- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Анализ баллады Песнь о вещем Олеге
Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1822 году. Около года шла работа над произведением. В основу стихотворения легла легенда о смерти киевского князя, отображенная в «Повести временных лет».
Стихотворение не зря названо писателем песней. Певучий и легкий язык Пушкин использует для придания балладе легкости. Размер строк – амфибрахий, в котором активно применяется устаревшая лексика, наполняет произведение атмосферой времени княжения Олега. Историческая фигура становятся центральным героем повествования. Но стоит отметить, что наряду с ней особенно значим и образ волхва-кудесника, видящего будущее. В произведении тесно переплетаются два таких понятия, как судьба и свобода, обусловленная закономерность жизни и выбор обособленного ее пути.
Главная тема произведения – предопределенность судьбы человека. Князь Олег, встретив волхва, обладающего даром предвидения, решает узнать у него причины своей смерти. «Кудесник» предсказывает Олегу гибель, которую принесет ему боевой товарищ – верный и бесстрашный конь. Князь, находясь в рассвете боевой славы полководца, боится за свою жизнь и расстается с «верным слугой». Он оставляет коня, велит заботливо относиться к нему и беречь. Тем самым Олег хочет оградить себя от предсказания, данного волхвом.
На какой-то миг кажется, что есть надежда и что «любимец богов» ошибся. Но то, что предначертано судьбой все равно происходит. Узнав о смерти своего коня, Олег едет навестить его кости. Он злится на кудесника, и в то же время смеется над ним, ведь конь мертв, и как думает князь, больше не может причинить ему зла. Однако смерть от «боевого товарища», предсказанная волхвом, находит Олега: из черепа, потревоженного князем, выползает «гробовая» змея и жалит его в ногу. Таким образом, избежать предопределенного рока полководец не в силах.
Наряду с основной темой предопределенности судьбы, звучит еще одна, не менее важная тема – поэт-кудесник. Поэт видит будущее и не боится говорить о нем. В словах «любимца богов» : «волхвы не боятся могучих владык» заключено мировоззрение Александра Сергеевича. Мечтая о свободной России, он не боялся последствий своих слов.
«Песня о вещем Олеге» — это глубокое философское произведения Александра Сергеевича Пушкина. Оно становится воплощением противоречивых рассуждений поэта о предопределенности и выборе судьбы.
Сочинение по балладе Песнь о вещем Олеге
«Песнь о Вещем Олеге» — легендарное произведение А.С. Пушкина, без которого невозможно представить себе школьную программу — так оно в ней укоренилось. Всем нам известны строки «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хозарам…»
Если провести жанровый анализ, то сразу становится понятно – это баллада. Баллада в самом традиционном своём проявлении – тут и стихотворная форма, и драматичность, и стремительность развивающихся событий, и неожиданная концовка – Олег ведь всё же умирает именно так, как в начале произведения было предсказано волхвом. «От судьбы, от злого рока никуда не уйдёшь» — как бы говорит нам автор. Или это сама Мировая история нам говорит?
Чтобы был возможен несколько более глубокий анализ этой баллады, необходимо знать, насколько большим был интерес А.С. Пушкина к истории как к науке. Вообще, его творчество буквально полнится исторической тематикой. И «Песнь о Вещем Олеге» — не исключение. Другое дело, что видение автором тех или иных событий часто достаточно своеобразно – иногда даже сложно понять, что описанное в разных источниках событие – это не два разных случая, а всего лишь один.
И всё же, несмотря ни на что, «Песнь о Вещем Олеге» имеет огромную ценность даже как источник исторической информации – ведь, согласитесь, мало кто из нас станет читать «Повесть временных лет» в оригинале. Да что уж там – не напиши Александр Сергеевич «Песнь…», не факт, что все мы знали бы хоть что-то об этой истории. Невозможно даже примерно определить влияние этого произведения.
Хотя в «Песни о Вещем Олеге» сложно определить какую-то одну, цельную тематику, тема злого рока проходит буквально через всё произведение. По сути, с самого начала читатели чувствуют некоторую напряжённость, висящую в воздухе. Все понимают, что в тот или иной момент произойдёт что-то плохое. Предсказания волхвов ведь не бывают на пустом месте.
Эту балладу, как и многие другие произведения классиков, на самом деле, можно анализировать бесконечно. В этом и суть всех великих произведений – у них не может быть только один смысл, это было бы слишком просто, и тогда произведение вряд ли было бы великим. Его бы просто забыли.
Главный герой
В основу сюжета произведения А. С. Пушкина легла история о Вещем Олеге. Князь Олег был реальным историческим деятелем. Начинается «Песнь» с описания похода князя Олега на хазар, что тоже было исторически достоверно. А. С. Пушкин хотел рассказать о человеке, который многое сделал для Руси. Военные походы князя Олега отражены в «Песне о Вещем Олеге». Историческое лицо прославляется А. С. Пушкиным, прославляются его подвиги и желание сохранить и увеличить территорию Древней Руси. При описании действий князя Олега описываются и предметы орудия, которыми пользовалась дружина. Здесь также проявляется историческое осмысление.
Так, историческая основа «Песни о Вещем Олеге» заключена в выборе главного героя произведения. Описание князя и его подвигов становится признаком достоверности.
То, что А. С. Пушкин указывает на то, что князь Олег имел прозвище Вещий, вновь подчеркивает историческую достоверность. До сих пор существуют споры по поводу того, почему князь Олег получил такое прозвище, но то, что оно существовало в реальности, подчеркивается всеми исследователями.
Сочинение 2
Произведение Пушкина, написанное на историческую тему, посвящено не только напоминаю о славном прошлом Древней Руси, но и важным философским проблемам.
Поэт говорит об одном из знаменитых деяний князя – походе на столицу Византийской империи, после успеха, которого Олег берет дань и прибивает щит к воротам Константинополя. Пушкин явно стремился создать не свой пересказ летописи, а писал именно «песнь», то есть произведение, близкое к фольклору, восхваляющее одного из славных русских князей. Вероятно, поэтому язык произведения стилизован под старославянский. Автором опущены упоминания о делах Олега, выглядевших сомнительно с моральной точки зрения (например, убийство им правящих в Киеве Аскольда и Дира на переговорах).
В основу произведения положено сообщение летописи о предсказанной смерти Вещего Олега от своего коня, которое постигло его тогда, когда по логике, этого уже можно было не опасаться, по причине смерти этого коня. Неожиданная гибель князя от укуса змеи, выползшей из черепа коня, и летописец Нестор и Пушкин трактовали, как пример бесполезной попытки обмануть судьбу. Храбрый воин все же предпочел не бороться с предначертанным ему свыше и не покориться этому. Однако он выбрал путь не соответствующий своему характеру и своим славным делам, получается что он, в некотором смысле, предал самого себя и отказался от своего предназначения, за что, по мнению поэта, его должна была настигнуть кара. Судьба здесь выступает не как строго заданная последовательность действий и событий, которые должен совершить и пережить человек, а просто высшая цель, к которой нужно идти, прилагая все усилия. Вероятно, это мысли Пушкина и о своем предназначении. В человека заложен определенный дар, попытка не реализовывать который его делает жизнь бессмысленной.
В произведении также присутствует тема неспособности человека познать и понять все: Олег, прозванный Вещим (знающим), все же не смог уберечься от предсказанной ему смерти. Это пример того, что попытки контролировать все бесплодны.
Другим ярким образом, нарисованным в произведении, является волхв, предсказавший судьбу князю. Языческий жрец показан бескорыстным служителем истины, говорящим людям правду, вне зависимости от их желания. Волхв, скорее всего, введен в повествование не только для развития сюжета, но представляет собой образ поэта, каким ощущал себя Пушкин, особенно обращаясь к гражданской лирике.
4, 5, 6, 7, 8 класс
Другие темы: <- Любовь в произведениях Бунина и Куприна? РазныеДружба Ивана и Конька-Горбунка ->
`
Сочинение 6 класс. Судьба князя Олега (по стихотворению А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
1 вариант сочинения
Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт. Его судьба и поэзия слиты воедино, потому что очень многие мысли, чувства, искания и стремления нашли свое отражение в его стихах. Читая произведения этого замечательного поэта, нельзя не заметить его интереса к родной истории, к событиям давно минувших дней. Так, например, основой стихотворения «Песнь о вещем Олеге» послужила легенда о смерти князя Олега, записанная в «Повести временных лет».
За мудрое правление государством Олега назвали «вещим». Многими замечательными качествами наделен князь Олег: дальновидностью, неутомимостью, силой и умом. Он патриот своей родины, не чуждо ему и чувство благодарности. Вот почему с такой печалью расстается он со своим верным боевым другом-конем после страшного пророчества волхва-кудесника: «Примешь ты смерть от коня своего». Заботливо наказывает князь беречь и холить коня, отправленного на неожиданный отдых.
Проходит много времени, конь умирает, а князь Олег, вспомнив о пророчестве, с гневом и горечью решает, что волхв обманул его. Придя на могилу старого боевого друга, Олег сожалеет, что им пришлось так рано расстаться.
Однако кудесник не клеветал, и пророчество его исполнилось, хотя и не совсем так, как того ожидал князь. Ядовитая змея, выползшая из черепа коня, ужалила Олега. И все же, несмотря на преждевременную смерть, знаменитый князь успел в своей жизни совершить столько великих дел, что память о нем жива в людях до сих пор. Спасибо А. С. Пушкину, донесшему до нас эту славу.
2 вариант сочинения
В «Повести временных лет», с которой мы познакомились еще в прошлом учебном году, есть легенда о смерти киевского князя Олега, жившего в X веке. Он прославился как мудрый князь и победитель «неразумных хазар» и других врагов Киевского княжества. Смерть якобы была предсказана Олегу волхвом (жрецом славянского бога Перуна). Легенда о смерти князя Олега поразила воображение А. С. Пушкина, и он поэтически воспроизвел ее в своей знаменитой балладе «Песнь о вещем Олеге». Когда читаешь «Песнь.» Пушкина, далекое время возникает в воображении как живое. Поэт не просто пересказывает легенду, а заставляет нас услышать старинную речь, увидеть, как «с дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне», а «из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник». Мы словно присутствуем при встрече князя Олега с волхвом-прорицателем. Олег — разумный и справедливый владыка, «могущий воитель», славной победой прославивший свое имя. По преданию, князь Олег мужественно сражался с хазарами, овладел столицей Византийской империи — Константинополем (русские называли его Царьград). Уходя оттуда, в знак победы он прибил на воротах города свой щит. «Вдохновенный кудесник» предсказывает князю Олегу будущее. Из его речи мы узнаем, что князя ждет «дивная судьба», которой «завидует недруг». Олегу помогает «незримый хранитель», поэтому «под грозной броней» он не ведает ран. Ни «синего моря обманчивый вал», ни пращ, ни стрела, ни «лукавый кинжал» не страшны князю. Но смерть примет он от коня своего. Мне кажется, что князь не совсем верит кудеснику, ведь, услышав предсказание,
Олег усмехнулся — однако чело И взор омрачилися думой.
Он привязан к коню, как к верному другу, «гладит и треплет» его по шее крутой. Для князя Олега его конь — «верный слуга», участник всех боевых походов, с кем вместе прожита славная жизнь. Как же поверить в то, что боевой товарищ может послужить причиной смерти? Олег пытается обмануть судьбу, отказавшись от любимого коня. Мы как будто слышим его прощальные слова:
Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время: Теперь отдыхай! Уж не ступит нога В твое позлащенное стремя.
Много лет спустя, возвратившись из походов, князь вспоминает о своем верном товарище. Услышав о его смерти, Олег, как ему кажется, побеждает в споре с предсказателем и «хочет увидеть он кости коня». Наступив на череп, князь иронически опровергает предсказание:
Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!
Но, оказывается, кудесник не ошибся:
Из мертвой главы гробовая змия, Шипя, между тем выползала.
Ужас охватывает от предчувствия неминуемой гибели этого мужественного человека, прославившего себя в суровых походах и прожившего славную жизнь. А. С. Пушкин не только поэтически осмыслил «преданье старины глубокой», донес до нас историю жизни и смерти «вещего» князя Олега, но и создал яркие, запоминающиеся образы и характеры.
Сборник идеальных эссе по обществознанию
клише
причины
следствия
глаголы-действия
Олег Вещий — важная личность в истории России. Он был князем на территории Руси, а также регентом малолетнего сына Рюрика — Игоря Старого. Он участвовал в походе на Византию 907 года, в походе на Византию 911 года, в походе на Киев, а также принимал участие в создании Древнерусского государства, посредством объединения Киева и Новгорода. (к1)
Олег Вещий принимал участие в таком событии как объединение Новгорода и Киева. Одной из причин стала необходимость распространения власти нового князя на более обширные территории с целью объединения всё ещё разрозненных славянский племён под эгидой одного правителя. Другой причиной стала необходимость перенести столицу Руси на более выгодные территории как в экономическом плане, так и в политическом .(Например, Киев стоял на главном торговом пути того времени — “Путь из варяг в греки”. Нахождение столицы там позволит землям обрести большой экономический потенциал и позволит развиваться намного быстрее посредством торговли. Также, из Киева, стоящего на границе степи, было проще собирать дань с территории, контролируемой Хазарским каганатом, в частности с северян.)Следствием распространения княжеской власти стало укрепление авторитета и статуса Олега как князя, так как теперь он осуществлял своё правления из экономического и политического центра Руси. Другим следствием стало то, что Русь возымела статус посредством своего стремительного экономического роста ,что в будущем позволило Олегу активнее выступать на международной арене.(Например, выступить на Византию в 907 и 911 годах.) (к3)
Важную роль в объединении Новгорода и Киева сыграл сам Олег Вещий. Именно он в 882 году организовал поход на Киев, взяв с собой сына Рюрика Игоря, как законного наследника, что позволило ему аргументировать захват власти тем, что наследником и единственным настоящем князем является Игорь — единственный сын Рюрика. Подплыв на ладьях к Киеву, Олег пошёл на хитрость, что позволило ловко выманить князей из города, не прибегая к насильственному захвату, который мог сопровождаться разгромом города и убийством жителей. Чтобы выманить на берег киевских князей — Аскольда и Дира, он приказал своим дружинникам представиться византийскими купцами, что позволило встретиться с Аскольдом и Диром, не испытывая сопротивление дружинников киевских князей. Когда киевские князья вышли к Олегу, тот отдал распоряжение дружинникам убить их, чтобы в дальнейшем Аскольд и Дир не могли вернуться с претензией на Киевский стол. (к2
Военный поход Олега на Византию
Главным деянием Вещего Олега стал его поход на Царьград (Константинополь). Он состоялся, по разным данным, в 907 или 911 году. С этим походом связаны известные легенды о том, что Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. А до этого – атаковал город, поставив корабли на колёса и распустив паруса.
Был ли на самом деле штурм города, или дело ограничилось демонстрацией мощи приведённого Олегом войска, неизвестно. Главное –цель была достигнута. Олег получил от Византии дань и заключил с этим важным соседом выгодный торговый договор. Он стал первым международным юридическим актом Киевского княжества. В этом документе Олег именуется «великим князем русским».
К наиболее значимым положениям данного договора относятся:
- Особый статус колонии для поселения русских купцов в Константинополе. Им выделялось продовольствие во время пребывания в городе и припасы при отбытии из него.
- Возможность беспошлинной торговли.
- Упорядочение решения спорных и судебных вопросов.
- Признание равенства сторон.
Для государства, которое только что появилось на карте, равноправный договор с самой богатой и могущественной державой того времени был большим достижением. Установление постоянных, документально оформленных торговых отношений создавало условия для устойчивого развития Киевского княжества.
С походом на Царьград связана ещё одна легенда – о происхождении прозвища Олега. Она гласит: когда византийцы прислали князю и его воинам богатые дары в качестве откупа, среди них были обильные угощения и вино, специально отравленные. Олег не стал есть и пить этих подношений, предугадав намерения жителей Царьграда отравить его. За это его и прозвали Вещим, т.е. мудрым, предвидящим будущее.
Основные этапы деятельности Олега до похода на Царьград
Потратив порядка трёх лет на то, чтобы утвердить свою власть в Новгороде, Олег решил взять под свой контроль весь важный торговый путь из Балтики в Византию. Для этого он собрал большое войско из варягов, славян, представителей финно-угорских племён, и начал постепенное продвижение на юг.
Сначала Олег занял Смоленск, который играл ключевую роль на днепровских волоках, и посадил там своего ставленника с дружиной. Потом взял город Любеч, где тоже разместил гарнизон.
После этого он хитростью завоевал Киев. По Повести временных лет, в 882 году Олег, спрятав воинов в кораблях, под видом купеческого каравана подплыл к Киеву и пригласил княживших там соплеменников – варягов Аскольда и Дира – в гости за дарами.
Когда они пришли, Олег показал им Игоря – наследника Рюрика, и сказал, что они не княжеского рода и не имеют права княжить. После чего воины Олега из засады напали на Аскольда с Диром и убили их.
Киев, как стратегически важный пункт на «Пути из варяг в греки», Олег объявил «матерью городов русских», и перенёс сюда свою столицу. Тем самым были объединены северный и южный центры восточно-славянских племён.
Последующие 25 лет своего правления Олег занимался расширением своих владений. Он присоединил к ним земли древлян (883), северян (884), радимичей (885). Северяне и радимичи ранее платили дань хазарам, а теперь стали платить киевскому князю.
В 898 году мимо Киева шла большая орда угров (мадьяров), и Олег смог избавиться от этой угрозы. Как именно, неизвестно: отразив нападение, или заплатив выкуп. Тем не менее, угры ушли в Паннонию, где впоследствии возникло венгерское государство.
По пути они разорили земли юго-западных славянских племён: хорватов, тиверцев и дулебов. Олег воспользовался их ослаблением, чтобы также присоединить к своим владениям.
🗹Встретят тебя в уютной квартирке, проверенные индивидуалки в Берёзовске, а можно и подружек. Чего бы вы не пожелали, просто скажите проститутке об этом по телефону, и при встрече она выполнит каждое ваше желание. Красивые проверенные индивидуалки в Берёзовске, восхитительные и горячие, они такие весёлые и стройные, что удовольствие неизбежно. Не упусти свой шанс.