Урок литературы на тему «Базаров и Одинцова»
Тема: Базаров в отношениях с Одинцовой и Аркадием.
Цель урока: 1) проследить по тексту романа, как раскрывается образ Базарова в его любви к Одинцовой и в отношениях с Аркадием,
2) развивать навыки устной речи, мышление, умение анализировать прочитанное;
3) формировать нравственность учащихся
Ход урока
I. Оргмомент
II. Слово учителя
С необычайной глубиной раскрывает автор могучую, прямую и страстную натуру Базарова. Читая эти страницы, мы должны задуматься над вопросами, которые не могут не волновать всех нас: об истинной любви, об отношении Базарова к любимой женщине. Урок надо провести эмоционально, с большим тактом касаясь этих вопросов, помочь учащимся понять, как раскрывается авторское отношение к Базарову.
В предыдущих глазах Тургенев показал, что его герой незримо выше окружающих его людей, отличается от них своим демократизмом, знаниями, умом, силой духа. Нои там мы отмечали страницы, где автор полемизирует с Базаровым, а именно – с его отношением к искусству, природе. Рассказывая историю любви своего героя, писатель еще шире развертывает полемику с ним, показывает несостоятельность романтических воззрений молодого нигилиста, заставляет его «ощутить романтика в себе самом» Однако автор не развенчивает Базарова. Он по – прежнему остается сильным, большим человеком, он и здесь выше Павла Петровича, так как не поставил свою ЖИЗНЬ «На карту женской любви», да и любит он по-иному. В изображении любви Базарова с особой силой сказалась противоречивость мировоззрения Тургенева, его двойственное отношение к Базарову, который предстает перед нами не как фотография революционера-разночинца, а как изображение, преломленное сквозь призму восприятия писателя,, многого не понявшего во взглядах и действиях революционной демократий.
III. Беседа.
Почему внимание Базарова привлекла Одинцова?
Она была красива, не похожа на губернских дам.
Как Тургенев описывает ее портрет?
Она поражает «достоинством своей осанки», «спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза… Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».
Вспомним диалог Аркадия и Базарова в конце четырнадцатой главы.
В репликах Базарова несомненно, звучит цинизм. В отличие от революционных демократов Базаров не ставит вопроса об эмансипации женщины. Так он заявляет, что «свободно мыслят между женщинами одни уроды» сравнивает холодную женщину с мороженым». Однако можно предположить, что цинизм этот—напускной, что вызван он стремлением скрыть от Аркадия а, быть может, и от самого себя сильное впечатление, произведенное на него Одинцовой. Ведь на следующий день «Аркадий представил ей Базарова и с тайным удивлением заметил, что он как будто сконфузился… Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно. «Вот тебе раз! бабы испугался!» — подумал он и, развалясь в кресле не хуже Ситникова, заговорил преувеличенно развязно, а Одинцова не спускала с него своих ясных глаз.»
Найдите еще слова, где автор говорит о смущении Базарова.
«Ломание Базарова в первые минуты посещения неприятно подействовало на нее…; но она тотчас же поняла, что он чувствовал смущение, и это ей даже польстило. Одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова».
Отвечая на приглашение Одинцовой, Базаров к великому удивлению Аркадия покраснел.
Из чего можно заключить, что не только красота Одинцовой привлекла Базарова, но и ее ум, широта интересов?
«Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая».
– Одинцова умная женщина, интересная собеседница. Было и нечто другое в этой женщине, привлекавшее к ней Базарова.
Обратимся к концу пятнадцатой главы (диалог Базарова и Аркадия).
В словах Базарова снова звучит напускной цинизм («Этакое богатое тело!», «Сказано — первый сорт»)
, так как ему неприятно сознаться в чувстве, которое возбудила в нем Одинцова.
Что отдаляет Базарова от Одинцовой?
Базаров считает ее аристократкой. «Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове», — иронически замечает он.
Какое впечатление произвел дом Одинцовой?
Базарову претит аристократический дух этого дома – лакеи, дворецкий.
«Какой гранжанр!» — говорит он, иронически употребляя французское словечко— впрочем, нарочито произнося его на русский лад.
Обратим внимание на диалог Базарова с дворецким.
Базаров говорит с ним преувеличенно вежливо, как не принято было говорить со слугами: «Никаких приказаний не будет, почтеннейший… разве рюмку водочки соблаговолите поднести». Тон этот, в котором звучит насмешка над аристократическими обычаями, вызвал законное недоумение дворецкого.
IV. Чтение 16 главы (сцена беседы с Одинцовой)
от слов: («Одинцова обратилась к Базарову…», кончая словами: «… Мы должны пощадить ее уши»).
Чем отличается манера говорить и спорить от споров с Павлом Петровичем?
Базаров охотно высказывает свои взгляды Одинцовой, говорит больше, чем собеседница, без раздражения, хотя своим видом и старается показать: «Верь мне или не верь, это мне, все едино!» В его речах нет злости, сарказма, преувеличенно резких суждений. Стиль его речи иной — нет в ней грубых выражений, шуток, она более книжная, литературная, хотя по-прежнему проста, близка к народной («недуги», «сызмала», «люди, что деревья в лесу»). Здесь чувствуется желание Базарова высказаться, поделиться с собеседницей своими мыслями.
Из каких слов видно, что Базаров считает необходимым переустройство общества?
«…Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет».
Для характеристики взглядов Базарова чрезвычайно важна оценка, которую он дает современному состоянию общества — «безобразное».
Как вы думаете, согласен ли Тургенев с такой оценкой? Как изобразил он положение в стране?
Тургенев несколькими штрихами, но весьма красноречиво рисует обнищание крестьян, темноту народа, бесхозяйственность помещиков, ничтожество и бюрократизм высшего чиновничества. В оценке состояния общества писатель соглашается со своим героем.
Итак, в беседе с Одинцовой Базаров охотно высказывает свои взгляды, делится с ней своими мыслям. Беседа эта — серьезная. касающаяся важных и волнующих его вопросов. Следовательно, вопреки своим циническим утверждениям, Базаров видит в Одинцовой умную, понимающую собеседницу.
Как постепенно меняется отношение Базарова к Одинцовой?
В первый день пребывания в Никольском он еще продолжает с показным цинизмом говорить об Одинцовой, но уже не о ее внешности, а о том, что его особенно привлекает в ней: «баба с мозгом», «тертый калач». На следующее утро, вернувшись после прогулки с Одинцовой, он поразил Аркадия выражением своего лица ( «хотя веселое и даже ласковое» оно «не понравилось Аркадию») и тем, что в рассеянности вторично с ним поздоровался.
-Что говорит Тургенев о душевном состоянии Базарова в начале 17 главы?
« В Базарове… стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало».
Вскоре «Базаров перестал говорить с Аркадием об Одинцовой, перестал даже бранить ее «аристократические замашки».
«… Вообще он с Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего… он как будто избегал, как будто стыдился его…»
Почему Базаров мог стыдиться Аркадия? (17 глава).
Читаем отрывок из семнадцатой главы, начиная со слов: «Настоящею причиной всей этой новизны…» и кончая словами: «… что ему, разумеется, не всегда удавалось».
Как смотрит Базаров на любовь к женщине?
Базаров утверждал, что человек не должен ставить на карту женской любви всю свою жизнь. Он справедливо считал, что личная трагедия человека не должна превращать его в живого мертвеца.
Базаров не признавал неразделенной любви; любовь он понимал как простое влечение к красивой женщине, а более глубокое чувство называл романтизмом, т. е. чепухой. В этом, конечно, мы не можем с ним согласиться. Спорите ним и Тургенев. Опровергая взгляды своего героя на любовь, писатель заставляет Базарова переживать то, что он сам отвергал: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».
В каких эпизодах ярко раскрывается «романтический» характер любви Базарова?
Вспомним первое объяснение его с Одинцовой в 17 главе. Какова обстановка, в которой происходит это объяснение? Обратите внимание на пейзаж.
«Базаров встал и толкнул окно. Оно разом со стуком распахнулось… Он не ожидал, что оно так легко отворялось; притом его руки дрожали. Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумящими деревьями и свежим запахом вольного, чистого воздуха».
«Базаров встал. Лампа тускло горела посреди потемневшей, благовонной, уединенной комнаты, сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание».
Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, — поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется с точки зрения Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, это ему казалась ночная «свежесть «раздражительной», это ему слышалось ‘Таинственное шептание. Базарову-материалисту, ученому-биологу шелест листьев, ночные шорохи кажутся таинственными!
Так под влиянием охватившего его чувства настоящей любви пробуждается в нем романтик, по-иному он начинает видеть мир.
Но сдается ли Базаров? Покоряется ли он романтическому чувству, изменяет ли своим убеждениям?
Нет, в отношениях с Одинцовой он верен себе: и в том, что он ей говорит, и в том, как он с ней говорит, чувствуется борьба, нежелание подчиниться овладевшей им «идеальной любви»
В сценах объяснения Базарова с Одинцовой покоряет его суровая прямота, честность, отсутствие какой бы то ни было рисовки: «Я человек положительный, неинтересный. Говорить не умею», — заявляет он. Базаров не идет на компромисс, не подлаживается под настроение Одинцовой, он словно хочет ей сказать всем
своим поведением: «Прими меня таким, каков я есть на самом деле, или не принимай совсем».
«… Изящная сторона жизни мне недоступна, та сторона, которою вы так дорожите»,
— откровенно признается он своей собеседнице. Прямо, без обиняков, называет он ее аристократкой, осуждает в ней то, что ему чуждо:
«… Вы себя избаловали … вы очень любите комфорт, удобства, а ко всему остальному очень равнодушны».
Отметим умение разбираться в людях, свойственное Базарову. Полюбив Одинцову, он видит ее недостатки. Прямо и откровенно он говорит о своих чувствах, не прибегая к красивым словам:
«Напротив, тот скорее достоин сожаления, с кем эта штука случается»
(Базаров обходит высокое слово «любовь», заменяя его просторечием «эта штука»). На вопрос Одинцовой, смог ли бы он отдаться полностью чувству любви, он честно отвечает: «
Не знаю, хвастаться не хочу».
А между тем, мы видим, что он способен на большое чувство. Условие: «Жизнь за жизнь» — кажется ему справедливым. О силе его чувства говорит и замечание автора:
«Сердце у него действительно так и рвалось».
О глубине его страданий свидетельствуют и следующие строки: «А Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый»
. На следующий день, продолжая прерванный накануне разговор, Одинцова касается вопроса о будущем Базарова. И здесь опять-таки в его словах — ни тени рисовки, простота и отсутствие даже намека на позу.
«… Я будущий уездный лекарь», —
заявляет он. И далее:
«Выйдет случай что-нибудь сделать — прекрасно, а не выйдет — по крайней мере тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал».
Его коробят громкие фразы:
«… Я понимаю ваше нежелание говорить о будущей вашей деятельности; но то, что в вас теперь происходит… — Происходит! — повторил Базаров,— точно я государство какое или общество!»
Какие же черты Базарова проявились в его любви к Одинцовой?
Мужественная решительность, воля, прямота и честность, суровая требовательность к себе и к другим, отвращение к фразе, к позерству, способность сильно, глубоко любить. Вспомним его портрет в девятнадцатой главе: «Его лицо, строгое и желчное, с опущенными глазами, с отпечатком презрительной решимости в каждой черте…» Это сильный человек, он глубоко любит и тяжко страдает, но держится мужественно, стойко. Прочитаем конец девятнадцатой главы (со слов: «Садясь в тарантас к Базарову…» до слов: «…Во всю дорогу уже не разевал рта»).
Мы видим, как мучительно страдает Базаров, но он не «раскис», подобно Павлу Петровичу, он злится на свою боль, он хочет ее непременно победить. И он остается верен своим убеждениям: «…Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца», — говорит он.
Некоторые критики, писавшие о романе «Отцы и дети», утверждали, что в истории любви Базарова к Одинцовой Тургенев «развенчивает» своего героя. Как вы думаете, правы ли были эти критики?
Нет, Тургенев спорит лишь со взглядами Базаров а, показывает несостоятельность его «антиромантических» убеждений, но, вместе с тем, история любви Базарова раскрывает замечательные качества его личности, делает его еще более привлекательным, показывает насколько он выше уездных аристократов, в том числе – и холодной, изнеженной, не способной на сильное чувство эгоистки Одинцовой.
Следует, однако, отметить, что Одинцова во многом достойна Базарова. Не всякую женщину он мог так сильно полюбить: и по своему уму, по опытности и знанию жизни, по силе характера она достойна Базарова. Это возвышает его. Если бы Базаров полюбил пустую, ничтожную женщину, такая любовь не вызвала бы сочувствия и уважения (именно пустую, вздорную, взбалмошную женщину любил всю жизнь Павел Петрович).
V. Домашнее задание
: 20, 21 главы, синквейн
VI. Выводы и итоги урока
1. История сближения Аркадия и Кати разворачивается в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» параллельно истории Базарова и Одинцовой. Это история о дружбе, которая постепенно перерастает в спокойную, чистую любовь.
2. Первая картина. В чем её смысл? ? Все объяснения Базарова и Одинцовой происходят в доме. И даже когда в окно вливается свежая ночь, она не может подчинить их себе. Объяснение Кати и Аркадия происходят на фоне природы, с которой они удивительно гармоничны. Первая картина – идиллия: у Аркадия в руках книга, Катя кормит воробьев. Все здесь тишина, покой, мера: ветер «слабый», двигает «тихонько», тень «ровная». Герои сидят под ясенем, деревом, символизирующем плодородие, единство противоположностей, непобедимость и непрерывность жизни. Герои молчат, но в молчании не отчуждение, а близость.
3. Как распределяются роли в диалоге? ? Главная роль – Кати. Аркадий больше спрашивает, Катя отвечает. Она мягко, но настойчиво разворачивает Аркадия лицом к себе, вылечивая его от драматизма отношений с Базаровым и Одинцовой. В то же время никакого насилия. Катя умна и понимает, что они с Аркадием родственные души:
мы с вами ручные.
Но она не чужда страстей. Может чувствовать ревность, недоверие, что её могут любить и предпочесть сестре. Нежелание властвовать сочетается в ней с нежеланием быть неравной в союзе.
4. А что происходит с Аркадием? ? Поначалу хоть слабо, но он сопротивляется, пытаясь доказать свою независимость (разговор о Гейне). Но постепенно и с удовольствием для себя подчиняется Кате, у них даже мелькают одни и те же мысли. Эта подчиненность не тяготит Аркадия. Наедине с Катей он являет свои лучшие качества: проницательность, уважение к достоинствам другого, красоту в выражении чувств.
Читаемое в разделе:
- Сила и слабость базаровского нигилизма. Анализ 10 главы романа «Отцы и дети»
- «Отцы и дети». Прочтение. Вслед за автором. Анализ первых трех глав романа
- Проблематика романа Тургенева «Отцы и дети»
- «Отцы и дети» Тургенева как социально-психологический роман
- Стихотворения Тургенева в прозе. Нравственность и человеческие взаимоотношения
- Стихотворения в прозе И.С. Тургенева («Близнецы», «Два богача»)
- Диалог Ситникова и Кукшиной. По роману «Отцы и дети»
Ранее опубликованные в разделе:
- Стихотворения Тургенева в прозе. Нравственность и человеческие взаимоотношения
- Стихотворения в прозе И.С. Тургенева («Близнецы», «Два богача»)
- «Отцы и дети». Прочтение. Вслед за автором. Анализ первых трех глав романа
- Женские образы в прозе И.С.Тургенева
- Автор и его герой в романах Тургенева «Рудин» и «Отцы и дети»
Новые материалы раздела:
- «Отцы и дети» Тургенева как социально-психологический роман
- Диалог Ситникова и Кукшиной. По роману «Отцы и дети»
- Сила и слабость базаровского нигилизма. Анализ 10 главы романа «Отцы и дети»
- Павел Кирсанов и Евгений Базаров. Сочинение по роману «Отцы и дети»
- Проблематика романа Тургенева «Отцы и дети»
«За невлюбленными людьми любовь идет, как привиденье». Любовь в романе «Отцы и дети»
В романе четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке. Урок можно провести, работая в 4 группах. 1-я группа.
Павел Петрович и княгиня Р. 1. Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович после смерти княгини Р. 2. Найдите ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердите неопределенность и загадочность героини. Как образ княгини Р. помогает в понимании характера Павла Петровича? Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова? 3. Используя текст XXIV главы, объясните, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой.
Вывод.
Эта любовь — любовь-наваждение, которая «сломала» жизнь Павла Петровича, он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Эта любовь не принесла ничего людям, кроме муки.
2-я группа.
Николай Петрович и Фенечка. 1. Расскажите историю Фенечки, выделите ее основные черты. Какова композиционная роль этого образа? 2. Сравните переживания Николая Петровича (конец VIII главы) с переживаниями Павла Петровича. 3. Сопоставьте любовь братьев. Что общего и в чем разница в их чувствах? Какова роль любовных историй братьев в понимании образа Базарова?
Вывод.
Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р.
не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки — это прежде всего семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно. 3-я группа.
Базаров и Одинцова.
1. Используя текст VII, XIV и ХVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине. 2. Наблюдая за лексикой XIV, XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение. 3. Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова. 4. Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. 5. Сравните две сцены объяснения Базарова — поздним вечером и днем (XVII, XVIII главы). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое «вливается в душу и заставляет ее трепетать»? 6. Почему не могла состояться любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову? 7. Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. «Растоптала» ли любовь Базарова? 8. Чем сходны и чем различаются любовные ситуации Базарова и Павла Петровича? 9. Какова идейно-композиционная роль образа Фенечки для понимания характеров Базарова и Павла Петровича? Вывод.
Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не «растоптала» Базарова, после объяснения Базаров с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А.
Г. Цейтлин считают, что любовь «низводит» Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко. 4-я группа.
Аркадий и Катя.
1. Проследите по тексту, как относится Аркадий к Анне Сергеевне Одинцовой (глава XIV). Зачем в романе показана влюбленность Аркадия в Анну Сергеевну? 2. Опираясь на текст, докажите, что Аркадий меняется («возвращается» к себе истинному) под влиянием Кати (главы XXV, XXVI). 3. Какова идейно-композиционная роль образа Кати? Вывод.
Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки.
Таким образом, в отношении к любви похожи отец и сын.
🗹