- Сочинения
- По литературе
- Куприн
- Тема любви в творчестве Куприна
А. И. Куприн ярчайшим образом ворвался в русскую прозу начала двадцатого века. Его творчество является привлекательным в первую очередь из-за своей многогранной глубиной и заинтересованностью человеческой сущностью. Данного литературного деятеля можно назвать максимальным демократом. Он интересуется такими людьми, которые никогда бы не заинтересовали человека не глубокого, равнодушного к окружающему миру. Он относится к ним с теплом. В произведениях Куприна разворачивается перед читателем череда самых разных героев – это и бродячие актеры, и музыканты, военные, моряки, рыбаки, чиновники и литературные деятели. Писатель анализирует их внутренние миры и создает невероятно четкие и яркие образы. Нередко его персонажи имеют возможность раскрыться в той области, в которой чаще всего люди и показываются – это область любовных чувств.
Любовь в творчестве этого автора – это абсолютно не бессмысленная, черная страсть, а светлое чувство, которое во многих творениях автора является центром Вселенной для героев. К примеру, в повести «Поединок» отражается существование и быт русских офицеров старта двадцатого века. Читатель на одном уровне с автором изучает душевный мир поручика Ромашова, что является главным героем произведения. Он проживает в захолустном военном городишке. Бытие героя скучно, однообразно и лишено интереса к духовному. Будни офицеров заняты тем, что они постоянно готовятся к военному смотру, жестко муштруются днем, а вечером пьянствуют, играют в карты и крутят пошлые романы с замужними дамами. Главный герой примечателен среди остальной своей способности на настоящее истинное чувство. Его чувства к Шурочке – настоящая любовь. Именно благодаря ей могут показаться сильные стороны главного героя. Но любовь эта оказывается несчастной. Шурочка оказалась жестокой и расчетливой женщиной, которая вышла замуж по расчету и отправила человека, готового ради нее на самопожертвование, на верную смерть. Ромашов погибает, а для его жены это означает открытие всех путей. Для убитого влюбленного эта всего лишь физическая смерть совершена на благо любви.
А вот в другом произведении Куприна, которое называется «Гранатовый браслет», герои сталкиваются с тем, что не могут любить друг друга из-за сословной разницы. Автор выражает сочувствие своим героям. Главными персонажами являются Вера Николаевна Шейная – богатая светская дама и мелкий чиновник по фамилии Желтков, который до беспамятства влюблен в эту женщину. Теперь для героя стремление к прекрасной даме – это смысл его жизни. Он без памяти хочет быть с нею, но ему тоже суждено погибнуть, как и Ромашову. Жаль, что мужчины в том кругу, в котором находится Вера, не могут так же любить, как Желтков. Герой не находит места себе в этом мире.
А вот в произведении «Олеся» жестокий мир убивает подлинные и искренние чувства.
Куприн смог достойно и ярко раскрыть тему любви. Его замечательные произведения – тому подтверждения.
Другие сочинения: <- Гранатовый браслет — Герои повести? КупринОтзыв о произведении Олеся ->
Тема любви в творчестве И.А. Бунина
Ивана Алексеевича Бунина по праву называют величайшим писателем XX века. Из-под его пера выходили прекрасные стихи, романы и рассказы. Важнейшей темой в творчестве И.А. Бунина была тема любви.
Именно ей целиком посвящён цикл рассказов «Тёмные аллеи», созданный писателем уже в эмиграции, в годы Второй мировой войны. Этот сборник – своеобразное подведение итогов.
Написанный уже в конце жизни, он собрал в себе самые сокровенные мысли и чувства Бунина, его переживания и убеждения, воплощённые в удивительные по форме и содержанию новеллы.
Главную идею «Тёмных аллей» можно сформулировать так: «Всякая любовь – счастье, даже если она безответна и несёт страдания». Возьмём для примера два рассказа из цикла — «Чистый понедельник» и «Холодная осень».
В первом произведении взаимоотношения мужчины и женщины поставлены в центр сюжета.
Главный герой влюблен в героиню, он балует её подарками, цветами, походами в дорогие рестораны и театры, хотя и чувствует, что всё это мало интересует молодую женщину:
Мужчина любит женщину страстно, всем сердцем, любовь к ней становится смыслом его существования. В героине же живет какая-то отчуждённость, её больше интересует духовная жизнь, а не материальные блага, даже любовь героя не приносит ей удовлетворения.
Она любит старинные храмы, певчих, колокольный звон, поэтому буквально в одночасье молодая женщина пропадает из его жизни.
Попробовав всё, что может дать человеку мирская жизнь, и не найдя в ней чистоты и истинной духовности, героиня решает отказаться от прошлого и уходит в монастырь, где, как ей думается, она сможет получить душевный покой и стать счастливой.
Герою не понятен её выбор, и он продолжает жить, чувствуя лишь постоянную боль от утраты:
Бунин показывает, как разлука буквально «сшибает» героя, сводит его с ума. Говоря о молодом человеке после расставания с девушкой, он отмечает бесцельность его существования.
Красавец, богатый и неглупый человек, он оказывается в душевной изоляции после ухода возлюбленной. Всем этим автор доказывает то, как много может значить для человека любовь.
Любовь и есть сама жизнь, а значит, её потеря равноценна потере смысла бытия.
В рассказе «Холодная осень» перед нами любовная история длиною в целую жизнь. Тема любви здесь тесно связана с темой смерти.
Надо отметить, что в своих произведениях Бунин нередко сближает два этих мотива, как бы желая подчеркнуть, что по значимости своей в жизни человека любовь стоит наравне со смертью, и так же, как смерть, представляет для него одну из величайших загадок.
Главная героиня «Холодной осени» провожает на Первую мировую войну своего жениха и говорит, что не сможет пережить его смерть… Тем не менее она переживает не только гибель возлюбленного, но и революцию 1917 года, эмиграцию, скитания по бесконечным городам Европы, где она и её спутники были никому не нужны, зарабатывание на жизнь тяжёлым трудом, одинокую старость. Но, несмотря на то, что жизнь героини была полна событий, вспоминает она только тот холодный осенний вечер, когда прощалась с любимым. Композиция рассказа построена так, чтобы подтвердить важность этого момента для женщины. Если описанию прощального вечера в сентябре 1914 г. отведена бОльшая часть произведения, то повествованию о скитаниях героини после него – всего один абзац. Она сама говорит:
И по прошествии многих лет героиня ждёт смерти как радостного момента встречи с первой и единственной любовью, ставшей главным «событием» в её жизни, которое помогло ей уцелеть в бесконечной череде потерь, разочарований и обид.
Таким образом, для Бунина любовь – это высшая ценность, которую жизнь может подарить человеку. Но, читая «Тёмные аллеи», мы убеждаемся, что любовь для писателя – это всегда и трагедия. Бунин не верит в долгие и счастливые отношения, для него любовь скоротечна, за первыми радостями всегда стоят либо привыкание, либо разочарование. Бывает и так, что непреодолимые обстоятельства вынуждают героев расстаться. Поэтому герои его произведений изменяют друг другу, расходятся или умирают. И, несмотря на всё это, продолжают искать любовь – это лучшее чувство на земле, возвышающее, примиряющее со всеми невзгодами, дающее надежду и опору в жизни. Искать так, как это делал их создатель – И.А. Бунин.
Источник: https://literarus.ru/literatura/ege-po-literature/bunin-tema-lyubvi/
Сочинение на тему «Тема любви в прозе Куприна»
Писатель, старающийся придерживаться в своих рассказах и повестях подлинного реализма и описывать реальную жизнь и настоящие эмоции обыкновенных людей, сумел передать всю силу любви таким образом, чтобы заставить задуматься над подобным ощущением любого из читателей.
Влюбленные герои в прозаических произведениях Куприна всегда являются абсолютно бескорыстными, готовыми пожертвовать всем ради действительно дорогого им человека. Для многих из персонажей Александра Ивановича именно любовь становится трагедией всего их существования, что происходит, в частности, в повести «Олеся».
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей
Связаться с нами:
Главная героиня этой истории, юная и чистая девушка, полагает, что «от судьбы не убежишь», какими бы сильными ни были чувства человека и его желание соединить свой путь с дорогой того, кого ему выпало полюбить. Иван Тимофеевич, влюбившийся в Олесю, еще до встречи с ней немало слышал от жителей глухого, отдаленного края о некоей бабке, владеющей искусством колдовства, и проживающей вместе с внучкой в лесу. Однажды мужчине случается заблудиться в чаще, и после долгих блужданий он обнаруживает избушку чародейки, в результате чего и происходит его знакомство с Олесей.
Простая, лишенная всякого образования и светских манер девушка производит на Ивана Тимофеевича совершенно неожиданное впечатление. Она ничего не скрывает от собеседника, являясь безусловно искренней, к тому же Олеся способна в определенной мере предсказать дальнейшие события.
В сердцах обоих зарождается сердечное чувство и взаимная тяга, однако и представитель сильного пола, и юная женщина ощущают, насколько все вокруг противостоит тому, чтобы они были вместе. Олеся предвидит непременную разлуку, но продолжает любить безоглядно, хоть и без всякой надежды на счастливое будущее. Девушка не в состоянии отказаться от своего чистого, первого в ее жизни чувства, она остается выше окружающей ее ограниченной толпы и ее псевдоморальных понятий.
Олеся решается прийти в храм, веря, что и она имеет полное право вознести Господу молитву от всего сердца, однако для нее все завершается весьма печально. Безжалостные сельские обитатели жестоко избивают внучку колдуньи, считая, что и она занимается недозволенными, «бесовскими» делами и не должна находиться в церкви. Олеся, не в силах сдержать сильнейшей обиды и гнева, обещает окружающим, что они еще «вспомнят это» и «наплачутся досыта». Именно в этот момент начинается сильнейший град, и крестьяне нисколько не сомневаются в том, что это бедствие наслали на них бабушка Олеси и сама девушка.
Пожилая женщина вместе с внучкой вынуждены бежать подальше от ярости неуправляемой толпы. Иван Тимофеевич не успевает даже попрощаться с любимой. Отныне мужчине предстоит жить с постоянной тоской по Олесе и с чувством вины из-за того, что он не сумел проявить свою любовь к ней полностью, защитить ее от невежественных и злобных людей, ведь иначе, как ему кажется, он и его возлюбленная могли бы провести вместе множество прекрасных лет.
Та же тема, посвященная несчастной, безответной, но удивительно светлой любви, прослеживается и в известном рассказе Куприна «Гранатовый браслет». Главным героем этого произведения является некий Желтков, мелкий чиновник, ничем не примечательный человек, влюбившийся в светскую даму Веру Шеину. Из года в год он не перестает писать ей нежные, проникнутые глубочайшим чувством письма, хотя он и понимает, что ни на что не может надеяться.
Более того, страсть Желткова превращается в объект постоянных насмешек и издевательств всего семейства его возлюбленной. Гранатовый браслет, который он присылает в подарок любимой, вызывает резко негативную реакцию и у супруга Веры, и у ее брата. Лишь генерал Аносов замечает Шеиной, что, возможно, на ее жизненном пути возникла «именно такая любовь», о которой мечтает любая представительница прекрасного пола, но на которую уже давно «не способны» мужчины. Желтков не в состоянии перестать любить Веру, осознавая всю бесперспективность этого чувства, всепоглощающая любовь в итоге просто его уничтожает.
В финале страдания влюбленного мужчины заставляют даже мужа Шеиной испытать к нему уважение, а сама княгиня, видимо, догадывается о том, что настоящая, светлая, великая любовь прошла мимо нее. Фраза в письме чиновника о том, что «имя Твое» в будущем должно «святиться», подчеркивает трагизм его чувства, которое являлось смыслом его существования.
Невзирая на печальное завершение этого произведения, при его чтении становится ясно, насколько выше, чище и достойнее во всех отношениях способна сделать любого, самого заурядного человека настоящая любовь. Во многих своих произведениях Куприн убедительно показывает, как меняет людей такое чувство, заставляющее их полностью приносить в жертву самих себя и собственные интересы ради того, кого они беззаветно полюбили, и читатели невольно проникаются величием любви и в то же время огромной душевной болью, которую она непременно приносит персонажам этого автора.
Итоговое сочинение по направлению «Любовь»
Категория: Выпускные сочинения 2014-2017
Готовый пример сочинения по тематическому направлению «Любовь» для подготовки к выпускному сочинению ЕГЭ по литературе.
Общее количество слов сочинения — 490.
Номер абзаца | Основная часть | Количество слов |
1 | Вступление к сочинению Любовь – высокое, чистое и прекрасное чувство, облагораживающее и возвышающее человека. Ни посчитать, ни вычислить любовь нельзя. Любовь — вечная тема мировой художественной литературы. Сегодня мы можем обратиться ко многим произведениям, чтобы осмыслить, что же такое любовь. | 37 |
2 | Первый литературный аргумент (анализ рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» Хочется вспомнить замечательное произведение Куприна «Гранатовый браслет». В основу рассказа положен сюжет, произошедший с матерью Куприна, которая была в такой же ситуации, в какой оказалась героиня «Гранатового браслета». Вера Николаевна Шеина на день рождения получает подарки от близких. В этот же день её тайный вздыхатель, Желтков, присылает ей письмо и гранатовый браслет. Это молодой человек, тридцати-тридцати пяти, мелкий чиновник. Его чувство к Вере Николаевне длится восемь лет. Автор показывает безответную любовь. Герой собирает вещи, которые принадлежали его возлюбленной, они ему очень дороги. Любовь Желткова порывистая, страстная, очень сильная. Он никак не может с собой ничего поделать, никак не может выкинуть из головы Веру Николаевну. Единственный выход из ситуации — только смерть. После смерти Желткова душа Веры Николаевны пробудилась, она поняла, что это тот самый человек, который был ей нужен. Символизирует любовь героя соната Бетховена. Любовь так же, как и музыка, непредсказуема и увлекательна. Какова же концепция любви у Куприна? Какую любовь он показывает в «Гранатовом браслете»? Автора интересует такая любовь, ради которой можно совершить подвиг, даже отдать жизнь за неё. Муж Веры Николаевны, увидев своего соперника, говорит: «разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь?» Сила любовного чувства и максимальная душевная открытость сделали Желткова уязвимым, беззащитным. А.И. Куприн благоговейно и целомудренно прикасается к теме любви. Сам автор плакал над рукописью своего рассказа. | 218 |
3 | Таинственная и загадочная любовь в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник». Второй литературный аргумент (анализ рассказа) И. А. Бунин написал много произведений о любви. Среди них -рассказ «Чистый понедельник» из сборника «Тёмные аллеи», в котором тридцать восемь произведений. А. П. Чехов писал: «Какое это огромное счастье — любить и быть любимым». Любовь подарила герою Бунина мгновения ликующей радости, дала возможность понять , что значит быть счастливым .Он навсегда запомнил, как «закрывал глаза от счастья, целовал мокрый мех её воротника и в какой восторженности летел к Красным воротам. И завтра, и послезавтра будет …всё та же мука и всё то же счастье…» Герой и героиня молоды, здоровы, богаты, настолько хороши собой, что все в ресторане и на концертах их провожают взглядами. Главное психологическое состояние героя — ослепительная влюблённость. Но он не пытается и не хочет понять возлюбленную, не хочет увидеть, какая внутренняя борьба происходит в «женской душе.» Он старался не думать и не додумывать». Герой не понимает характер и натуру любимой. Она не верит в возможность счастья и брака. В чистый понедельник героиня принимает решение, очень важное для себя -отойти от мирской жизни и стать монахиней. Какова концепция любви у Бунина в этом рассказе? В любви должно быть полное взаимопонимание, влюблённые должны тонко чувствовать друг друга и полностью доверять друг другу. | 194 |
4 | Заключение по теме сочинения И. А. Бунин правильно заметил: «Всякая любовь-великое счастье». И правильно утверждал А. С. Пушкин: «Любви все возрасты покорны». Поэтому очень хочется верить в то, среди наших современников — старых и молодых будет больше влюблённых и счастливых людей» | 38 |
Тема любви в творчестве И. А. Бунина:
1 вариант
И. А. Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья.
Эти произведения отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, в них раскрылось чудесное дарование писателя, его способность проникать в интимные глубины сердца, с их неизведанными и непознанными законами.
Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому прекрасно только такое чувство любви, которое естественно, не ложно, не выдумано. Для него любовь и существование без нее — две враждебные жизни, и если погибает любовь, то та, другая жизнь, уже не нужна.
Возвышая любовь, Бунин не скрывает, что она приносит не только радость, счастье, но и очень часто таит в себе муки, горе, разочарование, смерть. «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, — я был близок к самоубийству».
Историю трагичной любви поведал Бунин в рассказе «Солнечный удар». Случайное знакомство на пароходе. Обычное «дорожное приключение», «мимолетная встреча». Но чем же закончилось для героев все это случайное и мимолетное? «На меня точно затмение нашло… Или, скорее, мы оба получили что-то вроде солнечно го удара», — признается спутница поручика.
🗹