Картина в стиле натюрморт была написана талантливейшим художником И. Т. Хруцким. Ваза с роскошными и пышными цветами стоит посередине картины. В ней мы видим не однотипные растения, а цветы разных видов, которые смотрят в разные стороны, из-за чего выглядят ещё объёмнее. На вазе изображена стая волков, намекая на то, что почти всё на данной картине живое. Насыщенные и тёплые оттенки цветов придают картине какую-то оживлённость. Рядом с вазой стоит наполовину полный стакан с долькой кислого лимона внутри.
Ваза окружена различными фруктами: персиками, которые расположились слева в плетёной корзинке в форме ящика, большими и спелыми грушами рядом со стаканом. Даже тыква присутствует на картине, держа на себе веточку винограда, а за ней находится великолепно сделанный стеклянный графин. Много винограда слева от вазы лежит в корзинке, блеща и показывая свою спелость и сладость.
Картина И. Хруцкого наполнена жизнью, тёплыми красками и свежестью. Идеально передаются запахи свежих фруктов, которые так мастерски изобразил художник!
Автор
Хруцкий Иван Трофимович (по другой интерпретации Ян Фомич) – русский живописец белорусского происхождения. Годы жизни: 1810 – 1885. Родился в Витебской губернии. Художественное образование получал в Полоцке, затем в Санкт-Петербурге. В 1839 году уехал из столицы на родину, где жил и творил все оставшиеся годы.
В галерее живописца множество натюрмортов – влюблённый в природу и восхищающийся её чудесными дарами, Хруцкий цветы и плоды писал не раз. За свои произведения, в том числе за одноимённые (в некоторых каталогах значатся как «Цветы и фрукты»), художник в 1836 году получил в Академии большую серебряную медаль, в 1839-м – звание академика.
Картина Хруцкого «Цветы и плоды», именно экспонат Третьяковской галереи, стала одной из последних работ художника петербургского периода. Кроме того, она завершила этап натюрморта в творческой жизни художника (он переключился на пейзажи, портреты и интерьеры). И пусть художник не стал великим, но он был высококлассным мастером, уважаемым и успешным. Среди его работ есть замечательные картины, которые трогают сердца и запоминаются. Одна из них «Цветы и плоды».
Интересные факты о художнике
Сегодня многие ценители живописи знают преимущественно исполненные романтизмом натюрморты Хруцкого, хотя этот талантливый мастер рисовал еще и прекрасные портреты, пейзажи, интерьеры, часто совмещая жанры в общих композициях. Некоторые критики упрекали художника в чрезмерной сухости, выражавшейся в точной и лаконичной прорисовке каждого элемента, свойственной технике западных живописцев того периода, однако, как показало время, все эти замечания оказались совершенно беспочвенными, ведь картины мастера помнят и любят.
Биография и образование
Сегодня уже мало кто знает, что Хруцкий является русским художником с польскими корнями, который родился и умер на территории современной Беларуси, входившей в XIX веке в состав Российской империи. Тот факт, что большую часть своей жизни Иван Трофимович (Фокич) провел в этих землях, позволяет белорусам, постоянно отдающим дань памяти художника, считать его труд своим народным достоянием.
Так, наиболее знаменитые его работы неоднократно печатались на национальной валюте и почтовых марках, а также чеканились на монетах, которые до сих пор ходят в обороте.
Например, в 2010 году к 200-летию со дня рождения мастера были выпущены три юбилейные марки с изображением таких известных картин Хруцкого, как «Битая дичь, овощи и грибы» (1854) и «Автопортрет» (1884). Ранее к подобному опыту прибегали и в СССР, в результате чего в 1979 году вышла марка «Цветы и фрукты» (1839), а в 1983 году «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838).
Вдохновение на написание столь чудесных картин, наполненных любовью к жизни и ее дарам, Хруцкий черпал во всем — в чудесных пейзажах родного края, в творчестве своих наставников и других великих мастеров, а также в собственном укладе и семейных отношениях. Не последнюю роль в становлении Хруцкого как живописца сыграло и его происхождение, ведь мало кто знает, что Иван Фокич родился в религиозной семье, одно время полностью посвятив себя иконописи.
А развивались все эти события в следующей хронологии:
- Будущий художник появился на свет 27 января в 1810 году в небольшом местечке Ула, расположенном в современной Витебской области. Отец Ивана, урожденный Томаш, позже названный Фомой, был грекокатолическим священником, имея польское происхождение.
- Еще в детстве мальчик проявлял большой интерес к живописи, поэтому его отдали обучаться мастерству в Полоцкое училище, после окончания которого художник решил переехать в Санкт-Петербург, чтобы продолжить свое образование.
- В период с 1827 по 1829 годы Хруцкий проходил обучение в столичной художественной Академии при императоре в качестве вольного слушателя и параллельно брал уроки у известного английского художника Джорджа Лоу, который на тот момент также находился в Северной Пальмире. Кроме того, он усовершенствовал свое мастерство, копируя работы знаменитых деятелей искусства, представленных в Эрмитаже.
- Поступление в Академию датируется 1830 годом, и известно, что преподавателями Хруцкого стали такие великие художники, как Брюллов, Бруни, Воробьев и прочие.
Иван Фомич оставался в Петербурге вплоть до 1839 года, решившись на переезд в родные края после смерти своего отца. В 1844 году он приобрел собственное имение Захарничи, построив дом, разбив вокруг него сад по авторскому проекту. Он оставался в нем до своего ухода. Умер художник 1 января 1885 года, лишь чуть-чуть не дожив до своего 75-летия.
Всю жизнь мастер прожил с одной женщиной, своей законной супругой Анной Ксаверьевной, которая была изображена на нескольких его полотнах.
Примечательно, что жена пережила Хруцкого всего лишь на несколько лет. К сожалению, имение супружеской четы не сохранилось до настоящего времени, и в память о художнике остались только его картины и названия улиц.
Творческое развитие
Свои первые работы Иван Фомич начал представлять во время обучения в Академии, написав целый цикл замечательных натюрмортов. В дальнейшем мастер пробовал себя в пейзажной, а также портретной живописи, получая высочайшие награды за свои талантливые творения, но настоящую славу Хруцкому принесли именно его натюрморты. Так, в период с 1832 по 1839 годы он представил на всеобщий суд более десяти работ, на переднем плане которых были неизменно изображены летние и осенние дары.
И чаще всего в этих, казалось бы, совершенно простых, но от этого не менее изящных и наполненных романтизмом композициях использовались следующие элементы:
- Фрукты — яблоки, персики, груши, дыни, чем-то напоминающие тыквы, виноград, лимоны, вишни.
- Ягоды малины и красной смородины.
- Овощи — лук, морковь, помидоры, огурцы, цветная и белокочанная капуста, коренья.
- Корзинки из бересты или тонких ивовых прутьев, наполненные фруктами, овощами или грибами.
- Букеты в вазах.
- Графины или стаканы с водой.
- Домашняя утварь — кастрюли, разделочные доски, фруктовницы, подсвечники, накрытые скатертью столы, бинокли, спички и мундштуки.
Как минимум на одном полотне автора фигурировала дичь («Битая дичь, овощи и грибы»), правда, она относится к более позднему творческому периоду, датируясь 1854 годом. Что же касается ранних работ, то именно в этот период Хруцкому довелось написать одну из самых знаменитых своих картин «Плоды и птичка» (1833), очень высоко оцененную критиками.
Тогда же Иваном Трофимовичем были нарисованы первые портреты, среди которых «Старуха, вяжущая чулок» и «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838). В этих и многих других этюдах мастера практически нет никакого символизма, зато в них явно угадывается глубина его романтической натуры и любовь к жизни. Начиная с 1839 года Хруцкий увлекается рисованием пейзажей, которые нашли менее радушный отклик критиков, несмотря на прекрасную технику исполнения.
После переезда в Полоцкий уезд в творчестве художника начался новый период — иконопись, притом что многие свои работы он выполнял по заказу местного митрополита по имени Иосиф Семашко. Сегодня работы мастера можно увидеть во многих соборах, расположенных в Ковно, Вильно, Тринополе и других белорусских городах. Тогда же художник стал рисовать интерьеры, используя их в качестве тщательно прорисованного и детализированного фона.
Бытовало такое мнение, будто Хруцкому было скучно рисовать одни только портреты, для чего он вводил своих героев в интересно убранную комнату или в живописный пейзаж на манер английских живописцев типа Гейнсборо. Кроме того, мастер все чаще прибегал к эффекту контрастного освещения, делая более светлыми фигуры, расположенные на переднем плане, и специально затемняя фон. Были у мастера и групповые портреты, причем их количество практически не уступает одиночным композициям.
Название и традиции
«Цветы и плоды» – обобщённое название подобного типа натюрморта. Традиция составлять композицию и изображать дары земли получила широкое развитие в европейском искусстве XVII века (особенно в Голландии). С появлением Петербургской Академии художеств (основанной в 1757 году) натюрморты прижились и в России.
Почитая европейские традиции, живописец Хруцкий поместил на свой натюрморт экзотические лимон, персики и виноград; остальные «герои» полотна – из отечественных садов, полей и огородов. Особенно тёплым поклоном родине выглядят васильки с колосками.
Композиция в целом классическая. Её традиционность состоит ещё и в совершенстве воображаемого треугольника с вершиной над крупным розовым цветком (по вертикальной оси картины).
Описание картины Хруцкого «Цветы и плоды»
Яркий натюрморт, выполненный сочными красками, собирает в себе прекрасные дары природы, результаты труда человеческого, пожалуй, всего летнего сезона. Здесь июньские пионы и ирисы соседствуют с июльскими грушами, виноград августа с сентябрьской тыквой, заморские лимоны с теплолюбивыми персиками. Настоящая картина-песня красоте и урожаю.
В центре композиции керамическая или фаянсовая ваза с объёмным рисунком – лисицы в окружении зелени – наверное, пришли воровать виноград (подобные вазы в 1830-е годы были буквально ширпотребом и производились в Петербурге на фабрике Поскочина).
В вазе красуется эффектный букет. Он составлен из бордовых и розовых махровых пионов, голубовато-сиреневых ирисов с бархатистыми язычками, жёлтых и белых крупных, наполовину раскрывшихся бутонов с жёлтой сердцевиной, мелкой россыпи белых цветочков и голубых незабудок. Есть в роскошном букете и гости с полей – хлебные колосья и васильки. Растения срезаны с листвой, которая своей разнообразной зеленью делает охапку цветов ещё пышнее и наряднее.
Ваза стоит на близком ей по цвету столе с трещиной. Серая гамма с землистым оттенком напоминает о том, что вся эта душистая красота – дары земли.
Слева натюрморта на столе небольшое, плетёное из широкой бересты лукошко. Дно его выстлано виноградными листьями, поверх которых осторожно уложены бархатные персики с нежной сочной мякотью. Один из них, разломленный пополам, лежит тут же у ящичка и, кажется, источает умопомрачительный аромат. Половинки персика говорят о том, что плод был именно разломлен – косточка легко отделилась от одной из половинок, да и ножа нигде не видно. Только совершенно спелый персик при нежном прокручивании по природной ложбинке способен так разломиться.
За лукошком большая корзина отборной смородины всяких сортов, какие только есть в садах – белой, чёрной, красной. Поверх ягод брошено несколько лёгких веточек овса.
Справа от вазы – изящные груши (на одной сидит муха, привлечённая сладким ароматом), разрезанный лимон, блестящее яблоко и крупная ребристая тыква, на которой красуется янтарная гроздь винограда. Небольшая его веточка повисла на краю стола перед грушами, как бы приглашая зрителя оторваться от стола и пойти в пышный сад.
В тени за тыквой посверкивает графин с водой. Наполовину наполненный ею стакан, тут же у вазы. В нём виднеется долька лимона, которая освежает и без того сочный натюрморт, насыщенный ароматами цветов и плодов.
Впечатление от картины Хруцкого «Цветы и плоды»
Натюрморт в стиле классицизма, выполненный в меру яркими, природными красками, натуральными и живыми, согревает и очаровывает – он удивительно гармоничен и приятен для глаза. Рассматривание картины успокаивает, перенося зрителя в атмосферу положительных впечатлений и эмоций. Тревожные настроения улетучиваются, психоэмоциональное состояние стабилизируется – это факт, который с гарантированным успехом может применяться психологами на практике. Произведение способно растопить самое глухое сердце. Достаточно нескольких минут – и зритель испытывает любовь ко всему окружающему, чувствует домашнее тепло, задушевное и очень камерное.
Возле картины практически не бывает пусто – зрителей неизменно привлекает красота и аромат жизни, исходящий от неё.
Популярные сочинения
- Сочинение по творчеству Блока
Творчество А.А. Блока связано с серебряным веком русской литературы. В это период создавали свои произведения такие замечательные поэты, как Гумилев, Ахматова, Северянин, Маяковский, Есенин и многие другие. - Сочинение Николай Ростов в романе Война и мир (Образ и характеристика)
Граф Николай Ростов родной брат Наташи Ростовой. В начале романа ему всего 20 лет. Студент, он невысокого роста, стройный, кудрявые волосы, открытое доброе лицо с серыми глазами. - Герои Чиполлино
В данной замечательной сказке автор показал реальность, в которой существуют главные герои, представленные читателям в образе овощей, ведущих свое существование и имеющих образ мыслей
Путь картины в ГТГ
Законченная в 1839 году, картина имела успех на осенней Академической выставке и принесла заслуженные награды автору. Через некоторое время её купили богатые петербургские промышленники и коллекционеры Варгунины.
Павел Михайлович Третьяков с начала 1884 года находился в Петербурге (в поисках шедевров посещал выставки). В марте Варгунины устроили аукцион, на котором Третьяков приобрёл несколько произведений, в том числе за пятьсот рублей «Цветы и плоды» кисти Хруцкого. Всего в ГТГ 12 картин этого автора.
С тех пор картина – любимый экспонат посетителей Третьяковки, в том числе детей.
Сочинение по картине Хруцкого «Цветы и плоды»
Это произведение живописи является прекрасным материалом для формирования у детей нежных и добрых чувств к природе, воспитания у них бережного и благодарного отношения к плодам человеческого труда. Рекомендуется для начальной и средней школы как живописный исходник для сочинения по картине – и цветы, и плоды как объекты описания детям понятны, они способны о них рассказать, сформулировав и передав не только увиденное на картине, но и собственные впечатления, ощущения и воспоминания.
Вариант 1 сочинения
Картина И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» – это натюрморт, написанный в красках лета и ранней осени. Именно в это время самой природой вознаграждалось трудолюбие крестьян. Они радовались богатому урожаю овощей, ягод, плодов и фруктов, а также красивым цветам.
Картина привлекает внимание прежде всего пышным букетом, он центр всей композиции. Цветы стоят в вазе, украшенной рельефными изображениями животных. Крупные и мелкие, садовые и полевые, разной окраски цветы в букете обрамлены зеленью. Художник с любовью передаёт всевозможные краски лета. Нежные лепестки, ярко освещённые, словно наполняют комнату чудесным ароматом. Букет, находящийся в потоке света, контрастирует с темнотой помещения, стена и стоящие в глубине стола предметы находятся в тени. Это создаёт впечатление, что источником света является не только окно (за пределами холста), но и сами бутоны, прекрасные цветы.
Налюбовавшись букетом, переносим взгляд на то, что находится по бокам от вазы. Слева это небольшой и неглубокий ящик с румяными персиками, один из которых разломлен на две половинки и лежит тут же, красуясь сочной мякотью. Справа от вазы прямо на столе рассыпаны желтобокие груши. За ними половинка и долька крупного лимона, блестящее красно-жёлтое яблоко, большая полосатая тыква и гроздь спелого белого винограда с янтарными, почти прозрачными ягодами.
На столе у тёмной стены, в тени слева виднеется довольно объёмная корзина, наполненная смородиной. Бусинки её ягод на крупных кисточках посверкивают и зовут отведать свою душистую сочность. Справа за тыквой стеклянный графин с водой поблёскивает резными узорами.
Вода есть и на переднем плане картины, в стакане справа от вазы. К живительной влаге склонился большой малиновый пион из букета, как бы олицетворяя этим возрождающие свойства воды, основы всего живого на земле.
Картина Хруцкого является живописной данью природе и нелёгкому крестьянскому труду. Художник, выходец из белорусской деревни, хорошо знал, как людям достаются подобные плоды и цветы, и что без труда, как говорится в пословице, не вынешь и рыбку из пруда.
Отзывы
Обожаю Хруцкого! Считаю, что его натюрморты ничем не хуже Снейдерских или любых других голландцев. Почему-то, когда речь заходит об этом талантливом художнике, все вспоминают его натюрморт с дичью, мне же больше по сердцу «Плоды и птичка» — верный символ легкости и беззаботности, свойственных чудесной летней поре!
Маргарита, Северодвинск
Совершенно случайно наткнулась на просторах интернета на репродукцию Хруцкого с фруктами и птичкой, пьющей из стакана воду. К своему стыду, до этого довольно прохладно относилась к русскому натюрморту, но теперь мое мнение поменялось.
И дело даже не в технике (изумительной для того времени), а в глубине мысли, которая возникает при взгляде на полотно. Здесь есть все — молодость и радость жизни, которую символизируют плоды, быстротечность, как та птица, в любой момент готовая к тому, чтобы упорхнуть, а главное — счастливые мгновения, часто не замечаемые простыми обывателями в их бесконечной суете.
Надежда, Сестрорецк
А на меня картина Хруцкого почему-то навевает мысль о кошке, которая вот-вот должна появиться и цапнуть случайно залетевшую пташку.
Анатолий, Пермь