«Кусака» — краткое содержание рассказа Леонида Андреева

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Кусака Андреева

С первых же строк небольшого по объему рассказа Л. Н. Андреева «Кусака» читателю становится понятным, что помимо добра в мире существуют жестокость и зло. Не прикрывая правды, автор описывает существование бездомной собаки, которая стала изгоем, но продолжала надеяться на человеческое отношение и понимание.

Автор произведения передает переживания собаки на фоне серых, голодных будней. Получив горький опыт, она перестала верить окружающим и агрессивно относилась к каждому, кто обращал на нее внимание. И только искренность и любовь после встречи с доброжелательными дачниками вернули ее доверие. Знакомство собаки с людьми, поселившимися в доме весной, изменило ее жизнь. Кусака узнала, что такое ласка и забыла о голодных временах.

Однако с наступлением осени настало и время отъезда людей, которые дали ей надежду на достойное существование. Кусака выла от душевной боли и одиночества, которое наступило вслед за их отъездом.

Образ собаки и череда событий, происходящих на протяжении нескольких месяцев, складываются из отдельных описаний состояния животного, окружающей обстановки: «бескорыстно», «завизжала», «отскочила». Для следующего этапа — общения с дачниками — характерны более оптимистичные фразы: «всею душой расцвела», «кувыркалась». Сначала в них проявилась ее новая сущность – боязливость, скитание и страх. Позже она начала доверять людям, научилась радоваться вместе с ними. Но после отъезда полился «дождь с неприветного неба», наступило одиночество и тоска, собака «завыла».

Необыкновенно точным является соответствие состояния животного и изображение пейзажных зарисовок. Прячась от жестоких действий людей, она тряслась от холода, вокруг был мрак и темнота. Когда наступает весна, меняется жизнь собаки. Всюду происходит пробуждение: и в природе, и в душе. Однако с отъездом людей вновь начинает моросить дождь. Осень дает о себе знать, напоминая холодными ветрами и слякотью.

Л. Н. Андреев, раскрывая тему сострадания к близким, подчеркивает, что обездоленные нуждаются в особом внимании. Если есть возможность помочь, то нужно проявить милосердие.

Автор показал мир животных. Он подчеркнул, что собака, также как и человек, нуждается в постоянном понимании, доброте и заботе. Он подробно описал изменения, которые происходили с животным, когда страх преображался в независимость и гордость. И параллельно указал на то, что дети – добрые существа, которые порой бывают гораздо жалостливее и понятливее, чем взрослые.

Описание сюжета

В центре повествования бездомная одинокая собака

В центре повествования бездомная одинокая собака. Злые люди гонят ее отовсюду и порой даже могут побить. Несчастная ищет себе место, где можно будет спрятаться от холодов, и находит дачу. Там и решает перезимовать. С наступлением весны в жизни дворняги происходят положительные изменения. На дачу возвращается семья с детьми. Девочке Леле становится жаль животное, и она начинает о нем заботиться. А Кусака, такую кличку дали собаке, понимает, как хорошо жить с хозяевами и быть кому-то нужной. Она счастлива.

Но пришла осень, дачники уехали обратно в город, оставив Кусаку одну. Собаке больно, она в отчаянии пытается их отыскать, но потом понимает, что люди бросили ее.

История создания

Произведение «Кусака» было написано Леонидом Николаевичем Андреевым в 1901 году. По жанру это рассказ. Первая публикация состоялась тогда же в сентябрьском выпуске «Журнала для всех». Произведение было включено в «Книгу рассказов и стихотворений», опубликованную издательским домом «С. Курнина и K°». Годом позже деньги, полученные от продажи сборника, были переданы в поддержку комитета работников почты и телеграфа.

Рассказ Андреева включен в одну из образовательных программ России по литературе. Его рассматривают школьники 7 классов, занимающиеся по учебникам В. Я. Коровиной.

Анализ Кусаки

В своем письме Корнею Чуковскому автор сообщал, что произведения, вошедшие в сборник «Книга рассказов и стихотворений», объединены общей идеей — они должны были показать, что все живое может страдать. Герои его рассказа — это люди разного материального положения и социального статуса и бездомная собака. Но все они живые, потому равны, и им одинаково приходится противостоять трудностям, преподносимым жизнью.

В рассказе Андреев демонстрирует разницу между жалостью, вызванной сиюминутными эмоциями, и искренним сочувствием к живому существу. Эгоизм девочки и ее близких людей очевиден: все они рады, что приютили бедную собаку. Но их решение не было обоснованным, ответственным и взвешенным. Дачники сделали это лишь оттого, что собака прекрасно скрасила летнюю загородную жизнь своим безудержным проявлением любви.

А их же жалость к бездомному существу с легкостью перешла в безразличие от мыслей о том, сколько проблем принесет содержание собаки в условиях городской квартиры. Рассказ мог бы иметь счастливый конец, но вместо этого Андреев принял решение показать людям жестокость их безразличия и пробудить в них совесть.

Пересказывать произведение Леонида Андреева «Кусака» рекомендуется по следующему плану:

  1. Бездомная собака.
  2. Приезд дачников.
  3. Знакомство с Лелей.
  4. Кусака.
  5. Счастье быть вместе.
  6. Отъезд дачников домой.
  7. Отчаяние одинокой дворняги.

Читательский дневник можно дополнить пословицами по теме:

  1. Не существует плохих собак, есть плохие хозяева.
  2. Без друга сирота, а с другом семьянин.
  3. Мы в ответе за тех, кого приручили.

Каждая из них характеризует необходимость нести ответственность за своих любимцев.

Основная мысль

Главной темой рассказа считается милосердие и сострадание. Основную идею автор выделял следующим образом:

Произведение учит любить животных и не бросать их.

В своем письме 1902 года, адресованном Корнею Ивановичу Чуковскому, Андреев подчеркнул:

Мне не важно, кто «он» — герой моих рассказов. Мне важно лишь одно — он человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни. Даже более: в рассказе «Кусака» героем является собака, ведь все живое имеет одну и ту же душу, страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни.

Автор, отобразив жизнь и переживания собаки, попытался заставить людей задуматься над тем, какие последствия могут нести их, казалось бы, неважные поступки и решения.

Главные герои

Главные герои «Кусаки» Леонида Андреева:

  1. Кусака — бездомная собака, которую на лето взяли пожить к себе дачники.
  2. Леля — девочка, которая приголубила дворнягу.
  3. Мама Лели — абсолютно равнодушная к животным женщина.

Кусака обладает добрым и верным сердцем, у нее хороший характер. Собака способна любить и отзывчива к ласке, также она может быть послушной, если потребуется. Но при этом она по-прежнему боится посторонних людей и не доверяет им.

Девочка Леля же, наоборот, любит непостоянно и эгоистично, не умеет ценить верность. Она могла быть более отзывчивой, ведь по натуре своей она нравственный человек. Но ее воспитанием и формированием ценностей занимались взрослые, для которых собственное благополучие стоит выше таких «мелочей», как сочувствие. Леля, будучи единственным другом Кусаки, бросила ее, не задумываясь о том, будет ли собака жить.

Темы

В рассказе «Кусака» можно выделить такую тематику:

  1. Тема жестокости человека по отношению к животным выдвигается автором на первый план. Уже в самом начале произведения писатель обозначает причину страха и озлобленности собаки: дети бросали в неё камнями, а взрослые намеренно пугали. И эта тема проходит через всё повествование, объясняя то или иное поведение собаки: нападение на Лёлю, ожидания удара от гладивших собаку детей, желание угодить и понравиться дачникам. Бездомная собака, не представляющая опасности, желающая лишь быть нужной, верная и разумная – терпит побои и плохое отношение. Автор обращает внимание читателей на то, что всему есть своя причина. И причина тяжёлой жизни Кусаки в жестокости людей по отношению к ней.
  2. Тема сострадания раскрывается в линии взаимоотношений Кусаки и Лёли. Девочка абсолютно бескорыстно, более того – преодолевая свой страх, стремится сделать жизнь собаки лучше с помощью своей любви и заботы. Это сострадание, понимание чувств обездоленной собаки, доброта и желание просто помочь выделяются автором как прекрасные качества, которые улучшили положение дел Кусаки. Если бы не сострадание Лёли, собака так бы и не узнала, каково это – быть любимой, нужной и окружённой лаской.
  3. Тема доверия и постепенной привязанности не менее значима. Поведение собаки изменило лишь отношение дачников к Кусаке: они не только простили её за злость при первой встрече, но и кормили её, играли с ней и просто заботились о её благополучии. Кусаке было очень трудно вновь поверить людям, но она преодолела свой страх и поддалась ласке Лёли. Несмотря на огромный шаг в сторону доверия к человеку, Кусака всё ещё боялась и избегала незнакомых людей.
  4. Тема человечности. В невыплаканных слезах Лёли, в её переживаниях и сомнениях заключается внутренний конфликт: взять собаку в квартиру нельзя, но и оставить её не хочется. Девочка искренне сочувствует собаке, в чём проявляется её человечность.

Первая глава

Кусака — это несчастная бездомная собака. У нее нет хозяев, она никому не нужна. На тот момент у нее не было имени, было непонятно, что она ела, чтобы прожить. Кусака всего боялась. Ведь за короткую жизнь она успела повидать лишь жестокость и зло. Дети, гуляющие на улице, бросаются в нее камнями и палками, чтобы она шла прочь. А дворовые псы, имеющие хозяев, лают на нее, чтобы она уходила подальше от их теплых домов. В испуге собака всегда бежала на окраину села и пряталась в огромном саду.

Лишь однажды она услышала добрые слова в свою сторону. Это был пьяный мужчина, шедший домой. Он улыбался, звал собаку к себе и хвалил ее. Но настроение у пьяниц переменчиво. И пока Кусака решалась подойти к мужчине, тот вспомнил все свои обиды на людей и разозлился. Когда собака подошла и легла рядом на спину, он, вместо того чтобы погладить, пнул ее в бок ногой. С тех пор Кусака ненавидит всех людей без исключения. Собака больше не доверяет тем, кто хочет ее приголубить. В ответ она лишь испуганно убегала или лаяла и пыталась укусить.

С наступлением холодов собачка понимает, что нужно найти убежище, чтобы согреться. Она поселяется на пустующей без сторожа даче и там переживает зиму. Кусака настолько привязалась к этому месту, что начала охранять его и лаять на всех проходящих мимо людей. Так она ощущала себя нужной.

Композиция и конфликт

Рассказ «Кусака» состоит из пяти глав, каждая из которых включает важные изменения в жизни собаки.

  1. В первой главе автор описывает трудную и бесцельную жизнь животного, упоминая о тех или иных причинах поведения собаки. Действия этой части относятся к зиме, такой же холодной и «злой», как пьяница, повстречавшийся животному в то время. На тот момент собаку звали Жучка.
  2. Вторая глава символизирует наступление весны – изменений в привычной действительности собаки. В этой части рассказа животное знакомится с новыми людьми, в частности с гимназисткой Лёлей, при первой встрече с которой Кусака повела себя агрессивно. Именно тогда Кусака обретает новое имя, а также встречает ласку от людей – неиспытанную ранее.
  3. Третья глава посвящена лучшему периоду в жизни Кусаки: она любима, сыта и счастлива, хотя всё ещё не доверяет незнакомым людям.
  4. Четвёртая же часть рассказа символизирует наступление осени – поры грусти и увядания. И эта нелёгкая пора перехода от чего-то тёплого и счастливого к чему-то холодному и печальному омрачается отъездом людей, так полюбившихся Кусаке.
  5. Окончательное осознание своего одиночества приходит к собаке лишь в пятой главе: когда она не находит своих хозяев, не видит никого в доме и на улице. Это ощущение безысходности и бессилия напоминает состояние Кусаки в первой главе.

Таким образом, автор использовал кольцевую композицию в рассказе «Кусака». Кроме того, он провёл главного героя через все времена года, что подчеркнуло переменчивость жизни.

В рассказе «Кусака» можно выделить несколько конфликтных линий: внутренний конфликт Кусаки, внутренний конфликт Лёли и конфликт между центральным героем и обществом. Особенно важным в рассказе является конфликт между собакой и обществом. Изначально обиженная людьми, Кусака переносит свои обиды и на незнакомцев, которые проявляют к ней заботу. Горький опыт заставляет собаку мучиться от недоверия и бояться человека как такового.

Вторая глава

Затем наступила весна, приехали дачники — взрослые, дети и подростки, желающие насладиться природой. Первой, кого увидела собака, была милая девушка в коричневом платье — Леля. Она была рада приходу весны, теплу и наполненная эмоциями закружилась. Но Кусака подкралась к ней, рванула за платье и скрылась в кустах. Девушка испугалась и убежала в дом, сказав близким, чтобы они не выходили в сад — там злая собака.

Ночью дворняга прокралась обратно на дачу и легла на свое привычное место на террасе. Только теперь ее дом был наполнен людьми, которые тихо спали. Приехавшие дачники оказались довольно добры. Поначалу они хотели прогнать собаку или даже пристрелить ее, чтобы не лаяла по ночам. Но в скором времени отношение семейства изменилось, они привыкли к присутствию животного и начали оставлять хлеб. А по утрам даже вспоминали: «Где же наша Кусака?». Это прозвище так и закрепилось за ней.

И с каждым днем собачка стала все спокойнее относится к людям. Однажды Леля решила сама подойти к животному. А Кусака, не зная, что хотят сделать, нанести удар или приголубить, просто перевернулась на спину и стала ждать. Ее погладили. Тогда радостная Леля позвала свою семью. Увидев детей, животное испугалось. Но они не стали обижать ее, а начали гладить и чесать за ухом. Это было приятно, но собаке стало больно от того, как много она потеряла в своей жизни.

Основная идея

Смысл рассказа «Кусака» заключается в том, что жестокость людей оставляет отпечаток и на судьбах животных. Собаки тоже испытывают чувства, у них есть свои переживания и эмоции, на которые люди зачастую не обращают внимания. Писатель призывает читателя нести ответственность за свои поступки, ценить животных и обращать внимание на то, что они чувствуют. Ведь жестокий по отношению к животным человек жесток и по отношению к людям – как пьяница, ударивший Жучку, а затем избивший жену.

Но главная мысль рассказа «Кусака» проглядывает именно в поступке семьи Лели. Герои сначала привязали к себе животное, не подумав об ответственности за него, а потом бросили. Руководствуясь благими намерениями, они повели себя не лучше злобного пьяницы: приманили и ударили. Но один удар — ничто по сравнению с одиночеством, которое испытала Кусака после отъезда хозяев. Получается, что люди обманывают себя и других, делая добро лишь наполовину и когда им это выгодно. Когда же благородство требует жертв, даже минимальной уступки в комфорте, герои отворачиваются от того, кого называли другом. Мнимая доброта еще хуже откровенного зла, потому что она еще и обманывает нас.

Третья глава

И расцвела Кусака, теперь она принадлежала людям, у нее было имя. Собака ела очень мало по своей старой одинокой привычке. Но и этого хватило, чтобы похорошеть. Длинная шерсть, ранее грязная и висевшая космами, стала чистой, блестящей, почернела. Теперь, когда собака выбегала к воротам, у людей не было мысли дразнить ее. Но она все так же боялась их и не умела выразить свою благодарность и любовь.

Кусака могла лишь вертеться и нелепо кувыркаться, вызывая тем самым восторг и хохот дачников. Они собирались вокруг нее, чтобы посмотреть. Люди хвалили ее за старания и жалели лишь о том, что она стесняется показывать свои умения перед посторонними. Со временем собака привыкла к домашней жизни и стала все реже убегать.

Проблемы

Основная проблема, рассматриваемая Андреевым в рассказе «Кусака», – это проблема несправедливости жизни. Кусака не выбирала бездомную жизнь, не хотела быть опасной, не желала быть одинокой и вечно прячущейся. Однако так сложилась её судьба. Цепь событий, произошедших вне зависимости от неё, привела Кусаку к отчаянию и смирению. Подобная несправедливость наталкивает на мысли о том, что необходимо помогать всем тем, кто в этом нуждается. Нужно обращать внимание на тех, кто не может даже попросить об этом. Автор намеренно подводит Кусаку к такому финалу. Он делает это для того, чтобы читатель увидел не только прямую зависимость поступков и их последствий, но и ощутил, что жизнь может обращаться несправедливо с тем, кто меньше всего этого заслуживает. Именно поэтому человек должен сделать всё, что в его силах, чтобы оттенить несправедливость жизни путём милосердия и доброты по отношению к братьям нашим меньшим.

Проблематика рассказа «Кусака» еще шире:

  1. Одиночество.
    Переломным становится момент осознания собакой своего одиночества. Очень трудно вновь стать ненужным и оставленным, когда тебе показали, что может быть иначе, и это «иначе» – лучшее, что с тобой случалось. Автор подчёркивает печальное состояние Кусаки описанием её воя – болезненного, беспрерывного и безнадёжно спокойного.
  2. Недоверие
    . Изначально бездомная и ненужная собака не была озлоблена на людей, но всё же остерегалась их из-за их агрессивного поведения. Данное отношение изменил случай с пьяницей, приманившим Кусаку лаской, а затем ударившей её. Собака стала озлобленной и недоверчивой.
  3. Неумение выражать свои чувства.
    Ещё одной проблемой, волновавшей собаку, было её неумение «ласкаться». Хоть она и старалась угождать дачникам, уподобляясь тому, что видела в поведении других животных, она не могла выразить свои чувства в полной мере.
  4. Равнодушие
    . Родители девочки показали ей ужасный пример, показав свое безразличие по отношению к животному, за которое они взяли на себя ответственность. Читатель убеждается в нежелании Лёли оставлять Кусаку. Девочка полюбила собаку, и теперь она не видела для себя варианта оставить животное на произвол судьбы. Несмотря на предложение мамы взять породистого щенка, Лёля думает лишь о своей дворняжке Кусаке, которую ей удалось приручить за время пребывания на даче.
  5. Предательство.
    Обретя хозяев, Кусака с трудом доверилась им. И в конце, когда полюбившиеся ей дачники всё же уезжают, она разочаровывается в людях снова. Человек вновь и вновь предаёт собаку, а животное отвечает ему на это агрессией и недоверием.

Четвертая глава

Листва начала желтеть, а с дач стали постепенно уезжать люди. Леля, понимая, что скоро и они отправятся домой, спросила у мамы, что будет с Кусакой. Женщина ответила, что придется оставить ее тут, у них нет для нее условий. Девочке стало жалко животное, она уже была готова заплакать. Тогда мама в качестве аргумента против собаки сообщила, что друзья предлагают ей взять хорошего породистого щеночка. А Кусака ведь обычная дворняга. Леля опять повторила, что ей жаль, но плакать не стала.

Когда семья собралась уезжать, Леля позвала Кусаку с собой. Они вышли на шоссе, все вокруг было по-осеннему пустым, лил дождь. А вдалеке местные дразнили деревенского парня. Леля огляделась и, отметив как это все скучно, пошла назад. Лишь будучи на вокзале, девочка вспомнила, что так и не простилась с собакой.

Тема и персонажи

Таким образом, тема рассказа «Кусака» – беспомощность живого существа «перед грозными силами жизни», главных из которых две. Первая – это неумолимая и ничем не преодолимая смена времён жизни, времени счастья и времени несчастья, в данном случае чётко совпадающая со сменой времён года. И вторая «сила жизни», которую лучше было бы назвать силою смерти, – это жестокость и равнодушие друг к другу самих живых существ.

Для иллюстрации действия обеих «сил жизни» выбрано идеальное страдательное лицо или, если угодно, страдательная морда. «В рассказе «Кусака» героем является собака»; более того – бездомная собака: «Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась».

Далее, как это всегда бывает у Андреева, является безликая массовка тупых, жестоких существ. Это тупые деревенские мужики, деревенские жестокие дети и не менее жестокие деревенские цепные псы. Все они травят несчастную бездомную собаку, превращая её в злобную кусачую тварь. Как известно, собаки бывают кусачие только от жизни собачьей.

Но вот по весне является героиня с «лица необщим выраженьем». Это «гимназисточка Лёля». Бездомная собака первым делом набрасывается и на неё, рвёт ей платье – и тут же получает от неё кличку: отныне она Кусака.

Лёля – существо счастливое, а потому доброе, чуткое и готовое щедро, по-христиански, делиться своим счастьем с ближним и щедро, по-христиански же, ближнего прощать. Немедленно простив Кусаке разорванное платье, Лёля приручает бедную собаку, делает её другом не только своим, но и всей своей многочисленной семьи.

Однако счастливая пора между весною и осенью быстро миновала. И вот уже Лёля не так счастлива, ибо идут дожди, пора съезжать с дачи и ходить в гимназию. Её слабенькое чувство ответственности всё же побуждает её задать маме вопрос о Кусаке. И тут на сцену является очередной жестокий и равнодушный взрослый персонаж:

« — Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнатах её держать нельзя, ты сама понимаешь. — Жа-а-лко, — повторила Лёля, готовая заплакать. Уже приподнялись, как крылья ласточки, её тёмные брови и жалко сморщился хорошенький носик, когда мать сказала: — Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А эта что — дворняжка! — Жа-а-лко, — повторила Лёля, но не заплакала».

Это «не заплакала» – смертный приговор Кусаке. Дело ведь уже теперь не просто в смене счастливых и несчастливых времён года. А дело в том, что следующей весной Лёля приедет на дачу с «очень породистым щеночком». А Кусаку, которая уже считает эту дачу своим домом и всю зиму будет её охранять (если, конечно, эту зиму переживёт), немилосердно прогонит со двора.

Завершение истории

Кусака долго и безнадежно бегала по следам уехавших от нее людей, добралась до вокзала, а затем вернулась обратно на дачу. В надежде она заглянула в стеклянную дверь дома, но там никого не было.

Шел сильный ливень. С приходом ночи собака жалобно завыла. Вой Кусаки был настолько громким, что пронзал воздух. Но он звучал ровно, настойчиво и до отчаяния спокойно. Всякому, кто тогда слышал его, становилось не по себе, и хотелось в уют и тепло, к любящему женскому сердцу. А собака выла.

Общее впечатление

Мне очень понравился этот рассказ, он заставил меня ещё раз задуматься над проблемой отношения людей к животным. Мы должны быть более добрыми и ласковыми по отношению к ним, ведь они нам доверяют. Собака — это верный и ласковый друг человека, его надежный защитник. Но люди часто их предают и заставляют выть от боли и тоски.

Анастасия

У Андреева нет различия между живыми существами: люди и животные для него одинаковы. Рассказ — не просто история для детей. Тут поучительные нотки, заставляющие задуматься о главном: о милосердии и сострадании, о душевной боли и одиночестве, о любви к людям, животным и всему нас окружающему. А поэтичность андреевского слога трогает за живое, передавая словами настоящие ощущения.

Андрей

Меня поражает, насколько в этом тексте важна каждая фраза, каждая деталь. Ни слова мимо, все в цель — это почерк настоящего Мастера. Та же смена времен года, перекликающаяся с судьбой Кусаки, только усиливает впечатление. Этот рассказ не о судьбе отдельно взятой собаки. Он о человеческом легкомыслии, себялюбии и неумении замечать ближнего, граничащим с жестокостью.
Валентина

Суть: о чём?

Рассказ «Кусака» – это история о тяжёлой судьбе собаки. Изначально безымянная, собака терпит гонения и агрессию со стороны людей. Но особенно жестоко с ней обошёлся один мужчина, возвращавшийся домой из кабака. Он убедительно и долго приманивал собаку к себе, чтобы погладить. И в последний момент, вспомнив всё плохое в своей жизни, мужчина сорвался на собаку и ударил её. Все те горечь и обида, испытанные Жучкой, сделали её озлобленной и нелюдимой.

Лишь гимназистка Лёля и дачники сумели изменить отношение собаки к миру, а также дали ей новое имя – Кусака. Испытав любовь и заботу людей на себе, Кусака жила счастливо. Но очередное предательство – отъезд дачников – вернули собаку в изначальное положение. Но теперь Кусака не бросалась на людей, она просто смирилась и выла от отчаяния.

Эта история затрагивает не только судьбу одной собаки. Это рассказ о бесчеловечности, о жестокости, о бессердечности. В то же время «Кусака» повествует о сострадании и заботе. Такой контраст и смена «тональностей» показывает нестабильность мира и его неоднозначность.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: