Краткое содержание «Ванька» для читательского дневника
ФИО автора: Чехов Антон Павлович
Название: Ванька
Число страниц: 4. Чехов А. П. «Ванька». Издательство «Детская литература». 1980 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1886 год
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Сюжет рассказа «Ванька» с цитатами
«Ванька» Чехов краткое содержание с цитатами из произведения:
«Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать». Он писал письмо своему деду Константину Макарычу. Ванька — сирота.
Он думает про своего деда — 65-летнего «тощего и юркого старикашку с весёлым лицом и вечно пьяными глазами», служащего сторожем у господ Жихаревых. Днём дед спит или балагурит с кухарками, а ночью стучит в свою колотушку. У деда есть две собаки — Каштанка и Вьюн.
Ванька бесхитростным детским языком пишет о том, как нелегко ему приходится у сапожника, и просит деда забрать его.
«А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Милый дедушка, увези меня отсюда, а то помру. Я буду тебе табак тереть, а если что, то секи меня, как Сидорову козу». Ванька хотел бы пешком бежать на деревню, «да сапогов нету, морозу боюсь». Пишет он и про Москву: «А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые».
Во время написания письма Ванька постоянно отвлекается, в его памяти всплывают разные картины жизни в деревне. Он вспоминает, как они с дедом под рождество ходили в лес за ёлкой для господ. «Весёлое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал».
Вспоминает барышню Ольгу Игнатьевну, у которой Ванькина мать Пелагея, когда была жива, служила горничной. Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину.
«Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочённый орех … у барышни Ольги Игнатьевны для Ваньки. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется. А гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».
анька положил письмо в конверт и написал адрес: «на деревню дедушке». Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный, Ванька «добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель… Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал… Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам… Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом»…
Это интересно: Рассказ «Детвора» показывает игру детворы в лото. Здесь проявляется характер каждого ребенка: один играет ради денег, другой просто рад, что его не отправляют спать или радуется самому процессу «счёта», третий ждет драки… Впрочем, она и происходит. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Детвора» Чехов. Здесь показан колорит игры со всеми её смешными названиями выпавших цифр, со всеми недоразумениями.
Сюжет
Сироте Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отдали на обучение сапожнику Аляхину. Раньше он жил в деревне с дедушкой, а теперь уже три месяца находился в полном подчинении у злого, жестокого человека.
В канун Рождества, дождавшись, когда хозяева отправились в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу и принялся писать письмо любимому дедушке – весёлому, доброму старичку Константину Макарычу, который работал сторожем в господском доме.
С детской искренностью и непосредственностью Ванька стал описывать все свои злоключения: как ему попало от хозяйки за то, что он неправильно чистил селёдку или как хозяин выпорол его ремнём, когда он уснул над люлькой хозяйского ребёнка.
Затем мальчик принялся вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива мама, убиравшая в доме у господ, молодая барышня часто угощала Ваньку сладостями и от скуки научила его чтению и письму. Мальчику вспомнилось, как они с дедушкой ходили рубить ёлку к Рождеству и выбрали самое красивое, стройное и пышное деревце.
Затем Ванька принялся описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых господских домов и лошадей. Вот только овец здесь не было и собаки вовсе не злые.
В конце письма Ванька стал умолять деда забрать его отсюда. Ему было так плохо у чужих людей, что слов нет: он постоянно голодал, его били, и от тоски он часто плакал. Мальчик бы и пешком добрался до деревни, но боялся замёрзнуть по дороге. Окончив писать, Ванька указал на конверте адрес: На деревню дедушке».
Опустив письмо в почтовый ящик, мальчик спокойно уснул.
Пословицы к произведению
Всякое дело терпеньем одолеть можно.
Всякому терпенью приходит конец.
За сироту только бог заступится.
Счастье скоро покидает, но надежда никогда.
Хорошо то, что хорошо кончается.
Другие читательские дневники
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Отзыв
Любой ребёнок, независимо от его происхождения, достоин счастливого, беззаботного детства. Ванька Жуков был этого лишён и очень страдал. Он не понимал, почему должен мучиться у злого сапожника, когда совсем рядом живёт его любимый дедушка. Хочется верить, что чудо произойдёт, и на Рождество приедет старик-сторож и заберёт внука домой.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Ванька.
Действующие лица
В произведении один герой — Ванька. Другие персонажи необходимы для раскрытия сюжета и характеристики Ваньки и его жизни. Среди всех действующих лиц выделяют:
- Ванька Жуков — сирота, попавший к злому сапожнику. Мальчик все время голодает, не видит добра, сталкивается только со злостью. Это несчастный и забитый ребенок.
- Константин Макарыч — дедушка мальчика. Ему 65 лет. Это очень веселый, добрый старик. Он работает ночным сторожем в доме господ, заигрывает с прислугой и нюхает табак.
- Ольга Ивановна — женщина, которая обучала Ваньку грамоте, угощала леденцами. Только в момент отправки ребенка в столицу она не замолвила за него слово.
- Сапожник Аляхин и его жена — эти люди забрали к себе сироту. Они православные христиане, но при этом ведут отнюдь не евангельский образ жизни, не имеют милосердия. К Ваньке ужасно относятся: бьют по любому поводу, не кормят толком, не заботятся о нем и не уделяют должного внимания, а только нещадно эксплуатируют.
Краткое содержание «Ваньки» позволит ознакомиться с рассказом писателя, что поможет написать сочинение и подготовиться к уроку по литературе.
Сочинение 2
Угнетение людей и социальное неравенство – тематика, которая всегда интересовала представителей интеллигенции и так называемый высокий класс. Некоторые представители социальной элиты и аристократии заботятся о том как оправдать систему угнетения, другие наоборот относятся к угнетаемым людям с состраданиям и хотят ликвидировать несправедливость общественного устройства.
Чехов довольно ярко переживал о судьбах простого народа, он проявлял собственное мнение не только в произведениях, но и на деле, к примеру, работал доктором для простых людей. Антон Павлович чутко прислушивался к судьбам простого народа и умел передать пронзительный крик души этих людей. Примером такого ясного и точного запечатления является рассказ Ванька, который повествует об Иване Жукове.
Маленький мальчик, такой, каких бывало много по всей имперской Руси, отправился в подмастерья к сапожнику. Фактически он нечто наподобие раба-прислуги, с которым хозяин может поступать каким угодно образом.
Ванька описывает собственный быт, когда пишет письмо своему 65-летнему дедушке, который работает сторожем в деревне, где сам Ванька тоже раньше обитал. После того как мальчик стал сиротой, ему пришлось уехать в столицу. Москва впечатляет главного героя, он восхищается удивительными товарами в лавках, многолюдностью, но тяжко страдает от людской злобы и безразличия.
Сапожник часто колотит мальчика, которому всего девять лет. Если вчитаться в описание этого поведения, складывается такое впечатление будто с главным героем обращаются подобно предмету, инструменту либо в лучшем случае – домашним животным. На самом деле Чехов описывает действительное положение дел, ведь крепостные во многих отношениях не считались людьми в полном смысле этого слова, да и в целом сословное общество не отличалось особым гуманизмом.
Конечно, основной акцент при прочтении этого рассказа у многих смещается на заключительную часть, где мальчик пишет в адресе «на деревню..». Читатель понимает – письмо не окажется у Константина Макарыча, он мальчика никуда не заберет и не узнает о его бедах.
Тем не менее, на мой взгляд, основная суть рассказа не только в этом трагическом финале, но в целом в описании системы общества угнетения, где судьбы детей могут быть так тяжелы и печальны, где собаки Вьюн и Каштанка имеют условия лучшие чем маленький Иван Жуков.
Жанр и направление
Небольшой объем изложенной рассказчиком конкретной истории из жизни конкретного человека позволяет отнести “Ваньку” к произведению из разряда новеллистики — рассказу, выражаясь проще. Острота проблемы, поднятой Чеховым, позволяет отнести рассказ произведениям разряда социально-обличительной беллетристики. Безусловно, Чехов не осуждает никого открыто, но даже травмированный и уничиженный детский рассудок, через который нам сообщается история в красках, передает все подробности мещанства и хищничества, изничтожающего Россию изнутри. Направление творчества Чехова — реализм.
Однако вопрос конкретной жанровой принадлежности рассказа не решен до сих пор. Существует два основных пути, по которым эксперты присваивают “Ваньке” узкоспециализированный жанр.
- Так, литературоведом Г.Г. Рамазановой были сформулированы положения первой теории, которая отмечает сосуществование в рассказе жизнеутверждающих рождественских мотивов волшебства и справедливости с картинами, описывающими безнадежное положение Ваньки Жукова, обреченного на продолжение пытки детской души в каземате взрослой алчности. Этот синтез противоположных в целом идей и надежд позволяет причислить произведение к жанру “антирождественских рассказов”, которым еще до Чехова в совершенстве овладел Ч. Диккенс.
- Автор второй, весьма неординарной, теории — И. А. Есаулов считает, что рассказ от начала до конца позитивен, и завершающие фрагменты произведения вовсе не хоронят надежду на счастье Ваньки, а наоборот, возрождают и утверждают ее. Есаулов в своих размышлениях опирается на факт того, что каждый взгляд, брошенный на отражение свечи в оконном стекле — есть ничто иное, как преодоление границы между московским и деревенским миром: стоит Ваньке взглянуть на пламя, как в рассказе меняются времена глаголов. Так, городские воспоминания иногда фиксируются в прошедшем времени, а картины-воспоминания — в настоящем. А финальная сцена рассказа, когда Константин Макарович, свесив ночи с печи, читает письмо Ваньки, написана Чеховым с использованием глаголов как раз-таки в настоящего времени. Это позволяет нам считать, что чудо все же произошло, и заветное письмо нашло нужную деревню и нужного дедушку.
Проблемы
Проблематика рассказа «Ванька» будет изложена более подробно, если на то поступит высочайшее соизволение читателя, которое позволит Многомудрому Литрекону дополнить разбор по плану.
- Проблема “бездествия”
. Проблема сиротства и беспризорничества стояла в Российской империи, без преувеличения, остро. Однако нужно брать во внимание, что не только дети, не имевшие никакого попечения, были лишены детства: деспотизм со стороны родителей и опекунов терпело, как ни прискорбно, еще большее количество детей (мы можем лишь догадываться о точных числах). Тому примером является наш герой — Ванька. Нельзя однозначно сказать, что было бы лучше для него: нищенствовать в деревне, терпеть увечья от Аляхина, воспринимая это к себе обращение как нормальное, или жить сиротском доме в окружении несчастных и обездоленных ровесников. - Проблема жестокости и равнодушия
. Чехова, как моралиста, чрезвычайно беспокоит процесс поведенческого и чувственного опрощения взаимоотношений между людьми. Фатальность перманентно совершаемых людьми ошибок Чехов показывает на примере взаимоотношений безнадежно несчастных и обозленных взрослых с ребенком, чью чистую душу, полную доверия и тепла, их поступки и проявления слабости деформируют и уродуют — делают похожей на свою. - Проблема несправедливости
. Вопрос о том, как судьба распределяет счастье между его потенциальными обладателями, издавна принадлежит к разряду хрестоматийных. Эта тема поднималась Чеховым ни раз, будучи подкрепляема печальными подробностями его биографии. Подчеркивая, что природа мира априори несправедлива, он писал: «Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости».
Сочинение 2
Угнетение людей и социальное неравенство – тематика, которая всегда интересовала представителей интеллигенции и так называемый высокий класс. Некоторые представители социальной элиты и аристократии заботятся о том как оправдать систему угнетения, другие наоборот относятся к угнетаемым людям с состраданиям и хотят ликвидировать несправедливость общественного устройства.
Чехов довольно ярко переживал о судьбах простого народа, он проявлял собственное мнение не только в произведениях, но и на деле, к примеру, работал доктором для простых людей. Антон Павлович чутко прислушивался к судьбам простого народа и умел передать пронзительный крик души этих людей. Примером такого ясного и точного запечатления является рассказ Ванька, который повествует об Иване Жукове.
Маленький мальчик, такой, каких бывало много по всей имперской Руси, отправился в подмастерья к сапожнику. Фактически он нечто наподобие раба-прислуги, с которым хозяин может поступать каким угодно образом.
Основная идея
Главная мысль рассказа «Ванька» понятна: на примере истории Ваньки Жукова Чехов хочет донести простую, но усиленно игнорируемую идею о том, что дети несут на себе крест страдания за грехи взрослых, теряющих способность любить и сочувствовать в погоне за неясными идеалами лучшей жизни, наступление которой далеко не гарантировано с приобретением кажущихся сейчас необходимыми благ. Мир, который строят взрослые, предназначен для взрослых страстей и желаний: азарта, пафоса, блуда, что в корне неверно. Надежным фундаментом, заложенным старшими поколениями, должны быть бескорыстные и оттого шаткие по началу идеи и идеалы поколений младших, способные привести к гармоничному развитию общества с природой и с его собственным духовно-лирическим мироощущением. Таков смысл рассказа Чехова «Ванька».
В Ваньке Жукове совмещаются два мира, обыкновенно противоречащих друг другу. Мир, где подобает верить в Бога — взрослый, страшный и безобразный. И мир, где каждый верит в свое, маленькое, а потому столь очевидно возможное и близкое, чудо — детский, который мы все рады бы никогда не покидать. Ведь в этом мире возможно все: и неведомая сила разбудит спящего Бога, очевидно, по недоразумению, допускающего несчастья людей на земле, и безадресное письмо найдет своего адресата среди множества серых лиц.
Так почему же для одних весь мир не стоит и слезы ребенка, в то время как другие не ведут счета этим слезам, превращая грааль детской души во вместилище собственных страхов и комплексов?
План пересказа
- Ночь перед Рождеством.
- Ванька пишет письмо деду.
- Мальчик описывает свою горькую жизнь у сапожника.
- Счастливые воспоминания Ваньки.
- Описание Москвы.
- Ванька умоляет деда забрать его.
- Мальчик подписывает письмо и отправляет его.
- Безмятежный сон Ваньки.
>Главная мысль
Любое горе кажется не таким сильным, если им с кем-нибудь поделиться.
>Чему учит
Рассказ учит любви, милосердию, доброте, хорошему отношению к людям, особенно, к детям. Также учит терпению, надежде на светлое будущее.
Популярные сегодня темы
После салона Анны Павловны Шерер Толстой знакомит читателей с семьей Ростовых, показывая их как образец московского патриархального дворянства. Именины двух Наталий у Ростовых
Одним из произведений писателя Антона Павловича Чехова является пьеса «Вишневый сад». В литературной критике эта пьеса обсуждается и считается входящей в число классических произведений художественной литературы
Главный персонаж подрастал в наследственной усадьбе Обломовке, великолепной и тихой местности. Весь окружающий мир вслед за тем жил будто бы согласно плану, а общество веровало в народные сказания и злобных домовых.
Центральную роль в пьесе Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» занимает помещичья усадьба, которая славится своим вишневым садом. По сути вишневый сад в пьесе
Дворяне жили и в деревне, и в Москве и Санкт-Петербурге. Деревенское дворянство Пушкин знал не понаслышке. Ему приходилось общаться с его представителями, когда он был в ссылке в своём родовом имении Михайловское и в Болдино.
Источник
История создания
Читатель впервые увидел “Ваньку” на страницах “Петербургской газеты” в канун наступающего 1887 года. Произведение неслучайно оказалось именно в предновогоднем выпуске: главный герой готовит письмо своему Дедушке в Рождественский сочельник, да и все произведение в целом исполнено атмосферой досадной непричастности к светлому празднику, которую могло разделить великое множество людей. Атмосфера эта показывается автором под самым острым, сентиментальным углом — детским.
В это время Чехов был увлечен детской психологией: по-видимому, первые ласточки страшной болезни отсылали писателя к воспоминаниям о собственном детстве, настолько несчастном, что оно поставило столь ранний крест на его здоровье. В детстве он работал у отца в лавке и от переработки часто болел. Эти обстоятельства стали благоприятной почвой для развития чахотки, от которой и умер писатель.
Особенно интересовал Чехова “третий период детской психики” — этап жизни, когда ребенок начинает самостоятельно отличать добро ото зла, впервые проливает не слезы каприза, а слезы, вызванные несправедливостью, болью, жалостью. Таковым персонажем становится не только Ванька Жуков, но и Варька (героиня рассказа “Спать хочется”), Володя (из “Мальчиков”), Гриша (герой одноименного рассказа) и прочие — список можно продолжать долго. Но это излишне, потому как в значимости темы детства для Чехова мы уже убедились.
Отдельных слов заслуживает также вопрос о том, кто стал прототипом Ваньки Жукова.
- Существует теория о том, что в образ несчастного мальчика Чехов вместил собственный опыт и чувства. И Ванька, и Антоша Чехов были одинаково несчастны: разве что один из них был вынужден проводить детство в окружении обувных колодок и господских сапог, другой — наш классик — среди зловонной рыбы и запачканных прилавков.
- Сторонники другой теории настаивают на том, что прототипом многострадального мальчика стал родственник Антона Павловича — Михаил, отданный отцом на обучение ремеслу в дом купца Гаврилова. Очевидно, что детство человека, столь рано отданного “в люди”, не пестрило яркими воспоминаниями. Единственное, что пестрило тогда — отметины от розог и синяки, зарабатываемые всеми, заслуженными и незаслуженными, способами.