Хамелеон. А. П. Чехов
На главную
Все авторы
Главная -> А. П. Чехов -> Хамелеон
Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.
Иллюстрация Вышеславцева к рассказу Чехова «Хамелеон»
Кругом тишина… На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.
— Так ты кусаться, окаянная? — слышит вдруг Очумелов.— Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А… а!
Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке». Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.
— Никак беспорядок, ваше благородие!..— говорит городовой.
Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.
— По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу.— Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?
Иллюстрация Кардовского к рассказу Чехова «Хамелеон»
— Иду я, ваше благородие, никого не трогаю…— начинает Хрюкин, кашляя в кулак.— Насчет дров с Митрий Митричем,— и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну… Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…
— Гм!.. Хорошо…— говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. — Хорошо… Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин,— обращается надзиратель к городовому,— узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная… Чья это собака, спрашиваю?
— Это, кажись, генерала Жигалова! — кричит кто-то из толпы.
— Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем… Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? — обращается Очумелов к Хрюкину.— Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!
— Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!
— Врешь кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом… А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано… Нынче все равны… У меня у самого брат в жандармах… ежели хотите знать…
— Не рассуждать!
— Нет, это не генеральская…— глубокомысленно замечает городовой.— У генерала таких нет. У него всё больше легавые…
— Ты это верно знаешь?
— Верно, ваше благородие…
— Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку держать?!.. Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально — не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора…
— А может быть, и генеральская…— думает вслух городовой.— На морде у ней не написано… Намедни во дворе у него такую видел.
— Вестимо, генеральская! — говорит голос из толпы.
— Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит… Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака — нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..
— Повар генеральский идет, его спросим… Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку… Ваша?
— Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!
— И спрашивать тут долго нечего,— говорит Очумелов.— Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая… Истребить, вот и всё.
— Это не наша,— продолжает Прохор.— Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч…
— Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? — спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления.— Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?
— В гости…
— Ишь ты, господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми ее… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… Сердится, шельма… цуцык этакий…
Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада… Толпа хохочет над Хрюкиным.
— Я еще доберусь до тебя! — грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.
А. П. Чехов, 1884
Иллюстрация к рассказу Чехова «Хамелеон». Художник Герасимов Сергей Васильевич, 1945 г.
Далее ->
Благодарим за прочтение произведения Антона Павловича Чехова «Хамелеон»!
Читать все произведения Антона Чехова На главную страницу (полный список произведений)
© «Онлайн-Читать.РФ» Обратная связь
Несколько интересных материалов
- Чехов — Душечка
Дочь отставного асессора Ольга Семёновна Племянникова отличается прекрасным характером и детской наивностью. Ольга — розовощекая пухленькая девушка, внешность которой привлекает мужчин. Все называют её душечкой. - Разное
- Гоголь
- Жуковский — Светлана
Вечером девушки захотели погадать на свою судьбу. Одну из них звали Светланой. В этот вечер она была очень грустной, ведь от её возлюбленного уже год нет никаких вестей. Подруги советуют Светлане погадать - Чехов — Дядя Ваня
Действие в пьесе происходит в усадьбе пожилого профессора Александра Серебрякова. Хоть он уже не молод, но у него есть молодая и красивая жена Елена Андреевна.
Характеристика главных героев
Персонажи в чеховской миниатюре — разные люди, которые отличаются не только своим внешним видом и поведением, но, прежде всего, характером. Так как рассказ «Хамелеон», краткое содержание которого изложено ниже, — небольшой по объёму, и у автора нет возможности дать каждому герою произведения характеристику, то он использует для этого такой литературный пример, как «говорящие фамилии». В произведении есть несколько главных героев:
- Очумелов.
- Хрюкин.
- Елдырин.
Хрюкин, как называет его писатель, — «золотых дел мастер», любит выпить и поскандалить. Не прочь поживиться за чужой счёт, поэтому легко может и обманывать, и лицемерить. Животных не любит. Не любит он и работать — заниматься своим ювелирным делом. Толпа, которая собирается вокруг него, смеется над Хрюкиным, так как не уважает его и совершенно не жалеет.
Интересна роль и другого главного героя — полицейского надзирателя Очумелова, предстающего перед читателем в новой шинели и с узелком, которым кто-то его «отблагодарил». Кажется, шинель — это символ власти, но уже вскоре читатель понимает, что у этого человека нет никаких принципов, он труслив и правда для него всегда будет у тех, кто выше чином и богаче.
Если же проанализировать ещё и речь этого действующего лица, то можно увидеть, что она бедна, невыразительна, а порой даже несвязна и нелогична. В ней много просторечных слов и речевых штампов. Поэтому можно сделать вывод, что Очумелов — необразованный человек, хотя и представляет власть.
Его помощник Елдырин также глуп. Автор и к полицейскому надзирателю, и к городовому обращается только по фамилии, чтобы подчеркнуть не только их официальный статус, но и безликость. Елдырин появляется перед читателем с решетом, наполненным крыжовниом. Это тоже взятка Очумелова, а городовой покорно носит за ним вещи и исполняет все его приказания. Елдырин описан Чеховым рыжим, жалким и смешным.
Второстепенные действующие лица
Для того чтобы понять кратко сюжет произведения «Хамелеон», автор вводит в текст не только главных героев, но и второстепенных персонажей:
- Владимира Ивановича.
- Прохора.
- Жигалова (генерал).
О первом герое известно немного: он брат генерала и пользуется уважением у народа. Сам же генерал внушает всем окружающим не только уважение, но и трепет. Это видно уже по тому, как сам народ защищает генеральскую собаку.
Прохор — генеральский повар, который по своему характеру прост и бесхитростен. Он помогает полицейскому надзирателю понять, чья же всё-таки эта собака. И при этом говорит правду.
Есть в рассказе ещё один герой — это собака, вокруг которой и происходит действие. Видно, что за время рассказа её статус постоянно меняется. Описание животного автор даёт более детально. Так, вначале она просто «главная подозреваемая», а уже вскоре её называют «скотиной» и «подлой». А когда узнают, что это животное принадлежит генералу, то становится «собачонкой» и «нежной тварью».
Анализ произведения
Подробный анализ и краткое содержание «Хамелеона» Чехова поможет понять тему, основную мысль и идею этого рассказа. Итак, тема чеховской миниатюры заключается в том, чтобы обличить чинопоклонство, подхалимство, пороки и приспособленчество, которое царит и в современном мире.
В тексте Антон Павлович Чехов поднимает несколько проблем, которые тесно между собой переплетены:
- Непостоянность взглядов.
- Сущность системы правосудия.
- Рабская психология.
Это произведение можно отнести к такому литературному направлению, как реализм. По жанру это рассказ, который написан сатирически. Основные признаки жанра рассказа:
- Небольшой объём.
- Два-три героя.
Композиция строится на основе реплик полицейского надзирателя, Хрюкина и толпы. В зависимости от того, какую реплику бросает кто-то из толпы, определяется и поведение Очумелова. Так проявляется «хамелеонность» полицейского надзирателя. Строение рассказа построено так, чтобы показать, как люди пытаются угодить начальству и подстраиваются под них.
Чехов основной идей своего произведения решил показать, как низок человек, который обладает психологией раба. Поэтому основная мысль приводит читателя к тому, что человек в любой ситуации должен поступать справедливо, придерживаться одной выбранной позиции, чтобы не быть таким смешным и жалким, как Очумелов и его помощник.
Все чеховские герои не имеют индивидуальных чёрт, что позволяет говорить о том, что таких людей всегда было много, ведь каждый человек может оказаться хамелеоном. А характеристика персонажей чеховского рассказа может быть использована для написания творческих работ и для читательского дневника.