «Уходили мы из Крыма/Среди дыма и огня./Я с кормы, все время мимо,/В своего стрелял коня». Картина совершает как бы обратный исторический путь — из Сербии в Крым, из Крыма в Москву. Сегодня мы можем сказать, что изгнанники наконец возвращаются. Все это глубоко символично. В Крыму фильм покажем сначала в Симферополе, затем в Севастополе, где находится знаменитая Графская пристань, от которой отчаливали последние корабли с русскими офицерами, солдатами и казаками. Но и в Москве будет премьера — 7 октября в кинотеатре «Октябрь», а 9 октября «Солнечный удар» выйдет в широкий прокат.

— Вопрос не политический, хотя без политики сегодня никак. Что для вас Крым? Какие ассоциации связаны с полуостровом?

— Это мое детство — Коктебель, «Артек», где я один раз побывал, незаслуженно совершенно, честно говоря. Туда отправляли отличников, а я им никогда не был. По большому счету Крым — это Мекка русской художественной интеллигенции. Вся богема из Москвы, из Петербурга перекочевывала летом и в бархатный сезон именно в Крым. Достаточно перечислить некоторые имена, которые сразу ассоциируются именно с Крымом: Бунин, Чехов, Горький, Шаляпин, Волошин… Крым стал для меня олицетворением той самой блистательной, деятельной и одновременно расслабленной атмосферы русской богемы. Кроме того, Крым — это великая воинская слава, это место, за которое пролито столько русской крови. В течение нескольких веков то и дело на Крым посягали то турки, то англичане, то французы. Кроме того, по одной из версий, Крым — это место крещения Великого князя Владимира. Он крестился здесь, в Херсонесе, который располагался в границах городской черты современного Севастополя. А для меня как режиссера Крым вообще место святое. Именно в Крыму зарождался русский кинематограф. Первая русская полнометражная кинопостановка — «Оборона Севастополя», снятая в 1911 году Ханжонковым и Гончаровым. Здесь же, в Ливадийском дворце, картину посмотрел император Николай II. Здесь Ханжонковым организована первая русская киностудия, ставшая основной базой для огромного количества прекрасных советских, а потом российских картин. Здесь снимались такие картины, как «Человек-амфибия», «Пираты XX века», «Дети капитана Гранта», «Солярис», и многие другие. Это настоящий рай для кинематографистов — много солнечных дней, поля и горы, леса и море, реки и водопады, бескрайние степи. Я считаю, что Крым по праву должен вернуть себе славу одного из главных центров российского кинематографа.

В дневниках Бунина невероятные одиночество и безысходность. Фото предоставлено кино.

Бунин как повод

— О вашем новом фильме по мотивам произведений Ивана Бунина начали говорить задолго до его премьеры. «Солнечный удар» — фильм долгожданный и ожидаемый. Однако Бунин у каждого свой, и зрители в оценках фильма будут, конечно, пристрастны. Впрочем, пристрастен был и сам Бунин, его резкость, непримиримость, неуживчивость и бескомпромиссность в суждениях во многом сделали его славу. Основной вопрос: почему Бунин? Почему именно его произведения вы выбрали для своего нового художественного высказывания? Неужели творчество Бунина — лучший материал, на котором можно разобраться, как все это случилось?

— Я допускаю, что некоторые люди ищут ответ на этот вопрос в творчестве Ивана Шмелева, например. Его «Солнце мертвых» — великий материал о времени Гражданской войны. А «Лето Господне» — замечательное произведение о дореволюционной России. Меня же поразило, насколько Бунин разный. В легком, летящем, абсолютно неосязаемом рассказе «Солнечный удар» он один, а в «Окаянных днях» Бунин уже совершенно другой — оскорбленный, униженный революцией, восставший против нее, испытывающий страстную ненависть к той части интеллигенции, которая мгновенно повелась на новые посулы и нацепила банты. Меня поразил этот Бунин, эта частная история, этот перелом, который суждено было пережить именно этому человеку. Что до замысла фильма, то история эта началась в 70-е годы. Замечательный киновед Владимир Дмитриев, к сожалению, ныне покойный, подошел ко мне как-то и сказал: «Сними «Солнечный удар» и, если у тебя это получится хотя бы на 30%, считай, что ты режиссер».

Я перечитал «Солнечный удар» и понял, в чем дело. То, что так неуловимо написано на бумаге, как будто акварелью, практически невозможно перевести на язык кино. Идея меня захватила, я подал заявку, впрочем, без всякой надежды, что ее когда-нибудь одобрят. Это было 37 лет назад, можете себе представить, что значит разрешить экранизировать Бунина в то время… Но с тех пор мысль о «Солнечном ударе» жила во мне и со мной. Время шло, менялось многое вокруг, менялся я сам. За эти годы я читал, изучал Бунина и все, что с ним связано. В результате возникла идея соединить того неуловимого, летящего, светлого Бунина из «Солнечного удара» с Буниным «Окаянных дней». Бунинские дневники — это очень жестокий и очень правдивый материал, в котором Бунин не щадит никого, в том числе и себя. Невероятное одиночество и безысходность вопиют со страниц дневника. Он оказывается один на один со временем, которое за секунду может превратить все его таланты, помыслы, мечты в прах. Это все действительно очень трудно передать, но достойно того, чтобы этим заниматься.

К премьере «Солнечного удара» Михалков шел 40 лет. Фото предоставлено кино.

— Ваш фильм — не экранизация, картина создана по мотивам, что подразумевает свободный подход к тексту. В какой степени «Солнечный удар» ваша личная интерпретация «Окаянных дней»?

— Совершенно правильно поставлен вопрос. Фильм «Солнечный удар» создан по мотивам произведений Бунина. Я убежден, что экранизировать нужно не произведение, а автора. Так у нас с Сашей Адабашьяном было и с Чеховым в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», и с Гончаровым в фильме «Несколько дней из жизни Обломова». Здесь нас тоже интересовал в первую очередь сам Бунин, человек, который, с одной стороны, пишет «Солнечный удар», а с другой — бескомпромиссные, жесткие записки «Окаянные дни». Интересно, что рассказ «Солнечный удар» был написан в 1925 году, то есть после «Окаянных дней» и много позже описываемых в рассказе событий. Такой высоты чувства можно было достигнуть только через осмысление потерянного. «Что имеем — не храним, потерявши — плачем» — это был действительно лейтмотив большинства литературных произведений, написанных в эмиграции. Конечно, в моей картине многое остается между строк, многое взято из других произведений, атмосферных, чувственных вещей. Когда вместе с Владимиром Моисеенко, к сожалению, ныне ушедшим из жизни, мы начинали писать сценарий, мы «обчитывали» время со всех сторон. Это и исторические материалы, и мемуары участников Гражданской войны, Белого движения, научные исследования. Материал нас буквально захлестнул и шокировал. Это такой силы и правды свидетельства, что мы просто лишились дара речи! Как, например, вам фраза из гимназического сочинения на тему «Как ты воспринимаешь революцию»? Девочка пишет: «Хочется есть и пахнет мертвыми» — вдумайтесь только, что ворвалось в жизнь страны… Потом мы много читали Шмелева. Кстати, сцена с павлином в начале фильма — это из Шмелева. В какой-то момент мы поняли, что глубокое погружение в исторический материал лишило нас объективности. Когда я прочитал первый вариант сценария, я понял, что не должен это снимать. Мы продолжили работу уже с Александром Адабашьяном — переработали сценарий, постарались не разделять героев на черных и белых, хороших и плохих. Мы говорим о соединении противоположностей в каждом человеке, о том, что у каждого своя правда. Только как точно знать и как ее постигать, эту правду?

— Когда вы работали над картиной, у вас был ответ на главный вопрос: как все это случилось?

— Да, конечно. Его нельзя сформулировать как ответ, конкретную рекомендацию. Как говорил Чехов, у каждого счастливого человека за дверью должен стоять кто-то с молоточком, который будет стучать ему о чужом несчастье. С героями фильма произошло то, что происходит с людьми, у которых нет за дверью этого молоточка. Другая часть ответа заключается в том, что человек есть не средство, а цель. На него не просто нужно смотреть, его нужно видеть, с ним надо разговаривать.

Легендарная одесская лестница. Но в фильме об этом не сказано, и даже памятник Дюку «стерли». Фото предоставлено кино.

К вопросу об исторической правде

— Известно, что история представляет для вас не праздный интерес. Вы изучаете историю давно и глубоко. Ваши циклы документальных фильмов «Русский выбор» и «Русские без России» не раз с успехом прошли по телевидению и для многих стали откровением, открытием темы Гражданской войны, Белого движения и первой волны эмиграции. Историческая достоверность в художественном кино — это вопрос отдельный. Насколько вы следуете исторической правде? Что она для вас применительно к художественному произведению? Фильм «Солнечный удар» исторически достоверное произведение?

— Абсолютно. Я хочу следовать исторической правде, и мы все делаем, чтобы ей следовать. У нас есть консультанты по костюму, консультанты по быту, консультанты по музыке, консультанты по этикету и так далее и так далее. Другой разговор, что иногда есть вещи, которыми можно пожертвовать ради психологической и художественной достоверности. Самое главное знать, ЧТО ты нарушаешь. Нарушение должно идти не от серости, а от ЗНАНИЯ. Мне скажут, что Землячка и Бела Кун не были в Одессе, где мы снимали часть картины. Это так, но у нас нигде и не сказано, что действие фильма происходит в Одессе. В титрах написано: «Ноябрь, 1920 год, юг России». А лестница, ну мало ли где еще такая лестница есть. Мы даже стерли памятник Дюку. Меня ругали за предыдущие картины — считали звезды на американском флаге, пуговицы на юнкерских мундирах. Допускаю, что подобные досадные неточности могут оскорбить чье-нибудь эстетическое чувство, но в то же время хочу сказать, что за пуговицами можно проглядеть главное.

— Известно, что художники — люди мистически настроенные. Во время съемок случалось ли что-то такое, что поддерживало вас?

— Многое. Начиная с выбора актеров, который проходил с огромным риском. Мы сделали ставку на людей неопытных, неискушенных, не владеющих мастерством в достаточной степени. И, как мне кажется, не прогадали. Некоторые удивительной красоты сцены были сняты как будто бы случайно. Например, мы снимали финал. А погоды нет — туман. Я вижу — пароход белый, туман белый, актриса, светло-голубой прозрачный шарф… снимать нечего. Я говорю: а поставьте Вику на корму корабля, дайте ей бинокль. Поставьте две камеры, пусть корабль уплывает, а она пусть стоит. Она просто смотрела в бинокль, а потом опустила его на крупном плане. И корабль стал уплывать, а мы стали снимать. И эти кадры стали квинтэссенцией финала. А образ Незнакомки с развевающимся шарфом стал флешбэком воспоминаний героя, образом, который он пронес через всю жизнь, который не оставляет его ни на минуту. Не случись в тот день тумана, этой сцены могло бы и не быть…

— Пока российские зрители считают дни до выхода фильма в прокат, у вас есть возможность немного подготовить их к этому событию.

— «Солнечный удар» — кино многослойное. В фильме много аллюзий, ловушек, отсылок, начиная от Чехова и кончая Эйзенштейном. Там есть очень много вещей — то, что я называю «театр для себя», и их надо расшифровывать. Я совершенно уверен, что люди, которые войдут в картину, погрузятся в нее и досмотрят до конца, могут захотеть посмотреть ее еще раз, для того чтобы открыть для себя то, чего не успели при первом просмотре.

Я хочу верить, что «Солнечный удар» станет для зрителей той картиной, с которой хочется разговаривать. И надеюсь, что таких зрителей будет много.

Солнечный удар (2014) Трейлер

https://mytrailer.org — сайт канала https://youtube.ru/trailerspshacker — подписаться на канал Оригинальное название: Солнечный удар Год выхода: 2014 Жанр: дра…

Проблемы

Проблематика рассказа «Солнечный удар» отражена в списке, но если Вы хотели бы «добавки», то попросите о ней Многомудрого Литрекона в комментариях.

  1. Бессмысленность жизни без любви
    . Основная проблема рассказа заключена в сущности любви и поиске смысла жизни. Любовь в самом широком понимании этого слова делает существование человека осмысленным. Осознанно или нет, но он стремится к этой самой любви, просто чтобы наполнить свою жизнь смыслом. Это и происходит с героями, которые спонтанно и бездумно поддаются собственным чувствам и наслаждаются ими так искренне, но так непродолжительно. Их жизни сложились таким образом, что в них нет места настоящим, искренним чувствам, и в глубине души герои глубоко несчастны, но ничего не могут с этим поделать.
  2. Отчаяние
    . Та самая лихорадка, «солнечный удар» чувств, настигший поручика после отъезда его возлюбленной — это слабая попытка противостоять жестокому стечению обстоятельств, вернуть появившийся в его жизни проблеск смысла. Но герой вынужден столкнуться с разочарованием, ведь реальность беспощадна, а вырваться из этого цикла его будничной жизни кажется невозможным.

Проблематика произведения

Иван Алексеевич в своём рассказе поднимает проблемы, которые волнуют общество и в настоящее время. Люди потерялись в своей будничной жизни и совершенно забыли про истинное счастье. В произведении поднимаются такие проблемы, как:

  • Бессмысленность жизни без любви является главной проблемой рассказа. Люди, сами того не понимая, обретают смысл жизни только с появлением любви. Они стремятся её заполучить только для того, чтобы наполнить свои серые будни счастливыми и светлыми моментами. Героям выпал шанс почувствовать счастье лишь на миг, но и он смог кардинально перевернуть их сознание. Оба персонажа имели высокий социальный статус, ни в чём себе не отказывали и жили в роскоши, но за всем этим таится душевная пустота и глубокое несчастье.
  • Отчаяние. Главный герой после отъезда своей возлюбленной старается собрать по кусочкам тот момент счастья, которого он ещё никогда не испытывал. Однако ему приходится столкнуться с реальностью и вернуться к своей обычной будничной жизни.

Основная идея

Смысл рассказа «Солнечный удар» запрятан в глубинах психологизма, но одновременно с этим и лежит на поверхности. Прочитав произведение, каждый может сделать для себя личные умозаключения, но все они будут иметь общее основание: любовь многолика во всех своих проявлениях, она может как сделать человека самым счастливым существом на планете, так и полностью разбить его о скалы суровости реальной жизни.

Тем не менее, это именно то чувство, которое приносит в жизни каждого из нас смысл. Именно это хотел показать Бунин в своём рассказе, такова главная мысль рассказа «Солнечный удар». Любовь — это и болезнь, и проклятие, и волшебство, и красота одновременно.

Чему учит рассказ?

Произведение после прочтения оставляет эмоциональный осадок в виде грусти. Вероятно, так было задумано самим автором. Читатель сопереживает главному герою, его душевным скитаниям и потерянности.

Из всего этого можно вынести для себя такой вывод: нужно жить и любить искренне, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Только любовь способна привнести в жизнь человека ту эмоциональную наполненность, к которой он стремится всю жизнь. Таковы нравственные уроки и мораль рассказа «Солнечный удар».

Отзыв

После чтения рассказа остаётся грустный осадок. Герои испытывают потрясение, настоящую любовь, пришедшую к ним внезапно, словно солнечный удар. Однако история не имеет и не может иметь продолжения, из реальности вырваться не так уж просто. Пришлось бы менять всю жизнь, привычный уклад. Героиня не готова к этому. Отныне они будут жить, вспоминая об этой встрече. Возможно, дальнейшая жизнь их изменится. Бунин показывает, что жизнь без любви бессмысленна. Любовь озаряет существование человека яркими красками, даже если она мимолётная и такая короткая.

Критика

Современные критики в целом положительно оценивают творчество Бунина, рассказ «Солнечный удар», в том числе. Так, например, литературный обозреватель, критик и писать К. Трунин говорит, что любовь по Бунину раскрывает «наитемнейшие стороны человеческой души» и что «скорее Бунин топчет любовь, чем её превозносит». Мысль критика заключена в оценке автором любви с её негативной стороны.

Трунин также считает, что «Тёмные аллеи» как цикл рассказов обличает пороки любви и переполнен чувством разочарования.

Автор: Елизавета Минаева

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: