Читательский дневник по роману Тургенева «Отцы и дети»


Характеристика Базарова — сочинение

Роман «Отцы и дети» принадлежит перу русского писателя И. С. Тургеневу. В этом романе поднята проблема отношений двух поколений, и попытка решения этой проблемы. Идет борьба между двумя лагерями старым аристократическим миром и новым радикальным миром. В романе показано, что на смену старым представителям дворянства идут молодые беспокойные и ищущие.

Одним таким молодым и ищущим персонажем был Евгений Базаров. Он был не похож ни на кого другого в романе. Он имел прогрессивные взгляды на жизнь. Он является противником вероисповедования и царской власти. Он является антиподом старшему поколению, которое находится в рамках традиции моральных устоев.

Евгений был жестким и самоуверенным молодым человеком, он привык добиваться своих целей, опираясь на науку. Он считал, что любовь и романтика чушь и в неё не верил. По мнению Базарова если человек проявляет чувства, то он показывает слабость. Поэтому Евгений отталкивал всякие мысли о любви.

Даже любовь к родителям и родителей к нему он тоже отрицал. Где бы он ни появлялся, он сразу проявлял себя как лидер, науку он ставил на первое место.

Писатель специально ввел этого персонажа в роман, потому что он был воплощением образа нового человека. У этого героя выработанна своя концепция нигилизма.

Его взгляды проявляются во всём, он отрицает моду, дворянство. Он считает, что главное это жизнь простого народа. Он считает, что нельзя говорить об искусстве, если в соседней деревне с голоду умирают люди. Он хочет дать простому народу образование, сто бы они не были темными и непросвещенными людьми.

Базаров сразу показал, что в спорах ни возраст, ни принадлежность к знатному роду, ни дружеские отношения не являются для него авторитетом. Спор между Базаровым и Павлом Петровичем был настолько сильный, что дошло до дуэли.

Авторитетом для Базарова была лишь наука и он сам. От науки можно получить пользу, а все остальное глупости. Но нашлась сила, которая смогла перебороть скепсис нигилизма, имя этой силе – любовь.

Базаров влюбляется в Ольгу Одинцову. Но эта любовь безответная, Ольга его не любит. Поэтому мужчина решает вернуться к родителям и полностью отдаться науке. Но когда он получает заражение крови и перед смертью просит, что бы Ольга приехала с ним проститься. Автор этим приемом разрушает философию и доказывает, что отрицать все нельзя.

Когда Евгения не стало, автор попытался изобразить то, что герой получил покой.

Читательский дневник по роману Тургенева «Отцы и дети»

Евгений Васильевич Базаров
Студент-нигилист, который учится на врача. Друг Аркадия Кирсанова. В романе протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Революционер-демократ, разночинец. К концу романа он влюбляется в Одинцову, изменяя свои нигилистические взгляды на любовь. В конце романа работает сельским лекарем. Вскрывая умершего от тифа мужика, сам заражается и вскоре умирает.

Аркадий Кирсанов.

Друг Базарова и сын Николая Кирсанова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.

Николай Петрович Кирсанов

Помещик, либерал, отец Аркадия, вдовец. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве. В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, женщине из простого народа, но затем женится на ней.

Павел Петрович Кирсанов

Старший брат Николая Петровича, отставной офицер в возрасте «под пятьдесят», аристократ, гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Одинок. В молодости пережил трагическую любовь. Видит в Фенечке Княгиню Р., в которую был влюблен. Ненавидит Базарова и вызывает его на дуэль, на которой получает лёгкое ранение в бедро.

Анна Сергеевна Одинцова

Молодая красивая женщина, богатая вдова. Отцом Одинцовой был известный карточный шулер. Она получила прекрасное воспитание в Петербурге, воспитывает младшую сестру, Катю, которую искренне любит, но прячет

свои чувства. Одинцова умна, рассудительна, уверена в себе. От нее веет спокойствием, аристократизмом. Больше всего она ценит покой, стабильность и комфорт. Базаров вызывает в ней интерес, дает пищу ее пытливому уму, однако чувства к нему не выводят ее из привычного равновесия. Она неспособна на сильную страсть

Фенечка

Молодая женщина «неблагородного происхождения », которую любит Николай Петрович. Фенечка добра, бескорыстна, простодушна, честна, открыта, она искренне и глубоко любит Николая Петровича и сына Митю. Главное в ее жизни — семья, поэтому преследования Базарова и подозрения Николая Петровича оскорбляют ее.

Катя Локтева

Младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Чуткая натура — любит природу, музыку, но одновременно проявляет твердость характера. Катя не понимает Базарова, даже боится его, ей намного ближе Аркадий. Она говорит Аркадию о Базарове: «Он хищный, а мы с вами ручные».

Катя — воплощение идеала семейной жизни, к которому втайне стремился Аркадий, благодаря ей Аркадий возвращается в лагерь отцов

Сочинение «Страницы из дневника Базарова» («Новый человек об Обломове») (10 класс)

Сочинение.

Страницы из дневника.

Базаров об Обломове.

… Что делается с Петербургом? Только и слышишь на каждом углу: «Обломов! Обломов!» Ладно бы аристократишки, а то ведь и весь дельный народ разбрёлся по своим квартирам и сидит – внимательно читает. Сегодня и я дочитал этот роман. Да, действительно, есть, о чём подумать…

Кто бы мог представить, что есть на свете такие жалкие, ничтожные людишки, как Обломов?! А ещё рассуждает о какой-то «целости», ищет человека. Где тут этому всему взяться, если он в свои тридцать три года превратился в большой «кусок мяса», лежащий целыми днями на диване?! Правильно, зачем же ему работать, если на него в деревне «триста Захаров» спину гнут. Вот скука, тоска-то его и одолевает, этак с ума можно сойти. А русскому человеку чувства и даром не нужны. Нравственные-то все болезни и происходят от дурного воспитания или от всяких подобных пустяков. Всякий русский человек сам себя воспитывать должен – ну, хоть, как я, например: сам себя не сломаешь – никто тебя не сломает. А этот Обломов всё на других надеется! Этакой человек не мужчина, не «самец», дури в нём больше, чем ума, а ещё не шутя воображает себя дельным человеком! Русский человек только тем и хорош, что он «сам о себе прескверного мнения», а этот ещё лежит на диване да расхваливает себя: мол, какой я добрый, да какой я умный, и душа у меня чистейшая, да и во всех поступках я безупречный. Правильно, а где взяться этим поступкам, если он, кроме сна и еды, ничего не делает. Нашёл идеал человека! Предпринял бы он за всю жизнь хоть что-нибудь толковое, а то вся его жизнь и гроша ломаного не стоит. Хотя одно дело ему провернуть всё-таки удалось.

Недаром люди говорят: «В тихом омуте черти водятся». Обломов этому яркий пример. Ни с того ни с сего взял, да и влюбился. Честно говоря, не завидую я ему. Тот скорее заслуживает сожаления, с кем эта штука случается. Положение его самое глупое. Мужчине некогда заниматься такими пустяками: это всё романтизм чистой воды, «чепуха», да и только. Ну, и что нашёл он в сием «млекопитающем»? Как и любая другая, она мужчине и даром не нужна, а этот Обломов носится с ней как курица с яйцом. Бросил – и баста! Дело ничуть не странное, эка важность! Хотя трудновато ему пришлось. Я-то вот не смог. И сам не пойму, какой дьявол меня держит. Нет, видно, и не смогу никогда. Стало быть, в этом Обломове силы больше, чем во мне, раз с такой «лёгкостью» он смог от неё отказаться. Чёрт возьми, а я не имею на это сил! Что ж, может быть, он и не совершеннее меня, а значит, и полезнее для России, чем я. Так, выходит, что есть у него и свои достоинства.

Обломов в карман за словом не лез, да и жизнь оценивал трезво, хотя бывал в обществе очень редко. Вот только забил себе голову разными пустяками: мол, «жизнь испорчена», «никуда не годится». Одним словом, он не живёт, а наблюдает за тем, что происходит вокруг. Вот если бы и эта дурь из него вся вышла, чувствую я, получился бы из этой «улитки» толк. А впрочем, бог с ним, коли уж такой у него склад. И всё-таки он славный малый: в жизни вряд ли смыслит, но он добряк.

Вот, наконец, и добрался я до последней капли обломовской сути. Если мне, «новому человеку», не суждено вывести Россию из рабства и угнетения, то, может быть, ему, «старому», со своими патриархальными правилами и принципами удастся сделать то, чему готов посвятить свою жизнь я. И у него, чёрт побери, есть все природные способности быть России «в двадцать раз полезнее» меня. И если не я, то, может быть, Обломов нужен нынешней России? Но он умер. Значит, нет, не нужен. Так кто же тогда?..

Михеева О., 10 Б класс

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: