Система уроков по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». 10 класс


Тургенев, Анализ произведения Отцы и дети, План

Анализ произведения
Характер конфликта в романе основан прежде всего не на возрастных, а на общественных противоречиях. В 60-е годы XIX века в общественной жизни России появилось два направле­ния: демократы-разночинцы и либералы. Характер борьбы этих течений и отражен в произведении.

Роман имеет особую композицию: он построен в форме диало­га, политических споров. Всего здесь 28 глав, причем последняя глава выполняет роль эпилога, а все главы следуют одна за дру­гой по принципу «за» и «против».

Конфликтной основой является спор Базарова и Павла Петро­вича Кирсанова (демократы — либералы).

Начинается роман с экспозиции. В Марьино приезжает Арка­дий вместе со своим другом Евгением Базаровым. В этом произве­дении имеется несколько сюжетных линий, а именно: Базаров — Павел Петрович Кирсанов, Базаров — Одинцова, Базаров — Ар­кадий, Базаров — Ситников — Кукшина. Но основной является линия: Базаров — Павел Петрович.

В V главе начинают раскрываться некоторые подтекстовые моменты спора. Речь идет о нигилизме Базарова. Высказано не­сколько точек зрения. Объяснение нигилизма Николай Петрович пытается найти, обращаясь к этимологии этого слова. Павел Пет­рович в этот термин вкладывает пренебрежительный характер. И только Аркадий видит в данном слове общественный смысл. Нигилист — это человек, не признающий авторитетов, не скло­няющийся перед ними.

Далее рассказывается о героях. Чтобы составить более ясное представление о Павле Петровиче, Тургенев вводит предысто­рию его жизни, рассказ о княгине Р.

В VI главе продолжаются споры между Базаровым и Кирсано­вым, и теперь они затрагивают науку и искусство. Базаров высту­пает как сторонник науки, но такой, которая приносит практи­ческую пользу и ценность.

Конфликт постепенно обостряется и кульминацией идейного спора станет десятая глава.

Основным пунктом их расхождений является вопрос об отно­шении к существующей действительности. Базаров отрицает не только ее, но и строй, в котором они живут. Но Тургенев показал и слабые стороны этой программы. Дело в том, что Базаров и разночинцы предлагают программу-минимум: разрушить все, «место расчистить», а программы-максимума у них нет.

Второй вопрос — о народе, о русском мужике. Павел Петро­вич и Базаров сходятся в том, что русский народ патриархаль­ный, религиозный, женственный и забитый. Но если Павел Пет­рович умиляется этими чертами, считает их исконными, то Ба­заров протестует против такого отношения к мужику. Он считает, что ему надо дать образование, сделать его просвещенным.

Третьим пунктом разногласий является отношение к существу­ющим законам, постановлениям и нормам. Павел Петрович свято верит в то, что в России исполняются законы, а Базаров это от­рицает.

Их спор носит идейный характер и отражает два противопо­ложных взгляда на самые актуальные проблемы того времени.

После девятой главы общественные ситуации как бы отходят на второй план. Развязкой этой линии является дуэль Базарова с Павлом Петровичем, внешняя причина которой — поцелуй Фе­нечки. А внутренняя причина заключается в том, что эти два человека — антагонисты. Вся сцена дуэли дана в пародийном плане.

Тургенев психологически готовит Базарова к смерти, так как не находит ему места в жизни, показывает его депрессию.

Накануне смерти происходит встреча Базарова и Одинцовой. Эта сцена, одна из немногих в романе написанная в романтичес­ком ключе, раскрывает личность Евгения с совершенно иной сто­роны, показывает его благородство.

Тургенев вводит в роман лирическую концовку, которая со­держит философские размышления автора.

Он считал, что в жизни есть истины вечные, а есть приходя­щие и уходящие. Такой вечной истиной для него является приро­да, а человек — временная истина, поскольку он приходит в этот мир и уходит из него. Автор пишет о грешном и бунтующем серд­це Базарова, ведь главный герой его произведения бросил вызов самой природе и самой действительности.

Источник

Система уроков по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». 10 класс

-> Влияние его на окружающих людей ничего не доказывает; …И на людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Василию Ивановичу и Арине Власьевне, больно нетрудно произвести сильное впечатление. Но смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить — это дело сильного характера. Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что совершить великий подвиг…

2.Д. Д. Минаев1.

Стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862 г.) [7. С. 151–152].

Беседа с учащимися по вопросам:

1) Какова позиция автора, Д. Д. Минаева, поэта-пародиста?

2) Каковы особенности формы стихотворения?(Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтовское «Бородино». Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на молодое поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто нам милей – отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!»)

3.М. А. Антонович

«Асмодей4 нашего времени» (1862 г.).

Максим Алексеевич Антонович – публицист, литературный критик и естествоиспытатель, принадлежал к революционно-демократическому лагерю, был учеником Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Благоговейное отношение к Чернышевскому и Добролюбову пронес через всю жизнь. С Некрасовым у Антоновича были сложные отношения.

По воспоминаниям дочери, Антонович обладал очень самолюбивым и нетерпимым характером, что усугубляло драматизм его судьбы в журналистике.

В статье «Асмодей нашего времени» Антонович отрицательно отозвался о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Критик увидел в романе идеализацию отцов и клевету на детей. В Базарове Антонович находил безнравственность и «кашу» в голове. Евгений Базаров – карикатура, клевета на молодое поколение.

Некоторые выдержки из статьи.

->«С первых же страниц… Вас обдает каким-то мертвящим холодом; вы не живете с действующими лицами романа, не проникаетесь их жизнью, а начинаете холодно рассуждать с ними или, точнее, следить за их рассуждениями… Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении… в новом произведении нет… психологического анализа, нет… художественных изображений картин природы…

-> …в романе… нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления… Главного своего героя и его приятелей он [Тургенев] презирает и ненавидит от всей души…

-> В спорах он [Базаров] совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограниченному уму…

-> О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от своих добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце; не видно в нем и следа какого-нибудь увлечения или страсти…

Главные герои

Евгений Базаров – молодой мужчина, студент-медик, яркий представитель нигилизма, то есть философии, ставящей под сомнение все общепринятые ценности.

Аркадий Кирсанов – недавний студент, приехавший в имение родителей. Под влиянием Базарова увлекается нигилизмом. В конце романа понимает, что не может так жить и отказывается от идеи нигилизма.

Кирсанов Николай Петрович – помещик, вдовец, отец Аркадия. Живет в имении с Фенечкой, которая родила ему сына. Придерживается демократичных взглядов, любит поэзию и музыку.

Кирсанов Павел Петрович – аристократ, бывший военный. Брат Николая Кирсанова и дядя Аркадия. Яркий представитель либералов.

Базаров Василий Иванович – армейский хирург в отставке, отец Евгения. Живет в имении жены, небогат. Занимается врачебной практикой.

Базарова Арина Власьевна – мать Евгения, набожная и очень суеверная женщина. Малообразованна.

Одинцова Анна Сергеевна – богатая вдова, которая симпатизирует Базарову. Но спокойствие в своей жизни ценит больше.

Локтева Катя – сестра Анны Сергеевны, скромная и тихая девушка. Впоследствии выходит замуж за Аркадия.

И. С. Тургенев «Отцы и дети». План.

«Отцы и дети». Сущность основного конфликта в романе

1. «Мысль семейная» в романе «Отцы и дети» как традиция русской литературы – выверять прочность общественных отношений семьей и семейными отношениями.

2. Противоречие в названии романа, указывающее на глубину конфликта:

2.1. социальное, идейное противоречие «отцов» и «детей» — Базаров и Павел Петрович (демократизм и аристократизм);

2.2. психологическое противоречие «отцов» и «детей» — Базаров и Николай Петрович. Яркая, выдающаяся личность – и обыкновенная, дюжинная натура;

2.3. возрастное противоречие отцов и детей – Базаров и Василий Иванович, его отец. Отец стремится «не отставать от века», но жизнь движется вперед, образуя пропасть между ним и сыном: «…где ж нам за вами угнаться? Ведь вы нам на смену пришли».

3. Конфликт отцов и детей в эпилоге романа:

3.1. описание природы, подчеркивающее поэтическую натуру погибшего Базарова;

3.2. одинокие фигуры родителей на могиле сына как символ вечной связи, неразрывности уз отцов и детей;

3.3. последние строки романа, сглаживающие конфликт, напоминающие о примирении и любви поколений.

Идейный спор отцов и детей

1. Время создания романа. основной социальный конфликт.

1.1. Тургенев как летописец эпохи 60-х г.г.;

1.2. время действия в романе 1859-1860-г.г. (время публикации 1860-1862 г.г.);

1.3. признаки предреформенной России в поместье Кирсановых, свидетельствующие о кризисе крепостного права.

2. Спор поколений (Базаров и П. П. Кирсанов):

2.1. различные черты героев:

— социальное положение (Базаров – разночинец, Павел Петрович – дворянин);

— манера поведения (аристократизм Павла Петровича, простота и грубоватость Базарова);

— внешний вид (небрежность Базарова, изящество Павла Петровича);

— взаимоотношения друг с другом (недружелюбное и равнодушное отношение Базарова к Павлу Петровичу; резкое неприятие, ненависть Павла Петровича к Базарову);

— поведение в споре (убежденность Базарова, сочетающаяся с пренебрежением к П. П., полное неприятие прежних устоев и правил, огульное отрицание; У П. П. – отстаивание аристократических принципов, непререкаемое подчинение авторитетам);

— их взгляды на природу, искусство, любовь, народ, на пути преобразования России.

2.2. Общие черты героев:

— сильные личности (убежденность, оба не поддаются чужому влиянию, способны подчинять себе других);

— безграничное самолюбие (неумение слушать оппонента, сатанинская гордость);

— взаимная вражда (полное неприятие взглядов и поступков соперников);

— человечность, благородство ( их отношения во время и после дуэли).

3. Философское значение образов Базарова и П. П.: драматический характер их социального конфликта, трагичность их образов наводят на размышления о судьбе всего общества; герои в финале романа: мужественная смерть Базарова и скучающее прозябание П. П.

Тема любви в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

1. Место этой темы в творчестве Тургенева. Высота и чистота любовного чувства героев Тургенева.

2. Испытание любовью, через которое проходят все герои романа «Отцы и дети»:

2.1. Любовь в жизни П. П. и Базарова:

— до встречи с любовью – успешное, блестящее будущее офицера П. П. и нигилиста, естествоиспытателя Базарова;

— мистический, романтический характер любви П. П. и осознанное чувство Базарова; сила и трагичность любовного чувства обоих героев;

— П. П. и Базаров после расставания с любовью: жизненный крах П. П. и его дальнейшее бессмысленное существование (автор: «да он и был мертвец»); жизненный крах и смерть Базарова.

2.2. Любовь в жизни Николая Петровича и Аркадия:

— гармоничность и плодотворность их чувства;

— счастливый характер их любви, удачные браки: их любовь принесла им покой и уют, возродила их к жизни.

3. Мастерство Тургенева в изображении внутренней жизни героев:

— речь: нарочитая грубость Базарова, почувствовавшего любовь к Одинцовой;

— деталь: рассеянность влюбленного Базарова, два раза за одно утро поздоровавшегося в с Аркадием в имении Одинцовой;

— портрет: в портрете Одинцовой проявляется достоинство, незаурядность ее натуры.

Образ Базарова

1. Социальное происхождение героя: из разночинцев, отец, Василий Иванович, — обедневший дворянин, полковой лекарь, всю жизнь трудился. Базаров – студент естественного факультета.

2. Взгляды Базарова:

2.1. На будущее страны: самодержавие разрушить – а строить будут другие;

2.2. На русский народ: патриархальность, набожность – следствие его отсталости;

2.3. На любовь: ее отрицание, потому что это пережиток дворянской культуры;

2.4. На искусство: его отрицание, потому что оно пережиток дворянской культуры;

2.5. На природу: «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»;

3. Отношения Базарова с героями романа:

3.1. его идейный поединок, столкновение с П. П.;

3.2. его его снисходительно-уважительное отношение к Николаю Петровичу;

3.3. дружба с Аркадием, распавшаяся из-за разного уровня их личностей;

3.4. любовь к Одинцовой – но Анне Сергеевне собственный покой дороже любви;

3.5. ироничное, пренебрежительное отношение к Ситникову и Кукшиной;

3.6. Базаров любит и ценит родителей – и скучает с ними, их опека томит его;

3.7. отношение Базарова к самому себе: самоломанность как важнейшее свойство его личности; Базаров шел против своей природы, сам себя сделал.

4. Жизненный путь Базарова, подчиненный его целеустремленности и так внезапно оборвавшийся. Величие Базарова в смерти.

5. Значение образа Базарова в идейном замысле романа.

6. Отношение автора к герою.

Автор и его герой в романе Тургенева «Отцы и дети»

1. Лирический дар Тургенева («У Тургенева лиризм составляет внутреннюю сущность его художественного мироощущения, выражает его отношение к изображаемому» Н. И. Пруцков)

2. Отношение автора к Базарову:

2.1. Уважение и восхищение;

2.2. Отсутствие насмешки при изображении Базарова;

2.3. Изображение любви Базарова с сочувствием и большой художественной силой;

2.4. Величие Базарова перед лицом смерти;

2.5. Оценки Базарова и Тургенева, их мнения о персонажах романа во многом совпадают, Тургенев как бы попадает под влияние мятежной и сильной личности Базарова;

2.6. Автор не сочувствует Базарову в его нигилизме, в его отрицании природы, любви, красоты, так как у Тургенева была цель «во временном указать на вечное» (Н. Н. Страхов).

2.7. Позиции Базарова Тургенев противопоставляет «жизнь человеческую, в самом широком ее значении».

3. Способы отношения автора к герою: внутренний монолог, построение диалогов, авторские комментарии.

Краткое содержание

Глава 1.

Действие начинается весной 1859 года. На постоялом дворе мелкий помещик Кирсанов Николай Петрович ждет приезда своего сына. Он вдовец, живет в небольшом имении и имеет 200 душ. В молодости ему прочили карьеру военного, но небольшая травма ноги ему помешала. Он отучился в университете, женился и стал жить в деревне. Через 10 лет после рождения сына у него умирает жена и Николай Петрович с головой уходит в хозяйство и воспитание сына. Когда Аркадий вырос, отец отправил его в Петербург учиться. Там он прожил с ним три года и снова вернулся в свою деревню. Он очень волнуется перед встречей, тем более, что сын едет не один, а с товарищем.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: