Разговор Катерины с Варварой (анализ 2 явления II действия пьесы А.Н. Островского «Гроза»)
Пьеса А.Н. Островского «Гроза» — одно из лучших и наиболее известных произведений великого русского драматурга. Написанная в 1869 году, эта пьеса до сих пор не сходит с театральных подмостков, находя отклик в каждом новом поколении читателей и зрителей.
Действие «Грозы» разворачивается в провинциальном купеческом городе Калинове. Добролюбов назвал этот город «темным царством». Здесь многовековой патриархальный уклад определяет жизнь людей из поколения в поколение. За сохранением законов патриархальной жизни строго следят уважаемые люди города во главе с Марфой Игнатьевной Кабановой (Кабанихой).
Жизнь в «темном царстве», безусловно, «трудна и душна». Но пожилое поколение Калинова уже не мыслит себе другой жизни, поэтому терпит. Молодежь же стремится жить по-другому, так, как требует их душа. Дети в семье самой Кабанихи — Тихон, Варвара, невестка Катерина — хотят воли. Но добиваются они ее по-разному, в зависимости от склада характера и представлений о жизни.
Катерине Кабановой невыносимо жить под вечно укоряющим и осуждающим оком свекрови. Ни одного доброго слова не услышала она от истинной главы семьи – Кабанихи. Слабовольный муж Катерины Тихон полностью находится под каблуком у матери, живет с постоянной оглядкой на нее. А светлой и открытой натуре героини хочется ласки, любви, свободы – другой жизни. Возможность другой жизни она видит в своей любви к Борису Григорьевичу, образованному и воспитанному молодому человеку.
Катерина очень религиозна. Ее моральные принципы не позволяют даже думать об измене. Но душа героини стремится к полету («…отчего люди не летают так, как птицы?»), к радостной, счастливой жизни. Это противоречие изводит Катерину, заставляет ее мучиться.
Во 2 явлении II действия героиня провожает мужа в поездку. Здесь происходит ее разговор с Варварой, которая является полной противоположностью Катерины. Варваре неведомы душевные муки ее невестки. Дочь Кабанихи тоже не устраивает жизнь, проповедуемая матерью. Но она выше всего ставит свои желания, не задумываясь о моральной стороне вопроса. Когда Катерина признается Варваре в своей любви к Борису, та советует ей обманывать всех окружающих и делать то, что хочется: «Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
Мне кажется, что обвинять одну Варвару в лицемерии неправильно. Весь уклад дома Кабанихи и жизни в Калинове подсказывает такой, наиболее удобный, способ существования. Недаром Варвара рассказывает Катерине, что и Тихон обманывает мать, пускаясь во все тяжкие во время своих «деловых» поездок.
Но такая цельная и светлая личность, как Катерина, не может принять лжи. Ее решительная натура требует открытых действий. Героиня понимает, что «сердце ее никогда не уходится», т.е. всю жизнь она будет стремиться к вольной и радостной жизни. И в своем стремлении к такой жизни Катерина готова на самые безрассудные поступки. Она рассказывает, что «зародилась горячей». В детстве, в ответ на обиду, маленькая Катя вечером одна уплыла в лодке: «На другое утро уж нашли, верст за десять!»
Но в момент разговора с Варварой Катерина изо всех сил пытается остаться верной женой, сохранить свою совесть и честь, не думать о Борисе: «Я его и знать не хочу! Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю!»
Однако сделать это героине очень тяжело: Варвара соблазняет Катерину разговорами о Борисе Григорьевиче. В этом эпизоде дочь Кабанихи выступает в роли искусителя. Недаром Катерина в разговоре с ней упоминает о своем сне: «Знаешь ли ты, меня нынче ночью опять враг смущал. Ведь я было из дому ушла».
Живя по принципу «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Варвара предлагает такой путь и Катерине, но та отвечает: «Не хочу я так! Да и что хорошего! Уж я лучше буду терпеть, пока терпится». В конце концов Варвара вырывает у Катерины признание: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
Варваре непонятны и безразличны душевные муки Катерины. Она эгоистично играет с героиней, делает ее своей сообщницей, уговаривая ночевать в саду: «Я б тебя и не звала, да меня-то одну маменька не пустит, а мне нужно». Тем самым Варвара подталкивает Катерину к греховной измене, в итоге — к самоубийству.
Таким образом, в разговоре Катерины с Варварой во 2 явлении II действия пьесы обозначаются жизненные позиции героинь, вырисовывается их духовный облик. На фоне эгоистичной и циничной Варвары, совершающей все украдкой, «чтобы шито да крыто было», раскрывается цельная и светлая натура Катерины. Для этой героини главное не то, что подумают люди, а ее совесть, нравственный закон души. Именно его изо всех сил и стремиться не нарушить героиня. Но, в то же время, Катерина понимает, что жизнь в Калинове душит ее, не давая исполниться мечте о свободной и счастливой жизни.
Катерина осознает, что если настанет момент, когда больше терпеть будет невозможно, то она не побоится совершить решительный шаг и разорвать путы, связывающие ее, даже ценой собственной жизни.
Драма А. Н. Островского «Гроза» — выдающееся произведение русской литературы, которое остается современным и по сей день, так как ставит множество проблем, в первую очередь нравственных. Любовь и долг, правда и ложь, неволя и стремление освободиться от нее, муки совести и грех — все это воплотилось в образе главной героини пьесы Катерины.
Характер Катерины, своеобразие психологии ее, внутренний конфликт, нравственные муки раскрываются драматургом постепенно, в течение всего хода пьесы.
Сцена разговора Катерины и Варвары во втором явлении 2-го действия помогает нам проанализировать особенности характера Катерины, дает нам ключ к пониманию ее дальнейших поступков, а также заставляет задуматься и над судьбой Варвары.
Этот разговор происходит перед отъездом Тихона, когда Варвара строит планы вырваться хоть на время от материнского гнета. Она хочет получше узнать Катерину, хочет выведать ее затаенные желания. Главное различие между Катериной и Варварой в том, что Катерина не умеет ничего скрывать, она честный, открытый, правдивый человек. Когда Варвара говорит ей, что заметила любовь Катерины к Борису, то Катерина отвечает: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Варвара исподволь пытается изменить взгляды Катерины: во-первых, ей непонятна логика правдивого человека, во-вторых, она надеется сделать Катерину такой, как она сама. Варвара хочет доказать Катерине, что без лжи, обмана, лицемерия в доме Кабановых жить нельзя: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Катерина ведет внутреннюю борьбу со своим чувством к Борису: как человек религиозный, она боится греха, ее мучает совесть, что, будучи замужней, она мечтает о другом мужчине. А Варвара постоянно напоминает Катерине о Борисе, как будто хочет ее грехопадения. Видимо, Варвара чувствует нравственное превосходство Катерины, ее душевную чистоту, недаром имя Катерина означает «чистая». Варвара хочет снизить нравственную планку Катерины, поставить на один уровень с собой. Вряд ли Варвара из жалости к Катерине сводит ее с Борисом. Катерина говорит Варваре, как она борется со своей любовью к Борису: «Разве я хочу об нем думать; да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни задумаю, он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак. Знаешь ли ты, меня нынче ночью опять враг смущал. Ведь я было из дому ушла». Враг — так в народе называют дьявола, так называет Катерина своего искусителя. Но в разговоре Катерины и Варвары в роли искусителя выступает Варвара. На все речи Катерины она отвечает: «Ты какая-то мудреная, Бог с тобой! А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Но Катерина так не может. И будь Варвара более дальновидной, она бы поняла, что ее поступки приведут к трагедии. Ведь характер у Катерины очень горячий, вспыльчивый, своевольный, непокорный: «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!» В этом же разговоре Катерина восклицает: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случится! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» В этих репликах чувствуются сила Катерины «уйти» от опостылевшего быта. Но одновременно возникает тема самоубийства, как будто Катерина сама предсказывает свой конец.
После этих слов Варвара молчит, словно обдумывает свои дальнейшие действия, и предлагает Катерине на время отсутствия Тихона спать в саду, в беседке. Она, конечно, не объясняет Катерине, что по ночам хочет встречаться с Кудряшом, просто говорит, что ей нужно. Кабаниха ей одной этого не разрешит, поэтому она просит Катерину. Простодушная, доверчивая Катерина не подозревает, зачем понадобилось ее согласие спать в беседке. Она соглашается, потому что единственный человек в семье Кабановых, с которым она может откровенно поговорить, излить свою душу, — это Варвара, которую она не хочет огорчить отказом.
В конце диалога Катерина вспоминает о Тихоне. Тихон — это та соломинка, за которую хватается Катерина, чтобы не совершить грех. Она надеется, что муж поможет ей избавиться от преступных, по ее мнению, желаний. Варвара говорит ей о том, как Кабаниха «учит его уму-разуму» перед отъездом. Катерина искренне сочувствует ему: «И на воле — то он словно связанный». Но Варваре удается сразу же развеять иллюзии Катерины: «Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей».
Нет, ни безвольный Тихон, ни хитрая Варвара не помогут Катерине в ее сложной ситуации. Катерина остается одинокой со своими чувствами, со своим поруганным достоинством, униженная, ненавидимая свекровью. Разговор Катерины с Варварой показывает нам, как беззащитна Катерина, как она открыта и чиста. Она не может встать на путь лжи и лицемерия, скорее она расстанется со своей жизнью. Этот разговор показывает нам, что в судьбе Катерины назревает трагедия.
В конце пьесы, не только под тяжестью того греха, что она совершила, изменив мужу, а, самое главное, понимая, что еще больший грех — продолжать жить в неволе, Катерина совершает самоубийство. Жизнь для Катерины имеет ценность тогда, когда в ней есть радость, любовь и свобода. Эти нравственные ценности всегда будут важны для человека, поэтому «Гроза» А. Н. Островского и по сей день остается интереснейшим произведением, раскрывающим всю глубину человеческой души.
Сборник идеальных эссе по обществознанию
Какие особенности внутреннего мира Катерины находят своё отражение в её рассказах о себе?
Катерина и Варвара.
Катерина. Знаешь, мне что в голову пришло?
Варвара. Что?
Катерина. Отчего люди не летают!
Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.
Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?
Хочет бежать.Варвара. Что ты выдумываешь-то?
Катерина. (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.
Варвара. Ты думаешь, я не вижу?
Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!
Варвара. Да ведь и у нас то же самое.
Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила — не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.
А. Н. Островский «Гроза»
Такая ли я была жила ни. Явление седьмое. класс, монологи из «Грозы» наизусть
Дорогие десятиклассники,
Девушки
Юноши
учат монолог Кулигина:
Успехов!
10 класс, монологи из «Грозы» наизусть
Дорогие десятиклассники,
чтобы не возникло недоразумений, выкладываю здесь монологи из пьесы А.Н.Островского «Гроза», которые вы должны выучить наизусть.
Девушки
учат следующий монолог Катерины:
Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела… Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем… Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы,-у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!
Юноши
учат монолог Кулигина:
Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Вот как, сударь!
Успехов!
Светлана Сергеевна Гамзаева – собственный корреспондент «Независимой газеты» в Нижегородской области.
На днях министр образования и науки Дмитрий Ливанов сообщил, что единый учебник истории России будет готов уже через год. Существует иллюзия, что «правильному» патриотизму можно научить по учебнику. Стоит только расставить нужные акценты, и в послушных головах российских школьников начнут формироваться удобные конформистские концепции о российской государственности. Хотя известно, что школьники не особенно любят читать учебники. И вяло их усваивают. А если «завтра наверняка не спросят», то могут и не усваивать вовсе. То, что навязывается, вообще часто вызывает оскомину. А уж у подростков, с их внутренним протестом, — тем более. И куда веселее и проще они схватывают живые события, которые происходят вокруг. Например, для учеников нижегородской гимназии № 1, судя по всему, запоминающимся уроком истории станет случай, произошедший недавно на их же уроке истории. Учитель с 18-летним стажем Илья Мясковский, как обычно, вел занятие, когда в аудиторию без предупреждения вошли два полицейских и судебный пристав. Они потребовали, чтобы тот немедленно вышел из класса и отправился вместе с ними в суд, поскольку не заплатил штраф. Илья Хаймович сообщил, что о штрафе ничего не знал, поскольку извещен не был, и идти отказался, не захотев срывать урок. Тогда полицейские взяли учителя под руки и на глазах всего класса выдернули из-под него стул. Школьники также видели, как их учителя тащат по улице к машине, разрывая ворот рубашки, бросают на пол и захлопывают дверь. И этот урок истории они, конечно, запомнят лучше, чем параграф из учебника. Сотни людей в нашей стране не платят штрафы вовремя, но судебные приставы и полицейские их за шиворот с работы в суды не таскают. Однако Илья Мясковский не только преподает историю в нижегородской гимназии, но и практикует ее. Он регулярно посещает оппозиционные уличные акции. Первый раз его задержали на митинге год назад. Тогда нижегородские власти устроили показательный разгон политического шествия и задерживали почти всех, кто шел в голове колонны. А потом была скандальная история на митинге в сентябре. Мясковский фотографировал, и его схватили полицейские, поволокли к автобусу, часть митингующих попыталась его защитить, завязалась потасовка. Видео этой драки тогда стало хитом в Интернете. Так что штраф учителю как раз и выписали за участие в митинге. В общем, история по-настоящему захватывает Илью Хаймовича. В школе с учениками он устраивает перформансы с реконструкцией прежних эпох. Сам после работы предпочитает перформансы с деконструкцией эпохи нынешней. Кстати, к созданию унифицированного учебника Мясковский относится отрицательно. Он против того, чтобы учителей лишали выбора. Впрочем, уверен, что недостающую историческую информацию всегда можно получить в Интернете, так что учебник сегодня – это далеко не единственный источник исторических знаний. Свой урок истории получает, да и преподает сверстникам нижегородский школьник Алексей Шаров. Он хорошо учится, но в свободное от уроков время еще и оппозиционер, и на митинги ходит, и одиночные пикеты устраивает. Сейчас в нижегородском ГУВД проходит служебная проверка по поводу его задержания. Оппозиция распространила следующую версию этой истории. Алексею назначили встречу якобы сторонники Pussy Riot. Школьник заподозрил в них провокаторов и решил разоблачить их. На встречу никто не пришел, зато подросток заметил за собой слежку. Потом появились сотрудники Центра противодействия экстремизму, он пытался сопротивляться, но они посадили его в машину. По словам Шарова, полицейские ему угрожали и предлагали стать стукачом. Версию правоохранительных органов теперь уточняют сотрудники отдела собственной безопасности. Или другой, еще более зрелищный урок истории для нижегородских школьников – утрата исторического облика Нижнего Новгорода, происходящая у них на глазах. Защитники самобытной городской среды пытаются отстоять вполне добротные дома, составлявшие особый нижегородский колорит. Но пикетчиков задерживают, арестовывают, а дома сносятся. Сейчас под угрозой сразу несколько хорошо сохранившихся городских особняков – дома купца Федорова, Бурмистрова, купца Столярова… Только что снесен дом с деревянной резьбой на улице Октябрьской. Нижний Новгород тут, конечно, не исключение. Власть, демонстрирующая пренебрежительное отношение к подлинной истории, вряд ли способна создать действительно авторитетный учебник по тому же предмету. Тем временем на высоком уровне организуется ассоциация учителей литературы, призванная создать унифицированную концепцию преподавания и этого предмета, а также и унифицированную методичку для остальных педагогов страны. На высоком уровне теперь обсуждается, что «Мастера и Маргариту» Булгакова и «Бесов» Федора Достоевского надо из школьной программы изъять, что сказки Салтыкова-Щедрина потенциально опасны, и гражданская лирика Некрасова тоже, как и «Отцы и дети» Тургенева и даже «Гроза» Островского. Потому что слишком реалистичны. «Да здесь все как будто из-под неволи», – говаривала, помнится, Катерина в своем знаменитом монологе. И правда, чревато. Нижний Новгород
Установите связь между автором и произведением А.Н.Островский Н.В.Гоголь А.С.Пушкин Медный всадник»
А.Н.Островский Н.В.Гоголь А.С.Пушкин Установите связь между автором и произведением А.Н.Островский Н.В.Гоголь М.Ю.Лермонтов Установите связь между автором и произведением А.Н.Островский Н.В.Гоголь М.Ю.Лермонтов
Н.В. Гоголь А.Н.Островский А.С.Пушкин Установите связь между героем и автором Н.В. Гоголь А.Н.Островский А.С.Пушкин Установите связь между героем и автором Н.В. Гоголь А.Н.Островский А.С.Пушкин Установите связь между героем и автором Н.В. Гоголь А.Н.Островский М.Ю.Лермонтов Установите связь между героем и автором Н.В. Гоголь А.Н.Островский М.Ю.Лермонтов
Дикой Борис Кулигин Установите связь между героем и его репликой Дикой Борис Кулигин Установите связь между героем и его репликой Кабанова Кабанов Катерина Установите связь между героем и его репликой Кабанова Кабанов Катерина Установите связь между героем и его репликой Катерина Варвара Кабанова
Катерина
и
Варвара
.
Катерина
. Так ты, Варя, жалеешь меня?
Варвара
(глядя в сторону)
. Разумеется, жалко.
Катерина
. Так ты, стало быть, любишь меня?
(Крепко целует.)
Варвара
. За что ж мне тебя не любить-то?
Катерина
. Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти.
Молчание.
Знаешь, мне что в голову пришло?
Варвара
. Что?
Катерина
. Отчего люди не летают?
Варвара
. Я не понимаю, что ты говоришь.
Катерина
. Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?
(Хочет бежать.)
Варвара
. Что ты выдумываешь-то?
Катерина
(вздыхая)
. Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.
Варвара
. Ты думаешь, я не вижу?
Катерина
. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, — у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!
Варвара
. Да ведь и у нас то же самое.
Катерина
. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.
Варвара
. А что же?
Катерина
(помолчав)
. Я умру скоро.
Варвара
. Полно, что ты!
Катерина
. Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю.
Варвара
. Что же с тобой такое?
Катерина
(берет ее за руку)
. А вот что, Варя: быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что.
(Хватается за голову рукой.)
Варвара
. Что с тобой? Здорова ли ты?
Катерина
. Здорова… Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себе совестно сделается. Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…
Варвара
. Ну?
Катерина
. Да что же это я говорю тебе: ты девушка.
Варвара
(оглядываясь)
. Говори! Я хуже тебя.
Катерина
. Ну, что ж мне говорить? Стыдно мне.
Варвара
. Говори, нужды нет!
Катерина
. Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…
Варвара
. Только не с мужем.
Катерина
. А ты почем знаешь?
Варвара
. Еще бы не знать.
Катерина
. Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?
Варвара
. Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть.
Катерина
. Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой!
Варвара
. Что ты! Что с тобой! Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет.
Катерина
. Нет, нет, не надо! Что ты! Что ты! Сохрани господи!
Варвара
. Чего ты испугалась?
Катерина
. Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете.
Варвара
. А вот погоди, там увидим.
Катерина
. Нет, нет, и не говори мне, я и слушать не хочу.
Варвара
. А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!
Входит Барыня
с палкой и два лакея в треугольных шляпах сзади.
| |
Спишите отрывки из монологов Катерины — героини драмы А. Островского «Гроза». Найдите служебные части речи и междометия, разберите их по плану За (см. приложение).
Я говорю (от)чего люди не летают так как птицы? Знаешь мне иногда кажет(?)ся что я птица. Когда стоишь на горе так тебя и тян..т лететь. Вот так бы разбежалась подн..ла руки и полетела. Я жила н..(об)чём н.. тужила точно птичка на вол.. . Мам..нька (во)мне души (не)ча..ла нар..жала меня как куклу работать не пр..нуждала что хочу бывало то и делаю. Знаешь как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я бывало рано коли летом так схожу на ключик умоюсь принесу с собой водиц.. и все-все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Обидели меня чем-то дома а дело было к вечеру уже темно я выбежала на Волгу села в лодку да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли вёрст за десять! Эх Варя не знаешь ты моего характеру! Конечно не дай Бог этому случит(?)ся! А уж коли очень мне здесь опостын..т так не удержат меня (ни)какой силой. В окно выброшусь в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить так и н.. стану хоть ты меня реж..! Ночи ночи мне т..желы. Все пойдут спать и я пойду всем ничего а мне как в м..гилу. 4
1. Найдите в лексике и оборотах речи Катерины элементы разговорной речи и просторечия. 2. Какие черты характера проявляются в высказываниях героини? 3. Прочитайте выразительно приведённые отрывки.
🗹