- Сочинения
- Литература
- Тургенев
/
/
Основная проблема, затрагиваемая в произведении, заключается во взаимоотношениях двух поколений, молодого и старого.
Главным героем романа является Евгений Базаров, представленный в образе молодого нигилиста, имеющего непростые отношения с собственными родителями, поскольку молодой человек является их полной противоположностью и не отличается проявлением нежных чувств.
Отец героя, Василий Иванович, представлен в образе дворянина, заслужившего данный статус своей медицинской деятельностью. Мать Базарова, Арина Власьевна, представляется в качестве суеверной, добродушной женщины, характеризующейся грамотным ведением домашнего хозяйства. Родители Евгения являются довольно типичными представителями консервативных взглядов и жизненного существования. К примеру, отец не может принять научные достижения, которые демонстрирует ему Базаров, поскольку привык использовать в практической деятельности традиционные методы лечения. Несмотря на то, что оба родителя являются трудолюбивыми людьми, они не имеют развитый и пытливый интеллект, которым отличается их сын. При этом старики выражают сильную родительскую любовь и гордость по отношению к собственному сыну.
Главным отличием Базарова от собственных родителей является его неумение выражения своих чувств, поэтому поначалу кажется, что Евгений не испытывает к старикам сыновью любовь, считая ее напускным чувством. При этом даже в отсутствии прямого выражения чувств, герой является при общении с родителями покладистым и мягким, смиряясь с их недостатками, заметными ему, осознавая их любовь к сыну, который является их последним утешением.
Несмотря на нигилистические взгляды Базарова, герою не чужды человеческие чувства, поэтому любовь к родителям особо проявляется у Евгения в момент его смертельной болезни, поскольку мужчина понимает бессмысленность борьбы с консервативным жизненным укладом, осознавая невозможности отрицания абсолютно всего, позволяя себе открытое выражение своих эмоций.
После смерти единственного наследника его могилу навещают только пожилые родители, принося на нее живые цветы, являющиеся олицетворением не жизни, а ее бесконечности.
Своеобразие романа заключается в мастерском изображении автором истинных человеческих чувств, скрытых за маской равнодушия, борьбой позиций и либеральных взглядов.
Отцы и дети — вечная тема
Из поколения в поколение формируются различия в восприятии личностных и общественных ценностей между молодёжью и поколением отцов. Молодые люди сетуют на непонимание со стороны родителей, считают взгляды на мироустройство пожилых устаревшими, пытаются устанавливать свои законы и менять общественное сознание.
Часто это приводит к бунту против сложившихся норм, не всегда оправданному и правомерному. Так и Базаров, придерживающийся философии нигилизма, не способен объяснить родителям сущность исповедуемых взглядов. Да и сама теория отрицания не приносит герою счастья, поддержки и уважения окружающих. Идеи Базарова не находят понимания ни в одном из сообществ:
- в аристократическом доме Кирсановых;
- у просвещённой помещицы Одинцовой;
- в собственной семье.
Павел Петрович Кирсанов считал Евгения «гордецом, нахалом, циником, плебеем». Николай Петрович боялся дурного влияния Базарова на сына Аркадия. Взаимопонимания со старшими представителями дворянского рода у главного героя не получилось.
Воспитание Базарова
В романе «Отцы и дети» автор рисует портрет очень трудолюбивого человека. Он на пороге окончания университета, готовится держать экзамен на доктора. В Марьино, где герой гостит у Кирсановых, он целый день проводит за микроскопом, который привез с собой. Базаров считает, что не человек должен зависеть от времени, а время от него. В романе возникает вопрос о воспитании человека. Какой же ответ дает сам главный герой?
Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например… («Отцы и дети»).
Вероятно, под этим Евгений понимает образование и тот факт, что всего добился благодаря своему труду и усердию. Но воспитание Базарова в романе «Отцы и дети» – это еще и поведение в обществе. Очевидно, что наш герой не перенял от матери дворянских манер. Он совершенно демократичен в одежде, которая представляет собой «балахон с кистями». Это раздражает Павла Петровича, аристократа, который чувствует народный дух во всем облике молодого человека. Тот не употребляет иностранных словечек, зато в его речи присутствуют выражения «ан нет», «чай», «как бишь». Базаров воспитал себя сам, и воспитал нигилистом, однако в дальнейшем он станет жертвой этого процесса.
Характеристика родителей Базарова
Отношения с матерью и отцом у героя складываются непросто. Василий Иванович Базаров — сын дьячка, который стал врачом. Награждён орденом Владимира за работу во время чумы в Бессарабии.
Он пытается следить за новыми достижениями в медицине, «не отстать от века», гордится тем, что понимает во «френологии» — учении уже безнадёжно устаревшем на время повествования. Товарищ присылает старшему Базарову газету «Друг здравия», но последний экземпляр датирован четырьмя годами ранее.
Сын не оценивает попытки отца казаться современным. Разговор на медицинские темы не сближает их. Евгений говорит, «что мы теперь над медициной смеёмся и ни перед кем не преклоняемся». Такое отрицание всего, что было делом жизни, Василию Ивановичу непонятно. Но отец очень любит сына и гордится им. С волнением и трепетом он слушает хвалебный отзыв Аркадия о Евгении Базарове и спешит согласиться, что молодого человека «ждёт великая будущность» и не только в области медицины.
Отцовское воспитание играло важную роль в становлении Базарова. Василий Иванович рано разглядел способности мальчика и дал ему хорошее образование. В редкие приезды Евгения родители стараются не мешать ему работать. Сын не любит слишком тесной опеки и проявлений любви.
Мать Базарова зовут Арина Власьевна. Это «русская дворяночка прошлого времени», очень набожная, добрая и вовсе не глупая. Она обожает и боготворит своего «Енюшечку». Сын, которого «она любила и боялась несказанно» — смысл её существования.
Ей не дано понять, почему для Базарова так много значат его взгляды и какой смысл заложен в философии отрицаний. Она просто пытается услужить Евгению, накормить, но при этом больше всего боится докучать.
Внешний облик
При первом же появлении героя автор рисует его подробный портрет. Но делает это каким-то только ему известным образом. Уже через несколько страниц читатель вряд ли может передать детали, но у него остается впечатление отталкивающе-некрасивого, бесцветного и неправильного лица, которое оживало после придания ему подкупающего выражения. Так, спокойная улыбка добавляла ему ума и самоуверенности.
Описание Базарова в романе «Отцы и дети» представляет нам рослого человека около тридцати лет. Возраст конкретно не оговаривается, но главный герой старше своего 23-летнего друга Аркадия Кирсанова и находится в одних годах с А. С. Одинцовой, которой, по роману, 28 лет. У него широкий лоб и худое лицо с зеленоватыми глазами. А главной достопримечательностью были песочного цвета бакенбарды, по которым он часто проводил длинными пальцами.
Внешность Базарова в романе «Отцы и дети» полностью соответствовала его манерам. Он мало говорил, считая это делом неприличным, при этом нередко подтрунивал над окружающими. Нигилист, все подвергающий критике, Евгений Базаров обладал острым умом. Имел довольно развязные манеры, отрицал искусство, любовь и романтику, не восхищался природой. Для него она была только мастерской, а не храмом.
Вечное примирение
Базаров любит родителей и признаётся в этом Аркадию, но старается избегать внешнего проявления чувств. Образ жизни в деревне представляется герою бессмысленным. «Глухая жизнь, жизнь в себе» — цитата, которой характеризует он родительскую долю. У Евгения другие горизонты и большие цели.
Всё меняет болезнь героя. Помогая сельскому лекарю при вскрытии умершего крестьянина, он случайно ранит руку, что приводит к заражению крови. Базаров знает, что обречён. Больше всего ему жалко родителей. «Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?» Отец пытается держаться и утешает жену мыслью о выздоровлении. В последнем свидании с Одинцовой Евгений просит не бросать стариков. «Таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать». Евгений перестаёт относиться с недовольством к проявлениям любви и даже соглашается причащаться, чтобы успокоить стариков.
Описанием заросшего кладбища и могилы героя за железной оградой оканчивается роман. Базаров умер, но любовь в родительских сердцах жива.
Поддерживая друг друга, старики часто приходят и подолгу стоят на коленях у камня. Они плачут и молятся в надежде, что будут услышаны.
Статьи по теме:
- Сочинение на тему: «Что делает Евгения Базарова героем своего времени?»
- Характеристика Базарова
- Сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли Базаровы России»
- Сочинение на тему: «Базаров-нигилист»
- Женские образы — сравнительная характеристика героинь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
- Анна Одинцова — характеристика героини
- Критика о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
- 10 глава романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — анализ и подробный разбор
- Фенечка — характеристика героини романа
- Дуэль Базарова и Павла Петровича — описание и анализ эпизода
- Павел Петрович Кирсанов — характеристика главного героя романа
- Смерть Евгения Базарова — анализ эпизода в романе
- «Отцы и дети» — цитаты для сочинения
- Любовь Евгения Базарова и Анны Одинцовой в романе
О семье
Многим читателям главный герой Тургенева показался страшным человеком, лишенным каких-либо чувств. Критиком М. Антоновичем он даже назван асмодеем — злым демоном. Присуща ли Базарову любовь к родине, к своим родителям, к женщине, наконец? Давайте разбираться более детально.
Каково же происхождение Базарова в романе «Отцы и дети»? Евгений является сыном простого лекаря, который говорил о себе следующее:
…Я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная… («Отцы и дети»).
Действительно, штабс-лекарь был женат на потомственной дворянке, в имении которой были крепостные, душ 15. Вот это сочетание благородных кровей и плебейства породило бедного, но гордого Евгения Базарова. С надменностью и высоко поднятой головой говорит он о своем единении с народом, вспоминая, что его дед «пахал землю». Поэтому и легко сходится с простыми людьми:
Базаров, который владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно. («Отцы и дети»).
Главный герой никогда не принимал милостыни, стремясь выучиться на доктора, как и его отец.
Взаимоотношение между родителями и Базаровым
Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.
На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.
Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.
Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.
Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.
Поведение Базарова во взаимоотношениях с Одинцовой противоречиво. Ещё одним противоречием главного героя романа становится отношение Базарова к родителям. Последние нарисованы Тургеневым с необыкновенной симпатией.
Отец Базарова — Василий Иванович — отставной полковой лекарь, разночинец по своему происхождению, «плебей», как он сам себя аттестует. Чувством гордости наполнены его слова о том, что он у самого Жуковского «пульс щупал». И в походах русской армии он участвовал непосредственно, и героев прошлого «знал наперечёт». Жизнь свою он строит в соответствии с просветительскими идеалами прошлого: живёт своим трудом, интересуется наукой и политикой. Важным шагом в его жизни стало то, что «не без чувствительных для себя пожертвований посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу». Он тянется к молодому поколению, как отец Аркадия, хочет понять искания и притязания сына. Но жизнь так неудержимо идёт вперёд, столь круты перемены, происходящие в ней, что между ним и сыном вырастает какая-то глухая стена и открывается глубокая пропасть. «Конечно, — обращается он к юношам-друзьям, — вам, господа, лучше знать, где ж нам за вами угнаться? Ведь вы нам на смену пришли». Во многом Василий Иванович живёт ещё старыми представлениями. Он и говорит-то нередко языком XVIII столетия, пользуясь замысловатыми фразами и словами.
Мать героя — Арина Власьевна — также сформирована прошедшей эпохой. Она живёт старыми традициями и обычаями, она, говоря словами Тургенева, «настоящая русская дворяночка прежнего времени». Она обаятельна, особенно в минуты, когда эта добрая женщина суетливо хлопочет, чтобы попотчевать своего любимого сына, которым она так гордится, но за которого так пугливо тревожится.
Отношение Базарова к родителям очень неровно. С одной стороны, он пытается подавить в себе сыновнее чувство, стыдится его проявлений. Не раз он весьма резко говорит об отце и матери, считая любовь к ним противоестественной сентиментальностью. А с другой — он проявляет большую человеческую нежность к «старичкам». Он направляется к Одинцовой, но по дороге вспоминает о тех, кто ждёт его дома, поскольку это день его именин. И тут же пытается прикрыть своё чувство к родителям, бросая небрежно фразу: «Ну, подождут, что важность». А вот Базаров дома, накануне прощания с Одинцовой. Поведение его снова противоречиво. Он явно не желает выполнить просьбу своего отца, такую важную для старика. Но здесь же трогательно и нежно характеризует Одинцовой родителей: не надо разуверять ни в чем детски простодушного отца. «И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнём не сыскать». В этих противоречивых суждениях и чувствах тургеневский герой раскрывается особенно красноречиво.
Роман «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева, написанный в уже далёком девятнадцатом веке, остаётся актуальным и понятным даже современному читателю, ведь в данном произведении раскрывается множество важных и основополагающих тем. Любовь и дружба, конфликты и недопонимания на почве разнящихся мировоззрений, поиск собственного места в этом мире – всё это находит своё отражение в романе. Однако одной из самых интересных с психологической точки зрения сюжетных линий являются взаимоотношения отцов и детей, которые наглядно раскрываются на примере одного из главных героев произведения – Евгения Базарова.
Евгений Васильевич Базаров с первых глав романа предстаёт перед читателями как человек рациональный, несколько циничный и ироничный, отрицающий всевозможные ценности и идеалы, попросту – нигилист. Он умён, эрудирован и с ранних лет увлечён медициной, что, безусловно, является важным аспектом в характеристике героя, не придающего значения ни культурным ценностям, ни непосредственно искусству.
Родители Базарова являются практически полной противоположностью сына. Его мать, Арина Власьевна, типичная русская женщина того времени – добрая, несколько суеверная, не желающая задумываться о глобальных проблемах. Она сосредоточена на домоводстве и быте, вопросы науки её не занимают. Отца же Евгения, Василия Базарова, можно назвать добрым и бескорыстным человеком, всегда готовым прийти на помощь окружающим людям. Бывший врач, а ныне скромный помещик, он продолжает лечить людей, интересуется новшествами мира медицины и даже старается продемонстрировать Евгению свою компетентность в данных вопросах, правда, несколько безуспешно. И, безусловно, Василий никогда и ничего не жалел для образования сына, решившего пойти по его стопам при выборе профессии.
Невозможно и бессмысленно подвергать сомнению факт того, что Базаров-младший любит своих родителей, он сам говорит это Аркадию, своему товарищу. Однако Евгений выражает чувства не так, как его эмоциональные родители, поэтому воспринимается несколько отстранённым и сухим персонажем, не склонным к сентиментальности и чувствительности.
На мой взгляд, в романе «Отцы и дети» автор великолепно изображает человеческие характеры и особенности взаимодействия людей, действительно разных и по мировоззрению, и по темпераменту. Я полагаю, что главное в отношениях между Евгением Базаровым и его родителями искренняя и чистая любовь, а то, в какой форме она выражается и в какие слова облекается – дело второстепенное.
Любимый герой автора
По ходу действия главный герой влюбляется. Объектом его страсти становится молодая вдова А. С. Одинцова. Любовь неожиданно пробуждает в нем романтика. Базаров упрекает и презирает себя за слабость. Страдая, он ищет спасения в работе.
За жесткостью и резкостью читатель видит тонко чувствующего человека, который боится обнажить свою душу. Особенно явно это раскрывается перед смертью. Базаров умирает от инфекции, которую получил во время вскрытия трупа переболевшего тифом. Его смерть довольно нелепа, ибо не оправдана стремлением спасти чью-то жизнь.
Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью…я виноват и не достиг своей цели. (И. С. Тургенев).
Образ Базарова – это образ яркого представителя молодых людей второй половины XIX века. Нигилизм тогда был очень популярен. Главный герой мыслит масштабно, будучи готовым взять на себя ответственность за страну. Автор симпатизирует ему, о чем говорят приведенные выше слова.
🗹