Неотправленное письмо Базарова к Одинцовой играет в романе «Отцы и дети» одну из ключевых ролей и показывает читателю момент перелома базаровского нигилизма. Именно это излияние души главного героя демонстрирует слабость и неспособность существовать мировоззрения, отрицающего всё вокруг. Евгений осознаёт, что его принципы неверны, что он всю жизнь посвятил службе ошибочной цели — именно это и отражает прощальное письмо героя.
Несогласный с миром нигилист
Возможно, базаровское письмо в романе «Отцы и дети» пытается убедить читателя, что нигилизм нежизнеспособен, якобы даже такой убеждённый в своей философии человек, как Евгений Васильевич, в итоге разочаровывается в своих идеях. Однако это не совсем верно, так как по большому счёту герой разочарован не в нигилизме, а в себе, в том, что он не смог соответствовать своим же требованиям по поводу «полного отрицания».
На деле здесь сработал чрезвычайный уровень требовательности Базарова к самому себе: он требовал от себя полной аскетичности, отрицания чувств, искусства, красоты природы, любви — в целом человечности.
Но отречься от человеческой природы человек неспособен, и сам Евгений — этому прямое доказательство.
Человек может отказаться от чинопочитания, классов, государства, но не от человечности.
- Автор: И. С. Тургенев
- Произведение: Отцы и дети
- Это сочинение списано 53 234 раз
Уважаемая Анна Сергеевна!
Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я понял, что такое испытывать неразделенную любовь и тоску одиночества. Только теперь я знаю, как важно принимать естественные законы человеческой жизни, на которых и строится существование в современном мире. Понять это помогли мне именно вы, Анна Сергеевна. Я страстно полюбил вас за вашу красоту и ум. Вам же было непросто проникнуть в мою душу из-за чрезмерной замкнутости. Для меня признания в любви к вам стало не только самым большим в жизни откровением, но и своеобразным поражением. Все мои нигилистические теории разбились о страстное чувство к вам. Именно поэтому моя страсть настолько сильная и тяжелая, что больше, похожа на злобу… Так что сразу прошу простить меня, если когда-то сделал вам больно какими-то неприятными словами. Я, как неумелый ученик, никогда раньше не сталкивался с чувством влюбленности, и поэтому дебют мой получился неважным.
Анна Сергеевна! Как бы я хотел знать, что у вас на душе, что чувствуете ко мне и чего боитесь? Я бы с радостью наполнил вашу пустую и серую жизнь богатыми эмоциями, скрасил ваше тихое существование своим присутствием. Умом я понимаю, что отношения между нами невозможны, но сердце не хочет верить в это. Благодарен вам хотя бы за то, что вы помогли мне понять: я способен на чувства. Именно вы разрушили мои взгляды на жизнь, заставили переосмыслить все, поменять мироощущение и представление о себе. Вы обнажили мое страдающее и бунтующее сердце, заставив сбросить грубую и отрицающую все общепринятые человеческие ценности маску. Моя жизнь условно разделилась на две части: до встречи с вами и после. Я думал, что я гордый человек, а оказалось, что я просто трус, который боится быть настоящим и наслаждаться тем, что нас окружает… Я просто боялся обжечься и почувствовать слабость, привязанность к кому-то. Но любовь оказалась сильнее меня. Это ваша достойная победа! Прощайте, моя дорогая Анна Сергеевна…
Посмотрите эти сочинения
- Базаров и Павел Петрович (сочинение) Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
- Трагедия Базарова (сочинение) Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из-за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
- Образ Наташи Ростовой (сочинение) Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
- Женские образы в романе «Отцы и дети» (сочинение) Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
- Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным […]
- Характеристика героев «Отцы и дети» (таблица) Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
- Идеологическая дуэль Базарова и Кирсанова Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
- Конфликт теории и жизни в романе Тургенева «Отцы и дети» Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные […]
- Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова в таблице Базаров Е. В. Кирсанов П. П. Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. Образование Очень образованный человек. […]
- Смерть Базарова — итог его жизненного пути Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что […]
- История создания романа «Отцы и дети» Тургенева Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «…Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»…» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма […]
- Болезнь и смерть Базарова Роман «Отцы и дети» был создан в крайне сложный и конфликтный период. На шестидесятые годы девятнадцатого века пришлось сразу несколько революций: распространение материалистических взглядов, демократизация общества. Невозможность вернуться к прошлому и неопределённость будущего стали причиной и идейного, ценностного кризиса. Позиционирование этого романа как на «остросоциального», свойственное советскому литературоведению, влияет и на сегодняшних читателей. Разумеется, этот аспект необходимо […]
- Поколение «отцов» в романе Тургенева «Отцы и дети» По поводу идейного содержания романа «Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Павел Петрович Кирсанов […]
- Сильные и слабые стороны нигилизма Базарова В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 –ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных […]
- Сравнительная характеристика Николая и Павла Кирсановых (таблица) Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
- Базаров и Одинцова в романе «Отцы и дети» Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», […]
- Базаров и родители (сочинение) Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены: “— Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. — Ты их любишь, Евгений? — Люблю, Аркадий!” Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с […]
- Испытание любовью Базарова (сочинение) В «Отцах и детях» Тургенев применил уже отработанный в предыдущих повестях («Фауст» 1856, «Ася» 1857) и романах способ раскрытия характера главного героя. Сначала автор изображает идейные убеждения и сложную духовную и умственную жизнь героя, для чего включает в произведение беседы или споры идейных противников, потом создаёт любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью», которое Н.Г.Чернышевский назвал «русский человек на rendez-vous». То есть героя, уже продемонстрировавшего значительность своего […]
- Образ Базарова (сочинение) Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]
- Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети» Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами — явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных по происхождению. Базаров и Кирсанов люди разных сословий. Они никак не относятся к одному, общему слою. И если Базарову откровенно наплевать на все эти […]
Тургенев придумал русский нигилизм
По большому счёту, до романа «Отцы и дети» нигилистов в России не существовало. Русский человек попросту не знал такого и, возможно, даже не думал отказываться от привычных правил так радикально и резко. Иван Сергеевич придумал Базарова и создал новое мировоззрение для родного народа — открыл людям нигилизм.
Базарова сразу же полюбили сотни тысяч, а то и миллионы читателей, им восторгались новоиспечённые люди новой формации, разбирали на цитаты, применяли миниатюры из романа в реальности, копировали стиль в одежде, манеру говорить и даже думать — все они играли Евгения в реальной жизни и тем самым становились нигилистами.
Этих людей не смутили слова Тургенева о непригодности для реального мира нигилизма, они узнали новое видение мира, пропитались им и почувствовали надежду и веру в жизнь.
То, что сам герой романа разочаровался в себе, им не мешало делать Базарова своим кумиром, они восхищались им и сопереживали его потере уверенности в себе и своих принципах.
Таким образом, именно Тургенев создал нигилистов в России в том понимании, в котором они совершили наибольшее число действий.
Тема любви в жизни героя
Евгений Базаров всю свою жизнь всячески отрицал любовь, поэзию, искусство и вообще любое проявление чувств; по его словам, куда ценнее один учёный химик, чем десятки поэтов, художников и других творческих деятелей. О любви для него не могло идти и речи, он никого не любил в привычном значении этого слова, он уважал каких-то людей, кем-то интересовался, был в хороших отношениях, но не любил. Он добр с родителями, с простыми людьми, он понимает и принимает Аркадия, он не дерзит Николаю Кирсанову и, как оказывается, не чувствует презрения к Павлу Петровичу.
В женщинах герой видел, в первую очередь, объект, он интересовался ими только со стороны биологии и анатомии, впрочем, как и многими людьми в принципе. Например, его названные им же сторонники Ситников и Кукшина не представляют для него никакого интереса, он видит, что эти люди ничего из себя не представляют, ведь они просто играют роль нигилистов только потому, что это модно и неординарно:
- Виктор Ситников, например, называет себя старым товарищем героя и считает себя его учеником, хотя в приверженности новым взглядам лежат только показные мотивы. Этот человек хочет казаться себе и, конечно, окружающим необычным, интересным человеком, но это отнюдь не так.
- Авдотья Кукшина, в свою очередь, «увлекается» нигилистическими идеями из-за того, что это модно. Она причисляет себя к эмансипированным женщинам, хотя на деле вульгарна, глупа и зависима от других. Она водится в кругах новых людей, но сама таковой не является.
Но неожиданно как для читателя, так и для самого героя, в романе появляется любовная линия, и предметом неподдельных симпатий героя становится некая Одинцова, которая как раз таки и является настоящим нигилистом. По крайней мере, таким, каким себя хотел бы видеть сам Базаров, что можно узнать из его письма Анне.
Письмо Базарова к Одинцовой («Отцы и дети» — И. С. Тургенев)
Уважаемая Анна Сергеевна!
Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я понял, что такое испытывать неразделенную любовь и тоску одиночества. Только теперь я знаю, как важно принимать естественные законы человеческой жизни, на которых и строится существование в современном мире. Понять это помогли мне именно вы, Анна Сергеевна. Я страстно полюбил вас за вашу красоту и ум. Вам же было непросто проникнуть в мою душу из-за чрезмерной замкнутости. Для меня признания в любви к вам стало не только самым большим в жизни откровением, но и своеобразным поражением. Все мои нигилистические теории разбились о страстное чувство к вам. Именно поэтому моя страсть настолько сильная и тяжелая, что больше, похожа на злобу… Так что сразу прошу простить меня, если когда-то сделал вам больно какими-то неприятными словами. Я, как неумелый ученик, никогда раньше не сталкивался с чувством влюбленности, и поэтому дебют мой получился неважным.
Анна Сергеевна! Как бы я хотел знать, что у вас на душе, что чувствуете ко мне и чего боитесь? Я бы с радостью наполнил вашу пустую и серую жизнь богатыми эмоциями, скрасил ваше тихое существование своим присутствием. Умом я понимаю, что отношения между нами невозможны, но сердце не хочет верить в это. Благодарен вам хотя бы за то, что вы помогли мне понять: я способен на чувства. Именно вы разрушили мои взгляды на жизнь, заставили переосмыслить все, поменять мироощущение и представление о себе. Вы обнажили мое страдающее и бунтующее сердце, заставив сбросить грубую и отрицающую все общепринятые человеческие ценности маску. Моя жизнь условно разделилась на две части: до встречи с вами и после. Я думал, что я гордый человек, а оказалось, что я просто трус, который боится быть настоящим и наслаждаться тем, что нас окружает… Я просто боялся обжечься и почувствовать слабость, привязанность к кому-то. Но любовь оказалась сильнее меня. Это ваша достойная победа! Прощайте, моя дорогая Анна Сергеевна…
Основной женский образ
При помощи введённой в действие романа Анны Одинцовой Тургенев показывает читателю, что женщина далеко не является «вторым сортом человека», как тогда считали многие; этим персонажем автор показывает, что женщина действительно может быть эмансипированной, независимой и сильной, даже сильнее, чем любимый всеми Базаров. Потому эта героиня и выступает основным женским образом в романе, она — тот же Базаров, по-настоящему новый и смелый человек, готовый на кардинальные изменения в обществе.
Одинцова по факту является именно тем, кем хотел быть Евгений, так как она, в отличие от господина Базарова не поддалась чувствам, она попросту не заинтересована в страстной любви. Анна слишком рассудительна, спокойна и уверена в себе, чтобы в кого-то влюбляться. Казалось бы, идеальный нигилист, но Базаров больше подходит на эту роль:
- Анна Одинцова не намерена менять мир, перевоспитывать людей и создавать новый социум. Её вполне устраивает нынешнее положение дел, она всем довольна. Да, она далеко не такая, как остальные в её окружении, как, к примеру, Кукшина, она отличается от людей, как отличается Базаров, но это не делает её нигилистом.
- Евгений, в свою очередь, видит цель существования в службе своему делу, а именно — служении идеям нигилизма, это его философия, которой он был готов отдаться полностью, что он и делал, но внезапная любовь смертельно его подкосила. Герой оказался не в состоянии продолжать своё дело, ведь он разочаровался в себе и своих возможностях.
ШколеNET
Уважаемая Анна Сергеевна! Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я понял, что такое испытывать неразделенную любовь и тоску одиночества. Только теперь я знаю, как важно принимать естественные законы человеческой жизни, на которых и строится существование в современном мире. Понять это помогли мне именно вы, Анна Сергеевна. Я страстно полюбил вас за вашу красоту и ум. Вам же было непросто проникнуть в мою душу из-за чрезмерной замкнутости. Для меня признания в любви к вам стало не только самым большим в жизни откровением, но и своеобразным поражением. Все мои нигилистические теории разбились о страстное чувство к вам. Именно поэтому моя страсть настолько сильная и тяжелая, что больше, похожа на злобу… Так что сразу прошу простить меня, если когда-то сделал вам больно какими-то неприятными словами. Я, как неумелый ученик, никогда раньше не сталкивался с чувством влюбленности, и поэтому дебют мой получился неважным. Анна Сергеевна! Как бы я хотел знать, что у вас на душе, что чувствуете ко мне и чего боитесь? Я бы с радостью наполнил вашу пустую и серую жизнь богатыми эмоциями, скрасил ваше тихое существование своим присутствием. Умом я понимаю, что отношения между нами невозможны, но сердце не хочет верить в это. Благодарен вам хотя бы за то, что вы помогли мне понять: я способен на чувства. Именно вы разрушили мои взгляды на жизнь, заставили переосмыслить все, поменять мироощущение и представление о себе. Вы обнажили мое страдающее и бунтующее сердце, заставив сбросить грубую и отрицающую все общепринятые человеческие ценности маску. Моя жизнь условно разделилась на две части: до встречи с вами и после. Я думал, что я гордый человек, а оказалось, что я просто трус, который боится быть настоящим и наслаждаться тем, что нас окружает… Я просто боялся обжечься и почувствовать слабость, привязанность к кому-то. Но любовь оказалась сильнее меня. Это ваша достойная победа! Прощайте, моя дорогая Анна Сергеевна…
более месяца назад
Базаров теряет свою философию
Евгений был нестандартным человеком для того времени — именно это и привлекло Одинцову, она не влюбилась в него, просто увидела родственную душу, которой, как и ей, чужды правила, традиции и принципы ветхого мира. Анна увлеклась Базаровым, он был ей по-настоящему интересен, но она была неспособна ответить ему взаимной любовью, она испугалась того, что герой полюбил её, и стала избегать тесного общения с ним.
Сам Базаров, в свою очередь, находился в приблизительно том же положении, что и его возлюбленная.
Он увидел такого же, как и он, человека, но, может быть, он просто совершенно не ожидал встретить такого, тем более в лице девушки, оттого и влюбился. Это и становится решающим поворотом в Тургеневском сочинении — письмо Базарова к Одинцовой полностью уничтожает главного героя изнутри и развеивает мечты о победе нигилизма, во всяком случае, внутри самого произведения.
Базаров и нигилизм
Нигилизм Базарова предусматривал то, что он не верил в любовь со всеми ее проявлениями. Поэтому он долгое время пытается скрыть свои чувства к Одинцовой. Фактически он обманывать самого себя. Евгений долгое время сопротивляется тому, что в него «вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».
Противоречивый характер поступков и истинных желаний автор романа передал отчетливо: «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».
Несмотря на то что Евгений Базаров пытался скрыть от себя собственные чувства, он понимал, что «отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил».
То, что Базаров влюбился в Одинцову, тем самым признавая существование любви, говорит о несостоятельности теории Базарова-нигилиста. Автор специально испытывает главного героя любовью, чтобы показать читателю то, что его теория никак не совпадала с реальной жизнью.
Откровения души
Письмо открывает сущность Базарова, который, как и любой другой человек, всё-таки подвластен природе и нуждается в любви и влюблённости во что-то и кого-то. У Евгения была философия, был нигилизм, но он так и не смог прожить без любви к человеку; его прощальное неотправленное письмо открывает лицо человека, который, оказывается, хочет любить, но не может.
Базаров запретил себе проявление любых чувств во благо его идеи, он всю жизнь посвятил укреплению своей философии, веры, своего видения мира; герой всеми доступными силами менял мир в свою сторону, он был действительно силён, так как был убеждён в своей силе — для него не было преград. Не было, пока он не полюбил другого человека.
Любовь разрушила всё, что он делал в течение жизни, все труды потеряли смысл, ведь герой лишился уверенности в себе, потерял веру в свои силы — значит, он потерял свои силы. Базаров понял, что он, как и все, что любовь все же существует, и он ей подвластен; он разочаровался в себе и понял, что ему не дано изменить мир — именно это откровение души и звучит в том самом письме разрушившей всё возлюбленной.
Рассуждение
Меня тронуло это письмо… Чувствуется, что Базаров остается нигилистом. Вроде бы он уже нигилизм свой отрицает, признает, что Анна Сергеевна разрушила его взгляды на жизнь. Но характер так просто не изменишь!
Всю жизнь Базаров с кем-то и чем-то боролся… Со старшим поколением, с предрассудками!.. И в любви он говорит, что Анна его победила – борьба ему мерещится. Это при том, что Анна совсем и не в курсе его чувства. Он сам себе придумывает поражение… Вот такие у него взгляды!
Письмо делится на две части. Первая начинается с «уважаемая», как и положено. В этой части говорится больше о том, как он жил раньше… Вторая часть начинается с восклицания её имени. Здесь он пишет, как всё у них могло бы получиться. Кстати, он называет её жизнь серой и скучной, но считает, что мог бы сделать её яркой. Очень даже самоуверенно! В конце письма Базаров тоже пишет её имя, но уже с эпитетом «дорогая».
Базаров честно признает, что говорить о многом ему трудно, что он-то узнал её ум и характер, а она его – нет, но из-за его замкнутости. Кстати, он ведь признаёт, что любовь его больше похожа на злобу. Вот это сравнение! Даже не уверена, что кто-то захотел бы, чтоб к нему такое чувство испытывали. Зато, честно! Евгений ведь противник нравственности… То есть был таким. Вся его жизнь «перевернулась». Гордец оказался трусом… Он просто боялся чувств. Но хотя бы он сам это понял, а не кто-то другой ему об этом сказал.
Хорошо, что Евгений извиняется перед Анной за то, что мог её обидеть случайно. А ведь этот точно мог! Он немного себя оправдывает. Говорит, что его дебют в любви не очень удался. Впервые он полюбил – и это в его возрасте! То есть никакой школьной любви… Неужели, он с детства стал таким серьёзным?
Всё-таки, Евгений обратил внимание не только на красоту Анны, но и на её ум, о чём сам и говорит. И это правильно! Если б она была красавицей, но с первых слов показала себя глупой, он бы разочаровался!
Во второй части он хотел бы о её чувствах к нему, но даже не решается. Он просто пишет, что хотел бы это знать… Как всегда, умом он понимает невозможность отношений. Но тут сердце окончательно победило разум Евгения, он отбросил свою «защитную» маску. Он называет своё сердце бунтующим и страдающим.
Думаю, что в первую очередь Базарову было сложно признать в себе любовь, а не написать о ней Анне. Понять, что ты влюблен, хотя не хотел в это верить… Конечно, непонятное чувство раздражало!
🗹