Жан-Батист Мольер, «Дон Жуан»: краткое содержание, герои произведения


Мольер «Дон Жуан»: анализ произведения

В этой пьесе писатель представил скандальный образ европейского дворянина, который живет только ради своих любовных похождений и побед. Его имя Дон Жуан. Герои произведения Мольера вообще все вместе включили в себя характерные пороки тогдашнего общества но, конечно же, не лишены внешнего обаяния и индивидуальных достоинств.

Итак, главный герой пьесы – страстный и прямолинейный, временами добродетельный и честный человек. Образ Дон Жуана у Мольера не совсем однозначный, он не верит в Бога и с большим презрением относится к общественной морали и нравственности, всегда готовый жениться на любой прекрасной даме, покорившей его сердце.

Дон Жуан со своим слугой Сганарелем всегда предельно честен, хотя никогда не прислушивается к его мнению, но часто интересуется им. Дворянская честь и бесстрашие помогают ему без всяких сомнений вступиться на защиту своего врага — Дона Карлоса, который бился со своим противником один против трех. С людьми низкого социального положения он не церемонится и может дать в любой момент пощечину. Как бы то ни было, при всей своей влюбчивой и страстной натуре Дон Жуан стремительно и неуклонно идет дорогой в Ад, уверен Мольер.

Дон Жуан (анализ произведения это подтвержает) больше боится смерти физической, нежели духовной. Он понимает, что все общество уже давно погрязло в грехах. И одно лишь лицемерие помогает людям уживаться со своими страстями и не бояться общественной неприязни и осуждения.

мольер дон жуан краткое содержание

Донна Анна

Хибла Герзмава поет эту партию на сценах Венской государственной оперы и Ковент Гардена, поэтому премьерной сырости в исполнении не было в помине – точная фразировка, изящная подача технически сложных фрагментов.

Пусть на первом спектакле верхние ноты во фразе «ahbastanza per te mi parla amore» вступления к «Non mi dir» были неустойчивы, и несколько скомкалась одна фраза в финальном ансамбле. Пусть во втором спектакле погрешностей было чуть больше – Донна Анна не та партия, которую запросто можно петь через день, как получилось в премьерной серии.

И даже при столь серьезной вокальной нагрузке недочеты не выходили за санитарные нормы, присущие живому спектаклю. В целом исполнение достойно самой высокой оценки, и особенно следует отметить инструментально ровное звучание точеного голоса. Образ Донны Анны был под стать вокальному воплощению – завидная сценическая культура с чувством меры в эмоциональных сценах доставляет истинное наслаждение.

Мария Макеева поет родственную партию Фьордилиджи на Малой сцене театра. Но спектаклям на Малой сцене свойственен налет экспериментальности, а большая премьера на основной сцене все-таки предполагает попадание в стиль, основными ориентирами которого являются точность пения и ровность голоса. Здесь ситуация, скорее, огорчает: в технически сложных фрагментах голос слоится, теряя тембральную однородность, страдает точность интонирования. Все-таки партия, предназначенная для настоящей примадонны, пока не по силам певице.

Мольер «Дон Жуан»: краткое содержание по главам

В первой части рассказывается, что Дон Жуану уже наскучила его жена донья Эльвира, теперь он опять в поиске очередной красавицы, которая может пленить его сердце. Его совсем не мучила совесть из-за того, что он когда-то прибыл в тот город, в котором хотел похитить ее, при этом убив ее ревнивого жениха-командора. Суд оправдал этот поединок, и поэтому Дон Жуан не понес должного наказания. Однако закон божий уж точно был попран. Этот факт смущал его слугу Сганареля, который понимал, что у покойного в этом городе полно родственников и друзей, которые обязательно захотят поквитаться с убийцей.

Заключительные части

Приключения героя на этом не заканчиваются. Он побывал еще в нескольких странах с разными миссиями. Следующие песни поэмы:

  1. Жизнь в России.
  2. Поездка в Англию.
  3. Поиск опекунши.
  4. Общение с семьей Амондевилл.
  5. Любовные приключения Жуана.
  6. Поиски невесты.
  7. Встреча с призраком.
  8. Ночь с графиней.

Российский дворянин Жуан пользовался популярностью, но из-за сурового климата начал болеть. Ему пришлось уехать в Англию с дипломатической миссией. На родине Байрона он часто посещал балы и светские вечера. Юноша искал опекуншу турчанке Лейле и выбрал леди Пинчбек. Позже он познакомился с четой Амондевилл. Леди Аделина нравилась Жуану, но она была простой, не любила кокетства.

Девушка испытывала материнские чувства к юноше и хотела его женить. На него обратила внимание графиня Фиц-Фалк, а ему понравилась сирота Аврора Рэби. Но Аделина не считала девушку достойной ее фаворита.

После очередного бала молодой человек встретил тень монаха в темном одеянии. Хотя утром супруги Амондевилл рассказали ему старинную легенду, юноша не признался, что увидел призрака. Следующим вечером монах снова явился молодому человеку и скинул капюшон. Это была Фиц-Фалк. За завтраком графиня и юноша выглядели так, словно всю ночь не спали.

Слуга

А дальше комедия Мольера «Дон Жуан» повествует о том, что Сганарель в глубине души своей считал своего господина мерзейшим безбожником, у которого сильно развит скотский инстинкт. Так, как он поступал с женщинами, было достойно самой высшей и жестокой кары.

Донью Эльвиру он похитил из стен монастыря, она же, нарушив обеты, полностью доверилась ему и в итоге оказалась обманутой и брошенной. Она стала его женой, но это не останавливало его в похождениях «налево», он женился практически каждый месяц, этим он буквально насмехался над священным обрядом.

Песнь восьмая

Лирический герой осуждает войну, сравнивая полки со стоглавою гидрой, у которой вырастают всё новые геройские головы. Лирический герой приемлет только войны за свободу, описывает поле боя как ад: «картина боя Правдивая затмит всё зло земное». Жуан впервые был в бою, но с поля боя не убежал. Потеряв своих, он пошёл вперёд и оказался на передовой, а затем среди тех, кто первым вошёл в Измаил. Пять тысяч мусульман умерли, защищая город: «Да, город пал, но он не сдался – нет! Никто из мусульман не отдал шпаги!» Жуан спас десятилетнюю девочку, за которой гонялись два казака, в то время как она оплакивала свою семью. Жуан не пошёл в атаку, отказавшись от славы, так как не хотел рисковать ребёнком. Но Джонсон поручил девочку солдатам, а Жуан оказался среди тех, кто сломил сопротивление сыновей хана. Сам хан умер, упав на русские копья. Жуана украсили «Владимиром» и отправили с донесением в Петербург, а он повёз с собой турчаночку Леилу, которую поклялся оберегать.

Тирады

Слуга его все же иногда находил смелость, чтобы упрекнуть хозяина в неподобающем поведении и предупреждал, что с Небом шутить не стоит. Но у Дона Жуана на этот счет всегда были в запасе складные тирады о многообразии красоты, невозможности навсегда привязать себя к ее одному какому-то проявлению, сладостном стремлении в достижении цели и о том, как тоскливо и скучно обладать достигнутым.

Эти суждения с человеческой точки зрения буквально все в точку, этим и уникален Мольер. «Дон Жуан» (краткое содержание) продолжается тем, что, когда у господина не находилось слов, чтобы ответить своему беспокойному слуге, он просто грозился его прибить.

Церлина

Инна Клочко – открытие премьеры. Легкий, ровный, полетный голос, без усилия порхающий по коротким ноткам, идеально подходит для амплуа субретки в операх Моцарта. Пожалуй, лишь ужимки деревенской глупышки были переданы излишне старательно, в остальном же Церлина была прелесть, как хороша.

Евгения Афанасьева, обладая голосом несколько «из другой оперы» – чуть более крепким, чем нужно для Церлины и обычно более жестким на верхних нотах, чем нужно для исполнения Моцарта – была убедительна. Это была самая эмоциональная Церлина, динамикой и добавлением речевых интонаций показавшая в «Bati, bati» искреннее волнение и лукавую обиду.

Дарья Терехова из трех Церлин показала самое зрелое исполнение, сочетающее легкость голоса и чистоту тембра с ощутимым запасом и по диапазону, и по громкости звучания. Наверное, именно отсутствие технических сложностей с партией обеспечило ту степень естественности, о которой говорят: «певица, купалась в роли».

Эльвира

Донья Эльвира не могла понять и принять такого поведения своего неверного мужа и поэтому решила сама разобраться и потребовать у него объяснений. Она отправилась вслед за ним. Однако он не стал ей ничего объяснять, только посоветовал опять поскорее вернуться к себе в монастырь. Донья Эльвира вытерпела эти слова смиренно, не стала проклинать и упрекать мужа, только на прощание предрекла ему неминуемую кару и гнев свыше.

Очередная жертва

Эту тему еще больше в дальнейшем разовьет Мольер. Дон Жуан на этот раз погнался за очередной красавицей, которую во время морской прогулки задумал похитить, но неожиданно налетевшая буря опрокинула их лодку со Сганарелем. Им очень повезло, их вытащили на берег крестьяне, оказавшиеся недалеко на берегу.

Но Дон Жуан отнесся к этой пережитой опасности так же легко, как относился ко всему, что с ним происходило. Не успев выйти на берег и обсохнуть, он тут же увлекся одной молодой и игривой крестьянкой, а потом ему на глаза попала другая, подруга Пьеро, спасшего его же из воды, и тот и ее принялся обхаживать комплиментами, даже заверял серьезно в том, что обязательно женится на ней. А когда обе девушки оказались перед ним одновременно, он словесно вывернулся так, что они оказались довольными.

Добропорядочный Сганарель кинулся открывать глупым простушкам всю правду о его непорядочном хозяине, но правда их, похоже, совсем не интересовала.

Охота

Дальше еще более интригующе заворачивает сюжет своей драматической комедии Жан-Батист Мольер. Дон Жуан (краткое содержание продолжается именно этим событием) во время препровождения с этими девицами вдруг видит знакомого ему разбойника, который предупреждает его о том, что по всей округе его ищут двенадцать всадников.

Дон Жуан идет на хитрость и предлагает поменяться платьями со слугой Сганарелем, чем вызвает у того необычайную радость. Они переоделись, однако немного не так, как предполагалось изначально. Хозяин так и оделся в крестьянина, а на слугу был надет костюм доктора, и поэтому тот сразу начал разглагольствовать о достоинствах этого призвания, о снадобьях прописываемых докторами, но затем он плавно перешел к вопросам веры. Но его хозяин опять осек его нападки словами, что верить надо только в дважды два – четыре и в дважды четыре – восемь.

Кстати, можно набрать целый цитатник из его слов, они звучат противовесом, но не аргументом, на этом специально ставит акцент Мольер. Дон Жуан, однако, и не думал никогда ни о чем таком, что могло бы так взволновать или тронуть его душу.

Завязка сюжета

Читать краткое содержание «Дон Жуан» Байрона лучше по главам. Завязка сюжета занимает девять песен. Им можно дать условные названия:

  1. Знакомство с героем.
  2. Кораблекрушение.
  3. Отношения с Гайдэ.
  4. Плен Жуана.
  5. В гостях у султана.
  6. Приказ Гюльбеи.
  7. Завоевание Измаила.
  8. Бой.
  9. Прием у Екатерины.

Начало сюжета «Дон Жуана» — знакомство с главным героем. Это испанский дворянин, живущий в XVIII веке. Его отец — плохо образованный и ветреный мужчина, мать — умная и жеманная женщина. Жуан рос озорным, неплохо учился. В 16 лет он влюбился в донну Юлию. Девушке пришлось уйти в монастырь, а юноше — отправиться в дальнее путешествие.

Корабль попал в шторм, экипаж остался без еды. Пришлось съесть собаку и учителя Жуана. До берега смог добраться только юноша, его спасла Гайдэ. Девушка привела его к себе домой, пока ее отец задержался в путешествии. Дочь пирата после разлуки с любимым умерла от тоски. Юноша в качестве пленного попал в Константинополь.

На рынке его купили и привели во дворец султана под видом наложницы. Ему пришлось спать на одной кровати с грузинкой Дуду, автор намекает на их интимную связь. Утром Гюльбея приказала их утопить, но в то время Измаил захватили русские войска. Жуан и Джонсон вступили в их ряды. Он спас маленькую турчанку и участвовал в осаде города. Именно его отправили в Петербург с донесением.

Жуан встретился с царицей Екатериной, она отметила своим вниманием молодого лейтенанта.

Вера

Когда они шли по лесу, к ним подошел нищий бродяга и попросил медный грош, за это он пообещал молить Бога за своего благодетеля всю жизнь. Дон Жуан и тут выступил в своем привычном амплуа, предложив нищему золотой луидор, если тот побогохульствует. Но надо отдать должное нищему, он наотрез отказался это сделать. Ннесмотря на это, наш герой отдал ему монету, а сам бросился помогать незнакомцу, на которого в это же самое время напали трое вооруженных шпагами и кинжалами людей. Вдвоем они смогли отбиться от нападавших.

Впоследствии из их ознакомительной беседы Дон Жуан понял, что это был брат доньи Эльвиры. Случилось так, что он отстал от Дона Алонсо — своего брата, с которым все это время разыскивали злостного обидчика их сестры, с целью отомстить за ее страдания. Дон Карлос не знал этого обидчика в лицо, но поспешивший на помощь к брату Дон Алонсо отлично знал Дон Жуана. И подъехав к ним, он сразу хотел наказать его, но Дон Карлос попросил отсрочки в знак благодарности, чтобы скрестить с ним клинки как-нибудь в другой раз и в другом месте.

Статуя

В общем, господин и слуга продолжили дальше свой путь, как вдруг они заметили великолепное мраморное сооружение и, подойдя ближе, разглядели в ней гробницу командора, убитого Дон Жуаном. А над ней стояла огромная статуя великолепной работы. Дон Жуан был в приподнятом настроении и с усмешкой попросил слугу спросить у командора, не хочет ли тот сегодня отужинать с ним у него в гостях. Сганарель робко задал этот издевательский вопрос памятнику и вдруг увидел, что статуя неожиданно кивнула ему головой. Тогда и Дон Жуан решил повторить приглашение, статуя и ему кивнула.

Песнь седьмая

В лирическом отступлении Байрон рассуждает о русских полководцах. Дальше описана хроника взятия Измаила русскими войсками. Для решения трудного боя был назначен фельдмаршал Суворов. Накануне решительного боя казачий разъезд встретил людей полутурецкого вида. Их проводили в штаб, где Суворов узнал Джонсона, служившего в Николаевском полку. С ним были Жуан, две женщины и евнух. Песнь заканчивается антивоенными рассуждениями, в которых Байрон раскрывает замысел военных героев, дурачащих разум молодёжи.

Ужин

Вечером этого же дня господин был у себя в апартаментах, а его слуга под сильным впечатлением пытался объяснить ему, что сегодняшнее событие ничего хорошего не предрекает, а, скорее всего, выглядит как предупреждение, и что пора бы ему одуматься. Но Дон Жуан потребовал немедленно его заткнуться.

Жуткую интригу с еще большим размахом в своей драме развивает Мольер. Дон Жуан, как бы то ни было, особо ни о чем серьезном никогда не думал. Вечер выдался очень неспокойным, и ему никак не удавалось спокойно поужинать. Сначала к нему приходили разные посетители, то поставщик, которому он сильно задолжал, но, прибегнув к лести, он спокойно проводил его. Потом пришел его отец дон Луис. Он был крайне огорчен легкомысленным поведением беспутного сына и говорил о памяти предков, которую он запятнал своими недостойными поступками. Дон Жуану стало совсем скучно от его слов, а отец продолжал, что лучше было помирать отцам пораньше, чтобы им не досаждали их бестолковые сыновья.

Дама

Едва рассерженный отец покинул дом Дон Жуана, как следом слуги доложили, что его хочет видеть некая дама с вуалью.

И тут подводит к трагическому концу свое произведение Мольер. Дон Жуан увидел, что это пришла к нему проститься донья Эльвира. Движимая любовью, она пришла к нему в последний раз, чтобы умолить его пересмотреть свою жизнь, так как ей было открыто, что грехи ее мужа уже так велики, что уже не хватает для них небесного милосердия. И что ему, может быть, и жить-то осталось не больше одного дня, и лучше было бы этот день потратить на покаяние, чтобы отвратиться от жестокой кары. От этих слов Сганарель расплакался. Женщина удалилась. Дон Жуан, как обычно, не принял всерьез ее слова, однако, как только он принялся ужинать, вдруг к нему явился приглашенный гость – статуя командора. Хозяин не оробел, они спокойно отужинали, и, уходя, статуя пригласила теперь его к себе с ответным визитом. И тот принял это приглашение.

Персонажи поэмы Байрона

Джордж Гордон Байрон написал свою поэму в 1824 году. Произведение посвящено Роберту Саути — лейкисту. Автор назвал его певцом смрада и тьмы, он критиковал и других подобных поэтов. Основные персонажи поэмы:

  1. Дон Жуан.
  2. Его родители.
  3. Донна Юлия.
  4. Гайдэ.
  5. Гюльбея.
  6. Екатерина.
  7. Аделина Амондевилл.
  8. Джонсон.

Испанец Жуан характером пошел в отца, которого считали повесой. Его мать была настоящей ханжой. Сам юноша довольно влюбчивый, хотя во время путешествий проявляет хорошие качества — благородство, надежность, ответственность.

Его первой любовью стала донна Юлия — редкая красавица 23 лет. После разоблачения измены ей пришлось уйти в монастырь. Гайдэ спасла юношу после крушения корабля, но сама погибла от тоски по возлюбленному.

Гюльбея — супруга султана. Она приказала утопить молодого человека после того, как застала его в постели другой наложницы. Русская царица Екатерина относилась к Жуану по-матерински. Она отправила его с дипломатической миссией в Англию.

Аделина стала следующей любовью юноши, хотя она относилась к нему как к брату. Англичанин Джонсон потряс Жуана тем, что в 30 лет уже успел заключить третий брак. Это храбрый воин, который сыграл важную роль в жизни главного героя.

Раскаяние

Сюжет в том же духе и дальше продолжает Мольер. Дон Жуан на следующий день встретился с отцом. До Дона Луиса донеслись слухи, что его сын покаялся и решил начать новую жизнь. Дон Жуаном подтвердил свои намерения покончить с прошлым. Сганарель был счастлив как никто, но потом хозяин объяснил ему, что все его слова всего лишь лукавство и лицемерие – модный человеческий порок, который можно легко принять за добродетель и которому грех не поддаться.

Насколько полезно было это лицемерие, слуга быстро убедился, когда они встретились с Доном Карлосом, потребовавшим при людях признать донью Эльвиру женой. Но тот, ссылаясь на открывшуюся ему волю с неба, ради спасения их душ, убеждает его в том, что им не следует возобновлять свои брачные отношения. Дон Карлос отпустил его, но оставил за собой право в любой момент вызвать его на поединок, чтобы поставить окончательную ясность в этом вопросе.

Предзнаменования

Но недолго оставалось богохульствовать Дон Жуану, ссылаясь на глас свыше. Небо дало ему знамение в виде призрака женщины с вуалью, которая изрекла грозно, что ему осталось совсем немного, чтобы воззвать к Божьему милосердию. Призрак тем временем превратился в образ Времени с косою в руке, который тут же исчез.

Потом перед Доном Жуаном предстала статуя командора, она протянула ему руку, и тот тоже без страха протянул свою и моментально почувствовал, как его сжигает незримый огонь и услышал роковые слова статуи о страшной смерти того, кто отверг небесное милосердие.

И вдруг земля расторглась и поглотила его в своем адском пламени. Многим была смерть Дон Жуана на руку, вот только Сганарель больше всех разволновался от того, что ему теперь никто не заплатит жалованье.

Вот так жестоко погубил своего героя Мольер. Дон Жуан, цитаты которого в произведении остроумны, но не мудры, был слишком самовлюблен и самонадеян, за что и поплатился сполна.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: